Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционные основы коммерческой деятельности

Контрольнаяработа по дисциплине «Коммерческое право»
Тема: Конституционныеосновы коммерческой деятельности

Содержание
Введение
1. Конституционные основыкоммерческой деятельности
2. Источники коммерческого права
3. Применимое право при разрешенииспоров из внешнеэкономических сделок
4. Конституционные гарантиипредпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Коммерческая деятельность- широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающихмаксимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров приучете интересов конечного потребителя. Главная цель коммерческой деятельности — получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокойкультуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как дляорганизаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операциикупли-продажи на рынке товаров и услуг[1].
Коммерческая деятельностьявляется одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших врезультате разделения руда. Она заключается в выполнении обширного комплексавзаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершениепроцесса купли- продажи товаров и оказание торговых услуг с целью полученияприбыли.
В процессе коммерческойдеятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица,занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбытатоваров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления ипоставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую ирозничную торговлю, занимаются рекламно- информационной деятельностью. Крометого, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлениютоварными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязанымеду собой и выполняются в определенной последовательности. Темой контрольнойработы выступает: Конституционные основы коммерческой деятельности.
Актуальность темыобусловлена тем, что с принятием Конституции в нашем государстве были заложеныконституционные основы предпринимательства, как и всей системы рыночной экономики.Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статейКонституции — о единстве экономического и правового пространства, обустановлении правовых основ единого пространства, об установлении правовыхоснов единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частнойсобственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выездеи возвращении в ПМР, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги,о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормаммеждународного права. Конституционные нормы — это нормы высшей юридическойсилы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, иследовательно, в случае, если нормы закона, указа, иного правового актапротиворечат Конституции, подлежат применению нормы Конституции ПМР.
Основной цельюконтрольной работы является изучение конституционных основ коммерческойдеятельности. Исходя из постеленной цели, сформулированы следующие основныезадачи:
— рассмотреть и изучитьконституционные основы коммерческой деятельности;
— определить ипроанализировать источники коммерческого права;
— изучить применимое право при разрешении споров извнешнеэкономических сделок;
— рассмотреть основные конституционные гарантиипредпринимательской деятельности.
Формирование правовойосновы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, посколькуправо представляет собой единую нормативно-правовую систему общества. Важнейшейотраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве праварыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка —экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышениеэффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне истабильности экономики — одно из главных направлений совершенствованиямеханизма нормативно-правового регулирования.

1. Конституционные основы коммерческой деятельности
Конституция — правовая основа развития торговогозаконодательства.
В Конституции нашего государства заложен концептуальный подходк предпринимательской, в том числе и торговой деятельности, как к сферегосподства частных интересов, потому что имущественные отношения государства ипредпринимателей рассматриваются как отношения равноправных партнеров.
Имущественная независимость граждан также закреплена вКонституции. Она,как важнейшее условие создания рыночной среды, означает также равенство,свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.
Конституционный статус предпринимателей, независимо от тогогосударственное это предпринимательство или частное, а также на территориикакого района осуществляется коммерческая деятельность, должен быть единым. Этоподтверждается еще и тем, что регулирование гражданских отношений, установлениеправовых основ единого рынка отнесено к компетенции Приднестровской МолдавскойРеспублики.
Нормы Конституции гарантируют единое экономическоепространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Конституция ПМРотносит возможность предпринимательства к правам граждан.
Конституционные ограничения предпринимательства связанытолько:
— с недопущением монополизации и недобросовестнойконкуренции;
— с защитой основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособностистраны и безопасности государства[2].Основным источникомкоммерческого права признается Конституция РФ, так как она закрепляет основныеинституты и принципы коммерческого права.
Конституция- основной законгосударства, который имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативныеакты не должны противоречить Конституции.
Конституциясодержит, положения, являющиесяфундаментом коммерческого права:
1. о едином экономическомпространстве на всей территории государства;
2. о свободномперемещении товаров, услуг и финансовых средств;
3. о поддержкеконкуренции;
4. о свободнойэкономической деятельности;
5. о равной защитечастной, государственной и иных форм собственности;
6. о праве граждан насудебную защиту нарушенных прав и т. д.[3]
Коммерческоезаконодательство — совокупность комплексных нормативных актов, т. е. нормативных актов, содержащихнормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующихпредпринимательскую деятельность.
Специализациякоммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных спредпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией(управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощеныв нормах частного и публичного права. Как основу рыночных отношений КонституцияПМР закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности.
 
2. Источники коммерческого права
Учитывая, что коммерческое право — сфера частноправовогорегулирования, основным для него является Гражданский кодекс. Принятие первой,а затем и второй частей ГК ПМР позволило улучшить частноправовое регулированиекоммерческой деятельности, хотя и не затронуло публично-правовые аспектыторгового законодательства. Гражданско-правовые нормы других законов должнысоответствовать ГК. Это требование закрепляет основные принципы регулирования,однако, развитие рынка, торговой деятельности не допускает застоя внормотворчестве. На практике принимаются новые законы, нередко противоречащиеотдельным нормам ГК[4]. Следующими по иерархиинормативными актами являются указы Президента, издаваемые в целях оперативногоразвития законов. В условиях стремительного расширения рыночных отношенийколичество издаваемых указов довольно велико, поэтому происходит некотороепринижение роли законов. Например, Указ Президента № 2204 «Об обеспеченииправопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров(выполнение работ или оказание услуг)», устанавливающий предельный 3-хмесячныйсрок осуществления платежей при передаче товара, ограничивает свободу сторондоговора при определении условий о сроках и порядке оплаты поставленноготовара, предусмотренную Гражданским кодексом. Немалое значение в регулированиикоммерческой деятельности имеют ведомственные нормативные акты, особенно актытаких органов, как Министерство экономики, Министерство финансов и других.Количество этих актов настолько велико, что не всегда представляется возможнымих все отследить. Большую помощь в работе с этими нормативными актами оказываютсправочные правовые системы. Органы власти и местного самоуправления издаютнормативные акты по вопросам организации торговли на своей территории, поконтролю за торговой деятельностью.
Для регулирования коммерческой деятельности используютсятакже локальные нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственнуюдеятельность на уровне организаций и принимаются их учредителями либо самимиорганизациями. К числу актов, утверждаемых учредителями, относятсяучредительные договоры и уставы организаций. Учредительный договор и уставорганизации являются основными документами, определяющими порядок организации идеятельности конкретного предприятия. Локальные нормативные акты принимаютсяорганизациями для определения прав и обязанностей своих подразделений,регулирования внутрихозяйственных отношений, установления внутрифирменных норми нормативов, планирования своей деятельности[5]. В ряде случаев взаконодательстве определяется, какие органы организации утверждают локальныенормативные акты. Так, согласно п. 14 ст. 65 Закона об акционерных обществах ккомпетенции совета директоров (наблюдательного совета) отнесено утверждениенормативных документов, определяющих порядок деятельности органов управленияобщества. Если гражданское законодательство охватывает, как правило, лишьчастноправовые нормы по регулированию торговой деятельности, то в Арбитражномпроцессуальном кодексе содержатся, нормы по регулированию отношений как погоризонтали, так и по вертикали. Согласно нормам Кодекса арбитражные судырассматривают экономические споры, к которым относятся не только споры междупредпринимателями, но и споры между предпринимателями и государственнымиорганами. Таким образом, в процессуальной сфере обеспечивается единый подход кчастноправовым и публично-правовым элементам регулирования коммерческойдеятельности.
3. Применимое право при разрешении споров извнешнеэкономических сделок
Так как торговая деятельность не ограничивается рамкамиодного государства, то к источникам коммерческого права относятся международные,межгосударственные и межправительственные соглашения по вопросам торговли,по вопросам применения права той или иной страны при разрешении споров извнешнеэкономических сделок.
Согласно закрепленному в Конституции ПМР принципу приоритетамеждународных соглашений над внутренним законодательством, нормы Гражданскогокодекса ПМР содержат правило о том, что общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры являются в соответствии с Конституциейсоставной частью правовой системы Приднестровской Молдавской Республики. Далееуказывается, что международные договоры применяются к отношениям, указанным вп. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса непосредственно, кроме случаев, когда измеждународного договора следует, что для его применения требуется изданиевнутригосударственного акта. Весьма важной с практической точки зрения являетсячасть ГК, в которой закрепляется приоритет международного договора надвнутренним законодательством: если международным договором установлены иныеправила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, топрименяются правила международного договора[6]. Основными документами,регулирующими внешнеэкономическую торговую деятельность, являются Венскаяконвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров,Гаагская конвенция 1986 года о праве, применимом к договорам международнойкупли-продажи, Римская конвенция стран ЕС 1980 года о праве, применимом к договорнымобязательствам. В рамках стран СНГ действуют Соглашение об общих условияхпоставки товаров от 20 марта 1992 года, другие договоры стран СНГ оторгово-экономическом сотрудничестве[7]. Положения Венскойконвенции подлежат применению к отношениям сторон договора международнойкупли-продажи товаров в двух случаях. В первом — при нахождении предприятийпродавца и покупателя в странах-участницах Конвенции. Второй случай возникаетпри применении к отношениям сторон, не урегулированным или не полностьюурегулированным контрактом, норм права, частью которого в силу предписаний ГКПМР является Венская конвенция. Внешнеэкономические сделки помимо такихособенностей, как значительная свобода воли сторон договора при согласованииего условий, возможность регламентирования вопросов, возникающих из договорамеждународной купли-продажи товаров, правилами Венской конвенции ООН, а такжеширокое применение к данному договору международных торговых обычаев и торговыхобыкновений, имеют еще одну важную черту — возможность регламентированияправоотношений сторон нормами иностранного права.
Любое указание на право или систему права какого-либогосударства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальномуправу этого государства, а не к его коллизионным нормам. То есть стороны могутсами избрать право, которым будет регулироваться договор или его часть. Всоответствии с Римской конвенцией (1980) этот выбор права должен быть прямовыражен или с разумной определенностью вытекать из условий договора либообстоятельств дела[8]. Однако Римская конвенцияпредусматривает возможность ограничения применения права выбранного сторонами сцелью воспрепятствования обхода закона (например, при уходе отналогообложения). При отсутствии выбора права сторонами третейский судприменяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами,учитывающими различные ситуации. Если в договоре не указаны нормы применимогоправа той или иной страны, действуют нормы международных соглашений. Гаагскаяконвенция 1986 года предусматривает в ст. 8, что в указанном случае применяетсязакон государства, в котором продавец имеет свое местонахождение в моментзаключения договора. Пункт 3 ст. 8 в качестве дополнительного критериядопускает в исключительных случаях применение иного права, например, когда всилу сложившихся между сторонами деловых отношений купля-продажа явным образомнаиболее связана с правом иным, чем право, определяемое согласно основномукритерию. Вместе с тем в п. 5 ст. 8 указывается, что положения п. 3 неприменяются к вопросам, регламентируемым Венской конвенцией 1980 года одоговорах международной купли-продажи товаров, если в момент заключениядоговора продавец и покупатель имеют свое местонахождение в странах-участницахКонвенции. Кроме этого, существует возможность применения к разным частямдоговора норм разных стран[9]. Если императивныминормами права страны, с которой тесно связана сделка или страны суда, ограниченавозможность избрания применимого права, используются нормы этой страны (страны,с которой тесно связана сделка, или страны суда). Важной особенностьюколлизионного регулирования, установленного Конвенцией, является положение обисключении обратной ссылки, согласно которому применение права страны,определенного Конвенцией, означает применение правовых норм, действующих в этойстране, даже если они иные, чем нормы международного частного права.
4. Конституционные гарантии предпринимательства
Источниккоммерческого права — Конституция, которая содержит гарантии отдельных видов коммерческойдеятельности. Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всехглавах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющихполномочия органов власти. Важной составной частью права на предпринимательствоявляется право предпринимателей иметь имущество в собственности — владеть,пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другимилицами. Изъятие имущества предпринимателей допускается только по решению суда — важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости отгосударства. Содержащееся в Конституции положение о том, что принудительное отчуждениеимущества для государственных нужд может быть произведено только при условиипредварительного и равноценного возмещения, определяет цели и условия изъятияимущества у предпринимателем[10]. Права предпринимателейна коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статусакоррелирует право каждого свободно получать информацию. Каждый член обществавправе претендовать на получение объективной информации о деятельностипредпринимательских структур, с тем, чтобы они с помощью недобросовестнойрекламы не злоупотребляли своими правами. Отечественное законодательстводопускает создание некоммерческих организаций в разнообразных формах. Правоваяформа организации характеризует прежде всего специфику имущественных отношениймежду организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другиеобстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Существуетперечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных ГК и Законом«О некоммерческих организациях». Перечень включает:
— потребительскиекооперативы;
— общественные ирелигиозные организации (объединения);
— фонды;
— некоммерческиепартнерства;
— учреждения;
— автономныенекоммерческие организации;
— объединения юридическихлиц (ассоциации и союзы). Потребительский кооператив – добровольное
— объединение граждан июридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностейучастников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основеобъединения имущественных паевых взносов участников. Потребительскиекооперативы широко распространены в нашей стране. Это гаражные, дачныекооперативы.
Общественные ирелигиозные организации -объединения, не имеющие извлечениеприбыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющаяполученную прибыль между участниками. Объединяться в общественные и религиозныеорганизации могут только граждане, а не юридические лица.

Заключение
В первые советские годы всплеск внимания к торговому правубыл связан с нэпом. По постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР начиная с 1923 г. велась работа по составлению проекта Торгового свода. Егопредполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидойВысшего совета народного хозяйства (ВСНХ) был составлен проект Торгового сводаСССР. Он обсуждался несколько лет. Но после отказа от нэпа все работы надТорговым сводом были прекращены. В современных условиях торговое право вновьначало развиваться. Закреплена его отраслевая специализация. Она постепеннопроводится в законопроектной работе. Указом Президента был утвержденОбщеотраслевой классификатор отраслей законодательства. Правовой основойторгового законодательства служит Конституция. В качестве конституционной основыэкономического строя она закрепляет положения о единстве экономическогопространства в Российской Федерации, свободном перемещении товаров, услуг икапиталов, о свободе осуществления предпринимательской деятельности, поддержкеконкуренции и ограничении монополистической деятельности, равной защитечастной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и др. Согласнонормам Конституции установление правовых основ единого рынка относится кведению Приднестровской Молдавской Республики. Это означает, что нормативныеправовые акты по вопросам, касающимся основ формирования рынка, могутприниматься исключительно соответствующими государственными органами. Главнымзаконом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК.Наряду с ним издан ряд  законов  торгового  права.  Таковы  Закон  «О товарныхбиржах и биржевой торговле», Закон «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках», «О качестве и безопасностипищевых продуктов», группа законов о регулировании закупок товаров длягосударственных нужд, федеральные законы о государственном регулированиипроизводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции, лекарственных средств и др. Указы Президента содержат непротиворечащие законам акты коммерческого права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры в силу норм Конституции признаются составной частью правовой системы.Это важное положение относится и к коммерческому праву. В качестве источникакоммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование всущественное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные визданиях авторитетных общественных организаций. Следует указать на методправового регулирования, свойственный коммерческому праву. В силунепосредственной взаимосвязи с гражданским правом коммерческое право используетединый с ним общедозволительный метод регулирования.
Названный метод состоит в предоставлении участникам торговогооборота возможности самостоятельно создавать

Список использованнойлитературы
1. Конституция ПМР, Краткийпостатейный комментарий, ГИИЦ Министерства экономики Тирасполь 2000.
2. Конституция Российской Федерации:Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2007) // Российскаягазета. 1993. №237.
3. Гражданский кодекс ПМР, от 24февраля 2005 г.
4. Коммерческое право. (Учебноепособие) Под ред. Постового Н.В. (2006, 188с.) 
5. Коммерческое право. Конспектлекций. Горбухов В.А. (2007, 192с.)
6. Коммерческое право России.(Учебник) Пугинский Б.И. (2005, 316с.)  
7. Коммерческое право России. Курслекций. Беляева О.А. (2009, 192с.)
8. Коммерческое право. Горбухов В.А.(2008, 32с.)
9. Коммерческое право. Учебныйминимум. Звягинцев М.Г. (2005, 24c.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.