Министерствообразования Российской Федерации
УральскийФинансово – Юридический институт
Контрольнаяработа
подисциплине:
«КОНСТИТУЦИОННОЕПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вариант№3
Работувыполнил:
студентКузнецова Ю.Е.
гр.Ю – 1907
Работупроверил:
научныйруководитель
КарасевА.Т.
Екатеринбург
2009 г.
Содержание:
1. Используятекст Конституции, монографическую, справочную и учебную литературу, назовите идайте характеристику основных этапов конституционного развития России. Чтозначит преемственность в развитии конституционного законодательства?
2. Используятекст Конституции, регламенты палат Федерального Собрания, а такжемонографическую и учебную литературу, покажите особенности законодательногопроцесса в Российской Федерации
3. Какимобразом в Конституции Российской Федерации закреплены социально-экономическиеправа граждан?
Источники
1. Используя текстКонституции, монографическую, справочную и
учебную литературу,назовите и дайте характеристику основных
этапов конституционногоразвития России. Что значит
преемственность вразвитии конституционного законодательства?
В 1962 г.была сформирована конституционная комиссия. Работа над Конституцией заняладолгие годы. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И.Брежнева Верховный Совет СССРпринял третью Конституцию СССР. Конституция подчеркивала свою преемственность спредшествующими ей конституциями (1918,1924,1936гг.). Основой экономическойсистемы признавалась социалистическая собственность на средства производства,основой политической системы — Советы. Но в Конституции закреплялась«руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. Конституциязакрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение иреферендум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностныхлиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критикугосударственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены правана охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободутворчества.
В апреле 1978г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный ВерховнымСоветом РСФСР.
В 1976 г.принято постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». Вдекабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление оборганизации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие сКонституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР,Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле,местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охранеживотного мира, а также Основы жилищного законодательства. Параллельнопроводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие другдругу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленностьактов по одним и тем же проблемам. Для проведения кодификационных работ насоюзном и республиканском уровне в качестве подготовительного этапасоставлялись систематические собрания действующего законодательства.
ИсторияРоссийской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993годов.
Сроки ихдействия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает вцелом относительную стабильность конституций.
Принятиекаждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводилоитог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этапв истории развития государства, отражало утверждение новых концепций илиуглубление и развитие прежних.
Первые четыреКонституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическимиконституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них,они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающейсохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носиликлассовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем егоруководящей роли.
Всемконституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер.Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Этоотносилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся,полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностямиспользования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.
Общие чертывсех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержаниикаждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовыхинститутов.
Отмеченные вработе недостатки Конституции Российской Федерации 1993 года свидетельствуют онеобходимости ее дальнейшего совершенствования, обновления и дополнения.
Важной чертойявляется преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развитиягосударственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. Вобществе складываются определенные правовые традиции, которые получаютконституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранятьвсё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства:национальную историко-культурную окраску государственности; идеюсамоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственноеустройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле,где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегосягосударственного единства, незыблемости демократического строя, уважение кпамяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро исправедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним ибудущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции — российский народ,суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение кправам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание РоссийскойФедерации полноправным субъектом морового сообщества.
2.Используя текст Конституции, регламенты палат Федерального
Собрания,а также монографическую и учебную литературу,
покажитеособенности законодательного процесса в Российской
Федерации
Законодательныйпроцесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулированнепосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строгоопределенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательномпроцессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли ГосударственнойДумы Федерального Собрания.
Законодательнаяинициатива — это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос обиздании, изменении или отмене закона. Выступление с законодательной инициативойвлечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Согласно Конституции РФ правомзаконодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом,отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, ПравительствоРоссии, законодательные (представительные) органы субъектов РоссийскойФедерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Судпо вопросам их ведения.
Вносимыев Государственную Думу законопроекты о налогообложении, о выпускегосударственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другиезаконопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федеральногобюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства России,отвечающего за финансово-кредитную политику государства.
Законопроектобсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в трех чтениях. Впроцессе обсуждения в каждом чтении в текст законопроектов вносятся поправки,изменения, дополнения. Государственная Дума принимает закон большинствомголосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передает его нарассмотрение в Совет Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерацииподлежат законопроекты по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов,финансового, валютного, кредитного права, таможенного регулирования, денежнойэмиссии, ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защитыгосударственной границы, войны и мира. Совет Федерации одобряет законбольшинством голосов от общего числа членов палаты. Если в течение четырнадцатидней Совет Федерации не рассмотрел закон, он считается одобренным.
СоветФедерации вправе отклонить закон. В этом случае создается согласительнаякомиссия для преодоления разногласий. После работы комиссии закон повторнорассматривается в Государственной Думе. Если при повторном голосовании за законпроголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГосударственнойДумы, он считается принятым даже без одобрения Советом Федерации.
Федеральныйконституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менеетрех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
ПринятыйГосударственной Думой и одобренный Советом Федерации законопроект в течениепяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования. На этупроцедуру ему отводится четырнадцать дней. В течение этого срока Президентможет отклонить закон, наложив на него вето, и вернуть обратно вГосударственную Думу. Государственная Дума и Совет Федерации вновьрассматривают возвращенный закон. Если при повторном рассмотрении закон будетодобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов отобщего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы — ветосчитается преодоленным. В этом случае Президент обязан в течение семи днейподписать и обнародовать закон.
В течениесеми дней после подписания Президентом РФ закон должен быть опубликован в«Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Онвступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти днейпосле опубликования.
3. Каким образом вКонституции Российской Федерации
закреплены социально-экономическиеправа граждан?
КонституцияРФ в широком объеме закрепила все общепризнанные социально-экономические правачеловека. Это право свободного труда (статья 37), право на создание профсоюзови на разрешение трудовых споров с использованием различных способов, включаязабастовку (статья 37), право частной собственности и свободыпредпринимательской деятельности (статьи 34, 35); право на отдых (статья 37);право на социальное обеспечение (статья 39); право на жилище (статья 40); правона охрану здоровья (статья 41); право на образование (статья 43); свободатворчества и право на участие в культурной жизни (статья 44). Эти права, как ииные права человека и гражданина, закрепленные Конституцией, являютсянепосредственно действующими, то есть могут осуществляться и защищаться всудебном порядке вне зависимости от того, имеются ли детализирующиесоответствующие статьям Конституции нормативно-правовые акты (статья 18). Сэтими правами корреспондируют соответствующие обязанности государства приниматьмеры, содействующие их реализации. В Международном пакте об экономических,социальных и культурных правах 1966 г., участником которого является и Россия,указывается, что каждое участвующее в нем государство обязуется принять вмаксимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечитьпостепенно полное осуществление предусмотренных в нем экономических, социальныхи культурных прав.
Источники:
1. КонституцияРФ, от 12 декабря 1993г.
2. Конституционноеправо РФ Учебник; Смоленский М.Б., Мархгейм М.В.; МарТ; 2003 г.;
3. Конституционноеправо РФ; Под ред. Казанчева Ю.Д.; Инфра-М, Норма; 2004 г.;
4. КонституцияРФ с комментариями для изучения и понимания; Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.;Инфра-М; 2003 г.;
5. Основыправа. 2-е изд., Под ред. В.В. Лазарева. — М., Юристъ, 2001.