Реферат по предмету "Педагогика"


Методы компьютерной диагностики функционального состояния учащихся

Курсовая работа
Методы компьютернойдиагностики
функционального состоянияучащихся

Содержание
Введение
1 Состояние функциональной валеологической диагностики вшколах, возможные пути решения проблемы
2 Аппаратно-программный комплекс диагностики функциональногосостояния «Тетр» как возможная основа организации валеологического мониторингав ярославских школах
3 Психофизиологические процессы при работе с компьютером
4 Функциональноесостояние как биологическая основа проявления личности и поведения
5 Обобщение результатов по применению комплекса «Тетр»
Выводы и рекомендации
Литература
Приложения

Введение
Обоснование важностиисследования. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образование – одна изцелей, решаемых государственными национальными проектами «Здравоохранение» и«Образование». Блок диагностический, позволяющий оценивать различные стороныздоровья, является в этих технологиях базовым. Но учителя, работникиобразования не имеют в своем распоряжении информативных и оперативных диагностическихметодов. Традиционно диагностикой уровня здоровья занимается медицина, невключенная непосредственно в учебно-воспитательный процесс. В образованиисуществует потребность в быстрой и охватывающей все учебные группы диагностикепараметров здоровья, возможность их текущего контроля и длительногомониторинга. Такая диагностика, совершенно обязательная для реальноговыполнения технологии сбережения здоровья, может быть удовлетворена только спривлечением информационных технологий. Это, прежде всего, компьютерныепсихофизиологические диагностические методы, позволяющие оценить именно текущеефункциональное состояние человека и влияние на него внешних факторов.Факторами, которые оцениваются этими методами, вполне могут быть любые факторыучебно-воспитательного процесса.
Основной проблемой по практическомувнедрению психофизиологических диагностических комплексов в образованиеявляется их высокая стоимость, от сотни тысяч рублей за комплект. А для целейдиагностики всех учеников необходимо, по крайней мере, несколько такихкомплектов на школу. Вместе с тем образовательные учреждения имеют важнуюсоставляющую подобных комплексов – оборудование компьютерных классов. Значит,имеется материальная база для внедрения компьютерных психофизиологическихметодик.
Цель исследования.Показать возможности системы компьютерной диагностики функциональных состоянийдля оценки здоровья учеников непосредственно в школах. Такая система может бытьвнедрена впервые в России в практику ярославского образования. В основу системыпредлагается программно-аппаратный комплекс «Тетр», разработанный творческим коллективомпод руководством моего научного руководителя и внедренный в несколькихярославских школах, в том числе и нашей.
Для достижения целирешались следующие задачи:
1.        Проводился анализлитературных данных по применению психофизиологических методов диагностикифункционального состояния и уровня здоровья в образовании.
2.        Анализировались возможностикомплекса «Тетр» на основании результатов, полученных с применением комплекса внескольких школах города Ярославля.
3.        Проведенообследование учащихся 11-х классов школы № 80 методами статического тремора итеппинг-теста и оценена корреляция между полученными результатами и данными попсихологическим качествам учащихся, полученными Е. Румянцевой.
4.        Создан проектзаключения по возможностям комплекса «Тетр».

1 Состояние функциональнойвалеологической диагностики в школах, возможные пути решения проблемы
Школа – наиболее значимыйобщественный институт, максимально приближенный к молодежи. Но она решаетобразовательные задачи почти без учета проблем со здоровьем учеников. У неенет, прежде всего, диагностических возможностей для его первичной диагностики. Хотянеобходимо следить за динамикой показателей всех классов школы на протяжениивсего учебного года.
Мониторинг здоровьяучащихся силами внешних организаций, аналогичных ярославскому Центрумедико-психологического сопровождения учащихся – наиболее удачный путьобеспечения взаимосвязи образования и охраны здоровья учащихся. Специалистыцентра стали применять для целей первичной диагностики экспрессный метод«Диакомс», оценивающий состояние различных систем организма поэлектросопротивлению точек человека. Но, несмотря на всю его экспрессность,мониторингом охвачено только несколько классов нескольких ярославских школ.Внедрение подобного подхода для всех школ требует или значительного расширенияштатов центра, или обучения сотрудников школы этому методу и, главное,приобретения аппаратно-программного комплекса, такого или аналогичного всемишколами. Это невозможно по экономическим причинам: стоимость только одногокомплекта или аналогичных от 12 тыс. рублей (несколько лет назад) до 320 тысяч.А нужно, по крайней мере, нескольких таких комплексов на школу. Так что покапсихофизиологическая диагностика школьников непосредственно в школах проводитсяв России только в отдельных, прежде всего столичных элитарных школах, неиспытывающих финансовых проблем.
Поэтому, если организациюпервичного мониторинга здоровья всех обучающихся принимать как реальную задачуярославского образования, то необходимо обеспечение всех ярославских школ идругих учебных заведений диагностическим оборудованием, информативным идоступным по цене. В этом случае его могут применять непосредственно при работес учениками в школе учителя, школьный психолог, школьный врач, а учащиеся порезультатам диагностики могли бы оценивать свои возможности. Результатыпервичной диагностики могли бы передаваться в Центр медико-психологическогосопровождения учащихся и являться основанием для обращения кспециалистам-медикам при необходимости коррекционных и других мероприятий.Несомненно, результаты могут использоваться и внутри школы для коррекцииучебного процесса.
2 Аппаратно-программный комплексдиагностики функционального состояния «Тетр» как возможная основа организациивалеологического мониторинга в ярославских школах
Комплекс «Тетр»,разрешающий задачи психофизиологической валеологической диагностикифункционального состояния непосредственно в условиях школы, начал создаваться с2001 года. В его основе два аппаратно-программных метода.
1.        Компьютерная программа«теппинг-тест».
Программа создана в 2002году в объединении сотрудников, студентов и школьников «Головорукие» приестественно-географическом факультете Ярославского государственногопедагогического университета. Она реализует метод диагностики функциональногосостояния, предложенный профессором Е.П. Ильиным. Автор программы – студентспециальности «информатика» ЯГПУ Ризван Азимов. Программный вариант имеет рядпреимуществ в сравнении с некомпьютерным вариантом.
1)        Может бытьвыполнен на любом временном интервале.
2)        Позволяетанализировать кривую распределения действий не только по 5-секундным, но такжепо 1-секундным, 10-секундным и 15-секундным интервалам.
3)        Графикраспределения представляется сразу же, благодаря чему методика обладает большойпроизводительностью.
4)        Очень важноепреимущество – наличие базы данных. Позволяет сразу обследовать большоеколичество испытуемых, сохраняя возможность обратиться к анализу результатов влюбой удобный момент.
Для постановки программыкак теппинг-теста нет необходимости обязательно подключать внешние устройства,можно обойтись как регистратором действий компьютерной мышью или клавиатурой.Хотя для предотвращения их преждевременного износа применяется созданное внешнееподключающее устройство и контактная пластина с замыкающим щупом.
С программой япознакомилась при ее постановке в компьютерный класс нашей школы.
2. Компьютерный варианттеста статической треморометрии по Меде.
Для оценки статическоготремора подсоединяется к компьютеру подключающее устройство и объемная П-образнаяскобка, с отверстиями разных диаметров и контактным щупом, закрепленная напластине-подставке. При проведении треморометрии используются шесть отверстий впластине самых малых диаметров. Программа «теппинг-тест» устанавливается на 60секунд, щуп вводился на каждые 10 секунд в соответствующее отверстие. Каждоекасание фиксируется компьютером. График распределения для анализа результататакже устанавливается по 10-секундным интервалам. Результаты записываются вбазу данных с пометкой «тремор».
Предлагаемый подходдиагностики функциональных состояний был поддержан грантами губернатораЯрославской области в сфере гуманитарных, естественных и медицинских наук за2002 и 2004 года, а также грантом Министерства образования за 2003 год.
С 2004 года оборудованиев количестве пять комплектов на компьютерный класс передавалось безвозмездно вшколы города. Переданное оборудование имеется в школах №80, 33, 4. Сбор данныхс применением комплектов в этих школах могут проводить и проводят обученные методамучителя информатики. Сами методы требуют для постановки не более минуты, чутьменьше времени нужно для занесения сведений в компьютер. При наличии 5-икомплектов, работающих одновременно, обследование класса в 25 человек занимаетлишь 15 минут урока. Полученные на уроках базы данных уже могут быть основойвалеологических баз данных.
В 2006 году разработанновый программный вариант комплекса, позволяющий вести сетевую одновременнуюдиагностику сразу по всем компьютерам компьютерного класса, что еще болееускоряет время тестирования. Новый программный вариант позволяет делать выборкирезультатов и обладает возможностями статистической обработки результатов. Впрограмме появился звуковой сигнал перехода к следующему отверстию, чтопозволяет проводить определение тремора без помощника. Аппаратно-программныйкомплекс на пять рабочих мест с новым программным обеспечением приобретенярославской школой №31 для решения психологических и валеологических задач.
3 Психофизиологические процессы приработе с компьютером
Исследованиевзаимодействия «Человек – компьютер» является сравнительно новым направлением.Это связано с тем, что компьютерной революции еще не более сорока лет.Компьютеризация образования, по мнению Н.И. Даниловой, создает «наиболееблагоприятные условия для контроля обучения по физиологическим параметрам. Этазадача может быть решена с помощью мониторинга функционального состоянияучащегося, а также через компьютеризированную оценку его индивидуальных психофизиологическиххарактеристик (1). Такой подход лежит в основе такого направления прикладнойпсихофизиологии, как педагогическая психофизиология. В ней можно выделитьнесколько проблемных областей.
1.        Изучениеиндивидуальных качеств, способствующих развитию стрессовых состояний. Связан соценкой функциональных состояний (уровня активности структур мозга, на которомпротекает конкретная психическая деятельность).
2.        Оптимизацияобучения благодаря введению в коридор оптимального состояния. Принцип подходясвязан с использованием метода биологической обратной связи при контроле надпараметрами организма (в исследовании К. Мангины использован показатель кожнойпроводимости).
Практические и научныеаспекты взаимодействия «человек – компьютер» учитываются во всех направлениях,связанных с информационными технологиями. Всеобщность их распространенияопределяет значение психофизиологических исследований для производственныхтехнологий, связи, транспорта, финансов, торговли. Это дает возможность отнестиих к общему направлению – психофизиологии и физиологии трудовой деятельности (2).Такой подход позволяет применять в исследованиях подходы физиологии трудовойдеятельности, приведенные, например, в Методических рекомендациях «Интегральнаяоценка работоспособности при умственном и физическом труде»(3). Актуальным стеоретической и практической сторон является исследование наступления утомленияпри работе с компьютером.
Практическое изучениепсихофизиологических аспектов взаимодействия в системе «человек – компьютер» вРоссии отражено в программе спецсеминара при кафедре психофизиологиипсихологического факультета Московского государственного университета. В нейпоказаны цели, предмет изучения и задачи психофизиологии компьютерного труда (4).
Анализ используемых психофизиологическихметодов, таких как кардиоинтервалография, электроэнцефалография,электромиография, окулография, метод кожно-гальванической регистрации и других,исходя из возможностей их материального обеспечения показывает, что большинствуиз них для практического внедрения требуются существенные финансовые затраты.Тем не менее, можно создавать недорогие системы диагностикипсихофизиологических параметров с применением компьютерных технологий. Этивозможности связаны с регистрацией некоторых двигательных параметров,параметров нервно-психической деятельности, что и реализовано в комплексе«Тетр».
Двигательная функция приработе с компьютером
Изучение движений приработе с компьютером является современным этапом общего направления в науке одвижении. Анализ исторического материала проблем движения и результатовпоследних лет приведен в работе Н.Н. Гордеевой (5). Рассмотрение значимостипроблемы движения выполнено ученицей школы № 80 Татьяной Серовой ранее вработах, представленных на программу «Открытие» в 2003 – 2004 годах (6).
Тремор является основоймикродвижений человека. Он образуется из-за колебательных движений мышцконечностей. Он играет важную роль в комплексе адаптационно-приспособительныхпроцессов организма, указывает на характер энергетических процессов и ихрегуляции, служит показателем работоспособности и утомления человека. Похарактеру тремора можно судить о состоянии нервной системы организма человека.Основные характеристики тремора – это частота, с которой он происходит и амплитуда(размах) колебательного движения. Они зависят от ряда особенностей человека:различных уровней его нервно-психической организации. Так как треморпроявляется при рассогласовании различных систем регуляции, то чем вышевеличина рассогласования, тем выше тремор. Тремор можно разделить на нормальныйи патологический. Нормальный тремор, наблюдающийся у здоровых людей, делят надва типа: статический и динамический. Описание видов тремора и его параметровбыло сделано ранее (6). Для характеристики статического тремора существуют рядиндексов, отражающих степень координированности психомоторной сферы, или, иначеговоря, «продуктивности» тремора.
Для изучения статическоготремора используется в основном метод Меде. Он заключается в регистрацииколичества ошибок, то есть прикосновений к краям металлической панели сотверстиями различной величины, в которые испытуемый продевает металлическийстержень. Так как и панель, и стержень являются контактами одной цепи, каждоеприкосновение регистрируется на счетчике. Отверстия в пластине имеютнеодинаковый диаметр, поэтому можно исследовать тремор различных порядков.Например, если стержень вводится в отверстие, не превышающее в диаметре 3,0 мм,то количество касаний, отнесенное к времени исследования, и будет являтьсякоэффициентом координации.
Для изучениядинамического тремора используется металлический лабиринт, сквозь которыйиспытуемый должен провести контактный стержень так, чтобы не коснуться егограниц и затратить при этом как можно меньше времени. Каждое прикосновениестержня к лабиринту также включает счетчик импульсов.
Исследование исходило изгипотезы, что долгая работа на компьютере приводит к нарушению точностивыполнения программ движения. Это можно объяснить длительным возбуждениемотделов мозга, ответственным за поддержание статической позы, работуантигравитационных мышц и разлитым торможением в областях, отвечающим за работудинамических мышц.
Нервно-психическиепроцессы при работе с компьютером
В соответствии с наиболееобщепринятой и традиционной точкой зрения в нервной системе различают всего дваосновных процесса: возбуждение и торможение. Выраженность этих процессов и ихсоотношение друг с другом, а также скорость их смены друг на друга определяютсвойства нервной системы. И.П. Павлов выделил три основных качества: силанервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность нервныхпроцессов. Степень проявления каждого из этих качеств современные подходыпсихофизиологии требуют оценивать количественно. Такой подход утверждается вработе Е.П. Ильина (7). Диагностика свойств нервной системы у отдельногочеловека на количественном уровне до настоящего времени является сложнойпроцедурой. Показан динамичный характер выраженности каждого свойства взависимости от условий среды и внутренних причин, например, биоритмов. И еслиизучается проявление свойств нервной системы, то можно не проводитьокончательную диагностику типа, а использовать статистические критериисравнения.
Для оценки свойства силы,в первом приближении, показывающем ее работоспособность, достаточнораспространен теппинг-тест, предложенный Е.П. Ильиным, 1972. В нем оцениваетсяраспределение количества совершаемых действий за шесть пятисекундных интерваловвремени выполнения теста – 30 секунд. Во всех его вариантах выполнения обязательнымусловием является максимально высокий темп. Сила оценивается на основаниианализа формы кривой распределения. При длительной работе на компьютеренаблюдается явление снижения работоспособности, утомления. Следовательно,теппинг-тест, по которому можно судить об изменении работоспособности, применими для оценки эффекта деятельности на компьютере.
4 Функциональное состояние какбиологическая основа проявления личности и поведения
Оценка взаимосвязигенотипа и его фенотипического проявления всегда остается одной изфундаментальных проблем науки. В отношении характера считается, что именнобиологические процессы определяют его. Генотип играет более важную роль вформировании соответствующего ему поведения, чем окружающая среда.
Теории темпераментов какбиологических основ формирования личности всегда оценивали людей в отношении ихвыдержанности или склонности к вспыльчивости, гневу или уравновешенности наоснове различных конкретных признаков: жидкостей организма (крови, слизи,желчи) – Гиппократ, просвета сосудов — Лесгафт, величине мозга и толщине нервов– Галлер, обмена веществ – Фулье, конституциональных особенностях телосложения– Кречмер или деятельности систем органов – Шелдон. Гормональное обоснование вразличии поведения темпераментов в России связано с именами Блонского, Белова,Завадовского. Оценивалось различиями концентраций гормонов, прежде всеготестостерона. Подход к количественному измерению свойств, характеризующихтемперамент, реализован в учении И.П. Павлова и его учеников о соотношениисвойств высшей нервной деятельности как основе темпераментов (7)..
В учебной деятельности,как и любой другой, очень важное значение имеют эмоции. Ведь и само слово«эмоция» происходит от слова «моцион», движение. Эмоция — это сложноеобразование, предполагающее интеграцию соматических, вегетативных исубъективных компонентов. Побудительная, оценочная, переключающая,коммуникативные функции по разному реализуются для различных типовтемперамента. Так называемых заторможенных (меланхолик, флегматик) и расторможенных(сангвиник, холерик), эмоциональные состояния тесно связаны с тревожностью иагрессивностью как качествами личности. Функциональные состояния, возникающие влюбой деятельности, всегда имеют эмоциональную окраску. Существующие методы ихоценки имеют объективный характер. Применение психофизиологическихдиагностических процедур – один из наиболее приемлемых подходов дляустановления корреляций между активностью нервной системы и поведенческимпотенциалом, связанным с любого рода деятельности (8).
Таким образом, нампредставляется обоснованной накопленным фактическим материалом исформированными подходами поставленная в исследовании цель рассмотретьвозможность применения методов функциональной диагностики комплекса «Тетр» воценке функционального и эмоционального состояния учеников.
5 Обобщение результатов по применениюкомплекса «Тетр»
Оценка профиляиндивидуальной асимметрии.
Выполнено ученицей нашейшколы Татьяной Серовой. Ей показаны достоверные различия по уровню статическоготремора и максимальной работоспособностью при функциональных пробах ведущей иневедущей руками. Тест может применяться в школе психологами при количественнойоценке уровней функциональной асимметрии: чем выше ее уровень – тем вышестепень напряженности адаптационных механизмов, вероятно, выше уровеньиспытываемого организмом стресса.
Оценка влиянияэкологического фактора вибрации.
Проводится налабораторных занятиях по экологии человека в Ярославском государственномпедагогическом университете. У человека, держащего в руке сильно вибрирующуюэлектробритву в течение минуты или более, достоверно увеличивается величинастатического тремора. Может быть использовано учителем биологии в рассказе обэкологических средовых факторах, например, производственных.
Влияние нерациональнойработы с компьютером на функциональное состояние.
Татьяна Серова показала всериях индивидуальных измерений достоверное возрастание уровня статическоготремора после работы с компьютером (набор текстов) во временных интервалахбольше полутора – двух часов без перерыва. Основные результаты представлены вдиаграмме.

/>
На диаграмме по оси Упредставлены средние значения количества касаний по отверстиям за 4 серии по 4дня в каждой. Темные столбцы на заднем плане соответствуют тремору послекомпьютера, светлые столбцы впереди – тремор до компьютера. Вероятность ошибкив оценке достоверности по представленным результатам менее однойдесятитысячной.
Учениками школы №33 вовремя сдвоенного урока по информатике показано отсутствие прироста тремора приправильной организации занятия (одни ученики вставали из-за компьютера,подходили к столу учителя за консультациями, отвлекались от монитора наобсуждение задач между собой) и повышение тремора при длительном наборе текстовдля других учеников. Результаты подтверждают необходимость физиологическиобоснованных перерывов в компьютерной деятельности.
Теппинг – тест показалнезначительное повышение, на 5-6 процентов, выполняемого объема движений завремя пробы при одновременном снижении функционального резерва,. Скоростьснижения работоспособности в отсутствие перерывов увеличивается.
Таким образом, методыкомплекса «Тетр» могут являться основой для текущего мониторингафункционального состояния при работе с компьютером.
Оценка возрастныхособенностей функционального состояния и динамики работоспособности учеников.
Данные по срезуфункционального состояния для учеников различных классов школы №3 и 35 втечение дня представлены в таблице.показатель, средн.±ст.откл. 2-ой, шк.3 5-ый, шк.3 7-ой, шк.35 10-ый, шк.3, 2ой день
тремор, кол-во касаний
– весь класс
– мальчики
– девочки
53,7±14,4
51,1±11,9
56,5±16,6
39,8±18,6
51±13,1
21±7,8
39,9±18,8
34,4±22,0
45,6±12,5 1 урок 7 урок
36,4±13,9
42,7±20,2
34,6±12,1
33,4±12,4
37,6±20,2
32,2±10,5
Теппинг, кол-во касаний
– весь класс
– мальчики
– девочки
130,1±16,3
129,6±18,6
130,0±14,7
163,6±9,5
166,1±10,0
159,5±7,6
170,7±24,7
174,7±27,6
160,7±19,6
176,3±12,1
172,7±21,5
177,2±9,7
177,9±12,7
177,7±15,5
178,0±12,1
истощаемость, разность
касаний за вторые и первые 15 секунд теппинга, весь
класс, мальчики, девочки
-6,2±7,3
-6,4±5,2
-6,0±9,0
-3,4±5,5
-4,3±5,9
-2,0±5,0
-6,0±8,5
-3,6±4,9
-9,3±11,2
-6,1±4,7
-3,3±0,6
-6,9±5,0
-4,1±3,0
-2,3±2,5
-4,5±3,0
Для учеников десятыхклассов школы №3 показатели тремора и теппинга обладали индивидуальнымпостоянством в течение одного дня и выраженной внутригрупповой изменчивостью.Корреляция по тремору между показателями во время первого и седьмого уроков утех же учеников 0,26, а по теппингу – 0,75. В то же время разброс по классам вцелом в 3,1 раза больше по тремору и 2,5 раза по теппингу, чем индивидуальныйразброс. Результаты такого типа позволяют делать выводы о физиологическидопустимом уровне учебной нагрузки, что и было подтверждено длядесятиклассников школы №3. Видна возрастная динамика роста работоспособности потеппинг тесту и уменьшение выраженности тремора. Повышение тремора у школьников7 класса школы №35 по сравнению с пятиклассниками школы №3 может быть связанокак с особенностями переходного возраста, так и учащихся именно этой школы.Достоверных отличий показателей среди одновозрастных групп по половойпринадлежности в исследовании не выявлено. Высокие показатели тремора,выявленные у каждого четвертого ученика, могут быть сигналом тревоги, накоторый можно ориентироваться при регистрации начальных неблагоприятных сдвиговв функциональном состоянии и организации коррекционных мероприятий.
Психофизиологическое типированиесвойств высшей нервной деятельности, характеристика силы нервной системы.
Проводится при проведениитеппинг-теста комплексом «Тетр» новой программой, автоматически выдающейзаключение об отнесении ВНД к слабому, среднему или сильному типу на основаниизаложенного в программу алгоритма, предложенного автором теппинг-тестапрофессором Е.П. Ильиным.
Оценка валеологическогопотенциала комплекса в сравнении с применяемыми в ярославском образованиикомплексами электродиагностики функциональных состояний по Накатани.
Исследование проведено смарта по май 2006 года совместно с врачами Городского центрапсихолого-медико-социального сопровождения, диагностики, консультированияшкольников. Специалисты Центра применяют для целей первичной диагностикиэкспрессный метод по Накатани «ДиаКОМС», оценивающий состояние различных системорганизма по электросопротивлению точек человека. Но, несмотря на всю егопроизводительность, мониторингом охвачено лишь несколько классов несколькихярославских школ, так как обследования проводятся только специалистами Центра.При сравнении результатов показателей функционального состояния нервнойсистемы, полученных используемым Центром методом Накатани, и методамитеппинг-теста и треморометрии выявлены положительные корреляции слабой исредней силы (диапазон от 0,15 до 0,63). Специалисты центра считают комплексудобным методом, дополняющим имеющиеся у них диагностические возможности.
Взаимосвязьфункциональных показателей и типом эмоционального реагирования.
Исследованиепроведено мной на параллели 11 классов моей школы, 64 ученика. Основныерезультаты приведены в таблице как коэффициенты корреляции между даннымипараметров теппинга и тремора и данными трех психологических тестов: тестаБойко на тип эмоциональной реакции при воздействии факторов среды; тестаАссингера на диагностику уровня корректности взаимоотношений с людьми и тестаБасса и Дарки на показатели и формы агрессии.
Корреляции,
значения коэффициента. Тест Ассингера Тест Басса и Дарки Тест Бойко, тип реакции
Индекс
агрессивн.
Индекс
Враждебн. Эйфорич Рефракт Дисфорич теппинг, объем 0,234 -0,002 -0,64 -0.015 -0.089 -0,142 теппинг, ранг 0,23 -0,424 -0,089 0,081 -0,029 0,142 тремор, касания 0,362 -0,721 -0,025 -0.214 0,266 0,354
Полученныекоэффициенты корреляции показывают в основном средний уровень связи междуданными психофизиологических характеристик, диагностируемых комплексом «Тетр» иисследованными психологическими тестами черт личности.
Следует отметить,что наиболее полезным оказывается при характеристике состояний методтреморометрии, так как для него характерны максимальные коэффициентывзаимосвязи.
Теппинг-тест неработает при оценке типа реагирования на эмоциональные стимулы. Полученныекоэффициенты взаимосвязи в этих случаях близки к нулю. Треморометрия показываетуменьшение тремора при эйфорической, положительной реакции, увеличение прирефрактерной и еще больший рост – при негативной, дисфорической реакции.
Интерпретациярезультатов для индексов агрессивности и враждебности затруднена, так как,несмотря на большие значения коэффициентов, единой тенденции в изменениикоэффициентов не видно.
Наиболее яснаинтерпретация результатов по тесту Ассингера. Чем больше человек требователен ксебе и другим, тем больший объем работы он стремится совершить (большее количествокасаний в теппинге), тем сильнее падает при этом работоспособность (к концувыполнения теппинг-теста количество касаний становится меньше, чем вначалетеста) и тем больше он волнуется (общее количество касаний стенок отверстиястановится больше при измерении тремора).
На основаниирезультатов можно сделать вывод о возможном применении методов комплекса «Тетр»для целей дополнительной характеристики индивидуально-типических свойствличности.

Выводы и рекомендации
1. Приведенные примеры исследований,как выполненных раньше, так и проведенных самостоятельно, показывают широкийспектр возможного применения методов комплекса «Тетр» для различных целей науко человеке: медико-валеологических, биологических, психологических. Авторисследования и его научный руководитель считают такой комплекс удочкой, спомощью которой каждый заинтересованный работник образования может ловить своюрыбу.
2. Аппаратно-программный комплекс«Тетр» может быть предложен для широкого внедрения в практику Ярославскогообразования.
3. На основании выполненной работысоставлено заключение о возможности применения комплекса в практикуЯрославского образования. Оно показывает его возможные применения ипользователей, Оно отражено в проспекте комплекса (приложение к работе).

Литература
1. Данилова Н.Н.Психофизиология. – М., Аспект-пресс, 1998.
2. Березин Ф.Б. Психическаяи психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
3. Интегральная оценкаработоспособности при умственном и физическом труде. Методические рекомендации.– М., Экономика, 1990.
4. Программа спецсеминара«Психофизиологические аспекты взаимодействия в системе «Человек – компьютер»/составитель Соколов И.В. – М., 2001.
5. Гордеева Н.Д.Экспериментальная психология исполнительного действия. – М., Тривола, 1995.
6. Серова Т. Диагностическиевозможности метода треморометрии при характеристике деятельности ученика. –Ярославль, 2003.
7. Ильин Е.П.Дифференциальная психофизиология. – СПб., Питер, 2001.
8. Соломонов А.Г., Азимов Р.С., Гоголев Ю.В., ЗадворноваТ.Н., Филатов А.В., Петухов Ю.А. Организация компьютерного мониторингафункционального состояния ярославских школьников./ Экологические проблемыуникальных природных и антропогенных ландшафтов. Материалы всероссийскойнаучно-практической конференции. 23-24 ноября 2006 года. – Ярославль, изд.ЯрГУ,304 – 308.

Приложение
Возможные и рекомендуемыенаправления применения комплекса «Тетр» работниками образовательного учреждения
Врач школы – для оценкифункционального состояния отдельных учеников и среднего уровня функциональногосостояния в отдельных классах, школе в целом; Экспрессное получение данныхкомплексом «Тетр» позволяет иметь средние характеристики по каждому классу какв любой момент времени, так и получать их динамику в течение учебного года.
Школьный психолог – дляоценки психофизиологических качеств отдельных учеников, степени напряженностиадаптационных механизмов нервной системы. Целесообразно применять также дляхарактеристики динамики тревожности и работоспособности при напряженныхусловиях деятельности, например, экзаменов, в сравнении с обычным состоянием впрофилактической и профориентационной работе.
Социальный педагог – дляоценки степени воздействия на организм факторов вредных привычек (табачногодыма, алкоголя, вдыхаемых токсикантов, наркотических веществ) и образа жизни,например, компьютерной зависимости. Проводится сравнение контрольных и опытныхгрупп, а также оценивается динамика показателей до и после воздействия вредногофактора.
Классный руководитель –для ведения профилактической работы среди учащихся и их родителей.Целесообразно применять полученные результаты для использования на родительскихсобраниях и организовывать с его помощью систематическую диагностику в случаезаинтересованности со стороны родителей в оздоровительной работе со своимребенком.
Завучи школы – дляконтроля и коррекции хода учебно-воспитательного процесса в школе.Целесообразно проведение экспресс-диагностики комплексом «Тетр» в начале и вконце одного учебного дня для оценки динамики тремора и развивающегося утомления.Полученные результаты могут быть основанием для изменения расписания,организации «дней здоровья», с последующим контролем эффективности проведенныхмероприятий по этим же показателям.
Директор школы – дляформирования представлений о функциональном состоянии и возможностях учащихся,организации учебного процесса в целом. Принимает решения об организацииобследований и их частоте.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.