Содержание:
Введение
1. Становлениедревнерусского права и общая характеристика источников древнерусского права
2. Русская Правда как сводзаконов Древней Руси
2.1 Характеристика Русской Правды
2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде.Право вещное, наследственное, обязательственное, семейно-брачное
2.3 Уголовное право по Русской Правде. Суд и процесс вдревнерусском государстве
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Становление светского права Древней Русибыло длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточныхславян. Они представляли собой обычно правовые системы, предназначенные дляюридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовыхотношений в каждом племени или союзе племен.
Ко второй половине XIXв. в Среднем Поднепровье — Русской земле произошла унификация близких посоставу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикциякоторого распространялась на территорию государственного образования славян сцентром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практикевеликие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды.
Переворот, произведенный в древнерусскомобществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первуюочередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковныхуставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Уставкнязя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Княжескоезаконодательство как источник права появляется на Руси в Х в., оно внеслоизменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Наиболее же крупным памятникомдревнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и впоследующие периоды отечественной истории. Русская Правда — первый свод законовРуси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников,и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошладо нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг отдруга по составу, объёму, структуре.
Объект исследования — общественно-правовыеотношения, регулируемые источниками древнерусского права.
Предметом исследования являютсянормативно-правовые акты, регламентирующие различные сферы жизнедеятельностиДревней Руси
Целью данной работы является всестороннеерассмотрение источников древнерусского права и их общая характеристика.
Задачи исследования:
— изучить этапы становления древнерусского права;
— датьобщую характеристику источников древнерусского права;
— рассмотреть Русскую Правду как основной источник древнерусского права;
— выявить основные черты гражданского,вещного, наследственного, семейного права;
— исследовать уголовное право, суд ипроцесс в древнерусском государстве.
Вопросам исследования источников древнерусскогоправа посвящали свои труды такие ученые как, Кудимов А.В., Шафиев М.М.,Черниловский З.М., Чибиряев С.А., Чистяков О.И. и другие.
При написании работы были использованытакие методы научного познания, как сравнительно-правовой, индукции и дедукции,формальной логики, системный, технико-юридический и другие.
Работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
1. Становлениедревнерусского права и общая характеристика
источников древнерусскогоправа
Как и у других народов, один из главныхисточников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения,формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменныхотношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или ихстарейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых иливыбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можноговорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридическихдействиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любыхобстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражаетсятакже в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести заубийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует,мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу»1 и т.п.
Обычное право весьма консервативно, оночасто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складываетсягосударство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать постарине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее»2, –говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе,способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного прававосточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты,многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругусемьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качественорм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровнаяместь, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.
По мнению Портнова В.П., право у восточныхславян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинногоправа до возникновения государства не существовало. Источником права в этотпериод было, прежде всего — обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно,что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Вероятнее всего,что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права1.
Возникновение Древнерусского государстваестественно сопровождалось формированием древнерусского права, историческипервым источником, которого были правовые обычаи — нормы обычаев доклассовогообщества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретитькровную месть, принцип талиона — «равным за равное». Совокупность этих нормлетописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским». Поэтому вторымисточником права Киевской Руси — это собственное законотворчество раннефеодальногогосударства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебнуюпрактику. Ко второй половине XIX в. в Среднем Поднепровье — Русской земле произошлаунификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в ЗаконРусский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственногообразования славян с центром в Киеве. Нормы Закона Русского учитывалисьвеликими киевскими князьями при заключении договоров с Византией.
Русская летопись донесла до нас тексты 3-хтаких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные ивоенные отношения между двумя государствами, устанавливали разные видынаказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужойземле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследованияи др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийскойимперии, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры. В текстах договоров911 (ст. 5) и 944 (ст. 6) годов прямо указывается на существование уже к этомувремени закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (вовтором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы. Договоры911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например, правиларегистрации отдельных товаров «наволок»1.
Третий источник древнерусского права – правовизантийское, его рецепция (усвоение), а через него – частично и праваримского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворотво всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямопротиворечило учению христианской морали и церковному праву и должно былоподвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своимиканоническими законами, со своими служителями, начиная с митрополитов-греков икончая духовными лицами менее высокого ранга, которые составили образованнуюэлиту общества, стремившуюся к усовершенствованию русского права.
На протяжении двух последующих столетий,XI и XII, Русь как прилежная ученица усваивала чужое право, приспосабливая егок условиям местной жизни. На Русь в то время хлынул поток переводной греческойлитературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия,псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшиекруг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажноезначение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться иприменяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришлисборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканонпатриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборникиканонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византиина Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и КонстантинаКомпронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.
Под влиянием византийского права уже в XIв. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежнымштрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормыв праве, защищающие честь и достоинство личности и др.
Переворот, произведенный в древнерусскомобществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первуюочередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковныхуставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Уставкнязя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержатположение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русскаяцерковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставамиот всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда; церковь получила правонадзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы,таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогаютвосстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде. Это ценныйисточник изучения права.
Княжеское законодательство как источникправа появляется на Руси в Х в. Уставы Владимира Святославича, Ярослава, внеслиизменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Устав Владимира определял взаимоотношениякняжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользуцеркви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладениеещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источникомдохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенстваи всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которыерассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церквиотносились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.
Устав Ярослава посвящался главным образомсемейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности.Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и отепископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случаепредусматривалась смертная казнь — ст. 13 Устава. В этой статье устанавливаласьответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен впользу епископа, а незаконная жена (как правило, молодая) заключалась в монастырь.Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованныйна то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, былоприменение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носятярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщиныустанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Еслипотерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малогобоярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше1.
От церковных уставов князей пошла историяцерковного законодательства. В качестве источников использовались статьи изправовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «ЗаконСудный людом» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги — византийскиесборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся кобласти семейно-брачного права.
Наиболее же крупным памятникомдревнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и впоследующие периоды отечественной истории.
2. Русская Правда как сводзаконов Древней Руси
2.1 Характеристика РусскойПравды
Русская Правда составлялась на протяжениидлительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческуюстарину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Русская Правда — первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и правовизантийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XIIвв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которыесильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхожденииэтого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения,как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом напротяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.
Все сохранившиеся тексты по содержаниюпринято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшаяиз них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и ПравдыЯросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды ицеликом посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во времяборьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмнойваряжской дружиной, Ярослав, стремясь задобрить новгородцев, «дал» им Правду,повелев им «по ее грамоте ходите»1.
Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого иможет быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 — годом смерти одного из его сыновей. Правда Ярославичей включает следующие два десяткастатей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует изее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого приучастии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к серединеXI в.
Со второй половины того же столетия сталаформироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XIIв. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитиидревнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правдавключает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовноеи наследственное право, основательно разработан правовой статус различныхкатегорий населения. Создание второй редакции Русской Правды — ПространнойПравды относят ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына МстиславаВеликого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же времяединого свода законов. Её составляющие — Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52),обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав ВладимираВсеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этогокнязя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовноеправо, но и право наследственное, основательно разработан юридический статускатегорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав,введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормыпроцессуального права и пр.
Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшимпозднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но еёпроисхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций.При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуютстатьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные вПространную Правду из Краткой.
Сокращенная редакция представляет собойвыборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования болееразвитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.
2.2 Основные чертыгражданского права по Русской Правде. Право вещное, наследственное,обязательственное, семейно-брачное
Русская Правда и другие источники не знаютединого общего термина для обозначения этого права. Причина, очевидно,заключается в том, что содержание этого права было тогда различным взависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта правасобственности. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о правесобственности людей на движимое имущество, движимые вещи, носившие общееназвание «имения» (того, что можно взять, «имати»). Для обозначенияпринадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качествеобъекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда,торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным инеограниченным. Собственник мог ими владеть (фактически обладать ими), пользоваться(извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до ихуничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своихправ на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весьмадревний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полногогосподства собственника1.
Можно предполагать, что субъектами правасобственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибопоследние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возвратсвоего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленнойв Русской Правде процедуры (о ней чуть позже). За причиненный имуществу ущербназначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д.Причем можно утверждать, что охрана частной собственности усиливается отКраткой Правды к Пространной: если в первой величина штрафа зависела только отвида и количества украденного скота, то в последней (ст. 41–42) онаопределяется и местом совершения преступления (украден ли скот из закрытогопомещения или с поля).
Гораздо сложнее обстоит дело с собственностьюнедвижимой и, в первую очередь, с земельной собственностью. В Русской Правде ейпосвящено всего несколько статей (ст. 70–72 Пр. Пр., ст. 34 Кр. Пр.), в которыхустанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника)межи. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), законмолчит. Большой размер штрафа вызвал предположение ряда исследователей офеодальном владении, скорее всего, княжеском. Но есть и другое мнение, что этомогла быть межа любого конкретного индивидуального хозяйства или общих владенийдеревни, а значительный размер штрафа – лишь показатель уважения законодателемправ землевладельца.
Тем не менее, Русская Правда в первойсвоей редакции не знает недвижимости как предмета сделок между живыми или наслучай смерти, из-за земли ещё не возникало споров. Отношение к ней поначалу,как считал М.Ф. Владимирский-Буданов, было не юридическое, а фактическое. Землюзанимали для скотоводства или земледелия, пользовались ею, пока она не истощалась,и переходили на другом участок. Первый же, по восстановление производительныхсил, становился достоянием другого лица. Существует также предположение, чтопоскольку каждое отдельное лицо было членом общины (или рода), именно общинавыступала в качестве юридического лица, в том числе и в праве владения землей.И лишь со временем, в результате войн, выделения богатых общинников, дружинникови торговцев, появления капиталов, личное начало одолевает общинное и появляетсяиндивидуальная собственность на землю.
Это мнение не является, однако,единственным. Ряд учёных, напротив, полагает, что укрепление общинных порядковпоследовало за индивидуализацией хозяйства и явилось результатом фискальнойполитики Московского государства.
Как бы то ни было, можно смело утверждать,что в XII в. земельная собственность существовала в виде княжеского домена (рядсел принадлежали княгине Ольге уже в X в.), боярских и монастырских вотчин,общинной и семейно-индивидуальной собственности. Очевидно, уже тогдасуществовали и внутрифеодальные договоры о земле и нормы, регулировавшиеземлевладельческие отношения. Но о том, как они выглядели, можно судить толькопо более поздним источникам.
Самым древним способом приобретения правасобственности на землю была заимка – завладение свободной землей, без строгогоопределения границ (а «куды соха, топор и коса ходили») владения. Главным жеоснованием существования права собственности на землю стали давность владения итруд (мы увидим это далее в нормах Псковской судной грамоты). Позднее к заимкеприбавляются другие способы: прямой захват общинной земли, княжеские раздачи земельдружинникам, тиунам и церкви, и, наконец, купля.
Обязательство представляет собойправоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной ноли (издоговора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо,нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия впользу потерпевшего. Но в Русской Правде ещё не существовало отличиягражданско-правового обязательства от уголовно-правового. Четкие границы междуними будут определены позднее в процессе формирования отраслей гражданского иуголовного права. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтоввлекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопадолжен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Кр. Пр). Взявший чужое имущество(коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12–13 Кр. Пр)1.
Договорные обязательства оформляются всистему при становлении частной собственности, хотя ещё не существует ни самоготермина «договор», на определения его понятия. Очевидно, что под договором понималисоглашение двух или нескольких лиц (контрагентов), в результате которого усторон возникают юридические права и обязанности. Для заключения договорастороны (субъекты) должны были отвечать следующим требованиям: возраста,правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли).Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы.
Поначалу договоры были, как правило, словесные,с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье)и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простойи предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи,личного найма. Договор мены – один из самых древних; из него как особаяразновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишьсделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки схолопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было недостаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, еслиобнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качествавещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имелправа собственности на проданную вещь.
Заем – следующийвид договора, он оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть допродажи неисправного должника в рабство. Предметом займа могли быть деньги(куны), мед, жито, семена, скот и др. вещи. Русская Правда знает несколько видовзайма: 1) Простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которыеназывались резом (с занятых денег), наставим (с меда), присопом (с жита).Проценты были велики и делились на годовые, третные и месячные. Размер годовыхравнялся 20 (1 к 5), третные и тем более месячные были ещё выше. Нарушениедоговора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. 2) Своеобразнойформой займа было закупничество или так называемый самозакладный заем и заем сотработкой процентов в хозяйстве кредитора1.
Поклажа — передачавещей на хранение. Русская Правда предполагала, что в случае утайки какой-то ихчасти и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги(клятвы).
Договор личного найма влёк за собой право нанимателя на личность наймита,что, в конечном счете, приводило к холопству. Это разновидность самозакладногозайма, в котором имеет место задаток, некая сумма найма, уплачиваемая в двойномразмере в случае, если наймит захочет оставить своего хозяина до срока(«Правосудие Митрополичье»).
Наследство в Русской Правде носит названиестатка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другоймир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишьдвижимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях,очевидно, в силу того, что право собственности на землю находилось, как мы ужеотмечали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором законопределяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследование осуществлялосьпо двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование позавещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибодопускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили вобладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного(законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества междузаконными наследниками.
Согласно выражению «если без языка умрет»1,завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всейсемьи под руководством её главы — отца. А вообще правом делать завещаниеобладали в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отношению кжене (выдел части имущества).
Кто же обладал правом наследования?Исключительно члены семьи. Лицам, не принадлежащим семье, завещать имуществобыло нельзя. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями безпреимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией,что в его долю всегда входил дом с двором. Она объясняется, вероятно, тем обстоятельством,что старшие братья ко времени открытия наследства успевали уже обзавестисьсобственным хозяйством.
Разрушение патриархальных отношенийрождает тенденцию к развитию свободы завещательных распоряжений, но она невыходит за рамки права отца завещать одним сыновьям и лишать наследства других.Кроме того, христианские традиции заставляют включать в число наследников церковь,получающую часть имущества «по душе» (на помин души). Важно отметить, чтоматери располагали большей свободой распоряжения своим имуществом, чем отцы. «Аматерня часть детям ненадобна, – гласит закон, – кому мать захочет, тому иотдаст»1. Мать могла отдать добро одному изсыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней«добр». Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными(«лихими»), то можно было отдавать имущество дочерям. Таково было наследованиепо завещанию.
В наследовании по закону участвовали детиумершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частьютолько до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовалите дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались всесыновья («паки без ряду умрет, то всем детям»). Дочери же при сыновьях исключалисьот наследства, ибо, выйдя замуж, основав свою семью, они полностью переходилина обеспечение мужа. Единственное, на что они могли претендовать, этосодержание до замужества и приданое при вступлении в брак. Дочери смердов немогли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семейсчиталось выморочным и поступало в княжескую казну. «Аще смерд умре, то задницакнязю, аще будут дщери у него дома, то даяти ни нее, аще будут замужем, то недаяти части им». Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило понаследству к дочерям (ст. 91 Пр. Пр.).
От наследства исключались такженезаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц,которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.
Итак, можно сделать вывод, что наследованиепо древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. Боковые родичи неимели никаких прав на наследство. Этот принцип постепенно меняется, и можноговорить о том, что именно в расширении круга родственников, призываемых кнаследованию, состоит, как мы увидим далее, сущность исторического развитиярусского наследственного права. Этот процесс идет параллельно с расширениемправ частной собственности, с ростом индивидуализма и значения личности, спостепенным ослаблением связей между членами родственного союза – семьи.
Семья представляет собой союз лиц,состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Это союз людей, связанныхкровными узами. До возникновения семьи имел место родовой и даже племенной«кровный» союз, и брака, как такового, не существовало: женщины племени составлялидостояние мужчин всего племени. Вторая ступень в развитии этого института – полигамия,когда племя начинает делиться на отдельные кровные группы во главе с матерью,прародительницей рода. В общественном устройстве – это время материнского права– матриархата (мать знают все, отец неизвестен). Следующая ступень – полигамнаясемья под властью отца-патриарха – патриархат (один отец, много матерей). Илишь затем в процессе развития общества возникает моногамная семья (один отец иодна мать).
Уже в языческую эпоху восточные славянезнали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывалсяна взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбиралина игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в домжениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение(умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после негославяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя.Летописец-христианин, явно не одобряя славян-язычников, пишет об этом так: «Ирадимичи, и вятичи, и север один обычай имяху, имяху же по 2 и по 3 жены, си жетворяху обычая кривичи, прочие погане, не ведуще закона Божия, но творяще самисобе закон»1.
В языческие времена брак не прекращалсясмертью мужа, за которым у некоторых племен должна была следовать жена. Это непротиворечило, однако, полной свободе развода.
Принятие христианства изменило брачноеправо. Брак укрепляется и приобретает значение некоего таинства. Под влияниемвизантийского права православная церковь установила пределы свободы расторжениябрачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака (венчание).Правда, все эти новшества с трудом пробивали себе дорогу, ибо семейно-брачныеотношения составляют весьма консервативную сторону народной жизни. Источникисодержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания; вплотьдо XVIII в. встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдномусоглашению.
Вместе с тем, под влиянием римского права,на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое,получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силевенчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором», а по сутипредставляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности,определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Теперь обручениекак обязательная процедура непременно предшествует браку.
Условия совершения брака:
1) Брачный возраст. По византийским законамон равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки несоблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Чтокасается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен,то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данныхна сей счет нет.
2) Свободная ноля и согласие родителей.
3) Свобода брачующихся от другого брака.
4) Не допускалось вступление в 3-й брак.
5) Отсутствие близкого родства.
6) Венчание (при исключениях, о которыхшла речь).
Несоблюдение указанных условий могло статьпричиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическимипоследствиями.
Условия расторжения брака. По церковному учению брак прекращается толькофизической смертью одной из сторон. Однако вследствие важных причин брак подлежалрасторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружескойжизни, неспособность жены к деторождению, поступление одного из супругов вмонашество (принятие пострига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, ит.п.
Жена находилась под властью мужа.Отцовский обычай позволял ему наказывать жену по своему усмотрению.Имущественные права супругов, не в пример нравственным, склонялись к большемуравенству. И в этом отношении права жены постоянно росли. Кроме прав наприданое, она с принятием христианства, получает право на общесемейноеимущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либоприобретая выдел наравне с сыновьями1.
Отношения между родителями и детьмистроились на условиях неукоснительного подчинения последних первым. Отец –глава семьи – пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родителиимели право продать своих детей в холопы, лишить наследства и даже убить, ненеся за это никакого наказания. Первое наказание в русском законодательстве заубийство детей было установлено только в Соборном Уложении 1649 г., причем это наказание было более мягким, чем за убийство постороннего человека.
По смерти отца детей опекала мать, а вслучае её повторного выхода замуж назначался опекун. Им мог быть отчим, нопредпочтение отдавалось одному из ближайших родственников. Мать же при этомобязывалась вернуть своим детям и всё наличное, и всё растраченное ею впроцессе управления имущество. Опека прекращалась с достижением зрелости, когдаопекаемые «будут сами собой печаловати». Возраст зрелости источники не указывают.Возможно, он равнялся 15 годам, как в более поздние времена.
2.3 Уголовное право по РусскойПравде. Суд и процесс в древнерусском государстве
Как уже отмечалось, Русская Правда не отделяетгражданско-правовые нарушения от уголовных. Не знает она и термина«преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы былизвестен на Руси. Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, подчем понимается причинение лицу или группе лиц физического, материального илиморального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая правачастных лиц, Русская Правда, однако, обнаруживает и полное понимание государственныхинтересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользуобщественной власти (князя). Этот уголовный штраф Русская Правда называет, продал/сей.
Субъектами преступления,т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть всесвободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенныехолопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий.За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либовыдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившегосвободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание«установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побитьхолопа1.
О возрасте при уголовном вменении ниРусская Правда, ни другие памятники публичного права не содержат данных вплотьдо середины XVII в. Очевидно, им было время, когда дети начинали «сами себяпечаловати». Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления,относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступленияи понятия виновности ещё не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которомувиновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое,во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяжкомунаказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствамзакон относит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («напиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, нестерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»)2.
Объекты преступления — это личность иимущество. Среди преступлений противличности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои,оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (противсобственности) — это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконноезавладение или пользование чужим имуществом. Государственные преступления в РусскойПравде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия«государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись синтересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжихмужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.
Но история Киевской Руси знает государственныепреступления, такие, как восстания горожан, к участникам которых применяласьсмертная казнь. Существовали и междукняжеские споры, завершавшиеся нередковесьма жестоко. Но все это ещё не отражено в законодательстве.
Не из Русской Правды, а из церковныхуставов известно, что имели место и преступления против церкви: зелейничество иведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остаткиязычества. Кроме них преследовались моления в рощах и у воды, под овином,ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.
Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынулмеч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил).Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такоепонятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет(ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всехлиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60резан продажи).
Существует в Русской Правде и представлениео превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в егодействиях нет непосредственной опасности).
Наказания за уголовные преступления. Русская Правда употребляет разные термины, имеющиесмысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Начнем их характеристику с мести.Это возмездие за деяние, совершаемое руками потерпевшего или его родичей. ВКраткой Правде она не только признана, но и предписана, однако только всоединении с судом (нужна санкция суда, разрешающая месть или оправдывающая актмести). Раненный, к примеру, должен доказать на суде справедливость обвинения итолько после этого может мстить или взять за обиду 3 гривны.
Месть обиженного или членов его семьиполагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение наздоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступника на полныйпроизвол мстителя. Термин смирять, употреблявшийся для обозначения акта мести,означал, скорее всего, не только лишение жизни, но и простое телесноенаказание. Под влиянием христианства, в условиях дальнейшего оформлениягосударственных структур, месть постепенно вымирала. Уже сыновья Ярославаотменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.
Именно штрафы доминируют в системе наказанийРусской Правды как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба. Штрафыделятся на уголовные (в пользу общественной власти) и частное вознаграждениепотерпевшему. За убийство уплачивается вира (в пользу князя) и половничество (родственникампотерпевшего). За прочие преступления – продажа (князю) и урок (потерпевшему).Уголовные штрафы за посягательство на личность, как уже отмечалось, носят ярковыраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляетсяменее резко. Вира, взыскиваемая с общины – верви (мира), — это дикая вира (вслучае, когда совершено непредумышленное убийство, и преступник защищенкруговой порукой общины, или когда убийство умышленное, но община не ищет и невыдает преступника).
Третий вид наказания – поток иразграбление. Он назначался в 3 случаях: за кражу коня, поджег дома или гумна,профессиональный разбой. Поток и разграбление – не что иное, как лишение всехправ, как личных, так и имущественных, которое в условиях дикой природыобрекало человека на неминуемую смерть. Известны также случаи убийства иполного уничтожения имущества, отданных на поток и разграбление людей. «Заутраубиша Семена Борисовца, – говорит источник, – и дом его весь разграбиша и селаи жену его Яша»1. Имущество осужденного делилось междуобщинниками либо отходило к князю. Во времена Русской Правды возможно было иобращение такого человека в рабство.
Из других видов наказаний известны такженаказания, обращенные на свободу, и наказания, обращенные на здоровье. К первымотносились: изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и болеетяжёлое – в погребе), заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращениев рабство. Ко вторым – членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей),широко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы в случае имущественнойнесостоятельности виновного.
Рассмотрим суд и процесс в древнерусскомгосударстве. Суд во времена РусскойПравды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжескийсуд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова»,однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр.,ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловатьсязакуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «Напосадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не далесми сильным обидети».
Наиболее важные дела князь решал совместносо своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителямикняжеской администрации. Обычное место суда — «княж двор» (резиденция в столицеи дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали судыпосадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин)и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяети размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательногоперсонала (мечника, детского, метельника).
Помимо суда государственного (князя и егоадминистрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – судземлевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетныхпожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами ис продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкиевнутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках несохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями,боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы имитрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря –архимандрит.
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установлениесторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцамиили суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора).Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишьпомогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия междууголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным(инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делахвыступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собоймассовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников.Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (обувечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.
О самом древнем периоде известно ещё, чтоодной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении(пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневныйсрок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь,объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказатьзаконность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжениепоиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавалсявором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах однойтерриториальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, привыходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенноевозмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39Пр. Пр.).
Другое процессуальное действие – гонениеследа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение егоследов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искатьвиновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поискипрекращались (ст. 77 Пр. Пр.)1.
Суд был состязательным, a это значит, чтообе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представлялидоказательства и улики. В судебном процессе использовались различные видыдоказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцыпроисшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели«доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободныйчеловек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярскиетиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).
При ограниченном количестве судебныхдоказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытанияжелезом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямыхсвидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемогосудили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водойподозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул,то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно,что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств дляокончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нёмсохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в своевремя.
Такие общие представления о древнерусскомправе, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники.Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой наконкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовыхнорм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.
Заключение
Древнейшимисточником русского права является обычай. Когда обычай санкционируетсягосударственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычногоправа. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.
Наиболееранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси сВизантией (911, 944 и 471 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русскогоправа, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовномуправу. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводомустных норм обычного права.
Кчислу древнейших источников права относятся также церковные уставы князейВладимира Святославича и Ярослава Владимировича (X-XIвв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях против церкви,нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов исудов.
Основные законодательные источники ДревнейРуси — это «Правда рославичей» и «Русская правда». В создании «Русской правды»участвовали Ярослав Мудрый и Илларион. «Русская правда» составлена в 20-70-хгодах XI века. Она включалась во все юридические сборники и работала вплоть до XVI века.
Вся совокупность правовых обычаев изаконов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системыдревнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно былоправом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей,принадлежавших к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никакихправ. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов.Зато права и привилегии верхушки феодального общества закон брал под усиленнуюзащиту.
Список использованнойлитературы
1. Белковец Л.П., Белковец В.В. Историягосударства и права России. – М.: Былина, 2000.- 548 с.
2. Исаев И.А. История государства иправа России – М.: Юристъ, 2000.–544 с.
3. История государства и права. / Подред. Лепихова М.И. — М.: Былина, 1998.- 487 с.
4. История государства и праваРоссии. Учебник для вузов. / Под ред. Чибиряева С.А.- М.: Былина, 1998.- 532 с.
5. Кудимов А.В., Шафиев М.М.Источники права Древней Руси / Кудимов А.В., Шафиев М.М. // История государстваи права.- 2006. — № 10. — С. 9-10.
6. Кузнецов И.Н. История государстваи права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. — Минск: Амалфея, 2000.- 376 с.
7. Курицин В.И. История государства иправа России — М.: Международные отношения, 1998.- 577 с.
8. Портнов В.П. История государства иправа России. Лекции. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.- 428 с.
9. Предпринимательское право: Учебникдля вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон иправо, 2000. – 685 с.
10. Сырых В.М. История государства иправа России- М.: Юристъ, 1999.-527 с.
11. Титов Ю.П. История государства иправа России — М.: Былина, 1999.- 503 с.
12. Томсинов В.А. Хрестоматия поистории отечественного государства и права IX в. — 1917 г. — М.: Зерцало, 1999.- 496 с.
13. Черниловский З.М. Всеобщаяистория государства и права. — М.: Юристъ, 1999. – 531 с.
14. Чибиряев С.А. История государстваи права России. — М.: Былина, 2000.- 598 с.
15. Чистяков О.И. Историяотечественного государства и права в 2-х ч. — М.: Юристъ, 2000.- 876 с.