Реферат по предмету "Государство и право"


Использование результатов изучения психологических особенностей обвиняемого для решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач расследования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕРЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБВИНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯУГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РАССЛЕДОВАНИЯ
Криминалистическоеизучение личности обвиняемого осуществляется следователем главным образом вцелях выбора тех или иных тактических приемов при производстве следственныхдействий в том объеме, который следователь считает необходимым. Установлениецелого ряда сведений о личности обвиняемого для правильного решенияуголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным,так как непосредственно вытекает из требований закона.
На необходимость изученияпсихологических особенностей личности обвиняемого в этих целях обращал вниманиевидный русский юрист А. Ф. Кони: «Изучение его (т. е. обвиняемого. — Автор) на судеможет быть только полезно для правосудия, если им разъясняются такие свойстваобвиняемого, которыми вызваны движущие побуждения его преступного деяния, илинаоборот, с которыми это деяние находится в прямом противоречии».
Решение уголовно-правовых вопросов на основеданных о психологических особенностях личности обвиняемого
К числу уголовно-правовыхзадач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого,относится в первую очередь установление вменяемости (т. е. способности бытьвиновным), формы вины (умысел или неосторожность), мотивов преступления,эмоционального состояния обвиняемого в момент совершения преступления,обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности.
Вопрос о вменяемостирешается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Основанием для ееназначения является сомнение следователя в психической полноценностиобвиняемого.
Поэтому следователюнеобходимо с самого начала расследования уголовного дела обращать внимание нафакты, свидетельствующие о наличии странностей в поведении обвиняемого.
Анализ характера испособа совершения преступления, целей, которые оно преследовало, сведений оповедении обвиняемого до и после совершения преступления, отношении обвиняемогок людям, его образе жизни способствует формированию представления о степенипсихической полноценности субъекта.
Иногда страннымипредставляются действия обвиняемых, составляющие содержание уголовного дела.Например, при расследовании уголовного дела о многочисленных мелких кражах,совершенных у сослуживцев лаборанткой одного из высших учебных заведений, былоустановлено, что обвиняемая похищала не только попадавшиеся на глаза предметы,имеющие некоторую материальную ценность (губную помаду, пудреницы и т. п.), нои старые почтовые открытки, сломанные шариковые ручки и другие предметы,которые никак не могли быть ею использованы. Эти факты вызвали у следователяпредположение, что обвиняемая страдает психическим заболеванием и невменяема.Предположение следователя нашло подтверждение в заключениисудебно-психиатрической экспертизы.
Другой обвиняемый нанестелесные повреждения незнакомому человеку, пытавшемуся вслед за ним войти вкабину лифта. Следователь узнал от свидетелей, что с некоторых пор они стализамечать странности в поведении этого человека. Он никогда не входил в лифт,если там уже находились люди, подолгу ждал, когда ему представится возможностьподниматься или опускаться в лифте одному, старался ни с кем не встречаться налестницах, возвращался с половины пути, если слышал, что кто-то идет полестнице ему навстречу. При судебно-психиатрическом обследовании былоустановлено, что обвиняемый страдает манией преследования: считает, что именнона лестнице или в лифте на него могут напасть.
Основаниями для сомненияв психической полноценности обвиняемого могут служить сведения о том, что егородители или близкие родственники страдали психическими заболеваниями, сам он сдетства отставал в развитии от сверстников, плохо усваивал учебную программу, струдом адаптировался к школьному режиму, не мог овладеть специальностью, атакже некоторые факты, относящиеся к образу жизни: бездумное отношение кбудущему, склонность к бродяжничеству, аномалии в сексуальном поведении и др.Признаками психического заболевания могут быть такие интеллектуальные особенности,как несоответствие запаса знаний возрасту, полученному образованию, низкийуровень обобщения, замедленность, поверхностность мышления, трудности впонимании относительно простых ситуаций.
Форма вины (умысел илинеосторожность) определяется путем выявления психического отношения обвиняемогок деянию в момент его совершения.
Для констатации такихпризнаков умысла в преступлении, как осознание человеком общественной опасностисвоих действий и предвидение наступления их общественно опасных последствий,необходимо иметь представление об уровне и особенностях интеллектуальногоразвития обвиняемого. Используя эти данные, можно ограничить умышленные,злостные действия от поступков, совершенных в силу непонимания сложившейсяситуации или заблуждения.
Желание или сознательноедопущение наступления общественно опасных последствий деяния связано снекоторыми особенностями направленности личности и чертами характера.
Мотивы преступления, т.е. побуждения, которыми руководствовался обвиняемый при его совершении, должныустанавливаться при расследовании каждого уголовного дела.
Мотив — это признак,характеризующий субъективную сторону преступления. Его установление необходимодля разграничения составов, имеющих сходные признаки (например, хулиганство ипричинение легких телесных повреждений). В ряде случаев выяснение мотива имеетзначение для доказывания виновности. Кроме того, мотив преступления можетучитываться как отягчающее или смягчающее ответственность обстоятельство,свидетельствовать об отсутствии в действиях обвиняемого общественной опасности.
Представления о том, чтотакое мотив поведения, в юридических науках и психологии совпадают неполностью.
В психологии под мотивомпонимается побуждение к деятельности, направленной на удовлетворениепотребностей субъекта, предмет (материальный или идеальный), ради которогодеятельность осуществляется.
Уголовное право дляобозначения мотивов поведения оперирует такими обобщенными понятиями, какместь, корысть, хулиганские побуждения, низменные побуждения, ревность, неприязненныеотношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различныепсихологические мотивы. Например, корыстные действия с психологической точкизрения могут быть мотивированы стремлением к обогащению, потребностью ксамоутверждению, завистью, желанием вести праздный образ жизни, страстью кразвлечениям или азартным играм, потребностью в удовлетворениитруднопреодолимых влечений (например, к алкоголю или наркотикам). Исследованиепсихологических мотивов деяния углубляет познание юридически значимыхпобуждений, лежащих в основе правонарушения.
При расследованииуголовного дела о нескольких ограблениях и разбойных нападениях, совершенныхгруппой взрослых и несовершеннолетних преступников, было установлено, чтомотивы участия в преступлениях были у членов группы весьма различны. Одни изних стремились завладеть имуществом и деньгами, другие — показать своюсмелость, наконец, третьи боялись, что с ними расправятся, если они не будутпомогать совершать преступления.
Изучение психологических мотивовсовершения преступлений каждым участником группы позволило точноквалифицировать их деяния, оценить степень их общественной опасности и ролькаждого преступника в функционировании преступной группы.
Все психологическиемотивы можно разделить на устойчивые, превратившиеся в силу этого в свойствохарактера, и ситуативно возникающие. Для установления мотивов, относящихся кпервой категории, требуется детальное изучение условий жизни обвиняемого, егообраза жизни, направленности его личности, свойств и черт характера. Ситуативновозникающие мотивы чаще всего связаны с устойчивыми, являются как быпроизводными от них. В отдельных же случаях ситуативные мотивы не совпадают сустойчивыми и даже противоречат им. На возникновение подобных мотивов в сильнойстепени влияет, как правило, эмоциональное состояние человека. Поэтому дляустановления ситуативно возникающих мотивов следует располагать данными онекоторых особенностях эмоциональности обвиняемого.
Сложность установлениямотива преступления иногда приводит к утверждению о безмотивности,немотивированности преступления (что принципиально неверно, поскольку всякоесознательное поведение побуждается осознанными или неосознанными мотивами) илиподмене мотива мотивировкой события обвиняемым, т. е. его ретроспективнымисловесными объяснениями совершенного. Поэтому попытки установления мотивапреступления только со слов обвиняемого, без учета его основных психологическихособенностей, анализа поведения могут приводить к серьезным ошибкам.
Установлениеэмоционального состояния обвиняемого в момент преступления необходимо дляквалификации преступлений, совершенных в состоянии внезапно возникшего сильногодушевного волнения Диагностикааффекта, необходимая для решения вопроса о том, находился ли обвиняемый вмомент совершения преступления в состоянии внезапно возникшего сильногодушевного волнения, составляет специальную задачу, решаемую часто с помощьюсудебно-психологической экспертизы. Результаты изучения психологическихособенностей обвиняемого не могут служить прямым ответом на вопрос, находилсяли обвиняемый в момент преступления в состоянии аффекта.
Известно, однако, чтопредрасполагающими к возникновению аффекта являются такие особенности человека,как высокая, но неустойчивая самооценка, легкая возбудимость, повышеннаячувствительность, малая выносливость к сильным раздражителям, склонность кдлительному переживанию отрицательных эмоций. Установление у обвиняемогоназванных особенностей может служить основанием для назначениясудебно-психологической экспертизы и оказать помощь экспертам.
Знание психологииобвиняемого, в частности особенностей направленности личности, самооценки,эмоциональной устойчивости, иногда необходимо для оценки действий потерпевшего,признания их тяжким оскорблением, насилием над личностью обвиняемого.
Особенностиэмоциональности обвиняемого могут быть учтены при оценке действия наобвиняемого угрозы или принуждения, а также при расследовании уголовных дел отранспортных и иных происшествиях, связанных с управлением техникой.
Особенности психологииобвиняемого могут и должны рассматриваться в числе обстоятельств, влияющих настепень и характер его ответственности. Говоря об основаниях освобождения от уголовнойответственности, закон оперирует понятием общественной опасности лица,совершившего преступление. В это понятие включаются прежде всего особенностинаправленности личности обвиняемого и наиболее устойчивые черты характера,повлиявшие на совершение преступления и способствующие или препятствующиесовершению новых общественно опасных действий
Например, о высокойобщественной опасности могут свидетельствовать такие психологическиеособенности обвиняемого, как нежелание трудиться, стремление к обогащению путемполучения нетрудовых доходов, агрессивность, жестокость, убежденность вправильности избранного преступного образа жизни и др.
О снижении общественнойопасности виновного можно судить по тем изменениям в его психологии, которыепроизошли после совершения преступления.
Развитие у обвиняемогонеудовлетворенности прожитой жизнью, убежденности в неправильности прежнегообраза жизни, возникновение планов на будущее, связанных с нормальной трудовойдеятельностью, пересмотр системы ценностей, стремление приобрести профессию илиповысить квалификацию, заботливое отношение к близким, желание порватьотношения с людьми, повлиявшими на совершение преступления, оказать помощьправоохранительным органам в расследовании — все это может служить признакомснижения общественной опасности обвиняемого.
Оценка изменения степениобщественной опасности обвиняемого должна основываться на фактических данных опоступках, конкретных действиях, а не на декларативных заявлениях.
В числе смягчающих иотягчающих ответственность обстоятельств закон называет жизненные ситуации,побуждения и признаки действий, для правильной оценки которых требуетсяучитывать психологические качества обвиняемого.
К числу смягчающихответственность обстоятельств закон относит влияние на обвиняемого угрозы,стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств, различного родазависимость.
Ни одно из этихобстоятельств не может быть установлено только по объективным признакам безучета субъективных особенностей обвиняемого
Влияние угрозы наобвиняемого зависит не только от ее содержания, реальности, направленности, нои от психологических качеств того, кому угрожают: твердости его характера,смелости, эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, отношения кзапретам и правоохраняемым ценностям.
Обвиняемый по одному изуголовных дел, объясняя причины совершенных им преступлений, ссылался на то,что его соучастники оказывали на него давление, угрожали расправой. Былоустановлено также, что обвиняемый обладал большой физической силой, много разучаствовал в драках и действовал в этих ситуациях хладнокровно и расчетливо, вобщественных местах провоцировал ссоры и столкновения, как правило, первымнаносил удары, постоянно имел при себе нож. При наличии таких данных нельзябыло признать, что угроза, исходившая от людей, которых обвиняемый привыкдержать в подчинении, могла полностью подавить его волю, лишить возможностисамостоятельно принимать решения.
В другом случае группапреступников требовала от восемнадцатилетнего молодого человека его участия всовершаемых ими преступлениях, угрожая в случае отказа убить его мать и сестру.Обвиняемому было известно, что участниками преступной группы уже совершенонесколько тяжких насильственных преступлений, поэтому он воспринимал угрозу каквполне реальную. Сам обвиняемый был слабоволен, труслив, в семье и средитоварищей всегда занимал подчиненное положение, быстро терял самообладание ивпадал в состояние растерянности, при возникновении внутреннего напряжениястановился пассивным, трудности вызывали у него ощущение безвыходности изсоздавшегося положения. С учетом объективных признаков ситуации (реальность итяжесть угрозы) и субъективных особенностей обвиняемого следствие пришло квыводу, что обвиняемый действовал под влиянием угрозы.
В зависимости отпсихологических свойств людей одинаково трудные личные или семейныеобстоятельства могут восприниматься одними как терпимые, другими какнепереносимые.
Как на смягчающиеответственность обстоятельства Закон прямо указывает на психические состояния —сильное душевное волнение, чистосердечное раскаяние
Среди отягчающихответственность обстоятельств закон называет корыстные и низменные побуждения,особую жестокость или издевательство, проявившиеся при совершении преступления,т. е. диктует необходимость исследования такой важной стороны психологиичеловека, как содержание побуждений и целей поступков .
Закон не раскрывает и неограничивает содержание понятия низменных побуждений, подразумевая, очевидно,что к этой категории, могут быть отнесены любые побуждения, противоречащиесоциалистической морали, например зависть, месть, корысть и др. Таким образом,перед следователем стоит задача не только установить содержание побуждения, нои дать ему морально-этическую оценку.
Одна из особенностейпсихической деятельности людей заключается в том, что мотивы (побуждения) ицели действий (поступки) далеко не всегда совпадают. Это положение определяетважный методический прием в установлении содержания мотивов: каждое действиедолжно изучаться поэтапно от определения его цели к установлению мотива.
Цель умышленногопреступного действия всегда представлена в криминальной ситуации иустанавливается в результате ее анализа. Например, целями преступления могутбыть завладение материальными ценностями, лишение жизни, нанесение телесныхповреждений и др.
Содержание мотива(побуждения) преступления составляет то, ради чего достигается цель. Поэтомумотив преступления следует искать не только в ситуации его совершения, но чащевсего за пределами криминальной ситуации. Иными словами, после того, каквыявлена цель преступления, должен быть поставлен вопрос, ради чего обвиняемыйстремился к достижению этой цели.
Ответить на вопрос обистинных мотивах преступления помогает изучение круга интересов, увлеченийобвиняемого, его жизненных планов и других особенностей направленности личностии характера.
Следует иметь в виду, чтомотивами преступлений часто являются побуждения, сформировавшиеся задолго досовершения противоправного действия и проявлявшиеся в других преступных илиправомерных действиях обвиняемого, т. е. вошедшие в число наиболее упрочившихсямотивов поведения. Например, данные о том, что обвиняемый в прошломруководствовался корыстными побуждениями, постоянно отыскивал возможностиполучения дополнительных доходов (занимался с этой целью огородничеством,ремонтом в частном порядке автомобилей, квартир, мелкой спекуляцией и т. п.),хотя и не являются прямым указанием на корыстные побуждения преступника, номогут быть использованы для выдвижения и проверки предположения об их наличии винкриминируемых обвиняемому действиях.
Особая жестокость ииздевательство над потерпевшим характеризуют способ совершения преступления,обусловленный отношением обвиняемого к жизни, здоровью, человеческомудостоинству потерпевшего. В Комментарии к УК к объективным признакам особойжестокости и издевательства относят: «… применение при совершении преступленияспособа, особо мучительного для потерпевшего, либо хладнокровное доведениепреступного замысла до конца, несмотря на просьбы потерпевшего пожалеть его,либо длительное изощренное издевательство над человеком и т. п.… глумлениенад потерпевшим во время совершения преступления или причинение ему каких-либодополнительных физических и моральных страданий».
Главными субъективнымипризнаками особой жестокости и издевательства следует считать способностьобвиняемого в момент совершения преступления понимать, что его действияпричиняют потерпевшему особые моральные или физические мучения, желание илидопущение их наступления, пренебрежение страданиями потерпевшего при ихосознании или способности осознавать, если даже обвиняемый не стремилсяспециально к их причинению.
Преступление может бытьквалифицировано как совершенное с особой жестокостью или издевательством надпотерпевшим только в результате исследования обеих сторон (объективной исубъективной) отягчающих ответственность обстоятельств.
Например, множественностьнанесенных потерпевшему ранений, применение для совершения преступления орудий,увеличивающих длительность и тяжесть физических страданий, и подобныеобъективные признаки особой жестокости не дают достаточных оснований дляпризнания преступления совершенным с особой жестокостью. В состоянияхфизиологического аффекта, сильного нервно-психического напряжения, вызывающихсужение сознания и снижение способности контролировать свои действия,обвиняемый может быть лишен способности оценивать страдания потерпевшего,осознавать, что ему причиняются особые мучения, выбирать способы и орудиядействий. В подобных случаях даже при наличии формальных внешних признаков,особой жестокости преступление не может считаться совершенным с особойжестокостью, так как отсутствуют ее субъективные признаки.
Особая жестокость ииздевательство над потерпевшим могут иметь две функции: служить только способомсовершения преступления или дополнительной целью преступления. В первом случаев отягчающих ответственность обстоятельствах находят выражение такие чертыобвиняемого, как безразличие, нечувствительность к чужим страданиям; во втором— причиняемые потерпевшему страдания доставляют обвиняемому удовлетворение,входят в его планы. Эта вторая функция особой жестокости порождается низменнымипобуждениями и поэтому представляет повышенную общественную опасность.
Для пониманияпроисхождения особой жестокости и издевательства над потерпевшим, их функций вконкретном преступлении необходимо исследование таких психологических особенностейобвиняемого, как отношение к другим людям, способность к сопереживанию исостраданию, эмоциональная возбудимость, мстительность, злобность, враждебностьк окружающим, и других свойств направленности личности, эмоциональности,характера обвиняемого.
Решение уголовно-процессуальных вопросов наоснове изучения психологии обвиняемого
Данные о психологическихособенностях обвиняемого требуются для решения следующихуголовно-процессуальных задач: избрания меры пресечения; определения моментадопуска к участию в деле защитника; определения целесообразности проведениясудебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы; полученияинформации, имеющей доказательственное значение.
Меры пресечения преследуют цели воспрепятствоватьобвиняемому: а) скрыться от следствия и суда; б) помешать установлению истиныпо уголовному делу; в) продолжать преступную деятельность. Других оснований дляприменения мер пресечения не существует.
Для избрания мерыпресечения наиболее важны сведения, характеризующие направленность личностиобвиняемого и его образ жизни. Эти сведения могут быть использованы при выбореконкретной меры пресечения.
Например, такая мерапресечения, как поручительство коллектива трудящихся, может быть применена,если известно, что обвиняемый добросовестно относится к труду, привязан ксемье, не имеет антиобщественных склонностей и привычек, не находится подвлиянием людей, ведущих аморальный образ жизни.
Определение моментадопуска к участию в деле защитника связано с оценкой способности обвиняемого самостоятельноосуществлять свое право на защиту.
Пункт 3 ст. 49 УПК исоответствующие статьи УПК других союзных республик предусматриваютобязательное участие защитника с момента предъявления обвинения по делам немых,глухих, слепых, а также лиц, которые в силу своих физических или психическихнедостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.
Психическиминедостатками, препятствующими осуществлению права на защиту, нужно считать: всепсихические заболевания, так как любое из них отрицательно влияет на полнотуотражения действительности в сознании человека; такие особенности психическойдеятельности, как быстрая утомляемость, расстройства внимания, ослаблениепамяти.
В подавляющем большинствеслучаев вопрос о допуске защитника с момента предъявления обвинения может идолжен решаться следователем на основании материалов, имеющихся в деле, илинеобходимых документов (справок) из медицинских и иных учреждений, компетентныхв установлении психических недостатков и оценке их тяжести.
Защитник может бытьдопущен к участию в деле с момента предъявления обвинения, если: естьдокументально подтвержденные факты, что подозреваемый или обвиняемый страдаетпсихическим заболеванием, является инвалидом любой группы, установленной поповоду психического заболевания или психических недостатков, обусловленныхдефектами зрения, речи, слуха; есть решение суда в отношении подозреваемого илиобвиняемого, признающее его недееспособным в связи с душевным заболеванием илислабоумием; он стоит на учете в психоневрологическом диспансере; обучался вшколе для умственно отсталых детей; признан медицинским учреждением хроническималкоголиком; у подозреваемого или обвиняемого обнаружены такие явно выраженныефизические недостатки, как ослабление зрения или слуха, недостаточновосполненное очками, слуховым аппаратом, дефекты речи, создающие помехи вустановлении контактов с окружающими и изложении своих мыслей.
В исключительных случаях,например при настойчивых жалобах обвиняемого на быструю утомляемость,расстройство внимания, при наличии свидетельских показаний о низкоминтеллектуальном уровне обвиняемого, различных недостатках его познавательнойдеятельности, может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая илисудебно-психиатрическая экспертиза для определения способности самостоятельноосуществлять свое право на защиту.
На разрешение экспертизымогут быть поставлены вопросы:
1. Есть ли у обвиняемогопсихические недостатки, препятствующие полноценному осуществлениюпознавательной деятельности?
2. Ограничивают ли особенностипсихики обвиняемого его возможности в осуществлении своего права на защиту?
Данные о психическихособенностях обвиняемого могут иметь доказательственное значение. На практике они нередко играют ролькосвенных доказательств.
Хорошая репутация человекаеще не служит бесспорным свидетельством невозможности совершения преступления,равно как дурная слава не доказывает того, что подозреваемый это преступлениесовершил. Но установленные и доказанные сведения о личности обвиняемого имеютзначение для оценки того или иного факта как улики, надежности доказательств.Нравственно-психологические особенности личности, взятые изолированно, ничегодоказать не могут; они приобретают вес лишь в системе доказательств, как любыеиные фактические данные.
Так, установленный ранеевынесенным приговором факт совершения преступных действий определеннымспособом, в котором проявились специальные знания, привычки, умения, вкусы,наклонности, образ жизни, отношение к охраняемым правом ценностям, можетслужить доказательством по новому делу. Например, совершение в прошлом подделкиденежных знаков и наличие необходимых для этого преступных навыков сыграет рольулики в случае задержания того же лица при сбыте фальшивых денег. И напротив,отсутствие таких способностей может противоречить обвинению в непосредственномизготовлении фальшивых денег.
Известно также, чтоценность и вес доказательства тем выше, чем специфичнее и определеннее егосвязь с доказываемым, фактом. Это общее правило распространяется и на оценкудоказательственного значения сведений о психическом облике обвиняемого.
Доказательственноезначение имеют те данные о личности, которые проявились или могут проявиться всовершенном преступлении (например, злобность, жестокость, жадность,вспыльчивость, подчиняемость и т. д.). С учетом этих особенностей производитсяпредварительная оценка и других доказательств. В процессе расследования такаяоперативная оценка стимулирует поиск новых доказательств.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.