Реферат по предмету "Разное"


[25/01/2010] Лингвистические права стали предметом спора в ряде европейских стран, а в результате этого и между соседними государствами

Необходимо соблюдать лингвистические права национальных меньшинств – отрицание этих прав подрывает права человека и приводит к напряженности между общинами [25/01/2010] Лингвистические права стали предметом спора в ряде европейских стран, а в результате этого – и между соседними государствами. Когда некоторые правительства предпринимают шаги по укреплению позиций официального языка, национальные меньшинства обеспокоены тем, что их лингвистические права могут быть подорваны. Написание имен в паспортах, указание названия улиц и иных топографических знаков, использование языка в школах, лингвистические требования при обращении в государственные органы и возможность создавать СМИ для меньшинств – все эти вопросы вновь и вновь поднимаются представителями меньшинств в ряде европейских стран.Пересмотр политической карты Европы за последние двадцать лет привел к тому, что в некоторых регионах эти проблемы стали еще более острыми. Также, возникшие националистические тенденции – в сочетании с путаницей и отсутствием ясности в отношении "национального идентитета" – похоже, воодушевляют экстремистов выступать с ксенофобными заявлениями в отношении интересов меньшинств.При этом речь идет о такой области, которая особо требует зрелого политического руководства. Язык является важнейшим инструментом организации общества, в том числе для самого функционирования государства. Однако язык также представляет собой главное измерение индивидуальной самобытности на личном уровне, и зачастую имеет особое значение для тех, кто состоит в меньшинстве. В некоторых странах возникают споры в ситуациях, когда статус государственного языка рассматривается как находящийся под угрозой в тех регионах, где меньшинства значительно представлены в количественном отношении и, возможно, также в политическом. В качестве аргумента для обоснования спорных поправок, принятых в прошлом году к закону о государственном языке в Словакии, выдвигалась необходимость обеспечения того, чтобы лица, говорящие только на словацком языке, могли понимать все официальные публикации, даже тогда, когда они проживают в районах, населенных в основном венгерским меньшинством. Меньшинства, в основном венгры, сочли предлагаемые изменения в законе дискриминационными, резко выступили против введения наказаний за несоблюдение законодательства о языке и высказались, что языки меньшинств нуждаются в более высоком уровне правовой защиты. Эта дискуссия также затронула и отношения между Словакией и Венгрией.В урегулировании данного спора принял участие Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам. Кроме того, правительство в Братиславе приняло мудрое решение передать эти поправки к законодательству в Венецианскую комиссию для комментария. Таким образом, существуют хорошие перспективы принятия такого решения, которое учитывало бы права людей.Проблемы, связанные с языком, разумеется, это явление отнюдь не новое. Действительно, в целом ряде международных и европейских договоров о правах человека были разработаны нормы в отношении того, как урегулировать эти вопросы. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) является договором Совета Европы, который, помимо прочего, защищает и поддерживает лингвистические права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. На основании Конвенции создан мониторинговый орган для оказания содействия ее выполнения государствами-сторонами – а именно, Консультативный комитет. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (ЕХРЯМ) защищает и поддерживает языки как часть европейского культурного наследия, находящегося под угрозой. Комитет экспертов осуществляет мониторинг за выполнением Хартии. Эти стандарты дополняются Европейской конвенцией о защите прав человека, которая запрещает дискриминацию, например, по признаку языка (статья 14). Весьма большое значение в этой области имеет правовая практика Европейского суда по правам человека (Страсбургского суда).Стандарты в этой сфере разработаны и ОБСЕ, выполнению которых содействует Верховный комиссар по национальным меньшинствам. Один из важных документов является Рекомендации в отношении лингвистических прав национальных меньшинств, принятые в Осло (с пояснительной запиской).Среди соответствующих документов ООН следует отметить Международный пакт о гражданских и политических правах, в котором заявляется что лицам, принадлежащим к меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться родным языком. Менее обязательный, но тем не менее весьма актуальный характер имеет Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и лингвистическим меньшинствам.В этих договорах и рекомендациях заявляется о ключевых принципах и определяются обязательства правительств. Однако, поскольку сам характер проблем значительно различается в разных странах, во многих случаях существует необходимость определенного толкования согласованных рамочных норм, для того чтобы достигнуть поставленной задачи и добиться соответствующего баланса. Следует предусматривать соответствующее "поле усмотрения" – если использовать терминологию Страсбургского суда - при применении этих стандартов. При этом такое поле усмотрения не должно исключать обязательство соблюдать права человека лиц, принадлежащих к меньшинствам. В дискуссиях на национальном уровне необходимо учитывать выводы различных международных органов мониторинга и правовую практику Страсбургского суда. Они дают важные ориентиры для тех, кто принимает решения на политическом уровне.^ Личные именаСтрасбургский суд заявил, что "имя является не только важным аспектом самоидентификации; это – важнейшее средство идентификации личности в обществе в целом". По одному из дел ("Гузел Эрдагоз (Guzel Erdagöz) против Турции", 2008) Суд постановил, что отказ государственных органов принять предпочтительное написание личного имени нарушает право на уважение к частной жизни, как это предусмотрено в Европейской конвенции (статья 8).Эти принципы действуют и в таких ситуациях, когда государственный язык и язык меньшинства основываются на разных алфавитах или письменности. Недавно, во время посещения Литвы, я узнал, что спорным вопросом стало написание польских фамилий в паспортах и других официальных документах. Однако сейчас правительство в Вильнюсе направило парламенту предложение, которое, если оно будет принято, будет рассматриваться как конструктивный шаг к более полному соблюдению прав меньшинств.^ Названия населенных пунктов, улиц и другие топографические обозначенияКонсультативный комитет Рамочной конвенции в отношении Литвы пришел к выводу, что отсутствие двуязычных топографических знаков в некоторых районах является несовместимым с Конвенцией. Возникло противоречие между законом о государственном языке и законом о национальных меньшинствах, которое необходимо урегулировать.В своем докладе по Австрии я обратил внимание на спор в отношении возможности размещения топографических названий на немецком и словенском языках в некоторых муниципалитетах в Каринфии и рекомендовал исполнить без дальнейших задержек постановление Конституционного суда по данному вопросу. Это постановление защищает принцип двуязычных топографических знаков в тех районах, где проживает значительное количество лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.Такой подход также означает, что местные органы власти, подавляющее число которых составляют представители меньшинств, должны соглашаться с тем, что при необходимости, официальный язык использовался параллельно с языком меньшинств. Лица, принадлежащие к большинству в стране, не должны подвергаться дискриминации в том случае, когда они проживают в регионах, где они сами составляют меньшинство.ОбразованиеОбразование на языке меньшинства является важнейшим фактором защиты лингвистических прав и поддержания языков. Правительства должны стремиться к тому, чтобы у лиц, принадлежащих к меньшинствам, были соответствующие возможности изучать язык меньшинства и даже получать образование на этом языке. Необходимо поощрять двуязычие для всех.Право на соответствующие возможности обучения на языке меньшинства должно осуществляться без ущерба для изучения официального языка или получения образования на этом языке. Действительно, как Консультативный комитет, так и Верховный комиссар по национальным меньшинствам подчеркивали важность права на качественное образование на официальном языке, в том числе и для меньшинств. Это имеет важнейшее значение в тех регионах, где лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, плохо владеют или совсем не владеют государственным языком (или языками) и в результате этого они исключены из важнейших аспектов жизни всего общества. Консультативный комитет обсуждал данную проблему в связи, в том числе, с Эстонией, Грузией, Латвией и Молдовой.Серьезной проблемой в большинстве европейских стран является то, что изучение цыганского языка или обучение на этом языке практически полностью игнорируется – даже там, где имеется значительное количество жителей-цыган.^ Контакты с органами властиВозможность общения с органами власти на родном языке является еще одной из проблем прав человека, о которой заявляют лица, принадлежащие к меньшинствам. Это право не всегда может быть в полной мере гарантировано на практике в связи с ограниченностью кадровых и финансовых ресурсов. Однако Рамочная конвенция и Хартия заявляют о том, что госорганы должны стремиться способствовать, насколько это разумно возможно, таким формам общения, когда в этом есть реальная необходимость. Многие государства предпочитают учитывать количественные размеры меньшинства в определенном районе в качестве соответствующего фактора для предоставления определенных лингвистических прав и установили в этой связи минимальные пороги. Такие пороги, однако, не должны быть слишком высокими; Консультативный комитет полагает, что минимальный порог в 50 % является неразумным. В рамках своей политики набора персонала государственные органы не должны требовать уровня владения государственным языком выходящего за рамки необходимого для данной должности. Не следует необоснованно ограничивать доступ к занятости для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Кроме того, рекомендуется подходить к этим вопросам конструктивно, предлагая кандидатам от национальных меньшинств возможность пройти курсы на государственном языке. Одновременно найм государственных служащих, владеющими соответствующими языками меньшинств, позволит административным органам лучше оказывать услуги всему населению.Такие позитивные меры особенно важны тогда, когда правительства решают принять меры по защите и продвижению официального языка. Следует избегать санкций в связи с исполнением закона о государственном языке. Упор скорее должен делаться на необходимости гармонизировать такое законодательство с законом, защищающим языки меньшинств – для избежания противоречий и для обеспечения того, чтобы соблюдались лингвистические права всех граждан.СМИЕще одной областью, представляющей серьезное значение для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, является возможность создать СМИ на языке меньшинств. СМИ должны в полной мере отражать плюрализм и многообразие населения. При этом государственное регулирование вещательных СМИ должно основываться на объективных и недискриминационных критериях и не использоваться для ограничения прав меньшинств.Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, должен обеспечиваться доступ к эфирному времени на национальных, региональных и местных каналах вещания на их родном языке, когда речь идет о СМИ, получающих государственное финансирование. Квоты на время вещания на официальном языке (или языках) не должны препятствовать публичному или частному вещанию на языках меньшинств. Консультативный комитет выявил ряд негативных примеров такого типа квот, в частности, в Азербайджане. Позитивным примером является решение Турции открыть круглосуточный телевизионный канал на курдском языке, что было воспринято как изменение отношения к меньшинству, права которого подавлялись на протяжении многих лет. Меня информировали о том, что аналогичные планы предусмотрены и в отношении армянского языка.Главный урок, который мы должны извлечь для себя из всех этих вопросов, заключается в том, что проблемы прав человека могут эффективно решаться только в условиях серьезной оценки истинных нужд меньшинств.Слишком часто государственные органы при разработке своей политики не прислушиваются внимательно к меньшинствам. Крайне важно, чтобы правительства поддерживали тесные контакты с лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, и стремились к углубленным и постоянным консультациям – к конструктивному диалогу. Томас Хаммарберг


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.