Министерствообразования и науки Российской Федерации
Контрольнаяработа
Предмет: Гражданское право
Информация как объект гражданскогоправа
Абакан 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации(государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфереинформации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Говоря об актуальности данной темы, следует отметить тотфакт, что развитие информационных технологий и появление нового видаобщественных отношений – отношений по передаче информации – заставляетзадуматься над необходимостью правового регулирования соответствующихотношений. Изучение действующего законодательства, касающегося регулированияотношений, связанных, так или иначе, с информацией, приводит к выводу оботсутствии на сегодняшний день достаточно разработанной законодательной базыдля регулирования отношений по обмену информацией и гражданско-правовой защитеправ обладателей информации. Как известно, на сегодняшний день не развитгражданско-правовой институт, предметом которого бы являлись данные отношения.Наличие в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)упоминания об информации как объекте гражданских прав явно недостаточно.Требуется более детальная законодательная регламентация. А для этого следуетсначала проанализировать феномен информации как правовой категории стеоретической точки зрения и создать теоретическую модель механизмагражданско-правового регулирования отношений по поводу информации.
Объектом данной курсовой работы является информация как правовая категория. Предметомже курсовой работы будет являться информация как объект гражданского права.
Целью написания курсовой работы является анализ самойкатегории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамкахгражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категорияинформации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующиезадачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной инаучной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемомувопросу;
3. Усвоение теоретического материала;
4. Письменное воспроизведение и оформление усвоенногоматериала и формирование собственных выводов по каждому из аспектов изучаемоговопроса и в целом по теме курсовой работы.
При написании курсовой работы использовались следующие методыисследования: наблюдение, сравнение, анализ.
Глава1. Понятие и признаки информации
На сегодняшний день известно множество различных определенийпонятия информации. Однако поскольку право является социальным регулятором, тоне имеет смысла останавливаться на тех концепциях информации, которые отражаютфилософский или естественнонаучный аспекты понятия информации. Юриста долженинтересовать прежде всего аспект любого явления, связанный с тем, как этоявление проявляет себя в отношении к человеку и обществу. Поэтому и категориюинформации для целей гражданско-правового исследования следует рассмотретьименно сточки зрения того, чем она является в процессе человеческойжизнедеятельности. Очевидно, главенствующей, и наиболее соответствующей действительности,концепцией информации является та, которая видит сущность информации врезультате отражения сознанием человека окружающей действительности иотождествляет информацию с образом, имеющим смысловое содержание и знаковуюформу. Знаки лишь форма существования и средство передачи информации. Длячеловека имеет первостепенное значение именно смысл, содержание информации.Термин «знание» отражает наиболее, на наш взгляд, важный аспект этогосодержания – прагматический. Действительно, для человека любая информацияявляется, прежде всего, знанием, оцениваемым с точки зрения полезности вупомянутых приспособительных целях. В этом, как нам кажется, и состоит сущностьинформации.
Решаязадачу выбора понятия «информация» следует рассматривать их не тольков научном контексте, но и с учетом необходимости познания и преобразованияреальной действительности. В простейшем бытовом понимании с термином«информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знанияи т.д. о чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка«informatio» означает сведения, разъяснения, изложение. С.И. Ожеговдает следующее определение информации: это сведения об окружающем мире ипротекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальнымустройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области,известия, сообщения, знания, представления о чем-либо[1].
Поскольку информация – результат отражения действительности,значит, она должна содержать не просто знания, а знания о чем-либо – одействительности, ее предметах и явлениях. Поэтому следует отметить, что сфункциональной точки зрения информация является сведениями о предметах иявлениях окружающей субъекта познания действительности. Именно с этой точкизрения информацию определяет закон (Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации,информационных технологиях и о защите информации).
Определив информациюкак сведения, законодатель тем самым указывает на ее субъектный и предметныйхарактер. Субъектный характер информации выражается в том, что она актуальнаили потенциально принадлежит кому-то. В то же время информация — это всегдасведения о чем-либо, то есть они всегда предметны. В связи с этим можновыделить свойства, характеризующие информацию как правовую категорию исходя изее определения приведенного в Законе об информации (речь идет о легальномопределении, а не о научных дискуссиях), это: физическая неотчуждаемость,содержательность и независимость форм предоставления сведений[2].
Центральное место вЗаконе об информации занимает ст. 5, называемая „Информация как объектправовых отношений“, которая устанавливает, что информация может бытьобъектом различных правоотношений, как-то: публичных, гражданских и иных. Всвязи с этим уместно заметить, что в этой же статье Закона приведена одна изсуществующих классификаций, подразделяющая информацию в зависимости отвозможности свободного доступа к ней третьих лиц на общедоступную инеобщедоступную[3] (информация ограниченного доступа). Критерием подобнойклассификации выступает мера важности и мера доступности тех или иных сведений.В связи с этим, как отмечает О.А. Городов, следует иметь в виду, »… чтоабсолютно доступных сведений, в отношении которых установлен тот либо инойрежим, не существует. Всегда будут иметь место фактические или юридическиепрепятствия, затрудняющие доступ к определенным блокам сведений"[4].
Говоряоб информации, необходимо иметь в виду еще два свойства, определяющие ее роль изначение в условиях общества с рыночной экономикой.
Во-первых,информация физически не может быть отчуждена от: ее производителя и от любоголица, в пользовании которого она оказалась. Любая информация несет в себезнания, которые по своей сущности неотчуждаемы. Лицо, владеющее ими, можетпередать знания другим лицам (на этом построена вся система обучения),продолжая оставаться их владельцем.
Во-вторых,информация обладает свойством обособляемости от ее производителя. Благодаряматериальному носителю она становится товаром массового распространения и,соответственно, самостоятельным объектом права.
Законодательподходит раздельно к определению правового положения информации, считающейсянематериальным (неимущественным) благом, и материальных носителей информации,относимых к имущественным ценностям. В отношении информации как понятия в целомон ограничивается молчанием, на материальные же носители распространяетположения Гражданского кодекса РФ, относящиеся к праву собственности. Согласноп. 2 ст. 4 Закона РФ «Об информации, информатизации и защитеинформации» правовой режим информационных ресурсов (материальных носителейинформации) определяется нормами, устанавливающими право собственности наотдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельныемассивы документов в информационных системах. Соответственно, информационныересурсы, являющиеся собственностью организации, как сказано в п. 5 ст. 6 тогоже Закона, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.
Не менее важной задачей гражданско-правовой науки сегодняявляется выявление признаков информации, отличающих и обособляющих ее от другихобъектов гражданских прав. В.А. Копылов отмечает, что правовые свойстваинформации влекут за собой определенные последствия при обращении информации,они закрепляются в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях.Более того, особенности информации как объекта гражданских прав обусловливают испецифику механизма правового регулирования отношений, возникающих по поводуинформации, особенности ее правового режима. Существует несколько подходов копределению основных свойств информации как объекта гражданских прав. Принятовыделять следующие признаки информации.
Информация обладает свойством физической неотчуждаемости. Онафизически не может быть отчуждена от ее производителя или передающего субъекта.Исходя из этого при передаче информации от одного лица к другому процедура ееотчуждения опосредуется передачей прав на ее использование, и информацияпередается вместе с этими правами. Учитывая этот признак, В.А. Копыловпредлагает при формулировании нормы, регулирующей процесс отчужденияинформации, говорить не о процедуре отчуждения информации, а об отчужденииправа на использование информации.
Информация является сложным и составным объектом, в котором вразных пропорциях присутствуют результаты работы и творчества.
Следующий признак информации проявляется в ее двойственнойприроде[5].Заключается он в том, что при включении в оборот информация всегда (или чащевсего) отображается на материальном носителе, в связи с чем возникаетдвуединство информации и ее материального носителя. Вследствие этого, с одной стороны,информация носит нематериальный характер как результат прежде всего умственнойдеятельности, с другой — материальный, поскольку находит свое выражение наматериальном носителе. Именно этот признак информации нередко становится вправовой науке камнем преткновения. Одни называют ее материальным, реальнымобъектом (Г.А. Лобанов[6]).Другие, например, И.В. Савельева[7],говорят, что сущность информации нематериальна и что информация не сводится ктому вещественному носителю, в котором воплощена. Думается, что последняя точказрения является более правильной и обоснованной, поскольку основная ценностьинформации для субъектов права заключается в сведениях, ее составляющих, а не ввещественной форме, в которой она выражена.
Информация непотребляема, она подлежит моральному, но нефизическому износу.
Информация обладает тиражируемостью. Она может тиражироватьсяи распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения еесодержания. Отсюда следует, что в результате распространения одна и та жеинформация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц.
М.М. Рассолов[8]называет следующие признаки, характеризующие информацию как правовую категорию:известная самостоятельность сведений, возможность многократного использования,сохранение передаваемой информации у передающего субъекта, способность кобработке, интеграции и сжатию, возможность математического анализа,системность, коммуникативность.
В.А. Копылов предлагает еще такой признак, как экземплярность[9],под которым он понимает возможность распространения информации не самой посебе, а на материальном носителе. Однако, думается, что выделение данногопризнака является необоснованным. Во-первых, данное свойство информацииявляется производным от признака обособляемости, так как экземпляр есть не чтоиное, как один из способов объективации информации. Во-вторых, полагаем, чтонеобходимо различать оборот информации как нематериального блага и оборот еематериального носителя. Это два самостоятельных объекта гражданских прав, хотя,как отмечалось ранее, теснейшим образом связанных с друг другом.
Некоторые авторы в дополнение к названным указывают наследующие особенности информации как самостоятельного объекта гражданских прав[10].Прежде всего, отмечают, что информация носит субъективный характер. С этимтрудно не согласиться. Информация возникает в результате деятельности человека,воспринимается и перерабатывается его сознанием. В связи с этим всегдасуществует потенциальная возможность искажения информации передающим иливоспринимающим субъектом. Люди по-разному воспринимают одно и то же событие.Риск изменения информации в силу субъективных обстоятельств необычайно высок.Кроме того, информация после ее восприятия субъектом обрабатывается, становитсячастью его сознания. Таким образом, связь информации с субъектом и еесубъективный характер очевидны.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, чтоинформация является благом, обладающим в равной степени как свойствами,характерными для всех объектов гражданских прав, так и признаками, позволяющимиговорить о необходимости формирования для нее собственного правового режима. Глава 2. Краткая характеристика видовинформации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
По своему правовому режиму информация разделяется наобщедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь,последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, иконфиденциальную информацию.
КонституцияРФ исходит из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе,опираясь при этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международногопакта о гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 КонституцииРФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производитьи распространять информацию любым законным способом». В общедоступнуюинформацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человекав обществе, начиная от получения общего профессионального образования изаканчивая знаниями о состоянии здоровья Президента РФ. Это самая широкая зонаинформации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещенозаконом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен толькофедеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспеченияобороны страны и безопасности государства.
Неможет быть запрещена к открытому распространению в обществе информация,относящаяся к:
законодательными другим нормативным актам, устанавливающим правовой статус органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, организаций,общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядоких реализации;
документам,содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другуюинформацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
документам,содержащим информацию о деятельности органов государственной власти и органовместного самоуправления, об использовании бюджетных средств и другихгосударственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностейнаселения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документам,накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системахорганов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимыхдля реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Индивидуальноепользование общедоступной информацией гарантируется и вышеупомянутым Законом«Об информации, информатизации и защите информации». Естественно, онне определяет содержания всех видов информации, которые относятся и могутотноситься к общедоступной информации.
Кинформации, являющейся государственной тайной, относится информация,установленная Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (с посл. изм.)[11].
Всоответствии со ст. 5 этого Закона к государственной тайне относятся:
1)сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке,производстве, объемах производства, хранении и утилизации ядерных боеприпасов,о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого примененияобразцов вооружения и военной техники и другие;
2)сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки квозможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности поизготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданскойобороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение, ипр.);
3)сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовойполитике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенныхпоказателей по внешней задолженности), а также о финансовой илиденежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых можетнанести ущерб безопасности государства;
4)сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатахразведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; олицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскнуюдеятельность; об организации, силах, средствах и методах обеспечениябезопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защитысекретной информации и др.
Одновременноэтот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайнесведения о:
чрезвычайныхпроисшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и ихпоследствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах ипоследствиях;
состоянииэкологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры,сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
привилегиях,компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностнымлицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свободчеловека и гражданина;
размерахзолотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;
состоянииздоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
фактахнарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Подконфиденциальной информацией понимается документированная информация(информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к которойограничен в соответствии с законодательством РФ. В Законе «Об информации,информатизации и защите информации» содержится также положение о том, чтоотнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленномзаконодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона (п.5 ст. 10). Общего закона о порядке отнесения информации к конфиденциальной внастоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно к отдельнымвидам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ,постановлений Правительства РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайнытакже на уровне локальных норм права.
Необходимоотметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации кконфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решатьсянепосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицомна основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).
Подзащитой информации в данном случае понимается установление порядкапредоставления пользователю информации с указанием места, времени,ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающихусловия доступа пользователей к информации.
Чтоже касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст.11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданахопределяются на уровне федерального закона.
ВУказе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечнясведений конфиденциального характера» предусматриваются шесть видов такойинформации[12]:
1)сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющиеидентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений,подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленныхфедеральными законами случаях;
2)сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3)служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной властив соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);
4)сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которымограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная,нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров,почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
5)сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен всоответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
6)сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца доофициальной публикации информации о них.
Вусловиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все болееважное значение приобретает защита коммерческой тайны.
Подинформацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, в самом общемзначении понимаются сведения, имеющие служебный и коммерческий характер.Подобного рода сведения нельзя сводить только к сделкам, заключаемым с третьимилицами в сфере приобретения материалов и сырья для производства продукции,получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполненияработ и оказания услуг. Понятие коммерции в данном случае шире и включает всебя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением и управлениеморганизацией или занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Согласност. 139 ГК РФ информация может рассматриваться как составляющая служебную иликоммерческую тайну при соблюдении трех условий. Во-первых, информация должнаиметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силунеизвестности ее третьим лицам. Во-вторых, к ней не существует свободногодоступа на законном основании. И в-третьих, обладатель информации принимаетмеры к охране ее конфиденциальности. Как видно, содержание приведенных условийзаключается в установлении правового режима пользования служебной икоммерческой информацией. О сведениях, составляющих содержание служебной икоммерческой информации, в данном случае вообще речи не идет. Соответственно, вст. 139 ГК РФ используется терминология служебной и коммерческой тайны.
Сведениям,являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвященаотсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющихсодержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлятьсодержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведениямогут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальнымиправовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностнымилицами организации — обладателя информации.
Конкретныеэлементы содержания коммерческой информации (перечни сведений) обычноустанавливаются самими юридическими лицами (собственниками или производителямиинформации, не являющимися собственниками документированной информации).Делается это, как правило, в форме решений, приказов, распоряжений, иныхлокальных актов, принимаемых органами управления соответствующих юридическихлиц.Глава 3.Ответственность за правонарушения в сфере информации
Юридическая ответственность реализуется с учетомспецифических методов информационного права при возникновении конфликтныхпротивоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфереинформации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и озащите информации».
В указанной статье используется термин «разглашениеинформации», который, по сути, обозначает ее распространение.
В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконноераспространение и использование информации также произошли определенныеизменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации,информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требоватькомпенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следуетиметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: «если гражданину причинен моральныйвред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личныенеимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другиенематериальные блага, а также в другихслучаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителяобязанность денежной компенсации указанного вреда» и п. 2 ст. 1099 ГК РФ:«моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающимиимущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренныхзаконом». Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации,информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда,если незаконным распространением и использованием информации были нарушены нетолько неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физическоголица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только приналичии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащихчесть, достоинство и деловую репутацию — ст. 1100 ГК РФ)[13].
Административнаяответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. ВКодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваетсяадминистративная ответственность за:
— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участниковреферендума (ст. 5.1);
— нарушение порядка участия средств массовой информации в информационномобеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
— изготовление, распространение или размещение агитационных материалов снарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
— умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся квыборам, референдуму (ст. 5.14);
— непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении ирасходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов,референдума (ст. 5.17);
— непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25);
— нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних,нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сиротили детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
— отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
— незаконные действия по получению и (или) распространению информации,составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
— сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
— невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
— сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременном массовом заболеванииживотных (ст. 10.7);
— самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1);
— воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст.13.16);
— нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
— воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
— нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);
— непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст.17.6) и др.
Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административногоправонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речьидет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотическихсредств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, вчастности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФустанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ.Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющийотношение к Федеральному закону «О рекламе». Согласно КоАП РФ,использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушениеустановленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан вразмере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ (ст.17.10).
Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и кругсубъектов такого правонарушения, как «непредставление возможностиобнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства илиделовой репутации»[14].Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные имуниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любогоуровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимоот того, к какой форме собственности оно относится. Административный штрафналагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; наюридических лиц — от ста до двухсот МРОТ.
Рассмотрим теперь административную ответственность занарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ,граждане имеют право на оперативное получение через средства массовойинформации достоверных сведений о деятельности государственных органов иорганизаций, общественных объединений, их должностных лиц.
В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ впредоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможнымивидами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская иуголовная ответственность.
В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получениеинформации является основанием для возбуждения дела об административномправонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответаредакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либонесвоевременное представление информации, как установлено ст. 5.39 КоАП РФ.Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. являетсядостаточно низким.
Объективная сторона данного правонарушения, установленнаяКоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления («отказгражданину в предоставлении информации» — ст. 140 УК). Отличие между нимисоставляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам изаконным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует).Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления саналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно — причинению вреда.
Иное правонарушение — демонстрирование фашистской атрибутикиили символики карается административным штрафом в размере от пяти до десятиМРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административныйарест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики илисимволики (ст. 20.3). Примечательно, что как установлено КоАП РФ, привлечение кответственности возможно только в случае, если целью демонстрации былапропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительноерешение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, еслидоказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако, только поитогам правоприменительной практики — в отсутствие соответствующейконкретизации в законодательстве — можно будет судить о том, в каких случаяхдемонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуацияможет негативно отразится на взаимоотношениях редакций СМИ справоприменительными органами.
За действия, образующие три состава административныхправонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. Ктаким действиям относятся: воспрепятствование осуществляемому на законномосновании распространению продукции средства массовой информации либоустановление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодическогопечатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательныхсообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм(13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которыеописаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ.Последний был принят, как известно, в конце 1991 года. Таким образом,потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной,и появились основания для привлечения к административной ответственности заданные действия.
Ответственность за следующий состав административногоправонарушения — нарушение правил распространения обязательных сообщений — заключается в наложении административного штрафа на граждан — от одного до трехМРОТ; на должностных лиц — от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц — оттридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему радио- ителепрограмм путем создания искусственных помех карается наложением административногоштрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц — отдесяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальныхразмеров оплаты труда.
Не подверглись существенным изменениям такие составыадминистративных правонарушений, как нарушение порядка изготовления илираспространения продукции средства массовой информации (13.21) и нарушениепорядка объявления выходных данных (13.22). В отношении первого можно отметить,что отныне нарушением порядка распространения признается распространениепродукции СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ, не прошедшегоперерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта изготовленияили распространения продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлениивыпуска СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение административныйштраф может налагаться на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ сконфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — отдвадцати до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административногоправонарушения; на юридических лиц — от двухсот до трехсот МРОТ с конфискациейпредмета административного правонарушения. Что же касается ответственности занарушение порядка объявления выходных данных, то здесь корректировка былапроведена в отношении размера штрафов. Данное правонарушение влечетпредупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере оттрех до пяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или безтаковой; на должностных лиц — от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукциисредства массовой информации или без таковой; на юридических лиц — отпятидесяти до ста МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информацииили без таковой.
Отсюда следует, что при административном судопроизводствемогут быть наложены следующие виды административных взысканий:
— предупреждение — мера административного наказания,выраженная в официальном порицании физического или юридического лица,выносимого в письменной форме;
— административный штраф — денежное взыскание;
— возмездное изъятие орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения — принудительное изъятие и последующаяреализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходовна реализацию;
— конфискация орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения;
— лишение специального права;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы РФ иностранногогражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация — лишение права занимать руководящиедолжности в исполнительных органах управления юридических лиц;
— административное приостановление деятельности.
Статья 17 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и базданных» устанавливает, что физическое или юридическое лицо, которое невыполняет требований указанного Закона в отношении исключительных правправообладателей, в т.ч. ввозит в РФ экземпляры программы для ЭВМ или базыданных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителемавторского права[15].Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных,изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторскогоправа, а также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с настоящим Закономпрограммы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в котором этапрограмма для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или пересталиохраняться законом.
В соответствии со статьей 18 этого же Закона автор программыдля ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:
— признания прав;
— восстановления положения, существовавшего до нарушенияправа, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу егонарушения;
— возмещения причиненных убытков, в размер которых включаетсясумма доходов, неправомерно полученных нарушителем;
— выплаты нарушителем компенсации в определяемой поусмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5000-кратного до50000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты трудав случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков;
— помимо возмещения убытков или выплаты компенсации поусмотрению суда или арбитражного суда может быть взыскан штраф в размере десятипроцентов от суммы, присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, вдоход республиканского бюджета РФ;
— принятия иных предусмотренных законодательными актами мер,связанных с защитой их прав.
За защитой своего права правообладатели могут обратиться всуд, арбитражный или третейский суд, который может вынести решение оконфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, атакже материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об ихуничтожении либо о передаче их в доход республиканского бюджета РФ либо истцупо его просьбе в счет возмещения убытков.
Последствия неправомерного использования информации могутбыть самыми разнообразными — это не только нарушение неприкосновенностиинтеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизниграждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов,потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельностипредприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступленияданного вида помещены в раздел IX «Преступления против общественнойбезопасности и общественного порядка». Таким образом, если исходить изучения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектомкомпьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественныхотношений, охраняемых уголовным законом: родовым — общественная безопасность иобщественный порядок и видовым — совокупность общественных отношений поправомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объекттрактуется, исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всегонепосредственный объект основного состава компьютерного преступлениясформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их,естественно, увеличивается[16].
Практически все анализируемые преступления относятся кпреступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишениясвободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование ираспространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожноститяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лети поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективнойстороны рассматриваемых составов, отмечается, что большинство из нихконструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не толькосовершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасныхпоследствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками.Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступленийбудет признаваться время окончания именно деяния независимо от временинаступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всеговыступают здесь в форме действий и лишь иногда — как бездействие. В одном случаетакой признак объективной стороны состава преступления, как способ егосовершения: сформулирован в качестве обязательного признака основного иквалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка,орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качествесмягчающих или отягчающих обстоятельств.
Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметьтолько один — вина. При этом: исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ, для всехпреступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь дваквалифицированных состава предусматривают две ее формы, умысел по отношению кдеянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасныхпоследствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросео стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления.Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либохулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, неисключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно,что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновногопричинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов,происходящих в сетях и системах ЭВМ[17].
Субъект нескольких составов является специальным. В остальныхслучаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учестьвсевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность запреступления против компьютерной безопасности наступает с 16 лет (ст. 20 УК).
Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую — бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться кст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации,правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.
Санкции — альтернативные, за исключением двухквалифицированных составов, где они — в силу тяжести последствий преступления — «урезаны» до относительно-определенных[18].
Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28,в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно ст. 138 УКРФ, устанавливающая, что наказание за нарушение тайны переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусматривает в худшемслучае ограничение свободы на срок до трех лет; ст. 158 УК РФ, определяющая,что наказание за кражу предусматривает в худшем случае лишение свободы на срокдо десяти лет со штрафом; ст. 159 УК РФ, устанавливающая в худшем случаенаказание за мошенничество в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти летсо штрафом либо без такового; ст. 165, устанавливающая за причинениеимущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием наказание вхудшем случае в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом или безтакового.
Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственностиза отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФзакреплена обязанность органов государственной власти и органов местногосамоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможностьознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими егоправа и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовныйкодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.
Предусмотренное ст. 140 УК РФ преступление заключается вследующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либов предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ являетсянеправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативногоакта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а такжепутем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомлениегражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права исвободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в видусообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом,знающим, что сообщаемые сведения являются ложными[19].Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются:во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых,субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое всилу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией,затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.
Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступлениеответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасностьдля жизни или здоровья людей.
Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение досведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в еепредоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либонеполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительноналичия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающейсреды.
Характерными признаками данного преступления являются: во-первых,совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрываетинформацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть какдолжностное лицо, так и не должностное (например, владелец или собственникинформационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать населениесоответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информациядолжна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе среквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различныхпредположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.
Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ впредоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ илиСчетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либопредоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам,если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такуюинформацию.
Отличительным признаком данного состава является то, чтосубъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на котороевозложена обязанность по предоставлению информации в перечисленныегосударственные органы.
Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данныхлибо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечетза собой уголовную ответственность в соответствии с законом.
Гражданско-правовая ответственность (ч. 2 ст. 139Гражданского кодекса) — ответственность за нарушение нормативно регулирующихинформационно-имущественных отношений (исключительные права в авторском праве),а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашенияпорочащих сведений.
При предъявлении при регистрации требований, не предусмотренныхв Законе о СМИ, нарушителем законодательства о СМИ выступают регистрирующие СМИорганы. Они будут нести гражданскую ответственность в случае причинения вреда всвязи с незаконными действиями в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.
Особо следует выделить ответственность в области массовойинформации:
1) ответственность за распространение запрещенной рекламы.
Все виды запрещенной к распространению рекламы могут повлечьадминистративную ответственность в виде предупреждения антимонопольного органаили штрафа.
Заведомо ложная реклама умышленно вводит потребителя взаблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений орекламируем товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель,рекламораспространитель) все же эти сведения дает, производит или, соответственно,распространяет.
Рекламодатель несет ответственность за содержание информации,которая передается в рекламном сообщении[20].Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы — в томслучае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепуталслова местами, добавил «не» либо, наоборот, убрал «не» врекламном сообщении.
Рекламораспространитель несет ответственность в той части,которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству размещениярекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневноевремя, естественно, ответственность за нарушение этого положения несетрекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространятьвблизи детских учреждений либо церквей и т.п., то за нарушение этого такженесет ответственность рекламораспространитель (ст. 38 Закона «Орекламе»).
Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакциисредств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать отрекламодателя предъявления документальных подтверждений истинностихарактеристик рекламируемого товара. Однако, редакции не нарушают закон и ненесут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельностьрекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара(будь-то недвижимость, оружие, медикаменты или другое), а также при рекламесамого рекламодателя, рекламораспространитель обязан потребовать предъявления,а рекламодатель — предоставить лицензию, либо ее надлежащим образом завереннуюкопию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которыерекламируются, требуют в нашей стране лицензии — лицензии на сделки снедвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии наторговлю табаком и алкоголем и так далее.
Получается, что все, что можно производить, все услуги,которые можно оказывать только после получения лицензии, и рекламировать можнотолько после ее получения. Если вы хотите рекламировать оружие, то сначаланужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламироватьоружие. На самом деле, это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когдахотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но этоневозможно до получения лицензии на право торговли.
В газетах и журналах на последней странице часто публикуютобъявления о том, что редакция не несет ответственности за содержаниепубликуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление отответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию неосвобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовойрекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламномсообщении положений закона. Редакция не должна проверять правильностьуказанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобыпроверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должнаубедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция такжедолжна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции идругих законов нашей страны. Например, если в тексте рекламе есть слова,которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этойрекламы несет ответственность и редакция распространившего ее СМИ[21].
Следующий вид нарушения законодательства о СМИ — скрытаяуступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ при установлениикомиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензияаннулируется.
Незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрациилибо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечетадминистративную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.
Воспрепятствование осуществляемому на законном основаниираспространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений нарозничную продажу периодического печатного издания влечет административнуюответственность в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ.
Незаконное распространение продукции СМИ без его регистрациилибо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечетадминистративную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.
Осуществление вещания без лицензии либо с нарушениемлицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.
Предусмотрена административная ответственность заосуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст.14.1 КоАП РФ).
За нарушение правил распространения обязательных сообщенийпредусмотрена административная ответственность (ст. 13.17 КоАП РФ).
За нарушение правил распространения рекламы предусмотренаадминистративная ответственность (ст. 14.3 КоАП РФ).
Нарушение порядка объявления выходных данных влечетадминистративную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 КоАП РФ.
Создание искусственных помех, препятствующих уверенномуприему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность всоответствии со ст. 13.18 КоАП РФ.
2. Целями защиты информации являются:
1) Предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты иподделки информации.
2) Предотвращение несанкционированных действий поуничтожению, модификации, копированию и блокированию информации.
3) Реализация права на государственную тайну иконфиденциальную информацию.
На основании ст. 16 Закона об информации, защите подлежитлюбая документированная информация, неправомерное обращение с которой можетнанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Защищаемая информация — информация, являющаяся предметомсобственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовыхдокументов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.
В случае нарушения прав и законных интересов лица в связи сразглашением информации ограниченного доступа или иным неправомернымиспользованием такой информации, требование о возмещении убытков не может бытьудовлетворено в случае, если этим лицом не принимались меры по соблюдениюконфиденциальности информации или были нарушены требования о защите информации,если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностямиданного лица.
Режим коммерческой тайны считается установленным только послепринятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанныхмер. Несоблюдение обладателем обязанности по введению режима коммерческой тайныведет к невозможности привлечения к ответственности лиц, разгласивших такуюинформацию.
3. Редакция, главный редактор, журналист не несутответственности за распространение сведений, не соответствующихдействительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либоущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собойзлоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо вматериалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений,предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментоввыступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов,делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальныхвыступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественныхобъединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих вэфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию всоответствии с настоящим Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений иматериалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовойинформации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности заданное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.
Дословное воспроизведение в средстве массовой информации впериод соответствующей избирательной кампании, кампании референдумаагитационного материала, распространенного в другом средстве массовойинформации, в т.ч. подпадающем под действие ст. 24 Закона, не являетсяоснованием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, инойорганизации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, отответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, еслипри дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требованияуказанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию)агитационных материалов[22].
Заключение
Подводя итоги работы, хотелось бы сказать следующее:информация как объект гражданского права характеризуется сложностью.Многочисленность объектов, ее составляющих, и различия в их правовом режимепредставляют значительные трудности при выработке общего подхода к установлениюи регулированию единого правового режима информации. Вряд ли он возможен вообще,однако, некоторые общие принципы, характерные только для информации,существуют. Их полное выявление и всестороннее исследование еще предстоитнауке. Однако уже сегодня существует большое количество проблем, какзаконодательных, так и правоприменительных. Необходимо принятие ряда новыхзаконов и внесение изменений в уже действующие. Только тогда можно будетговорить о соответствии правовой системы быстро меняющимся условиям жизни, ибоправо — один из главных регуляторов общественного развития.
Информация представляет в своей сущности знание в формезнаков, информация может использоваться и передаваться. Информация способнаслужить удовлетворению имущественных интересов, она предстает в правоотношениив соответствующей правовой форме и в этой форме является объектом абсолютныхимущественных гражданских правоотношений и субъективных гражданских прав,составляющих содержание этих правоотношений. Служебнаяи коммерческая тайна, отождествляемые в ст. 139 ГК с информацией, должнырассматриваться не в качестве объекта гражданских прав, а в качестве правовогорежима информации. Любая тайна — это не объект права, а правовой режим объекта.Ответственность за нарушение в области информации устанавливается какадминистративная, так и более суровая – уголовная./>
Список используемой литературы
Нормативно – правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
2. ГражданскийКодекс Российской Федерации(часть первая) – Новосибирск: сиб. Унив. Изд-во,2009. – 475с.
3. Уголовный кодексРоссийской Федерации (от 13.06.1996 г. № 63 – ФЗ; ред. от 13.02.2009 г.) //Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
4. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях:(по состоянию на 15 ноября 2008года). – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 287с.
5. Закон РФ от 27декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»//ВВС РФ. 1992 г. N 7. Ст. 300.
6. Федеральный Законот 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Специальная литература:
7. Ковалева Н.Н.,Холодная Е.В. — Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ«Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – М. 2008. С. 116.
8. Комментарий кУголовному кодексу РФ/Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2003 г. С. 317.
Учебники, учебные пособия и материалы
9. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М., 1999. С. 250.
10. Л.Б. Ситдикова. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказаниеинформационных услуг. – М. 2008. С. 10-11.
11. Щербак Н.В. Информациякак объект гражданско-правового регулирования // Законодательство. 2004. N 7.
12. Городов О.А.Информационное право. М., 2007. 382 с.
13. Копылов В.А.Информационное право: Учебник. 2 изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004. 419 с.
14. Лобанов Г.А.Информация как объект гражданского права // Научно-техническая информация. Сер.1. Организация и методика информационной работы. 1999. N 6. С. 8.
15. Савельева И.В.Правовая охрана программного обеспечения ЭВМ // Право и информатика. Московскийуниверситет. 1990. С. 9.
16. Международноеинформационное право: Методические рекомендации к междисциплинарному спецкурсу.М.: СТЕНСИ, 2000. С. 28.
17. Е. Хохлов.«Комментарий к новому закону об информации» «Корпоративный юрист», N1, январь 2007 г.
18. Российскоеуголовное право. Особенная часть/Под редакцией В.Н. Кудрявцева. А.В. Наумова.-М: Юрист: 2001 г. 377 с.
19. Гульбин Ю.Преступления в сфере компьютерной информации//Российская юстиция. — № 5, 2002 г.
20. Дозорцев В. А.Понятие исключительного права// Проблемы современного гражданского права: Сб.статей. М., 2000. С. 303, 313.