Содержание
Введение. 3
1.Становление и реализация института российского гражданства в российском праве 6
1.1 Понятиегражданства и его юридическая природа. 6
1.2Основные принципы института гражданства. 11
2.Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации. 17
2.1Нормативная основа гражданства в РФ… 17
2.2Правовое регулирование признания и приобретения российского гражданства 22
Заключение. 30
Библиографическийсписок литературы… 33
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение вопросовгражданства одновременно связано с правами и свободами человека и гражданина, атакже с суверенитетом государства. Провозглашение Конституцией РоссийскойФедерации как демократического правового государства требует углубленнойразработки вопроса о взаимоотношениях личности и государства. Одним изосновополагающих критериев оценки демократичности и соответствия международномуправу национального законодательства могут служить учет и практика реализации положенийст. 15 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. («Каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишён своего гражданстваили права изменить свое гражданство»).
В Российской Федерацииосновополагающие принципы института гражданства отнесены к основамконституционного строя (ст. 6 Конституции Российской Федерации).
Гражданство — не только правовая,но и политико-правовая связь лица с государством. Это обусловлено высокимполитическим потенциалом гражданства, выражающимся в том, что только гражданеобладают возможностью принимать участие в осуществлении политической власти итолько на граждан распространяется в полном объёме политическая властьгосударства.
Гражданство — особоеполитико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную иустойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможностьпользоваться всеми установленными законом правами и свободами, а также несётопределённые обязанности.
Многогранность юридической природыгражданства проявляется в том, что оно выступает и как самостоятельныймежотраслевой комплексный институт права, и как субъективное право по поводугражданства, и как особого рода длящееся правоотношение, существующее в общей,и конкретной формах, и как правовое состояние, составляющее часть правовогоположения (правового статуса) гражданина. Динамичность института гражданства,его многогранность и наличие проблем, связанных с его развитием, свидетельствуютоб актуальности и важности дальнейшего исследования данной темы.
Институт гражданства в РоссийскойФедерации совмещает институт общефедерального гражданства и гражданствареспублик в её составе. Двухуровневое гражданство предопределено историческимиусловиями, тем не менее, в правовом отношении существование гражданствареспублики без федерального гражданства невозможно.
Исследованию института гражданствапосвящена обширная отечественная и зарубежная научная литература. Вопросыгражданства затрагиваются в трудах таких современных ученых-юристов, как М.В.Баглай, Б.Н. Габричидзе, Л.Д. Воеводин, Е.И. Козлова, С.А. Комаров, Е.А.Лукашёва, Г.В. Мальцев, Н.А. Михалева, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, Б.С.Эбзеев, В.Е. Чиркин.
Целью курсовой работы является всесторонний анализ иисследование на основе комплексного подхода теоретических основ институтагражданства, роли и места института гражданства в системе российского права,его особенностей, а также возможных путей развития.
Для достижения указанной цели вкурсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Дать определение понятиюгражданства.
2. Охарактеризовать основныепринципы института гражданства.
3. Проанализировать нормативнуюоснову гражданства в РФ.
4. Рассмотреть правовоерегулирование признания и приобретения российского гражданства.
Объектом исследования являются отношения в сфере гражданства,конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующиеданную область общественных отношений.
Предметом исследования является конституционно-правовой аспектинститута гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующаяотношения гражданства.
1. Становление и реализацияинститута российского гражданства в росийском праве1.1 Понятие гражданства и егоюридическая природа
Определение понятия гражданства, атакже его содержания и основных особенностей носит дискуссионный характер.Множественность определений понятия гражданства помимо различных подходов к егоизучению объясняется также и непрерывно происходящими в его содержании изменениями.Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развитиягосударства и находится под влиянием происходящих в нем процессов. Отмеченноедает основания для разногласий среди ученых по поводу того, существует ли общееопределение понятия гражданства независимо от социально-политического различиягосударств.
В правовой науке существуютследующие основные подходы к определению понятия гражданства, являющиесянаиболее проверенными и обоснованными:
1) гражданство определяется какпринадлежность лица к государству;
2) гражданство рассматривается ввиде правовой или политико-правовой связи лица с государством;
3) третье направление объединяетпредыдущие, то есть гражданство трактуется как юридическая связь лица сгосударством с признаком принадлежности лица к государству;
4) гражданство определяется каксостояние лица в государстве.
Гражданство также зачастуюопределяется как членство лица в государстве, либо в качестве союза лица сгосударством, как статус лица, как правоотношение между лицом и государством ит.д.
Например, С.А. Комаров подгражданством как членством в государстве понимает союз личностей, находящихся вустойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи сгосударством.
Сравнивая законы о гражданствестран СНГ, следует отметить, что единая легальная формулировка понятиягражданства в них также отсутствует[1].
В рекомендательном законодательномакте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренномМежпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества НезависимыхГосударств 29 декабря 1992 г. в ст. 1 также содержится определение понятиягражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица сгосударством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство- неотъемлемый атрибут государственного суверенитета».[2]
В пользу определения понятиягражданства как связи лица с государством указывается, что о гражданстве, как опринадлежности лица к государству некорректно говорить в современную эпоху,поскольку такого рода понимание соответствовало концепции прав человека,базировавшейся на признании приоритета государства в его отношениях сличностью.
С признанием приоритета за правамичеловека, утверждением концепции взаимной ответственности государства иличности, изменяется и понимание гражданства, проявлением чего применительно кего понятию является характеристика его не как «принадлежности», а как связичеловека с государством. Смысл этой замены состоит в том, чтобы отразить вотношениях человека с государством как прямые, так и обратные связи, то есть ихвзаимосвязь в правах, обязанностях и ответственности.
В литературе, касающейсягражданства, распространено утверждение о том, что гражданство отражаетюридическую, а не фактическую связь лица с государством. Однако не следуетигнорировать фактические или социальные связи гражданства, лежащие в егооснове. Гражданство отражает как юридическую, так и фактическую (социальную)связь лица с государством. В любом государстве основная часть граждангосударства, соответствует как правовым, так и социальным критериямигражданства.
Соотношение юридической исоциальной связи лица с государством необходимо конкретизировать, посколькувозможно их несовпадение.
У основной массы населения государства социальный характер связи с государствомвыражается в ее юридическом оформлении.
Однако возможны случаи, когдагражданин теряет социальную связь с тем государством и обществом, чьим членомон являлся, но тем не менее, продолжает сохранять юридически оформленноегражданство. Возможно предоставление гражданства лицу с последующим расчетом нато, что лицо дополнит правовую связь с государством связью фактической.
И наоборот, нередки случаи, когдалицо, прибыв в иностранное для него государство, интегрируется в общество,становится полноценным его членом, но, не имея правового оформления своей связис государством, тем не менее, не может считаться его гражданином.
Большинство граждан любогогосударства являются его полными членами и в правовом и в социальном значении,гражданами в каждом аспекте повседневной жизни государства. Фактическая связьграждан с государством выражается, прежде всего, в том, что большинствонаселения государства в нормальных условиях живет на его территории.
Устанавливаемая государствомправовая связь с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимисяна его территории, прекращается, как только они покидают пределы государства.Социальная связь между гражданами, государством и обществом сохраняется и натерритории иностранного государства, то есть носит универсальный и глобальныйхарактер[3].
Гражданство обладает такимипризнаками, как наиболее общий характер, непрерывность и устойчивость вовремени и в пространстве. Наиболее общий характер выражается в том, чтогражданство само по себе не определяет конкретный вид и меру поведениясубъектов правовой связи — гражданина и государства, а служит основанием дляпредоставления прав, свобод и возложения обязанностей. Устойчивость впространстве заключается в том, что гражданство не замыкается пространственнымипределами государства, а сохраняется независимо от того, находится гражданин натерритории своего государства, либо за его пределами.
Устойчивость во времени состоит втом, что гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизничеловека с момента его рождения либо приобретения и до его утраты, наступающейв большинстве случаев в результате смерти гражданина. Устойчивый характергражданства проявляется и в установлении особого порядка прекращениягражданства, не допускающего расторжения гражданства в одностороннем порядке.
Непрерывность и устойчивость вовремени и в пространстве, конкретизирующие связь гражданства, не изменяют ееобщего характера, определяемого предельно широким пониманием таких категорийкак «связь», «взаимодействие», «отношение».
Гражданство по своей природепредставляет не только правовое явление, но и включает в себя социальные,политические, нравственные и психологические аспекты.
Все лица, находящиеся натерритории Российской Федерации, обладают практически одинаковыми правами исвободами за одним исключением — иностранные граждане и лица без гражданства немогут пользоваться рядом прав и свобод, преимущественно из категорииполитических, которые определяются наличием политико-правовой связи лица иданного государства.
Суверенитет государства, всоответствии с принципом верховенства государственной власти на всей территориистраны, распространяется на все население, проживающее на данной территории.Данное распространение подразумевает наделение всех лиц, находящихся натерритории государства комплексом прав и обязанностей, предусмотренныхзаконодательством данного государства.
При этом, признание лица гражданиномозначает автоматическое распространение на него законов государства в полноймере. Юридическим следствием отсутствия гражданства является невозможностьобладания лицом рядом прав и свобод, характерных для граждан государства. Такимобразом, важнейшим признаком гражданства является распространение на граждан сувереннойвласти государства.
Главнейшим отраслевым нормативнымактом, регламентирующим отношения гражданства, является Закон РФ «О гражданствеРоссийской Федерации», принятый 31 мая 2002 г. Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Закона РФ «О гражданстве РФ». Оно определяется какустойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупностиих взаимных прав и обязанностей. Впервые определение термина «гражданство» закрепленоименно действующим законом.
Таким образом, определениегражданства именно как двусторонней связи лица и государства получилозаконодательное закрепление. Эта связь длится в течение всей жизни человека.Она возникает в момент рождения или приобретения гражданства РФ и прекращаетсясо смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращатьсяв одностороннем порядке, то есть по инициативе гражданина, но без участиягосударства, и наоборот, по решению государства без соответствующеговолеизъявления гражданина.
Гражданство является предпосылкойобладания всем комплексом конституционных прав, свобод и обязанностей лица.Так, исключительно российские граждане могут быть депутатами, судьями, прокурорами,следователями, военнослужащими. Только гражданин Российской Федерации можетбыть избран Президентом страны, занимать должности на государственной службе,иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. 1.2 Основные принципы институтагражданства
В Конституции РФ о гражданствеговорится в гл. 1, посвященной основам конституционного строя. Цель этого — подчеркнуть единство гражданства в Российской Федерации, невозможность лишениягражданства или права изменить его, объявить гражданство равным независимо отоснований приобретения. Иными словами, подчеркиваются черты российскогогражданства, характеризующие конституционный строй[4].
Однако это не значит, что всесвязи гражданства исчерпываются только конституционным строем. Гражданство какинститут конституционного права тесно связано практически со всеми другимиинститутами этой отрасли права. Вместе с тем оно в большей мере вписывается вгруппу проблем, касающихся правового статуса личности, чем, скажем, проблемгосударственного устройства страны или основ ее конституционного строя,поскольку относится к числу тех правовых институтов, содержание и значениекоторых в обществе всецело обусловлено взаимоотношением как отдельной личности,так и народа в целом с государственной властью.
Конституция Российской Федерации,определяя в ст. 6 основные принципы российского гражданства, не раскрываетсодержание данного термина. Это вполне объяснимо — назначение Конституции вопределении основных принципов общественного и государственного устройства, адальнейшая юридическая регламентация правоотношений должна осуществляться отраслевыминормативными актами.
Принципы гражданства этофундаментальные начала, которые положены в основу правового регулированияотношений гражданства. В законодательстве Российской Федерации выделяютсянесколько принципов российского гражданства.
Гражданство РФ является единым.Единое российское гражданство может быть не единственным (например, для лиц сдвойным гражданством). Основой единства российского гражданства являетсязакрепленное в Конституции РФ равноправие субъектов Федерации[5].
Защита прав и свобод человека игражданина находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, норегулирование этих прав и свобод, равно как и гражданства, состоит висключительном ведении Федерации. Это означает, в частности, что прием вгражданство РФ осуществляют федеральные органы.
Исходя из неразрывной связисуверенитета государства и института гражданства, Российская Федерацияхарактеризуется единым гражданством на всей своей территории, а обладание имдля лиц, проживающих на ее территории, является гарантией распространения наних в полном объеме всего комплекса прав, свобод и обязанностей,предусмотренных законодательством.
Гражданство в России являетсяравным. Это означает, что права и обязанности гражданина не зависят отоснований приобретения гражданства, от времени его приобретения другихобстоятельств.
Конституцией провозглашаетсяпринцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Взаконодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введеныопределенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от основанийприобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставитразличий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно былоприобретено.
В каждом субъекте РФ российскийгражданин обладает одинаковыми правами. Акты, регулирующие вопросы гражданства,не могут ограничивать права граждан по признакам социальной, расовой,национальной, языковой или религиозной принадлежности. Натурализованныеграждане, то есть получившие гражданство в результате приема, по заявлению,обладают теми же правами, что и родившиеся от граждан. В некоторых странах, втом числе демократических, натурализованные граждане не могут создавать политическиепартии или в течение длительного времени (обычно 10 лет) не вправе вступать впартии.
Федеративное государственноеустройство России проявляется в совмещении общефедерального гражданства игражданства республик в ее составе. Республиканское гражданство при отсутствииупоминания о нем в Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве неимеет правовой основы и противоречит федеральному законодательству[6].
Гражданство РФ экстерриториально:проживание гражданина за пределами Российской Федерации не прекращает егогражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.
Разумеется, государствозаинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на его территории.Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своегожительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации ибеспрепятственно возвращаться, что закреплено в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ.Отрицание такого рода свободы при советской власти являлось грубым нарушениемправ и свобод человека.
Заключение или расторжение бракагражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет засобой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечетза собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечетизменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Таким образом, ни само по себепроживание за пределами Российской Федерации, ни его длительность не могут бытьоснованием для прекращения гражданства Российской Федерации. Таким основаниемможет быть лишь волеизъявление самого гражданина.
Российское гражданство имеетсвободный характер. Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя изроссийского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство – это непринадлежность лица к государству, а двусторонняя связь, что предполагаетрасторжение его по взаимному согласию. Такое расторжение может быть ограниченолишь временно и только по указанным в законе обстоятельствам (обладаниегосударственной тайной, нахождение под стражей по приговору суда, вступившему взаконную силу, и др.).
Гражданство РФ неотъемлемо.Конституция РФ и Закон о гражданстве запрещают лишать гражданина РФ гражданстваРФ. Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденнымза некоторые государственные преступления.
В основе изменения гражданства РФлежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения или утратыгражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином илирасторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которыхпозволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собойобязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся отгражданина РФ ребенок автоматически приобретает гражданство РФ, а малолетниедети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следует заними.
Российское гражданство, как игражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту ипредставительство государства на его территории и за ее пределами, а с другой –обязанности гражданина по отношению к государству.
Органы государственной власти,дипломатические представительства, консульские учреждения, должностные лицаобязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность вполном объеме пользоваться правами, установленными Конституцией, законами,международным правом, законами государств, где проживают или пребывают гражданеРФ, а также возможность защищать эти права и охраняемые законом интересы.
Гражданам могут предоставлятьсяболее благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы,которых не имеют иностранцы лица без гражданства. Защиту гражданинаосуществляет мощный государственный аппарат, а за пределами страны –дипломатические представительства и консульские учреждения. Государственныеорганы обязаны принимать меры по восстановлению нарушенных прав гражданина. Всвою очередь, граждане должны выполнять свои конституционные и иные обязанностиперед государством.
В соответствии с Конституцией РФ(ч. 1 ст. 61) закон закрепляет принцип, согласно которому гражданин РоссийскойФедерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выданиностранному государству. Тем самым устанавливаются важные гарантии защитыинтересов российских граждан.
Однако отказ от выдачи гражданинаРоссийской Федерации не означает, разумеется, освобождения его отответственности, если он совершил за границей преступление, предусмотренноероссийским законодательством. За преступления, совершенные российскимгражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственность поее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаютсяпреступлениями).
Однако административнуюответственность (например, штраф за нарушения правил общественного порядка),гражданско-правовую ответственность (например, взыскание задолженности)гражданин может нести и за границей.
Россия поощряет приобретениегражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этомнеобходимо доказать факт без гражданства, как и иностранное гражданство). Темсамым констатируется приверженность Российской Федерации международномупринципу сокращения безгражданства в отношении лиц, проживающих на еетерритории, что согласуется, в частности, с п. «б» ст. 4 Европейскойконвенции о гражданстве. Получение гражданства человеком без гражданства лучшеобеспечивает защиту его прав.
Закон закрепляет принцип двойногогражданства (ст. 6). В нем говорится, что гражданин Российской Федерации,имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией толькокак гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренныхмеждународным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретениегражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собойпрекращения гражданства Российской Федерации.
Таким образом, институтгражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны,гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумяаспектами функциональной характеристики гражданства является отражениемадекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества игосударства.
Институт гражданства выполняетследующие функции:
1) устанавливает предпосылку дляобладания правами, обязанностями и ответственностью, закрепленнымиконституцией;
2) защищает от лица государстваправа граждан;
3) защищает интересы государства;
4) способствует развитию народов,повышению качества народа;
5) защищает интересы нации;
6) повышает сплоченность народов,патриотизм граждан.
2. Законодательное регулирование гражданства в РоссийскойФедерации
2.1 Нормативная основагражданства в РФ
Вопросы гражданства относятся преимущественнок области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, преждевсего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это иинститут международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируютсягосударствами на основе не только внутреннего, но и международного права.
Однако гражданство как правовоеявление едино: нет внутригосударственного понятия гражданства в отличие отмеждународно-правового[7].
Современное российскоезаконодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем,возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных ииных форм организации государственной и общественной жизни, а такжепреодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношенийс другими странами и народами.
Нормативной основой гражданства вРоссийской Федерации является совокупность правовых актов, в числе которых имеютсяи международно-правовые соглашения по вопросам гражданства:
1. Всеобщая декларация правчеловека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А(III) от 10 декабря 1948 г.), согласно которой каждый человек имеет право награжданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или праваизменить свое гражданство.
2. Конвенция о сокращениибезгражданства, принятая 30 августа 1961 г. конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (IX) Генеральной АссамблеиООН от 4 декабря 1954 г., установила, что договаривающееся государствопредоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, котороеиначе не имело бы гражданства.
3. Международный пакт огражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16декабря 1966 г., где устанавливается, что каждому, кто законно находится натерритории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территорииправо на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждыйчеловек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто неможет быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну. Этиправа не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которыепредусмотрены законом, необходимых для охраны государственной безопасности,общественного порядка, здоровья или нравственности населения или других прав исвобод и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.
4. Исключительно важную роль врегулировании вопросов гражданства играет Европейская конвенция о гражданстве. 6ноября 1997 г. в Страсбурге Министерством иностранных дел России от имениРоссийской Федерации была подписана Европейская конвенция о гражданстве.
Конвенция — единственныймногосторонний документ, регулирующий практически все важнейшие аспектыгражданства: принципы, вопросы приобретения, сохранения, утраты ивосстановления; процедурные права, множественное гражданство, гражданство вусловиях правопреемства государств, воинская обязанность в случаяхмножественного гражданства, сотрудничество государств в области гражданства.
Она разработана с учетомсовременных тенденций в развитии национального законодательства стран — членовСовета Европы и предлагает оптимальные решения многих проблем в областигражданства, возникающих у государств в результате политических изменений вЕвропе на рубеже 80 — 90-х гг.
Конвенция не наносит ущербаположениям национального законодательства и международных договоров, болееблагоприятным для обеспечения прав человека в данной сфере. Конвенция являетсясерьезным инструментом воздействия на те государства, чье законодательство ввопросах гражданства носит, прямо или косвенно, дискриминационный характер поотношению к некоренному населению.
Отношения гражданства для развитиягосударства имеют существенное значение. Развитие этого института являетсяодним из условий развития государства, т.е. повышения уровня сплоченностинации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активнойдеятельности граждан по развитию своего государства — и государства по защитесвоих граждан.
4. Соглашение между РеспубликойБеларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерациейоб упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.
Российской Федерацией заключентакже и ряд других международных соглашений, в которых рассматриваются вопросыгражданства.
В сфере внутригосударственногозаконодательства нормативной основой гражданства в Российской Федерации являютсяположения Конституции Российской Федерации, нормы Закона РФ «О гражданствеРоссийской Федерации» от 31 мая 2002 г., подзаконных акты о гражданстве России.
Первый Закон РФ «Огражданстве Российской Федерации» (1991 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нем не были учтеныособенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыминезависимыми государствами.
Сравнительный анализ этого Законас зарубежным законодательством в области гражданства выявил его уникальныйлиберализм. Особенно это касалось условий приема в российское гражданство,оснований отказа в его приобретении и трактовки множественного (двойного)гражданства, а следовательно, и сбалансированности интересов государства и личности.
Значительная часть лиц,приобретших российское гражданство в новых независимых государствах, продолжаеттам проживать и, имея вопреки национальному законодательству наряду сгражданством государства проживания российское гражданство, поставила себя подугрозу санкций со стороны местных властей. Данное обстоятельство являлосьодновременно источником потенциальных осложнений для межгосударственных отношений.
Таким образом, в РоссийскойФедерации в области гражданства сложилось совершенно ненормальное положение,при котором практика деятельности как федеральных, так и региональных органовнаходилась в явном противоречии с Конституцией РФ.
В значительной мере этообъяснялось тем, что сам действующий Закон о гражданстве 1991 г. устарел, и многие его положения не соответствовали ни Конституции, ни реалиям российскогообщества.
Например, признание закономсуществования в России гражданства Российской Федерации и гражданства республикв ее составе (ч. 2 ст. 2) не только не согласовывалось с положениямиКонституции РФ о суверенитете Российской Федерации и верховенстве федеральныхзаконов (ч. 1 и 2 ст. 4), о равноправии субъектов Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5), оедином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст.6), об отнесении вопросов гражданства к ведению Российской Федерации (п.«в» ст. 71) и о праве Президента РФ решать вопросы гражданства (п.«а» ст. 89), но и приводило к разному толкованию вопроса о правереспублик на установление своего гражданства, препятствовало утверждениюединого и равного гражданства на всей территории страны.
Кроме того, принятие Федеральногозакона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» былообусловлено несоответствием Закона Российской Федерации «О гражданствеРоссийской Федерации» 1991 г. и Европейской конвенции о гражданстве,необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетомреалий и особенностей социально-экономического развития России,сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности прирешении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыминезависимыми государствами.
Решение о разработке новойредакции Закона «О гражданстве Российской Федерации» было принятоКомиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации во главес председателем Комиссии, членом-корреспондентом Российской академии наук О.Е.Кутафиным и при участии европейских экспертов в 1997 г. и 31 мая 2002 года Государственной Думой был принят новый Закон «О гражданствеРоссийской Федерации».
19 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»,законопроект которого был внесен Президентом РФ. 15 мая 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ и 1 июля 2002 г. вступил в силу.
По структуре и содержанию Законприведен в соответствие с современными российскими и международнымитехнико-юридическими требованиями.
В Законе о гражданстве содержатсяпринципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения,связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия ипорядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Новый закон исходит из того, чтогражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо отоснований его приобретения. Этот принцип базируется на мировой практикефедерализма, которая основана на отказе от возможности существованиясуверенного государства в составе другого суверенного государства.
Отказ от конституционногозакрепления суверенитета республик в составе Российской Федерации являетсяодной из наиболее важных гарантий государственной целостности России, посколькуон одновременно означает и отказ от закрепления в федеральной Конституции иправа выхода любых субъектов Федерации из ее состава.
Документом, удостоверяющимгражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РоссийскойФедерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.2.2 Правовое регулирование признанияи приобретения российского гражданства
Признание гражданства являетсясвоего рода юридической «инвентаризацией» государством своегонаселения, разделением его на «своих» и «чужих», котороеосуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальныхпринципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своихграждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграниченияграждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения всех другихвопросов гражданства. При этом государство определяет условия, наличие которыхнеобходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином.
На самом деле признаниегражданства означает, что лицо приобретает право на принадлежность кгражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления,направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, тооно обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признаниесоответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этомотказать[8].
Принадлежность к российскомугражданству всегда определялась законом прежде всего путем установления кругалиц, признающихся российскими гражданами.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 2002 г. (ст. 45), признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство РоссийскойФедерации на день вступления его в силу, т.е. на 1 июля 2002 г., а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.
С вопросом о признании за лицомгражданства тесно связан вопрос о сохранении лицом гражданства, так как одинбез другого эти вопросы решены быть не могут.
Условия, при которых лицасохраняют свое гражданство, устанавливаются государством.
Самостоятельную группу связанных сгражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения поповоду приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиямблизко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию этисубинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые дотех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаютсятаковыми как раз те, которые являются гражданами.
Все отношения по приобретениюгражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделитьна отношения по поводу приобретения гражданства:
а) по рождению;
б) в результате приема вгражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления вгражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотреннымнастоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Приобретение гражданства порождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости отгражданства родителей (так называемое «право крови») и в зависимостиот места рождения (так называемое «право почвы») или посредствомкомбинации этих двух начал.
«Право крови» (jussanguinis)означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства,приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом,«право крови» означает государственную принадлежность родителей, а неих национальность. «Право почвы» (jus soli)означает, что лицо,родившееся на территории соответствующего государства, приобретает егогражданство независимо от гражданства своих родителей.
Из всех оснований приобретениягражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государствепреобладающая часть граждан — это граждане именно по рождению.
Закон о гражданстве РоссийскойФедерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условияприобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, чторебенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на деньего рождения:
а) оба его родителя илиединственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо отместа рождения ребенка);
б) один из его родителей имеетгражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом безгражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождениянеизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеетгражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностраннымгражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерациилибо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя илиединственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являютсяиностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенокродился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которыхявляются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему своегражданство*(275).
Ребенок, который находится натерритории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становитсягражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течениешести месяцев.
Одним из оснований приобретениягражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство*(276).Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданстводанного государства, он является не обязанностью государства, а его правом,актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в немотказать.
Поскольку государства не признаютсебя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранцаили каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливаетсяспециальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основаниемприобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данногогосударства и достигшими совершеннолетия.
Устанавливая такие условия,государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательныхлиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например,уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается послеполучения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений,для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживаниев стране в течение определенного срока
Закон о гражданстве РоссийскойФедерации 2002 г. внес существенные изменения в порядок приема в гражданствоРоссийской Федерации. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общийпорядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает правоиностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающихдееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство РоссийскойФедерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан илиц — оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которыеотвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:
1) иметь вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный вподтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РоссийскойФедерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий ихправо на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в РоссийскуюФедерацию;
2) проживать на территорииРоссийской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения сзаявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти летнепрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считаетсянепрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем натри месяца в течение одного года;
3) взять на себя обязательствособлюдать Конституцию и законодательство РФ;
4) иметь законный источник средствк существованию;
5) обратиться в полномочный органиностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иногогражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотреномеждународным договором Российской Федерации или действующим федеральнымзаконодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин;
6) владеть русским языком. Порядокопределения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядкерассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Отказ от иного гражданства приприобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовойсвязи лица с государством и согласуется с широко распространеннойзаконодательной и правоприменительной практикой других государств. Этотребование не исключает возможности приобретения гражданином РоссийскойФедерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мереснимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективудальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международныхдоговоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданствоРоссийской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.
Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако онпредусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядокрассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам вотношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О гражданстве РоссийскойФедерации“ перечень лиц и условия упрощенного порядка приема в гражданствоРФ.
Одним из традиционных основанийприобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве, известноезаконодательству со времен Российской империи.
Закон о гражданстве РоссийскойФедерации 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одногоиз оснований приобретения гражданства Российской Федерации (п. „в“ст. 11). В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане и лица безгражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут бытьвосстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общемупорядку приема в гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). При этом сроких проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Таким образом, анализ российскогозаконодательства о гражданстве постсоветского периода дает основание сделатьвывод о том, что его развитие шло сначала по пути децентрализации этогоинститута, а затем приобрело обратную тенденцию.
Если же оценивать развитиероссийского законодательства о гражданстве в целом, то можно сказать, чтокаждый этап его развития отражал исторически сложившуюся политическую позициюгосударства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранялисторическую преемственность по отношению к предыдущему
Приобретение российскогогражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международнымидоговорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выборгражданства при изменении государственной границы России.
Поскольку оптация означает выборгражданства, с точки зрения конечного результата ее с равным основанием можнорассматривать и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода изгражданства. Поэтому способом приобретения российского гражданства оптацияявляется только в тех случаях, когда соответствующие лица выбирают именнороссийское гражданство
Необходимо отметить, что соптацией нельзя смешивать своеобразный выбор гражданства, который имеет местопри самоопределении нации. Право на самоопределение предполагает возможностьосуществления нацией выбора между полным государственным отделением отгосподствующей нации и вхождением вместе с ней на соответствующих условиях водно государство. Однако решая вопрос о своем государственном существовании,нация решает тем самым и вопрос о гражданстве своих членов. В этом и выражается,прежде всего, связь права наций на самоопределение с гражданством. Мнениеотдельного лица в этом случае будет иметь правовое последствие только приусловии, что его разделяет большинство нации. Таким образом, применительно котдельному лицу право на самоопределение означает право такого лица на участиев решении нацией, к которой оно принадлежит, вопроса о своем будущемгосударственном существовании и, следовательно, о гражданстве своих членов.
Разумеется, и оптация может бытьсвязана с принципом самоопределения наций, в частности, при территориальныхизменениях. В этом случае она дает возможность лицам, принадлежащим к разнымнациям, населяющим территорию, переходящую от одного государства к другому,путем индивидуального выбора гражданства одного из этих государств сохранитьили упрочить связь с соответствующей нацией, но право оптации всегда предоставляетсяв конечном счете непосредственно заинтересованным лицам. При самоопределениикакой-либо нации выбор гражданства носит производный характер, зависит отрешения основного вопроса о будущем национальном государстве и осуществляетсяне в индивидуальном порядке, а всей нацией
Российским законодательством наразличных этапах его развития неоднократно предусматривался институт почетногогражданства. В действующем Законе о гражданстве 2002 г. институт почетного гражданства не предусмотрен, хотя в регионах России он продолжаетиспользоваться.
Заключение
Цель курсового исследованиядостигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённогоисследования по теме „Институт гражданства» можно сделать ряд выводов:
а) об отсутствии легитимностисуществования гражданства республик в составе Российской Федерации не имеющегони конституционной, ни федеральной законодательной основы;
б) различные подходы вмеждународной практике законодательного регулирования двойного гражданствапредопределяются его сложной природой и зависят от совокупности политических,культурных, исторических, демографических, этнографических и иных факторов.
в) признание в КонституцииРоссийской Федерации в ч. 2 ст. 62 двойного гражданства непосредственно связаносо сложившейся ситуацией, обусловленной распадом СССР и наличием значительногоэтнического русскоязычного населения, проживающего за рубежом. Признание ираспространение двойного гражданства в России следует рассматривать как попыткуурегулирования отношений в рамках СНГ, связанных с гражданством и правами соотечественников;
г) Закон о гражданстве России вцелом направлен на предотвращение возникновения ситуации двойного гражданства,поскольку допускает двойное гражданство в порядке исключения и по ограниченнымоснованиям;
д) условия приобретенияроссийского гражданства, установленные Законом о гражданстве 2002 г., не являются чрезмерными, не противоречат положениям Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и являются обычными для законов о гражданстве зарубежных стран, в том числе, стран СНГ иБалтии;
е) внесение изменений в Закон огражданстве Федеральным законом от 17 октября 2003 г. № 151-ФЗ способствовало оптимизации института российского гражданства на данном этаперазвития государства в части, касающейся расширения круга лиц, имеющих право наупрощенный порядок приобретения российского гражданства.
Исследование развития изаконодательного совершенствования регламентации института российскогогражданства на современном этапе развития государства имеет огромное значение всилу места данного института в системе конституционного права. Институтгражданства служит критерием, основой для определения конституционно-правовогостатуса лица, комплекса его прав, свобод и обязанностей, которые неразрывносвязаны с состоянием в гражданстве. В проблематике совершенствованиязаконодательства о гражданстве фокусируются как фундаментальныеобщетеоретические вопросы рассматриваемой темы (понятие, основополагающиепринципы), так и более конкретные, непосредственно связанные с возникновением ипрекращением отношений гражданства: основания его приобретения и прекращения,компетенция органов государственной власти, рассматривающих вопросыгражданства, правовой статус лиц, не обладающих российским гражданством.
Гражданство — достаточно сложнаянаучная категория, неразрывно связанная с правовым статусом человека,охватывающая весь спектр взаимоотношений лица с государством и обществом.Взаимосвязь эта проявляется в невозможности нормального существования каждой изназванных категорий по отдельности.
Государство существует для того,чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы,в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требуетнеукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполненияобязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляетсягражданством или подданством.
Таким образом, институтгражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средствоми способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защитыинтересов государства. Право человека на гражданство является одним изважнейших неотъемлемых прав.
Библиографический списоклитературы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный Закон «О гражданствеРоссийской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.
3. Баглай, М.В. Конституционное правоРоссийской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп./ М.В. Баглай – М.:Норма, 2007.
4. Гончаров, И.А. Основания приобретениягражданства России и зарубежных государств / И.А. Гончаров // Право и жизнь. — 2006. — № 99 (9). – С. 10-14.
5. Гончаров, И.А. Основные этапы развитиязаконодательства о гражданстве в России и зарубежных государствах / И.А.Гончаров // Современное право. — 2006. — № 7.- С. 3-23.
6. Комментарий законодательствагосударств-участников СНГ о гражданстве. — М., 1995.
7. Комментарий к Федеральному Закону «Огражданстве Российской Федерации» (постатейный). Издание второе, переработанноеи дополненное/ под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Юстицинформ, 2005.
8. Конституция Российской Федерации.Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. — М.:Издательство БЕК, 2006.
9. Кутафин, О.Е. Российское гражданство. /О.Е. Кутафин – М.: Юрайт, 2005.
10. Мещеряков, А.В. Институт гражданства:Возникновение, содержание, типы /А.В. Мещеряков.//Право и политика. -2003. — №4. — С. 24 – 29.