КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ
Тема: «Имя и местожительства гражданина Российской Федерации»
Введение
В последниегоды особую важность прибрели вопросы реализации гражданами своих личных прав,гарантированных им Конституцией Российской Федерации.
Одним изнеотъемлемых и важных прав из них являются права на имя и на место жительства. Однаков реализации данных прав нередко граждане сталкиваются с проблемами. Часть изних связана в слабом уровне правовой культуры большинства подданных РоссийскойФедерации.
Целью даннойкурсовой работы является подробное освещение вопросов, связанных свышеуказанными личными правами гражданина.
Предметомкурсовой работы являются правовые отношения гражданина как субъекта права,обладающего такими свойствами и отличительными признаками как обладаниесобственным именем и местом жительства.
Длядостижения указанной цели в ходе исследования будет произведен анализнормативно-правовой базы Российской Федерации, затрагивающей даннуюпроблематику.
Кроме того,будут освещены хронологические изменения правовых понятий имени и местожительства гражданина.
1. Понятие имени гражданинав гражданском праве
Право на имя –неотъемлемое право гражданина. В средние века выбор имени во многом определялсясложившимися обычаями и религиозными установлениями, и зачастую имя отражалочерты профессиональной деятельности человека. В России для обозначения связилица с отцом и конкретной семьей, наряду с личным именем использовалисьотчество и фамилия. Эти исторические традиции закреплены и в действующемзаконодательстве, согласно которому имя гражданина включает в себя фамилию,собственно имя и (или) отчество.
ВМеждународном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966года, который вступил в силу для СССР (а следовательно, и для России) 23 марта1976 года, провозглашено, что каждый ребенок должен быть зарегистрирован прирождении немедленно и иметь имя. Гражданским кодексом это право граждан до указанноговремени не регулировалось. Нормы по поводу порядка присвоения имени ирегистрации ребенка содержались в Кодексе о браке и семье РСФСР.
Норма,регулирующая отношения, связанные с именем гражданина, появилась в Гражданском КодексеРоссийской Федерации впервые. Имя является одним из способов индивидуализации физическоголица. Таких способов можно назвать несколько: это и данные свидетельства орождении, паспорта или военного билета, индивидуальный номер налогоплательщикаи так далее. Однако именно имя выступает предпосылкой возможного участияфизического лица в гражданском обороте.
Всоответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1988 года (ратифицирована СССР13 июня 1990 г.) каждый ребенок имеет право на сохранение своейиндивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Традиционно имявключает в себя фамилию, собственно имя и отчество.
Статья 19 ГражданскогоКодекса РФ закрепляет основные принципы осуществления права на имя и порядок испособы защиты этого права. Установлено, что под «именем» имеются в виду фамилия,собственно имя и отчество. Если иное не вытекает из закона и национальныхобычаев установлено, что имя должно быть зарегистрировано, что гражданин вправепеременить свое имя в порядке, установленном законом. В настоящее времядействует порядок, определенный Законом СССР от 3 июля 1991 года «О порядкеперемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств».
Предусмотреныгражданско-правовые последствия, связанные с переменой имени: сохраняются всеправа и обязанности, приобретенные под прежним именем; на самого гражданина,переменившего имя, возлагается обязанность уведомить об этом своих кредиторов идолжников и на него же возлагаются неблагоприятные последствия, вызванныеотсутствием этих сведений. В отдельных нормативных актах устанавливаетсяспециальный порядок уведомления третьих лиц о перемене имени. Так, впостановлении Правительства РФ от 24 декабря 1994 года №1418 «О лицензированииотдельных видов деятельности» определено, что в случае изменения имени, как идругих паспортных данных, лицензиат обязан в течение 15 дней подать заявление опереоформлении лицензии.
Имя являетсясредством индивидуализации личности. Приобретать права и обязанности можнотолько под своим именем. Использование чужого имени влечет возмещение убытковтому, чье имя было использовано: например, в случае неправомерногоиспользования имени гражданина-предпринимателя, зарекомендовавшего себя высокимкачеством выполняемых работ.
Отиспользования чужого имени следует отличать приобретение определенных прав иобязанностей под вымышленным именем (псевдонимом). Возможность использованияпсевдонима предусмотрена Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Всегражданские права гражданин вправе приобретать только под собственным именем,не пользуясь именем других лиц. В случаях, предусмотренных законом, гражданинвправе использовать вымышленное имя – псевдоним либо не пользоваться ниподлинным ни вымышленным именем. Например, при опубликовании произведенийнауки, литературы или искусства гражданин вправе выпустить произведение в светкак под собственным именем, так и используя псевдоним или анонимно, т.е. безуказания имени автора (п. 1 ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве исмежных правах»). Используя псевдоним, необходимо следить за тем, чтобывымышленное имя не совпадало с каким-либо именем конкретного лица, в противномслучае будет иметь место использование имени другого гражданина.
Законпредоставляет автору право выбирать, как будет обозначено его имя (в том числеи последовательность указания имени, отчества и фамилии) на переплёте издания,в выходных данных, в титрах и т.д. – полностью (имя, отчество, фамилия), всокращённом варианте (имя, фамилия) или с инициалами.
Закон необязывает гражданина регистрировать псевдоним, но и не запрещает егорегистрацию в качестве торгового знака. Так, например известная писательница АлександраМаринина (настоящее имя – Марина Анатольевна Алексеева) в декабре 2003 получилаСвидетельство о регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаковобслуживания РФ на правообладание товарных знаков «Александра Маринина», «Каменская»и «Настя Каменская».
Если имяискажается либо используется таким образом, что это затрагивает честь идостоинство гражданина или его деловую репутацию, применяют меры, установленныедля защиты этих неимущественных благ.
Нельзяпредставить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей безчеткого представления о том, с кем именно вы вступаете в гражданские отношения.Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, поего имени.
В жизнивстречаются случаи, когда данное гражданину при рождении имя ему не нравится. Вэтом случае он вправе в соответствии с законом переменить свое имя. Все права иобязанности при этом за ним сохраняются, кроме того, на него возлагаетсяобязанность сообщить об изменении имени его кредиторам и должникам (ст. 19Гражданский Кодекс Российской Федерации).
Имянесовершеннолетнему ребёнку даётся по соглашению родителей, отчествоприсваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектовРоссийской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребёнкаопределяется фамилией родителей. Если отцовство не установлено, имя ребёнкудаётся по указанию матери. Изменение имени и (или) фамилии ребёнка, достигшеговозраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Информация оимени ребёнка записывается в свидетельстве о рождении, которое в дальнейшем приполучении паспорта или перемене имени может служить свидетельством идентичностичеловека – помимо данных о имени туда вносится информация о месте и датерождения и именах родителей. При достижении 14-летия гражданин получаетпаспорт.
В России вбланках на заполнение данных о человеке обычно указывается сокращение типа «Ф.И.О.(фамилия, имя, отчество)», «Фамилия, И.О.», задающее подробность ипоследовательность записи.
Приобретениеправ и обязанностей под именем другого лица не допускается. Право авторства,право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Имя,полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежатрегистрации в ЗАГСе.
ГражданинРоссии вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Переменагражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прави обязанностей, приобретенных под прежним именем.
Гражданин,переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующихизменений в документы, оформленные на его прежнее имя.
Статья 58–63Федерального закона «Об актах гражданского состояния» отдельно регламентируетпричины, которые можно счесть вескими для перемены имени.
Вескими и уважительнымипричинами для перемены имени являются:
– неблагозвучностьи трудность произношения имени;
– желаниеносить имя, которым человека фактически называют в жизни;
– желаниеносить фамилию и имя, соответствующие избранной заявителем национальности;
– желаниеносить имя, данное при крещении.
Кроме того,существует множество родственных и семейных случаев, по большей части связанныхс заключением брака, разводом, усыновлением, смертью близкого человека:
– желаниесупруга носить общую с другим супругом фамилию;
– желаниесупруга вернуть добрачную фамилию;
– желаниеносить добрачную фамилию, одинаковую с детьми от первого брака;
– желаниеносить добрачную фамилию, если супруг умер;
– желаниеносить фамилию матери (отца), если отец (мать) не принимал участия в воспитаниизаявителя;
– желаниеносить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя;
– желаниеносить фамилию дедушки, бабушки или другого лица, фактически воспитавшегозаявителя;
– идругие веские основания.
До достиженияребенком возраста 14 лет перемена его имени и фамилии возможна только приналичии совместной просьбы родителей с разрешения органа опеки и попечительства(п. 1 ст. 59 СК, п. 5 ст. 58 Закона об актах гражданскогосостояния). Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10лет, может быть произведено только с его согласия.
Лицо ввозрасте от 14 до 18 лет вправе переменить фамилию и собственно имя по своейинициативе, но при наличии согласия обоих родителей, усыновителей илипопечителей. Согласия указанных лиц не требуется, если несовершеннолетний додостижения возраста 18 лет приобрел полную дееспособность.
Полностьюдееспособное лицо вправе изменить свою фамилию, собственно имя и (или) отчествоисключительно по своему усмотрению.
Заявление оперемене имени в письменной форме подается в орган ЗАГС. Перечень сведений,подлежащих включению в указанное заявление, содержится в ст. 59 Закона обактах гражданского состояния. К таким сведениям отнесены в том числе причиныперемены фамилии, собственно имени и (или) отчества. При этом в компетенциюорганов ЗАГС, принимающих решение о перемене фамилии, собственно имени и (или)отчества, не входит оценка обоснованности причин, по которым лицо решилось наизменение своего имени. Таким образом, человек может потребовать перемены имени,обосновывая это любыми причинами. Более того, он вправе вообще не называть этипричины ввиду их личного характера.
Семейноезаконодательство и Закон об актах гражданского состояния предусматривают такжеспециальные правила о возможности изменения фамилии, собственно имени и (или)отчества в случаях: заключения и расторжения брака, признания браканедействительным, установления отцовства, усыновления и так далее.
Переменаимени подлежит государственной регистрации в органах ЗАГС.
Человек невправе запретить использование своего имени, если это не наносит вреда егочести, достоинству или деловой репутации. Так, присвоение имени известного лицакакому-либо благотворительному фонду, обществу защиты прав животных иликонкурсу молодых исполнителей не может нанести ущерба репутации этого человека.Напротив, использование имени известного лица в наименованиях казино,стриптиз-клубов, центров психиатрической и наркологической помощи и так далееможет поставить под сомнение доброе имя гражданина. В такой ситуации он вправетребовать защиты своих прав в соответствии со ст. 152 Гражданского КодексаРоссийской Федерации.
Следуетотметить, что с точки зрения закона уменьшительные и полные формы личного имениразличаются, и смена одного на другое также является веской причиной для приемазаявки органами ЗАГС.
2. Место жительствагражданина
2.1Понятие места жительства в гражданском праве
Местомжительства гражданина признается место, где гражданин постоянно илипреимущественно проживает (ст. 20 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации).
Определениеместа жительства имеет значение для осуществления и защиты прав гражданина. Вподтверждение этого можно привести ряд примеров. Так, с местом жительствасвязано место исполнения обязательств. По общему правилу, если иное не определенозаконом и иными правовыми актами, денежное обязательство исполняется в местежительства кредитора в момент возникновения обязательства. Если же кредиторизменил место жительства и известил об этом должника – в его новом местежительства с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой местажительства.
Гражданинможет быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим лишь тогда,когда в месте его жительства на протяжении установленных законом сроков нетсведений о месте его пребывания (ст. 42 и 45 Гражданского КодексаРоссийской Федерации).
В случаесмерти гражданина местом открытия наследства признается место его жительства(ст. 529 Гражданского Кодекса СССР 1964 года).
Необходимостьопределения места жительства ни в коей мере не ограничивает гражданина в правена свободное передвижение и свободу выбора места жительства. Законом РФ от 25июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не толькопровозглашено это право, но и установлен порядок его защиты: гражданин, чьеправо на свободу передвижения и свободу выбора места жительства нарушено, можетобратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, квышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно всуд. Названным Законом наряду с «местом жительства» введено понятие «местопребывания» – то место, где гражданин находится временно. Вместо пропискиустановлен регистрационный учет граждан, а также определены основные правиларегистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по меступребывания.
Пункт 2 ст. 20,устанавливающий, что местом жительства малолетнего, а также лица, находящегосяпод опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей,усыновителей или опекунов, дает основание сделать вывод, что место жительстванесовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определяется на общих основанияхв соответствии с п. 1 ст. 20.
В п. 2ст. 20 установлено общее правило. Однако это правило знает и исключения.Например, при расторжении брака между родителями малолетнего место жительстваребенка определяется местом жительства того из родителей, с кем остаетсяпроживать ребенок. Но если между родителями не достигнуто согласие по этомуповоду, проживание ребенка с одним из родителей не влечет за собойавтоматически утрату его права на жилую площадь второго родителя, если он ужеприобрел это право. Такой вывод подтверждается ст. 7 Закона РФ «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Наряду сименем место жительства позволяет более точно конкретизировать субъектагражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии иотчества у различных граждан, однако совпадение места жительства встречаетсякрайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно илипреимущественно проживает. Если гражданин постоянно проживает в одном и том жеместе, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи,когда гражданин проживает в разных местах, переезжая по различнымобстоятельствам с одного места на другое. В этом случае закон предусматриваетопределение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, т.е.тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время.Например, гражданин проживает в Петергофе, ездит на работу в Санкт-Петербург,где у него также имеется жилье, а в летнее время живет на даче в Токсово.Исходя из времени преимущественного пребывания, вероятнее всего его местомжительства будет признан Петергоф. Не имеют значения место прописки гражданина,место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобныефакты, поскольку закон не связывает с ними определение места жительствагражданина. Особо следует подчеркнуть, что прописка является лишь одним издоказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу исама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина.Так, если гражданин прописан в Москве, а проживает преимущественно в Саратове,то его местом жительства будет признан Саратов.
Гражданевправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, являетсяодним из элементов правоспособности гражданина. Единственным исключением,установленным в законе, является определение места жительства малолетних, атакже граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания.Их местом жительства признается место жительства их законных представителей – родителей,усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского КодексаРоссийской Федерации).
В силуразличных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желанияпокинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительствавследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия илипреследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнутьсяпреследованию по признаку расовой или национальной принадлежности,вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальнойгруппе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебныхкампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушенийобщественного порядка, то в соответствии с Законом РФ «О вынужденныхпереселенцах» от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особыйстатус на период до определения нового места жительства гражданина. Правосамостоятельного выбора места жительства в данном случае государством неограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнееместо жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое местожительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.
Иныеобстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствиеработы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т.п., неимеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданинасамостоятельно определять место жительства.
Местужительства гражданское и гражданское процессуальное законодательство придаютзначение в целом ряде случаев. Так, опекун или попечитель назначается по местужительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (ст. 35 ГражданскогоКодекса Российской Федерации); место исполнения обязательства определяетсяместом жительства кредитора или должника (ст. 316, 497, 499 Гражданского КодексаРоссийской Федерации); местом открытия наследства является последнее местожительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации); если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личнымзаконом является российское право (ст. 1195 Гражданского КодексаРоссийской Федерации) и так далее. Место жительства определяет подсудностьразрешения споров в судах общей юрисдикции (ст. 28 Гражданского КодексаРоссийской Федерации) и арбитражных судах (ст. 35 Гражданского КодексаРоссийской Федерации).
Дляправильного применения названных и других норм необходимо прежде всегоопределить само понятие «место жительства». В соответствии со ст. 27Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории РоссийскойФедерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства». Эту конституционную норму развивает ФЗ «О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. №32.Ст. 1227). Несмотря на то, что каждый гражданин имеет право свободнопередвигаться по территории РФ, в его обязанности входит уведомлениесоответствующих государственных органов о месте своего пребывания и жительства(см.: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации срегистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределахРоссийской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.(СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2939; 1996. №18. Ст. 2144; 1997. №8. Ст. 952;2000. №13. Ст. 1370; 2002. №34. Ст. 3294).
Названныенормативные акты различают понятия «место пребывания» и «место жительства».Первое характеризует место, в котором гражданин находится временно (например,гостиница, в которой гражданин поселяется на период командировки). Второе – место,где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с ФЗ «Оправе граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации» к месту жительстваотносятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированныедома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом дляодиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а такжеиное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественнопроживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды, либона иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона).На практике зачастую презюмируется, что гражданин постоянно или преимущественнопроживает там, где он зарегистрирован, однако эта презумпция может бытьопровергнута.
2.2Регистрация граждан по месту жительства
В некоторыхслучаях место жительства напрямую привязывается к адресу, по которому лицозарегистрировано. Так, в соответствии со ст. 4 Закона о государственнойрегистрации юридических лиц под местом жительства индивидуальногопредпринимателя понимается его адрес – наименование субъекта РФ, района,города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, по которомуиндивидуальный предприниматель зарегистрирован.
Критерий «преимущественности»нахождения гражданина при решении вопроса о месте его жительства достаточносубъективен. По-видимому, преимущественность должна характеризоватьсяотносительным (по сравнению с другими местами) постоянством нахождения человекав том или ином месте.
Посколькуопределение места жительства лица важно с точки зрения правовых последствий(возможности предъявления иска и т.д.), местом жительства военнослужащих,студентов (аспирантов) и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы,является соответственно место их проживания в период прохождения службы,обучения либо отбывания наказания в виде лишения свободы
Лица, недостигшие возраста 14 лет, не вправе самостоятельно определять место своегожительства. Оно определяется местом жительства их законных представителей – родителей,усыновителей, опекунов. Учет мнения ребенка возможен лишь при решении вопроса отом, с кем из родителей (усыновителей) при раздельном их проживании желает житьнесовершеннолетний. Местом жительства ребенка, находящегося в детскомгосударственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, является это учреждение.
Из смыслакоммент. ст. следует, что по достижении возраста 14 лет гражданин вправесамостоятельно определять место своего жительства. Однако в соответствии спрямым указанием закона раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 36ГК). Таким образом, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей ипроживающих совместно с попечителем, законодатель установил ограничение в правесвободно выбирать место жительства.
Конституция гарантирует право на свободу передвижения, выбор местапребывания и места жительства в пределах территории Российской Федерации. Сцелью обеспечения такого права был принят ряд нормативных правовых актов,регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфере общественныхотношений. В частности, существенным образом изменен порядок учета и регулированиямиграции граждан, имевший разрешительный характер, под которым ранее понималасьпрописка. Институт регистрационного учета, введенный новым законодательством,решая практически те же задачи, что и прописка, отличается от нее, поскольку всоответствии с законом должен иметь только уведомительный характер. Однако и внастоящее время уведомительный характер регистрационного учета отслеживаетсялишь на уровне федерального законодательства и не исполняется на всех иныхуровнях, поскольку существует серьезное противоречие между Конституцией ифедеральным законом с одной стороны и актами, принимаемыми органамизаконодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации,содержащими нормы, устанавливающие, по сути, разрешительный порядокрегистрации.
Законодательство, касающееся вопросов регистрации и документированияграждан Российской Федерации, издано в последние пять лет, поэтому даннымвопросам в научной литературе уделено недостаточно внимания, хотя различныеаспекты реализации правил паспортно-регистрационной системы нашли своеотражение в работах А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Н.И. Буденко, И.И. Веремеенко,А.П. Герасимова, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Б.М. Лазарева,А.Е. Лунева, Л.Л. Попова и др., большинство работ, посвященныхрегулированию отношений по поводу документирования и учета граждан, написаны в60 – 80 годах и, в определенной степени утратили актуальность. Вместе с тем,вопросы реализации законодательства о регистрационном учете в деятельностипаспортно-визовой службы органов внутренних дел рассматривались И.Б. Кардашевойв диссертационном исследовании «Правовые и организационные основы деятельностипаспортно-визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации» (1996год). Некоторые аспекты деятельности паспортно-визовой службы по обеспечениюобщественной безопасности исследовались в докторской диссертации Б.П. Кондратова«Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения» (1998год). Вопросы осуществления паспортно-регистрационной системы специальномуисследованию не подвергались.
«Регистрировать– значит записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научногонаблюдения и т.п.»[1].
При оформлении регистрации, то есть удостоверении факта своеговолеизъявления на выбор места пребывания либо проживания в определенном жилом помещениипутем предоставления в органы регистрационного учета (согласно ст. 4Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» таковымиявляются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где они отсутствуют, – местнаяадминистрация) заявления по установленной законом форме, предъявив при этом документы,удостоверяющие личность, а также документы (либо их надлежаще заверенныекопии), являющиеся основанием для вселения в жилое помещение. Перечисленныевыше органы обязаны зарегистрировать гражданина по месту пребывания или жительства,тем самым, удостоверяя факт свободного волеизъявления гражданина.[2]Постановка на регистрационный учет по месту пребывания либо месту жительстваявляется обязанностью лица, а не его правом. Данное действие, по нашему мнению,ни в коей мере не ограничивает право человека на свободу передвижения,поскольку выбор места пребывания (жительства) осуществляется непосредственногражданином. Снятие граждан с учета происходит либо по заявлению о регистрацииих по новому месту жительства, либо по иным причинам, указанным в законе.Защита прав граждан в случае посягательства на них со стороны государственныхили иных органов, предприятий, учреждений, организаций, иных юридических,должностных и физических лиц, осуществляется вышестоящими должностными лицамилибо судом в порядке, определенном законами Российской Федерации. Нарушениедолжностными лицами и гражданами правил регистрационного учета влечет за собойответственность (административную, дисциплинарную, материальную, уголовную – взависимости от конкретного случая).
Современный период характеризуется кризисными явлениями вэкономике, влияющими на многие факторы жизни человека, в том числе и на материальный.Это усиливает миграционные процессы, люди стремятся изменить место жительства внадежде получить заработок в больших городах с развитой промышленной инфраструктурой.Однако эти перемещения вызывают обострение социальных проблем в этих регионах –усиливается конкуренция на рынке рабочей силы, возрастает нагрузка на инженерную,социально-культурную, коммунальную системы населенных пунктов, обостряютсяпроблемы межнациональных отношений. Поэтому, как на законодательном уровне, таки в научной литературе можно встретить, обосновываемые вышеприведенными сложностями,попытки ограничить свободное перемещение граждан, лишить их установленныхзаконом прав и свобод (Закон Краснодарского края от 23.06.95 г.,постановление правительства Москвы от 11 октября 1994 г. №922 «О прописке(регистрации) граждан, прибывающих в Москву на жилую площадь, принадлежащую им направе собственности» в ред. постановлений от 28.02.95 №171, от 04.04.96 г.№9-П). В связи с этим до последнего времени система регистрации в той же мере,как ранее система прописки, была призвана осуществлять задачу контроля ирегулирования миграционных процессов. Среди представителей многих ветвейвласти, в том числе и законодательной до сих пор бытует мнение об этом. Так,Президент Российской Федерации отклонил проект федерального закона «О внесениидополнения в статью 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РоссийскойФедерации»[3], в которомпредлагалось расширить перечень местностей, где может быть ограничено правограждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства за счетгородов – курортов федерального значения. Это неприемлемо, хотя бы в силу того,что такое ограничение не соответствует требованиям части 3 статьи 55Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что права, и свободыграждан могут ограничиваться только федеральным законом и в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства. Исходя из этого, можно также предположить, чторегистрационный учет может служить средством контроля за передвижениемнаселения, но только в тех случаях, когда это оправдывается вышеприведеннымидоводами.
Действующее законодательство обосновывает необходимость введениярегистрационного учета граждан созданием условий для реализации ими прав исвобод, исполнением обязанностей перед другими гражданами. В самом деле,человек является субъектом различных отношений, в том числе и правовых,одновременно являясь носителем биографических и демографических признаков(фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др.)[4],некоторые из которых признаны законом как нематериальные блага (право на имя) иподлежат правовой охране, одним из средств обеспечения которой служит документ,удостоверяющий личность. В Российской Федерации этими документами являются:
– паспорт;
– свидетельство о рождении – для лиц, недостигших 14-летнего возраста;
– заграничный паспорт – для постояннопроживающих за границей граждан, которые временно находятся на территорииРоссийской Федерации;
– удостоверение личности – для военнослужащих(офицеров, прапорщиков, мичманов);
– военный билет – для солдат, матросов,сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту;
– справка об освобождении из мест лишениясвободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
– вид на жительство – для иностранныхграждан и лиц без гражданства;
– иные, выдаваемые органами внутренних дел,документы, удостоверяющие личность гражданина (п. 5 Правил регистрации иснятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).
При всем разнообразии перечисленных документов, удостоверяющихличность, основным из них для большинства людей был и остается паспорт гражданинаРоссийской Федерации, поскольку он является носителем идентификационнойинформации об индивидууме, обеспеспечивающим реализацию его субъективных прав.Закон признает за несовершеннолетними, достигшими 14-летнего возраста правосамостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителей совершатьразличного рода сделки (п. 2 ст. 26 и п. 2 ст. 28Гражданского кодекса Российской Федерации), распоряжаться своим заработком,стипендией или иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады вкредитные учреждения (п. 2 ст. 26 ГК), нести связанную с этимимущественную ответственность. Поэтому, в соответствии с Положением о паспортугражданина Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФот 8 июля 1997 года №82813, паспорт гражданину выдается с 14 лет.Статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует приобретениеи осуществление прав и обязанностей гражданином под своим именем, включающимфамилию и собственно имя, а также отчество.
В современнойюридической литературе не существует единого понятия паспортной системы. Одниученые определяют ее как»… установленный органами управления порядок учета,контроля и регулирования передвижения населения, осуществляемый путем введениядля населения паспортов».
Отношения по поводу выдачи, обмена и изъятия паспортов и иныхдокументов, регистрации и снятия с учета возникают и между государственнымиорганами, уполномоченными на то законами Российской Федерации[5]вести подобную работу, то есть органами внутренних дел в лице паспортно-визовойслужбы, а также – местной администрацией, в местностях, где отсутствуют органывнутренних дел.
В настоящее время государство идет по пути большей либерализациизаконодательства по вопросам обеспечения свободы передвижения и выбора местажительства, однако задачи, стоящие перед паспортно-регистрационной системой,остались прежними. Авторы работ, посвященных проблемам реализации правилпаспортно-регистрационной системы единодушны во мнении, что основными задачами,стоящими перед паспортно-регистрационной системой являются:
1) текущий оперативный учет населения,позволяющий производить механический подсчет миграции населения как внутриадминистративно – территориальных единиц, так и за их пределами. Талоныстатистического учета, заполняемые при регистрации по месту пребывания и поместу жительства, а также при снятии с регистрационного учета содержат также сведенияо поле регистрируемого гражданина, его семейном положении, социальном статусе,а также о месте, откуда прибыл (куда направляется), это позволяет органам учетаи статистики иметь до некоторой степени ясное представление о миграционныхпроцессах, что в свою очередь влияет на социально – экономическую политику, какв отдельных регионах, так и в масштабе всего государства. Подобного родаинформация используется при разработке прогнозов а также сводных, целевых,отраслевых и межотраслевых программ социально – экономического развития;
2) контроль и регулирование передвижения населения производится»… путемустановления специальных правил проживания в различных местностях и переезде нажительство в другие районы страны…»[6]. Законом определенпорядок ограничения передвижения на территориях, где введено чрезвычайное положение,в зонах стихийного бедствия и экологических катастроф, местах расположениявоенных городков, приграничных районах. Такие ограничения диктуются соображениямигосударственной и общественной безопасности и не противоречат действующим конституционнымнормам и международным договорам. Однако до сих пор в некоторых регионах действуютправила, ограничивающие регистрацию граждан, прибывающих из – за пределов данныхместностей (Москва и Московская область, Санкт – Петербург, Ставропольский и Краснодарскийкрая и некоторых других), что несомненно вступает в конфликт с требованиямиКонституции и федерального законодательства о свободе передвижения и выбора местапребывания и жительства на территории Российской Федерации. Непростая общественно– политическая и экономическая ситуация диктует неоднозначный подход к решениюданной проблемы, поскольку, массовая миграция населения, в том числе и гражданиностранных государств взывает откровенное недовольство среди жителейперечисленных населенных пунктов и территорий. Поэтому как население, так ипредставители органов государственной власти тех субъектов Федерации, гденаиболее велик приток мигрантов, выступают за введение разрешительного порядкарегулирования передвижения, при котором возможен будет контроль замиграционными процессами. Существующий механизм реализации права на свободупередвижения, выбора места пребывания и места жительства, содержащийся в федеральномзаконодательстве (за некоторыми оговорками[7]), однозначенв этих вопросах и направлен на отмену всех ограничений, что в некоторых случаяхможет приводить к достаточно непростым последствиям. Известны случаи принудительноговыселения из собственных домов жителей крымско-татарской национальности в Крымскомрайоне Краснодарского края, а также требования жителей о запрете прописки лицармянской национальности в дома, принадлежащие им на праве личной собственностив станице Елизаветинской города Краснодара. Усиление социальной напряженности,угроза личной и общественной безопасности вызвало необходимость внесенияизменений и дополнений в существующее законодательство о регистрационном учете.Проект Федерального закона «О внесении дополнений в статью 8 Закона РоссийскойФедерации «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания иместа жительства в пределах Российской Федерации», содержащий предложение о включениигородов – курортов федерального значения в перечень местностей, где может бытьограничено право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства, отклонен Президентом ввиду того, что оно не соответствуеттребованиям части 3 статьи 55 Конституции, предусматривающей ограничение прав исвобод граждан только в той мере, насколько это необходимо для защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.[8]Однако, когда свобода передвижения, выбора места пребывания и места жительствадля одних означает нарушения прав и свобод других лиц, представляется возможнымустановление некоторых ограничений данного права для обеспечения контроля надмассовой неконтролируемой миграцией. В особом мнении судьи Конституционного СудаРоссийской Федерации Баглая М.В. по делу о проверке конституционности ряданормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежскойобласти и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан,прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы, указывается, что»…защита прав и свобод, как и обеспечение общественной безопасности, относится к совместномуведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт«б» части 1 Конституции Российской Федерации) такая защита может быть осуществленатолько в форме закона. Однако трудно себе представить, насколько эффективнойможет быть эта защита, если при отсутствии федерального закона субъект Федерации,столкнувшись с массовым переселением граждан в одну местность, станет ожидатьпринятия федерального закона…»[9]. С этимнельзя не согласиться, тем более, если учесть, что законодательство о беженцах,а также вынужденных переселенцах не содержит реального механизма регулированиямиграции.
3) обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей граждан.
Паспортно-визовая система не только обеспечивает право человека насвободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, ее действие внекоторых случаях способствует соблюдению иных субъективных прав и свобод.Таких, как например, как право избирать и быть избранным в органыгосударственной власти и органы местного самоуправления.
Основные права и свободы человека принадлежат каждому индивидуумус момента рождения (ст. 17 Конституции). В статье 60 КонституцииРоссийской Федерации говорится о том, что гражданин может самостоятельноосуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако уже смомента получения паспорта (в соответствии с законодательством, он наступает подостижении гражданином Российской Федерации четырнадцатилетнего возраста[10])объем прав, а также обязанностей существенно расширяется (например – подостижении этого возраста гражданин имеет право самостоятельно совершатьразного рода сделки, нести связанную с этим имущественную ответственность (ст. 26п. 2 и ст. 28 п. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вустановленных законом случаях, в основной документ могут вноситься специальныеотметки о наличии у конкретного гражданина того или иного набора прав либообязанностей, так, например, в паспортах лиц, достигших призывного возрастапроставляется штамп об отношении к воинской обязанности. Нельзя в связи с этимутверждать, что именно наличие паспорта (либо отметок в нем) порождают длягражданина какие-либо права и обязанности, данный документ является лишьносителем информации о наличии (отсутствии) некоторых, и очень немногих, изних.
4) охрана общественного порядка и обеспечение личной, общественнойи государственной безопасности. Данная задача является одной из наиболееважных, стоящих перед паспортной системой. Под обеспечением личной безопасностиздесь понимается защита имущественных (в основном, жилищных) интересов граждан,поскольку наличие, либо отсутствие регистрационного учета существенным образомвлияют на некоторые отношения в области распределения муниципального жилья,рассмотрения в суде спорных вопросов в сфере владения, распоряжения,пользования жилыми помещениями различных видов собственности.
В нашей стране исторически сложилось такая ситуация, при которойнадзор и контроль за пребыванием и проживанием граждан осуществляетсяправоохранительными органами, данная деятельность была и остается достаточноважной для решения правоохранительных задач, поскольку подобный тотальный учетнаселения (каким в сущности и является режим регистрации (прописки))способствует выявлению лиц, скрывшихся от следствия и суда, уклоняющихся отисполнения обязанностей (например – воинской, обязанности уплаты алиментов),осуществлению других функций. Важную помощь оказывает действиепаспортно-регистрационного режима в деле обеспечения государственнойбезопасности (соблюдение последнего ожесточается в приграничных, таможенныхзонах, везде, где могут пострадать интересы государства).
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребьюания ижительства в пределах Российской Федерации», принятый на основе Конституции,устанавливает обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и поместу жительства на территории России, разграничивает такие основные понятия,как место пребывания и место жительства (ст. 2), возлагает функции поконтролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правилрегистрационного учета на органы внутренних дел, определяет порядок постановкина учет, а также снятия с него. В Законе дан также перечень основанийограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборместа пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Гарантией правграждан служит ст. 9 Закона, в которой говорится о том, что действия ибездействие государственных или иных органов, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие права на свободупередвижения, могут быть обжалованы в вышестоящий, в порядке подчиненности,орган, вышестоящему должностному лицу либо непосредственно в суд. Нарушениетребований Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации (уголовную, административную, дисциплинарную). Основнойотличительной чертой данного закона является положение об уведомительном характеререгистрационного учета по месту пребывания либо месту жительства гражданРоссийской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не влекут за собойвозникновение каких-либо прав или обязанностей и не являются условиемреализации или ограничения прав и свобод гражданина. Фактически, регистрационныйучет представляет собой лишь способ учета граждан, проживающих на территории РоссийскойФедерации, по месту их пребывания либо жительства.
Таким образом, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года «Оправе граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации» реализует положения Конституции РоссийскойФедерации и международных договоров и соглашений, провозгласивших право гражданна свободу передвижения в пределах государства, поскольку оно может бытьограничено только в соответствии с федеральным законом. Правила регистрации иснятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденныепостановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713[11],изданы на основе и во исполнение Закона РФ от 25 июня 1993 г. и определяютпоследовательность, сроки и назначение регистрации и снятия граждан с регистрационногоучета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации(п. 1). Правила, используя установленную Законом терминологию,регламентируют порядок регистрации и снятия с регистрационного учета, порядокрегистрации некоторых категорий граждан (военнослужащих, лиц, проживающих на территориимонастырей, храмов, других культовых зданий и др.), устанавливают перечень должностныхлиц, ответственных за регистрацию (должностные лица жилищно-эксплуатационныхорганизаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительныхи жилищных кооперативов, гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев и т.п.,акционерных обществ и других коммерческих организаций, других государственных имуниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на правехозяйственного ведения либо на праве оперативного управления). К сожалению, данныйнормативный акт не избежал определенных правовых коллизий (например, в немсохранено ограничение прав граждан на свободу передвижения (10, 12 и 21Правил), не урегулированы в достаточной степени некоторые вопросы оформлениядокументов и порядка снятия и постановки на регистрационный учет и т.д.).
Помимо существующих актов федеральных органов, о которых говорилосьвыше, на территории России получили широкое распространение нормативные актысубъектов Федерации, направленные на упорядочение разрешения вопросов,связанных с пребыванием и выбором места жительства, они основываются нафедеральном законодательстве и регламентируют порядок пребывания и жительстваграждан на своей территории. Издание этих нормативных актов вызвано различнымисоциально-экономическими факторами, такими, как нарастающий бюджетный дефицит,спад промышленного производства, высокий уровень безработицы, большая плотностьнаселения, рост миграции. Они принимаются для урегулирования большого количествапроблем, возникающих в результате проявления этих факторов во многих регионахнашей страны. Нами уже поднимался вопрос о несоответствии Закона Краснодарскогокрая от 23 июня 1995 года №9-КЗ «О порядке регистрации пребывания и жительствана территории Краснодарского края» Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г.,»О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Проблемы противоречия некоторых правовых актов субъектов Федерацииобщероссийским нашли свое отражение в постановлении Конституционного СудаРоссийской Федерации от 4 апреля 1996 г. №9-П «По делу о проверкеконституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области,Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядокрегистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы».Исследовав ряд нормативных актов, суд выявил нормы, вступающие в противоречие сКонституцией Российской Федерации и федеральными законами. Так, например,согласно временному положению о пребывании и определении на постоянное местожительства в Ставропольском крае, определение на постоянное место жительства внаселенных пунктах Кавказских Минеральных Вод возможно лишь при наличии специальногоразрешения, выдаваемого в пределах специальных квот (п. 21). Такие мерысущественным образом ограничивают право граждан РФ на свободу выбора местапребывания и места жительства, нарушают другие гражданские права человека. В связис этим Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РоссийскойФедерации пункт 1 Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан,проживающих на пределами г. Москвы и Московской области, прибывающих нажительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на правесобственности, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 октября1994 года №922, примечание к п.п. «б» пункта 2 раздела III Правил регистрации и снятияграждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и поместу жительства в г. Москве и? Московской области, утв. постановлением ПравительстваМосквы и Правительством Московской области от 26 декабря 1995 года №1030–43, в части,воспроизводящей по существу нормы, утвержденные постановлением Правительства Москвыот 11 октября 1994 года №922, признать не соответствующим КонституцииРоссийской Федерации, ее статьям 27, 55, 71 пункты 3 и 21 Временного положения опребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае,утвержденного постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 6октября 1994 года №118–8[12] (в редакцииот 24 ноября 1994 года. Данное постановление признало неконституционными и другиенормы законодательных актов субъектов Федерации, многие из которых утратили силув настоящее время.
К сожалению, многие нормы закона, регулирующие вопросы свободыпередвижения, выбора места пребывания и места жительства действуют не такой уждолгий период времени и нуждаются в некоторой доработке (необходимостьприведения действующего законодательства в соответствие с требованиямиКонституции о свободе выбора места пребывания и места жительства; вопросыадминистративной ответственности граждан, в частности, нормы об ответственностиза прием на работу лиц, не имеющих регистрации, размер штрафов за нарушениеправил паспортной системы также нуждаются в дополнительном законодательномрегулировании; нуждаются в усовершенствовании нормы, определяющие порядокпостановки на регистрационный учет и снятия с него, например, в настоящеевремя, почти отсутствует порядок подтверждения факта снятия с регистрационногоучета по предыдущему месту жительства, что порождает возможность двойной иболее регистрации; не отработаны в текущем законодательстве вопросы образованияматериальной базы для создания специальных банков данных и современной системыучета и идентификации граждан, отсутствует и законодательство, регулирующеевопросы, связанные с их созданием и использованием а также охранойконфиденциальной информации о личности; до настоящего времени не приведены всоответствие с федеральными и действуют акты субъектов федерации, вступающие вконфликт с Конституцией и федеральными законами), однако можно признать, чтоони отвечают требованиям сегодняшнего дня в той мере, в какой это необходимодля обеспечения данной свободы.
Заключение
В даннойкурсовой работе рассмотрены важные характеризующие гражданина признаки,позволяющие ему выступать в гражданских правоотношениях самостоятельно и отсвоего имени, а также в интересах других лиц. Чтобы быть субъектомправоотношений человек должен обладать правосубъектностью, иметь имя и т.д.
Гражданскоесостояние лица как субъекта гражданского права определяется совокупностьюфактов. Моменты рождения, усыновления, вступления в брак, смерти порождаютважные последствия, и точное установление (закрепление) этих фактов вызываетсяинтересами не только отдельных граждан, но и государства. Все эти процессынаходят прямое и косвенное отражение в имени и месте жительстве гражданина.
Имя и местожительства лица имеют огромное значение для индивидуализации граждан, игарантированности их прав и свобод.
Отношениямежду государством и личностью должны строиться на началах юридического равноправия,где каждая сторона должна и может иметь равные права и обязанности. Какпредставляется, в любом демократическом государстве должны быть не только продекларированыправа и свободы, но и обеспечены правовые механизмы, создающие условия для ихиспользования. Сейчас такого рода механизмы не всегда способны в полной меревыполнять возложенные на них функции. Одним из примеров является порядок регистрацииграждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
В соответствии с Конституцией, ограничение права гражданина насвободу передвижения возможно только лишь на основании положений федеральногозакона и только в той степени, которая необходима для защиты основконституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время данная проблема не решена окончательно посколькудействующее отраслевое законодательство (Гражданский кодекс РоссийскойФедерации, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс Российской Федерации, иныефедеральные законы, регулирующие правоотношения по поводу предоставления жилыхпомещений и проживания в них, права и обязанности их участников) содержитнормы, в достаточной степени ограничивающие возможность осуществлениянекоторыми гражданами своего права на свободу передвижения и выбора местапребывания и места жительства.
Список литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации. – М.: Юридическая литература, 1993.
2. Всеобщая декларацияправ человека. Сборник международных документов. – М.: изд. МГУ, 1990.
3. Гражданско-процессуальныйКодекс Российской Федерации.
4. Закон РоссийскойФедерации «О гражданстве Российской Федерации».
5. Итоговый документВенской встречи представителей государств, участников Совещания по безопасностии сотрудничеству в Европе. – М. -1989.
6. Кодекс обадминистративных правонарушениях.
7. Комментарий кГражданскому Кодексу Российской Федерации части первой. Под ред. Абовой Т.Е.,Кабалкина А.Ю.М., 2005.
8. Собрание актовПрезидента и Правительства Российской Федерации. 1993. – №52. – Ст. 5086;Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. – №18. — Ст. 1597.
9. «Положение о паспортеРоссийской Федерации». Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8.07.97 №828
10. Приказ МВД РФ №393 от23.10.95 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятияграждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания иместу жительства в пределах Российской Федерации». Российские вести, 1995. – 7декабря.
11. Уголовный кодексРоссийской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1996.
12. Учебник «Гражданское право» В 4 т. Том I. Общая часть./ Е.А. Суханов.3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
13. Федеральный Закон «Оправовом статусе иностранных граждан в РФ» №115 от 21.06.96