Реферат по предмету "Государство и право"


Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг

Оглавление
Введение
1. История развития фальшивомонетчества и организации борьбыс фальсификацией денежных знаков и ценных бумаг
1.1 История развития ифальсификации ценных бумаг в России
2. Характеристика современного фальшивомонетчества
2.1 Экономическая характеристикафальшивомонетничества
2.2 Уголовно-правоваяхарактеристика изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг
2.3 Проблемы квалификацииизготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг
Заключение
Список используемой литературы
/>/>Введение
Российская Федерациязаявляет себя как полноправный член мирового сообщества и в связи с этим ееправовая система ориентируется на те изменения, которые происходят в сферемеждународных отношений и в том числе в сфере международного права. КонституцияРФ 1993г. закрепила норму, согласно которой «общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью ее правовой системы».
Актуальностьданной темы определяется в следующем:
Опасностьвреда, причиняемого фальшивомонетничеством денежной системе, признается всемигосударствами. Поэтому в уголовном праве всех стран содержались законы, суровокарающие подделку денежных знаков. Слово «фальшивомонетничество»происходит от лат. falsus — «ложный,неверный, поддельный» и moneta— критерий, стандарт). Термин «фальшивомонетничество» в УК РФ неприменяется, но является рабочим в юридической литературе.
Цель исследованиязаключается в комплексном уголовно-правовом исследовании понятия изготовленияили сбыта поддельных банковских билетов Центральногобанка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумагили других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валютыили ценных бумаг в иностранной валюте.
Объектом исследованияявляются общественные отношения, возникающие в сфере применения уголовногозаконодательства, отнесения деяния к преступным и ограничения от смежныхправонарушений. Предмет исследования составляют: нормы, предусмотренные ст. 186УК РФ; нормы других отраслей права, в том, числе смежных с уголовным; научныепубликации по исследуемым вопросам; практика органов Российской Федерации.
Основными задачами будутявляться: уголовно-правовой анализ понятия изготовления или сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка РоссийскойФедерации; выявление пробелов, которые имеют место в изготовления илисбыта поддельных банковских билетов Центральногобанка Российской Федерации; исследование проблем изготовления или сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка РоссийскойФедерации.
Методологической основойисследования являются общенаучные методы познания: историко-юридический, системно-структурный,сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
В качестве источниковбудут использованы работы Гаухмана Л.Д., Дурманова Н. Д., Кибальника А.Г., КонюшкинаИ.В, Кудрявцева В.Н., Ларичевой В.Д., Максимова С.В. Соломоненко И. Г., СолопановаЮ. В., Плешакова A.M., Шаталова А.М. и другие.
Научную базу исследованиясоставляют: Конституция Российской Федерации, действующие уголовноезаконодательство, нормы гражданского права, при написании работы использовалисьруководящие постановления Пленумов Верховных судов Российской Федерации,относящиеся к рассматриваемой проблеме.
1.История развития фальшивомонетчества и организации борьбы с фальсификациейденежных знаков и ценных бумаг
 
1.1 История развития ифальсификации ценных бумаг в России
Изучениефальшивомонетничества показывает, что содержание этой преступной деятельностисвязано с развитием финансовых инструментов. Один из предметов этогопреступления — ценные бумаги. В силу ряда объективных причин развитие эмиссии иподделки ценных бумаг требует отдельного рассмотрения.
Историяроссийского кредита, удостоверенного ценной бумагой, берет начало с середины XVIII века. Выпуск по инициативе графаШувалова в 1769г. бумажных ассигнаций для хождения наравне с металлическимиденьгами можно рассматривать как форму внутреннего заимствования.
Первыйвнешний заем, был реализован через банкирский дом из Амстердама «Гопе a Kg». Под 5% Россия заняла 7,5 млн. гульденов в Голландии иI млн. пиастров в Генуе.
Впоследующие годы операции с ценными бумагами проводились очень активно. Суммазаймов 65 русских городов в 1913 iсоставляла 444,6 млн. руб.
В20-х — начале 30-х гг. была проведена кредитная реформа, заложившая основыдошедшей до 90-х гг. кредитно-денежной системы Советского Союза Предпосылкамиреформы были.
—во-первых, проходившая индустриализация и возникшая необходимость централизациивсех финансовых и денежных ресурсов народного хозяйства, усилениеперераспределительных функций кредитной системы,
—во-вторых, стремление государства форсировать социально-экономическиепреобразования в стране, завершить переход к регулированию всех отраслей и сферэкономики;
—в-третьих, господствовавшие представления об отмирании товарного производствапри социализме, о перерождении кредита в централизованное плановоефинансирование
Спереходом к НЭПу возникла необходимость восстановления системы кредита иперевода на эту систему государственных предприятий и частногопредпринимательства. Впоследствии устанавливается централизованный порядокизготовления ценных бумаг, выпускавшихся в то время промышленнымипредприятиями, обществами и товариществами.
Сзавершением НЭПа коммерческий кредит был окончательно ликвидирован. Врезультате в СССР сложились две основные формы советского кредита — банковскийи государственный.
Прибанковском кредите государство являлось преимущественно кредитором,предоставляя ссуды государственным предприятиям и организациям, колхозам,кооперативным организациям и населению. В отношениях по государственномукредиту государство выступало заемщиком, привлекая главным образом сбережениянаселения в централизованный государственный фонд, который используется дляфинансирования народного хозяйства через бюджет.
Государственныйкредит в СССР имел два основных вида государственные займы и сберегательноедело. Ценные бумаги как документ, подтверждающий кредитно-денежные отношения,представляли преимущественно облигации и векселя. Государственные займыоформлялись выпуском государственных ценных бумаг — облигаций, а кредитныеотношения по вкладам в сберегательные кассы удостоверялись ценными бумагамисберегательных касс (сберегательная книжка, аккредитив, чеки владельцевтекущего счета).
Первыевыпуски ценных бумаг в 1991—1995 гг. осуществлялись в условиях абсолютнонедостаточного развития нормативно-правовой базы и неразвитости системыгосударственного регулирования рынка. Большая часть так называемых ценных бумагпо существу таковыми не являлись.
Всоответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ, ценной бумагой является документ,удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитовимущественные права, осуществление или передача которых возможны только при егопредъявлении.
Однимиз главных элементов в системе юридических характеристик ценной бумаги являетсяналичие в ней обязательных реквизитов. Совокупность экономических, юридическихи технических характеристик документа и обусловливает его оценку как ценнойбумаги. В начале 90-х гг. до 45% циркулирующих на российском рынке акций не имелоправа на существование; 15% из них представляли собой прямую подделку, около25% находились в обращении сверх зарегистрированной эмиссионной квоты. Крометого, треть акций, если их можно таковыми назвать, вообще нигде не былизарегистрированы.
Государственныекраткосрочные обязательства (ГКО, ОФЗ) были самой высокодоходной ценнойбумагой. Вторичный рынок ГКО-ОФЗ активно функционировал, что позволялодержателям этих бумаг не только получать гарантированную прибыль, но исовершать спекулятивные операции.
В 1996 г Россия получила мировой кредитный рейтинг, дающий статус суверенного заемщика, которыйпозволяет выпускать на международный кредитный рынок государственные облигации.В связи, с чем ценные бумаги дополнились еще одним видом — еврооблигацией.Такая же возможность появилась у российских региональных и местных властей.Получение кредитного рейтинга также означает, что на международный финансовыйрынок могут выходить и российские корпоративные облигации
Пофактам хищений с использованием чеков «Россия» возбуждено 57уголовных дел, ущерб, причиненный экономике, составил 26 млрд. руб.
Анализматериалов, отражающих характеристики преступности в сфере финансово-кредитныхотношений, свидетельствует о постепенном смещении центра криминализации вобласть взаиморасчетов с использованием ценных бумаг. Преступные группировкиактивно осваивают формирующийся фондовый рынок. С появлением почти забытого вРоссии финансового инструмента — векселя, способною в определенной степенирешить проблему неплатежей, появились и новые виды экономических преступлений.Предметом последних выступают ценные бумаги и те денежные или материальныесредства, которые можно получить по ним. Для этого используются различные пути.Один из них заключается в изготовлении с использованием современныхкомпьютерных технологий точной копии бланка векселя и заполнении его самимипреступниками в соответствии с имеющимся образцом.
Толькоодна преступная группа, участников которой задержали в 1996 г., посредством фальшивых векселей незаконно получила 200 млрл. руб. По словам начальникаДепартамента ценных бумаг и финансового рынка Минфина России Беллы Златкис, в 1996 г. находились в обороте поддельные векселя Минфина на сумму почти 7 млн. руб..
Вряде случаев преступники добывают подлинные бланки векселей, в которые вносятфиктивные записи, заверяя их поддельными печатями
Продолжаяпреступную деятельность, один из участников преступной группы прибыл в г.Дятьково на ОАО «Дятьковский хрусталь», где под видом представителяТОО «Арко» г. Брянска — Хохлова заключил фиктивный договор поставкипродукции с администрацией ОАО «Дятьковский хрусталь» на сумму 800млн. неденоминированных рублей. Согласно условиям договора оплата за даннуюпродукцию должна была произойти через 15 дней после ее отпуска. На основаниизаключенного договора поставки другой участник преступной группы, предъявивподдельные доверенности ТОО «Арко» на имя Хохлова, рукописный текст вкоторых выполнил собственноручно, со складов ОАО «Дятьковский хрусталь»по распоряжениям на отгрузку и пропускам на вывоз продукции вывез хрустальныеизделия. Затем он, выдав себя за Хохлова, по телефону договорился садминистрацией ОАО «Дятьковский хрусталь» о том, что в качествеплатежа за продукцию им будут предоставлены векселя финансового управленияБрянской области.
Оформивпривезенные векселя, работники ОАО «Дятьковский хрусталь» отвезли ихв АО «Брянскэнерго» в счет погашения задолженности предприятия заэлектророэиергию. Однако через некоторое время из областной администрациисообщили, что векселя поддельные.
Такимобразом, наряду с мошенническим хищением чужого имущества, изготовлением вцелях сбыта и сбытом поддельных государственных ценных бумаг (векселей) вкрупном размере участники организованной группы совершили преступление,предусмотренное ст. 186 ч.3 УК РФ.
2.Характеристика современного фальшивомонетчества
 
2.1 Экономическаяхарактеристика фальшивомонетничества
Исследованиефальшивомонетничества требует изучения, наряду с другими факторами,экономической стороны проблемы. Установлено, что около 5% уголовных дел,возбужденных по фактам фальшивомонетничества в период с начала 60-х гг. понастоящее время, осуществлялось фактически в отношении подделки печатнойпродукции, не являющейся предметом преступления (очевидные подделки, имитацияденежных знаков, лотерейные билеты). Поэтому для понимания экономическойсущности фальшивомонетничества необходимо рассмотреть роль денежных знаков иценных бумаг в экономической деятельности.
Современнаяденежная система России характеризуется:
1)отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизациейзолота;
2)отказомот бумажных денег в виде казначейских билетов и переходом к неразменным назолото кредитным деньгам — банкнотам;
3)выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, атакже под прирост официальных золотых и валютных резервов;
4)усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с особойзначимостью соблюдения в рыночной экономике основополагающего принципа денежнойсистемы — соответствия количества денег объективным потребностям экономическогооборота;
5)возросшей значимостью доверия населения к денежным знакам и ценным бумагам.
Спеременами в экономике структура денежной массы.
Дляуяснения роли ценных бумаг как составляющей денежной массы в современнойэкономике России, как и при анализе денежных знаков, важно установитьвыполняемые ими функции. В зависимости от места финансового и фондового рынка всистеме общественного воспроизводства ценные бумаги выполняют функции:
•средств удостоверения имущественных и обязательственных прав (акции и ихсертификаты, облигации, коносаменты);
•средств расчета (чеки, ваучеры, казначейские обязательства);
•орудий товарного кредита (вексель);
•средств покрытия дефицита государственного бюджета, инструментов проведенияденежно — кредитной политики (ГКО, ОГЗ);
•форм более полной реализации функций других ценных бумаг (купоны, ордера,варранты);
•средств покрытия дефицитов местных бюджетов и финансирования региональныхинвестиционных программ (облигации муниципальных займов);
Изанализа перечисленных выше основных функций ценных бумаг следует, что онивыполняют:
• денежно-распорядительныефункции;
• товаро-распорядительныефункции;
• капитало-распорядительныефункции.
Поэкономической характеристике ценные бумаги — это специфическая экономическаяформа, которая:
—отражает денежные, заемные обязательственные отношения между участникамифинансового рынка, одной стороной в этих отношениях может являться государство;
—самостоятельно обращается на рынке и потому имеет собственный курс;
—обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности.
Всеученые, рассматривавшие проблему фальшивомонетничества, в общих чертах отмечалив качестве негативных последствий данной преступной деятельности экономическийущерб. Необходимость рассмотрения проблемы ущерба от фальшивомонетничества внастоящее время обусловлена новыми экономическими условиями и особенностями функционированияденежных знаков и ценных бумаг в России.
Инфляция— экономическое явление особого рода, так как всегда и везде представляет собойденежный феномен. Если признать, что инфляция имеет дело не только с изменениемколичества денежных знаков, но и с тем, что создает подобную ситуацию, тотеория инфляции становится многогранной.
Экономическаяпрактика свидетельствует о прямом воздействии на инфляционные процессы нетолько количественных, но и качественных характеристик денежных знаков и ценныхбумаг. Денежные знаки и ценные бумаги, находясь в обращении, выступают особымтоваром финансового рынка. Как и всякий товар, денежные знаки и ценные бумагиимеют свои потребительские свойства, важнейшим из которых является подлинность.Наличие в обращении фальшивых денежных знаков снижает доверие к данной денежнойединице или ценной бумаге.
Фальшивомонетничество—один из факторов инициации инфляции. По данным проведенных опросов, 41% лип,занимающихся розничной торговлей в частном порядке, закладывают в цену товара ипредполагаемый урон от принятия к оплате фальшивого денежного знака, 20% делаютэто в качестве компенсации за уже принятую к оплате фальшивку, 39% уклонилисьот ответа. Лица, торгующие в не принадлежащих им торговых заведениях, показали,что в случае обнаружения фальшивки в выручке, в 70% случаев ущербкомпенсируется за счет работника, непосредственно принявшего её к оплате, в 30%случаев — коллективно; владелец предприятия никогда не возмещает ущерб.
Ценныебумаги представляют собой связующее звено между общественными, политическими,государственными интересами с одной стороны, и совокупностью экономическихотношений и связей в обществе, с другой. К примеру, общественно значимыеявления и события в обществе (негативная информация, связанная с появлениемподделок ценных бумаг) воздействуют на курсы ценных бумаг (в первую очередь —биржевых), а те — на функционирование экономики. Особая чувствительностьфинансового рынка к появлению фальшивых ценных бумаг объясняется тем, что длядестабилизации данного финансового института достаточно появления хотя быодного экземпляра фальсификата. Поэтому фальшивомонетничество можно отнести кодной из угроз экономической безопасности России.
УказомПрезидента РФ от 29.04.96 г. № 608. «О Государственной стратегииэкономической безопасности РФ» государственная стратегия экономическойбезопасности РФ признана составной частью национальной безопасности РФ.Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество,государство и основные элементы экономической системы, включая системуинституциональных отношений при государственном регулировании экономическойдеятельности. Определены угрозы экономической безопасности. К ним относятся:увеличение имущественной дифференциации населения и повышения уровня бедности,рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета наего погашение. Определены критерии и параметры состояния экономики, отвечающиетребованиям экономической безопасности Российской Федерации.
УказомПрезидента № 730 от 16.07.1997 года «О государственной комиссии по защитеправ инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» определен комплексмер по обеспечению надежности функционирования института ценных бумаг.Поскольку фальшивомонетничество составляет безусловную угрозу для инструментовфондового рынка, возрастает, и значение борьбы с этим явлением как одной изформ реализации мер по обеспечению надежности рынка ценных бумаг.
Фальшивомонетничествочастично выполняет функцию криминального перераспределения национальногобогатства. Прямой вред от реализации такой функции заключается в том, чтореальные элементы ВВП (товары, услуги) обмениваются на «денежные»знаки, пустые по своему содержанию. В случае фальсификации ценных бумаггосударственного займа возникают заемные денежные обязательства государстваперед ложным инвестором.
Отсюдаследует, что ущерб от фальшивомонетничества имеет многоплановую характеристику.Он имеет социальный, политический, финансовый, хозяйственный аспект, а именно:упущенная выгода за неполученную прибыль от неосуществленной эмиссии; снижениедоверия к денежным знакам на внутреннем рынке (одна из причин возникновенияпараллельной денежной системы в России, выраженная в долларизации экономики);дискредитация органов государственного управления и правоохранительных органовРоссии; способствование росту инфляции, вызывающей социальное напряжение вобществе и долгосрочные криминальные последствия, и многое другое.
 
2.2 Уголовно-правоваяхарактеристика изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг
фальшивомонетничество поддельный деньги преступление
Фальшивомонетничествопризнается тяжким преступлением в России. Строгие наказания за фальсификациюденежных знаков установлены и в большинстве зарубежных стран мира.
Непосредственнымобъектом преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, является общественныеотношения, обеспечивающие право на эмиссию и обращение денег и ценных бумагтолько уполномоченными на то органами и субъектами экономических отношений.Фальшивомонетничество посягает на установленный порядок:
· эмиссии иобращения российских денег (банковских билетов и металлической монетыЦентрального Банка Российской Федерации);
· выпуска иобращения государственных ценных бумаг,
· выпуска и обращениядругих российских ценных бумаг,
· эмиссии другимигосударствами своей национальной валюты либо группой государств — международнойвалюты, например, «евро» и обращения их на территории России;
· выпуска ценныхбумаг в иностранной валюте и обращения их на территории России
Всоответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» (п.2 ст.4), монополия на осуществление эмиссииналичных деист и организацию их обращения принадлежит Банку России
Понятиеценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Ею является документ, удостоверяющий ссоблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права,осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Ценнаябумага — это, прежде всего документ. Под документом, в соответствии сзаконодательством, понимается информационная запись, содержащая сведения офактах, имеющих гражданско-правовое значение, и выполненная на материальном(бумажном) носителе, предназначенная для передачи во времени и пространстве вцелях общественного использования. В то же время ст. 149 ГК РФ выделяет ценныебумаги в бездокументарной форме, фиксация прав по которым осуществляется спомощью средств электронно-вычислительной техники либо иным образом лицом,получившим специальную лицензию
Такимобразом, ценная бумага должна обладать еще одним важным качеством — оборотоспособностью.Для этого она должна быть приспособлена к передаче (свойство передаваемости),т.е. документ должен обеспечивать возможность оформления факта изменения субъектаимущественного права. Это может быть осуществлено либо путем физической(фактической) передачи ценной бумаги в руки нового владельца, либо, в силу п.2ст. 142 ГК РФ, путем закрепления прав в специальном реестре (обычном иликомпьютеризованном).
От ценныхбумаг необходимо отличать документы, на первый взгляд, сходные с ценнымибумагами, но не являющиеся таковыми в силу фактической неспособности к оборотувоплощаемых ими прав. Так, владелец квитанции о принятии вещей, например, вхимчистку может передать ее другому лицу. Однако она дает лишь право наполучение вещи, но не на изменение собственника и не на получение эквивалентастоимости. Владельцы таких документов (квитанции ломбарда, проездные билеты и т.п.)преследуют конкретную цель — обладать тем правом, которое закреплено в них:получить кредит, доехать до станции назначения и т. п..
Порядоквыпуска и обращения государственных ценных бумаг регламентируется нормативнымиактами органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Порядоквыпуска и обращения этих ценных бумаг регулируется Федеральным законом от22.04.96 г. «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 11.03.97 г«О переводном и простом векселе», другими законами о ценных бумагах.
Порядокобращения национальной валюты иностранного государства либо международной валютыгруппы государств, например, «евро», а также ценных бумаг виностранной валюте на территории Российской Федерации регулируется Законом РФот 9.10.92 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» с последующимиизменениями и дополнениями.
Такимобразом, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг негативновлияет на устойчивость государственных денег и эффективное регулированиеденежного обращения.
Этотвред причиняется не только в результате изготовления или сбыта российских денеги ценных бумаг, но и иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.Последние имеют хождение в Российской Федерации, могут обмениваться нароссийские деньги и ценные бумаги и таким образом влиять на денежное обращениев России.
Помимоэтого вред причиняется и общественный отношениям, обеспечивающим имущественныеинтересы потенциальных добросовестных приобретателей поддельных денег илиценных бумаг.
«Предметпреступления» — это конкретный материальный объект, в котором проявляютсяопределенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления),путем физического или психического воздействия на который причиняется социальноопасный вред в сфере этих общественных отношений".
Предметомфальшивомонетничества являются:
· находящиеся вобращении банковские билеты и металлическая монета, выпущенные Центральнымбанком Российской Федерации;
· государственныеценные бумаги;
· другие(негосударственные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации;
· иностраннаявалюта;
· ценные бумаги виностранной валюте.
Средиценных бумаг, перечисленных в ст. 143 ГК РФ, прямо названы лишь два видагосударственных ценных бумаг — государственная облигация и приватизационныеценные бумаги.
Государственнаяоблигация удостоверяет внесение владельцем денежных средств и подтверждаетобязательство государства выплатить ему номинальную стоимость этой Ценнойбумаги и доходов в виде фиксированной процентной ставки или выигрыша.
Ковторой группе государственных облигаций, определяющих взаимоотношенияправительства, с одной стороны, и юридических лиц — с другой, относятсяоблигации Государственного внутреннего 5%-го займа, ГосударственногоРоссийского республиканского внутреннего 5%-го займа.
Приватизационныечеки — ценные бумаги целевого назначения, имевшие номинальную стоимость врублях, предоставляющие право их владельцам оплачивать полностью или частичностоимость объекта приватизации. Юридическая природа приватизационных чеков,хотя они и включены ст. 143 ГК РФ в число государственных ценных бумаг,остается не до конца ясной. Приватизационные чеки не в полной мере обладаютсвойствами государственной ценной бумаги. В частности, они непосредственно недают права их обладателям на получение от эмитента характерных длягосударственной ценной бумаги номинальной стоимости и определенного дохода.
Всоответствии со ст.2 Закона РФ «О государственном внутреннем долгеРоссийской федерации», одной из форм государственного долга являлисьгосударственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имениПравительства Российской Федерации, а также выпускавшиеся Правительством. Быливыпущены:
· государственныеказначейские обязательства — вид размещаемых среди населения ценных бумаг,удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих правона получение один раз в год по купонам этого обязательства дохода вопределенном размере в течение всего срока владения этими ценными бумагами, атакже их нарицательной стоимости;
· золотыесертификаты — письменные свидетельства казначейства, удостоверяющие праводержателей (физических и юридических лиц) на получение ежеквартального дохода ввиде установленной ставки, а при погашении — стоимости в рублях, исходя изсредней цены золота на момент погашения; казначейские векселя, удостоверяющиебезусловное денежное обязательство Министерства финансов Российской Федерацииуплатить до наступления срока определенную сумму денег его владельцу. Операциипо погашению казначейских векселей производил Центральный банк России попоручению Министерства финансов. В отличие от других видов государственныхценных бумаг, вексель характеризуется абстрактностью и бесспорностью.Абстрактность векселя заключается в том, что он сохраняет свою силу независимоот конкретных обстоятельств, с которыми связана его выдача. Вексельноеобязательство бесспорно, так как государство не может поставить платеж взависимость от наступления какого-либо события;
· государственныекраткосрочные бескупонные обязательства (ГКО) — вид ценной бумаги напредъявителя, включающей в себя совокупность обязательств по выпускаемымгосударственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином России впорядке и на условиях, установленных нормативными актами;
· сертификатыСбербанка РФ — письменные свидетельства кредитного учреждения о вкладе денежныхсбережений, удостоверяющие право владельца на получение дифференцированногодохода в зависимости от продолжительности хранения, а по истеченииустановленного срока — суммы вклада.
Помимоназванных, к государственным ценным относят и долговые товарные обязательства,должником по которым в силу Федерального закона РФ от 1.06.95 г. «Огосударственных долговых товарных обязательствах» является Россия.
Квалификацияизготовления или сбыта этих ценных бумаг по ст. 186 УК РФ является спорной,поскольку это фактически не связано с посягательством на денежное обращение.Как представляется, более обоснованной уголовно-правовой оценкой подделкиназванных ценных бумаг является ее квалификация:
а). как подделкидокумента (ст. 327 УК РФ);
б). при наличии целиполучения неправомерной выгоды — как мошенничества либо причинения имущественногоущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статьи 159, 165 УК РФ)
Помиморассмотренных, существуют производные ценные бумаги, к которым относятсяобратимые облигации (облигации, которые спустя определенное время могут бытьобменены па акции), обратимые привилегированные акции (привилегированные акции,которые в некоторый период времени обмениваются на обыкновенные акции).Специальные ценные бумаги банков и некоторые другие.
Отдельнуюразновидность производных фондовых ценностей представляют права и обязанности,вытекающие из опционных контрактов, т.е. договоров, в соответствии с которымиодна из сторон приобретает возможность купить или продать некоторые ценныебумаги по фиксированной цене в будущем, а другая — обеспечить реализациюуказанного права.
Являетсяли юридически значимый документ ценной бумагой или нет, определяется законами оценных бумагах или в установленном ими порядке. Согласно п. 2 ст. 44 Федеральногозакона «О рынке ценных бумаг», Федеральная комиссия по ценным бумагам(ФКЦБ) вправе классифицировать бумаги и определять их виды в соответствии сзаконодательством России;
Международнымсоглашением от 20 апреля 1929 г. (Женевское соглашение) установлено, чтоответственность за изготовление фальшивых денежных знаков должна в равной мерераспространяться на фальсификацию как национальной денежной единицы, так ииностранной валюты, независимо от территории, где совершается преступление.Странами-участниками соглашения, в том числе Россией, приняты обязательствавести борьбу с фальшивомонетничеством на основе принципов, обеспечивающихединство действий всех государств в изобличении и преследованиифальсификаторов.
Поэтомуобязанность защиты иностранной валюты от подделки вытекает не только из того,что она негативно влияет на денежное обращение в России, но и в связи спринятием Россией (в силу правопреемственности) закрепленных Международнойконвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков обязательств РФ по борьбе сподделкой не только национальной валюты, но и валюты других государств(металлической монеты, бумажных денег, в том числе банковских билетов), имеющейхождение в силу закона.
Фальшивыйденежный знак или ценная бумага должны содержать все главные их реквизиты, аименно, сходный носитель информации, наименование и обозначение на обеихсторонах прописью и цифрами номинальной стоимости этих предметов. То естьизготовление фальсификата состоит в создании предметного изображения на должномфизическом носителе внешне схожего с Подлинными денежными знаками или ценнымибумагами. Значение степени сходства фальшивых денежных знаков и ценных бумаг сподлинниками до определенного времени вызывало разные мнения. Так, что степеньсходства поддельных денег с настоящими не имеет значения.
Так,в апреле 1997 г. в Рязани обнаружено множество фальшивых 100-долларовыхбанкнот: фактура бумаги, точность рисунка били практически идентичны оригиналуи проходили машинный контроль. Фальшивку выдало увеличение размера по длине на 2 мм. Поэтому для признания факта фальшивомонетничества необязательно, чтобы поддельные денежныезнаки или ценные бумаги имели неопровержимое, без специального анализа,сходство с подлинными.
Втораяформа объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ — сбытуказанных предметов.
Согласноразъяснениям Пленума Верховного Суда РФ (пункт 5 постановления №1 от 17 апреля 2001 г.) сбыт фальшивых денежных знаков и ценных бумаг выражается:
а). в использованииих в качестве средства платежа при оплате товара или услуги;
б). в размене;
в). в дарении;
г). даче взаймы;
д). в продаже;
е). совершении иныхподобных действий.
Не могутрассматриваться как сбыт действия обладателя фальшивых денежных знаков илиценных бумаг, представляющие собой различные формы избавления от них:выбрасывание, сожжение, оставление без надзора.
Фальшивомонетничествоявляется оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовленхотя бы один денежный знак или ценная бумага, а при сбыте выпущена в обращениехотя бы одна подделка, независимо от числа подготовленных для сбыта.
Исходя из положений ч. 2 ст. 24 УК РФ в редакции Федеральногозакона № 92 от 25 июня 1998 года («деяние, совершенное только понеосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специальнопредусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса»),можно утверждать, что субъективная сторона фальшивомонетничества заключается вумышленной форме вины. Как известно, Уголовный закон формулирует признакиразличных видов умысла в ст. 25 УК РФ.
Однако фальшивоментничество — преступление с формальным составом,считающееся оконченным при совершении любого из указанных в диспозиции ч. 1 ст.186 УК РФ деяний.
Поэтому можно утверждать, что совершение фальшивомонетничествавозможно только с прямым умыслом по отношению к деянию, собственно и составляющемуфальшивомонетничество.
Возможность совершения фальшивомонетничества с косвенным умысломпротиворечила бы презумпции вменяемости лица, достигшего возраста уголовнойответственности. Действительно, допущение виновным совершения им самимкакого-либо действия свидетельствовало бы о том, что лицо не вполне руководитсвоими действиями. Как известно. Уголовный закон исходит из предположения отом, что любое лицо, достигшее возраста ответственности, понимает фактическийхарактер своих действий и руководит ими, пока не доказано обратное.Следовательно, деяние при акте фальшивомонетничества (как и любом другом преступлениис формальным составом) совершается только с прямым умыслом.
Субъективнаясторона специальной целью сбыта. Лицо должно сознавать, что
а). изготавливаетфальшивые денежные знаки или ценные бумаги с целью их выпуска в обращение(сбыта),
б). сбывает фальшивыеденежные знаки или ценные бумаги и желает сделать это.
Умыселвиновного включает в себя осознание фактического содержания и общественнойопасности совершаемых действий, направленности их на изготовление или сбытфальшивых денежных знаков либо ценных бумаг.
Признаками субъекта фальшивомонетничества, согласно предписаниям ст.ст.19 и 20 УК РФ является физическое лицо, вменяемость и достижение возраста 16лет.
Квалифицирующимиобстоятельствами фальшивомонетничества (ч. 2 ст. 186 УК РФ) являютсяизготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в крупном размере.
Такимобразом, с привлечением капитала из других криминальных сфер организуетсяизготовление и широкий сбыт фальшивых денежных знаков, вербуются посредники,подбираются на определенных условиях оптовые покупатели, организующие, вконечном счете, их ввод в обращение.
 
2.3 Проблемыквалификации изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг
Особенностьпреступной деятельности фальшивомонетчиков в последние годы состоит в том, чтооно не является как прежде изолированным деянием. Изготовление фальшивыхденежных знаков и ценных бумаг в 75% современных случаев совершаетсяодновременно с другими преступлениями и правонарушениями и, прежде всего,такими преступлениями как контрабанда (ст. 188 УК).
Довольночасто одновременно с фальшивомонетничеством совершается и мошенничество (ст.159 УК), подделка документов (ст. 327 УК).
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении илисбыте поддельных денег или ценных бумаг» (в ред. от 17 апреля 2001 г. № 1) незаконное приобретение лицом чужого имущества с использованием поддельных денег илиценных бумаг в качестве средств платежа охватывается составом ст. 186 УК идополнительной квалификации статьям, предусматривающим ответственность захищение, не требует.
Сбыт поддельных денег или ценных бумаг можно условноразделить на два вида: а) сбыт поддельных денег или ценных бумаг, имеющихсущественное сходство по форме, размеру, цвету другим основным реквизитам снаходящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами; б) сбытподдельных денег или ценных бумаг, явно не соответствующих подлинным, чтоисключает их участие в обращении.
Незаконное изготовление поддельных денежных знаков иценных бумаг есть состав формальный. Статья 186 УК не принимает в расчетвозможные последствия преступления. Они не имеют значения для квалификацииэтого преступления, которое признается оконченным с момента изготовления илисбыта поддельных денежных денег и ценных бумаг. Под сбытом поддельных денежныхзнаков и ценных бумаг понимается использование их в качестве средства платежапри оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п.Объективно такое использование всегда выражается в завладении преступникомимуществом юридического или физического лица. Следовательно, причинениеимущественного ущерба является неизбежным последствием данного деяния. Еслиуказанные лица, не зная, что полученные ими денежные знаки или ценные бумагиявляются поддельными, используют их для расчетов с другими лицами,имущественный ущерб будет причинен тому лицу, которое обнаружит поддельныезнаки в своем владении, если невозможно установить, от кого они к немупоступили.
Названные последствия не включены в диспозицию ст. 186УК и не находят отражения при квалификации такого преступления. Вряд ли этосправедливо по отношению к лицам, чьи имущественные интересы нарушены указаннымпреступлением.
Завладение чужим имуществом с использованиемподдельных денежных знаков или ценных бумаг в качестве средства платежасовершается путем его противоправного безвозмездного изъятия и обращения впользу виновного путем введения потерпевшего в заблуждение относительноподлинности даваемых взамен денежных знаков или ценных бумаг, т.е. путем обманаили злоупотребления доверием.
При анализе субъективной стороны сбыта поддельныхденежных знаков или ценных бумаг можно сделать вывод, что в основе действийлица, совершающего преступление, предусмотренное ст. 186 УК, в большинствеслучаев лежит стремление материально обогатиться за счет имущества юридическогоили физического лица, которому он сбывает поддельные денежные знаки или ценныебумаги, что свидетельствует о корыстной направленности его умысла.
Таким образом, лицо, сбывая поддельные денежные знакиили ценные бумаги, нарушает и охраняемые уголовным законом отношениясобственности, что выражается:
- в противоправном безвозмездном изъятии и обращении в свою пользучужого имущества с использованием обмана или злоупотребления доверием;
- в причинении имущественного ущерба собственнику или иномувладельцу имущества;
- в совершении указанных действий с корыстной целью.
Следовательно, лицо, используя поддельные денежныезнаки или ценные бумаги в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг,размене, дарении, даче взаймы, продаже, одним действием совершает фактическидва преступления: незаконный сбыт поддельных денежных знаков или ценных бумаг ихищение в форме мошенничества.
Для правильной квалификации его действий необходимоопределить, с каким правовым явлением имеет дело правоприменитель: идеальнойсовокупностью преступлений или конкуренцией норм.
При совокупности преступлений лицо, в соответствии сч. 1 ст. 17 УК, несет уголовную ответственность за каждое совершенноепреступление по соответствующей статье или части статьи УКРФ.
Если признать содеянное совокупностью преступлений,действия лица по сбыту поддельных денежных знаков или ценных бумаг следуетквалифицировать по ст. ст. 159 и 186 УК — если поддельные деньги или ценныебумаги имеют существенное сходство с находящимися в обращении подлиннымиденежными знаками или ценными бумагами. Если они такого сходства не имеют,действие квалифицируется только по ст. 159 УК.
Однако приведенное выше Постановление ПленумаВерховного Суда РФ предполагает в данном случае конкуренцию норм, так какприобретение виновным чужого имущества охватывается составом ст. 186 УК идополнительной квалификации, по ст. 159 УК, не требует.
Такая позиция основана на правиле преодоленияконкуренции норм, изложенном в ч. 3 ст. 17 УК: если преступление предусмотренообщей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует, и уголовнаяответственность наступает по специальной норме.
Традиционно общей считается норма, предусматривающаяответственность за определенный крут деяний, а специальной — норма,предусматривающая частные случаи из этого круга. Общая черта норм, находящихсяв конкуренции, состоит в том, что они с разной степенью обобщения и с различнойполнотой предусматривают признаки одного и того же преступления. Приконкуренции общей и специальной норм в составах, которые они содержат, можновыделить одинаковые признаки, при этом специальная норма находится по отношениюк общей норме в логическом отношении подчинения.
Учитывая, что ст. 186 УК выступает в качествеспециальной нормы по отношению к ст. 159 УК, можно сделать вывод о том, чтосбыт поддельных денег или ценных бумаг, имеющих существенное сходство по форме,размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращенииподлинными денежными знаками или ценными бумагами, представляет собойспецифический вид мошенничества, момент окончания которого перенесен на болеераннюю стадию. Такой вывод вполне обоснованно можно поставить под сомнение всилу того, что составы преступлений, описанные в указанных статьях УК, несоотносятся как родовой и видовой, а представляют самостоятельные преступления,характеризующиеся различными объективными и субъективными признаками.
Основным признаком объективной стороны мошенничестваявляется причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцуимущества путем противоправного безвозмездного изъятия и (или) обращения чужогоимущества в пользу виновного или других лиц. Объективная сторона преступления,предусмотренного ст. 186 УК, характеризуется изготовлением или сбытом(фактическим пуском в обращение) поддельных денежных знаков или ценных бумаг.
Обязательным признаком субъективной сторонымошенничества выступает корыстная цель, а при изготовлении или сбыте поддельныхденег или ценных бумаг лицо может руководствоваться и иными мотивами.
Выбирая из двух возможных вариантов квалификациипоследствий сбыта поддельных денег или ценных бумаг: по совокупностипреступлений, предусмотренных ст. ст. 159 и 186 УК, в соответствии с ч. 1 ст. 17УК, либо сложившийся в судебной практике, основанный на правиле преодоленияконкуренции общей и специальной норм, изложенном в ч. 3 ст. 17 УК, возможно,следует отдать предпочтение первому варианту.
Кроме того, следует обратить внимание нанесовершенство уголовно правовой конструкции нормы предусмотренной ст. 186 УКРФ. Не вполне понятно, почему законодатель ограничился указание в статье толькоизготовлением в целях сбыта и сбытом фальшивых денег и ценных бумаг.
Под хранением следует понимать любые умышленные действия,связанные с фактическим нахождением поддельных банковских билетов Центральногобанка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумагили других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валютыили ценных бумаг в иностранной валюте во владении виновного (при себе, если этоне связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах).Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.
Поднезаконной перевозкой следует понимать умышленные действия по перемещениюпредметов преступления из одного места в другое, в том числе в пределах одногои того же населенного пункта, совершенные с использованием любого видатранспортного средства.
Приобретением поддельных банковских билетов Центрального банка РоссийскойФедерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценныхбумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг виностранной валюте надлежит считать их покупку, получение в качествесредства взаиморасчета за проделанную работу.
Все указанные действиядолжны совершаться в целях сбыта поддельных банковскихбилетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты,государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РоссийскойФедерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.
/>/>Заключение
Борьбас фальшивомонетничеством, приобретающим все более угрожающие масштабы, одна изострейших проблем, относимых к числу приоритетных направлений деятельностиправоохранительных органов. Многолетние наблюдения показывают, что удельный весфальшивомонетничества в экономических преступлениях составляет 5%.
Криминологическиеи криминалистические особенности фальшивомонетничества осложняют задачу егопредупреждения и раскрытия. Уровень раскрываемости этого преступленияколеблется в пределах 13%. При раскрытии фальшивомонетничества необходимо вкороткие сроки осуществить комплекс мер по поиску изготовителя или сбытчика,обеспечению доказательственной базы ответственности участников преступной деятельности.Результативность такой работы зависит от своевременности, обоснованности иподготовленности проводимых мероприятий.
Крометого одна из проблем, недостаток законодательной формулировки преступления.
Несомненно данные характеризующие преступную деятельность,обстановку совершения данного преступления, личность фальшивомонетничества,являются обстоятельствами в работе по предупреждению, раскрытию и расследованиюфальшивомонетничества.
/>/>Список используемойлитературы
Нормативно-правовые акты:
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
2. Уголовный кодексРоссийской Федерации. М.: Издательство «Омега-Л». 2011.- 164с.
3. ГражданскийКодекс Российской Федерации ч.1-4 (по сост. На 10 февраля 2009г.). — М. Юрайт-Издат,2009.- 561с.
4. Федеральный законРФ от 29 12 94 г «Об обязательном экземпляре документов»// СЗ РФ.-1994. № 23. -Ст. 110.
5. Федеральный законРФ от 20.02.95 г «Об информации, информатизации и защите информации»//СЗ РФ.-1995.-№2. – Ст.12.
6. Федеральный законРФ от 1.06.95 г. «О государственных долговых товарных обязательствах»//СЗ РФ. 1995, №23. ст. 2171.
7. Закон РФ от 9октября 1992 г «О валютном регулировании и валютном контроле»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного СоветаРоссийской Федерации. 1992. № 45.- ст. 2542.
8. Указ Президента №730 от 16.07.1997 года «О государственной комиссии по защите правинвесторов на финансовом и фондовом рынках России»// Собрание законодательстваРоссийской Федерации.- 1997.- №29.- Ст.3519.
9. Указ ПрезидентаРоссийской федерации от 14 августа 1992 г. № 914 «О приватизационных чеках» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992, № 35. ст. 2001.
10. ПостановлениеПравительства РФ от 10.11.95 г. № 91 «О выпуске государственных ценныхбумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота»// СЗ РФ- 1995, №46. ст. 4447.
11. ПостановлениеПравительства Российской Федерации «Об утверждении условий выпускавнутреннего Государственного валютного облигационного займа» от 15 марта 1993 г. № 222 // Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. 1993, № 12. ст. 1002.
12. ПостановлениеПравительства РФ от 10.11.95 г. № 91 «О выпуске государственных ценныхбумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота»// СЗ РФ- 1995, №46. ст. 4447.
13. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. № 980 «О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов» // Собрание актовПрезидента и Правительства Российской Федерации. 1993, № 40. ст. 3756.
14. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. № 321 «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерства финансов РоссийскойФедерации» // Собрание актов Президента и Правительства РоссийскойФедерации. 1994, № 17.
15. ПостановлениеПравительства Российской федерации от 8.02. № 107 «О выпускегосударственных краткосрочных бескупонных облигации // Собрание актовПрезидента РФ и Правительства РФ. 1993, №7. ст. 567.
16. Закона РФ „Огосударственном внутреннем долге Российской федерации“//Ведомости Съезданародных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российскойфедерации. 1993, № 3. ст. 4.
Судебная практика:
1. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ № 2 от 28 апреля 1994 г. В редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 апреля 2001 г. „О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценныхбумаг“//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2001.- № 6.- С.1-2.
2. ПостановленияПленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 года „О судебнойпрактике о преступлениях несовершеннолетних“ // Бюллетень Верховного СудаРФ. — 2000. — № 4. — С. 9.
3. ПостановленияПленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 года „О судебной практикепо делам об убийстве“// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. — № 31. — С.2.
4. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 года „О практикеприменения судами законодательства об ответственности за бандитизм“// БюллетеньВерховного Суда РФ. — 1997. — № 3.- С. 2.
Специальная литература:
1. Брегель Э. Я.Денежное обращение и кредит капиталистических стран — М… Госфинстат, 2005.-344с.
2. Гаухман Л.Д.,Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 2008. -270с.
3. Коровушкин А. Задальнейшее укрепление денежного обращения в стране // Деньги и кредит. — 2004.-№ 2.- С. 15.
4. Кудрявцев В.Н.Общая теория квалификации преступлений. Изд. 2-е. М., 2001. -314с.
5. Преступность иправонарушения. Статистический сборник. М. ГИЦ МВД РФ. 2004.- 124с.
6. Солопанов Ю. В.Ответственность за фальшивомонетничество. Учебное пособие — М.: Высшая школаМООП РФ, 2003. – 126с.
7. Финансы, денежноеобращение, кредит: Учебник/ Под ред. чл. корр. РАЕН Дробозиной Л. А.- М.,2007.- 420 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)
Реферат Перспективы развития спортивного туризма в Самарской области
Реферат Криминологическая характеристика и профилактика организованной и международной преступности
Реферат MS SQL Server 65
Реферат An AnalysisDeath In British Literature Essay Research
Реферат Аппаратно-программный комплекс (апк) для контроля степени натяга и дефектности сопрягаемых деталей колесных пар
Реферат Northern Virginia Alumnae Club Essay Research Paper
Реферат Поэзия Бунина
Реферат организации сделок с ценными бумагами на денежном рынке
Реферат Причины снижения полового влечения
Реферат Історико-краєзнавче дослідження міста Рівне
Реферат Омела біла орлики звичайні остудник голий
Реферат Украина в условиях десталинизации 1956-1964 социально-экономическое развитие Попытки преодоления
Реферат Конституционные основы федеративного устройства РФ
Реферат Сущность глобализации, тенденции интеграции и мультиполяризации мирового экономического сообщест