Кафедра государственного и административного права
Курсовая работа
по предмету: Конституционное право России
на тему: Избирательный процесс: понятие и структура
Содержание
Введение
1. Понятие избирательного процесса
2. Структура избирательного процесса
2.1 Стадии избирательного процесса
2.2 Назначение выборов
2.3 Образование избирательных округов и избирательныхучастков
2.4 Выдвижение кандидатов
2.5 Предвыборная агитация
2.6 Голосование и определение итогов голосования,результатов выборов и их опубликование
Заключение
Список литературы
Нормативные материалы
Введение
Конституция РФ гласит: «ГражданеРоссийской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. ГражданеРоссийской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей.»[1].
В конце 80-х годов в развитии советской модернизированной моделипредставительной демократии лежали уже взаимосвязанные процессы реформирования системыи структуры представительных органов государственной власти, применения ряда инструментовмеханизма разделения властей, новых моментов в организации выборов и новых источниковизбирательного законодательства.
В начале 90-хгодов, особенно после распада СССР и образования СНГ, вектор реформирования избирательнойсистемы существенно изменился, и реформа в этой области проводилась уже на основе«государственно-политический демократизации» и создания условий для проведениявыборов на новой политико-правовой, федеративной, фактически многопартийной основе.
Граждане Российской Федерации понастоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием КонституцииРоссии 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными,а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
Становление нового избирательного права накладывает существенныйотпечаток на развитие выборных начал в государственном механизме с учетом принципаразделения властей и характеризует иной подход к размежеванию политических функциимежду обществом и государством. Избирательное право фиксирует политико-правовыеосновы их взаимодействия: прежде всего время пребывания у власти тех или иных лици передачи ее по итогам очередных свободных выборов. Эти и другие аспекты развитияизбирательного права и избирательной политики оказывают прямое влияние на правовойстатус избирателей, иных субъектов избирательного процесса и реализацию статуса.
Конституция закрепляет принцип всеобщего, периодичного, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. В то же время Конституция не единственныйакт в этой области права. Всеобщая декларация прав человека гласит: «Воля народадолжна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражениев периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщеми равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством другихравнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»[2].Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает для каждогогражданина право «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосованиии обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей»[3].
Эти демократические принципы нашли выражение в Федеральных Законах«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРФ», «О референдуме РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»,«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в Конституции РеспубликиБашкортостан, в Кодексе Республики Башкортостан «О выборах», Конституциях (Уставах)и законах субъектов РФ, Указах Президента РФ, постановлениях Конституционного судаи ЦИК РФ и др.
Если в ранее действовавшей Конституции были закреплены основы избирательнойсистемы России, то в ныне действующей они отсутствуют и переданы для регулированиянормативными актами более низкого уровня. В ряде стран (Франция, Алжир и др.) нормыизбирательного права регулируются специальным Избирательным Кодексом. Надо отметить,что избирательная система Российской Федерации крайне не стабильна, практическик каждым выборам принимаются новые редакции нормативных актов, что вводит некоторуювременную неразбериху и сумятицу. Хотя, видимо, это неизбежно при становлении новойРоссийской демократии.
1. Понятие избирательного процесса
Избирательное право и избирательный процесс тесно связаны сполитической сферой функционирования государства и общества. Избирательный процесскак форма реализации субъективного политического права отражает технологию участияизбирателей в осуществлении власти. В избирательном процессе, как ни в какой другойсфере общественно – политической деятельности и отношений, существенным компонентомявляется доверие основного субъекта выборов – избирателей – к государственным иобщественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведениевыборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждани общества, определяет смысл современного избирательного процесса как политическогомеханизма воспроизводства представительных и выборных институтов публичной власти.
Введение и использованиев научном, законотворческом, правоприменительном и международно-правовом словаренаряду с традиционным понятием «организация и проведение выборов» нового понятия«избирательный процесс», понимаемого как технологическая инфраструктура и формареализации конституционных принципов организации периодических свободных выборови обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотреннойзаконом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательныхпроцедур[4], представляетсяоправданным.
Новое в современномизбирательном процессе и избирательном праве состоит не только в содержании материальных,процедурных и процессуальных норм и юридических институтах, но и в понимании политико-правовойприроды избирательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активногои пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. Избирательный процессв этом смысле – не только и не столько преимущественно административный технологическийпроцесс, сколько публичный конкурентный политический процесс, в рамках которогоразворачивается политическая правосубъектность граждан -–избирателей и посредствомих волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных.А также выборных институтов власти и управления.
Кроме того, всовременных условиях понятие «избирательный процесс» обогащено за счет формированиясовокупности вспомогательных элементов: во-первых, активной законотворческой деятельностью,а также деятельностью Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции, направленнойна гармонизацию и систематизацию федерального и регионального избирательного законодательства,унификацию юридических форм и методов осуществления избирательных действий и процедур,обеспечение и защиту конституционных избирательных прав граждан; во-вторых, разработки,принятия и реализации мероприятий федеральной и региональных целевых программ повышенияправовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессионализации деятельностиизбирательных комиссий и иных участников избирательного процесса; в-третьих, организацииизбирательного процесса на началах политической состязательности, прозрачности избирательныхдействий и процедур.
Избирательныйпроцесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательногозаконодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется вшироком и узком значении и его конкретное использование предопределяется временнымирамками его структурного раскрытия в виде стадий избирательного процесса. В широкомсмысле термин «избирательный процесс» поглощает содержание термина «избирательнаякампания» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченногона то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органаместного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатоввыборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органомили должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядкерешения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования.В узком смысле «избирательный процесс» как явление включает в себя установленнуюзаконом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатоввыборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательныхпроцедур и избирательных действий.
Понятие «избирательныйпроцесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводиться к нему,поскольку охватывает ряд стадий, действий и процедур за формально временными рамкамипоследней. Кроме того, до начала конкретной избирательной кампании необходимо совершитьряд важных действий и процедур, благодаря которым избирательный процесс являетсяне только юридической техникой организации голосования, но и институтом, обеспечивающимполитическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти.
Потенциальныевозможности, заключенные в демократическом избирательном процессе, в значительноймере определяются характером и степенью участия общественных объединений, преждевсего политических партий, в выборах. Предварительным этапом, открывающим возможностьих включения в избирательный процесс, является регистрация партий в соответствующемгосударственном органе. Другой значимой предварительной процедурой является регистрацияизбирателей. Точность и полнота списка избирателей имеют основополагающее значениедля любого вида избирательной системы.
Таким образом,можно сделать вывод, что избирательный процесс – это один из основных элементовизбирательной системы, который включает: назначение выборов, регистрацию избирателей,организацию избирательных округов, районов и т.д., выдвижение кандидатов, проведениеголосования, подсчет поданных голосов.
2. Структура избирательного процесса
2.1 Стадииизбирательного процесса
Избирательныйпроцесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупностьстадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамкахкоторых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательныепроцедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерациии иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательногопроцесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностноголица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действийможет обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.
Основными стадиямиизбирательного процесса являются:
1. Назначениевыборов
2. Образованиеизбирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей
3. Выдвижениекандидатов и их регистрация
4. Предвыборнаяагитация
5. Голосованиеи определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование
Кроме того, возможнопроведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов,выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.
Функциональноеназначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательногово времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действийи процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующихвыборных лиц.
2.2 Назначениевыборов
Рассмотрим вопросы назначения выборов на государственные выборные должностикатегории «А»[5] Срок полномочийПрезидента России определен Конституцией РФ в четыре года. По истечении этогосрока проводятся новые выборы. Согласно ст. 102 Конституции РФ назначение выборовПрезидента относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания. Ввиду важностиобеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного (в установленныесроки) проведения его выборов, федеральный закон «О выборах Президента РоссийскойФедерации» подробным образом регулирует процедуру назначения выборов. Днем выборовявляется первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который былизбран Президент Российской Федерации. Таким образом, Совет Федерации назначаетвыборы не произвольно, а на определенное число. Исчисление конституционного срока,на который был избран Президент РФ, начинается со дня его избрания. Срок со дняназначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Если жеСовет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, они проводятся Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующегоза месяцем, в котором истекают полномочия Президента.
Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочномпрекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РоссийскойФедерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресеньеперед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочийПрезидентом. В этом случае сроки избирательных действий, установленные настоящимФедеральным законом, сокращаются на четверть.
Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности,не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссиейРоссийской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дняотрешения Президента от должности. Постановление Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации о назначении дня выборов Президента Российской Федерации должнобыть официально опубликовано в средствах массовой информации.
В случае если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися,недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни одинкандидат не был избран Президентом Российской Федерации, Совет Федерации назначаетповторные выборы Президента (ст. 57 Конституции РФ).
Срок полномочий Президента Республики Башкортостан установлен Конституцией РБ в пять лет.[6]Согласно ст. 71 Конституции РФ назначение выборов Президента Республики Башкортостанотносится к ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта РоссийскойФедерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через80 дней со дня принятия решения о назначении выборов[7].
Назначение выборов в Государственную Думу предусмотрено полномочиями Президента РФ (ст.84 Конституции РФ) иобусловлено его ролью главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывностьфункционирования государственной власти. Президент назначает выборы ГосударственнойДумы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом[8].Периодичные, проводимые в соответствии с Конституцией РФ (ст.96 Конституции РФ)один раз в четыре года, выборы депутатов Государственной Думы являются обязательными.Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110дней и не позднеечем за 90дней до дня голосования (второе воскресенье месяца, в котором истекаетконституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва).В случае если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленныйсрок, выборы депутатов проводятся Центральной избирательной комиссией в первое иливо второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочияГосударственной Думы.
При возможном досрочном роспуске Государственной Думы, в случаяхтрехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства,повторного выражения недоверия Правительству в течение трех месяцев или отказа вдоверии при соответствующем запросе Председателя Правительства, Президент РФ одновременноназначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосованияв этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяцасо дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действийпри этом сокращаются на четверть. Думаю, излишне было вводить конституционную нормутрёхкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, когда всё равнов результате кандидатура утверждается, а Дума распускается. Принятое решение должнобыть опубликовано в средствах массовой информации в течение 5 дней.
Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостаннового созыва назначает Государственное Собрание[9].
Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган илидепутаты. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или досрочногопрекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборыдолжны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
Голосование на выборах в органы государственной власти Республики Башкортостандолжно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 днейсо дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальномуопубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дняего принятия.
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков
Существующие избирательныесистемы мира, точнее, системы распределения мест после установления результатовголосования, подразделяются на: пропорциональные и мажоритарные. Часто элементыэтих систем тесно переплетаются, называются смешанными. При мажоритарной(от фр.majorette — большинство) системе избранными считаются кандидаты, получившиебольшинство голосов по избирательному округу.
Пропорциональная система представительствапредполагает распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов.Создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой списоккандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии (объединения,блока). Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов,необходимый для получения депутатского мандата (5% на выборах в ГосударственнуюДуму).
Общие правила образования избирательных округов изложены в федеральномзаконе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме».
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуютсяна основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующейтерритории в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатныхизбирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальныхединиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждыйизбирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождениякаждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложеныполномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательномокруге. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственнойвласти, представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательныхокругов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначенывыборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправевносить поправки в представленную схему.
Аналогичные правила установлены в Республике Башкортостан КодексомРБ «О выборах», ст. 15.
Для проведения выборов в Российской Федерации избирательныеокруга должны образовываться при соблюдении следующих требований:
- примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимымотклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступныхи отдаленных местностях — не более 15% (для многомандатных округов) и не более 30%(для одномандатных округов);
- при образовании избирательных округов натерритории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от нормыпредставительства может составлять не более 40%;
- учитывается административно-территориальноеустройство субъекта РФ.
- избирательный округ составляет единую территорию: не допускается созданиеизбирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев,установленных законами РФ или субъекта РФ (например, анклавные территории).
- не допускается образование одномандатногоизбирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации(за исключением вхождения одного субъекта в другой);
Так, в соответствии с Конституцией РФ и ст.12 федерального закона «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», из 450 депутатов- 225 избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат),образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатныйизбирательный округ (как выше упоминалось за исключением субъектов). Образуются225 одномандатных избирательных округов (на основании представленных в ЦИК РФ данныхо числе избирателей). Вторые, 225 депутатов, избираются по федеральному избирательномуокругу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатоввыдвинутых избирательными объединениями, блоками.
Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию РоссийскойФедерации. Граждане, обладающие избирательными правами, приписанные в соответствиизаконодательством к одномандатным избирательным округам, считаются также приписаннымик федеральному избирательному округу.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуютсяизбирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрациипо согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных ииных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей, из расчетане более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 45 дней до днявыборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательныхокругов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребыванияизбирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в деньвыборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участкив тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее, чем за пять дней до днявыборов.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации,приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на территорииРоссийской Федерации. Данные о числе избирателей, зарегистрированных за пределамитерритории Российской Федерации, представляются в Центральную избирательную комиссиюРоссийской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации. Число избирателейодномандатного избирательного округа, к которому приписываются избиратели, проживающиеза пределами территории Российской Федерации, должно быть меньше единой нормы представительстваизбирателей.
В Республике Башкортостан в соответствии с Кодексом РБ «О выборах»избирательные округа образовываются в соответствии со следующими правилами:
— при образовании одномандатных избирательных округов должно соблюдатьсяпримерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимымотклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%,а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30%. Перечень труднодоступныхи отдаленных местностей устанавливается законом Республики Башкортостан, вступившимв силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
— при образовании одномандатных избирательных округов избирательныйокруг должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательногоокруга из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.Если применение положений, содержащихся в первом предложении настоящего абзаца,влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорийболее чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа,включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований ичасть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательныеокруга при проведении выборов депутатов Государственного Собрания могут быть образованыс допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не болеечем на 20 процентов.
— при соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательныхокругов учитываются административно-территориальное устройство Республики Башкортостан,территории муниципальных образований.
2.4 Выдвижение кандидатов и их регистрация
Выдвижение кандидатов осуществляется непосредственно избирателями,в порядке самовыдвижения и (или) избирательными объединениями (блоками).
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическимипартиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатовизбирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерацииможет выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группойизбирателей[10]. Для поддержкисамовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом[11].
Сбор подписей в поддержку кандидата в Президенты РФ, выдвинутого непосредственноизбирателями, начинается со дня уведомления ими соответствующей окружной избирательнойкомиссии. Должны быть собраны подписи не менее двух миллионов избирателей.
Выдвинуть кандидата на выборы в Государственную Думу по одномандатномуизбирательному округу может гражданин РФ, обладающий активным избирательным правомна территории данного избирательного округа или группа граждан, предусмотрено правосамовыдвижения граждан, достигшие 21 года.
Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) должен составлятьне менее 45 дней при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы, неменее 30 дней — при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, не менее20 дней — при выборах в органы местного самоуправления.
Выдвижение кандидатов осуществляется также избирательными объединениямии избирательными блоками после официального опубликования решения о назначении выборов.
Избирательное объединение (блок) вправе выдвигать кандидатами лиц,не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественныхобъединений, вошедших в избирательный блок.
При формировании федерального списка кандидатов избирательным объединением,кандидатуры выдвигаются тайным голосованием на съезде (конференции) этих объединений.Так же утверждаются представители, уполномоченные выдвигать федеральный список отизбирательного блока. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимаетсяна съезде (конференции) представителей избирательных объединений. В протоколе решениясъезда (конференции) указывается число зарегистрированных участников съезда, числоучастников необходимое для принятия решения, решение о выдвижении кандидатов и итогиголосования по этому решению, дата.
Федеральный список (может включать до 270 кандидатов) разбивается нарегиональный список (по одномандатным округам) и общефедеральный список, которыйвключает не более 18 кандидатов. Повторение одного и того же кандидата в несколькихфедеральных списках не допускается.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.В соответствии с этим принципом законодатели постарались уровнять всех кандидатовв возможностях. На сегодняшний день имеются десятки нормативных документов, регламентирующихпредвыборную деятельность кандидатов, начиная с федеральных законов и заканчиваяинструкциями Центробанка и федеральной налоговой службы. Но вряд ли можно считатьравными в условиях выдвижения инженера и директора крупного частного предприятияили мэра города.
Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, всоответствии с законодательством, не вправе использовать преимущества своего должностногоили служебного положения. ЦИК РФ в своем постановлении № 27/360-3 от 21.10.99 подробноразъясняет вопросы применения законодательства в этой области. Так, для осуществлениядеятельности способствующей выдвижению или избранию не допускается:
1.Привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости,в служебное время.
2.Использование помещений, занимаемых государственными органами илиорганами местного самоуправления.
3.Использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационныхуслуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений илиорганов местного самоуправления.
4.Использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств,находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением лицохраняемых государством).
5.Проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственнымиили муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственныхили муниципальных средств) командировок.
6.Преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированнымикандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей илипредвыборной агитации.
Участие органов управления организаций всех форм собственности, учрежденийв сборе подписей не допускается. Запрещается принуждать избирателей ставить своиподписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписейв процессе и в местах выдачи заработной платы.
Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информациипо трудовому или гражданско-правовому договору, также не вправе использовать преимуществасвоего должностного или служебного положения.
Нарушение перечисленных в законодательстве ограничений может служитьоснованием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отменырегистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов.
2.5 Предвыборная агитация
Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательнойкампании:
а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательныхобъединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов,за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какойиз избирательных блоков будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата(списка кандидатов);
г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либокандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивнымилибо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связаннойс его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных)обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательногоотношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку,к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательномублоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателейголосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов,против всех списков кандидатов.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатныхизданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч сгражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальныхи других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативнаягруппа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методысвоей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательствомпорядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдумаосуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов,фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательноеобъединение, избирательный блок, оплачиваемая из средств избирательных фондов другихкандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается.
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, спискакандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и созданиясоответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный период прекращаетсяв ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы),ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений комиссий в установленномфедеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняютсяв день голосования на прежних местах.
В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляетсясо дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращаетсяв ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.
Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакциигосударственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечитьравные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательнымобъединениям, избирательным блокам, в том числе для представления избирателям предвыборныхпрограмм.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательныеблоки не вправе использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатнуюпечатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированныхкандидатов, за другие избирательные объединения, избирательные блоки.
Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемыхнегосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственныхпериодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов,избирательных объединений, избирательных блоков. Это требование не распространяетсяна редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами,избирательными объединениями[12].
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотреблениесвободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений,избирательных блоков, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителейизбирательных объединений, избирательных блоков и иных групп участников референдумане должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменениюконституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также недолжны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную,расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.
Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их довереннымлицам и уполномоченным представителям запрещается осуществлять подкуп избирателей:вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как завыполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума,агитационную работу); проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространятьлюбые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных)и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума;предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействоватьна избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг идругих материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе,чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органовгосударственной власти, органов местного самоуправления.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаныотказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов(в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести,достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидатувозможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснениев защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационногопериода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать)опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутацииэфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародованапервоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирноговремени, предоставленного для изложения первоначальной информации, а при предоставлениипечатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом,помещено на том же месте полосы и в объеме, который должен быть не меньше, чем объемпервоначального компрометирующего текста. Непредставление кандидату такой возможностидо окончания агитационного периода является основанием для привлечения этих организаций,осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности,установленной законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктомправила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатныхизданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
2.6 Голосование и определение итогов голосования, результатов выборови их опубликование
Процедура проведения голосования начинается с предоставления главойсоответствующего муниципального образования в распоряжение избирательной комиссиипомещения для голосования (ст.61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан РФ».) Выделяемое помещение должно удовлетворятьследующим требованиям:
1. Наличие зала для размещения кабин (специально оборудованных мест)для тайного голосования. Его освещение и оборудование письменными принадлежностями(использование карандашей не допускается).
2. Размеры помещения должны обеспечивать одновременный обзор меставыдачи избирательных бюллетеней, кабин для тайного голосования и ящиков (стационарных)для голосования.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковаяизбирательная комиссия должна оборудовать стенд, на котором помещаются не носящиеагитационный характер информационные материалы обо всех зарегистрированных кандидатах,а также образцы заполненных избирательных бюллетеней.
4. В помещении для голосования должна быть размещена увеличенная вчетыре раза форма протокола об итогах голосования, для наглядного и оперативноговнесения данных.
Передача Бюллетеней территориальным (окружным) комиссиям осуществляетсяне позднее чем за 20 дней до дня голосования, а участковым комиссиям – не позднеечем за 3 дня до дня голосования. Число бланков бюллетеней не может превышать числозарегистрированных избирателей более чем на 0,5 %. Ответственность за правильностьпередачи и приема избирательных бюллетеней несет председатель участковой комиссии.
Заблаговременно на лицевой стороне каждого избирательного бюллетеняв правом верхнем углу два члена участковой избирательной комиссии с правом решающегоголоса должны поставить свои подписи и заверить их печатью комиссии. В случае выбытиякандидата после изготовления избирательных бюллетеней, члены участковой избирательнойкомиссии с правом решающего голоса по письменному указанию избирательной комиссии,зарегистрировавшей этого кандидата, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующемкандидате.
До начала голосования председатель участковой избирательной комиссиив присутствии членов участковой избирательной комиссии предъявляет присутствующимизбирателям, наблюдателям, иным лицам, находящимся в помещении для голосования,к осмотру стационарные и переносные ящики для голосования и опечатывает их печатьюкомиссии или опломбирует.
Для оформления своего волеизъявления на выборах избиратель получаютизбирательный бюллетень. Избирательный бюллетень выдается избирателю, включенномув список избирателей (в том числе на основании открепительного удостоверения), членомучастковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по предъявлении избирателемсвоего паспорта, удостоверения личности офицера, военного билета военнослужащегопроходящего службу по призыву, паспорта моряка, справки установленного образца,выданной ОВД.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей,в том числе за членов одной семьи, родных и близких избирателя, не допускается.
Избирательный бюллетень заполняется избирателем самостоятельно в кабинедля тайного голосования или в специально оборудованном месте, при этом присутствиедругих лиц запрещается. В случае невозможности самостоятельно заполнять бюллетень,избиратель может попросить об этом другого избирателя (кроме членов избирательнойкомиссии, доверенных лиц и наблюдателей). Голосование производится путем нанесенияизбирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах),относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделанвыбор, либо к позиции «против всех кандидатов».
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательныеящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссиии наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется отучастия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, еслиони нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя.Решение об этом принимается членами участковой избирательной комиссией с решающимголосом.
В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня онвправе получить новый бланк от члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.В этом случае последний делает отметку в списке избирателей напротив фамилии данногоизбирателя и оповещает об этом председателя, заместителя председателя или секретаряучастковой избирательной комиссии. Испорченный бюллетень погашается с составлениемсоответствующего акта.
В обязанность избирательной комиссии такжевходит обеспечение возможности участия в голосовании избирателям, внесенным в избирательныйсписок и неспособным по тем или иным удовлетворительным причинам самостоятельноприбыть на избирательный участок. Голосование вне помещения для голосования проводитсятолько в день голосования и только на основании письменного заявления или устногообращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставленииему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Обращение может бытьсделано не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования.
Сразу после окончания установленного времени для голосования в участковойизбирательной комиссии организуется подсчет голосов избирателей. При этом кромечленов избирательной комиссии могут присутствовать члены вышестоящих избирательныхкомиссий, зарегистрированный вышестоящей избирательной комиссией кандидат или егодоверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательногоблока или кандидат из указанного списка, а также наблюдатели, представители средствмассовой информации, иностранные (международные) наблюдатели. В целях исключениявозможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинаетсясразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установленияитогов голосования.
После закрытия помещения для голосования председатель участковой избирательнойкомиссии (либо заместитель, секретарь) организует подсчет голосов избирателей. Приэтом должен обеспечиваться полный обзор действий членов участковой избирательнойкомиссии со стороны всех присутствующих при подсчете. Данные об итогах оперативновносятся в протокол и его увеличенную копию (в дальнейшем — протокол).
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитываюти погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени.При этом на бюллетенях должны быть сохранены подписи двух членов окружной (территориальной)или участковой избирательной комиссии и печать соответствующей избирательной комиссии,расположенные в правом верхнем углу на лицевой стороне.
Затем председатель участковой избирательной комиссии оглашает присутствующими заносит в протокол:
- число неиспользованных избирательных бюллетеней, а также бюллетеней,испорченных избирателями в ходе голосования;
- число избирателей, внесенных в список избирателей (в том числе в дополнительный);
- число полученных избирательных бюллетеней;
- число открепительных удостоверений для голосования на выборах, полученныхучастковой избирательной комиссией;
- число открепительных удостоверений для голосования на выборах, выданныхучастковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке;
- число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениямдля голосования на выборах на избирательном участке;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении дляголосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей всписке избирателей);
- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещениядля голосования (устанавливается по числу отметок «Голосование вне помещениядля голосования» в списке избирателей);
После занесения этих данных председателем участковой избирательнойкомиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц,участвующих в подсчете голосов.
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимсяв переносных и стационарных ящиках для голосования избирательным бюллетеням членамиучастковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Перед вскрытием переносныхи стационарных ящиков для голосования проводится проверка целости печатей (пломб)на них. Во время подсчета голосов избирателей членам избирательной комиссии, заисключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии,запрещается пользоваться письменными принадлежностями.
Затем поочередно вскрываются переносные ящики для голосования и производитсяподсчет находившихся в них избирательных бюллетеней. Отделяются избирательные бюллетенине установленной формы, либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Числоизвлеченных из каждого переносного ящика бюллетеней установленной формы оглашаетсяпредседателем комиссии. Общее число, по переносным ящикам заносится в протокол.
После подсчета избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосованиявскрываются стационарные ящики для голосования и из них извлекаются избирательныебюллетени, которые смешиваются с бюллетенями, находившимися в переносных ящиках.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашаютсодержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и представляют бюллетенидля визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете, сортируютизбирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования,по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным противвсех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени не установленной формы и недействительныебюллетени.
Затем не менее два члена избирательной комиссии с решающим голосомподсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и отдельно противвсех кандидатов. Полученные данные немедленно заносятся в протокол.
Не действительные бюллетени учитываются отдельно. Таковыми считаютсяизбирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя,в том числе те, в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате, либо несодержит отметок. Последние, отделяются от иных недействительных избирательных бюллетеней,их число оглашается и заносится протокол. Так же, не действительными признаютсявсе бюллетени, вынутые из переносного ящика для голосования, если их число не соответствуетзаписям в реестре.
Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голосаподсчитывают, а председатель комиссии заносит в протокол об итогах голосования числодействительных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма бюллетеней,извлеченных из переносных и стационарных ящиков, с отметками избирателей, поданныхза каждого из кандидатов и против всех кандидатов.
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями для голосованиявправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательногоголоса, наблюдатели, др. лица, под контролем членов участковой избирательной комиссиис правом решающего голоса. Затем, в соответствии с методическим руководством ЦИКРФ производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол обитогах голосования. В случае если контрольные соотношения не совпали, участковаяизбирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или поотдельным строкам протокола об итогах голосования.
Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, каждыйиз которых подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательнойкомиссии с правом решающего голоса (в случае отсутствия некоторых членов комиссии- не менее половины от установленного числа, причем причина отсутствия вноситсяв протокол) с проставлением даты и времени его подписания. Член комиссии с правомрешающего голоса не согласный с содержанием протокола вправе зафиксировать своеособое мнение. Первый экземпляр протокола об итогах голосования немедленно направляетсяв территориальную окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр вместе с избирательнымибюллетенями и другими документами хранятся секретарем избирательной комиссии в опечатанномвиде в охраняемом помещении. Третий экземпляр (его копия) вывешивается для всеобщегоознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Заверенныекопии протокола выдаются лицам, имеющим на это право в соответствии с законодательствомпод роспись немедленно после его подписания.
На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных,городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данныхокружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законамии иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает результаты выборовпо избирательному округу. О результатах выборов по избирательному округу составляетсяпротокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательнойкомиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборынедействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итоговголосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявленияизбирателей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателяокружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколомо результатах выборов, снять и заверить с него копию.
Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательныхкомиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющихкандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательнойкомиссии об итогах голосования вышестоящая избирательная комиссия вправе принятьрешение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательнойкомиссией, либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателейна избирательном участке. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторногоподсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательнойкомиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, которыев соответствии с законодательством вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей.В протоколе делается отметка «Повторный подсчет голосов» и он незамедлительно направляетсяв вышестоящую избирательную комиссию.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательныебюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами,законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемыесроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколовизбирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.
Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации определяетитоги голосования и итоги выборов, руководствуясь методикой закрепленной в федеральныхзаконах «о выборах Президента РФ» и «о выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ» (соответственно).
Итоги голосования подведенные избирательными комиссиями всехуровней должны быть обнародованы через средства массовой информации в порядке исроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.
Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатахвыборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерацииосуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование(обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной властисубъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъектаРоссийской Федерации осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. Втечение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данныхо результатах выборов в органы государственной власти, референдума Российской Федерации,референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколахвсех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаютсяв информационно – телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».
избирательный процесс кандидат предвыборный
Заключение
В избирательномпроцессе существенный момент его содержания составляет политическое (гражданское)доверие избирателей к государственным институтам и органам, обеспечивающим организациюи проведение выборов. Гражданское доверие, являясь неотъемлемым элементом правовойкультуры, определяет смысл современного избирательного процесса как механизма воспроизводствавласти и избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту важнейшуюобщественную функцию.
Если верить социологическимопросам, только 6% наших сограждан читают предвыборные программы. Остальныеделают выбор по принципу «нравится — не нравится». Но в том-то и дело,что нравится или не нравится им не кандидат как таковой, а его образ. Избирателиголосуют за брэнд, торговую марку. Путин — это «сильная рука». Примаков- «стабильность», Зюганов — «прекрасное прошлое». Именно этодает возможность манипулировать общественным мнением. Для этого применяются различныепредвыборные технологии, которые выливаются в информационные войны.
Отсюда и растущееравнодушие к информационным войнам. По мере того как компромат становится привычным,избиратель приобретает к нему иммунитет. Психологи считают, что политическая рекламав большом количестве работает не на пользу, а во вред.
Есть мнение, чточем назойливее и грязнее политики ведут свою кампанию, тем меньше людей придет кизбирательным урнам. При явке от 40 до 60% в электорате будут преобладать пенсионерыс их в основном левыми предпочтениями. В том же случае, если к урнам придет менее40%, исход выборов может быть непредсказуем. Длятого чтоб гражданин нес ответственность за государство, в котором живет, требуется уже в старших классах школы прививать правовую культуру, особенно в области избирательного права.
Список литературы
1. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2003.
2.Веденеев Ю.А. Избирательныйпроцесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты.// Государствои право. 1997, №8
3.Дольникова В.А. Конституционное право Республики Башкортостан:Учебник, — Уфа, ГУП УПК, 2003.
4.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.Учебник для ВУЗов. Отв. редактор – доктор юрид. Наук А.В. Иванченко. – М.: ИздательствоНОРМА, 1999.
5.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2003.
6.Постников А.Е. О проекте нового Федерального закона «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».//Адвокат.2002, №1.
Нормативные материалы
1. КонституцияРоссийской Федерации.
2. КонституцияРеспублики Башкортостан.
3.Федеральный закон от 12.06.02 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации».
4.Федеральный закон «Об основахгосударственной службы РФ» от 31.07.95 №119-ФЗ.
5.Федеральный закон «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» от 20.12.2002№ 175-ФЗ
6.Федеральный закон «О выборахПрезидента Российской Федерации» от 10.01.2003 №19-ФЗ.
7.Кодекс РБ «О выборах» от01.09. 97 №118-з.
8.Всеобщая декларация прави свобод человека.
9.Международный пакт о гражданскихи политических правах.