Министерствообразования Республики Беларусь
Белорусскийинститут правоведения
Кафедратеории и истории права
Контрольнаяработа
Подисциплине «История государства и права славянских государств»
На тему
«Измененияв общественном строе России в начале XXвека»
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..3
1. Оформлениеконституционной монархии в России в начале XX в..4
2. Развитие права вначале XX в. Источники права XX в……………..8
Заключение………………………………………………………………13
Список использованнойлитературы…………………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
В начале XX в. политическая ситуация в Россиидестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок,крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированныхрусско-японской войной и экономическим кризисом.
События первой русскойреволюции поставила Николая IIперед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развитияРоссии. В качестве составной части модели государственного строя был сохранентрадиционный, возникший ещё в допетровские времена, патернализм, теория единенияцаря с народом как основы управления государством. Поэтому из двух возможныхпутей подавления революционных выступлений, насильственного и парламентского,правительство Николая IIвыбрало второй. Представительство, нося совещательный характер, должно былодоводить до царя «голос народа», а царь, являясь конечной инстанцией в принятиизакона, брал на себя обязанность свято исполнять закон, ибо законностьобъявлялась залогом успеха в деятельности государства.
Цель данной работы –исследовать изменения в общественном строе России в начале XX века. Для достижения поставленнойцели необходимо решить следующие важные задачи:
— показать оформлениеконституционной монархии в России в начале XX века;
— изучить развитие правав начале XX века, источники права XX века;
Основной метод достиженияпоставленных цели и задач – анализ учебной литературы по теме.
1.Оформление конституционной монархии в России в начале 20 века.
В конце 19 – начале 20века общественный строй России определялся переходом на новую стадиюкапитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно вдеревне.
Революция 1905г. привелак превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областяхжизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российскойимперии, в которых был определен характер царской власти, Николай ΙΙсогласился на исключение термина “неограниченная”.
Политико-правовыефакторы, которые привели к трансформации государственного и политического стояРоссии, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретаетполитический характер.
Правительство создает вконце 1901г. “Временные правила о студенческих учреждениях”, пытаясь частичноудовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономииуниверситетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.
С 1896 г. в странеувеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводитьсявсеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи сэтим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственнойпромышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьяниз общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издаетсяМанифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с темв нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.
В мае 1902г. проводитьсяпервый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. вПетербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкойкритике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широкихполитических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает вдекабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян вправах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.
Летом 1904г. был убитминистр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия”.Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.
Летом 1905г. большоечисло профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставившийполитические требования: демократические преобразования и созыв Учредительногособрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в странепрокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Советрабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщуюзабастовку осенью 1905г.
На пути конституционногостроительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г.,провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательногооргана (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основныезаконы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, носохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законахотмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляетзаконодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон неприобретает силы.
Государственный совет былпреобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придангосударственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структураСовета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий иканцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом.Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частичноСовету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственнытолько перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрелохарактера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая сменапредседателей Совета министров.
В период революцийоживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи состолыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе стем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
Происходили перемены вположении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствамипривело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции иотделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел.Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство,осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906 г. в составе корпуса жандармовбыло создано Управление полицейской стражи.
Система местногоуправления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделенияхМинистерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходиладецентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурныеорганы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрацииобразовавшихся обществ создавались специальные присутствия.
В 1906г. каждоегубернское земское собрание получило право выбирать по одному членуГосударственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь сталивыбирать мировых судей – институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировыесудьи восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институтземских начальников.
Представительные органына местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты,различного рода советы, стали проводиться профессиональные съезды, избиравшиесвои бюро. Широкое распространение с 1911г. получили землеустроительныекомиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первыйкооперативный съезд [3, c.94-95].
Таким образом,государство и право России развивается под знаком революции. Одним из еепоследствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии вбуржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественнойи государственной системы.
1. Развитие права в начале ХХ в. Источники права начала ХХ в.
Система источников правав этот период пополняется новыми элементами-постановлениями Совета министров имнениями Государственного совета. Эти формы хотя и носили подзаконный характер,однако, имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляетсябольшое число актов, именуемых “временные правила“, впоследствии становившихсязаконами.
Наряду с постановлениемСовет министров издавал также положения, носившие статусный,правоустанавливающий характер.
В большом количествеиздавались указы, направленные на проведение вполне конкретных правовых акций ипреобразований. При реформировании системы государственных органов или созданииновых принимались акты, носившие названия учреждений. Наиболее фундаментальныеакты назывались законами.
Кодификационная работапроводилась в ряде учреждений: особое отделение государственной канцелярии (поизданию Свода законов), департаменты Сената, Государственный совет иГосударственная дума, Совет министров и отдельные министерства и управления.Руководство этой работой осуществлял Сенат, наряду с ним было создано Юридическоесовещание, руководившее всей кодификационной деятельностью [3, c. 103].
В 1882г. указом быласоздана комиссия для составления гражданского уложения, которая подготовила к1905г. два гражданских проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленныхотношений.
В этот период законстановится главным источником права. Закон в материальном смысле отличался отзакона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, применяемой вконкретном случае. Закон должен был выражать волю трех субъектов, которым принадлежаласовместная власть Государственной думы, Государственного совета и императора(указ мог исходить и от одного монарха). По-своему содержанию законы делилисьна предписывающие (в форме повеления или запрещения) и восполнительные(дополнявшие волю частных лиц).
По пространству действиязаконы делились на общие (действовавшие на всей территории империи), местные(действовавшие на ее части), особенные (действовавшие в отношении особого родадел) и специальные (действовавшие в отношении особых категорий лиц). Действие законаво времени начиналось с момента его опубликования, но в силу он вступал смомента получения на данной территории места сенатского издания СобранияУзаконений и Распоряжений правительства (если в самом законе не был указан сроквступления его в силу).
Правило, что закон неимеет обратной силы, было рассчитано на суд, а не на законодателя. Толкованиезаконов осуществляли сам законодатель, Сенат, суд, правоведы.
Правовое регулированиеэкономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридическойтехники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.
Подробно разрабатывается понятиеюридического глаза. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства,учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых моглибыть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лицаобразовывались путем соглашения нескольких лиц концессионным (специальнымразрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товариществаподразделялись на полное, на вере и акционерное. Впервые в юридическойтерминологии в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборотапоявляется торгово-промышленное предприятие. Оно могло иметь различныеконкретные виды — тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Быловажно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В областиторгово-промышленного законодательства отмечались две особенности: нормативноерегулирование коммерческой деятельности переплеталась с вмешательством властныхструктур в оборот; демократизация коммерциализация старыхорганизационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-промышленныхорганов разных групп, общественных организаций, советов, кооперативов и т.д.).
При учрежденииМинистерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческихобществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении Министерствавнутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особомудепартаменту (1905 г).
В годы войны чрезвычайныемеры стали применяться и в торгово-промышленной сфере: военно-промышленныекомитеты использовали административные методы регулирования, особые совещания(полугосударственные-полуобщественные организации) подменяли и контролировалидеятельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Нормированиецен, их таксировка, продовольственная разверстка и реквизиции сталичрезвычайными мерами в период войны. Ограничивались сделки с некоторымитоварами. Продажа земли была вновь разрешена по закону о сделках покупле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить некоторыепродовольственные товары за пределы района, где они производились. Используястарые правовые акты (Свод законов), законодатель активно дополнял и толковалих, вводя в оборот новые подзаконные нормы.
Изменения в судебномправе, происходившие в начале ХХ в., своими корнями уходили в послереформенныйпериод. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путьлиберализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь,в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе — они получают возможностьвновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд).С1889 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В1909г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочногоосвобождения, с 1910 г. время проведенное арестованными в предварительномзаключении, стало засчитываться в срок заключения. В1913 г. судупредоставляется право восстановления в правах или реабилитация.
В годы войныпроцессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызваннымчрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судахосуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствиезащиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Новым явлением сталаадминистративная юстиция — прототип арбитража, появление которой былообусловлено развитием административно-хозяйственных отношений и связей.