ЗАРУБЕЖНЫЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1. Союзы и ассоциациизарубежных стран
Понятие «общественные организации», которое привычно длянашей литературы и практики, практически отсутствует или редко применяются виностранной правовой литературе и нормативных актах. За рубежом, чаще всего,применяются термины «союзы», «ассоциации», «объединения» и т.д. По сути дела,речь идет об одном и том же: то, что у нас называется общественнымиорганизациями, в США, Великобритании называется союзами, ассоциациями,объединениями граждан.
В отечественной литературе под общественными организациями понимаютсядобровольные формирования граждан, которые создаются в результате их свободноговолеизъявления с целью выражения коллективных интересов и решения общественныхвопросов и проблем. Западные определения союзов, ассоциаций сводятся к тому,что их просто называют: правительственные организации (non–government organization или NGO). Главные признаки общественныхорганизаций, о которых говорится в настоящей главе, определяются как: негосударственностьи неприбыльность. Эти два признака берутся как критерий, как разграничение состальными возможными объединениями граждан. Если государственное – значит,правительственное или связанное с каким–то государственным учреждением. Если прибыльное– то это сфера бизнеса.
Таким образом, принято считать, что есть три основных типаобъединения граждан: государственные организации (органы власти, управления ит.д.), прибыльные организации (фирмы, предприятия) и все остальные (негосударственные и не прибыльные) – общественные организации граждан.
Помимо двух главных признаков общественных организаций(негосударственность и неприбыльность), часто называют третий элемент – добровольностьобъединения членов. К этим двум элементам, которые по–английски звучат как Non–government и Non–profit,добавляют еще слово Voluntary(добровольность). В соединении этих трех элементов образуется то, что мыназываем общественные организации, а в соответствии с западной терминологией –союзы и ассоциации.
Право и возможность граждан образовывать общественные формированиязакрепляется рядом конституций. Например, статья 22 Конституции Испании говорито том, что признается право на создание ассоциаций. Здесь имеются в видуобщественные организации, которые могут удовлетворять различные интересыграждан. Та же Конституция Испании отдельно закрепляет право граждан наобразование политических партий и право на деятельность профсоюзов. Однакоассоциации выделены, поскольку партии и профсоюзы стоят особняком (это наиболеезначительные общественные формирования), а все остальные называютсяассоциациями. Предполагается, что граждане, для удовлетворения своих интересов,могут образовывать такие организации.
Очень четко формулирует право граждан на объединение в общественныеформирования Конституция Греции 1975 года. В статье 12 этой конституциисказано, что греческие граждане имеют право образовывать союзы и объединения,не имеющие цели извлечения прибыли, соблюдая при этом законы государства. Дляосуществления этого права законы не предусматривают какого–то предварительногоразрешения. То есть, установлен регистрационный порядок образования союзов, ане разрешительный (как и в ряде других стран).
Короче всего, эти организации можно было бы назвать неполитическимиорганизациями граждан. Однако надо сказать, что эти неполитические организацииактивно участвуют и в политической жизни. Их главное отличие от политическихорганизаций в том, что их основные задачи и ориентиры основаны на другихпроблемах. Это могут быть организации, которые добиваются экономических,просветительских, культурных и других целей, а политические средства и методыони используют для достижения этих основных (уставных) целей.
Наш советский опыт описания и классификаций общественныхорганизаций, союзов и ассоциаций достаточно велик. В литературе приводилисьразные классификации. Чаще всего, приводилась следующая:
1. Массовые организации трудящихся. К их числу относились профессиональныесоюзы, комсомол, кооперация, ДОСААФ;
2. Органы общественнойсамодеятельности. Это были домовые, уличные, квартальные комитеты, товарищескиесуды, добровольные народные дружины и т.д.
Были и более подробные попытки классификации. Они включали нетолько массовые организации и органы самодеятельности, но делили общественныеорганизации по кругу их деятельности.
Профсоюзы в подобных классификациях всегда стояли особняком.Их часто называли самой массовой организацией трудящихся, «школой коммунизма» ит.д. Подобной «школой коммунизма» для молодежи был ВЛКСМ. Это была хотя иобщественная организация, но с явно выраженным политическим оттенком. Такжеособняком стояла кооперация.
Помимо вышеназванного, отдельно выделялись женские организации,организации в сфере культуры, творческие союзы, Всесоюзное общество «Знание».Все эти организации образовывали четкую структуру, присущую социалистическомугосударству.
Организаций подобного рода, которые реально объединяли бы всюстрану (исключая альтернативные организации), в западных (высокоразвитых)странах практически не имеется. Трудно представить всеамериканскую молодежнуюорганизацию типа Комсомола в США, какие–то добровольные общества, объединяющиевсех французских писателей, испанских артистов, голландских художников. НаЗападе не принято объединять всех и вся под одни знамена. Существуют итворческие объединения, и молодежные, и женские, но они не включают граждан вмасштабах всей страны. Они могут объединить жителей одного региона, города, нотакой централизации, как была в СССР, в странах развитой демократии неотмечается.
Мы полагаем, что наиболее развитая сеть и количество союзов иассоциаций образовалась в США. Их там насчитывается около 20 000. Есть обширныеэнциклопедии, посвященные этим общественным формированиям. В некоторых из нихприводится не менее 17 групп союзов и ассоциаций, которые включают в себямножество подвидов.
Примерный перечень, типичная схема американских союзов иассоциаций выглядит примерно так: на первое место выносятся организациипромышленников, организации торговцев и профсоюзные (профессиональные). Речьидет о том, что все эти союзы не носят коммерческого характера, они непредназначены для извлечения прибыли. Главная их задача – универсальная испециализированная защита интересов их членов, координация работы, представлениеих интересов в других организациях. То есть, это организации, объединяющиереальных конкурентов и противников в сфере бизнеса, которые здесь выступают какодно целое. Организации, обычно конкурирующие между собой, объединяются в общуюгильдию, ассоциацию, союз и вместе отстаивают свои интересы в борьбе с конкурентамииз другой страны, с государственными чиновниками и т.д.
Отдельно выделяется группа организаций в области сельского хозяйстваи сельского производства. Она включает как производителей сельскохозяйственнойпродукции, так и переработчиков, и тех, кто занимается исследованием в этойсфере – т.е. всех, кто связан с сельским хозяйством.
Третья группа союзов и ассоциаций (которая выделяется поамериканским традициям) – это группа, которая называется правовые,проправительственные и организации военного типа. Мы полагаем, что их такжеможно было бы подразделить на отдельные группы по степени прикосновенности кгосударству, к законам, государственным структурам. Они включают такиеобъединения, как союзы городов, объединения по защите окружающей среды вокруггородов и поселений, ассоциации изучения развития городского хозяйства. Этотакие организации, создаваемые для изучения федерального законодательства, впомощь местным государственным органам; организации, связанные с полицией, сналогами, планированием и т.д.
Важное отдельное место, привычное нам, занимает четвертаягруппа – научные, инженерные и технические организации. Они включаюторганизации по самым разным направлениям, начиная с буквы «А»: архитектура,астрономия и далее по всем буквам алфавита. Это объединения граждан,занимающихся какой–либо из этих сфер, которые не могут носить прибыльного характера.Это объединения профессионалов в данной сфере.
Пятое место занимают образовательные организации, которыевключают организации, связанные со школьным, дошкольным, внешкольным,послешкольным образованием. Например, организация альтернативного образования,организация иностранных студентов, организация абитуриентов, организацииаспирантов, организации взрослых людей, получающих образование. В США есть организациичерных студентов, иностранных студентов, женские студенческие организации.Независимые колледжи...
Шестая группа – культурные организации. Их также большоемножество, и включают они объединения художников, артистов, писателей,собирателей книг, композиторов, танцоров, фольклористов, историков. Естьобъединения, занимающихся эсперанто, экзотическими видами искусства (например,индейского искусства), организации библиотекарей, музейных работников, философов,поэтов, деятелей театра и т.д.
Очень важное место занимают организации социальной помощи.Это, может быть, наиболее активные группы организаций. Туда входят организации,борющиеся против алкоголизма, организации, занимающиеся помощью лицам, вышедшимиз мест лишения свободы. Это также организации, борющиеся противзлоупотребления наркотиками, организации помощи безработным, организации помощисемейной жизни (женщин, которых бьют мужья, отцов, которым не дают видеться сдетьми и т.д.), помощи сексуальным меньшинствам, эмигрантам, организации планированиясемьи, помощи лицам, склонным к самоубийству. Эти организации могут называтьсяблаготворительными или организациями социальной помощи. Они оказывают моральнуюи материальную поддержку, образуют специальные приюты, но никогда не могутизвлекать прибыль, а если и получают ее, то должны использовать эти доходы насовершенствование своей деятельности.
Очень большая группа организаций – восьмая группа – организациимедицинского и оздоровительного характера. Они включают борцов с различнымисерьезными заболеваниями (например, организации, борющиеся с раком, ссердечно–сосудистыми заболеваниями). Эти организации ставят себе целью: помощьлюдям, сбор денег на исследования. Есть организации профессионального типа,объединяющих медиков определенной сферы (терапевтов, дерматологов, радиологов).Здесь же есть организации специального типа (ветеринарной науки, поддержкидонорской службы, работников больниц, профессиональной медицины).
Девятая группа – организации помощи публичной службе. Этоорганизации защиты гражданских прав, развития городов и районов, организациипотребителей, организации помощи свободному предпринимательству, прав человека,международных отношений, движения борьбы за мир. Как ни странно, сюда жеамериканцы включают политические партии. Иначе говоря, политические партии, помнению американских политологов и государствоведов, это группа общественныхорганизаций. Сюда же включаются организации помощи органам ООН, организациипомощи беженцам и т.д.
Важное место занимает группа национальных (этнических) организаций– греческая община, армянская, украинская и т.д. за рубежом. Сюда же входят такназываемые братские организации и организации иностранных интересов.
Одиннадцатая группа – религиозные организации. Здесь могутиметься в виду как непосредственно конфессии, т.к. они не выделяются вотдельную группу, так и организации, связанные с этими конфессиями, которыеподдерживают их, защищают, изучают религиозные течения, проповедуемыеконфессиями. Например, Организация религиозных реформ, экуменические организации,группы, объединяющие миссионеров, организации спиритуалистов, католиков,евангелистов. Но, прежде всего, это организации светских людей, а непрофессиональных служителей культа, это как бы вспомогательные отрядыконфессий.
Важное место занимают ветеранские и патриотические организации.Сюда же включают и генеалогические организации (изучение государственнойсимволики). Ветеранские организации включают ветеранов войны, и отставныхофицеров, и патриотические организации содействия армии, авиации и флоту (такиеорганизации есть, практически, в каждой стране).
Может быть, наименее связанная с политикой группа объединений– организации хобби и увлечений. Они включают множество различных хобби иувлечений: от таких солидных и повсеместно распространенных организаций какрадиолюбителей, коллекционеров, садоводов, любителей вкусно готовить, нумизматов,любителей животных, до таких довольно экзотических, как любителейвоздухоплавания на воздушных шарах.
Всегда представлялось, что нумизматы и филателисты – абсолютнобеспартийные организации и не могут быть связаны с политикой. Однако жесоветская практика знает любопытный пример: когда формировалосьпредставительство на съезд Советов СССР, то представительство былопредусмотрено от всех Всесоюзных общественных организаций. И поскольку обществофилателистов было всесоюзным, то по странной причуде закона о выборах главаобщества филателистов СССР – известный космонавт Горбатко – был представлен насъезде в качестве полноправного делегата.
Более известными и популярными являются любительские атлетическиеспортивные организации. Они включают самые различные объединения: любительскийспорт – стрельба из лука, баскетбол, бокс, хоккей, включая спортивную ловлюрыбы, гольф, поло, бридж.
Наряду с союзами предпринимателей, пятнадцатой строкой выделеныассоциации и федерации профессиональных союзов. Это не отдельныепрофессиональные союзы, а объединения профессиональных союзов («объединениеобъединений»). В тех же США такие крупные союзы – очень влиятельная сила, окоторой речь пойдет ниже.
Отдельно, шестнадцатым пунктом, стоят торговые палаты. Этообъединения торговцев. Они сами ничего не продают, а регулируют торговлю,обобщают передовой опыт, общаются с заграничными коллегами. Такие организациимогут быть национальными, двусторонними и международными (многосторонними,интернациональными).
Самая необычная – по названию – группа общественных организаций,которую американцы называют организацией греческих букв. Перевод очень прост –это студенческие организации престижных университетов и вузов. По традициитакие организации имеют в своем названии 2–3 греческие буквы (например, «фи»,«бета», «каппа»; «ипсилон»). По этим буквам и называют студенческиеорганизации.
Кроме семнадцати основных, американцы выделили и восемнадцатуюгруппу – организации, которые стоят особняком. Такие организации либо точно неопределяют свои программы, но примыкают к общественным организациям, либо этоорганизации, которые не имеют точного адреса – т.е. все остальные. В любомслучае подчеркивается, что для того, чтобы попасть в эту группу союзов иассоциаций, необходимо, чтобы в названии или деятельности они подчеркивали свойдобровольческий и неприбыльный характер. Хотя американцы иногда включают сюдадаже некие необычные государственные или связанные с государством организации.
Естественно, в числе самых влиятельных организаций находятся союзыпредпринимателей. В числе наиболее известных – Национальная федерациянезависимого бизнеса. В ней свыше 560 тыс. членов. В штате этой организации 120человек, организована она была в 1964 году. Есть отдельная американская ассоциацияженщин–бизнесменов, в ней 100 тыс. членов, в штате 65 человек, местныхотделений – 1600. Есть множество организаций, которые объединяют промышленникови бизнесменов какой–то отдельной отрасли. Например, Американская ассоциацияпроизводителей мяса, Алюминиевая ассоциация. Таких ассоциаций великое множество– примерно 2000 организаций такого типа есть только в США.
Самые знаменитые ассоциации предпринимателей Америкиследующие: Национальная Ассоциация Промышленности, Торговая Палата США.Известно несколько десятков ассоциаций банкиров, несколько сот организаций поотраслям промышленности, сельскохозяйственные ассоциации, которые чаще всегообъединяются на смешанной основе (Национальный институт яблок, Национальнаяассоциация говядины). Очень влиятельны ассоциации в сфере средств массовойинформации (рекламы, радио, телевидения, печати).
Важная группа – ассоциации в области науки управления. Поскольку,наука управления – это сфера деятельности, которая имеет отношение не только куправлению сельским хозяйством или производством, но и к управлениюгосударственным процессом. Применяются приемы и методы менеджмента и в бизнесе,и в политике.
Серьезное место занимают фонды миллионеров. Наиболее известныфонды Рокфеллера, Форда, Дюпона. Это наиболее известные и старые фонды. ФондРокфеллера был образован в 1913 году. Вообще, главная идея фондов – сбор деньгина благотворительные цели. Первоначальным же мотивом для образования этихфондов было укрытие или отстранение денег от налогов. Поскольку перевод денегна благотворительные цели не облагался и не облагается налогом, миллионеры,создатели этих фондов, считали целесообразным не выплачивать огромные суммыпросто в бюджет, а образовывать свои фонды и делать добрые дела от своегоимени, а не от имени государства.
В настоящее время при различных фондах существуют научно–исследовательскиецентры, институты политических исследований, институты в областиздравоохранения, медицины, техники. Важную роль в политической сфере играютнаучно–исследовательские организации при этих фондах. Они занимаются изучениемгосударственно–правовой практики, проводят социологические опросы. Их влияние вобщественной жизни велико. Например, ежегодная научная конференция одного изинститутов при фонде Рокфеллера «открыла» и «рекомендовала» для Америки такогокандидата в президенты, как Джимми Картер. Это было сложное время в Америке(после Уотергейтского скандала были подорваны устои государственного механизма,и опорочены важнейшие институты власти), поэтому понадобился безупречныйкандидат, который подходил бы для широкой публики по всем параметрам. Фонд Рокфеллерапоставил цель найти такого человека, и вот Джимми Картер – почти никомунеизвестный губернатор штата Джорджия – очень быстро стал известным ипопулярным человеком, а в конце того же года, когда его «открыли», сталпрезидентом.
Союзы и ассоциации имеют много общего с политическими партиями.И те другие – группа людей. И те и другие имеют свои уставы, правила поведения,свою этику, свои издания и т.д. Многие формы работы у них схожи, иногда можнолегко перепутать – где общественная организация, ассоциация, а где – партия(тем более, что в некоторых странах их и не различают). Главное отличие междусоюзами и ассоциациями и политическими партиями в том, что союзы и ассоциации –это не политические организации. У них есть основная цель (ее называют уставнойцелью), которой и посвящается их деятельность. Когда союзы и ассоциациипринимают участие в политической жизни, то это участие в политике – этодеятельность номер два. Иначе говоря, участие в политической жизни связано сдеятельностью основной. Скажем, профессиональные союзы, прежде всего, защищаютэкономические интересы рабочих, служащих и других своих членов, предпринимательскиесоюзы – также защищают экономические, моральные и иные интересыпредпринимателей и бизнесменов. Но для того, чтобы это делать лучше, эти союзыучаствуют в политической жизни. Формы участия различные, чаще всего, они, таксказать, лежат на поверхности. Как правило, это моральная или материальная(иногда моральная и материальная) поддержка политических партий либополитических деятелей. Такая поддержка в демократических государствах ведетсяоткрыто и цивилизованными способами. 2. Профессиональные союзы,религиозные организации
зарубежный союзассоциация общественная организация
Профессиональные союзы и их лидеры зарубежом могут открыто заявлять о поддержке того или иного кандидата надолжность президента, или на другую выборную должность (кандидата в верхнююпалату парламента, в нижнюю палату). Эта поддержка может выражаться в призыве ксвоим членам голосовать за того или иного кандидата, поддержка может выражатьсяв виде денежных перечислений на избирательный счет того или иного кандидата.Естественно, поддерживая того или иного кандидата, союзы и ассоциации ждуткаких–то ответных шагов. Такие отношения могут даже регулироваться правовымиактами. Например, в некоторых случаях заключаются договоры, или пишутсяпротоколы, согласно которым профессиональный союз морально или материальноподдерживает кандидата или партию, который (которая), в свою очередь, в случаеизбрания, обещает поддерживать или не поддерживать некий проект, или внести поправкив законопроект в пользу этих граждан. На первый взгляд это кажется какой–то несовсем нормальной сделкой, а с другой стороны, это вполне допустимые отношения,при которых люди не прячут свои интересы, а открыто их выражают. И дажематериальная поддержка оформляется вполне законно, когда деньги с одного счетапереводятся на другой и используются вполне по назначению. То есть, кандидат,которого поддерживают союзы и ассоциации, может расходовать эти деньги напечатание плакатов, выступления по телевидению и т.д. Данные вопросырегулируются специальным законодательством.
Некоторые общественные организации могут входить в политическиепартии в качестве коллективных членов. Например, в лейбористскую партиюВеликобритании, помимо индивидуальных членов, входят еще десятки коллективныхчленов – различные профессиональные союзы и другие общественные организации.Таким образом, общественные организации вовлекают своих членов в политику.Членство в профсоюзах необязательно, и человек, зная о политической ориентациипрофсоюза, может и не вступать в этот профсоюз, а выбрать какой–то другой.Иначе говоря, можно не участвовать в политике непосредственно (не вступать впартию, не ходить на собрания и т.д.), а делать это опосредованно через свойпрофсоюз. Зная ориентацию своего профсоюза, поддерживая его основные идеи,человек, естественно, поддерживает тем самым политику той партии, коллективнымчленом которой является его профсоюз.
Упоминается такой способ участия союзов и ассоциаций вполитической жизни, как идеологическое воздействие на граждан. Та или инаяобщественная организация, кроме главных целей и задач, имеет также своипредпочтения, политические приоритеты, о которых может заявлять в своихизданиях (газетах, бюллетенях). Таким образом, она влияет на политическую жизньгосударства, на политический выбор граждан, которые являются членами этообщественной организации или просто следят за политикой.
В некоторых случаях государство прямо заинтересовано вдеятельности ряда общественных организаций. В ряде высокоразвитых стран этиобщественные организации поддерживаются государством, могут даже создаватьсянекоторые координационные структуры для связи с общественными организациями. Например,1983 году во Французской республике был создан Национальный совет ассоциативнойжизни, который выступал в качестве связующего звена в отношениях междуобщественными организациями и государственными органами. Этот совет могобращаться к правительству с определенными рекомендациями по поводу развитияобщественной жизни.
В странах, ориентированных на более активное социальноерегулирование, или в странах так называемого «реального социализма», былиспециальные структуры, которые создавали общественные организации иподдерживали их. Это особое свойство «социально–ориентированных» государств,поскольку они использовали и используют общественные структуры в своихгосударственных целях. Поскольку эти общественные организации создаютсягосударством, то они как бы вспомогательные структуры государства, и говоритьоб их самостоятельности можно с определенной долей условности. Это как быполугосударственные–полуобщественные структуры. Они особенно характерны дляКНДР, Кубы, Вьетнама, Лаоса, ряда африканских стран.
В некоторых случаях общественные организации, не будучисозданы государством, являясь самостоятельными структурами, все–таки выступаютв качестве организации по помощи государственным органам, по дополнению их. Онисами (или по просьбе государственных органов) берут на себя функции помощигосударству. Такие структуры, например, помогают государству собирать налоги,разъяснять необходимость неких важных мероприятий (борьбу за гигиену,необходимость прививок), участвуют в организации избирательных кампаний. Мыполагаем, что в данном случае нельзя упрекать государство в том, что оновоздействует на общественные структуры. Здесь, наоборот, общественные структуры«снизу» стараются помочь государству. В этом случае их задача и статуспо–настоящему добровольный и общественный.
В тоталитарных государствах общественные организации частовыступают в роли ширмы, маскирующие недемократическую сущность данныхгосударств. В таких условиях общественные организации являются фиктивнымиобщественными организациями. В Румынии во времена диктатора Чаушеску его родственникиэтого возглавляли все общественные организации, существовавшие в стране (супругавозглавляла женскую организацию, сын – молодежную, брат – организациюсодействия армии, авиации и флоту и т.д.). В таких условиях, когда существуеттоталитарное государство, деятельность общественных организаций нереальна и фиктивна.Они выполняют функцию прикрытия.
Естественно, если в стране действует несколько сот или дажетысяч общественных союзов и ассоциаций, то в политической жизни участвуютдалеко не все, лишь десятки. Если это Общество любителей животных, Обществопомощи разведенным мужьям, Национальная ассоциация помощи толстым американцам ит.д., то эти люди заботятся, прежде всего, о самопомощи, об обмене опытом, оморальной поддержке и т.д.
Следует упомянуть об опосредованном влиянии таких организацийна политику. В чем его суть? Любой публичный политик – кандидат в президенты,депутат парламента и т.д. – обязательно учитывает интересы разных групп и слоевобщества, а учитывать эти интересы проще всего, знакомясь с оформленнымиинтересами, пожеланиями тех или иных групп населения. Союзы и ассоциации оченьчасто занимаются тем, что заявляют свои претензии к обществу, государству,согражданам, формулируют свои пожелания, в своих журналах, листовках,бюллетенях. Любой серьезный кандидат и его команда изучают эти пожелания и претензии,не дожидаясь прямого обращения к ним. В свои речи они стараются включитьпризывы к разным группам. Например, кандидат на выборную должность в СШАобязательно в свои выступления включит прямое или косвенное обращение к небелымизбирателям, упомянет интересы женщин, подростков. Если в данном районепроживают избиратели латиноамериканского происхождения, то будут упомянуты иони.
В последнее время стало модноупоминать интересы сексуальных меньшинств. Например, президент Клинтон в своюпервую избирательную кампанию неоднократно заявлял, что он поддержит правагомосексуалистов, к примеру, их право служить в американской (профессиональной)армии. Следовательно, союзы и ассоциации влияют на политический процесс ужесамим фактом своего существования. Они влияют потому, что, желая добиться голосовизбирателей, политики обращаются к избирателю не просто как к усредненнойединице, а как к члену какой–то социальной группы: в зависимости от пола,возраста, увлечений, денежных доходов. А поскольку западное общество очень структурировано,каждый избиратель относит себя к той или иной группе (он входит в тот или инойсоюз), то он небезразличен к тому, что ему, как члену группы, говорят, изачастую он сам выражает свои мысли от имени своей группы, своего союза. Поэтому,союзы и ассоциации – очень реальный и мощный рычаг воздействия на политику.
Религиозные конфессии и общины, которые представляют собой отделения крупнейшихмировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) – мощный фактор влиянияна сознание людей, на их поведение, на их взгляды на мир и на политику. Мировыерелигии влияли на сознание, на поведение людей, на политику многие сотни лет.Конечно, сейчас такого влияния, как, скажем, в средние века, уже нет. Однаковлияние религии зависит от многих факторов. Христианские церкви, как правило,не участвуют в политической жизни. Ислам же в ряде стран – самая активнаяполитическая сила. Ряд стран имеют несколько влиятельных религиозных конфессий.Некоторые страны имеют одну господствующую религию. Естественно, в соответствиис этими факторами роль религиозных общин различна: в странах монорелигиозныхэто влияние велико или очень велико, а в странах полирелигиозных онозначительно меньше.
Современная западная модель взаимоотношений государства и религиисводится к тому, что государство и религия не вмешиваются в дела друг друга.Например, статья 7 Конституции Италии говорит о том, что государство икатолическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждой из нихсфере. Конституция устанавливает, что их отношения определяются специальнымиЛатеранскими договорами, и данные договоры могут изменять и регулировать этиотношения без пересмотра конституции. Суверенитет государства и религиихарактерен для стран Запада.
В исламских странах, где господствует мусульманская религия,зачастую религиозные объединения и государство переплетаются. Например, корольСаудовской Аравии, являясь главой светской власти, одновременно возглавляетрелигиозную конфессию своей страны. В Иране есть такое понятие – духовный лидер(факих) страны. Им несколько лет был знаменитый аятолла Хомейни. В настоящеевремя его приемником является другой священнослужитель. С одной стороны, такоетесное переплетение религиозных объединений и государства трудно считать естественнымявлением. С другой стороны, могут существовать разные модели взаимоотношенийрелигии и государства, и, с западной точки зрения, не следует оцениватьнепривычные нам отношения.
Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах Запада свековыми демократическими традициями можно встретить государственные институтыи обычаи, сохранившиеся со времен феодализма. Глава государства Соединенноекоролевство Великобритании и Северной Ирландии королева Елизавета II, как и ее предшественники, формальноявляется главой англиканской церкви. А это, как говорится, не Азия, неАравийская пустыня...
Некоторые страны с очень пестрой и многоконфессиональнойструктурой специально закрепляют в Конституциях и законах отношения междуконфессиями и конфессиями и государством.
Наиболее очевидным примером служит ближневосточное государствоЛиван. История государства Ливан очень своеобразна: это было то место, кудасбегались и прятались лица, преследовавшиеся за религиозные убеждения из другихрегионов данной части света – различные сектанты и религиозные диссиденты. Такимобразом, на очень небольшом пятачке собрались представители двух десятковрелигий. Для того чтобы не ссориться, в 1943 году они приняли специальный закон– Национальный пакт – по которому, как они полагали, справедливо распределиливозможные должности в государстве. Свыше половины мест в парламенте были отданыхристианам–маронитам, сорок пять мест – мусульманам. Премьер–министром, по ихнормам, может быть только мусульманин–суннит, Председателем парламента –мусульманин–шиит, Президентом – христианин–маронит и т.д. Поскольку в Ливанеоколо полутора десятков религиозных общин, представляющих собой разныеответвления христианства, ислама и других мировых религий, то раз и навсегдарешить эти вопросы не удалось. Кроме того, причиной возникших споров явилосьизменение демографической ситуации. Казалось, все было предусмотрено, былиподробнейшие правила занятия государственных должностей. Но возник конфликт междуобщинами, и вспыхнула гражданская война, которая длилась примерно 15 лет.Принудительное распределение должностей приводило к тому, что влиятельнуюдолжность мог занимать недостаточно компетентный человек, лишь потому, что былпредставителем какой–то определенной общины.
Следует отметить разницу между понятиями конфессия и религиознаяобщина. Конфессия – религиозная структура, которая четко оформлена, имеетопределенную иерархию, руководящие органы, свои догматы, священные книги,построена по определенной схеме. Община включает в себя, кроме профессиональныхсвященнослужителей, еще и прихожан (т.е. людей, которые исповедуют даннуюрелигию, поклоняются одним святыням, поддерживают свою церковь материально, ноне являются профессиональными священнослужителями). Община – этосвященнослужители плюс прихожане. Интересная особенность того же Ливана в том,что там переплелись понятия конфессия, община, и даже политическая партия. Например,политические партии в Ливане практически объединяют сторонников однойрелигиозной общины, одной этнической группы. Такая экзотическая религия какливанские друзы имеет свою партию (Национально–прогрессивную партию),возглавляет эту партию племенной вождь, он же одновременно возглавляет ирелигиозную конфессию и общину. Там полное совпадение в одном лице религиозногоавторитета, национального лидера и политического руководителя. Кроме друзов,нечто похожее есть и в других религиозных общинах Ливана (марониты имеют своюполитическую партию и т.д.). Может быть именно то, что политика и религия тактесно там переплетались, что это поспособствовало конфликту, гражданской войне,т.к. политические споры перешли на сферу религиозных проблем, потом наэкономические проблемы, а в сочетании с южным темпераментом и подстрекательствомсоседей и создало «гремучую смесь».
Существует несколько моделей взаимоотношений государства ирелигиозных объединений. Очевидно, что самая нормальная и естественная та, чтобыла названа выше – взаимный нейтралитет и невмешательство в дела друг друга. Можетбыть еще лучше – невмешательство и взаимная помощь. Например, в армии естьинститут полковых или дивизионных священников, которые могут бытьпредставителями разных конфессий. При принесении присяги государственнымидолжностными лицами часто присутствуют представители религии, которыесвидетельствуют правильность и святость этой присяги. Это вовсе не означает вмешательствов деятельность государства и наоборот.
В некоторых государствах есть государственные служащие поделам религии. В нормальной ситуации это просто вспомогательные органы для взаимнойпомощи, координации отношений в сфере религии.
Модель тесного переплетения религии и государства, с точки зрения государствоведения XX века, не разумна и не оправдана. Внекоторых странах это переплетение не в пользу государства. Такая модельсуществует в Саудовской Аравии или Иране, где религия доминирует не только вгосударстве, но и входит в государственный механизм. Духовные лидеры Ирана, кпримеру, выполняют вполне светские функции, направляя деятельность президента,подсказывая парламенту, какие законы и указы они должны принимать.
Король Саудовской Аравии – духовный лидер и глава государства– вообще воплощает всю власть в стране, так как там нет никаких представительныхучреждений (Парламента, органов самоуправления), правительство назначаеткороль, он же глава армии и т.д. Все нужные королю законы принимает он сам. Вданном случае конфликтов между государством и религией нет, так как государствои религия соединились в одном лице.
В некоторых случаях религиозные нормы являются одновременно инормами светскими, применяемыми в нормальной государственной жизни. Выше мы ужеговорили о шариате и других частях исламского права.
Возможно, самая неудачная модель взаимоотношений государстваи религии складывается тогда, когда существует конфликт между религией и государством.Такие конфликты были и в истории советского государства – в 20–30–е годыцерковь активно подавлялась и преследовалась. Такие же модели возникали ивозникают и в других странах, которые строили социализм (в Китае, Вьетнаме, вевропейских социалистических странах). Конфликты подобного рода были и в странахнесоциалистической ориентации. В некоторых странах Латинской Америкинаблюдались очень серьезные конфликты между церковью и диктаторскими режимами,управлявшими страной. Например, известны случаи, когда в Сальвадоре убивалисьиерархи церкви, кардиналы, епископы, причем прямо во время службы, в храмах.Естественно, это очень негативное явление.
В некоторых странах невмешательство религии и государства вдела друг друга иногда сопровождается уступкой определенных полномочий со стороныгосударства в пользу религиозных структур. Например, Израиль, с одной стороны,светское государство, но с другой стороны – в ряде случаев некоторые правилаповедения, которые не присущие европейским странам, вводятся в жизньгосударства под воздействием религиозных догматов. Так в Израиле суббота – этоособый день, который должны соблюдать жители Израиля. (В субботу (шабат)запрещается не только любая работа, и даже активный отдых, и даже езда на автомобиле,лифте и т.д.) До недавнего времени для большинства граждан это был простовыходной. Но, когда к власти пришел приверженец ортодоксального иудаизма БениаминНетаньяху, жить стало сложнее. Религия стала сильнее влиять на обычную жизньграждан, и граждане, даже не согласные с этим, вынуждены мириться, потому чтотакое положение поддерживается государством.
Еще одна модель взаимоотношения государства и религии – это провозглашениекакой–то религии господствующей. В современных государствах такоепровозглашение может носить вполне условный характер. Например, вВеликобритании государственной считается англиканская церковь Англии и Пресвитерианскаяцерковь Шотландии. В данном случае – королева Елизавета II назначает высшие церковные должности(в палате лордов 26 мест занимают так называемые духовные пэры – высшиецерковные служащие, часть из которых, занимая определенное место, приход,автоматически получают место в палате лордов, часть епископов становятся пэрамипо принципу старшинства).
Следует упомянуть об общественных организациях особого рода –общественных организациях конфессионального (клерикального) типа – это негруппы прихожан во главе со священником. Это организации светского характера,являющиеся как бы вспомогательными организациями религиозной конфессии. Ониобъединяют верующих, принадлежащих к одной церкви, которые стремятсяраспространять идеи своей религии и совершать благородные (богоугодные) деяния.Общественные организации конфессионального типа бывают женскими, молодежными,организациями борьбы за мир, чистоту окружающей среды. Такие союзы – это непросто женская организация, молодежная и т.д., а христианская–женская, христианская–молодежнаяи т.д. Особенно много таких организаций в США. В качестве примера можно назватьассоциацию молодых христиан, черных американцев–баптистов, еврейскоерелигиозное объединение Бнай–Брит, студентов–баптистов и т.д.
Есть организации, изучающие связь науки и религии, ассоциациипо пропаганде религиозного образования, организации содействия религиозным реформами т.д.
В любом случае, в высокоразвитых странах религия реальноотделена от государства, и эти организации носят характер личного увлечения,потребности души и на политический процесс оказывают небольшое влияние.