Реферат по предмету "Государство и право"


Закон как источник права

Курсоваяработа
Потеории государства и права
Натему:
Законкак источник права

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие, признаки и видызаконов
1.1 Понятие закона и его признаки
1.2 Виды законов
1.3 Юридическая сила закона
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса вРФ
2.2 Субъекты законодательной инициативы
Глава 3.Соотношение закона и законодательства
3.1 Понятие законодательства в широкомсмысле
3.2 Понятие и виды подзаконных актов
3.3 Соотношение закона и подзаконногоакта
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Испокон веков в любомгосударстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, всвязи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные иустойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущееместо в правовой системе.
Исторически законпришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законыXII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).
Каждое государствоустанавливает в общественных отношениях определенный порядок, которыйформулируется в правовых нормах, образующих правовое поле, охватывающеебольшинство сфер человеческой деятельности. Человек постоянно соприкасается сзафиксированными в этих нормах (правилах) требованиями, запретами идозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека, принуждает его ксоблюдению, исполнению и применению установленных в нем положений.
По мере стремительногоразвития и усложнения социальных отношений государство расширяет границы своегорегулирующего воздействия.
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстроменяющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивногозаконотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых вРоссии, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства,но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которыхневозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашейстране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимоформирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям.В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни основногоисточника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всехгосударственных и общественных институтов.
Существует множествовидов форм (источников права), но на протяжении столетий закон являетсяважнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся сведения осодержании этих правовых норм. Многозначность этого понятия (форма права,источник права) проявляется в том, что принято выделять источник:
1)  Вматериальном смысле (общественные отношения, формы собственности, способпроизводства материальной жизни)
2)  Видеологическом смысле (материалы откуда мы познаем право)
3)  Вформально-юридическом смысле (причины юридической обязательности нормы)
Именно вформально-юридическом смысле мы можем употреблять понятия «форма» и «источник»вместе.
Проблема закона как источникаправа в условиях современной России имеет не только теоретическую, но ипрактическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшиеместо в не столь далеком прошлом, явились, в том числе, и следствиемотступления от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособныеприжиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом,государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественногодоверия.
Не менее важнымявляется сам процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальнойконцепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с учетом мнений иинтересов различных социальных групп, адаптации в существующую правовуюсистему, до практического применения правового акта.
В результатеправотворческой деятельности государства воля законодателя находит своевыражение в правовом акте и становится обязательной для исполнения. Из года вгод количество принимаемых законов в Российской Федерации увеличивается, но необеспечивается необходимым качеством (только за 10 лет (1994–2002) вступили вдействие свыше 1200 федеральных законов, принятых Государственной Думой. В этомчисле – 13 кодексов РФ: Налоговый Бюджетный кодекс, части первая и втораяГражданского кодекса, Семейный кодекс, Уголовный, Уголовно-исполнительный,части первая и вторая Налогового кодекса, Уголовный, Арбитражный процессуальныйкодекс, Водный кодекс, Воздушный кодекс, Градостроительный кодекс, Кодексторгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, и Лесной кодекс(Приложение 1). Эта внушительная цифра – главное свидетельство того, чтозаложенная в Конституции схема законотворчества вполне работоспособна. Носохраняется практика «заплатного законодательства», остается очень многоотсылочных норм в законах. На данный момент остро стоит вопрос о том, насколькоширок круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможноосуществить регулирование новых отношений, выдвигаемых жизнью. Для того чтобыправильно определить и оценить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, крассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа.
Цель данной работы — осветить существующие в юриспруденции подходы к пониманию закона как источникаправа. В первой главе рассматриваются понятия, признаки и виды законов, ихюридическая сила и место в система нормативных актов. Во второй главеподвергается анализу законодательный процесс: осуществление законодательнойинициативы, рассмотрение законопроектов, особенности принятие и прохождениязаконов и других нормативно-правовых актов вплоть до их введения в действие. Втретьей разбираются соотношение закона и законодательства: понятиезаконодательства в широком смысле, понятие, виды и признаки подзаконного акта иего соотношение с законом. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ
1.1Понятие закона и его признаки
Для того чтобы успешновыполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, спомощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источникправа». Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Римеуже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлсякодификацией римского национального права.
И до сих пор, напротяжении длительного времени закон как форма (источник) права привлекает ксебе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изученияего природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместес появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бырегулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силойгосударственного принуждения.
Закон вместе собществом и государством находится в постоянном формировании и развитии,дополняется и изменяется. Вырабатываются и формируются взгляды о нем, о егоотдельных характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и вовзглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона инеоднозначные о нем суждения. За многие столетия выработалось определенноепредставление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законеизвестно все, и современным исследователям и ученым в данной области неосталось поле для деятельности.
В узком значении слова«закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительныморганом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшейюридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения с точкизрения интересов и потребностей населения страны»[1].Или: «в юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особомпорядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой инаправленный на регулирование наиболее важных общественных отношений»[2]Г.Ф. Шершеневич писал, что закон – это «норма права, исходящая непосредственноот государственной власти в установленном заранее порядке»[3].На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон — это«принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизнигосударства, «непосредственно выражающий общую государственную волю иобладающий высшей юридической силой»[4]. Иногдаже закон рассматривается в более широком смысле — как синоним понятиязаконодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупностьберущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовыхактов,.
Признаки закона:
1)  Принимаетсятолько органом законодательной власти –парламентом (Федеральным Собранием — вРоссии, Конгрессом — в США, Избранной Радой на Украине ), представляющим вформально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народомпутем референдума в строго установленном порядке;
2)  Регулируетосновные, наиболее значимые общественные отношения;
3)  Включаетмаксимально общие, обобщающие нормы, которые затем развиваются,конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами;
4)  Имеетособые процедуры принятия, дополнения, изменения и отмены в особомзаконодательном порядке
5)  Видеале должен выражать волю и интересы всего общества или народа
6)  Обладает верховенством вромано-германских правовых системах
(являетсяосновной, базовой формой права и обладает высшей юридической силой среди всехпрочих источников права). Все остальные подзаконные акты должны соответствоватьему и ни в чем не противоречить)
Именно этихарактеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, придаваяему качество верховенства.
Верховенствозакона в свою очередь означает:
Ø в случае каких-либо расхождений междунормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
Ø никто не вправе отменить или изменитьзакон кроме самого органа, его издавшего.
Ø все остальные правовые акты должныбыть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;
Ø законы не подлежат утверждению(одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебногоили иного органа;
1.2Виды законов
Хотя законы схожи междусобой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, темне менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет намклассифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериевклассификации законов.
В зависимости отзначимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различаютконституционные и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, преждевсего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополненияи изменения в содержание конституций, а также те законы, необходимость изданиякоторых предусмотрены самой конституцией.
Конституция – «этоосновной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающийучредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, праваи свободы человека и гражданина, определяющий форму правления игосударственного устройства, учреждающий федеральные органы государственнойвласти. Конституция являетсяюридической базой всего текущегозаконодательства[5]«Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:
ü Принимаетсянародом (или от имени народа)
12декабря 1993 г. было проведено всенародное голосование, в результате которогобыл одобрен проект новой Конституции.
ü Имеетучредительный характер
ВКонституции РФ воплощена учредительная власть народа, который являетсяединственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительнойвласти состоит вправе утверждать основы общественного и государственногоустройства.
ü Обладает высшейюридической силой
Обэтом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в нейподтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территорииРоссийской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иныеправовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции.
ü Являетсяосновной для всех иных источников права
ОсобенностьюКонституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является еераспространенность на все сферы жизни общества — политическую, экономическую,социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые,фундаментальные основы общественных отношений.
ü Имеет прямоедействие и всеохватывающий характер
Этообъясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющуюроль для всей системы законодательства и системы права. Конституцияустанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, ихнаименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу.
ü Отличаетсяособым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специальнопроцедурой внесения поправок
КонституцииРоссийской Федерации задействована вся система органов государственной власти.«Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционногоконтроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную властьпосредством конституционного судопроизводства»[6]. Онразбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и иныхнормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органоввласти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты илиих отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежитвведению в действие и применению.
ü Конституцию РФотличает и специальный, усложненный порядок внесения поправок и пересмотра еесодержания.
Какявствует из Конституции РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также внее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотреныФедеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено наизменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российскогопарламента.
Правона внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФявляются:
·  ПрезидентРФ
·  ПравительствоРФ;
·  СоветФедерации
·  ГосударственнаяДума;
·  Законодательные(представительные) органы субъектов РФ
·  Группачисленностью не менее '/5 членов Совета Федерации или депутатовГосударственной Думы.
Толькоесли речь идет о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будетподдержано 3/5 голосов от общего числа членов Федеральногособрания (Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) То КонституционноеСобрание, в свою очередь, либо подтверждает Низменность Конституции, либопредлагает и разрабатывает проект новой Конституции. Который принимаетсяКонституционным Собранием 2/3 голосов или выносится навсенародное голосование. В последнем случае Конституция принимается, если занее проголосуй более половины избирателей, принявших участие в голосовании притом,что в нем участвовало более половины избирателей
Такойпорядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильностьконституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.
Предложениео поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части илипункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положениеоб исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится вГосударственную Думу.
РассмотрениеГосударственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется втрех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 отвсего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется длявсеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации взаконодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязанырассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня егопринятия.
После того какзаконодательные органы не менее чем 2/3 субъектовРоссийской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ дляподписания и официального опубликования.
Посвоей структуре Конституция РФ состоит из двух разделов преамбулы.
Первыйраздел Конституции России включает девять глав.
1.Основы конституционного строя (ст. 1 — 16).
2.Права и свободы человека и гражданина (ст. 17—64).
3.Федеративное устройство (ст. 65—79).
4.Президент Российской Федерации (ст. 80-93).
5.Федеральное Собрание (ст. 94-109).
5Правительство Российской Федерации (ст. 110-117).
7Судебная власть (ст. 118-129).
8Местное самоуправление (ст. 130-133).
9Конституционныепоправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).
Второйраздел Конституции России включает заключительные переходные положения: о еевведении в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; осоотношении Конституции и Федеративного соглашения; о порядке использованиязаконов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящейКонституции.
К числу конституционныхзаконов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения вКонституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотренаконституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимумквалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 отголосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена болеесложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению спростыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятыйконституционный закон невозможно наложение вето Президента.
Обыкновенныезаконы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонамжизни общества: политической, экономической, духовной, социальной, жизниобщества. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической силой, ноне могут противоречить Конституции и конституционным законам. Такобеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательноепроведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированыв Конституции и конституционных законах. Основная задача специального органаправосудия — Конституционного Суда — заключается в том, чтобы обеспечиватьстрогое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и другихнормативных — юридических актов и тем самым претворение в жизнь во всех актахконституционных начал законов
Обыкновенныезаконы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. Ккодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ икодексы. Основы – это федеральный закон, который учреждает принципы иустанавливает общие положения урегулирования сфер общественной жизни илиопределенных отраслей права. Кодекс — законодательный акт, в котором совмещенына основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующиесистематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или частиотрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например,Кодекс об административных правонарушениях Уголовный кодекс, Гражданскийпроцессуальный кодекс).
Россияявляется федеративным государством, поэтому существует деление законов нафедеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют натерритории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой,чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон.Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов,объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например,Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»[7].
а)федеральные законы принимаются парламентом — Федеральным Собранием — и имеютсилу на всей территорию Российской Федерации,
б) законысубъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей,автономных округов и областей) Они принимаются в соответствии с разделениемкомпетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяютсятолько на их территорию.
Еще одноделение закона – по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этимследует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль взаконодательной системе (после конституционных законов) исполняют:процессуальные законы, брачно-семейные законы; административные законы,уголовные законы; законы о труде, земельные законы; гражданские законы;финансово-кредитные законы; природоохранительные законы, законы по социальномуобеспечению;;. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, вкоторых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права (например, нормыгражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормыадминистративного и других отраслей права.
Законы какосновные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны ивзаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.
Например- законодательство России. Правительство Российской Федерации издаетпостановления, которые влияют на законы и развитие в них содержащихся положений.Они принимаются наиболее важным вопросам социального, хозяйственного икультурного строительства. В случае противоречия постановлений и распоряженийПравительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и УказамПрезидента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации». В рамкахдействующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы ПрезидентаРоссийской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе сраспоряжениями Президента имеющими индивидуальный характер, указы, согласноКонституции, обязательны для воплощения в жизнь на всей территории РоссийскойФедерации». Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенцииПрезидента Российской Федерации (ст. .80—89).
Вместе с перечисленныминормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другиеаналогичные им по своему характеру акты. Это акты центральных органовисполнительной власти (государственных комитетов, ведомств, министерств) — науровне Федерации. Республиканские законы, акты президентов (в президентскихреспубликах), постановления правительств республик, другие нормативные актыреспубликанских органов исполнительной власти – это нормативно-правовые акты науровне субъектов Федерации. К этим же актам, издаваемых на уровне субъектовФедерации, Конституцией Российской Федерации причислены уставы краев иобластей, устанавливающие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативныеакты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвыи Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.
1.3Юридическая сила закона
«Юридическая сила –определяется положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общейсистеме правотворческих государственных органов, его компетенцией исоответственно характером самих издаваемых актов. это обязательность любогонормативного акта, а также его приоритет перед иными актами или подчиненностьим»[8].Юридическая сила служит критерием классификации нормативно-правовых актов, ихподразделения на два основных группы: законы и подзаконные нормативные акты. Вкаждой правовой системе определяется иерархия в зависимости от юридическойсилы, т.е. жесткая система соподчиненности нормативных актов. Издаваемыеместного государственного управления и органами местного самоуправлениянормативные акты находятся в низу иерархии. Вверху ее находятся издаваемыевысшими органами государственной власти нормативные акты (законы, статуты),которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконнымактам. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться наоснове закона и во исполнение закона. Сложившаяся и поддерживаемая в каждойстране иерархия нормативных актов имеет существенное значение для упорядоченияпроцесса правоприменения и правотворчества, для формирования и поддержаниярежима законности и конституционности.
Нормативныеправовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом ониимеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципальногообразования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты,юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшуююридическую силу. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официальногоее опубликования по результатам всенародного голосования.
Согласностатье 125, Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции невступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Федеральныезаконы вступают в силу согласно закону «О порядке вступления в силу федеральныхзаконов». Приговор суда вступает в силу в день вынесения кассационного определениялибо по истечении срока на его кассационное обжалование, если он не былобжалован.
Пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке иустановлена вступившим в законную силу приговором суда, каждый обвиняемый в совершениипреступления считается невиновным.
Акты или ихотдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными,утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решениюорганов, их издавших. Некоторые документы (в особенности международныесоглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончанииэтого срока теряют силу.
законюридический инициатива принятие

ГЛАВА 2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1Стадии законодательного процесса в РФ
Законодательный процесс– «установленные порядок прохождение проектов законов вплоть до их принятия ивступления в силу, существенная составная часть всего правотворческогопроцесса»[9].Законодательная процедура в каждой стране имеет свои особенности, собственнопринятие законов характеризует этот процесс в целом. Но везде такой процессрегулируется и закрепляется в конституциях, а также в специальных регламентах,текущих законах, положениях, устанавливающий порядок законодательнойдеятельности аппарата государства. Кроме законов в правотворчестве существуютподзаконные правовые обычаи, нормативные акты, юридические прецеденты. Всязаконодательная процедура строго регламентирована и состоит из совокупностиюридически зафиксированных правил, регулирующих принятие законов, порядокподготовки и их опубликования.
Законотворчество –неоднородный, сложный процесс, включающий в себя несколько стадии:
ü Законодательнаяинициатива;
ü Обсуждениезаконопроекта
ü Принятие закона;
ü Опубликованиезакона.
В соответствии срегламентом Государственной Думы и статьей 105 Конституции законопроектначинает рассматриваться Государственной Думой. Законопроект обычнорассматривается в 3-ех чтениях (но есть исключение, например проект федеральногобюджета — подвергается рассмотрению в 4-ёх чтениях). В 1-ом чтении прирассмотрении проекта анализируется концепция закона, оценивается практическая ижизненная значимость, актуальность и практическое применение, соответствие егоосновного положения Конституции РФ, Затем, уже после 1-ого чтения естьвозможность внесение поправок и дополнений к законопроекту. Законопроект можетбыть вынесен на всенародное обсуждение Государственной Думой. По вопросам жесовместного ведения субъектов РФ и РФ после его принятия в 1-ом чтенииадресуются в законодательные органы субъектов РФ для внесения в них (в месячныйсрок) предложений и замечаний, во время всего этого срока законопроект не можетбыть принят и рассмотрен во 2-ом чтении. Во втором чтении нижняя палата парламентарассматривает законопроект, дополнения и поправки к нему. Затем осуществляетсяредакционная поправка законопроекта и устранение всех противоречий. В 3-емчтении закон принимается уже в окончательной редакции. Федеральные законы(установлено Конституцией РФ) принимаются большинством голосов от общего числадепутатов Государственной Думы. Федеральные законы, принятые нижней палатойпарламента в течение 5 дней передаются Совету Федерации на рассмотрение.
В верхнюю палатупарламента вместе с принятым законопроектом отправляют также сопровождающиематериалы: например, стенограмму заседания Государственной Думы по этомувопросу и иные документы, переданные субъектом права законодательной инициативыпри внесении этого законопроекта в Думу. К бюджетным, финансовым, налоговым законопроектамобязательно прилагается заключение данное правительством. Отсутствие такогозаключения может выступить основанием для отклонения законопроекта СоветомФедерации.
Секретариатпредседателя Совета Федерации, зарегистрировав федеральный закон, поступившийиз нижней платы парламента, направляет его «сенаторам». Остальные официальныедокументы, сопровождающие данный федеральный закон, тоже регистрируются ипринимаются на рассмотрение на заседании Совета Федерации совместно с соответствующимзаконом.
Затем ПредседательСовета Федерации (иногда может быть и заместитель Председателя СоветаФедерации) определяет комитет, который будет нести ответственность зарассмотрение этого законопроекта. Один комитет выполняет роль ведущего, хотяможет рассматриваться несколькими комитетами.
В Совете Федерацииобязаны рассмотреть федеральный закон, который поступил из ГосударственнойДумы, в течение 14-и дней (установлено Конституцией ч.4 ст.105) На 1-ом этапе сдокументом проводится основная работа на комитетском уровне. Комитет, которыйназначен ведущим в Совете Федерации, обобщает, получает и рассматриваетпоступившие предложения, замечания и дополнения на собственном заседании.
Рассмотрениезаконопроекта, принятого нижней палатой, проводится открыто и гласно. Назаседание комитета могут присутствовать и приглашаться широкий круг лиц (например,ученые, представители СМИ, инициаторы законопроекта, специалисты-эксперты,сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации ученые, которые могутпредоставить письменной или в устной форме справку правового характера поразбираемому федеральному закону).
По итогам такойкомитетской работы делается заключение по принятому нижней палатой парламентафедерального закона, которое проводится путем открытого голосования, дляпринятия требуется большинство голосов от всего числа членов комитета.
Затем, после всей этойпроцедуры федеральный закон рассматривается на заседании Совета Федерации. Передначалом всех заседаний верхней палаты парламента проходит регистрация членовСовета Федерации (необходимо, чтобы на рассмотрении присутствовало большеполовины от числа членов Совета Федерации). Также возможна дополнительнаярегистрация перед каждым голосованием.
Раздельное заседание палатпарламента не означает их изолированности друг от друга. На заседаниях СоветаФедерации могут присутствовать депутаты Государственной Думы (представителиСовета Федерации вправе присутствовать на заседании нижней палаты). Возможностьучастия представителей общественных организаций, государственных органов,различных организаций, научных учреждений, ученых и независимыхэкспертов-специалистов очень важно. Благодаря этому можно получить необходимыесведенья, провести более детальное обсуждение закона, сделать необходимыезаключения по рассматриваемому закону, принятого нижней палатой парламента. Вовремя экспертной работы можно выявить недостатки и пробелы в законе. Поэтому вСовете Федерации происходит сортировка, принятых Государственной Думой законовс участием представителей различных слоев общества и учетом мнений регионов.
Вопросы, внесенные нарассмотрение палаты, заранее доводятся до Членов Совета Федерации. Они получаютинформацию, документы необходимую для их деятельности. До начала заседанияпроекты постановлений и другие материалы предоставляются членам СоветаФедерации.
Федеральные законырассматриваютсяв соответствии с Регламентов Совета Федерации и Конституцией РФ, а именностатьями 105 и 106.Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы,принятые Государственной Думой, по вопросам Кредитного, валютного, таможенного,финансового, кредитного регулирования, вопросы, касающиеся федеральногобюджета, денонсации и ратификации международных договоров РФ, эмиссии денег,вопросы войны и мира, а также статуса и защиты границы государства. Верхняяпалата парламента обязана рассмотреть федеральный законы, принятыйГосударственной Думой, в течение 14 дней. Если же Федеральный закон остается нерассмотренным в течение этого времени, он считается принятым верхней палатойпарламента. Одобренный федеральный закон Советом Федерации передаетсяПредседателем Совета Федерации для подписания и опубликования Президенту РФ.
Если Федеральный законотклоняется Советом Федерации палаты парламента могут создать специальнуюсогласительную комиссию, которая образуется из представителей обоих палат напаритетных началах, стремясь создать согласованную вариацию законопроекта.Государственная Дума может не согласиться с решением верхней палаты ирассмотреть закон в его ранее принятой редакции или повторно федеральный законв новой редакции. Для принятия закона необходимо не менее двух третий голосовот общего числа членов Государственной Думы.
К конституционнойобязанности Президент РФ относится подписание и обнародование федеральногозакона, после его принятие двумя палатами парламента. В течение 5 дней, послепринятия закона Советом Федерации он направляется президенту. Точно таким жепорядком направляются федеральные законы, принятые Государственной Думойзаконы, но не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней.
Столько же времениотводится президенту для подписания и обнародования федерального закона,принятого парламентом. За это время Глава государства может ознакомиться ссодержанием закона, привлекая специалистов и ученых, Администрацию Президента вслучае необходимости. Вместе с тем у Главы государства есть возможностьотклонить закон, вернув палаты парламента к его повторному рассмотрению, дляего усовершенствования и устранения замечаний.
Глава государства можетуказать на обстоятельства, препятствующие, по его мнению, подписанию документа,предлагаю свои предложения и замечания, касаемо отдельных глав, статей, пунктовили частей, отдельных разделов и или в целом на федеральный закон. Президентможет вернуть закон, воздерживаясь от комментариев по его содержанию. Это можетпроизойти в тех случаях, когда был нарушен процесс принятия федеральногозакона.
Верхняя и нижняя палатаснова рассматривают данный закон, если президент отклонит федеральный закон втечение 14 дней. Фактически глава государства пользуется правом отлагательноговето, для того чтобы Федеральное собрание вновь рассмотрело федеральный закон
Такой вариантотклонения получил название отлагательного вето Президента РоссийскойФедерации. В мировой практике такая процедура известна, и эффективность ее ненуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право главыгосударства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона дляповторного рассмотрения в палатах парламента. Президент оценивает закон назаконченность, качественность, актуальность, комплексность. У главы государстваесть 14 дней, чтобы ознакомится с законом, подписать его и обнародовать. Нельзясказать большой это или маленький срок, так как законы по своему объему неравноценны (например, уголовный кодекс – довольно большой закон, требуетбольшего времени для ознакомления и анализа, чем федеральный закон «О порядкеформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»). Иногда президентумогут поступить несколько федеральных законов, но Конституция непредусматривает увеличения срока на размышления.
Закон подписываетсяпрезидентом после всех проверок и экспертиз. После этого новый законодательныйакт отправляется для обнародования в официальные издания (в России это«Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации»).Доведение закона до всеобщего сведенья является окончательной точкойзаконодательного процесса. Этот процесс очень важен, так как опубликованиепозволяет ознакомиться с содержание федерального закона, который вступает навсей территории России в течение 10 дней после его печати в официальномиздании. По Конституции РФ неопубликованные законы в России не применяются.
Порядок принятияфедеральных законов сходен с принятием федеральных конституционных законов, ноимеет ряд особенностей. Эти законы принимаются по вопросам и в порядке,предусмотренном в Конституции РФ (О конституционном собрании, о федеральныхсудах, об уполномоченном по правам человека, о Правительстве, о государственныхсимволах, о судебной системе, об изменении состава РФ и статусов субъектов).Такой закон считается принятым, если его одобрило большинство не меньше¾ и 2/3 голосов от общего числа членов верхней и нижней палатысоответственно. Федеральный конституционный закон подлежит обязательномурассмотрению Советом Федерации, после его принятия Государственной Думой.Принятый федеральный закон в течение 14 дней направляется на подписание иобнародование Президенту. Глава государства не вправе отклонить этот закон, номожет вернуть без рассмотрения, если он был принят с нарушением КонституцииРФ. «В современных республиках право утверждения принадлежит президентам, а вмонархии – государям»[10]
Федеральные законы втечение 7 дней после их подписания Президентом подлежат официальномуопубликованию. Первая публикация его полного содержания в «Российской газете»,«Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ» считается егоофициальным опубликованием. Федеральный конституционный закон вступает в силусо дня его официального опубликования, если им самим не установлено другойпорядок вступления в действие. При опубликовании указывают дату принятия нижнейпалатой, одобрение верхней, подписавшие должностное лицо (Президент РФ), дата иместо подписания, регистрационный номер и название.
2.2 Субъектызаконодательной инициативы
Право законодательнойинициативы как уже было, сказано принадлежит:
ü Президенту РФ
ü Правительству РФ
ü Совету Федерациии его членам
ü ДепутатамГосударственной Думы
ü законодательныморганам субъектов РФ
ü «КонституционномуСуду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам ихведения»[11].
Встатье 104 Конституции РФ определен порядок внесения законопроектов: всезаконопроекты вносятся на рассмотрение и принятие субъектами правазаконодательной инициативы в нижнюю палату парламента в виде проектовфедеральных конституционных законов, федеральных законов и поправок кзаконопроектам.
Инициаторызаконопроектов или их представители могут участвовать при рассмотрениизаконопроектов в нижней и верхней палате парламента. Вначале законопроектобсуждается и анализируется в комитетах Государственной Думы, рассылается дляознакомления субъектам права законодательной инициативы. Некоторыезаконопроекты могут вноситься на рассмотрение только определенными субъектамизаконодательной инициативы: проекты, связанные с федеральным бюджетом и отчет оего исполнении – Правительство РФ; законопроекты о ратификации международныхдоговоров – Президент.
В заключение отметим,что законодательный процесс – это процесс рассмотрения, принятия, одобрения иобнародования законов (в РФ 3-я основными участниками: Государственной Думой,Советом Федерации и Президентом. Каждый из трех элементов может выступитьпротивовесом остальным (Госдума может отклонить законопроект на самом начальнойстадии, Совет Федерации не одобрить закон, принятый нижней палатой парламента,А Президент наложить вето на документ, принятый двумя палатами парламента). Такбывает когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет принципили идею законы, по-своему оценивая последствия принятия такого закона. Именноэтот баланс обеспечивает принятие обдуманных и взвешенных, а также устраивающихобщество решений.

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕЗАКОНА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1Понятие законодательства в широком смысле
В широкомсмысле слова законодательство — «совокупность всех нормативных актов, принятыхуполномоченными на то конституцией органами государства»[12].В этом смысле законодательство представляет собой единую систему, внутрикоторой эти нормативные акты разделяются в зависимости от их юридической силыпри первенствующем значении закона.
Законодательствав широком смысле слова весьма объемно, оно включает многие тысячи действующихактов. Отсюда следует важное значение его систематизации, котораяосуществляется или как хронологическая, или на предметной основе (например, поотраслям права). Важную роль для систематизации призвана сыграть компьютернаятехника, электронный банк законодательства.
Самаяраспространенная форма изложения закона в обособленном, отдельном письменномакте, но нормативно–правовые акты могут существовать и в виде кодексов (отлатинского — списки, сборники). Эти сборники обычно объединены по единомупредмету регулирования (например, уголовный, гражданский, трудовой, семейный,административный).
Кодекс –«сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируютсяправовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественныеотношения»[13] (целый,единый, юридически и логически неразделимый, внутренне согласованныйнормативный акт).
Весьнормативный материал приведен в целостную систему, согласован и разделен поглавам и разделам. Поэтому кодексы относят к более высокому уровнюзаконодательства. Каждый кодекс юридически регулируют те или иные группыотношений, имея при этом общие принципы, правоохранительные нормы, регулятивныеинституты для урегулирования различных отношений. В «общей части» кодексазачастую закреплены общие начала данной ветви законодательства, исходныепринципы и нормы. На основе отраслевых кодексов все иные нормативные акты изаконы этой отрасли подстраиваются под него.
3.2Понятие и виды подзаконных актов
В системе нормативныхправовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов,условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Такоеразделение нормативных актов показывает, что правовое регулированиеобщественных отношений в современных государствах осуществляется не толькоодними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видаминормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичностирегулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые актыпризваны развивать и конкретизировать положения законов, а такжесоответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержитсязначительная часть всех правовых предписаний.
Подзаконный акт – это«один из видов нормативно – правового акта, который создается для того, чтобыконкретизировать положения принятых законов с целью облегчения их применения сучетом специфики различных слове населения, территориальных особенностей ииндивидуальных интересов»[14].
Существование этойгруппы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения власти.Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народомсвоих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должнафункционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебнаявласть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость исамостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать «свои» правовыеакты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правомиздания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органыгосударственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должныиздавать только правоприменительные акты (акты однократного действия,адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения судаи т.п.
В современной России кподзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся:
1) нормативные постановленияпалат Федерального Собрания Российской Федерации;
2) нормативные указы главыгосударства — Президента Российской Федерации;
3) нормативные постановленияПравительства Российской Федерации;
4) нормативные правовыеакты федеральных органов исполнительной власти;
5) нормативные правовыеакты иных ведомств Российской Федерации.
Ни в КонституцииРоссийской Федерации, ни в действующих федеральных законах не закрепленопонятия подзаконного нормативного правового акта. Хотя оно активно используетсяи в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, и в указах Президента,и в научной литературе. Суммируя выработанные юридической практикой и наукойположения, можно придти к выводу, что подзаконный нормативный правовой акт — это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органомна основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшейконкретизации и развития.
Постепени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:
1)нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положенийзакона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военногоположения президентские нормативные акты могут приостанавливать икорректировать закон;
2)постановления Правительства. Они призваны регулировать более узкие вопросыгосударственного управления, социального строительства, образования,здравоохранения, культуры и т. д.;
3)ведомственные нормативные акты — нормативно-правовые акты, сфера действиякоторых ограничена рамками ведомственных отношений;
4)подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативныеакты муниципальных органов власти (постановления, распоряжения и т. д.);
5)внутриорганизационные акты — такие нормативные акты, которые издаютсяруководителями различных предприятий, организаций для регламентации своихвнутренних вопросу Их действие распространяется только на членов этих организаций(например, приказ руководителя предприятия).
3.3.Соотношение закона и подзаконного акта
Основными признакамиэтого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативномправовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовыеакты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативныхправовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этотвопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах,ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законностив правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконныхнормативных актов.
Во-вторых, в определенииюридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового актаиспользуются специальные юридические формулы. Такие как «на основании и воисполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии сзаконом» и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения,закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актовот законов.
В-третьих, в даннойгруппе актов осуществляется опосредование норм законов при помощивоспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и другихформ. К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можноотнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введенияв действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируютна изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются кменяющейся действительности.
Нормы подзаконных нормативныхправовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения поотношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения. Изэтого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативныйправовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормыродового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов спомощью норм подзаконных нормативных правовых актов.
В-шестых, подзаконным нормативнымправовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых водну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеютразличные наименования и форму издания.
Другое, одно из главныхсвойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативныхправовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархииорганов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовыхактов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актовРоссийской Федерации.
Таким образом,различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическуюсилу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархическойзависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все онинаходятся «под» законом. Приставка «под» в данном термине указывает наподчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическомзначении приставка «под» в термине подзаконный акт означает их системнуюзависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на одинуровень, но ниже закона, располагаться под законом.
Однако подзаконностьданной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую«необязательность». Все эти акты обладают необходимой юридической силой, онитакже как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическаясила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральныхзаконов.
Помимо иерархическойзависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всехподзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что законрегулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичноерегулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативнымиправовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование).Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что послепринятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенциейиздают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализоватьпредписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы,распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами посвоевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами,приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовыхи управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализлитературы показывает, что данная тема «Закон как источник права»рассматривается довольно широко. В результате изучения этой проблемы былполучен материал, анализ которого позволил заключить:
1)  Законрегулирует наиболее важные общественные отношения и подкрепляется силойгосударственного принуждения. В романо-германских правовых системах законобладает верховенством, т.е. является основной, базовой формой права и обладаетвысшей юридической силой. Законы схожи между собой по месту и роли в системеправа, юридической силе, способу принятия, но тем не менее между ними естьсущественные отличия, что позволяет их классифицировать по определеннымкритериям.
2)  Взависимости от значимости содержащихся норм в законах, в Российской Федерацииразличают конституционные и текущие законы. Эти законы, в свою очередь,различаются по сфере действия: общефедеральные и законы субъектов федерации. Попредмету правового регулирования выделяют законы: конституционные,административные, уголовные, гражданские и т.п.
3)  Центральноеместо в правовой системе отводится конституции, которая являетсянормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой в государстве,которая закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяетформу государства и систему высших органов государственной власти; отличаетсяотносительной стабильностью; является базой для текущего законодательства, атакже отличается особым порядком принятия и изменения.
4)  Законодательныйпроцесс регламентированный законодательством особый порядок осуществлениясовокупности действий, составляющих законодательную деятельность парламента. ВРФ законотворчество состоит из нескольких стадий: законодательная инициатива;обсуждение законопроекта; принятие закона и его опубликование.
В то же время целый рядконкретных вопросов, связанных с соотношением закона и подзаконного актаостается мало разработанным.
Правовое регулированиев современных государствах, в виду высокой сложности и динамичностирегулируемых общественных отношений, осуществляется не только одними лишь законами,но и другими видами нормативных правовых актов, призваны развивать иконкретизировать положения законов, а также соответствовать им. Эти нормативныеправовые акты условно объединяют понятием «подзаконные нормативные правовыеакты». Они развивают и конкретизируют положения законов и содержат значительнуючасть всех правовых предписаний.
Различные видыподзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу,различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархическойзависимости от закона. Они также как и законы обязательны для исполнения, но ихюридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно для законов.
Но, несмотря на это, законобъективно признается основным источником права. Он регулирует все наиболееважные, принципиальные общественные отношения. Это вызвано такими существеннымипреимуществами закона, как устойчивость, стабильность, большая четкостьизложения материала, длительность существования и действия. Помимо этого, законнаделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами.Остальным же источникам права отводится хотя и существенная, но все жевторичная роль. Они обладают меньшей юридической силой.
Благодаря своимпреимуществам, закон выступает главным регулятором общественных отношений игарантом законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, чтозакон, как источник права, имеет исключительно большое значение для укреплениязаконности в правовом государстве.
Списокиспользованной литературы
1)  КонституцияРоссийской Федерации. Официальный текст. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2010. «Российская газета», N 7, 21.01.2009, «Собраниезаконодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2)  АлексеевС.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995.
3)  «Законв переходный период, опыт современной России» (Журнал «Государство и право»номер 10 1995г.)
4)  Зелепукин,А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства // Правоведение.-1996. — № 2.
5)  КомаровС.А. Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М.,Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
6)  Марченко М.Н. Источники права:понятие, содержание, система и соотношение с формой права. // ВестникМосковского университета. Серия 11, Право. 2003. — №5.
7)  Общая теория права и государства / Подред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2004г.
8)  Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.- М.: Фонд «Правовая культура», 1999.
9)  Теориягосударства и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю. Ларин. – М.: Книжный мир.2005.-355с.
10) Теориягосударства и права: Н.М. Марченко – Издательство Проспект,2008.-648 с.
11) Трубецкой Е.Н.Энциклопедия права. Киев, 1906.
12) Эбзеев Б.С.Толкование Конституции Конституционным судом РФ. Государство и право №5, 2000.
13) Юридическийэнциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1984.
14) Энциклопедияправа: Учебное пособие. М., Хутыз М.Х., Серженко П.Н., 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.