/>ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД РОССИИ
Кафедраадминистративного права и административно – служебной деятельности
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Административная деятельность органов внутреннихдел»
Тема: Задачи и основные направлениядеятельности организационно-инспекторских (штабных) аппаратов органоввнутренних дел
г. Хабаровск2009 год
План
Введение
1. Правовое положениеорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел
1.1 История создания штабныхподразделений
1.2 Система и структураорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел
1.3 Задачи и функцииорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел
2. Место и роль дежурнойслужбы в системе органов внутренних дел
2.1 Дежурная часть в системе органов внутренних дел
2.2 Система и структурадежурных частей органов внутренних дел
2.3 Организация работыдежурной части
Заключение
Список литературы
Введение
Для того чтобыдеятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определеннымтребованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности,предвидения и предусмотрительности, точности и исполнительности, инициативы итворчества.
Такой орган управлениякак штаб должен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечиватьтвердое, непрерывное, гибкое и скрытное управление органом внутренних дел влюбых условиях оперативной обстановки.
Требованиеорганизованности заключается в четкой, строго упорядоченной и умело построеннойработе штаба. Это достигается: постоянным руководством штабом со стороныначальника органа внутренних дел и начальника штаба, четким выполнением каждымсотрудником своих обязанностей, систематически их уточнением, проявлениемсамостоятельности, инициативы, высокой дисциплины и безупречнойисполнительности; согласованностью работы штаба с деятельностью других органовуправления.
Требованиецелеустремленности заключается в постоянной направленности штаба на решениеглавных задач, умелом определении и сосредоточении основных усилий напервоочередной проработке и осуществлении важнейших мероприятий, от которыхзависит успешное выполнение поставленных перед органом внутренних дел задач.
Это достигается:
— постоянной служебнойготовностью штаба;
— четкой организациейработы и рациональным распределением задач;
— согласованной работойсо штабами подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел, атакже управленческими структурами других правоохранительных органов,администрацией органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления;
— необходимымматериально-техническим обеспечением штаба;
— широким использованиемсредств автоматизации и вычислительной техники;
— строгим соблюдениемрежима секретности, правилами ведения радиообмена и защиты информации.
1. Правовое положениеорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел
В настоящее времяправовое положение организационно-инспекторских (штабных) аппаратоврегламентируется законодательством, подзаконными нормативными правовыми актами,в том числе ведомственными. В частности, приказами министра внутренних делРоссийской Федерации, утверждено Положение об Организационно-инспекторскомдепартаменте МВД России, Временное наставление по службе штабов органоввнутренних дел, приняты другие нормативные акты.
Организационно-инспекторскийдепартамент МВД России и нижестоящие организационно-инспекторские (штабные)аппараты органов внутренних дел в своей работе руководствуются Конституцией РФ,федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами ираспоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями ПравительстваРФ, общепризнанными нормами и принципами международного права, международнымидоговорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерствавнутренних дел Российской Федерации.
РаботаОрганизационно-инспекторского департамента МВД России организуется на основеиспользования научных рекомендаций и передового опыта, принципов планирования,сочетания коллегиальности при их обсуждении, строгого разграничения должностныхобязанностей сотрудников и личной ответственности каждого сотрудника засостояние дел на порученном участке.
Положением обОрганизационно-инспекторском департаменте МВД России на него возложеныследующие задачи:
1) выработка предложенийв целях формирования основных направлений государственной политики в сферевнутренних дел, стратегического развития МВД России;
2) совершенствованиенормативно-правового регулирования управленческой деятельности в сфередеятельности органов внутренних дел;
3) комплексный анализ ипланирование оперативно-служебной деятельности МВД России, координациядеятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций МВД России порешению общесистемных задач борьбы с преступностью, охраны общественногопорядка и обеспечения общественной безопасности;
4) организация сбораинформации об оперативной обстановке в Российской Федерации, ее анализ,прогнозирование, разработка на этой основе управленческих решений МВД России;
5) организация икоординация действий органов внутренних дел, учреждений и организаций системыМВД России при чрезвычайных ситуациях;
6) проведение единойорганизационно-штатной политики в системе МВД России;
7) организация попоручению руководства Министерства контроля за выполнением подразделениямицентрального аппарата МВД России, органами внутренних дел, требований законов,иных нормативных правовых актов, возложенных на них задач и функций, оказаниеим практической помощи,
8) организация контрольно-ревизионнойработы в системе МВД России;
9)организационно-методическое обеспечение деятельности штабных и контрольно-ревизионныхподразделений органов внутренних дел;
10) организация взаимодействияс Федеральной миграционной службой и обеспечение по указанию министра контроляза деятельностью ее подразделений;
11) координация научногообеспечения деятельности МВД России, совершенствование форм и методовуправления в МВД России.
Содержание перечисленныхзадач раскрывается через многочисленные функции Организационно-инспекторскогодепартамента МВД России, к основным из которых относятся следующие:
— участие в выработкегосударственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа ипрогнозирования состояния преступности и результатов борьбы с ней, вопределении основных направлений деятельности ОВД, внутренних войск МВД Россиии ФМС России, разработке мер по ее совершенствованию, также единойорганизационно-штатной политики в системе МВД России;
— постоянное изучениеосновных элементов оперативной обстановки на территории России: экономические,социальные, демографические, географические и другие факторы внешней средыфункционирования органов и подразделений системы МВД России, состояние их сил исредств, результаты оперативно-служебной деятельности, тенденции преступности исовершения административных правонарушений в России;
— координация действий подразделенийцентрального аппарата МВД России, внутренних войск МВД России, ГУ МВД России поФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО при проведениикрупномасштабных комплексных операций в двух и более федеральных округахРоссийской Федерации, а также при осложнении обстановки, чрезвычайныхобстоятельствах и в условиях введения правового режима чрезвычайного иливоенного положения;
— координация работыдежурных частей органов внутренних дел по своевременному реагированию наосложнения оперативной обстановки и их организационно-методическое обеспечение;взаимодействие с дежурными службами других федеральных органов исполнительнойвласти;
— комплексный анализ впределах своей компетенции эффективности мер, принимаемых департаментами МВДРоссии, ФМС России, главными управлениями МВД России по федеральным округам,МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, органов внутренних дел нарежимных объектах МВД России по реализации органами внутренних дел и ФМС Россиигосударственной политики в сфере внутренних дел, а также изучение и оценкаэффективности влияния центрального аппарата на оперативно-служебнуюдеятельность подчиненных подразделений и разработка соответствующихпредложений;
— организация разработкифедеральных комплексных программ по вопросам борьбы с преступностью имежведомственных планов с привлечением других подразделений центральногоаппарата, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России,участие в контроле за их исполнением;
— разработка плановосновных организационных мероприятий МВД России, работы коллегии, оперативныхсовещаний при министре; график инспекторских, контрольных проверок, комплексныхвыездов в ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,УВДТ ОВДРО, окружные управления материально-технического и военного снабженияМВД России, планов проведения документальных ревизий финансово-хозяйственнойдеятельности подразделений системы МВД России служебных командировок, проверокподразделений центрального аппарата министерства, подразделений,непосредственно подчиненных министерству, плана научного обеспечениядеятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
— проведениеинспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности подразделенийцентрального аппарата МВД России, органов внутренних дел и подразделений,входящих в систему МВД России, а также организация и проведение комплексныхдокументальных и внеплановых ревизий и проверок финансово-хозяйственнойдеятельности в подразделениях центрального аппарата МВД России, ГУ МВД Россиипо ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС МВДРоссии, ВВ МВД России;
— обеспечение работы Научногосовета МВД России, координация деятельности научно-практических секцийдепартаментов министерства, ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектовРоссийской Федерации по научному обеспечению деятельности органов внутреннихдел и внутренних войск МВД России, оказание им организационно-методической,консультативной и практической помощи;
— организация функционированияСправочно-информационного фонда (СИФ), формирование соответствующихинформационных систем и массива накопительных материалов;
— разработка проектовнормативных правовых актов, направленных на совершенствование правовогорегулирования управления в сфере внутренних дел;
— принятие в пределахсвоей компетенции участия в подборе и расстановке руководителей штабных иконтрольно-ревизионных подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВДсубъектов Российской Федерации;
— подготовка графикавыпуска специальных ведомственных изданий и единого тематического планапубликаций материалов в изданиях центрального аппарата МВД России; координацияи контроль издательской деятельности и выпуска специальных ведомственныхизданий (журнала «Вестник МВД России» и бюллетеня «Оперативно-разыскнаяработа»);
— организациярассмотрения представлений органов прокуратуры, судебных органов писем,заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовойинформации о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел ивыработка мер по их устранению и осуществление других функций.
Важной функцийОрганизационно-инспекторского департамента МВД России является такжеопределение основных направлений развития организационно-структурногопостроения органов, подразделений, учреждений и организаций системы МВД России.Особенно это касается структуры центрального аппарата МВД России иподразделений, непосредственно ему подчиненных, их типовых структур, штатногорасписания и нормативов штатной численности.
Что касается полномочийорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов ГУ МВД России по ФО, МВД,ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, горрайлинорганов внутреннихдел, то они закреплены прежде всего во Временном наставлении по службе штабоворганов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 12 февраля 1997 г. №86.
Указанным нормативнымактом закреплены задачи, функции штабов, полномочия их руководителей. В немраскрываются роль и место штабов в системе органов внутренних дел, ихвзаимоотношения между собой и с другими органами управления, основныетребования, предъявляемые к работе штабов, содержание организаторской работы,организация контроля за выполнением планов, программ и методическогообеспечения планирования, назначение и содержание информационно-аналитическойработы, организация исследований, прогнозирования криминогенной обстановки,изучение общественного мнения и др.
Во Временном наставленииподчеркивается, что организационно-инспекторские (штабные) аппараты являютсясамостоятельными структурными подразделениями органов внутренних дел.
1.1 История создания штабныхподразделений
Известно, что для выполненияфункций управления в каждом органе имеется соответствующий аппарат во главе сруководителем. По мере усложнения процессов управления, увеличения объемовциркулирующей информации, необходимой для подготовки управленческих решений,аппарат управления организационно обособляется от так называемых оперативныхили линейных подразделений. Такие организационно обособленные структурысуществуют практически во всех достаточно крупных организациях, получаяразличное название — организационные подразделения, организационно-методическиеподразделения, административные подразделения и т. д. Независимо от своегоназвания, все они в той или иной мере выполняют штабную функцию, основноеназначение которой — интеллектуальное и организационное обеспечение реализациипроцессов управления.
Штабная функция —объективно необходимая категория сферы управления. Ее осуществление всегданаправлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования основных служби всей системы в целом. Крупный русский ученый П. М. Керженцев дает такоеопределение штаба: «Всякий штаб, в чистом виде, — есть, так сказать, мозгорганизации, т. е. тот центр, который детально изучает происходящую работу иобдумывает все методы, по каким работа должна совершаться в будущем».Содержание штабной функции в сфере государственного управления П. М. Керженцеввидел в выработке стратегии, в решении вопросов организационного характера,анализе результатов работы, учете и контроле, инструктировании отдельных служби координации их деятельности .
История развития штабныхподразделений в различных сферах управления берет свое начало в военной сфередеятельности государственного аппарата. По свидетельству специалистов первыеупоминания об отдельных лицах или группах лиц, выполнявших в вооруженных силахвспомогательную роль в обеспечении помощи субъекту управления при принятии имрешений, восходят к XVI в. В русской армии при воеводах назначались лица, «нужные бояре»,которые осуществляли разведку местности, охранение войск, выбор мест дислокациии другие обязанности.
Во времена Петра I во всех строевых частяхбыла введена должность квартирмейстера, в обязанности которого входило оказаниепомощи командиру в организации передвижения и размещения войск, изученииместности и составлении карт, планов и т. п. Впоследствии квартирмейстерскаяслужба стала называться службой генерального штаба.
Функции управления,которые принято называть штабными, осуществлялись с самого начала развитиясистемы органов внутренних дел. В приказе МВД России «Об установлении датысоздания организационно-инспекторских аппаратов в органах внутренних делРоссийской Федерации» от 4 сентября 1998 г. №557 такой датой определено 7 октября 1918 г., когда приказом № 1 по Главному управлению Рабоче-крестьянскоймилиции НКВД в составе Главного управления милиции наряду с Центральнымуправлением уголовного розыска и некоторыми другими подразделениями былисозданы инструкторский и информационный отделы. Позднее они были реорганизованыв Инструкторско-инспекторский отдел, который затем вошел в состав сформированнойв конце 1919г. Инспекции Главного управления милиции. К январю 1920 г. при губернских управлениях организованы подотделы инспекции.
Положением об Инспекции Главмилициина нее были возложены задачи, для выполнения которых она была наделена широкимиполномочиями: осуществление фактического контроля за выполнением органамимилиции, их сотрудниками и всеми служащими своих прямых обязанностей, изучениеособенностей организации общей (уездно-городской) и специальной (промышленной,железнодорожной, водной) милиции; производство ревизии органов милиции «вотношении административного, военного и технического состояния», «содействиеорганам милиции в их организации (выработке планов и проектов улучшениясостояния милиции, разработке инструкций и т. д.)»3, укреплениеправосознания, дисциплины в рядах сотрудников и служащих милиции. Несмотря натрудное материальное положение, постоянную нехватку квалифицированных кадров, инспекциярегулярно осуществляла выезды на места. Только в 1922 г. были обследованы управления милиции 43 губерний и автономных областей, 80 уездов, составлено258 актов об инспектировании, 43 доклада о состоянии деятельности милиции и 43проекта приказов .
В целях достиженияреальных результатов Инспекция следила за устранением выявленных недостатков,заводила по каждому факту нарушения отдельное дело и прекращала его толькопосле устранения нарушений2. Инспекция входила с предложениями круководству милиции о смещении лиц, занимавших ответственные должности и несумевших наладить работу должным образом. В Инспекции имелась группаспециалистов-инспекторов по одному на каждый вид деятельности милиции и поодному на 9—12 губерний.
Обширные и ответственныеполномочия возлагались на губернские органы инспекции. Они были обязаныосуществлять фактическое наблюдение за выполнением всеми уездными органамимилиции их обязанностей; принимать жалобы на действия сотрудников милиции ипредставлять их со своими заключениями заведующему губернским управлениеммилиции, собирать сведения об административном состоянии губернии, вестистатистику особых случаев и происшествий и характеризовать их.
Дальнейшее развитиеорганизаторской работы в центре и на местах повлекло создание в январе 1929 г. наряду с Инспекцией Административно-организационного отдела, который, в частности,осуществлял функции правового регулирования деятельности милиции,организационно-штатной и кадровой работы, информационного обеспечения. Вразработанной Административно-организационным отделом инструкции поинформационной работе подчеркивалось, что «на основе анализа конкретных данныхбазируется предвидение, самостоятельность и инициатива». В инструкции данподробный перечень вопросов, которые должны были освещать информаторы: деятельностьместных органов по выполнению приказов, директив, выявление проблем,требовавших их решения в наркомате, систематическое изучение практикиприменения законодательства, новых форм и методов труда, обобщение передовогоопыта, руководство аналитической работой, выполнениеорганизационно-инструкторской функции, обеспечение информацией оперативныхаппаратов и т. д. В начале 1931 г. была учреждена Главная инспекция ОГПУ помилиции и уголовному розыску. Это подразделение реализовало такие элементыштабной функции, как инспектирование деятельности милиции и уголовного розыска;оперативное управление их деятельностью; разработка структуры,штатов и положений, регламентирующих организацию центральных и местных органов;нормотворческая работа; изучение динамики, структуры и выявление основныхтенденций изменения преступности; обобщение и распространение передового опытаохраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Структурныеподразделения, обеспечивавшие в системе НКВД штабную функцию, а также Общийотдел Главного управления милиции готовили к печати сборники циркуляров,приказов и указаний центрального аппарата и его местных органов, периодическиеиздания: «Вестник НКВД», «Административный вестник НКВД РСФСР», «БюллетеньНКВД», «Рабоче-крестьянская милиция» и другие .
В 1934 г. после образования НКВД СССР в его составе была создана Главная инспекция НКВД, выполнявшаячисто контрольные функции. Она просуществовала до 1957 г. В этом наблюдается необоснованное сужение штабной работы, что, как показывает анализдокументов, не способствовало улучшению деятельности органов внутренних дел.
В октябре 1961 г. в Главном управлении милиции был создан Организационно-методический отдел (ОМО). В 1961—1962гг. аналогичные отделы, отделения, группы функционировали уже в 24 управленияхмилиции наиболее крупных регионов2. Но организационно-методическиеподразделения управлений милиции лишь частично реанимировали отдельные штабныефункции. Поначалу они занимались обобщением и распространением передового опыта,текущей служебной подготовкой руководящих кадров, организацией взаимодействия снаучными учреждениями, позднее стали также выполнять функции планированияработы и инспектирования горрайорганов.
17 октября 1966 г. образовано МООП СССР, в котором создано самостоятельное структурное подразделение —Контрольно-инспекторский отдел (КИО) с подчинением непосредственно министру. Вкомпетенцию КИО входили вопросы контроля и инспектирования служб иподразделений центрального аппарата, МВД, ГУВД, УВД, укрепление исполнительскойдисциплины и совершенствование системы управления на всех уровнях. В 1968 г. отдел переименован в организационно-инспекторское управление. Задачи ОИУ — организацияинформационно-аналитической, организационно-методической, статистической,нормативно-уставной работы; контроля и инспектирования; руководство дежурнойслужбой; методическое обеспечение профилактической работы; решение вопросовнаучной организации труда, внешних сношений с правоохранительными органамизарубежных стран. В 1968—1969 гг. организационно-инспекторские подразделениябыли созданы повсеместно. В сентябре 1971 г. ОИУ было переименовано в Штаб МВД СССР2.
В 1972 г. в состав Штаба входили главная инспекция и шесть отделов: организационно-аналитический,оперативный (включая дежурную часть), организационно-зональный,организационно-научный, организационно-штатный и внешних сношений. Воперативное подчинение штабу были переданы Главный научно-исследовательскийцентр управления и информации (позднее — Главный информационный центр — ГИЦ) иОрганизационно-методический центр МВД СССР по передовому опыту. В 1971—1972 гг.организационно-инспекторские аппараты во всех МВД, ГУВД, УВД, УВДТ былипреобразованы в штабы.
В декабре 1972 г. утверждено первое Положение о Штабе МВД СССР, определившее роль и место штаба в системе служби органов внутренних дел: организацию информационной работы в органахвнутренних дел, совершенствование системы информации; комплексный анализоперативной обстановки и разработку на этой основе конкретных предложений посовершенствованию оперативно-служебной деятельности, повышение уровняаналитической работы; организационное обеспечение осуществляемых руководствомМВД СССР мероприятий по совершенствованию организаторской иоперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних делстраны; разработку и осуществление совместно с отраслевыми службами мер посвоевременному реагированию на изменения оперативной обстановки; текущеепланирование работы МВД СССР и коллегии, контроль за их выполнением;перспективное планирование деятельности органов внутренних дел на основенаучных прогнозов; обеспечение согласованной деятельности МВД, УВД и отраслевыхслужб МВД СССР при решении вопросов, требующих комплексного использования сил исредств; организационное обеспечение согласованных с другими ведомствами иорганизациями мероприятий Министерства в целях более эффективного укрепленияправопорядка; комплексное инспектирование органов внутренних дел; текущее иперспективное планирование, координацию научно-исследовательской работы;организацию работы по обобщению и внедрению в работу органов внутренних делотечественного и зарубежного передового опыта; руководство издательской деятельностьюМВД СССР; внедрение в практику органов внутренних дел научных основ управленияи организации труда; организацию нормотворческой деятельности;совершенствование организационной структуры органов внутренних дел, оргштатнуюработу; разработку и осуществление мер по обеспечению высокой боевой готовностиорганов и подразделений внутренних дел; организацию оперативной подготовкивысшего руководящего состава органов внутренних дел в области управления силамии средствами; оперативно-методическое руководство и контроль за деятельностьюштабов (в том числе дежурных частей) МВД, УВД и горрайорганов внутренних дел;повышение профессиональной подготовки штабных кадров.
На основе Положения оШтабе МВД СССР в целях обеспечения единообразия структуры, задач и функций в 1973 г. было разработано Типовое положение о штабе МВД, УВД. К концу 1982 г. штабы функционировали во всех министерствах и управлениях внутренних дел (из них в 37 — направах управлений), а также в наиболее крупных горрайорганах России.
В 1983 г. штаб центрального аппарата и штабы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ преобразованы в инспекторскиеуправления (отделы, отделения, группы), фактически исполнявшие лишь функцииконтроля, инспектирования и планирования работы. Штабы горрайлиноргановликвидированы. Созданная огромным трудом профессиональная дежурная служба,повсеместно ставшая центром оперативного управления силами и средствами поохране общественного порядка и раскрытию преступлений по горячим следам, быланизведена до уровня механического регистратора событий; дежурные частиподчинены секретариатам, численность их резко сокращена. Подразделения,занимавшиеся информацией и анализом, разработкой нормативных актов и организационно-методическойработой по внедрению передового опыта, Ленинградские высшие штабные курсырасформированы. Опытные управленческие кадры распылены.
Бывший начальник штабаМВД СССР генерал А. Н. Косачев пишет по этому поводу: «Вокруг самой идеиштабов, их функций, практической деятельности постоянно сталкивалисьдиаметрально противоположные мнения, взаимоисключающие суждения и разного родаволюнтаристские проявления. Было время, когда само понятие «штаб» подвергалосьостракизму и яростно вычеркивалось из лексикона и управленческих документов. Отштабных подразделений произвольно отсекались внутренне присущие им функции, асоответствующие структурные образования, ранее включавшиеся в состав штабов,оказывались в самых неподходящих ячейках».
Только спустя три годасделан шаг к восстановлению ряда важных штабных функций. Но потребовалось ещемного времени и усилий, чтобы восполнить нанесенный ущерб. В 1986 г. в структуру вновь образованных организационно-инспекторских управлений, отделов, отделенийМВД, ГУВД, УВД, УВДТ возвращены подразделения информации ианализа, обобщения передового опыта и дежурные части. В УВД крупных городов ирайонов образованы оргинспекторские отделения. Во многих других горрайлинорганахвведены должности старших инспекторов и инспекторов по анализу, планированию иконтролю. На Оргинспекторское управление МВД СССР были возложены; комплексныйанализ оперативной обстановки в стране, РСФСР и отдельных регионах, обеспечениепланирования работы центрального аппарата и командировок, контроль завыполнением планов; проверка фактического исполнения МВД, ГУВД, УВД и органамивнутренних дел основополагающих приказов и указаний МВД СССР, зональныйконтроль, организационное обеспечение мер МВД СССР по укреплению взаимодействияс другими правоохранительными органами СССР и РСФСР, обобщение передового опытаи контроль за его внедрением.
В новом Положении об ОИУМВД СССР, утвержденном в 1989 г, подчеркнуто, что оно является головной всистеме МВД службой по организации анализа, планирования и контроля. На первоеместо среди основных поставлена задача координации действий служб центральногоаппарата. В январе 1990 г. из МВД СССР, осуществлявшего до того времени одновременнои функции российского министерства, выделено МВД РСФСР. На базе организационно-инспекторскихаппаратов были созданы: в МВД РСФСР — служба организации управления и правовогообеспечения (СОУПО), в МВД, УВД, УВДТ — службы, отделы, отделения организацииуправления.
В состав СОУПО входилиотделы: информационно-аналитический, оперативный (включая дежурную часть МВД),правового обеспечения и международных связей, инспекция, пресс-служба; воперативном подчинении находился информационный центр. После упразднения МВДСССР и МВД РСФСР, и образования на их базе Министерства внутренних делРоссийской Федерации приказом МВД России от 10 февраля 1992 г. № 30 был создан Штаб МВД России. В нем образовано три управления: Информационно-аналитическое,Организационно-плановое и Оперативное (включая дежурную часть МВД), а такжеГлавная инспекция.
Штабу министерства вновь,как было до 1983 г., предоставлены права «… координации оперативно-служебнойдеятельности подразделений центрального аппарата… при выполнении комплексныхмежрегиональных задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;контроля и проверки фактического выполнения подразделениями центральногоаппарата… действующего законодательства и ведомственных нормативных актов…а также состояния исполнительской дисциплины».
Среди первоочередных мерсовершенствования работы горрайлинорганов внутренних дел, предусмотренныхприказом МВД России № 420-93 г., было предусмотрено создание штабов во всехуправлениях, отделах внутренних дел городов, районов, районов в городах, атакже в линейных отделах внутренних дел на транспорте. На штабы возложены:организационное обеспечение управленческих решений начальников горрайлиноргановпо комплексным проблемам борьбы с преступностью, обеспечение общественного порядкаи общественной безопасности, проведение информационно-аналитической иучетно-регистрационной работы, планирование, контроль, организация работыдежурной части, связь со средствами массовой информации.
1.2 Система и структураорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел
Структуру и штатОрганизационно-инспекторского департамента МВД России утверждает министрвнутренних дел Российской Федерации.
Системуорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов составляют следующие уровниуправления. Высшим является Организационно-инспекторский департамент МВДРоссии. Средним уровнем являются штабы ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВДсубъектов Российской Федерации, УВД на транспорте, УВД (ОВД) ГУВДРО МВД России.Низшим звеном являются штабы горрайорганов внутренних дел, линейных управлений,отделов внутренних дел на транспорте.
СтруктураОрганизационно-инспекторского департамента МВД России включает в себяруководство, в состав которого входят: начальник, его первый заместитель,заместители и помощник начальника по кадрам. НачальникОрганизационно-инспекторского департамента МВД России назначается на должностьи освобождается от должности министром по представлению заместителя министра,курирующего Организационно-инспекторский департамент. Первый заместитель изаместители назначаются на должность и освобождаются от должности министром попредставлению начальника организационно-инспекторского департамента,согласованному с курирующим заместителем министра.
В структуруОрганизационно-инспекторского департамента МВД России входят также:Организационно-аналитическое управление, Контрольно-плановое управление,Организационно-штатное управление, Инспекция, Контрольно-ревизионноеуправление, Оперативное управление, Управление выработки государственнойполитики и управленческих решений в области внутренних дел, секретариатколлегии МВД России,
Центр проведения ревизийи проверок деятельности органов внутренних дел МВД России, Центр оперативногоуправления МВД России и другие подразделения. В оперативном подчиненииДепартамента находятся Государственное учреждение «Всероссийскийнаучно-исследовательский институт МВД России», Главныйинформационно-аналитический центр МВД России, специальный полк милиции поохране объектов МВД России.
Отметим, что приначальнике Организационно-инспекторского департамента МВД России образуетсяколлегиальный орган — постоянно действующее оперативное совещание, составкоторого утверждается начальником, а также могут создаваться комиссии, советы идругие коллегиальные органы. Организационно-инспекторский департамент имеетпечать со своим полным наименованием.
НачальникОрганизационно-инспекторского департамента МВД России находится в прямомподчинении курирующего заместителя министра и обладает следующими полномочиями:
а) осуществляет общееруководство деятельностью Организационно-инспекторского департамента МВДРоссии, издает приказы и распоряжения, касающиеся его деятельности;
б) вносит руководству МВДРоссии предложения по структуре и штатному расписаниюОрганизационно-инспекторского департамента, а также утверждает положения о егоструктурных подразделениях, должностные инструкции своих заместителей иначальников управлений;
в) организуетвзаимодействие с департаментами, главными управлениями и управлениями МВДРоссии, структурными подразделениями Администрации Президента РФ, аппаратамиПравительства РФ, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей ПрезидентаРФ в федеральных округах, органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, другими подразделениями органов государственной власти РФ, органамиместного самоуправления, общественными объединениями и организациями, а такжепо поручение руководства министерства представляет МВД России в федеральныхорганах государственной власти;
г) распоряжаетсяпоощрительным фондом денежных средств в пределах выделенных ассигнований;устанавливает и изменяет в пределах средств, выделенных на денежное довольствиеи заработную плату, должностные оклады в минимальных и максимальных размерах,определенных по соответствующим должностям, надбавки и выплаты сотрудникам,федеральным государственным служащим и работникам департамента и подразделенийнепосредственного подчинения включительно до начальника управления департаментаи заместителей руководителей центров соответственно;
д) решает в соответствиис законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России вопросы,связанные с комплектованием, профессиональной подготовкой и прохождением службыв органах внутренних дел сотрудниками федеральной государственной службы —федеральными служащими и осуществлением трудовой деятельности работникамидепартамента и подразделений непосредственного подчинения;
е) вызывает в установленномпорядке в организационно-инспекторский департамент руководителейсоответствующих подразделений ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектовРоссийской Федерации, научно-исследовательских и образовательных учреждений, апо согласованию с руководством министерства руководителей названных главныхуправлений, министерств, управлений для отчетов о работе и рассмотрения другихвопросов оперативно-служебной деятельности;
ж) в пределах своейкомпетенции присваивает специальные звания до подполковника милиции (внутреннейслужбы) включительно сотрудникам Организационно-инспекторского департамента,проводит аттестование личного состава, принимает меры поощрения и взыскания вотношении сотрудников и работников департамента и непосредственно подчиненныхподразделений.
Штабы ГУ МВД России поФО, МВД республик, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспортеподчиняются соответственно министру, начальнику главного управления, управлениявнутренних дел. Начальники штабов и их заместители назначаются на должность иосвобождаются от нее министром и начальниками управлений внутренних делсубъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте. Приэтом следует иметь в виду, что назначение на должность начальников штабов иосвобождение от нее производится после предварительного согласования сОрганизационно-инспекторским департаментом МВД России.
В структуру указанныхштабов входят: оперативное управление (отдел), состоящее из дежурной части,отдела (отделения) организации работы дежурных частей, отдела (отделения) пооперативному планированию и чрезвычайным ситуациям; информационно-аналитическийотдел (отделение, группа), организационно-плановый отдел (отделение, группа);инспекция (на правах отдела, отделения, группы); отдел (отделение, группа)организационно-штатной и мобилизационной работы; отдел (отделение, группа)правового обеспечения и международного сотрудничества; канцелярия и др.
Штабы горрайоргановвнутренних дел и линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел натранспорте возглавляют начальники, которые назначаются на должность иосвобождаются от нее приказом начальника горрайоргана, линейного органавнутренних дел по согласованию с начальником штаба вышестоящего органавнутренних дел.
Структура штабагоррайоргана внутренних дел состоит из отделения (группы) анализа, планированияи контроля; группы связи со средствами массовой информации; отделения (группы)информационного обеспечения, технического обеспечения, второго специальногоотделения, отделения (группы) по гражданской обороне и дежурной части.
Штаб как орган управлениядолжен отличаться высокой слаженностью и быть способным обеспечивать твердое,непрерывное, гибкое и скрытное управление органом внутренних дел в любыхусловиях оперативной обстановки.
Это достигается:
— постоянной служебнойготовностью штаба;
— четкой организациейработы и рациональным распределением задач;
— согласованной работойсо штабами подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел, атакже управленческими структурами других правоохранительных органов,администрацией органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления;
— необходимымматериально-техническим обеспечением штаба;
— широким использованиемсредств автоматизации и вычислительной техники;
— строгим соблюдениемрежима секретности, правилами ведения радиообмена и защиты информации.
Для того чтобыдеятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определеннымтребованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности,предвидения и предусмотрительности, точности и исполнительности, инициативы итворчества.
Требованиеорганизованности заключается в четкой, строго упорядоченной и умело построеннойработе штаба. Это достигается: постоянным руководством штабом со стороны начальникаоргана внутренних дел и начальника штаба, четким выполнением каждым сотрудникомсвоих обязанностей, систематически их уточнением, проявлениемсамостоятельности, инициативы, высокой дисциплины и безупречнойисполнительности; согласованностью работы штаба с деятельностью других органовуправления.
Требованиецелеустремленности заключается в постоянной направленности штаба на решениеглавных задач, умелом определении и сосредоточении основных усилий напервоочередной проработке и осуществлении важнейших мероприятий, от которыхзависит успешное выполнение поставленных перед органом внутренних дел задач,что обеспечивается:
— единым и правильнымпониманием сотрудниками штаба руководящих нормативных правовых документов;
— знанием решенийначальника органа внутренних дел;
— четким планированием,последовательным и настойчивым проведением в жизнь мероприятий по повышениюкачества выполнения служебных задач, укреплению дисциплины личного состава;
— поддержаниемнепрерывного взаимодействия;
— постоянным контролем завыполнением поставленных задач и оказанием помощи подразделениям и службам.
Оперативность заключаетсяв способности штаба решать задачи в установленные сроки, с учетом оперативнойобстановки, гибко менять формы и методы работы. Требование оперативностидостигается; постоянным знанием оперативно-служебной обстановки; своевременнойи четкой постановкой задач и точным их выполнением; привитием сотрудникамнавыков штабной культуры, что связано с умением быстро производить расчеты иразрабатывать предельно краткие и ясные документы, умелым использованиемсредств связи, автоматизации и вычислительной техники.
Требование предвидения ипредусмотрительности заключается в заблаговременном определении штабомвозможного развития оперативной обстановки на длительный период.
Это достигается:
а) глубоким комплексныманализом оперативной обстановки в стране и в регионе, анализа всего спектрафакторов и причин, влияющих на состояние правопорядка и преступности;
б) своевременнойреализацией выводов, полученных в результате углубленного научного анализа,проведенного как своим органом внутренних дел, так и другими правоохранительнымиорганами, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями системы МВДРоссии;
в) своевременнойподготовкой долгосрочных прогнозов, моделированием возможного развитияоперативной обстановки для разработки и осуществления адекватных мер поусилению охраны общественного порядка, обеспечению общественной безопасности,борьбы с преступностью и профилактики противоправных действий.
Требование точности иисполнительности состоит в выполнении штабом возложенных на него задач в полномобъеме и в соответствии с решениями начальника органа внутренних дел, а такжеуказаниями вышестоящего штаба; в безошибочности проводимых расчетовразрабатываемых документов и отдаваемых распоряжений; в точности выводов,докладов и предложений по обстановке; в ответственном отношении к исполнениювсех поручений и заданий.
И наконец, требованиеинициативы и творчества должно проявляться в стремлении штаба найти наиболеецелесообразные и эффективные способы качественного выполнения поставленныхзадач в соответствии с конкретной оперативной обстановкой, умениисамостоятельно применять
лучшие формы и методыработы в организации и планировании оперативно-служебной деятельности, внедрятьвсе новое и передовое.
Безусловно, основойуспешного выполнения стоящих перед штабами задач является тщательный подбор,высокая профессиональная и специальная подготовка сотрудников штабов, глубокоепонимание стоящих перед ними задач и способов их выполнения.
1.3 Задачи и функцииорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов органов внутренних дел
Контроль органоввнутренних дел за оперативной обстановкой является необходимым условием приобеспечении безопасности граждан, их прав и свобод. Для реализации этой задачиисключительное значение приобретают организационно-инспекторские (штабные)аппараты органов внутренних дел, которые призваны анализировать складывающуюсяоперативную обстановку, вырабатывать конкретные управленческие решения иосуществлять контроль за их исполнением.
Организационно-инспекторские(штабные) аппараты являются основными структурными подразделениями органоввнутренних дел, призванными осуществлять управление службами и подразделениямиорганов внутренних дел, обеспечивать деятельность этих органов по решениюмежрегиональных, межотраслевых комплексных задач, координировать деятельностьслужб и подразделений, организовать взаимодействие между ними в целях качественноговыполнения возложенных на органы внутренних задач.
В соответствии снормативными правовыми актами МВД России на организационно-инспекторские(штабные) аппараты органов внутренних дел возложены следующие основные задачи:
1) обеспечениеоперативно-служебной и мобилизационной готовности органа внутренних дел;
2) непрерывный сбор,анализ и оценка оперативной обстановки и организация реагирования на ееизменения;
3) планирование ируководство оперативно-служебной деятельностью органа внутренних дел припривлечении для выполнения задач двух и более подразделений и служб различныхнаправлений деятельности;
4) организация действийоргана внутренних дел и его подразделений при возникновении чрезвычайныхобстоятельств;
5) подготовка проектов иорганизация реализации комплексных программ, планов, иных управленческихрешений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всехподразделений и служб и организация взаимодействия между ними;
6) своевременноедоведение до подразделений и служб задач, приказов и распоряжений начальника;
7) контроль за выполнениемподразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической иметодической помощи;
8) организация всех видовсвязи, средств автоматизации и вычислительной техники;
9) изучение, обобщение ираспространение положительного опыта служебной деятельности и другие задачи.
Для выполнения указанныхзадач организационно-инспекторские (штабные) аппараты осуществляют определенныефункции.
К ним относятся:обеспечение сбора и анализа информации об оперативной обстановке; координациядеятельности служб и подразделений органа внутренних дел в решении комплексныхправоохранительных задач; контроль за выполнение службами и подразделениямизаконодательства, подзаконных нормативных правовых актов, плановоперативно-служебной и управленческой деятельности; подготовка органавнутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств;организационно-методическое обеспечение деятельности штабов и дежурных частейнижестоящих органов внутренних дел; выявление, распространение и внедрениеположительного отечественного и зарубежного опыта оперативно-служебной иуправленческой деятельности.
Перейдем теперь крассмотрению содержания этих функций. При этом следует учитывать, что функцияпри ее реализации расчленяется на функциональные обязанности, то есть на конкретныедействия, осуществляемые в процессе повседневной работы.
Обеспечение сбора ианализа информации об оперативной обстановке. При реализации этой функцииорганизационно-инспекторские (штабные) аппараты систематизируют и анализируютинформацию о преступлениях и правонарушениях, об использовании сил и средств вправоохранительной деятельности, результатах оперативно-служебной деятельности;влиянии социально-экономических, демографических и иных факторов на состояниеправопорядка; проводят комплексный анализ информации по проблемам борьбы спреступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественнойбезопасности; организуют проведение социологических исследований и прогнозированиетенденций и процессов в криминальной сфере.
По результатам комплексногоанализа и оценки оперативной обстановки для руководства органа внутренних делготовятся справки о состоянии общественного порядка на обслуживаемойтерритории, проблемные записки о наиболее актуальных направлениях борьбы спреступностью и укрепления правопорядка с указанием конкретных предложений ипредставлением проектов управленческих решений по их реализации.
Организационно-инспекторские(штабные) аппараты разрабатывают карты, схемы, диаграммы, характеризующиединамику, структуру, распространенность преступлений и правонарушений натерритории обслуживания, расстановку и использование имеющихся сил и средств;формируют справочно-информационный фонд, в котором концентрируются и хранятсязаконодательные акты, указы, распоряжения Президента РФ, постановления и распоряженияПравительства РФ, нормативные правовые акты МВД России, МВД, ГУВД, УВДсубъектов Российской Федерации, а также статистические, аналитические материалыи материалы социологических исследований, юридическая литература и сообщения онаиболее эффективных формах и методах оперативно-служебной и управленческойдеятельности.
Указанными аппаратамиосуществляется координация деятельности служб и подразделений органоввнутренних дел в решении комплексных правоохранительных задач Совместно с подразделениямиоргана внутренних дел они разрабатывают планы оперативно-служебнойдеятельности, а также планы совместных мероприятий по предупреждению ипресечению правонарушений.
Организационно-инспекторские(штабные) аппараты осуществляют контроль за выполнением службами иподразделениями органа внутренних дел законодательства, плановоперативно-служебной и управленческой деятельности. Они организуют и участвуютв проведении комплексных и контрольных проверок органов внутренних дел. Порезультатам проверок разрабатывают предложения, направленные на устранениенедостатков, а также определяют меры по улучшению оперативно-служебной иуправленческой деятельности. Кроме этого, осуществляют контроль исполненияслужбами и подразделениями органа внутренних дел законов, подзаконныхнормативных правовых актов, планов работы. Изучают организацию и состояниеконтроля в подразделениях органов внутренних дел, разрабатывают нормативные иметодические документы по этим вопросам.
При подготовке органавнутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств организационно-инспекторские(штабные) аппараты анализируют информацию, поступающую из служб иподразделений, органов государственной власти и местного самоуправления, другихисточников о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических,экономических, демографических, межнациональных и других процессах, влияющих навозникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера,эпидемий, эпизоотии, осложнение криминогенной обстановки.
Организационно-методическоеобеспечение деятельности организационно-инспекторских (штабных) аппаратов идежурных частей нижестоящих органов внутренних дел Организационно-инспекторские(штабные) аппараты вышестоящих органов внутренних дел организуют обучение сотрудниковштабов и дежурных частей в системе текущей профессиональной подготовки;проводят семинары и учения с начальниками штабов и дежурных частейгоррайорганов внутренних дел, а также учебные сборы сотрудников штабовраздельно по линиям работы; обеспечивают стажировку в штабах и дежурных частяхМВД, ГУВД, УВД вновь принимаемых на службу в эти подразделения; организуютвнедрение и использование в работе штабов и дежурных частей органов внутреннихдел автоматизированных систем управления и информационного обеспечения.
К числу функцийорганизационно-инспекторских (штабных) аппаратов относится также выявление,распространение и внедрение положительного отечественного и зарубежного опытаоперативно-служебной и управленческой деятельности При реализации этой функцииони, прежде всего, координируют работу служб и подразделений органов внутреннихдел по выявлению, распространению и внедрению положительного опыта Организуютизучение состояния работы по выявлению и внедрению положительного опыта в подразделенияхорганов внутренних дел, заслушивают отчеты их руководителей на заседанияхколлегий, оперативных совещаниях, обеспечивают сбор, обработку и хранение всправочном информационном фонде обобщенных материалов по одобренному квнедрению положительному опыту, ведут тематический их учет и информируютзаинтересованные подразделения органов внутренних дел о поступивших материалах.Следует отметить, что они непосредственно осуществляют работу по выявлению ивнедрению положительного отечественного и зарубежного опыта организации работыштабов и дежурных частей; определяют базовые органы по проблемам управления, планируютих работу по пропаганде положительного опыта, оказывают им необходимую помощь.
Таковы основные функции,исполнение которых позволяет различного уровня организационно-инспекторским(штабным) аппаратам осуществлять реализацию задач, возложенных на них
2. Место и роль дежурнойслужбы в системе органов внутренних дел
2.1 Дежурная часть в системе органов внутренних дел
В обеспечениибезопасности личности, прав и законных интересов граждан, общественного порядкаи общественной безопасности, организации розыска и задержания «по горячимследам» лиц, совершивших преступления, велика роль дежурных частей органоввнутренних дел. От их умения качественно подготовить наряды милиции к несениюслужбы, постоянного взаимодействия с ними, при необходимости маневра силами исредствами, несущими службу на территории обслуживания соответствующего органавнутренних дел, своевременного реагирования на информацию о совершенном преступленииво многом зависит должный общественный порядок, безопасность граждан,нормальный ритм общественных отношений города, района и иного муниципальногообразования.
Дежурная часть являетсясамостоятельным структурным подразделением органа внутренних дел. Онапредназначена для обеспечения комплексного использования сил и средств органавнутренних дел в целях незамедлительного реагирования на поступающие заявленияи сообщения о преступлениях и правонарушениях, обеспечения безопасностиличности, общественного порядка и общественной безопасности.
Место и роль дежурныхчастей, во-первых, определены Положением о милиции общественной безопасности,утвержденной Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209, где подчеркнуто, что дежурные части милиции общественной безопасности одновременноявляются дежурными частями соответствующих городских (районных) отделов(управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте.Отсюда следует, что дежурные части предназначены для обслуживания не толькомилиции общественной безопасности, но также и криминальной милиции Во-вторых,их роль и место определяется объемом задач и функций. В соответствии с Наставлениемпо организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних делРоссийской Федерации на дежурную часть управления, отдела внутренних дел,линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспортевозлагаются следующие задачи:
1) непрерывныйкруглосуточный сбор, обработка и передача информации об оперативной обстановке;
2) прием, регистрацияпоступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях,административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, атакже своевременное реагирование на них;
3) непрерывное управлениесилами и средствами органов внутренних дел, немедленное принятие мер краскрытию преступления по «горячим следам»;
4) безотлагательнаяорганизация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидациипоследствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;
5) организацияразбирательства с гражданами, в том числе с доставленными и задержанными;
6) контроль засоблюдением установленного порядка содержания и конвоирования подозреваемых иобвиняемых в совершении преступлений;
7) обеспечениесохранности служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств,оперативной и криминалистической техники, средств связи и другого вверенногоимущества;
8) прием и сохранностьизъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а такжепредметов и вещей, принадлежность которых не установлена;
9) контроль за состояниемохраны помещений, обороны здания органа внутренних дел и прилегающей к немутерритории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием;
10) организация передачив подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степенейготовности и оповещение личного состава по ним.
К функциям дежурныхчастей органов внутренних дел относятся: сбор и анализ информации обобстановке; организация раскрытия преступлений по «горячим следам»;разбирательство с правонарушителями, контроль за содержанием, охранной иконвоированием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; подготовкаслужебных нарядов к несению службы и контроль за их работой; прием-передачаслужебной информации в подразделения; информирование руководителей органоввласти города (района) и оповещение личного состава органа внутренних дел;обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, специальных средств,оперативной и криминалистической техники, средств связи, защиты и другогоимущества, числящегося за дежурной частью; контроль за охраной здания органавнутренних дел и изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений (ИВС); а также за соблюдением правил пожарной безопасности вздании органа внутренних дел.
2.2 Система и структурадежурных частей органов внутренних дел
Система дежурных частейсостоит из нескольких уровней — дежурных частей территориальных органоввнутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.
В систему территориальныхорганов входят: дежурная часть МВД России дежурные части подразделенийцентрального аппарата МВД России, в том числе главных управлений МВД России пофедеральным округам (ГУ МВД России по ФО), дежурные части МВД, ГУВД, УВДсубъектов Российской Федерации, горрайорганов внутренних дел, органоввнутренних дел на режимных объектах.
К системе дежурных частейорганов внутренних дел на транспорте относятся: дежурная часть Департаментаобеспечения правопорядка на транспорте МВД России, дежурные части управленийвнутренних дел на
транспорте, линейныхуправлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, воздушном иводном транспорте.
Кроме того, в системудежурных частей входят дежурные части органов внутренних дел закрытыхадминистративно-территориальных образований, научно-исследовательских иобразовательных учреждений МВД России.
Организационно-методическоеобеспечение дежурных частей возлагается на организационно-инспекторскиеаппараты (штабы) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и УВДТ,
Дежурная часть ГУ МВДРоссии по ФО, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ выполняет возложенные на нее обязанности пореагированию на осложнения обстановки через дежурные части горрайлинорганов.
Дежурные частигоррайлинорганов внутренних дел обязаны информировать дежурные части МВД, ГУВД,УВД, УВДТ об оперативной обстановке и ее изменениях.
Персональнуюответственность за работу дежурной части несет начальник органа внутренних дел.Общее руководство деятельностью дежурных частей осуществляюторганизационно-инспекторские аппараты (штабы) органов внутренних дел.
Начальник горрайлинорганавнутренних дел в целях организации эффективной работы дежурной части обязанобеспечивать правильный подбор, расстановку и воспитание сотрудников дежурнойчасти; постоянно контролировать ее деятельность, оказывать сотрудникампрактическую помощь; организовывать служебную и боевую подготовку сотрудниковдежурной части; принимать непосредственное участие в проведении служебныхзанятий; внедрять передовой опыт; принимать меры к обеспечению дежурной частислужебными помещениями, документацией, вооружением, средствами защиты и связи,автотранспортом, другим имуществом согласно штатной и табельной положенности;обеспечивать ведения учета работы дежурной части.
Дежурные части органоввнутренних дел обеспечиваются необходимыми помещениями. Их количество ипредъявляемые требования по оборудованию определяются в соответствии спримерным перечнем помещений и оборудования дежурной части (приложение № 1 кНаставлению).
Примерный переченьпомещений и оборудования дежурной части:
I. Помещения дежурнойчасти ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДгородов, имеющих районное деление, УВДТ, УВД (ОВД) Департамента обеспеченияправопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России.
1. Зал оперативногодежурного.
2. Зал оперативногоуправления.
3. Кабинет начальникадежурной части.
4. Кабинет начальникасмены (старшего дежурной смены).
5. Комната для хранениясредств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.
6. Комната для хранения оружия,боеприпасов и специальных средств.
7. Комната для чисткиоружия.
8. Комната для размещенияоргтехники, множительной аппаратуры.
9. Комната операторов ЭВМи инженера-электроника.
10. Комната помощниковоперативного дежурного по «02».
11. Радиоцентр.
12. Аппаратная.
13. Комната связи(телетайп, факсимильная связь и т. д.).
14. Комната бытовогоназначения.
15. Комната отдыхадежурного наряда.
16. Тренажерная комната.
17. Комната психологическойразгрузки.
18. Комната длякартотеки.
19. Комната для подогреваи приема пищи.
20. Туалеты.
21. Душевая комната.
22. Комнатаследственно-оперативной группы.
23. Комната рабочейгруппы оперативного штаба.
11. Помещения дежурнойчасти управлений (отделов) внутренних дел городов, районов, иных муниципальныхобразований, отделов (отделений) милиции, линейных управлений (отделов,отделений) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов, отделений)внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, на особоважных и режимных объектах.
1. Вестибюль.
2. Кабинет начальникадежурной части.
3. Кабинет начальникасмены (старшего дежурной смены).
4. Зал (комната)оперативного дежурного с кабинами для радиосвязи, телетайпа, факсимильной связии помощников оперативного дежурного по «02».
5. Аппаратная.
6. Комната для хранения оружия,боеприпасов и специальных средств.
7. Комната для чисткиоружия.
8. Комната для хранениясредств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.
9. Комната операторов ЭВМи инженера-электроника.
10. Комнатаследственно-оперативной группы (кроме отделения милиции). Для УВД городовколичество комнат предусматривается в зависимости от количества СОГ.
11. Комната для группынемедленного реагирования.
12. Комнаты длязадержанных в административном порядке (три комнаты для раздельного содержаниямужчин, женщин и несовершеннолетних).
13. Комната дляразбирательства с доставленными.
14. Комната отдыхадежурного наряда.
15. Комната для подогреваи приема пищи.
16. Туалет с умывальникомв тамбуре для дежурного наряда и задержанных.
На дежурную часть органавнутренних дел составляется тактико-технический паспорт по установленной форме.
Основными принципамиработы дежурной части являются: высокая боевая готовность, оперативность,глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории,преемственность в работе, инициатива и целеустремленность в решенииоперативно-служебных задач, строжайшее соблюдение законности, сохранениегосударственной и служебной тайны, четкое выполнение нормативных актов,бдительность, высокая профессиональная этика и культура в работе.
Принцип строжайшегособлюдения законности в работе дежурных частей является одним из важнейшихсредств совершенствования деятельности милиции, укрепления ее авторитета.Оперативные дежурные обязаны не только твердо знать и неукоснительно исполнятьнормативные правовые акты, регламентирующие деятельность милиции, но иконтролировать их соблюдение служебными нарядами и другими сотрудниками. Приэтом важное значение имеет постоянное повышение сотрудниками дежурных частей ихпрофессиональных знаний.
Обеспечение высокойкультуры в работе дежурной части неразрывно связано с реализацией принципазаконности. Культура в деятельности дежурной части проявляется прежде всего вобращении с гражданами, юридически грамотном, быстром и четком решениивопросов, с которыми они обращаются к дежурному или его помощнику.
Важно, чтобы оперативныйдежурный свои требования предъявлял спокойно, твердо, настойчиво, но тактично, нив коем случае не унижал человеческого достоинства тех, с кем он имеет дело. Приневозможности лично удовлетворить просьбу посетителя, его надо направить кодному из руководителей органа внутренних дел или к другомудолжностному лицу. В случае если гражданин обратился с заявлением, раз-решениекоторого не входит в компетенцию данного органа, — подробно объяснить ему, куданужно обратиться.
2.3 Организация работыдежурной части
Дежурная смена,выполняющая возложенные на дежурную часть задачи, формируется в соответствии стиповыми штатными расписаниями дежурных частей. Начальник смены, а в органахвнутренних дел, где в штатах эта должность не предусмотрена, помощникначальника дежурной части — оперативный дежурный (помощник начальника отдела(отделения), старший оперативный дежурный) является старшим дежурной смены инесет персональную ответственность за ее работу. Кроме указанных лиц, в составсуточного наряда входят дежурный по разбору с доставленными и задержанными,помощник оперативного-дежурного.
Кроме дежурной смены всуточный наряд по органу внутренних дел включаются такжеследственно-оперативная группа (СОГ) и группа немедленного реагирования (ГНР),группа (группы) задержания пункта централизованной охраны (ПЦО) отделавневедомственной охраны, водители служебного автотранспорта.
При осложненииоперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел суточныйнаряд может усиливаться дополнительными силами и средствами.
Перечисленные вышедолжности комплектуются лицами среднего и старшего начальствующего состава,положительно характеризующимися по службе, имеющими высшее, преимущественноюридическое, образование, стаж работы в органах внутренних дел не менее трехлет, после согласования их кандидатур и прохождения собеседования в штабномлибо организационно-инспекторском подразделении вышестоящего органа внутреннихдел, по представлению руководителя органа внутренних дел.
Из числа лиц младшегоначальствующего состава, положительно характеризующимися по службе, имеющимисреднее образование и стаж работы не менее трех лет, приказом начальника органавнутренних дел назначаются и освобождаются от должности помощники оперативногодежурного.
Организует работудежурной части ее начальник, который обязан:
— обеспечиватьэффективное выполнение возложенных на дежурную смену задач, готовностьзаступающей смены к несению службы;
— оценивать деятельностьсменяющегося наряда;
— организовать раскрытиепреступлений по горячим следам;
— контролироватьсоблюдение законодательства при разрешении заявлений и сообщений,разбирательстве с доставленными и задержанными в органы внутренних дел ивыполнять другие функции.
В организации работыдежурного существенное значение имеет порядок приема и сдачи дежурства.Оперативный дежурный, сдающий дежурство, подробно знакомит наряд, прибывший насмену, с оперативной обстановкой, информирует о проводимой работе позарегистрированным преступлениям и происшествиям, о предстоящих массовых и иныхмероприятиях, о силах и средствах, о распоряжениях начальника и егозаместителей, о лицах, содержащихся в комнатах для задержанных вадминистративном порядке. После чего сотрудники заступающей дежурный сменыпринимают числящуюся за дежурной частью служебную документацию, законодательныеи иные нормативные акты, согласно перечню основных законодательных и другихнормативных актов, служебной документации, картотек и справочных материалов(приложение № 3 к Наставлению); вооружение, боеприпасы, специальные средства,оперативную, криминалистическую и иную технику, проверяют ее исправность. Вслучае отсутствия штатных дежурных по изолятору временного содержания (ИВС)проверяют состояние охраны ИВС, проводят осмотр камер и других помещенийизолятора, наличие и исправность средств связи, сигнализации, пожаротушения;проводят досмотр и опрос подозреваемых и обвиняемых; проверяют документы исоблюдение сроков задержания лиц, содержащихся в ИВС; при выявлении нарушенийделают запись в книге замечаний и предложений проверяющих изолятор временногосодержания.
Обо всех выявленныхнедостатках оперативный дежурный делает запись в книге рапортов о приеме исдаче дежурства и принимает меры к их устранению.
О приеме и сдачедежурства, зарегистрированных правонарушениях, происшествиях, принятых по ниммерах, о выявленных нарушениях законности оперативные дежурные докладываютначальнику органа внутренних дел. Начальник органа дает оценку и проводитразбор несения службы сменяющегося суточного наряда, проводит инструктажзаступающей смены и разрешает провести смену дежурства.
Начальствующий составнесет службу в форменной одежде. На время несения службы вооружается табельныморужием. Они обязаны иметь при себе служебные удостоверения, жетоны с личныминомерами, а также личные нагрудные карточки для оперативных дежурных.
Продолжительность работыкаждой смены установлена в 24 часа. Во время дежурства сотрудникам поочереднопредоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общейпродолжительностью каждому: при трехсменном дежурстве — шесть часов, причетырехстенном — четыре часа. После смены штатным сотрудникам дежурной частипредоставляется отдых продолжительностью: при наличии трех дежурных — 48 часов,при наличии четырех дежурных — 72 часа.
Заключение
В соответствии снормативными правовыми актами МВД России на организационно-инспекторские(штабные) аппараты органов внутренних дел возложены следующие основные задачи:
1) обеспечениеоперативно-служебной и мобилизационной готовности органа внутренних дел;
2) непрерывный сбор,анализ и оценка оперативной обстановки и организация реагирования на ее изменения;
3) планирование ируководство оперативно-служебной деятельностью органа внутренних дел припривлечении для выполнения задач двух и более подразделений и служб различныхнаправлений деятельности;
4) организация действийоргана внутренних дел и его подразделений при возникновении чрезвычайныхобстоятельств;
5) подготовка проектов иорганизация реализации комплексных программ, планов, иных управленческихрешений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всехподразделений и служб и организация взаимодействия между ними;
6) своевременноедоведение до подразделений и служб задач, приказов и распоряжений начальника;
7) контроль завыполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание импрактической и методической помощи;
8) организация всех видовсвязи, средств автоматизации и вычислительной техники;
9) изучение, обобщение ираспространение положительного опыта служебной деятельности и другие задачи.
Для выполнения указанныхзадач организационно-инспекторские (штабные) аппараты осуществляют определенныефункции.
К ним относятся:обеспечение сбора и анализа информации об оперативной обстановке; координациядеятельности служб и подразделений органа внутренних дел в решении комплексныхправоохранительных задач; контроль за выполнение службами и подразделениямизаконодательства, подзаконных нормативных правовых актов, плановоперативно-служебной и управленческой деятельности; подготовка органавнутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств;организационно-методическое обеспечение деятельности штабов и дежурных частейнижестоящих органов внутренних дел; выявление, распространение и внедрениеположительного отечественного и зарубежного опыта оперативно-служебной иуправленческой деятельности.
Список литературы:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»
3.Кодекс РФ об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г.
4.Указ Президента РФот 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти»
5.Распоряжение Правительства РФ от 25октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в РоссийскойФедерации в 2006 — 2008 годах»
6.ПосланиеПрезидента РФ Федеральному собранию. 2006 год.7.Обращение Министра внутренних дел РФ к сотрудникаморганов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России. 23 августа 2005 года.
8.Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении Положения «О МВД РФ»
9.Приказ МВД РФ от 15.09.2003 года № 730Типовое положение «О МВД, главном управлении, УВД субъекта РФ»
10.Приказ МВД РФ от 26.02.2002 г. №174дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системыорганов внутренних дел Российской Федерации»
11.Приказ МВД РФ от 1 декабря 2005 года № 985 «Об утверждении Инструкции о порядкеприема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерациизаявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».
12.Приказ УВД Амурской области от 12января 2000 г. № 20 «О совершенствовании управленческой деятельности в УВД Амурскойобласти».
13.Приказ УВД Амурской области от 10октября 2000 г. № 650 «О внесении изменений и дополнений в нормативные правовыеакты МВД России, УВД Амурской области».
14.Коренев А.П. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Издание второе, исправленноеи дополненное. Учебник — М.: Щит-М. 2003.
15.Абдурахманов А.А. Правовые актыуправления в деятельности ОВД. – М.: ВНИИ МВД России. 2005.
16.Сальников В.П. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Учебное наглядное пособие. М.: ИМЦ ГУК МВДРФ. 2002.
17.Четвериков В.С. Административноеправо. М.: ФОРУМ – ИНФА – М. 2005.