Реферат по предмету "Государство и право"


Доказывание по делам о преступлениях несовершеннолетних

Содержание
Введение. 3
1.Сущность и значение процессуальных особенностей производства по деламнесовершеннолетних. 5
2.Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних  12
3.Особенности собирания, проверки и оценки доказательств по деламнесовершеннолетних. 26
4.Особенности оснований и порядка окончания предварительного следствия по делам опреступлениях несовершеннолетних. 31
Заключение. 37
Списокиспользуемой литературы… 38
Введение
Актуальностьтемы исследования обусловлена большой значимостью для современного обществапроблем борьбы с подростковой преступностью; приоритетом охраны прав и законныхинтересов несовершеннолетних в уголовном процессе; необходимостьюсовершенствования уголовно-процессуального законодательства в областиювенальной юстиции.
Сложноесоциально-экономическое положение в стране, отсутствие идеологии в обществе,социальная незащищенность подрастающего поколения, законодательнаянеурегулированность вновь сформировавшихся общественных отношений, в том числеуголовно-процессуальных, повлекли нарастание криминогенности на фоне сниженияобщественной нравственности и усиления правового нигилизма, что вызывает ростпреступности среди несовершеннолетних.[1]
Анализлитературы и нормативных актов, проведенный при подготовке данной работы,показал, что в результате проводимых в настоящее время на основе новойКонституции Российской Федерации правовых преобразований, смещения акцентов вуголовно-процессуальном законодательстве на обеспечение прав и законныхинтересов личности, повышается значение установления обстоятельств, входящих впредмет доказывания по делам несовершеннолетних, и, в частности, изученияличности обвиняемого (подсудимого). Однако, несмотря на многочисленныеисследования, отдельные вопросы этой проблемы остались вне поля изученияуголовно-процессуальной науки и практики.
Российское уголовное судопроизводство по делам опреступлениях несовершеннолетних в целом отвечает современныммеждународно-правовым требованиям, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенкаот 20 ноября 1989 г.[2],в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия вотношении несовершеннолетних («Пекинских правилах»[3])от 29 ноября 1985 г., в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемыхзадержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г.[4],в других международных актах, а также в Конституции РФ[5]и иных национальных законах.
В соответствии с международными обязательствамироссийская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена впервую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них быливсегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствамиправонарушения, а также содействовали их перевоспитанию.
Уголовно-процессуальное законодательство РоссийскойФедерации предусматривает особый порядок уголовного судопроизводства по деламлиц, которые к моменту совершения преступления не достигли возраста 18 лет.
В структуре УПК РФ[6]имеется специальный разд. XVI, в который включена самостоятельная гл. 50, содержащаясовокупность норм об особенностях производства по уголовным делам в отношениинесовершеннолетних.
Специфическое правовое положение в обществе лиц, недостигших совершеннолетия, диктует необходимость регламентировать особыеправила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всехстадиях уголовного процесса.
1.Сущность и значение процессуальных особенностей производства по деламнесовершеннолетних
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетнихрегламентируется гл. 50 УПК РФ.
Вместе с тем порядок судопроизводства в отношенииэтой категории лиц изложен и в статьях других глав УПК РФ – в ст. ст. 27, 48,51, 96, 105, 108, 132, 154 и др. Именно поэтому в ч. 2 ст. 420 УПК РФ указано,что производство по уголовному делу о преступлении, совершенномнесовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частямивторой и третьей УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 50 УПК РФ.
По существу, в указанной главе, как и в ранеедействовавшей гл. 32 УПК РСФСР, описаны дополнительные гарантии длянесовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых, подсудимых). Однако в новом УПКРФ эти гарантии расширены. В частности, если ст. 397 УПК РСФСР давалавозможность следователю или прокурору по их усмотрению решать вопрос об участиипедагога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшегошестнадцатилетнего возраста или достигшего этого возраста, но отстающего впсихическом развитии, то в ч. 3 ст. 425 УПК РФ указано, что в этих случаяхучастие педагога или психолога обязательно. В случае нарушения этих требованийзакона протокол допроса несовершеннолетнего должен быть признан недопустимымдоказательством, не имеющим юридической силы (ст. 75 УПК РФ).
В соответствии со ст. 423 УПК РФ задержание несовершеннолетнегоподозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому(обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу производится впорядке, установленном ст. ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.
При решении вопроса об избрании меры пресечения кнесовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) в каждом случае должнаобсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст.105 УПК РФ.
О задержании, заключении под стражу или продлениисрока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)незамедлительно извещаются его законные представители.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления от 14февраля 2000 г. № 7[7]обратил внимание судов на то, что при назначении судебного заседания по делам опреступлениях несовершеннолетних следует тщательно проверять обоснованностьареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего, имея при этом в виду, чтотакая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях какединственно возможная в данных условиях, когда это вызвано тяжестьюсовершенного преступления при наличии оснований, указанных в ст. ст. 89, 91, 96УПК РСФСР (ст. ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ). В случае несоблюденияорганами следствия этих требований и необоснованного ареста (заключения подстражу) несовершеннолетнего суду следует эту меру пресечения изменить илиотменить.
УПК РФ (ст. 421) обязывает органы предварительногоследствия и суд наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК РФ, поуголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, в обязательномпорядке устанавливать возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год егорождения, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иныеособенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Необходимо учитывать, что лицо считается достигшимвозраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, апо истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часовследующих суток. При установлении судебно-медицинской экспертизой возрастаподсудимого днем его рождения считается последний день того года, которыйназван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числомлет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возрастатакого лица.
Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ[8],если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен куголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройствомотставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознаватьфактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либоруководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. При наличии данных,свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого,следует назначать психолого-психиатрическую экспертизу для решения вопроса оналичии у него отставания в психическом развитии и степени умственнойотсталости.
При рассмотрении дел о преступленияхнесовершеннолетних, совершенных с участием взрослых лиц, необходимо тщательновыяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку этиданные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого ввовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественныхдействий.
Практика рассмотрения дел в отношениинесовершеннолетних подтверждает необходимость специализации правосудия вотношении этих лиц. Судья, специализирующийся на рассмотрении этой категориидел, должен быть компетентен не только в вопросах права, но и в вопросахпедагогики, социологии и психологии, должен владеть информацией обо всехсоциальных службах для несовершеннолетних, знать специфику деятельности этихслужб и объем предоставляемых ими социальных услуг.
Особые процессуальные правила производства по делам опреступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных,психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц, недостигших совершеннолетнего возраста. Эти правила включают надежные гарантии имеханизмы всестороннего исследования обстоятельств преступления и усиленнойохраны прав и законных интересов несовершеннолетних.
Международные стандарты и правила призванысодействовать повышению воспитательного и предупредительного значенияпредварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступленияхнесовершеннолетних. Они: а) нацеливают на то, чтобы любое дело в отношениинесовершеннолетнего с самого начала велось быстро, беспристрастно и безкаких-либо задержек; б) предусматривают возможность прекращения уголовногопреследования без судебного рассмотрения, с тем чтобы ограничить негативныепоследствия судебного разбирательства и приговора (предание огласке содеянного,судимость и др.); в) обязывают проводить судебное разбирательство такимобразом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало емувозможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания; г) требуют,чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладалисоответствующей квалификацией; д) предписывают уважать правонесовершеннолетнего на конфиденциальность, чтобы избежать причинения вредаиз-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; е) рекомендуютпоследовательно проводить принцип соразмерности (минимальной достаточности) привыборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть,мотивы и причины деяния, а также особенности личности подростка и другиеобстоятельства дела.
Особые правила производства по указанным делампризваны создать дополнительные гарантии полного и всестороннего исследованияобстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступлениянесовершеннолетним, реализации им своих процессуальных прав, справедливогоразрешения дела, применения обоснованных уголовно-правовых и воспитательных мервоздействия на подростка с учетом данных о его личности и тяжести деяния.
Как видно из содержания норм комментируемой главы,Россия выполнила взятые на себя обязательства, сформулированные в Минимальныхстандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношениинесовершеннолетних («Пекинских правилах») 1985 г., создала особыепроцессуально-правовые механизмы охраны прав несовершеннолетних в сфереуголовного судопроизводства, закрепила комплекс правил и положений, которыенепосредственно относятся к деятельности должностных лиц органовпредварительного следствия и суда.
Требования, изложенные в главе 50 УПК РФ, включают всебя также все новеллы отраслевых законов Российской Федерации, которыеизменили правовой статус несовершеннолетних или расширили объем их прав исвобод.
Процессуальные механизмы и процедуры обеспечения прави законных интересов несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводстваучитывают незыблемые гарантии того, что:
а) верхним возрастом несовершеннолетия признанвозраст 18 лет (ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.);
б) совершеннолетие и полная гражданскаядееспособность наступают по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ[9]);
в) в уголовном законодательстве Россиинесовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступленияисполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ);
г) по общему правилу уголовной ответственности можетподлежать лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнеговозраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ);
д) лица, достигшие ко времени совершения преступления14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности только за умышленныедеяния, перечень которых установлен в законе (ч. 2 ст. 20 УК РФ);
е) не подлежит уголовной ответственностинесовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовнаяответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии в моментсовершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознаватьфактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либоруководить ими (возрастная вменяемость – ч. 3 ст. 20 УК РФ);
ж) несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возрастаи признанные в установленном законом порядке эмансипированными, становятся(объявляются) полностью дееспособными (ст. 27 ГК РФ);
з) несовершеннолетние, которым на основании и впорядке, установленном в законе, снижен брачный возраст с 18 до 16 лет, а висключительных случаях и ниже 16 лет, объявляются и признаются полностьюдееспособными (ч. 2 ст. 13 СК РФ[10]);
и) охрану прав и интересов недееспособных иличастично дееспособных несовершеннолетних в уголовном процессе в установленномзаконом порядке наряду с защитниками осуществляют их законные представители (п.12 ст. 5 УПК РФ);
к) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 летнесут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях(ст. 1074 ГК РФ[11])и лишь в некоторых случаях из этого правила сделаны исключения (ст. ст. 21, 27ГК РФ, ст. 13 СК РФ).
Требования, содержащиеся в ст. ст. 420 – 432 УПК РФ,не просто дополняют положения статей, относящихся к общему порядку производствапо всем уголовным делам, а в совокупности с ними образуют особый порядоксудопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, создают режимусиленной охраны их прав в уголовном процессе.
Исходя из этого, при производстве по уголовным деламо преступлениях несовершеннолетних необходимо учитывать наряду с положениями главы50 УПК РФ также закрепленные в других главах УПК РФ нормы, устанавливающиеособенности производства следственных и судебных действий с участиемнесовершеннолетних (например, п. 4 ст. 5, ст. ст. 11, 12, 16, ч. 3 ст. 27, ст.43; п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. ст. 52, 105; ч. 2 ст. 108, ч. 6 ст. 113, п. 2 ч. 1ст. 154, ст. ст. 160, 188, 191, 196, 217 и другие статьи УПК РФ).
Требования, установленные в главе 50 УПК РФ,применяются по всем без исключения уголовным делам лиц, которые к моментусовершения преступления не достигли 18-летнего возраста. Этот порядокпроизводства предварительного следствия и судебного разбирательства поуголовным делам в отношении несовершеннолетних соблюдается также в случаях: а)когда установлено, что лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, адругое – после достижения совершеннолетия; б) когда лицо, совершившеепреступление до достижения 18 лет, к моменту возбуждения уголовногопреследования или производства следственного (процессуального) действиядостигло совершеннолетия.
2.Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних
При производстве предварительного расследования исудебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенномнесовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73УПК РФ, устанавливаются:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и годрождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего,уровень психического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрастулиц.
При наличии данных, свидетельствующих об отставании впсихическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливаетсятакже, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характери общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст.421 УПК РФ).
Особые правила производства по уголовным делам опреступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лицот необоснованного подозрения или обвинения, справедливое разрешение дела,обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнегоправонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так ис обстоятельствами преступления. С этой целью в законе определен дополнительныйперечень специфических обстоятельств, подлежащих обязательному установлению покаждому уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним.[12]
Развернутая регламентация предмета доказывания поэтим делам является существенной гарантией всестороннего и полного исследованияобстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечениявоспитательного воздействия уголовного процесса.
В целом предмет доказывания по уголовным делам вотношении несовершеннолетних значительно шире общего предмета доказывания итребует установления различных демографических, правовых, социально-психологическихи иных данных, имеющих особое значение для применения разумных и гуманных мервоздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Из содержания п. 1 ч. 1 статьи 421 УПК РФ вытекает,что уголовно-процессуальный закон придает важное значение доказыванию точноговозраста несовершеннолетнего. Данные о календарном исчислении возрастанесовершеннолетнего необходимы для:
а) установления личности обвиняемого и решениявопроса о привлечении его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);
б) определения возможности совершения конкретногодеяния с учетом физического статуса несовершеннолетнего (например, оказатьреальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т.п.);
в) скорейшего осуществления особых правил и процедурсудопроизводства по уголовному делу;
г) учета возрастных и социально-психологическихкачеств личности в ходе выполнения следственных действий;
д) применения уголовно-правовых норм о сроках, видахи пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, атакже принудительных мерах воспитательного воздействия (гл. 14 УК РФ) и др.
Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностьюдо года, месяца и дня. С учетом требований, содержащихся в ст. 128 УПК РФ, лицодолжно считаться достигшим возраста, с которого наступает уголовнаяответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которыеприходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.[13]Причем день достижения того или иного возраста определяется в зависимости оттого, какая возрастная группа (14, 16 или 18 лет) имеет уголовно-правовое илипроцессуальное значение.
Источником сведений об этих данных являетсясвидетельство о рождении (метрика) или общегражданский паспорт. Поэтому даже втех случаях, когда лицо, задержанное на месте происшествия, имеет при себеудостоверение личности, студенческий билет или иной документ, лично известнопотерпевшим, свидетелям либо явилось с повинной в орган дознания, кследователю, прокурору, его возраст должен быть установлен на основанииуказанных документов. Копия документа приобщается к уголовному делу толькопосле того, как следователь осмотрел документ и убедился в его подлинности.
При отсутствии официальных документов либо невозможностипо различным причинам получить их копию (дубликат), а также в случае сомненийотносительно подлинности документа, удостоверяющего возрастнесовершеннолетнего, обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза(ст. 196 УПК РФ). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны бытьпоставлены вопросы: каков в настоящее время возраст представленного дляобследования подозреваемого (обвиняемого); достиг ли обследуемый подозреваемый(обвиняемый) к моменту совершения преступления (указываются число, месяц, год ивремя суток) 14-, 16- или 18-летнего возраста. На разрешение экспертизы нельзяставить вопрос о соответствии уровня развития подростка его паспортномувозрасту или возрасту уголовной ответственности. Компетенция судебных медиковне позволяет им диагностировать реальный уровень психического развитиянесовершеннолетнего («психологический возраст» подростка).
В случаях определения возраста судебно-медицинскойэкспертизой днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день тогогода, который назван экспертами, а при исчислении возраста минимальным имаксимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертамиминимального возраста такого лица.[14]
Предписание закона, изложенное в п. 2 ч. 1 статьи 421УПК РФ, полностью соответствует Минимальным стандартным правилам ООН,касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Правиларекомендуют по таким делам тщательно изучать условия жизни и воспитанияобвиняемого, приобщать к делу в качестве доказательства документ, в которомизлагаются результаты обследования, имеющие незаменимое значение для судебногоразбирательства дел несовершеннолетних (ст. 16 «Пекинских правил» 1985 г.).
Установление условий жизни и воспитаниянесовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей еголичности требуется для всестороннего изучения физического и психическогосостояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития,особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходилоформирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивовпреступления, обстоятельств, связанных с его отношением к содеянному, для принятиямер по предупреждению совершения иных преступлений и об ответственностиродителей или воспитателей. Следователю и суду необходимо обращать внимание наусловия жизни несовершеннолетнего в семье, на то, кто фактически занимается еговоспитанием, где и в качестве кого работают родители, имеет ли обвиняемыйимущество, самостоятельный заработок и если да, то в каком размере, каковывзаимоотношения между родителями и членами семьи, не вытеснялся ли подросток издома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц, соблюдены ли праванесовершеннолетнего при приватизации жилья и последующих сделках с ним, приполучении наследства или дарении.
При выяснении условий учебы или работы следователь,суд устанавливают: в какой школе (обычной, вспомогательной) учитсянесовершеннолетний, в каком классе, какова его успеваемость, поведение,принимал ли участие в общественной жизни школы, с кем дружит, применялись ли кнему меры воспитательного характера и за какие проступки. Еслинесовершеннолетний не учится и не работает, следует выяснить, когда и по какимпричинам оставил работу и учебу. В случаях исключения несовершеннолетнего изшколы требуется проверить, насколько обоснованна эта крайняя мера. Если женесовершеннолетний оставил работу, необходимо установить: уволился он пособственному желанию или его уволили за проступки, было ли согласовано егоувольнение с комиссией по делам несовершеннолетних, какие меры воспитательногохарактера принимала администрация до его увольнения, как реагировали родителина оставление работы, соблюдены ли права несовершеннолетнего при приеме иувольнении с работы в частных фирмах и иных коммерческих структурах, невовлекался ли он в запрещенный законом бизнес (например, производство и сбыттабачных изделий, алкогольной продукции, выпуск порнографических изданий ит.п.).[15]Если несовершеннолетний работал в сфере обслуживания и шоу-бизнесе в нарушениезаконов о труде, необходимо выяснить, кто, на каких условиях устраивал его вказино, ночные дискотеки, бары, эротические салоны и т.п. заведения.
В целях установления интересов обвиняемого необходимовыяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых, отрицательно влияющихна подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важнознать, употребляет ли он спиртные напитки, наркотические и психотропныевещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, где ондобывал деньги, совершал ли в таком состоянии правонарушения. Требуетсяустанавливать лиц, виновных в вовлечении несовершеннолетнего в совершениепреступлений или антиобщественных действий (в занятие проституцией,бродяжничеством или попрошайничеством и т.п.), и решить вопрос о привлечении ихк уголовной ответственности по ст. 150 или ст. 151 УК РФ.
Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом.Имеют существенное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранеепреступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте, сколькораз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как велсебя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему отсрочка исполненияприговора и т.д.; находился ли в специальных воспитательных учреждениях, когда,за что, сколько времени; доставлялся ли в инспекцию по деламнесовершеннолетних, состоит ли там на учете; привлекался ли к административнойответственности.[16]
Если несовершеннолетний отбывал наказание в воспитательнойколонии и вернулся после пребывания в ней, необходимо установить, были липриняты меры по его устройству и организации надзора за поведением и почему онине дали положительных результатов, а при повторном совершении преступления –причины рецидива. При наличии рецидива преступлений выясняется, не было ливовлечения несовершеннолетнего в преступление со стороны бывших соучастников,не подвергался ли он физическому или психическому насилию, обращался ли запомощью в правоохранительные органы и какие меры были приняты по его обращению.
По уголовным делам в отношении несовершеннолетнихподлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
В целях обеспечения благополучия несовершеннолетнегои создания необходимых условий для его адаптации в обществе по каждому делунеобходимо обратить внимание на выявление причин возникновения унесовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек, на обстоятельства,которые привели к формированию и реализации умысла совершить преступление,создали благоприятные условия для его приготовления и совершения,способствовали формированию преступных групп и их антиобщественнойдеятельности. Установлению подлежат источники приобретения или изготовленияогнестрельного и холодного оружия, орудий взлома, спиртных напитков,наркотических и психотропных веществ, иных одурманивающих препаратов, а такжепредметов, запрещенных к обращению.
В случае совершения несовершеннолетним преступления всостоянии опьянения необходимо выяснить обстоятельства, связанные сприобретением и употреблением спиртных напитков, установить лиц, виновных вдоведении подростков до состояния опьянения или продавших им спиртные налитки,решить вопрос о привлечении их к административной или уголовнойответственности.
Специально должны быть исследованы обстоятельства,способствовавшие рецидиву преступлений (отсутствие постоянной работы изаработка, иных средств к существованию, утрата жилища, наличие в семьепсихотравмирующих или тяжелых жизненных обстоятельств, неоказание социальной помощиили защиты органами милиции, опеки и попечительства и др.).[17]
В этой связи необходимо по каждому делу устанавливатьпричины и условия, способствовавшие совершению преступления; не оставлять безреагирования выявленные недостатки и упущения в работе комиссий по деламнесовершеннолетних и подразделений милиции по предупреждению правонарушенийнесовершеннолетних, учебных заведений и общественных организаций; выноситьчастные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавшихсовершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным,а также обеспечить строгий контроль за их исполнением.
В случае оставления должностным лицом безрассмотрения этого судебного решения, непринятия мер к устранению указанных внем нарушений закона либо несвоевременного ответа на частное определениеследует решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственностипо ст. 17.4 КоАП РФ[18].
Самостоятельную группу обстоятельств, подлежащихдоказыванию по делам в отношении несовершеннолетних, составляют данные овлиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Необходимость установления«влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц» предписывает также ист. 89 УК РФ, в соответствии с которой данное обстоятельство учитывается судомпри назначении наказания несовершеннолетнему. Поэтому высшие судебные органынеизменно требуют, чтобы при расследовании и рассмотрении дел о преступленияхнесовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, тщательно выяснялсяхарактер взаимоотношений между взрослым и подростком. Эти данные могут иметьсущественное значение для установления роли взрослого в вовлечениинесовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий.
Поскольку к уголовной ответственности за вовлечениенесовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица,достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно, необходимообязательно доказывать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своимидействиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение конкретного преступления.
Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица,вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться кответственности по ст. 150 УК РФ. При этом данное обстоятельство выясняетсятакже в отношении несовершеннолетних, но старших по возрасту, поскольку и онимогут вовлечь младших по возрасту лиц в совершение преступления. Однако всоответствии с УК РФ совершение преступления с лицом, не подлежащим уголовнойответственности в силу возраста (ст. 20) или невменяемости (ст. 21), не создаетсоучастия.[19]При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовнойответственности по указанным выше основаниям, лицо, вовлекшее его в совершениепреступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК РФ несет ответственность за содеянное какисполнитель путем посредственного причинения.
При подстрекательстве несовершеннолетнего к совершениюпреступления действия взрослого при наличии признаков состава указанногопреступления должны квалифицироваться по ст. 150 УК РФ, а также по закону,предусматривающему ответственность за соучастие в совершении преступления вформе подстрекательства.
Преступления, ответственность за которыепредусмотрена ст. 150 и ст. 151 УК РФ, являются оконченными с моментавовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественныхдействий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанныхпротивоправных действий.
Учитывая, что совершение преступления в результатефизического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния,или в силу материальной, служебной либо иной зависимости несовершеннолетнегоотносится к обстоятельствам, смягчающим наказание (ст. 61 УК РФ), припроизводстве по уголовному делу следует установить характер примененного вотношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.
Для признания данного обстоятельства смягчающимнаказание виновного необходимо доказать, что такая зависимость или принуждениеимели место реально, а сами преступные действия несовершеннолетнего являлисьвынужденными, поскольку его воля была подавлена неправомерными действиямивзрослого.
Фактические данные о влиянии на несовершеннолетнегостарших по возрасту лиц излагаются в формулировке обвинения, раскрываются какобстоятельства, смягчающие его ответственность, со ссылками на доказательства.Невыполнение этих требований закона является основанием возвращения уголовногодела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения со стадиипредварительного слушания.
Установление уровня психического развития и иныхособенностей личности имеет существенное значение для индивидуализацииответственности и наказания несовершеннолетнего обвиняемого. Требованиявыявлять эти специфические обстоятельства закреплены не только в статье 421 УПКРФ, но и в уголовно-правовой норме (ст. 89 УК РФ). Поэтому на следователя,прокурора и суд возлагается обязанность устанавливать все свойства и состоянияличности, раскрывающие уровень психического развития несовершеннолетнего.
В соответствии с этими правилами нужно выяснять:состояние интеллекта, эмоционально-волевой сферы, умственные способности,уровень и запас общих и профессиональных знаний, образность (абстрактность)мышления и др. В уголовном деле должны быть собраны сведения об основных чертаххарактера несовершеннолетнего: способность противостоять соблазнам и негативнымвлияниям, склонность к подражанию, внушению, фантазированию, жестокости илимстительности; способность к разумному поведению в конфликтных, в том числепротивоправных, ситуациях, привычки, интересы, увлечения и т.п.
Данные об этих свойствах и состояниях должны бытьполучены из показаний родителей, учителей, тренеров, соседей, характеристик,историй болезни, амбулаторных карт и т.п. документов, из показаний соучастниковпреступления и посредством иных доказательств.
По каждому делу о преступлении несовершеннолетнегодолжно быть выявлено и отражено в соответствующем документе состояниесоматического здоровья, наличие сенсорных и других физических или психическихнедостатков, учет которых обязателен при избрании такому подозреваемому(обвиняемому) меры пресечения.
В ходе производства по каждому уголовному делу опреступлении несовершеннолетнего орган предварительного следствия и суд всоответствии с требованиями ч. 2 статьи 421 УПК РФ обязаны обращать особоевнимание на выявление данных, свидетельствующих о его отставании в психическомразвитии, не связанном с психическим расстройством.
Такое отставание не связано с болезненным состояниемпсихики или с нарушением отражательной деятельности мозга, вызывается толькозадержкой умственного развития несовершеннолетнего (его познавательной,мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы и т.д.).
В целях получения сведений о возможной психическойотсталости несовершеннолетнего необходимо допросить родителей, опекунов,педагогов и других лиц, истребовать выписки из истории болезни, карту развитияребенка и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровнеинтеллектуального и волевого развития обвиняемого.[20]
Для решения вопроса о наличии или отсутствии унесовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного срасстройством психики, а также для установления уровня (степени) его умственнойотсталости назначается комплексная судебная психолого-психиатрическаяэкспертиза.
Указанные вопросы могут быть поставлены также наразрешение эксперта-психолога, но при этом в обязательном порядке ему долженбыть задан вопрос о степени (уровне) умственной отсталости несовершеннолетнего,интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту.
При наличии данных, указывающих на его отставание впсихическом развитии, не связанное с расстройством психики, должен бытьисследован также вопрос о том, мог ли несовершеннолетний в полной мереосознавать фактический характер и общественную опасность своих действий(бездействия) либо руководить ими.
Для выяснения указанных способностейнесовершеннолетнего следует назначать в зависимости от обстоятельств делакомплексную судебную психолого-психиатрическую или медико-психологическуюэкспертизу либо судебно-психиатрическую экспертизу.[21]
Комплексную судебную психолого-психиатрическуюэкспертизу необходимо назначать в случаях, когда имеются данные о том, чтоумственная отсталость может быть связана с олигофренией, психофизическиминфантилизмом, деменцией и др.
Принимая во внимание современный уровень развитияспециальных познаний и потребности следственной и судебной практики, наразрешение комиссии экспертов можно поставить следующие вопросы:
1) соответствует ли уровень интеллектуальногоразвития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2) уровню развития какого возраста соответствуетфактический (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого(подозреваемого)?
3) имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого(подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретноони выражаются?
4) если у обвиняемого (подозреваемого) имеютсяпризнаки умственной отсталости, то мог ли он полностью осознавать фактическийхарактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководитьими?
5) какие конкретно психические недостатки, неисключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и чем онихарактеризуются?
6) нуждается ли обвиняемый, отстающий в психическомразвитии, в медицинском наблюдении?
7) соответствуют ли данные о психическом развитииобвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровьянесовершеннолетнего?
При необходимости исследования особенностей психикинесовершеннолетнего обвиняемого, имеющего сенсорные недостатки (глухота, немота,слепота и т.п.), по делу назначается комплексная психолого-психиатрическая илимедико-психологическая экспертиза.
Умственная отсталость, не связанная с психическимрасстройством, не исключает вменяемости несовершеннолетнего и рассматриваетсякак конкретизация состояния вменяемости, при которой обвиняемый можетиспытывать затруднения в смысловой оценке своих действий, в прогнозе и учетеважных обстоятельств, в выборе, планировании и контроле своих поступков, вопредмечивании конкретных мотивов и т.п. Поэтому в случаях, когда установлено,что несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного ч. ч. 1, 2 ст. 20 УКРФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного спсихическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния немог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасностьсвоих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовнойответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ), а дело подлежит прекращению по основаниям,указанным в п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ.
Прокурор, рассматривая поступившее от следователяуголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 221 УПК РФ, а судья – поступившееот прокурора дело о несовершеннолетнем в соответствии со ст. 227 УПК РФ,обязаны проверить, выполнены ли органами предварительного следствия требования,изложенные в статье 421 УПК РФ.[22]
В случае выявления недостатков прокурор возвращаетуголовное дело следователю для производства дополнительного следствия со своимиписьменными указаниями, а судья по окончании предварительных слушаний походатайству сторон или по собственной инициативе возвращает уголовное делопрокурору для устранения препятствий его рассмотрения.
3.Особенности собирания, проверки и оценки доказательств по деламнесовершеннолетних
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателюили в суд производится через его законных представителей, а еслинесовершеннолетний содержится в специализированном учреждении длянесовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общейсложности более 4 часов в день.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а поокончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности иполноте сделанных в нем записей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этоговозраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическомразвитии, участие педагога или психолога обязательно.
Прокурор, следователь, дознаватель обеспечиваютучастие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.
Педагог или психолог вправе с разрешения прокурора,следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому,обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делатьписьменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Этиправа прокурор, следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологуперед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делаетсяотметка в протоколе.[23]
Данный порядок распространяется и на проведениедопроса несовершеннолетнего подсудимого.
Законные представители несовершеннолетнегоподозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основаниипостановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допросанесовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске кучастию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй статьи426 УПК РФ.
Законный представитель вправе:
1) знать, в чем подозревается или обвиняетсянесовершеннолетний;
2) присутствовать при предъявлении обвинения;
3) участвовать в допросе несовершеннолетнегоподозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя – в иныхследственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
4) знакомиться с протоколами следственных действий, вкоторых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности иполноте сделанных в них записей;
5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы надействия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;
6) представлять доказательства;
7) по окончании предварительного расследованиязнакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любыесведения и в любом объеме.
Прокурор, следователь, дознаватель вправе поокончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлениинесовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовногодела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление сэтими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемогоявляется обязательным.
Законный представитель может быть отстранен отучастия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действиянаносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Обэтом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае кучастию в уголовном деле допускается другой законный представительнесовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.[24]
«Законные представители несовершеннолетнегоподозреваемого допускаются к участию в уголовном деле с момента первого допросанесовершеннолетнего в качестве подозреваемого (ч. 1 ст. 426 УПК РФ).
Недопустимые доказательства не могут быть положены воснову обвинения, а также использоваться для доказывания любого изобстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.
Установлено, что в процессе распития спиртного междуВалимухаметовой, Ардашировой и Каримовой возникла ссора, в ходе которойКаримова нанесла удар ладонью по голове Валимухаметовой, а Ардаширова толкнулапоследнюю.
В ответ Валимухаметова нанесла ножом Каримовой неменее четырех ударов в грудь и не менее двух ударов в руку, причинив ейтелесные повреждения, от которых Каримова скончалась на месте преступления.
Затем Валимухаметова догнала убегавшую с местапреступления Ардаширову и ножом нанесла ей удары в грудь и поясницу, несколькоударов в руку и ногу. В результате причиненных телесных повреждений Ардашироватакже скончалась на месте совершения преступления.
Верховным Судом Республики Татарстан Валимухаметоваосуждена по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного СудаРФ приговор оставила без изменения.
В надзорной жалобе адвокат осужденной поставил вопросо пересмотре судебных решений в отношении Валимухаметовой, считая, что приговороснован на недопустимых доказательствах.
Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев надзорнуюжалобу и проверив уголовное дело, отменил состоявшиеся в отношенииВалимухаметовой судебные решения по следующим основаниям.
Валимухаметова явилась в Центральный ОВД г.Набережные Челны, где прокурором-криминалистом был составлен протокол ее явки сповинной.
Однако в тот же день при допросе в качествеподозреваемой она пояснила, что обстоятельства, о которых она сообщила при явкес повинной, ею надуманы. От дальнейших показаний, сославшись на ст. 51Конституции РФ, Валимухаметова отказалась.
Допрошенная вновь в качестве подозреваемой с участиемадвоката Валимухаметова подтвердила факт совершения ею убийства Каримовой иАрдашировой.
При проверке показаний на месте преступления онаподтвердила свои показания, указала, где конкретно и при каких обстоятельствахбыло совершено убийство потерпевших.
Вместе с тем все показания были получены отВалимухаметовой в отсутствие ее законного представителя. Валимухаметоваявлялась несовершеннолетней, и согласно ст. 48 и ч. 1 ст. 426 УПК РФ законныйпредставитель должен быть допущен к участию в уголовном деле с момента первогодопроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого.
Мать осужденной Валимухаметова Р.Х. была допущена вкачестве законного представителя только 15 сентября 2003 г. При этомВалимухаметова Р.Х. записала в постановлении, что «с первых дней задержаниямоей дочери я просила и дочь просила допустить меня к следствию. Считаю, что ядопущена чрезмерно поздно».
Валимухаметова при допросе в качестве обвиняемой и всудебном заседании от указанных выше показаний отказалась, заявив, что убийстваКаримовой и Ардашировой не совершала. Признательные показания и явку с повиннойона дала под давлением работников милиции. Что же касается отпечатков пальцев,обнаруженных на бутылке из-под пива, то за два дня до убийства она с сестрой,Галиевым и его братом ходили в тот же лес и тоже пили пиво.
Ни одна из судебных инстанций внимания на это необратила, вопроса о допустимости первоначально полученных доказательств необсудила, хотя он защитой ставился.
В связи с этим Президиум отменил приговор суда иопределение Судебной коллегии и передал дело на новое судебное рассмотрение втот же суд в ином составе судей.
Суду первой инстанции следует исследовать вопрос одопустимости перечисленных выше доказательств (показаний Валимухаметовой,данных в качестве подозреваемой и при проверке показаний при выходе на местосовершения преступления, а также явки с повинной), как того требует ст. 75 УПКРФ, имея в виду, что недопустимые доказательства не могут быть положены воснову обвинения, а также использоваться для доказывания любого изобстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ».[25]
4.Особенности оснований и порядка окончания предварительного следствия по делам опреступлениях несовершеннолетних
Если в ходе предварительного расследования уголовногодела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, чтоисправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто безприменения наказания, то прокурор, а также следователь и дознаватель с согласияпрокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования ивозбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнемуобвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотреннойчастью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместес уголовным делом направляется прокурором в суд.
Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовногодела в порядке, установленном частями четвертой, шестой, восьмой, девятой иодиннадцатой статьи 108 УПК РФ, за исключением правил, устанавливающихпроцессуальные сроки.
Суд, получив уголовное дело с обвинительнымзаключением или обвинительным актом, вправе прекратить его по указаннымоснованиям и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную мерувоспитательного воздействия.
Суд в постановлении о применении кнесовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействиявправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетнихконтроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной меройвоспитательного воздействия.[26]
В случае систематического неисполнениянесовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированногоучреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращенииуголовного преследования и применении принудительной меры воспитательноговоздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору. Дальнейшее производствопо уголовному делу продолжается в порядке, установленном частью второй УПК РФ.
Прекращение уголовного преследования по указаннымоснованиям не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемыйили его законный представитель против этого возражают (ст. 427 УПК РФ).
Прекращение уголовного дела в отношениинесовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательноговоздействия — одна из гуманных процедур, закрепленных в «Пекинских правилах»1985 г.
Вопрос о применении к несовершеннолетнему, впервыесовершившему преступление небольшой или средней тяжести, таких мер может бытьпоставлен по каждому уголовному делу как на стадии предварительного следствия,так и на стадии судебного разбирательства в случае, когда будет установлено,что несовершеннолетний совершил преступление впервые и исправление его возможнобез применения уголовного наказания (см. ч. 1 ст. 90 УК РФ).
Доказательствами того, что исправлениенесовершеннолетнего может быть достигнуто без применения наказания, являются:чистосердечное раскаяние, явка с повинной, способствование раскрытиюпреступления, добровольное возмещение причиненного вреда и другиеобстоятельства.
Во всех случаях решение о прекращении уголовногопреследования в связи с применением принудительных мер воспитательноговоздействия может иметь место только при наличии совокупности данных о том,что: а) несовершеннолетний совершил преступление впервые; б) совершенноенесовершеннолетним преступление относится к категории небольшой или среднейтяжести; в) возможно исправление несовершеннолетнего без уголовнойответственности или без наказания.
При наличии таких данных на стадии предварительногорасследования прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокуроравыносят постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждает передсудом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительных мервоспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ. К их числуотносятся: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, ихзаменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложениеобязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установлениеособых требований к поведению несовершеннолетнего.
Постановление о прекращении уголовного дела ивозбуждении ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительных мервоспитательного воздействия вместе с уголовным делом направляется прокурором всуд для рассмотрения по существу и принятия решения.
Поступившие в суд материалы уголовного дела иходатайство о применении к несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому)принудительных мер воспитательного воздействия подлежат рассмотрению единоличносудьей районного суда с участием несовершеннолетнего подозреваемого илиобвиняемого, его защитника, законного представителя, прокурора по меступроизводства предварительного расследования. Неявка без уважительных причинсторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не являетсяпрепятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявкиобвиняемого.
В судебном заседании прокурор, возбудившийходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются мнения защитника,законного представителя и самого несовершеннолетнего подозреваемого(обвиняемого) о возможности ограничиться применением принудительных мервоспитательного воздействия.
По результатам рассмотрения ходатайства прокурора имнения сторон судья принимает одно из трех решений:
1) об отказе в освобождении от уголовнойответственности и применении принудительных мер воспитательного воздействия вслучае, когда будет установлено, что исправление несовершеннолетнегоподозреваемого (обвиняемого) не может быть достигнуто без применения наказания;
2) об отказе в применении принудительных мервоспитательного воздействия и возвращении дела прокурору, еслинесовершеннолетний или его защитник либо законный представитель возражаютпротив этого, ссылаясь на невиновность несовершеннолетнего подозреваемого(обвиняемого);
3) об освобождении несовершеннолетнего от уголовнойответственности и о назначении ему одной или нескольких принудительных мервоспитательного воздействия.
Постановлением суд вправе возложить на родителей илилиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный органобязанности осуществлять постоянный надзор и контроль за поведениемнесовершеннолетнего, а также оказывать на него воспитательное воздействие.
В соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетнемуодновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательноговоздействия (например, предупреждение и передача под надзор родителей,возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга).
При принятии решения о передаче несовершеннолетнегопод надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, чтоони имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им,могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль. В такихслучаях необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условияжизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспеченияподростка и т.п.
Хотя закон не требует согласия родителей или лиц, ихзаменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, однако их письменноесогласие должно быть получено судом. В решении суда необходимо указать срок, втечение которого применяется избранная мера.
Если в суд поступит уголовное дело онесовершеннолетнем с обвинительным заключением или обвинительным актом, судвправе также на основании ст. 90 УК РФ и в порядке, установленном в ч. 1 статьи427 УПК РФ, прекратить уголовное дело и применить к несовершеннолетнемуобвиняемому принудительные меры воспитательного воздействия, о чем выноситмотивированное постановление.
Этим же постановлением суд вправе возложить наспециализированный государственный орган обязанность осуществлять контроль заповедением несовершеннолетнего и оказывать на него воспитательное воздействие.
Несовершеннолетний должен быть во всех случаяхпредупрежден о последствиях повторного совершения преступлений.
Постановления судьи о прекращении уголовного дела и оприменении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействиянаправляются прокурору, возбудившему такое ходатайство либо направившемууголовное дело в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, иподлежат немедленному исполнению.
Постановление судьи об отказе в применениипринудительных мер воспитательного воздействия по ходатайству прокурора или опрекращении дела и применении принудительных мер воспитательного воздействия поделу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом, можетбыть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке участниками процесса,чьи интересы затрагивает это решение суда.
При систематическом неисполнении несовершеннолетнимпринудительных мер воспитательного воздействия они отменяются, а лицопривлекается к уголовной ответственности по представлению специализированногогосударственного органа (ст. 90 УК РФ).
Статья 427 УПК РФ не допускает прекращения уголовногопреследования по основаниям, указанным в ст. 90 УК РФ и в ч. 1 статьи 427 УПКРФ, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) или его законныйпредставитель возражают против такого решения суда и должностных лиц,осуществляющих уголовное судопроизводство.
Заключение
В заключениихотелось бы ответить на вопрос, почему я выбрал эту тему для своей курсовойработы. При прохождении практики в милиции, в следственном отделе, менязаинтересовала особая форма ведения дел о преступлениях несовершеннолетних, чтои заставило более подробно изучить данную тему.
Рассмотревданную тему, следует сделать небольшой итог. Производство по деламнесовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и на судебной стадии,имеет огромное значение. Так как в руках лиц участвующих в процессе, находитсябудущее несовершеннолетнего, т.е. объектом здесь является личность, чаще всегоокончательно не сформировавшаяся, находящаяся в большой зависимости отокружения, среды, материального положения и морального климата в семье и т.д. Ине известно, после отбытия наказания в исправительном учреждении, выйдет онхорошим человеком для общества или попадет в «нехорошие руки» и будет стоять на«другой стороне закона».
Следовательно,одной из важнейших задач должно являться не столько «изобличение и наказаниевиновного», сколько выявление и устранение причин и условий, способствовавшихправонарушению. А профилактическая работа суда не должна сводиться лишь квынесению частных определений. Ведь суд должен «пронизывать» все судебноеразбирательство и во многом определять особенности исследования документовполученных на предварительном следствии и в судебном разбирательстве и вынестисправедливое решение по делу, так как в руках правосудия находится огромнаявласть.
Списокиспользуемой литературы
Нормативныеакты
1.   Конституция Российской Федерации (сизм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст.1110.
2.   Конвенция о правах ребенка (одобренаГенеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – Выпуск XLVI. – 1993.
3.   Минимальные стандартные ПравилаОрганизации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношениинесовершеннолетних (пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
4.   Свод принципов защиты всех лиц,подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Принят09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) //Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативныхдокументов. – Т. 2. – М.: ИНФРА-М, 1996. – С. 147 – 157.
5.   Уголовно-процессуальный КодексРоссийской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2004, с изм. от 11.05.2005)// СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть1), ст. 13.
6.   Уголовный Кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст.2954, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 13.
7.   Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ от05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 43.
8.   Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.03.2005, с изм. от09.05.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 28.03.2005, № 13,ст. 1080.
9.   Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2005, сизм. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от25.04.2005, № 17, ст. 1484.
10.      Семейный КодексРоссийской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от01.01.1996, № 1, ст. 16, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 11.
11.      ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступленияхнесовершеннолетних» от 14.02.2000 № 7 // БВС РФ. – 2000. – № 4.
Специальная литература
12.       Борисова Н. Е. Правосудие по делам несовершеннолетних: международнаяпрактика (ювенальная юстиция по-американски) // Право и жизнь. – 1999. – № 18.
13.      Кокурин И. П. Особенности судебного разбирательства по делам опреступлениях несовершеннолетних // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 11. Право. – 1996.– № 5.
14.      Комарова Н. А., Сидорова Н. А. Некоторые особенности предварительногорасследования по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями // Вестн.С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология,право. – Вып. 2. – СПб., 1995.
15.      Кудрявцев И. А. Ограниченная вменяемость // Государство и право. – 1995.– № 5.
16.      Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России.Лекции-очерки / Под ред. В. М. Савицкого. – М., 1997.
17.      Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права,уголовного процесса и криминологии. – М., 2000.
18.      Мельникова Э. Б., Ветрова Г. Н. Проект Закона о ювенальной юстиции вРоссийской Федерации // Правозащитник. – 1996. – № 2.
19.      Миньковский Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательствадел о несовершеннолетних. – М., 1959.
20.      Просвирнин В. Г. Особенности предмета доказывания по уголовным деламнесовершеннолетних: Учеб.-метод. пособие. – Воронеж, 2001.
21.      Ситковская О. Д. Психология уголовной ответственности. – М., 1998.
22.      Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по деламнесовершеннолетних // Рос. юстиция. – 1999. – № 12.
Судебнаяпрактика
23.      Обзор судебнойпрактики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года //БВС. – 2005. – № 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.