Реферат
по теме:«Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечениюпаспортно-визового и регистрационного режима»
План Вступительная часть 1. Понятие, назначение паспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов 2. Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации - Заключительная часть (подведение итогов)
Вступление.
Важнейшими задачамигосударственных органов являются укрепление законности, охрана прав изаконных интересов граждан, обеспечение общественного порядка,государственной и общественной безопасности. В успешном решении этих задачсущественное значение имеет паспортно-регистрационная система,тесно связанная с учетом и статистикой населения, с упорядочением внутреннеймиграции населения. Паспортно-регистрационная система способствуетохране и укреплению государственной безопасности. Она широко используетсяорганами внутренних дел в деятельности по предупреждению правонарушенийи розыске лиц, их совершивших.
1. Понятие, назначениепаспортно-регистрационной системы. Виды паспортно-регистрационных режимов.
Инструкцией по организации деятельностиучасткового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от16.09.2002 г. №900 определены должностные обязанности участковогоуполномоченного милиции, среди которых важное место занимают обязанности поконтролю за соблюдением гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами безгражданства правил паспортно-регистрационной системы, а именно:
- осуществлять проверки соблюдениядолжностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правилрегистрационного учета;
- вести списочный учет постояннопроживающих на административном участке иностранных граждан и лиц безгражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания;
- по письменным запросампаспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросуприобретения гражданства РФ, проводить проверку фактического проживания данныхлиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. Орезультатах проверки в месячный срок нпаравлять рапорт инициатору запроса.
Паспортно-регистрационнаясистема представляет собой совокупность правовых норм, определяющихпорядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных выдаваемых органамивнутренних дел документов, удостоверяющих личность гражданина, учета ирегистрации граждан в целях упорядочения передвижения населенияпо территории государства, обеспечения реализации субъективныхправ и обязанностей граждан, охраны общественного порядка,государственной и общественной безопасности.
В условияхсоциально-экономического развития России для улучшения управления хозяйством исоциально — культурным строительством важное значение имеют учет и статистиканаселения. Учет населения, проживающего в различных регионах страны, иего миграционных потоков призван обеспечить научность иобоснованность управления происходящими в обществе процессами,эффективность текущего и перспективного планирования, а также рациональноеразмещение и перераспределение производительных сил.
Текущий оперативный учетнаселения осуществляется в процессе регистрацииграждан. Данные аппаратов паспортно-визовой службы органов внутреннихдел о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местностииспользуются в качестве исходного материала для последующего обобщения ианализа их органами государственной статистики в масштабе области,края, республики и Российской Федерации в целом. Одновременно со статистическимучетом населения регистрация позволяет вести персональный учет граждан. Данныеперсонального учета используются в адресно-справочной работе для установленияместа проживания конкретных лиц.
Известно, что в послевоенноевремя адресно-справочная служба сыграла огромную роль в розыске лиц, потерявшихсвязь с родственниками. Усилия сотрудников паспортных аппаратовпозволили сотням тысяч родителей, детей, братьев и сестервосстановить родственные связи. Распад СССР и возникновениемежнациональных конфликтов породили значительные иммиграционные потоки и потокибеженцев, направляющиеся в Россию. В этой связи существенновозросло значение адресно-справочной работы.
Данные статистического иперсонального учета граждан необходимы также органам гражданскойобороны для составления планов эвакуации населения и проведенияиных мероприятий, а также военным комиссариатам и другиморганам Министерства обороны России для работы с призывниками и военнообязанными лицами.
Структурные изменения вэкономике, кризис в отдельных отраслях промышленности и ряд другихфакторов обусловливают потребность в передвижении людей из однихрегионов и населенных пунктов в другие. Стихийное переселение граждан приводитк нежелательным социально-экономическим последствиям: чрезмерному росту иперенаселенности крупных городов, переизбытку рабочей силы в одном регионе инехватке ее в другом и т.д. Неправильная миграционная политика, игнорирующаяобъективные обстоятельства, сложившиеся в том или ином регионе страны, можетпривести к усилению напряженности в межнациональных отношениях. Интересыобеспечения государственной безопасности также требуютконтроля за перемещением граждан (на жительство, в отпуск ит.п.) в пограничных местностях и запретных зонах .
Паспортно-регистрационнаясистема является важнейшим правовым средством контроля ирегулирования передвижения населения. Упорядочивая миграциюнаселения путем установления специальных правил проживания в различныхместностях и переезде на жительство в другие районы, она вместе с темне препятствует реализации права граждан на свободу передвижения.
Паспортно-регистрационнаясистема играет важную роль в обеспечении реализации субъективных прав иобязанностей граждан. На протяжении своей жизни граждане вступают вмногочисленные и разнообразные отношения как между собой, так и сгосударственными органами, общественными организациями. Как субъектправоотношений гражданин участвует в них от своего имени, являясь при этомстороной строго индивидуализированной, т.е. обладающей рядом демографических ибиографических признаков. В целях обеспечения реализации гражданином своихправ и обязанностей эти признаки (фамилия, имя, отчество, время и месторождения и др.) закрепляются в документе, удостоверяющем еголичность.
К документам, удостоверяющимличность гражданина, относятся: паспорт; свидетельство орождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста; заграничныйпаспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временнонаходятся на территории России; удостоверение личности — для военнослужащих(офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет — для солдат, матросов,сержантов и старшин, проходящих службу по призыву или контракту; справка обосвобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из такихмест; иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющиеличность гражданина.
Основным документом, удостоверяющемличность, является паспорт. Наличие у гражданинапаспорта во многих случаях подтверждает его конкретные субъективные права.Так, паспорт необходимо предъявлять при участии в выборах органов власти,поступлении на работу, учебу, регистрации брака, заключениинекоторых гражданско-правовых сделок и т.д.
В отличие от другихдокументов паспорт обладает рядом существенных признаков и свойств:он подтверждает принадлежность к гражданству; в нем отражаютсяосновные сведения, относящиеся к личности гражданина; этот документ имеетединую форму и изготовляется в централизованном порядке; он имеетзащитные средства, предохраняющие его от подделок; его нельзя приниматьв качестве залога; за его утрату установлена административнаяответственность, а за хищение — уголовная.
Наконец,паспортно-регистрационной системе принадлежит существеннаяроль в охране и укреплении общественного порядка, обеспечении общественнойбезопасности. Паспортно-визовые подразделения обладаютреальной возможностью выявлять лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихсяот исполнения своих обязанностей (например, от уплаты алиментов) или отбываниянаказания по приговору суда, и осуществлять целый ряд других функций.Регламентируя порядок проживания в определенных местностях, паспортная системав значительной мере способствует обеспечению государственной безопасности.
Спонятием«паспортно-регистрационная система» тесно связано понятие«паспортно-регистрационный режим». Разграничение между этими понятиямипроизводится по признаку территории и кругу лиц, на которых распространяетсядействие паспортно-регистрационных правил. В этой связи следует иметь в виду,что паспортно-регистрационной системой осуществляется общее регулированиеотношений, возникающих по поводу получения паспортов, учета и регистрацииграждан, определяются субъекты этих отношений и их правовоеположение, а также ответственность за нарушение установленных правил. Однакоособое экономическое и оборонное значение некоторых местностей требуетдифференцированного действия определенной части норм паспортно-регистрационнойсистемы на тех или иных территориях, а также установления дополнительных норм,регламентирующих порядок въезда граждан в эти местности на жительство,направленных на усиление охраны общественного порядка и государственнойбезопасности. Такая дифференциация производится путем установленияпаспортно-регистрационного режима, представляющего собойсовокупность норм паспортно-регистрационной системы, действующих в пределахконкретной местности и в отношении определенного круга лиц.
Различают следующие видыпаспортно-регистрационного режима:общий, особый и режимпограничной зоны. Общий паспортно-регистрационный режимустановлен в подавляющем большинстве районов РоссийскойФедерации. Для местностей с общим режимом характерно отсутствие каких-бы то нибыло ограничений при въезде, проживании, передвижении и регистрации граждан.В местностях, имеющих особое политическое, экономическое и оборонное значение,введен особый паспортно-регистрационный режим, характеризующийсяограничениями въезда и проживания в них некоторой категории лиц, а также болеестрогой административной и уголовной ответственностью занарушение установленных правил. В местностях, отнесенных к пограничной зоне,помимо этого действуют также дополнительные нормы, предусматривающиеобязанность предварительного получения разрешения на въезд в эти местности.В них действует режим пограничной зоны.
На территории Россиидеятельность по обеспечению паспортно-регистрационной системы осуществляетсяПаспортно-визовой службой МВД России и подразделениями этой службы ворганах внутренних дел. Они созданы для защиты прав и свобод гражданРоссийской Федерации, находящихся на ее территории иностранных граждан, лиц безгражданства, а также реализации законодательства по вопросампаспортной системы, гражданства, выезда за границу и въезда в Россию,правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.Существенная роль в обеспечении соблюдения правил паспортно-регистрационнойсистемы принадлежит участковым уполномоченным милиции.
Необходимым условиемуспешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел врассматриваемой сфере, является постоянное и тесное взаимодействиевсех служб и подразделений между собой, а также с аппаратами Федеральноймиграционной службы Российской Федерации, другими государственнымиорганами и общественностью.
Координация деятельностигосударственных органов, должностных лиц и общественных организацийпо проведению в жизнь требований паспортно-регистрационной системы впределах административно-территориальных единиц осуществляетсясоответствующими органами государственной власти. Они жепринимают необходимые меры по созданию надлежащих условий для нормальногофункционирования аппаратов паспортно-визовой службы и обслуживаниянаселения.
Вывод: Соблюдение гражданами правил паспортно-регистрационной системы имеетсущественное значение в обеспечении безопасности государства, особенно вситуации возросшей угрозы международного терроризма. Поэтому сотрудники паспортно-визовойслужбы, участковые уполномоченные милиции иные должностные лица ОВД обязаныстрого следить за соблюдением указанных правил.
2.Деятельность участкового уполномоченного милиции по осуществлению контроляза соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданстваустановленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитногопроезда через территорию Российской Федерации.
Укрепление взаимныхполитических, экономических, научно-технических и культурныхсвязей Российской Федерации с иностранными государствами способствуетоблегчению режима международных контактов, приведению законодательства ипрактики в соответствие с международными стандартами, пактами идоговорами. За последние годы предприняты конкретные шаги в этом направлении.Они касаются упразднения ряда ранее действовавших ограничений и болееполного правового закрепления порядка оформления въезда в Россию и выезда изРоссии иностранных граждан и лиц без гражданства, расширениябезвизовых поездок, упрощения таможенных формальностей и т.п.
Обеспечение контроля засоблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных дляних правил пребывания на территории России является одной изфункций органов внутренних дел.
Основные положения правовогостатуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации определяет Конституция Российской Федерации.Более детальная регламентация их прав и обязанностей содержится в текущем законодательстве.
Порядок въезда в Россию ивыезда из России иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от18 июля 1996 г. «О порядке выезда изРоссийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно этому закону иностранные граждане могутвъезжать в Россию и выезжать изРоссии при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющимих личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное непредусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица безгражданства могут въезжать в Россию ивыезжать из России при наличии российской визы по действительным документам,выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым РоссийскойФедерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международнымидоговорами Российской Федерации.
Основанием для оформления въезда в РоссийскуюФедерацию иностранных граждан или лиц безгражданства является письменное обращение (лично или через представителя) вдипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае, если иностранныеграждане или лица без гражданстванамерены въехать в Россию по приглашению российского физического илиюридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливаетсяПравительством Российской Федерации.
Основанием для оформлениявъезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц безгражданства является также надлежащим образом оформленный договор отуристической поездке.
Въезд в Россию иностраннымгражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:
- при обращении за российской визой не смогли подтвердитьналичие
средств для проживания на территории России и выезда из России илипредъявить гарантии предоставления таких средств в соответствиис порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
- в пункте пропуска через Государственную границу РоссийскойФедерации нарушили правила пересечения Государственной границы, таможенныеправила, санитарные нормы; до устранения нарушения;
— сообщили о себе или о целях своего пребываниязаведомо ложные сведения.
Указанным законом въезд в Российскую Федерациюиностранным гражданам или лицам безгражданства не разрешается в случаях, если:
— это необходимо в целяхобеспечения безопасности государства;
— в период своего предыдущего пребывания в Россииони были осуждены в соответствии сроссийским законодательством за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в периодпредыдущего пребывания были выдвореныза пределы России в принудительном порядке, — в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенноепреступление или в течение одногогода со дня выдворения в принудительном порядке;
— они не предъявилидокументы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательствомРоссии, — до их представления;
— они ходатайствуют ороссийской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификатоб отсутствии у них ВИЧ-инфекции, — до представления такогосертификата.
Законом предусмотреноограничение выезда из России иностранных граждан или лиц; безгражданства. Ограничение может быть применено, если они:
— в соответствии сроссийским законодательством задержаны по подозрению в совершениипреступления либо привлечены в качестве обвиняемых;
— до принятия решения поделу или до вступления в законную силу приговора суда;
— осуждены за совершениепреступления на территории России; до отбытия (исполнения) наказания или доосвобождения от наказания;
— уклоняются от исполненияобязательств, наложенных на них судом, до исполнения обязательствлибо до достижения согласия сторонами;
— не выполнили предусмотренные российскимзаконодательством обязательства по уплатеналогов, — до выполнения этих обязательств.
Законом «О порядке выезда изРоссийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определенпорядок проезда иностранных граждан и лиц без гражданства черезтерриторию России. Транзитный проезд осуществляется, как правило, без права наостановку. Проезд в государство назначения всеми видамипассажирского транспорта разрешается по предъявлении российской транзитнойвизы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршрутуследования государство, либо визы государства назначения и действительныхдля выезда из России проездных билетов или подтвержденной гарантииих приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.
Транзитный проезд без визы разрешаетсяиностранному гражданину или лицу безгражданства в случаях, если они:
— совершают беспересадочный полет воздушным транспортом черезтерриторию Российской Федерации;
— следуют на самолетемеждународной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеютнадлежащим образом оформленные документы на право въезда вгосударство назначения и авиабилет с подтвержден
ной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;
— проживают на территории государства, с которымРоссийская Федерация имеет соответствующиймеждународный договор.
Вынужденной остановкойпризнается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствиенаступления следующих обстоятельств: стихийных бедствий, задерживающих движениепоездов, автотранспортного средства, судна или самолета; необходимости ремонтасоответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчикаких-либо его частей или в результате транспортногопроисшествия; болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больногопредставляется опасным для его жизни издоровья; непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.
В случае вынужденнойостановки оформление пребывания на территории России и продление срокадействия транзитной российской визы производятся органом внутренних делв месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лицбез гражданства. Сотрудники паспортно-визовой службы совместно с участковымиуполномоченными милиции должны следить за соблюдением правил пребывания.
Все иностранные граждане,пребывающие на территории Российской Федерации, подразделяются надве категории:
1) постоянно проживающие лица;
2) временно пребывающие лица.
Иностранные граждане,постоянно проживающие на территории России, должны иметь разрешение и вид нажительство. Заявления о получении разрешения на постоянное проживаниеподаются в органы Федеральной миграционной службы через российскиедипломатические представительства или консульские учреждения. Разрешение напостоянное проживание, как правило, первоначально выдается на срокдо двух лет, а после истечения этого срока — бессрочно. Виды нажительство выдаются по месту разрешенного иностранному гражданинупостоянного жительства на срок действия заграничного паспортаили документа, его заменяющего, однако не дольше двух лет. Поистечении предоставленного срока действия по заявлению заинтересованногоиностранного гражданина срок действия вида на жительство продлевается либовыдается новый вид на жительство. Эти лица также подлежат регистрации попостоянному месту жительства.
Въезд на территорию Россиипроизводится через пункты пропуска на Государственной границе России.
Прибывшие на территориюРоссии иностранные граждане обязаны кратчайшим путем следовать поустановленному маршруту проезда в пункт, указанный во въездной визе,свидетельстве (телеграмме) о приглашении либо в другом документе,подтверждающем цель поездки. Лица, которым предоставленоправо на безвизовый въезд, следуют в пункт, названный ими представителямпограничных войск при пересечении Государственной границы согласно целипоездки.
Иностранные граждане,временно пребывающие на территории России, должны иметьзарегистрированные в установленном порядке заграничные паспорта или заменяющиеих документы. Некоторые категории иностранных гражданосвобождаются от регистрации документов.
В органах внутренних делрегистрируются заграничные паспорта иностранных граждан и лиц безгражданства в срок не позднее трех суток, исключая выходные ипраздничные дни, на срок, не превышающий трех месяцев.
От регистрации освобождаютсячлены экипажей военных и невоенных судов и самолетов,иностранные туристы, иностранные граждане до 18-летнеговозраста.
Регистрация паспортовиностранных граждан производится в пункте, указанном в визах, свидетельствах(телеграммах) о приглашении. Если во въездных документах указанонесколько пунктов, то регистрация производится в органах миграционнойслужбы или в гостиницах только в первом пункте, в который прибыл иностранныйгражданин после пересечения Государственной границы, и сразу на весь срокпребывания в России независимо от продолжительности нахождения в этом пункте.В других пунктах, которые посетит иностранный гражданин в России согласноплану приема, его паспорт не регистрируется, а в визе проставляется отметка однях пребывания в данном пункте.
Иностранные граждане,следующие через территорию России транзитом с остановкой в гостиницах,общежитиях посольств, генконсульств и других постоянныхпредставительств этих стран, регистрируются в представительствах своих стран.Данные представительства осуществляют учет этих граждан и проставляют в ихдокументах отметки, свидетельствующие о проживании в указанныхместах.
Выезд из России иностранныхграждан и лиц без гражданства разрешается по действительным заграничнымпаспортам или по документам, их заменяющим, при наличии выездных виз, еслииной порядок выезда не установлен соглашением России с соответствующей страной.Визы на выезд выдаются органамимиграционной службы. Визы на выезд из России иностранным гражданам и лицам безгражданства могут быть выданы также и за границей (въездные-выездные визы) при въезде в Россию наограниченный срок. Такие визы выдаются российскими посольствами, миссиями иконсульствами или в отдельных случаяхуполномоченными на то представительствами.
Согласно действующемузаконодательству въезд иностранному гражданину не разрешается: 1) если имеютсяоснования для привлечения его к уголовной ответственности — до окончанияпроизводства по делу; 2) если он осужден за совершениепреступления — до отбытия наказания или освобождения от наказания; 3) если еговыезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности — допрекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду. Кроме того,выезд иностранного гражданина может быть отложен до исполнения им имущественныхобязанностей, с которыми связаны существенныеинтересы граждан России и других лиц, государственных, общественных и частныхорганизаций.
Контроль за соблюдениеминостранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правилвъезда, выезда, пребывания и транзитного проезда черезтерриторию Российской Федерации осуществляют подразделения паспортно-визовойслужбы, участковые уполномоченные милиции во взаимодействии сФедеральной миграционной службой России, предприятиями, учреждениями,организациями, обслуживающими иностранных граждан. Практическая организация иосуществление контроля возлагаются в МВД России — на ГУООП, в МВД республик в составеРоссии, УВД (ГУВД), УВДТ — на одного иззаместителей министров, заместителей начальников перечисленных органов внутренних дел, в горрайорганахвнутренних дел — на начальников этихорганов.
Участковые уполномоченныемилиции совместно с сотрудниками паспортно-визовой службы контролируют, чтобывсе находящиеся на обслуживаемой ими территории иностранные граждане илица без гражданства выполняли свои обязанности, установленныезаконодательством о правовом положении иностранных граждан вРоссии, соблюдали правила пребывания иностранных граждан в России,правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию России, атакже действующие законы и иные нормативные акты. Участковые уполномоченныемилиции проверяют наличие у иностранных граждан разрешений напребывание в данном пункте и паспортов.
Постоянно проживающие вРоссии иностранные граждане обязаны иметь действующие документы направо проживания. Участковые уполномоченные милиции осуществляет контрольза сроком действия этих документов, порядком передвижения иностранныхграждан на территории России, сроком их пребывания и своевременным выездом изРоссии.
Для успешного выполненияфункций контроля участковые уполномоченные милиции должны обладать информациейо количестве иностранных граждан в местах их пребывания. Такиесведения поступают: из учебных заведений, организаций, предприятийоб иностранных гражданах, постоянно проживающих в России и принятых на работу,зачисленных на учебу, о переводе, увольнении с работы или об отчислении из учебногозаведения, а также пребывающих для прохождения производственной практики, повышения квалификации, на лечение и отдых;из гостиниц, кемпингов, мотелей,санаториев; о лицах, прибывших в Россию по служебным, торговым, общественным ичастным делам, а также от граждан России,к которым прибыли иностранные граждане по частным делам. Данную информациюучастковый уполномоченный милиции запрашивает по мере необходимости в рабочемпорядке.
Информация об иностранныхгражданах и лицах без гражданства может поступать к участковому уполномоченномумилиции из органов Федеральной миграционной службы России.
Как уже отмечалось,иностранные граждане вправе следовать транзитным проездом черезтерриторию России в третью страну воздушным, морским илижелезнодорожным транспортом при наличии документов, разрешающих въезд всопредельное государство с нашей страной, и соответствующих проездныхдокументов с подтверждением в них даты выезда из пункта пересадки на территорииРоссийской Федерации.
Транзитом проезжающие черезтерриторию России иностранные граждане прибывают в пограничныйпункт выезда из России по намеченному маршруту и вправеостанавливаться на территории России лишь в пунктах, указанных в российскихтранзитных визах.
Иностранные граждане,следующие транзитом через территорию России на автотранспортных средствах, втом числе осуществляющие междугородние автомобильные перевозкигрузов, следуют по дорогам, открытым для международного автомобильногосообщения.
Иностранным гражданам сразрешения органов внутренних дел предоставляется право передвигатьсяна служебном и личном автотранспорте по автодорогам, используемым общественнымтранспортом и проходящим по районам, открытым для посещения иностранныхграждан. Если этим гражданам необходимо проехать через территорию, закрытую дляпосещения иностранных граждан, то органы внутренних дел, с территорииобслуживания которых выезжают граждане, обязаны согласовать этот вопрос сорганами внутренних дел, через территорию обслуживания которых будетосуществляться проезд. Последние же согласовывают этот вопрос с органамифедеральной службы безопасности на местах. Иностранные граждане,прибывшие в Россию для работы в качестве персонала совместныхпредприятий, международных объединений или по иным служебным, общественным, торговымделам, в установленном порядке могутпосещать территории, закрытые для иностранных граждан.
Участковые уполномоченные милиции, вступая в отношения синостранными гражданами, обязаны быть тактичными, выдержанными, корректными ивежливыми, постоянно помнить о высокой ответственности за выполнениеслужебного долга.
Для защиты своих прав и законныхинтересов иностранные граждане вправе обращаться в органы внутреннихдел, которые обязаны организовать их прием в определенные дни ичасы. Как правило, прием иностранных граждан производится вспециально выделенных помещениях, расположенных вне служебных зданий. Есливыделение таких помещений невозможно, прием организуется в приемных МВД, УВД или служебных помещениях. Часы приема иностранных граждан не должны совпадать с часами,установленными для приема гражданРоссии. Прием иностранных граждан осуществляется двумя работниками органоввнутренних дел. О каждом случае производится запись в книге учета приемаиностранных граждан и лиц без гражданства в органах внутренних дел.
Если в орган внутренних делобращаются иностранные граждане — сотрудники дипломатических представительстви консульских учреждений, участковые уполномоченные милиции, невходя в обсуждение затрагиваемых вопросов, должны рекомендовать им обратиться вМИД России, дипломатическое агентство МИД России и доложить об этом начальникуоргана внутренних дел. Последний обязан немедленно информироватьоб этом руководителей МВД, УВД.
Иностранные граждане и лицабез гражданства подлежат ответственности на общих основаниях. Вопрос обответственности представителей иностранных государств разрешаетсядипломатическим путем. Посол и члены дипломатического персонала личнонеприкосновенны, т.е. они пользуются иммунитетом. Это относится и кпроживающим вместе с ними членам их семей.
Иностранные граждане,находящиеся на территории России, отвечают за совершенные ими административныеправонарушения на общих основаниях, если им не предоставлен иммунитет отадминистративной юрисдикции. Вопрос об ответственности за административныепроступки лиц, пользующихся иммунитетом, разрешается дипломатическим путем.Так, пересекая Государственную границу России, иностранные гражданесоприкасаются с таможенными правилами. Нарушение этих правил –административное правонарушение, а в некоторых случаях (контрабанда) — уголовное преступление.
Участковые уполномоченныемилиции, а также иные сотрудники милиции обязаны не только охранять права изаконные интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, но ипресекать нарушения ими установленных правил пребывания в России. Поднарушениями правил пребывания следует понимать проживание без документов направо проживания или проживание по недействительным документам, несоблюдениеустановленного порядка регистрации, либо передвижения и выбора местажительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания,а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РоссийскойФедерации.
Вывод: Впрактическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю засоблюдением паспортно-регистрационных правил участковым уполномоченным милицииотведена важная роль, т.к. они несут полную ответственность за состояниепаспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках.
Заключение.
Подводя итог можно сделатьвывод, что в условиях социально-экономического развития России для улучшенияуправления хозяйственной и социально – культурной сферами жизнедеятельностиобщества важное значение имеют учет и статистика населения. Учет населения, проживающегов различных регионах страны, и его миграционных потоков призван обеспечитьнаучность и обоснованность управления происходящими в обществепроцессами, эффективность текущего и перспективного планирования, а такжерациональное размещение и перераспределение производительных сил.
Литература:
Основная:
1. Конституция РФ. — Москва, 1993г.
2. Уголовно-процессуальныйкодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)
3. Федеральный закон«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004. // СЗ,2004, №35.
4. Приказ МВД Россииот 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по совершенствованиюдеятельности участковых уполномоченных милиции»
5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовые основы деятельностиорганов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов: В 3-х томах. СанктПетербург, 2003.
6.Сальников В.П. Административнаядеятельность ОВД: Учебник (том1-3). — Санкт-Петербург, 2003г.
7.Справочник участковогоуполномоченного милиции. — Москва, 1997г.
Дополнительная:
1. Федеральный законот 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации».
2. Федеральный законот 15.08.1996 Г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда вРоссийскую Федерацию».
3. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 30.06.2003 г. №382 «О проставленииотметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорийиностранных граждан и лиц без гражданства».
4. Каплунов А.И.Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория ипрактика: Монография. — Санкт-Петербург, 2004.
5. Каплунов А.И.,Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное наглядноепособие. — Москва, 2004
6. Черепанов А.В…Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие.- Москва, 2002.
7. Каплунов А.И.,Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник заданий. — Москва, 2002.
8. Каплунов А.И.Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия:Монография. — Санкт-Петербург, 2001.
КаплуновА.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия:Научно-практическое пособие. — Санкт-Петербург, 1998.