План
1. Введение.
2. Глава I. Планирование деятельностипредприятия в рыночных условиях. Открытие предприятия.
1.1. Обоснованиевыбора организационно-правовой формы деятельности предприятия.
1.2. Расчетпроизводственных ресурсов.
1.2.1. Расчет основных фондов.
1.2.2. Расчеты потребности в оборотныхсредствах.
1.2.3. Расчеты потребности в нематериальныхактивах.
1.2.4. Расчет и формирование уставногокапитала.
1.2.5. Расчет трудовых ресурсов предприятияи фонда оплаты труда.
1.3. Лицензирование,стандартизация, сертификация деятельности предприятия.
3. Глава II. Анализ и оценка деятельности предприятия.
2.1. Расчет амортизационныхотчислений предприятия.
2.2. Калькуляция себестоимостипродукции.
2.3. Формирование цены на услугипредприятия.
2.4. Определение зоны безубыточностии порога рентабельности.
2.5. Анализ финансовых результатовдеятельности предприятия.
2.6. Условия банкротства и санациипредприятия.
4. Заключение.
Введение
В последние годы туризмстал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевойкомплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей вмировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национальногопродукта, и в ближайшее время станет наиболее важным ее фактором.
Главная задачагосударства в нынешних условиях – выработка стратегии туристской деятельности,ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям гостиничного итуристского комплекса в развитии производства, заключение соглашений синостранными государствами в целях создания лучших условий для развитиямеждународного туризма, создание благоприятного для туризма имиджа страны.
Туристский бизнеспривлекателен для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом, быстрымсроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнемрентабельности произведенных затрат. Но для эффективного ведения туристскогобизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризмаи прежде всего гостиничного хозяйства как основы материально-технической базытуристской индустрии.
Туристскую индустриюможно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения,средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средствразвлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивногои иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность.
При всей важностииндустрии туризма нельзя забывать о главном – о самом туристе, потребителетуристских услуг. Его потребности и степень их удовлетворения – главныйкритерий качества туристского продукта.
Размещение – самый важныйэлемент туризма. Гостиничная индустрия – это система гостеприимства. Онаисходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественнойформации в истории человечества – уважение, оказываемое гостю, его прием иобслуживание. Гостиничное дело в России возникло с появлением и развитиемпотребностей людей в общении, становлением торговых отношений с соседнимигосударствами, необходимостью совершения всевозможных поездок.
Цель данной курсовойработы – последовательность выполнения расчетных работ по экономическомуобоснованию открытия и функционирования гостиницы.
Глава I. Планирование деятельностипредприятия в рыночных условиях. Открытие предприятия.
1.1.Обоснование выбора организационно-правовой формы деятельности предприятия.
Предприятие какэкономическое понятие представляет собой предпринимательскую производственнуюединицу, функционирующую в разных сферах деятельности и выступающую объектомсобственности в виде обособленного имущественного комплекса. С позиции права всостав предприятия, как имущественного комплекса, могут входить земельныеучастки, здания, сооружения, инвентарь и иное имущество. В многоукладнойрыночной экономике любой дееспособный собственник имущества вправе учреждать иликвидировать предприятие.
Предприятия могут иметьправо учреждать представительства, филиалы и отделения с открытием текущих ирасчетных счетов; предприятие самостоятельно планирует свою текущую и будущуюдеятельность исходя из спроса на выпускаемую продукцию.
Оно обладает следующимипризнаками:
— Предприятие должно иметьв своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническуювозможность функционирования предприятия.
— Предприятие отвечаетсвоим имуществом по обязательствам, которые возникают у него вовзаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом.
— Предприятие выступает вхозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все видыгражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами.
— Предприятие имеет правобыть истцом и ответчиком в суде.
— Предприятие должноиметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленнуюгосударственными органами отчетность.
— Предприятие должноиметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовуюформу.
Современные предприятияимеют разнообразную классификацию. В рыночных условиях значительную их долюсоставляют предпринимательские структуры.
Согласно ст. 34Конституции РФ: «Каждый имеет право на собственное использование своих способностейи имущества для предпринимательской или иной, не запрещенной закономэкономической деятельности».
Основные законодательныетребования к предпринимательской деятельности содержатся в Гражданском кодексе РФ.В ст.2 ГК РФ дано определение предпринимательской деятельности:предпринимательской является самостоятельная, осуществляющаяся на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использованияимущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированнымв этом качестве в установленном законом порядке.
Гражданским кодексомопределены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, даныосновные характеристики каждой из них, основные ответственностипредпринимателей.
Юридические лица могутсоздаваться в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ст. 50 ГКРФ. Это – хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственныекооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень формдля некоммерческих организаций открытый, то есть они могут создаваться как вформах, предусмотренных указанной статьей ГК, так и в формах, предусмотренныхдругими законами.
Наиболее подходящейорганизационно-правовой формой для моего предприятия является общество сограниченной ответственностью.
Обществом с ограниченнойответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество,уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительнымидокументами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшиевклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам впределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников (п. 1 ст. 87ГК РФ).
Учредительнымидокументами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор,подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если обществоучреждается одним лицом, его учредительным документом является устав (п. 1ст.89 ГК РФ).
Уставной капитал обществас ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов егоучастников. Уставной капитал определяет минимальный размер имущества общества,гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества неможет быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченнойответственностью.
Не допускаетсяосвобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанностивнесения вклада в уставной капитал общества, в том числе путем зачета требованийк обществу, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2 в ред. ФЗ от08.07.1999г. №138-ФЗ).
Уставной капитал обществас ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации обществаоплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченная частьуставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первогогода деятельности общества (п. 1-3 ст. 90 ГК РФ).
Вкладом в уставнойкапитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи илиимущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.
Имущество, переданноеисключенным или вышедшим из общества участником в пользование обществу вкачестве вклада в уставной капитал, остается в пользовании общества в течениесрока, на который оно было передано, если иное не предусмотрено учредительнымдоговором (п. 1, 4 ст. 15 ФЗ от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах сограниченной ответственностью»).
Участник общества сограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из сообществанезависимо от согласия других его участников. При этом ему должна бытьвыплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капиталеобщества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом обобществах с ограниченной ответственностью и учредительными документами общества(ст. 94 ГК РФ).
Согласно Федеральномузакону от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей», каждое создающееся предприятиедолжно пройти государственную регистрацию. Государственная регистрацияосуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представлениядокументов в регистрационный орган.
1.2.Расчет производственных ресурсов.
В соответствии сдействующим законодательством, предприятием, как объектом прав, признаетсяимущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательскойдеятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признаетсянедвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят как всевиды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, инвентарь,сырье, продукцию, долги, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующиепредприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права,если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, находящееся всобственности предприятия, подразделяется на недвижимое и движимое.
К недвижимому имуществуотносятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты,перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в томчисле леса, здания, сооружения, машины и оборудование, нематериальные акты,незавершенное строительство, долгосрочные финансовые активы и др.
Остальное имуществопризнается движимым.
Источником финансированияимущества предприятия являются, прежде всего, его собственные средства(уставной капитал, прибыль, фонды специального назначения). Помимо этого,имущество предприятия может быть создано за счет заемных средств (предметы,привлеченные средства, расчеты).
Уставной капиталпредприятия – это выраженная в денежной форме совокупность вкладов учредителейв имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности вразмерах, определенных в учредительных документах. Уставной капитал формируетсяпри создании предприятия за счет взносов для общества с ограниченнойответственностью или путем обмена взносов на акции. Учредители и акционерымогут осуществлять свои взносы в разнообразной форме: это могут быть денежныесредства; различные виды основных средств; права пользования природнымиресурсами, зданиями и т.д.; интеллектуальная собственность.
Для определения уставногокапитала необходимо провести расчет производственных ресурсов.
1.2.1.Расчет потребности основных фондов.
В производственномпроцессе участвуют средства труда (машины, оборудование, транспорт, здания,сооружения) и предметы труда (сырье, материалы, топливо, энергия, незавершенноепроизводство, полуфабрикаты). Средства труда и предметы труда в совокупностиобразуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средствапроизводства представляют собой производственные фонды предприятий. Взависимости от характера их участия в процессе производства, то есть временииспользования, способа переноса своей стоимости на готовую продукцию ихарактера воспроизводства, различают основные и оборонные фонды. По назначениюосновные фонды делят на производственные, которые принимают непосредственное участиев процессе производства, и непроизводственные, которые не принимаютнепосредственного участия в процессе производства.
Основные производственныефонды – это часть производственных фондов, которые участвуют в процессепроизводства длительное время, сохраняя при этом свою первоначальную форму.Стоимость переносится на готовую продукцию постепенно, по частям по мереиспользования в форме амортизации. Основные производственные фонды пополняютсяза счет капитальных вложений, финансовыми источниками которых являетсяамортизационный фонд предприятия, отчисления от чистой прибыли и другиеисточники.
По назначению ииспользованию в производственном процессе основные фонды классифицируются:
1. Здания – все виды,включая стоимость системы жизнеобеспечения зданий: водоснабжение, отопление,электросеть и пр.
2. Сооружения –инженерно-технические объекты, выполняющие технические функции по обслуживаниюпроизводственного процесса (тоннели, мосты, дороги, водостоки и пр.).
3. Передаточныеустройства – это устройства, с помощью которых передается электрическая,тепловая, механическая энергия (водопровод, газовые сети и др.).
4. Машины и оборудование– силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование, непосредственноучаствующие в процессе производства; вычислительная техника, устройства,принимающие участие в амортизации производственного процесса, оргтехника.
5. Транспортные средствадля перемещения людей и грузов как внутри предприятия, так и за его пределами.
6. Инструмент – все виды,участвующие в производственном процессе.
7. Производственныйинвентарь и принадлежности – они служат для более удобного выполненияпроизводственных операций (рабочие столы, стеллажи, баки и пр.).
8. Хозяйственныйинвентарь – для обслуживания производства и обеспечения наилучших условийведения производственного процесса (мебель, оргтехника, посудомоечные машины,осветительные приборы и пр.).
Классифицируются поспособу участия:
— активные основныепроизводственные фонды;
— пассивныепроизводственные фонды.
Классифицируются попринадлежности:
— собственные;
— арендованные;
— сданные в аренду.
Учет и планированиеосновных производственных фондов ведутся в натуральной и денежной форме.
Денежная форма учетапредполагает расчет общей стоимости основных производственных фондов. Даннаяоценка необходима для планирования расширенного воспроизводства основныхпроизводственных фондов, определения степени износа и размера амортизационныхотчислений.
Существует нескольковидов денежной оценки основных производственных фондов:
— по первоначальнойстоимости;
— по восстановительнойстоимости;
— по остаточнойстоимости;
— по ликвидной стоимости.
Первоначальная илибалансовая стоимость – фактическая цена, по которой основные фонды былиприобретены, то есть сумма фактических затрат организации на приобретение,сооружение и изготовление основных фондов, за исключением налога на добавленнуюстоимость и иных возмещений налогов. По первоначальной стоимости осуществляетсяучет основных фондов в балансе предприятия.
Восстановительнаястоимость – это стоимость имеющихся у предприятия основных фондов, котораяпоказывает, какие средства необходимо затратить в настоящий момент для того,чтобы построить или приобрести данные основные фонды.
Остаточная стоимостьосновных производственных фондов – это стоимость основных фондов на данныймомент функционирования. Она рассчитывается как разность между балансовойстоимостью основных фондов и суммой их износа на момент проведения оценки,которая соответствует сумме амортизационных отчислений, перечисленных за весь периодслужбы основных фондов.
Ликвидационная стоимостьосновных производственных фондов – это стоимость основных фондов в момент ихликвидации. Как правило, она имеет нулевое значение, но в некоторых случаяхможет быть и положительной величиной.
Далее произведем расчетпотребности в основных производственных фондах при открытии гостиницы«Лазурная». ООО «Лазурная» арендует помещение общейплощадью 300м2.
Расчет потребности восновных фондах.№ п/п Наименование имущества Кол-во Цена за един. в руб. Общая стои-мость в руб.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Автомобиль Комплект компьютера Кондиционер Офисная мебель
Телевизор + DVD Подставка под телевизор
Столик журнальный
Диван
Кровать двуспальная
Кровать односпальная
Тумбочка прикроватная
Стол Стул
Шкаф-купе
Кресло
Ковер Сейф
Пылесос
Сантехника
Холодильник Люстра
Ванна Стол-тумба
Телефон Стул для персонала
Стул для руководителя
Ковровая дорожка
1
2
7
2
5
5
3
3
3
2
8
4
8
9
1
4
2
1
5
5
7
4
1
7
1
2
1
300.000
35.000
9.500
27.300
21.450
2.150
2.680
12.000
11.700
4.800
1.570
3.700
670
10.300
3.900
6.500
12.000
9.200
20.000
7.900
5.750
10.000
5.350
1.500
1.100
5.200
9.000
300.000
70.000
66.500
54.600
107.250
10.750
8.040
36.000
35.100
9.600
12.560
14.800
5.360
92.700
3.900
26.000
24.000
9.200
100.000
39.500
40.250
40.000
5.350
10.500
1.100
10.400
9.000 Итого: 1.142.460
1.2.2.Определение потребности в оборотных средствах.
В процессе созданияготового продукта наряду с основными средствами производства участвуют предметытруда, которые в отличие от основных средств потребляются полностью и в полномобъеме отражаются в стоимости конечного продукта, изменяя при этом своюнатурально-вещественную форму или физико-химические свойства. В связи с тем, чтоони расходуются в каждом постоянно возобновляемом производственном цикле, тоесть участвуют в обороте средств предприятия, их называют оборотными средствамиили оборотными активами предприятия.
Оборотные средствапредприятия – это совокупность материальных и денежных ценностей, которыенаходятся в постоянном кругообороте предприятия, меняют свою материальную формув течении одного цикла и в полном объеме перенося свою стоимость на готовыйпродукт.
Оборотные средстваобеспечивают непрерывность и ритменность всех процессов, протекающих напредприятии (снабжения производства, сбыта, финансирования), постояннонаходятся в движении, совершая кругооборот. Кругооборот начинается с оплатыденежными средствами необходимых предприятию материальных ресурсов, а заканчиваетсявозвратом всех затрат на всем пути движения средств в виде выручки отреализации готовой продукции. Затем цикл повторяется.
Оборотные средстваподразделяются:
1. по экономическомусодержанию – на оборотные производственные фонды и фонды обращения;
2. по способуформирования – на собственные и заемные;
3. по методу планирования– на нормируемые и ненормируемые.
Наряду с основнымифондами для работы туристского предприятия огромное значение имеет наличиеоптимального количества оборотных средств. Оборотные средства представляютсобой совокупность денежных средств, авансированных для создания ииспользования оборотных производственных фондов и фондов обращения дляобеспечения непрерывного производства и реализации туристского продукта(услуги).
Оборотныепроизводственные фонды – это средства производства, вещественные элементыкоторых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, а ихстоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементыоборотного фонда в процессе труда претерпевают изменение своей натуральнойформы, по мере их производственного потребления теряют потребительнуюстоимость. Новая потребительная стоимость возникает в виде выработанного из нихпродукта – тура, услуги. Оборотный фонд – обязательный элемент процессапроизводства, основная часть себестоимости.
Фонды обращения –средства туристского предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу,являются составляющей туристского пакета; средства, вложенные в туристскуюуслугу, реализованную потребителю, но не оплаченную; а также средства врасчетах и денежные средства в банке и кассе туристского предприятия.
Оборотныйпроизводственный фонд и фонд обращения находятся в постоянном движении,обеспечивая бесперебойный оборот средств.
Норматив оборотныхсредств – это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимаятуристскому предприятию для его производственной деятельности. Ее размерзависит от объема и скорости продаж туристских продуктов.
Оборотные средства, какправило, не амортизируются. Так, стоимость сырья и материалов полностьюпереходит в стоимость продукции в течение одного оборота. Однако спецификойработы туристского предприятия является то, что в структуре его фондов можновыделить ряд имущества (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, элементыдекорирования интерьера и т.п.), которое не является сырьем и не причисляется ккатегории основных фондов; его относят к оборотным средствам, но амортизируют.Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не превышающая 2 тысячирублей, включается в один производственный цикл (один год), без амортизации.Остальные предметы материально-технического оснащения амортизируют: одна частьих стоимости переходит в стоимость услуг при передаче их в эксплуатацию,остальная часть – по мере их выбытия из-за непригодности, с учетом нормыамортизации. Примером подобного имущества гостиницы являются постельное белье,подушки, одеяла, покрывала и т.д. Их, как правило, окупают за 2 – 3 года.
Основным признакомотнесения имущества к основным фондам является срок службы более года.
В следующей таблицепредставлены оборотные средства описываемой гостиницы. Элементы декора холлагостиницы даются одной цифрой, тогда как в учетной документации онидетализированы.
Расчет потребности воборотных средствах.№ п/п Наименование имущества Кол-во Цена за един. в руб. Общая стои-мость в руб.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19. Униформа
Шторы
Вешалка для одежды
Зеркало
Лампа настольная
Графин и стаканы
Ваза
Полотенца для лица
Одеяло
Подушка
Постельное белье
Покрывало Туалетные принадлежн.
Светильники настенные
Декорация
Подставка под графин
Подставка под цветы
Полотенце банное
Хоз. инвентарь
8
7
40
6
1
6
7
30
5
8
10
5
10
8
1
6
8
15
5
1.700
800
230
1.480
350
290
150
230
1.100
550
970
1.300
100
430
38.450
100
300
1.200
80
13.600
5.600
9.200
8.880
350
1.740
1.050
6.900
5.500
4.400
9.700
6.500
1.000
3.440
38.450
600
2.400
18.000
400 Итого: 137.710
Расход месячнойпотребности в расходных материалах.
Расходные материалы – эточасть оборотных средств, включая вещественные элементы, которые расходуются вкаждом производственном цикле неоднократно, а их стоимость переносится напродукцию целиком и сразу.
Производственным циклом вработе туристского предприятия является один год. В течение этого периодаучаствует в процессе производства и выбывает из него не одно поколениерасходных материалов. Поэтому потребность в них будет определена из расчета намесяц.
Расчет месячнойпотребности в расходных материалах.№ п/п Наименование имущества Кол-во Цена за един. в руб. Общая стоимость в руб.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Моющие средства
Перчатки
Туалетное мыло
Бумага туалетная
Цветы живые
Шампунь
Канцелярские товары
Питьевая вода
20
15
60
300
1.050
60
37
25
15
5
50
47
740
375
900
1.500
52.500
2.820
2.000
25.200 Итого: 86.035
1.2.3.Расчет потребности в нематериальных активах
К нематериальным активамотносят объекты интеллектуального, имущественного, правового и рекламногозначения, использование которых ограничено установленными на них правамивладения. К ним относятся права пользования земельными участками, природнымиресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное и информационноеобеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменные знаки, репутацияфирмы и т.д.
По характеру применениянематериальные активы схожи с основными фондами: они используются длительноевремя, приносят прибыль и с течением времени теряют свою стоимость, перенося еена стоимость готовой услуги.
Особенностьюнематериальных активов является сложность определения и реальной стоимостипотребительной стоимости, сроков службы и влияния на получаемую предприятиемприбыль.
Стоимость нематериальныхактивов включают в уставной капитал.
В стоимостьнематериальных активов включаются: цена их приобретения, расходы на оформлениедокументов, освоение и ввод в эксплуатацию. Срок службы нематериальных активов,как правило, назначается условно, но не более 10 лет.
Расчет нематериальныхактивов.№ п/п Наименование имущества Затраты, руб.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Лицензирование
Сертификация
Изготовление печатей, штампов
Изготовление вывески
Программное обеспечение
Установка сигнализации
Установка телефона
Санитарно-эпидемиологические мероприятия
Регистрация
Открытие расчетного счета в банке
8.000
5.000
10.000
15.000
9.000
6.000
9.000
3.000
3.000
2.000 Итого: 70.000
1.2.4.Определение величины уставного капитала
При регистрации вкачестве юридического лица предприятие обязано располагать уставным капиталом.Уставной капитал – это зафиксированная в стоимостном выражении суммаматериальных и нематериальных ценностей.
Величина и структурауставного капитала определяется рядом условий, соблюдение которых необходимоучитывать при создании и организации деятельности предприятия. Среди этихусловий выделяют следующие:
— отрасль производства;
— масштабы предприятия;
— уровень специализации икооперирования предприятия;
— организацияобслуживания производства и фирмы в целом.
Уставной капиталформируется и утверждается вместе с уставом предприятия при его образовании иреформировании. Предприятия самостоятельно решают вопросы о структуре и размереуставного капитала и его изменении.
Вкладчиками приформировании и расширении уставного капитала могут выступать: государственныеорганы (включая федеральные и местные органы власти, иностранные государства),сторонние предприятия и организации (включая банки, холдинги, концерны и др.),общественные организации, частные лица.
В упрощенном виде вработе в работе к уставному капиталу следует отнести:
Куст =основные фонды + оборотные средства + нематериальные активы.
Опираясь на примеррассматриваемой гостиницы, определяем ее уставной капитал:
Куст =1.142.460 + 137.710 +86.035 + 70.000 = 1.436.205 руб.
1.2.5. Расчет трудовых ресурсов предприятия и фонда оплаты труда.
Цели туристского предприятиявоплощают в жизнь его сотрудники. В сфере туризма качество услуг, прежде всего,определяется квалификацией исполнителей и их умение работать с клиентами. Приподборе кадров не всегда обращается внимание на наличие у претендента базовоготуристского образования, как показывает практика.
Персонал туристскогопредприятия должен отвечать следующим требованиям:
— иметь профессиональнуюподготовку и квалификацию, наличие специального образования (основного илидополнительного), полученного в учебном заведении, имеющем лицензию на правоведения учебного процесса в области основного или дополнительного образования всфере туризма с выдачей документа государственного образца (диплома,свидетельства, удостоверения);
— знать законодательные инормативные акты, формальности международных норм в сфере туризма, материалы идокументы международных туристских предприятий, иностранный язык в объеме,соответствующем выполняемой работе;
— уметь дать четкие,точные ответы на поставленные посетителями вопросы; владеть информацией,необходимой для потребителя, и постоянно ее активизировать;
— повышать своюквалификацию (на курсах, семинарах и др.) не реже одного раза в год;
— иметь стаж работы втуризме или смежных с ним областях деятельности;
— знать свои должностныеобязанности.
Предусматриваются триквалификационных уровня деятельности в зависимости от направления деятельностиработника, сложности и объемов выполняемых должностных обязанностей, степенисамостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений.
Квалификационныетребования к основным должностям работников туристской индустрии включают всебя перечень не только должностных обязанностей, но также навыков и знаний,необходимых для их выполнения. Эти требования распространяются на работниковорганизаций независимо от форм собственности и организационно-правовых формдеятельности и минимально необходимые требования к профессиональному уровнюработников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работв указанной сфере деятельности.
При формированиитуристского предприятия кадровая работа сводится к следующему:
— определениекачественной и количественной потребности в персонале и формирование штатногорасписания;
— разработка правилвнутреннего трудового распорядка;
— разработка должностныхинструкций персонала;
— подбор персонала.
Качественная иколичественная потребность в персонале зависит от характера и масштабовнамеченной деятельности предприятия. Законодательством определена необходимостьналичия штатного расписания в любой организации, заключающей трудовые договорыс работниками.
Под внутренним трудовымраспорядком понимается порядок выполнения сотрудниками работы у нанимателя.Правила внутреннего трудового распорядка предприятия должны содержать следующиеразделы: порядок приема и увольнения работников; обязанности работников инанимателя; продолжительность рабочего времени и порядок его использования;определение применяемых видов поощрений за успехи в работе и мер дисциплинарнойответственности работников за нарушение трудовой дисциплины.
В соответствии справилами внутреннего распорядка наниматель устанавливает графики сменности,отпусков и др.
Должностная инструкция –основной организационно-правовой документ, определяющий функции, основныеобязанности и ответственность сотрудников предприятия при осуществлении имислужебной деятельности согласно занимаемой должности. Целями разработкидолжностных инструкций являются:
— созданиеорганизационно-правовой основы служебной деятельности сотрудников;
— повышениеответственности сотрудников за результаты деятельности, осуществляемой наоснове трудового договора (контракта);
— обеспечениеобъективности при аттестации сотрудников, их поощрении и наложении на нихдисциплинарного взыскания.
Сущность подбораперсонала заключается в том, чтобы оценить соответствие способностей и личныхкачеств кандидата его будущей работе, выявить заинтересованность претендента вданной работе, дать кандидату возможность решить, подходит ли ему эта работа.
Прием на работузаканчивается подписанием трудового договора (контракта).
Для осуществленияпроцесса обслуживания туристов в гостинице должен быть предусмотрен минимальныйнабор следующих основных служб, обеспечивающих предоставление основныхгостиничных услуг:
— бронирования;
— обслуживания;
— приема и расчетнаячасть;
— эксплуатации номерногофонда.
Структура бронирования.
Она выполняет следующиефункции:
— прием заявок нагостиничные места и их обработка;
— подготовка необходимойдокументации: графиков заезда на каждый день (неделю, месяц, квартал, год), картыдвижения номерного фонда.
Служба обслуживания.
С точки зрения гостейслужба обслуживания является важнейшей в гостинице, так как персонал именноэтой службы работает с клиентами в постоянном контакте и выполняет все функции,связанные с их непосредственным обслуживанием.
Возглавляет службуобслуживания менеджер, которому подчинены швейцары, коридорные, подносчикибагажа, лифтеры, консьержки, рассыльные, водители.
Служба приема и расчетнаячасть.
Службу приема частоназывают «сердцем» или «нервным центром» отеля. С этойслужбой гость контактирует больше всего, туда он обращается за информацией иуслугами во время своего пребывания в гостинице.
К важнейшим функциямслужбы приема относятся приветствие гостя и выполнение необходимыхформальностей при его размещении. От того, как примут гостя, как егопоприветствуют, как быстро выполнят необходимые формальности, во многом зависитпервое, самое сильное впечатление от гостиницы в целом.
К функциям службы приемаи расчетной части относятся также распределение номеров и учет свободных мест вгостинице, выписка счетов и осуществление расчетов с клиентами.
Служба эксплуатацииномерного фонда.
Важнейшей ее функциейявляется поддержание необходимого уровня комфорта и санитарно-гигиеническогосостояния гостиничных номеров, а также холлов, фойе, переходов, коридоров. Почисленности занятого персонала эта служба является самой крупной в гостинице.
Службу эксплуатацииномеров возглавляет менеджер, которому подчинены горничные, дежурные по этажу идр. категории работников.
Штатное расписание – этодокумент, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия, предоставляющийперечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалистов суказанием разряда работ и должностного оклада.
В зависимости ототраслевой принадлежности предприятий в туризме, профессиональный составварьируется и его структура различается.
Оплата труда – этосистема отношений, обеспечивающее установление и осуществление работодателемвыплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовымиактами, коллегиальными договорами, соглашениями, локальными нормативными актамии трудовыми договорами. Оплата труда персонала в туризме производится помесячным должностным окладам, часовым тарифным ставкам, сдельным расценкам, атакже в процентах от выручки.
Фонд оплаты труда – этосуммарные расходы предприятия на оплату труда работников независимо отисточников этих выплат. Фонд оплаты труда является налогооблагаемой базойединого социального налога (ЕСН). Ставка ЕСН = 26,2%. В 26,2 % включены:
— 20% — отчисления впенсионный фонд;
— 3,2% — отчисления вфонд социального страхования;
— 2,8% — отчисления в фонд ОМС (обязательного медицинского страхования);
— 2% — действующий втуризме сбор на травматизм.
Расчет потребностиперсонала.№ п/п Должность Численность Оклад, руб. ФОТ, руб. Административно-управленческий персонал
1.
2.
3.
Директор
Бухгалтер-экономист
Администратор
1
1
1
25.000
17.000
9.000
25.000
17.000
9.000 Итого: 51.000 Производственный персонал
4.
5.
6.
7.
Горничная
Уборщица
Сантехник
Электрик
2
1
1
1
7.000
3.500
4.000
4.000
14.000
3.500
4.000
4.000 Итого: 25.500 Итого – общий фонд оплаты труда (мес.) 76.500
Итак, фонд оплаты трудаадминистративно-управленческого персонала в месяц равен 51.000 руб., тогда вгод он составит:
51.000 × 12 =612.000 руб.
Фонд оплаты трудапроизводственного персонала в месяц равен 25.500 руб., тогда в год он составит:
25.500 × 12 =306.000 руб.
Общий фонд оплаты труда вгод составит:
612.000 + 306.000 =918.000 руб.
Единый социальный налогдля административно-управленческого персонала составит:
612.000× 26,2% />ЕСН= = 1.603,44 руб. в год.
100%
Единыйсоциальный налог для труда производственного персонала составит:
306.000× 26,2% />ЕСН= = 801,72 руб. в год.
100%
918.000× 26,2% />ОбщийЕСН = = 2.405,16 руб. в год.
100%
ТогдаФОТ (фонд оплаты труда) с ЕСН в год составит:
918.000 + 2.405.16 =920.405.16 руб.
1.3. Лицензирование, стандартизация и сертификация деятельностипредприятия.
Лицензирование – проведениемероприятий, связанных с предоставлением соискателям лицензий, приостановлениеми возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролемлицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении туристскойдеятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензия – социальноеразрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательномсоблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органомсоискателю лицензии.
Соискатель лицензии –юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся влицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществлениеконкретного вида деятельности.
Лицензиат — юридическоелицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществлениеконкретного вида деятельности.
Лицензирующие органы –органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование.
Лицензионные требования иусловия – совокупность установленных нормативными актами требований и условий,выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемоговида деятельности.
Порядок и условиялицензирования в туризме регулируются соответствующими постановлениямиправительства и положениями лицензионных органов.
В соответствии снастоящим Федеральным законом лицензированию подлежат в туризме:туроператорская и турагентская деятельность (ст.17 ФЗ №128 от 08.08.01г.).
Лицензирующим органом,как правило, является орган государственного управления туризмом – Федеральноеагентство по туризму. Лицензирующий орган в установленный срок – не более 60дней, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии.В случае положительного решения соискателю выдается лицензия на осуществлениетуристской деятельности, срок действия которой составляет 5 лет. Срок действиялицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Лицензирование туристскойдеятельности, соблюдение лицензионных требований и условий способствуютобеспечению и поддержанию высокого уровня обслуживания, а также защите правпотребителей туристских услуг.
Важнейшим инструментомгосударственного регулирования туристской деятельности и защиты правпотребителей туристских услуг является стандартизация.
Стандартизация – этодеятельность, направленная на разработку и установление требований, норм,правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых,обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества заприемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации –достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредствомширокого и многократного использования установленных положений, требований,норм для решения реально существующих, планируемых и потенциальных задач. Целистандартизации можно разделить на общие и узкие.
Конкретизация общих целейсвязана с выполнением трех требований стандартов, которые являютсяобязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил,обеспечивающих безопасность услуг для жизни и здоровья людей, окружающей средыи имущества, качество услуг в соответствии с уровнем развитиянаучно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, безопасностьхозяйственных объектов, связанную с предотвращением возникновения различных катастрофи чрезвычайных ситуаций и т.д.
Узкие цели стандартизацииотносятся к определенной области деятельности, сфере услуг в целом, тому илииному туристскому предприятию в отдельности, конкретной туристской услуге ит.д.
Целью стандартизации всфере туризма, согласно ГОСТ–28681.0–90 «Стандартизация в сферетуристско-экскурсионного обслуживания», является нормативное обеспечениеповышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионногообслуживания и защита интересов потребителей услуг.
Объект стандартизации –услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования,характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либообъектов в целом, либо его отдельных составляющих.
Область стандартизации –совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, туристскаяиндустрия является областью стандартизации, а объектами стандартизации могутбыть конкретные туристские услуги (гостиниц и других средств размещения,питания и др.), а также процессы туристского и экскурсионного обслуживания.
Стандарт – этонормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденныйпризнанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядоченияв определенной области.
Государственные стандарты(ГОСТ и ГОСТ Р) устанавливают обязательные общие требования к туристскомуобслуживанию, обеспечивающие безопасность, охрану здоровья и жизни населения,охрану окружающей среды, комплексность, точность и своевременность исполненияуслуг, а также рекомендательные требования к видам услуг, включая условияобслуживания.
Стандарты предприятийустанавливают требования на конкретные туристские услуги, включая условияобслуживания, организацию управления производством, техническое оснащение,технологические процессы и методы, применяемые только на данном предприятии.
Основными видамистандартов в сфере услуг являются:
— основополагающиестандарты;
— стандарты на услуги;
— стандарты на процессы(технологические, обеспечивающие, организации, управления);
стандарты на методыконтроля.
Нормативные требования ксредствам размещения в Российской Федерации определены Положением огосударственной системе классификации гостиниц и других средств размещения,утвержденным Министерством экономического развития и торговли 21 июня 2003г.
К нормативным документам,наиболее часто используемым в туристской практике, относятся:
— ГОСТ 28681.0-90«Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основныеположения»;
— ГОСТ Р 50646-94«Услуги населению. Термины и определения»;
— ГОСТ Р 50644-94«Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечениюбезопасности туристов и экскурсантов»;
— ГОСТ Р 51185-98«Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
— ГОСТ Р 50690-2000" Туристские услуги. Общие требования";
— ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионноеобслуживание. Проектирование туристских услуг»;
— ГОСТ 50460-92«Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры итехнические требования».
Прежде чем приступить кпроцедуре стандартизации, необходимо точно установить, относится ли услуга кгруппе, для которой разработан данный стандарт. Это осуществляется на основаниидокументов, осуществляющих классификацию видов деятельности.
Основным стандартом,используемым при обязательной сертификации туристских услуг и предназначеннымдля предприятий всех организационно-правовых форм и отдельных предпринимателей,оказывающих туристские услуги населению, является ГОСТ Р 50644-94«Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасноституристов и экскурсантов».
Важным элементом системыгосударственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг инаиболее признанным в мире способом независимого подтверждения их соответствияустановленным требованиям является сертификация.
Сертификация продукции –процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая отизготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, чтопродукция соответствует установленным требованиям.
Сертификацияосуществляется в целях:
— создания условий длядеятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на единомтоварном рынке, а также для участия в международном экономическом,научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
— содействия потребителямв компетентном выборе продукции;
— защиты потребителя отнедобросовестного изготовителя;
— контроля безопасностипродукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтвержденияпоказателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может бытькак обязательной, так и добровольной.
Обязательная сертификацияосуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечиваетдоказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям техническихрегламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требованияотносятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.
Объектами обязательнойсертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения,оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы иформы собственности.
При обязательнойсертификации должны проверяться характеристики услуг, условий обслуживания ииспользоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, втом числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке,соответствие техническим документам, а также требованиям безопасности,установленным в нормативных документах.
Добровольная сертификацияпроводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях междузаявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации.
Добровольная сертификацияуслуг не может заменить их обязательную сертификацию.
На основании Правилсертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядокпроведения сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, которыйутверждает руководитель органа.
Порядок сертификациивключает:
— подачу заявки;
— рассмотрение и принятиерешения по заявке;
— оценку соответствияуслуг установленным требованиям;
— принятие решения овыдаче сертификата;
— выдачу сертификата илицензии на применение знака соответствия;
— инспекционный контрольсертифицированных услуг.
Глава II. Анализ и оценка деятельностипредприятия.
2.1.Амортизация производственного фонда предприятия.
Амортизация – этоденежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости взатраты (себестоимость на выпуск продукции и услуг). Отчисления, которыепредназначаются для возмещения выбывающих (изнашиваемых) основных фондов,называются амортизационными отчислениями.
Размер амортизационныхотчислений напрямую зависит от нормы амортизации, которая устанавливаетсянормативно-правовыми документами.
Норма амортизациипредставляет собой отношение годовой суммы амортизации к балансовойсреднегодовой стоимости основных фондов. Посредством нормы амортизации можнорегулировать скорость оборота основных фондов; таким образом, она являетсяважным элементом государственной и внутрифирменной политики.
Норма амортизацииопределяет, какую часть от среднегодовой стоимости основных фондов нужноперенести на себестоимость продукции в данном году. Норма амортизации (впроцентах) определяется соотношением балансовой (первоначальной) стоимостиосновных фондов минус ликвидационная стоимость основных фондов к нормативномусроку службы основных фондов, умноженное на 100%.
Общая суммаамортизационных отчислений, которая переносится на себестоимость готовойпродукции, определяется как разность между балансовой стоимостью основныхфондов и их ликвидационной стоимостью, причем к балансовой стоимости добавляютсявсе затраты на модернизацию и реконструкцию данного основного средства за весьамортизационный период.
Поскольку за времяиспользования основных фондов в производственном процессе они подвергаются различнымформам износа, то и расчет амортизационных отчислений тоже долженсоответствовать данным воздействиям.
Износ основныхпроизводственных фондов бывает трех видов:
1. Физический износ – этоутрата потребительской стоимости. Степень физического износа зависит от:
— времени эксплуатации;
— от интенсивностииспользования;
— от условийиспользования;
— от квалификацииперсонала, и т.д.
Различают полный износ ичастичный. При полном износе – основные производственные фонды ликвидируются именяются на новые. При частичном — физический износ равен:
Тф
/> Кизн. = × 100%,
Тн
где, Тф –фактический срок службы;
Тн – время,нормированный срок службы.
2. Моральный износ – этонесоответствие основных производственных фондов их современным требованиям. Онбывает двух видов:
— связан с сокращениемзатрат (удешевлением);
— с внедрением новых,более производительных машин.
И первый, и второй видморального износа связан с научно-техническим прогрессом.
3. Экономический износили амортизация основных производственных фондов.
Есть разные методырасчета амортизации:
1 — линейный(равномерный) метод;
2 — ускоренный метод:
— равномерно;
— неравномерно;
3 – Замедленный метод.
При формированииэкономической стратегии предприятий индустрии туризма амортизационную политикунеобходимо проводить очень грамотно. Это позволит предприятию производитьконкурентоспособную по цене продукцию (услугу), ускорить темпы накоплениякапитала и своевременно осуществить реконструкцию и модернизацию основныхпроизводственных фондов.
Для определения нормыамортизации с 1 января 2002 г. действует положение, согласно которому по срокамполезного использования все имущество делится на 10 групп:
1. от 1 года до 3 лет;
2. от 3 лет до 5 лет;
3. от 5 лет до 7 лет;
4. от 7 лет до 10 лет;
5. от 10 лет до 15 лет;
6. от 15 лет до 20 лет;
7. от 20 лет до 25 лет;
8. от 25 лет до 30 лет;
9. от 30 лет до 35 лет;
10. от 35 лет и выше.
Для поддержки малогопредпринимательства законодательно разрешено списание на амортизацию до 50 %первоначальной стоимости основных производственных фондов со сроком службыболее 3-х лет.
1) Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 10лет.№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб.
1.
2.
3.
4.
Автомобиль
Сейф
Холодильник
Люстра
300.000
24.000
39.500
40.250 Итого: 403.750
а = ( 1/Тп) ×100% = (1/10) × 100% = 10%
а × Фср 10× 403.750
/>/>Ар= = = 40.375 руб.
100% 100%
2) Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 8лет.№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб.
1.
2.
3.
4.
Офисная мебель
Сантехника
Ванна
Кондиционер
54.600
100.000
40.000
66.500 Итого: 261.100
а = ( 1/Тп) ×100% = (1/8) × 100% = 12,5%
а × Фср12,5 × 261.100
/>/>Ар= = = 32.637,5 руб.
100% 100%
3) Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов и оборотных средств снормативным сроком службы 5 лет.
№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Компьютер
Телевизор + DVD
Подставка под телевизор
Столик журнальный
Диван
Кровать
Тумбочка
Столы Стулья
Шкафы
Кресло
Пылесос
Телефон
Декорация
70.000
107.250
10.750
8.040
36.000
44.700
12.560
20.150
16.860
92.700
3.900
9.200
10.500
38.450 Итого: 481.060
а = ( 1/Тп) ×100% = (1/5) × 100% = 20%
а × Фср20 × 481.060
/>/>Ар= = = 96.212 руб.
100% 100%
4) Рассчитаемамортизационные отчисления для оборотных средств с нормативным сроком службы 2года.№ п/п Наименование Балансовая стоимость, руб.
1.
2.
3.
4.
5.
Ковер
Зеркало
Светильники
Покрывала
Шторы
35.000
8.880
3.790
6.500
5.600 Итого: 59.770
а = ( 1/Тп) ×100% = (1/2) × 100% = 50%
а × Фср50 × 59.770
/>/>Ар= = = 29.885 руб.
100% 100%
5) Поскольку нормативныйсрок службы всех нормативных актов мы возьмем 5 лет (закон допускает не более10 лет), то амортизационные отчисления для нематериальных активов составят:
а = ( 1/Тп) ×100% = (1/5) × 100% = 20%
а × Фср20 × 115.000
/>/>Ар= = = 14.000 руб.
100% 100%
6) Общий размерамортизационных отчислений составит:
40.375 + 32.637,5 +96.212 + 29.885 + 14.000 = 213.109,5 ≈ 213.110
Если помещение неявляется собственностью предпринимателя, а арендуется, то затраты на арендуимущества не подлежат амортизации, а включаются в прочие затраты при ихкалькулировании.
2.2. Калькуляция себестоимости продукции.
Себестоимость продукции(услуг) – это денежное выражение материальных и трудовых затрат предприятия(издержек) ан производство и реализацию продукции (услуг).
При определениисебестоимости производства и реализации единицы продукции (калькулирование) всеиздержки группируются по статьям калькуляции, то есть определяются статьирасходов предприятия на единицу продукции в зависимости от их назначения иместа возникновения.
Целью любогокоммерческого предприятия, производящего продукцию или услугу, являетсяполучение прибыли. Прибыль предприятия зависит от двух факторов: выручки,которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которыеоно при этом несет (объема затрачиваемых денежных, материальных и трудовыхресурсов). Другими словами, прибыль зависит от цены продукции и затрат(себестоимости) на ее производство.
TR– TC = TP,
TR– валовой доход,
ТС – издержки,
ТР – валовая прибыль.
Под издержками понимаетсясовокупность всех затрат предприятия, необходимых для производства и реализациипродукции. Следовательно, совокупные затраты предприятия представляют собойиздержки производства и издержки обращения и лежат в основе определениясебестоимости продукции (работ, услуг).
Все издержки группируютсяпо статьям калькуляции, то есть определяются статьи расходов предприятия наединицу продукции в зависимости от их назначения и места возникновения.
Классификация издержек:
1. По подходу к оценкезатрат:
а) бухгалтерские;
б) экономические.
2. По способу отношенияна себестоимость:
а) прямые;
б) косвенные издержки.
3. В зависимости отобъема производства:
а) постоянные;
б) переменные.
Конкретный состав затрат,которые относят на издержки производства и обращения, законодательнорегулируются во всех странах. Это связано, с одной стороны, с налоговойсистемой, а с другой – с необходимостью определения источников их возмещения.
В РФ состав затрат,которые включаются в себестоимости продукции, представлен в «Положении осоставе затрат по производству и реализации продукции, включаемых всебестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов,учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденном постановлениемПравительства РФ и введенном в действие с 1.01.1992г. С вводом в действиенового налогового кодекса базовым документом является 25 глава данногодокумента.
Согласно этому Положениюсебестоимость продукции определена как стоимостная оценка используемых впроцессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на еепроизводство и реализацию.
Себестоимостьпроизводимой продукции может определяться как на весь объем, так и на единицупродукции.
Кроме затрат всебестоимость включаются некоторые налоги.
Не все затраты включаютсяв себестоимость, часть из них покрывается из прибыли.
При определениисебестоимости общего объема выпуска все затраты группируются по принципуоднородности по элементам:
1. материальные затраты;
2. затраты на оплатутруда;
3. отчисления на социальныенужды (ЕСН);
4. амортизация основныхфондов;
5. прочие затраты(содержание зданий, помещений, командировочные расходы, представительскиерасходы и т.д.)
При определениисебестоимости производства и реализации единицы продукции все издержки группируютсяпо статьям калькуляции, то есть определяются статьи расходов предприятия наединицу продукции в зависимости от их назначения и места возникновения.
Калькулированиесебестоимости койко-дня гостиничного предприятия.
Поскольку заполняемостьпредприятий размещения вне зависимости от их видов носит сезонный характер иотличается неравномерностью, то расчет себестоимости койко-дня проводится науровне среднегодовой величины.
Для того, чтобыпросчитать среднегодовую себестоимость одного койко-дня необходимо высчитатьгодовые валовые затраты.
Расчет валовых затратпредприятия.№ п/п Наименование затрат За месяц, руб. За год, руб. Постоянные затраты
1.
2.
3.
4.
5.
Амортизация основных фондов
Амортизация оборотных средств
Амортизация нематериальных
активов
Фонд оплаты труда АУП
ЕСН АУП
169.225
29.885
14.000
51.000
133,60
2.030.700
358.620
168.000
612.000
1.603,44 Переменные затраты
6.
7.
8.
9.
10.
Фонд оплаты труда
производственного персонала
ЕСН производственного
персонала
Общехозяйственные расходы
Материальные затраты
Прочие затраты (командиро-
вочные, текущий ремонт,
реклама и т.д.)
25.500
66,80
86.035
50.000
30.000
306.000
801,72
1.032.420
600.000
360.000 Итого: 455.845 5.470.145
В приведенной таблицеваловые затраты распределены на постоянные, которые не зависят от объема продажномеров, и переменные, которые варьируются в зависимости от заполняемостигостиницы. Далее эти данные потребуются при построении графика безубыточности.
Теперь можно высчитатьсреднегодовую себестоимость одного койко-дня, учитывая, что при 100 процентнойзагрузке в гостинице может разместиться 20 человек.
Расчет себестоимостикойко-дня.Месяц % загр. Расчет себестоимости Себестоимость
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
50
20
30
30
60
90
100
100
100
80
30
40
455.845/10 × 31
455.845/4 × 29
455.845/6 × 31
455.845/6 × 30
455.845/12 × 31
455.845/18 × 30
455.845/20 × 31
455.845/20 × 31
455.845/20 × 30
455.845/16 × 31
455.845/6 × 30
455.845/8 × 31
1.471
3.930
2.451
2.533
1.225
844
735
735
760
919
2.533
1.838 19.974
Таким образом,среднегодовая себестоимость одного койко-дня составила: 19.974/12 = 1.665 руб.
В числителе – 455.845руб. – это среднемесячные затраты; в знаменателе – произведение числакалендарных дней каждого месяца на заполняемость в койко-местах. (Если при 100%загрузке – 20 койко-мест, то при 50% загрузке – это 10 койко-мест, при 20%загрузке – 4 койко-места, при 30% — 6 койко-мест и т.д.).
2.3. Формирование цены на услуги предприятия.
Перед предприятиямисоциально-культурного сервиса и туризма постоянно встает задача определения ценна их товары и услуги, что в условиях рыночной экономики является весьма важными сложным процессом.
Суть ценовой политики напредприятиях социально-культурного сервиса и туризма заключается в установлениитаких цен на представляемые товары и услуги, которые обеспечат запланированныйрост прибыли, и будут отвечать стратегическим и оперативным задачам предприятияпо удержанию и расширению своих позиций на рынке.
В рыночной экономикесуществуют различные методы формирования ценовой политики предприятийсоциально-культурного сервиса и туризма, которые можно разделить на две группы:
— методы, базирующиеся назатратном подходе;
— рыночные илимаркетинговые методы.
Затратный подход кформированию цены продукции (услуг) характерен для двух методов расчета цены:
— расчет по методу«средние издержки плюс прибыль»;
— расчет на основеанализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Расчет по методу«средние издержки плюс прибыль» – самый простой способ определенияцены продукции (услуги), заключающийся в начислении определенной надбавки насебестоимость товара. Он характеризуется тем, что предприятия при определениицены на свою продукцию и услугу ориентируются на издержки, то есть осуществляюткалькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляетсята величина прибыли, которую предприятие планирует получить.
Ц = С + Ппр.,
где С – полнаясебестоимость продукции;
Ппр –предполагаемая прибыль.
Расчет цены на основеанализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли также базируется наиздержках. При его использовании предприятию необходимо разделить затраты напостоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построитьграфик безубыточности и на его основе определить, как изменение общего объемавыручки будет влиять на прибыль. Такой подход к ценообразованию предполагаетрассмотрение различных вариантов цен и определение наилучшей, при которойдостигается требуемый уровень прибыли, поэтому этот метод еще называют целевымценообразованием. Он является наиболее приемлемым в условиях рыночнойэкономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которымподвергается рынок.
Рыночный, илимаркетинговый, подход в определении цены на продукцию (услугу) предприятийявляется наиболее предпочтительным. Как правило, ценовая политика фирмы зависитот того, какое место она занимает на рынке, то есть, является ли она достаточноизвестной или это малоизвестная фирма. Есть и специфические факторы, влияющиена ценообразование. Например, для предприятий гостиничного комплекса оченьсильное влияние на ценообразование оказывает такой фактор, как месторасположения гостиницы.
К рыночным, илимаркетинговым, методам установления цены на предприятиях социально-культурногосервиса и туризма относятся следующие:
— установление цены наоснове ощущаемой ценности товара;
— установление цены наоснове уровня текущих цен;
— установление цены наоснове закрытых торгов;
— стратегия престижныхцен.
При определении ценыметодом установления на основе ощущаемой ценности товара (ориентации на спрос)главным критерием становятся уже не издержки производителя продукции (услуг), ато, как данный товар воспринимает покупатель, то есть исходной точкой являетсяощущение ценности товаров для покупателей.
При установлении цены наоснове уровня текущих цен предприятия в основном отталкиваются от ценконкурентов и меньше внимания обращают на показатели собственных издержек илиспроса. В зависимости от того, какое положение предприятие занимает на рынке,оно может выбирать различную стратегию при определении цены на свою продукцию.Например, назначить цену выше или ниже урвня цен своих конкурентов.
Если предприятие занимаетна рынке не очень высокое положение, то при определении цены целесообразноустанавливать ее близкой к среднерыночной цене или даже на несколько процентовниже, пока предприятие не получит достаточную известность, после чего можнобудет повысить цену.
Установление цены наоснове закрытых торгов применяется в тех случаях, когда предприятие ведетконкурентную борьбу за выгодное предложение среди других конкурентов. Вподобных ситуациях при назначении своей цены оно ориентируется на ожидаемыецены конкурентов, а не на собственные издержки. Поскольку предприятие хочет получитьвыгодный контракт, ему нужно запросить цену ниже, чем у конкурентов. Однако этацена не должна быть ниже себестоимости, иначе предприятие понесет убытки.
Предприятиясоциально-культурного сервиса и туризма, которые выбирают стратегию престижныхцен, ориентированы на клиентов, для которых цена не является главным критериемвыбора. Таких клиентов больше интересует уникальность предоставляемых услуг, ихкачество, занимаемый статус. Поскольку для поддержания соответствующего уровняобслуживания требуются большие капитальные и текущие затраты, цены на такиепродукты и услуги очень высокие.
В соответствии свыбранной стратегией ценообразования, каждое предприятие определяет базовуюстоимость услуги. Для привлечения клиентов и партнеров предприятие обычно имеетспециальные расценки, которые в зависимости от различных условий могутзначительно отличаться от базовой цены. Например, специальные скидки, которыезависят от количества приобретаемых товаров и услуг, их качественного состава ивремени, на которые они резервируются (количество ночевок). Льготные цены длягруппы клиентов. Система различных сезонных скидок.
С целью повышения общейэффективности гостиницы прибегают к методу дискриминационного ценообразования.суть данного метода в том, что гостиница устанавливает различные цены взависимости не от издержек, которые она несет, а от типа клиентов и времени, вкоторое они приезжают.
Поскольку в работеопределяется плановая цена, то используется метод «издержки + плановаяприбыль», как самый распространенный в российской экономике.
Так, если в гостиницесреднегодовая себестоимость койко-дня равна 1.665 руб., а плановая прибыльсоставляет 20% от этой величины, тогда стоимость койко-дня в сутки составит:1.665 × 1,2 =1.998 руб.
Согласнозаконодательству, в цену услуг туризма включается налог на добавленнуюстоимость (НКРФ, часть II, глава 21).
Ставка данного налогаравна 18% от стоимости услуг. Тогда среднегодовая цена равна: 1.998 ×1,18 = 2.357,7 руб.
2.4. Определение зоны безубыточности и порога рентабельности.
Зона безубыточностигостиницы – это анализ критических соотношений общей выручки от реализацииуслуг и объема производства с затратами, при котором гостиница будет способнапокрыть все свои расходы без получения прибыли. Этот анализ помогает держать вполе зрения границы устойчивого положения гостиницы (допустимый риск).
Для оценки эффективностиработы гостиничного предприятия недостаточно использования показателя прибыли,поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно.Величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия.Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемывыручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективностиработы гостиницы используют показатель рентабельности.
Показатель рентабельностизаключается в следующем:
— основной критерийоценки эффективности работы предприятия;
— повышениерентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике;
— рост рентабельностиспособствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
— при увеличениирентабельности возрастает интерес к предприятию.
Механизм управленияприбылью гостиничного хозяйства предполагает определение «порогарентабельности» – критической точки, точки безубыточности, точкисамоокупаемости, точки перелома, точки разрыва.
Порог рентабельности –это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков,но еще не имеет прибыли. Результата от реализации после возмещения переменныхзатрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна 0.
Зная определение порогарентабельности, можно сделать вывод, что точка безубыточности гостиничногохозяйства – это такой объем продаж гостиничных услуг, при котором прибыль равна0.
Существует формула, покоторой мы должны себя проверить:
постоянныезатраты
/>Порог рентабельности(койко-дни) =
цена ед. переменныезатраты
/>/> продукции объем производства
Теперь для определенияпорога рентабельности и построения графика подставим наши данные в формулу,данные описываемой гостиницы. Нам понадобятся данные:
1. Объем продаж(койко-дни) – 372, среднегодовой;
2. Выручка (руб) –877.064,40, среднегодовая;
3. Постоянные затраты(руб) – 264.243,60, в месяц;
4. Переменные затраты(руб) – 191.601,80, в месяц;
5. Цена единицы продукции(руб) – 2.357,70.
264.243,60
/> =143 (койко-дня).
2.357,70– (191.601,80 / 372)
Результат проиллюстрируемна графике:
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Морозов М.А.
Горбылева М.А.
Ляпина И.
Волков Ю.Ф.
Дурович А.П.
Бондаренко Т.А.
Сергеева Т.М.
Экономика и предпринимательство в СКСиТ.
Экономика туризма
Организация и технология гостиничного обслуживания
Введение в гостиничный и туристский бизнес
Организация туризма
Туризм и гостиничное хозяйство
Гостиничное, ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных законов.
ГК РФ – I часть
М, ACADE-MA, 2006г.
Минск, БГЭУ, 2004г.