Реферат по предмету "Государство и право"


Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды

КУРСОВАЯ РАБОТА
"Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающейсреды"

Введение
вредответственность среда затонувший
С каждымднем в нашей стране развиваются новые ядерные, химические, радиационныетехнологии, и все это отражается на окружающей среде. Загрязнение окружающейсреды приводит к вымиранию многих видов животных. Поэтому особое место вроссийском законодательстве занимают положения о защите окружающей среды.
Эти положенияотражены в УК РФ, в ФЗ «Об охране окружающей среды», в ФЗ «Об использованииатомной энергии», регулируются главой 8 КоАП РФ и многими другимизаконодательствами.
Исходя изэтого, следует отметить, что существуют различные виды ответственности за загрязнениеокружающей среды. Целью моей работы является более полное раскрытие всех видовответственности.
Загрязнениеокружающей среды может быть как умышленным, так и неосторожным, в связи с этимответственность за вред будет регламентироваться несколькимизаконодательствами, и соответственно к нарушителям будут применяться разныевиды наказания. Допустим, кто-то, добросовестно выполняя свою работу, потерпелаварию, которая привела к неблагоприятным последствиям. А кто-то в целяхутилизации вредных химических, радиоактивных веществ захоронил их, не вспециально отведенном для этого месте, нанес значительный вред окружающейсреде.
Кроме того,случаются аварии, такие как столкновение судов, в ходе чего корабли, танкерытерпят крушение, находящееся на них имущество тонет и причиняет ущерб морскойсреде загрязнением или препятствует осуществления промысла водных биологическихресурсов и деятельности порта. Также затонувшее имущество может создаватьсерьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания.
Морскиеаварии всегда вызывают многоплановые правовые последствия.
Врезультате возникают правоотношения, вытекающие из нарушения договораперевозки, причинения ущерба здоровья членам экипажа, удаление затонувшего вморе имущества, столкновение судов и спасания и т.д. Одним из наиболее тяжких последствийморских происшествий может быть разлив в морскую среду нефтепродукта и сыройнефти, перевозимой навалом на крупных танкерах. Такие происшествия вызываютколоссальный ущерб окружающей среде и влекут за собой многомиллионные убытки.
В связи сэтим возникают вопросы гражданской ответственности за ущерб от загрязнения.
Все этобудет отражено в моей работе. Раскрою положения о подъеме, удалении илиуничтожении затонувшего имущества, о вреде наступивших последствий,ответственность за вред.


1. Видыответственности за вред окружающей среде
 
1.1 Дисциплинарная ответственность
В этом подпункте я рассмотрю условия применения дисциплинарнойответственности, ее значение и эффективность, проблемы применения.
Дисциплинарной является юридическая ответственность в порядкеподчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений иорганизаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных струдовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшейвредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения илипреступления.
Условия применения. Как идругие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает приналичии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего, дисциплинарнаяответственность за экологические проступки может наступать в том порядке итогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах – Кодексезаконов о труде, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актахкак федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах,принимаемых в организации.
Ухудшение экологической ситуации происходит в основном отхозяйственной, производственной деятельности человека, поэтому именно в сферепромышленного, сельскохозяйственного и иного производства следует искатьосновные причины антропогенного воздействия на окружающую среду. Отсюда следуетвывод: предупреждение загрязнений на стадии производства является генеральнымнаправлением профилактики экологических правонарушений. Надо учитывать также иболее широкий резонанс и воспитательное значение наложения дисциплинарныхвзысканий, о которых, как правило, широко оповещаются и хорошо информируютсяколлеги по работе.
Одним из видов дисциплинарного воздействия может служитьдепремирование, лишение иных средств поощрения; в современных условиях их набордостаточно широк и может служить хорошим рычагом воздействия на работника. Хотяв настоящее время меньше стали говорить о моральных средствах воздействия, но иони продолжают оказывать свое влияние: уместно напомнить, что одним из факторовуспешной работы заводов Форда было широкое использование моральных рычаговповышения ответственности работников за дела подразделения завода, фирмы путемсистематического информирования об их состоянии, поздравления спроизводственными достижениями, производственными и личными юбилеями, семейнымипраздниками и торжествами.
Проблемы применения.
Потенциал применения дисциплинарной ответственности в областиохраны окружающей среды используется недостаточно. Почему?
Вобщественном мнении существует стереотип о ее неэффективности в этой области – принятосчитать наиболее подходящей для злостных загрязнителей уголовнуюответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных нарушителей наиболееподходящей действительно является уголовная ответственность, однако большинствосубъектов экологических правонарушений не являются злостными и потому не могутсчитаться общественно опасными.
Отсутствует статистика наложения дисциплинарных взысканий, поэтомутрудно определять ее динамику, эффективность воздействия, связь с количеством икачеством загрязнений окружающей среды. Да и сама описываемая сфераобщественных отношений не часто вызывает такую озабоченность собственникапредприятия, чтобы обусловить систематическое применение дисциплинарнойответственности за экологические проступки.
В связи с этим встает вопрос о степени воздействия государственныхприродоохранных органов на дисциплинарную практику организаций, которые сталисамостоятельными в ведении своей хозяйственной деятельности и налаживании иорганизации своей внутренней работы. Однако эта самостоятельностьпредпринимательской деятельности от общества является сравнительноотносительной, и, прежде всего в области экологии. Согласно п. 3 ст. 209ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, вкакой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно,если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законныхинтересов других лиц.
Таким образом, владелец предприятия, отвечая перед обществом заэкологическое состояние своего предприятия и его воздействие на окружающуюсреду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, всемидоступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращениягосударственных органов.
1.2 Административная ответственность
В этом подпункте следует выделить такие положения, как характеристикаадминистративных правонарушений; административные взыскания; эффективностьадминистративной ответственности в области охраны окружающей среды.
Согласно КоАП РФ административным проступком признается посягающеена государственный или общественный порядок, собственность, права и свободыграждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное(умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за котороезаконодательством предусмотрена административная ответственность. Онанаступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствиис действующим законодательством уголовной ответственности.
Характеристика административныхправонарушений
КоАП РФ группирует экологические правонарушения по несколькимнаправлениям и в нескольких главах. Проступки, посягающие на государственнуюсобственность (гл. 7), включают нарушения прав на недра, воды, леса,животный мир (ст. 7.10, 7.11).
Административные правонарушения в области охраны окружающей средыпредполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):
– в отношении земель – бесхозяйственное их использование,порча, несвоевременный возврат или неприведение для использования по назначениюсостояние, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственногоземлеустройства, уничтожение межевых знаков;
– в отношении недр – нарушение требований по охране недр игидроминиральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил илиусловий лиценции, регламентирующих деятельность на континентальном шельфеРоссийской Федерации;
– в отношении водных ресурсов – нарушение правил их охраны,водопользования;
– в отношении лесных ресурсов – незаконное использованиеземель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников,уничтожение или повреждение подроста в лесах, засорение лесов бытовыми отходамии отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и т.д.;
– в отношении атмосферного воздуха – выброс загрязняющихвеществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод вэксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферноговоздуха, нарушение правил эксплуатации, а также не использование оборудованиядля очистки выбросов в атмосферу и др.;
– в отношении животного мира – нарушение правил охраны средыобитания, порядка осуществления пользования животным миром, уничтожение редкихи находящихся под угрозой исчезновения животных. Нарушение правил охоты ирыболовства и т.д.
В Законе РФ об охране окружающей природной среды предусматриваютсяэкологические правонарушения, имеющие общий, масштабный характер, например:
– невыполнение обязанностей по проведению государственнойэкологической экспертизы;
– неподчинение предписаниям органов, осуществляющихгосударственный экологический контроль;
– превышение установленных нормативов предельно допустимыхуровней радиационного воздействия, шума, вибрации, магнитных полей;
– незаконное расходование средств экологических фондов нацели, не связанные с природоохранной деятельностью;
– производство и использование запрещенных химических веществи отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли.
Административные взыскания
В КоАП и иных российских законах предусматриваются следующиеадминистративные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие либоконфискация предмета, являющегося орудием совершения или непосредственнымобъектом административного правонарушения (ружья, рыболовной сети, туши убитогоживотного); лишение специального права, предоставленного данному гражданину(права охоты, рыбной ловли, управления автомототранспортом, ограничение илилишение права природопользования); приостановление или закрытие предприятия,отрицательно влияющего на окружающую среду, или изъятие природного объекта изпользования (последние меры воздействия зачастую выделяются в отдельную,специфическую эколого-правовую ответственность); исправительные работы иадминистративный арест (последние два вида в области охраны окружающей среды неприменялись).
Эффективность административной ответственности в области охраныокружающей среды
Практика показывает, что на эффективность административной ответственностив области охраны окружающей среды влияют:
– недостаточная оперативность производства по делам обадминистративных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушениемустановленного в КоАП РФ двухмесячного срока со дня совершения правонарушения,а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения); слабоевоспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановленийо наложении административного взыскания (тем более что местом рассмотрения делоб административных правонарушениях является, как правило, место их совершения,а не место жительства или работы);
– необеспечение реальности исполнения постановлений (по темже причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановлениенаправляется по месту работы или жительства, где порой не исполняется);
– неадекватность взыскания содеянному (прежде всего, ввидунезначительности сумм штрафов, установленных в законодательстве;законодательство зарубежных стран предусматривает более значительные штрафныесанкции, оказывающие надлежащее воздействие на загрязнителей среды);
– отсутствие стабильности и последовательностиадминистративной карательной практики (вследствие малозначительности штрафов – главногосредства административного воздействия – координации этой деятельности вмасштабе страны не осуществлялась должным образом: наблюдаются шараханье вправоприменительной практике, разнобой в ее осуществлении в различных регионахи даже в пределах территории субъекта Российской Федерации);
– слабое знание субъектами права законодательства обадминистративных правонарушениях (отсюда, например, следуют повсеместныенарушения 15-дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);
– низкий авторитет правоприменительных органов (этопроявляется, в частности, в недостаточном числе добровольного исполненияпостановлений, уклонении от исполнения).
При определении эффективности административной ответственности вобласти охраны окружающей среды целесообразно выяснить два вопроса: во-первых,степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденциик изменению количества и качества правонарушений.
Анализ и сопоставление данных о числе проводимых проверок ивыявленных правонарушений по годам и различным субъектом Российской Федерацийсвидетельствуют о значительном разрыве в большинстве случаев между проверками,выявленными нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль овысокой латентности (неизвестности, невыявляемости) правонарушений.
Констатировать тенденцию динамики административных правонарушенийеще сложнее. В ряде мест их количество увеличивается, в других – уменьшается,что нередко связывается с изменением кадрового состава экологического контроля,проверками вышестоящих органов. Надо иметь также в виду, что фиксация и учетадминистративных правонарушений (как и уголовных) находятся в руках человека и,таким образом, испытывают влияние людей, желающих приукрасить или отразитьобъективно положение вещей.
На состоянии борьбы с административными правонарушениями заметносказывается нравственная атмосфера среди должностных лиц экологическогоконтроля. Среди них нередко бытуют пессимистические настроения, желанияполучить больше прав по привлечению к ответственности, получению, ношению иприменению оружия, материальному обеспечению; также не без оснований ставятсявопросы об усилении социальной и правовой защиты работников природоохранныхслужб. Решение этих проблем будет способствовать повышению эффективностиюридической ответственности в области экологии.
 
1.3 Гражданско-правовая ответственность
Здесь я рассмотрю принципы возмещения вреда; совместное причинениевреда; противоправность деяния; порядок возмещения вреда; вред, причиненныйздоровью и имуществу граждан.
В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения иохраны разнообразных форм собственности немаловажное значение приобретаетгражданско-правовая (имущественная) ответственность. Она предусматривается вст. 42 Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на возмещениеущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.И хотя в настоящее время имущественная ответственность в области; охраны;окружающей среды еще не нашла своего подобающего места, будущее, бесспорно, заней.
Принципы возмещение вреда
Гражданским законодательством предусматривается ряд правил выработанныхеще в Древнем Риме иимеющих отношение к использованию иохране окружающей среды:
– вред, причиненный личности, организации или имуществу,подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;
– законом или договором может быть установлена обязанностьпричинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;
– причинивший вред освобождается от его возмещений, еслидокажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотреновозмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда;
– вред, причиненный правомерными действиями, подлежитвозмещению в случаях, предусмотренных законом; в возмещении вреда может бытьотказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действияпричинителя вреда не нарушают нравственных принципов общества;
– опасность причинения вреда в будущем может явитьсяоснованием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;
– если причиненный вред является последствием эксплуатациипредприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, котораяпродолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязатьответчика помимо возмещения вреда приостановить или прекратить соответствующуюдеятельность;
– суд может отказать в иске о приостановлении либопрекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановлениелибо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлениилибо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненногоэтой деятельностью вреда;
– юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненныйего работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.Работниками здесь признаются граждане, выполняющие работу на основании трудовогодоговора (контракта), а также граждане, выполняющие работу погражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны былидействовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и подего контролем за безопасным ведением работ;
– хозяйственные товарищества и производственные кооперативывозмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлениипоследними предпринимательской, производственной или иной деятельноститоварищества или кооператива;
– вред, причиненный гражданину или юридическому лицу врезультате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органовместного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе врезультате издания не соответствующего закону или иному правовому акту актагосударственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещениюза счет соответственно казны Российской Федерации, казны ее субъекта или казнымуниципального образования;
– юридические лица и граждане, деятельность которых связана сповышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств,механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии,взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной ииной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненныйисточником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствиенепреодолимой силы или умысла потерпевшего;
– обязанность возмещения вреда возлагается в этом случае наюридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышеннойопасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или правеоперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, подоверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжениясоответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности);
– владельцы источников повышенной опасности солидарно несутответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этихисточников третьим лицам (ст. 1064, 1065, 1069, 1079 ГК Р Ф.)
Совместное причинение вреда
Указанные нормы части второй ГК РФ введенного в действие с 1 марта1996 г., имеют непосредственное отношение к реализации гражданско-правовойответственности в области охраны окружающей среды. На практике вред нередкопричиняется несколькими загрязнителями, при этом долю и вину каждого из нихпорой трудно вычленить и доказать, что затрудняет взыскание с нихсоответствующей компенсации. Поэтому немаловажными представляются следующиеположения Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующиеответственность за совместно причиненный вред, право регресса к лицу,причинившему вред, и способы возмещения вреда:
– по заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправевозложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях,определив их в размере, соответствующем степени вины причинителей вреда. Приневозможности определить степень вины доли признаются равными;
– лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом(например, работником при исполнении им служебных, должностных или иныхтрудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этомулицу в размере выплаченного возмещения;
– причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред вправетребовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшемувозмещения;
– удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд всоответствии с обстоятельствами дела обязывает возместить вред в натуре иливозместить причиненные убытки;
– если грубая неосторожность самого потерпевшегосодействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени виныпотерпевшего и причинителя вреда размер возмещения уменьшается;
– при причинении вреда жизни и здоровью гражданина отказ ввозмещении вреда не допускается;
– суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненногогражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев,когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Противоправность деяния
Согласно ст. 86 Закона РФ об охране окружающей природнойсреды, предприятия, учреждения, организаций и граждане, причинившие вредокружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйствузагрязнением среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональнымиспользованием природных ресурсов, разрушением естественных экологическихсистем и другими экологическими правонарушениямиобязаны возместить егов полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Нормы действующего гражданского законодательства приведены выше.Из общей теории права известны четыре вида правонарушения – дисциплинарные(дисциплинарные проступки), административные (административные проступки),гражданско-правовые (деликты) и уголовные (преступления). А что понимается подэкологическим правонарушением?
На этот вопрос дается ответ в Законе РФ об охране окружающейприродной среды: экологические правонарушения – это виновные, противоправныедеяния (действия или бездействие), нарушающие природоохранное законодательствои причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
Таким образом, в области охраны окружающей среды противоправностьдеяния, причинившего вред, является обязательным компонентом, условиемгражданско-правовой ответственности и возмещения вреда. Имеется и инаяспецифика возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Порядок возмещения вреда
Возмещение вреда производится добровольно либо по решению суда илиарбитражного суда в соответствии утвержденными методиками исчисления размераущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановлениенарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числеупущенной выгоды. Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для применяя мерпо восстановлению потерь в окружающей среде либо перечисляются в государственныйэкологический фонд, если поврежденный природный объект находится в общемпользовании.
Причинителями вреда могут признаваться и изыскательские,проектные, строительные организации, с которых также может производитьсявзыскание.
Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика ссогласия сторон обязанности восстановления окружающей среды за счет его сил исредств.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан
Как возмещается вред, причиненный здоровью и имуществу граждан врезультате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванногодеятельность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан?
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются;
– степень утраты трудоспобности потерпевшего необходимыезатраты на лечение и восстановление здоровья (в том числе дополнительноепитание, приобретение лекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение);
– затраты на уход за больным и иные расходы, в том числеупущенные профессиональные возможности (в счет возмещения вреда незасчитываются пенсия по инвалидности, назначенная в связи с повреждениемздоровья, другие пенсии и пособия);
– затраты, связанные с необходимостью изменения местажительства и образа жизни, а также профессии;
– потери, связанные с моральными травмами, невозможностьюиметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией (компенсацияморального вреда согласно ст. 1099 ГК РФ осуществляется независимо отподлежащего возмещению имущественного вреда; размер компенсации моральноговреда определяется судом в зависимости от характера и степени, причиненныхпотерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальнымиособенностями лица, которому причинен вред, а также от степени вины причинителявреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда). Приопределении размера компенсации морального вреда учитываются требованияразумностии справедливости.
Иски о возмещении вреда здоровью предъявляются потерпевшим,членами его семьи, прокурором, уполномоченным на то органом государственногоуправления, общественным объединением в интересах потерпевшего.
При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан,учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимостистроений, жилых и производственных построек и помещений, оборудования, иногоимущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иныхвредных последствий.
Слабым звеном в механизме возмещения вреда в настоящее времяявляется установление причинной связи между действиями или бездействиемпричинителя вреда и наступившими последствиями: для принятия обоснованногосудебного решения необходимы весомые доказательства этой связи и наличияэкологического правонарушения. Кроме того, в законодательстве России, как имногих других стран, не сформулировано понятие экологического вреда, подходящеедля принятий сформулированного судебного решения: правовая практикаограничивается пока установлением материального вреда оцениваемой ущербомимуществу или иным формам материального благосостояния граждан (в том числевред здоровью означает лишь материальное выражение этого вреда, а не какое-либоиное, именно поэтому с трудом рассматриваются в судах дела о возмещенииморального вреда, причиненного загрязнением окружающей среды).
 
1.4 Уголовная ответственность
В этом подпункте будут рассмотрены принципы уголовнойответственности; преступления против окружающей среды; уголовное наказание.
Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды,должностные лица и граждане, виновные в совершений экологических преступлений, т.е.общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерацииэкологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющихвред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность,предусмотренную Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Принципы уголовной ответственности.
Уголовным Кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 1997 г.,предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение к охране окружающейсреды и хотя они изучаются подробно в курсе уголовного права, ознакомление вними в разделе «Экологическая ответственность» представляется немаловажным.
Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иныеуголовно-правовые последствия могут определяться только в УК РФ. Это означает,что никакие другие законы, в том числе об охране среды, не могутпредусматривать уголовной ответственности помимо УК РФ.
Законодательством предусматриваются задачи УК РФ, и хотя ихнемного, в них присутствуют экологические цели. Т.к, задачами УК РФ являются:охрана прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических),собственности (в том числе на природные ресурсы), общественного порядка иобщественной безопасности (в том числе экологического правопорядка), окружающейсреды, конституционного строя Российской Федерации (о конституционныхосновах охраны окружающей среды, входящих в понятие конституционного строя,говорилось выше) от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасностичеловечества (например, путем установления уголовной ответственности заэкоцид), а также предупреждение преступлений (в то числе экологических).
Для обеспечения предупреждения и пресечения экологическихпреступлений немаловажное значение имеют принцип справедливости привлечения кответственности и применения наказания, означающие необходимость установлениявиновности лица в общественно опасных действиях (бездействии) и наступленииобщественно опасных последствий. Объективное вменение, т.е. уголовнаяответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание идолжно быть справедливым: соответствовать характеру и степени общественнойопасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никтоне может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего всепризнаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовноезаконодательство должно обеспечивать безопасность человека.
Преступления против окружающей среды
Перечень и характеристика этих преступлений даются в отдельнойглаве УК РФ – гл. 26 «Экологические преступления», где предусматривается17 составов общественно опасных деяний. Условно их можно классифицировать понескольким группам – соответственно объектам охраны окружающей среды. Преступленияобщего характера – против охраны окружающей среды. Это – нарушение правилохраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения сэкологически опасными веществами и отходами, нарушение правил безопасности приобращении с микробиологическими или другими биологическими агентами илитоксинами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природныхобъектов (ст. 246–248, 262).
Посягательства на общественные отношения в области рациональногоиспользования и сбережения земли и ее недр. Это – порча земли, нарушение правилохраны и использования недр (ст. 254, 255).
Охрана водных отношений. Это – загрязнение вод, загрязнениеморской среды, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальномшельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 250,252, 253).
Защита растительного мира (флоры). Это – незаконная порубкадеревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушениеустановленных для борьбы с болезнями и вредителями растений правил, незаконнаядобыча водных растений (ст. 249, 256, 260, 261).
Наконец, преступления, посягающие на общественные отношения вобласти охраны животного мира и атмосферного воздуха. Это незаконная добычаводных животных, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота,нарушение ветеринарных правил, нарушение критических местообитаний дляорганизмов, занесенных в Красную книгу РФ, загрязнение атмосферы (ст. 249,251, 256–259).
Наряду с гл. 26 составы общественно опасных деяний, связанныхс охраной окружающей среды, находятся и в других главах УК РФ, и это втораячасть экологических преступлений. В гл. 24 «Преступления противобщественной безопасности» предусматриваются, нарушение правил безопасности наобъектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных работах (ст. 215–217),нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219), незаконноеобращение с радиоактивными материалами (ст. 220–221). В частностирадиоактивное загрязнение окружающей среды признается в УК РФ тяжкимпоследствием.
В гл. 25 «Преступления против здоровья населения иобщественной нравственности» предусматриваются, нарушениесанитарно-эпидемиологических правил, сокрытие информации о создающих опасностьдля жизни и здоровья людей обстоятельствах (здесь могут быть сокрытие илиискажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность дляокружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такойинформацией), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (к ниммогут относиться и природные комплексы), жестокое обращение с животными (ст. 236,237,243, 245).
В гл., 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» предусматриваетсясовершенно новая для российского уголовного права ст. 358 «Экоцид»,согласно которой массовое уничтожение растительного или животного мира,отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий,способных вызвать экологическую катастрофу, наказываются лишением свободы насрок от двенадцати до двадцати лет. Это максимальное наказание за экологическоепреступление. Много это или мало?
Уголовное наказание
Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершениеэкологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и вдругих главах) различные виды наказания: штраф до пятисот минимальных окладов,лишение права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до пяти лет, исправительные работы на срок до двух лет,ограничение свободы на срок до трех лет, арест до шести месяцев, обязательныхработы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, лишение свободы.
Таким образом, ответственность за экологические преступлениядостаточно разнообразна и использует почти всю палитру возможных видовуголовного наказания. Веками человечество пытается понять, «сколько надо дать»,чтобы и осужденный исправился, и другим было неповадно. Общественное мнениенередко полагает, что уголовное наказание и его жесткость являются главнымифакторами недопущения деградации окружающей среды и предупрежденияэкологических преступлений. Вносятся предложения о дальнейшем ужесточениисанкций за экологические правонарушения, об увеличении выносимых наказаний.
Новый Уголовный кодекс значительно усилил ответственность засохранение окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше,увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменениивзглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающуюсреду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когданеобходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначеможет оказаться поздно.
О применении различных видов юридической ответственности заэкологические правонарушения можно получить представление из ежегодных докладово состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Обращают на себявнимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причинаэтого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздоглубже.
По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторыхэкологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так каксоздает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудоваяпрактика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, неподдержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Болеетого, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное ихсмягчение, может снизить их эффективность.
Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, труднорешать с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает что ключ к иих решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного,нравственного характера, а уже потом – юридического, уголовного, Установление взаконе и применение на практике уголовной ответственности способствует ихпредупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываютсянедостаточными, нерезультативными.

2. Затонувшееимущество
 
2.1 Понятиезатонувшего имущества
Ксожалению, не редко случается, что в результате морских происшествий какморские суда, так и иное имущество могут быть выброшены на мелководье или наберег, оказаться в полузатопленном состоянии под водой либо вовсе опуститься наморское дно. Такое имущество обычно принято называть затонувшим.
Всоответствии с п. 2 ст. 107 КТМ РФ и с п. 2 ст. 45 КВВТ РФ,к затонувшему имуществу относят потерпевшие крушение суда, их обломки,оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они наплаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или наберег.
Затонувшеена больших глубинах в международных водах имущество обычно не представляетопасности, если только оно не станет, например, источником радиоактивногоизлучения или не начнет оказывать вредное влияние на окружающую среду ввидуналичия в нем других опасных веществ. Подъем и удаление такого имущества, крометого, сопряжен с большими техническими трудностями, и в ряде случаев можетоказаться нецелесообразным ввиду больших материальных затрат, либо вовсеневозможным.
Иное дело,если имущество затонуло в пределах внутренних морских вод или территориальногоморя какого-либо государства. На такое имущество распространяется правовой режимв соответствии с законодательством этого государства, которое может применятьмеры к его подъему или удалению.

2.2 Правовоерегулирование по затонувшему имуществу
Правила,применяемые к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределахвнутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации,содержаться в главе VII КТМ РФ. Кроме того, положения по регулированию затонувшимимуществом содержатся в главе VIII КВВТ РФ. Так, например, п. 3 ст. 45 КВВТ говорит о том,что правила подъема, удаления и уничтожения не распространяются на военноеимущество или имущество доисторического, археологического и историческогозначения. Правовой режим подъема, удаления или уничтожения затонувшегоимущества в основном направлен на обеспечение безопасности мореплавания нафарватерах, подходам к портах и портовых водах, а на охрану окружающей среды отзагрязнения нефтепродуктами и другими вредными веществами. Так, если затонувшееимущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущербаморской среде либо препятствует осуществлению промысла водных биологическихресурсов, деятельности порта и проводимых в нем работах, собственник имущества,в соответствии с п. 1 ст. 109 КТМ РФ и п. 1 ст. 47 КВВТ РФобязан по требованию капитана порта в установленный им срок поднять затонувшееимущество и при необходимости удалить его или уничтожить. При этом собственникдолжен получить письменное уведомление от капитана порта о его решении. Если жесобственник не известен, делается публикация в «Извещениях мореплавателям», вкоторой указывается время и место происшествия и известные капитану портаданные об имуществе, а также срок, установленный для подъема, удаления илиуничтожения.
Собственник,затонувшего имущества, независимо от того представляет ли оно опасность длямореплавания или окружающей среды, может пожелать сам поднять это имущество. Вэтом случае в соответствии с п. 1 ст. 108 КТМ РФ и п. 1 ст. 46КВВТ РФ он должен известить об этом капитана ближайшего морского торгового илирыбного порта, в течении одного года со дня, когда имущество затонуло. Нарассмотрения заявления собственника имущества капитану порта предоставляетсятри месяца (п. 2 ст. 108 КТМ РФ, п. 2 ст. 46 КВВТ РФ). Втечение этого времени капитан порта должен согласовать подъем сзаинтересованными государственными органами и направить им соответствующееуведомление. Задачей капитана (после согласования) направить собственникуимущества уведомление, в котором установить порядок и сроки подъема имущества,которые не могут превышать одного года получения собственником такогоуведомления (п. 2 ст. 108 КТМ РФ). На практике собственник редкоосуществляет операции по подъему имущества сам, прибегает к услугаморганизаций, специализирующихся на производстве подобного рода работ. С этойцелью между сторонами заключается гражданско-правовой договор подрядного типа.
Еслисобственник не изъявит желание поднять имущество в срок или не осуществитподъем его по требованию капитана порта, когда такое имущество представляетугрозу безопасности мореплавания или окружающей среде или представляетпрепятствие деятельности порта и проводимых в нем работам, может быть поставленвопрос об утрате собственником права собственности на это имущество (ст. 110КТМ РФ). В случае, если затонувшим имуществом является судно, то в соответствиисо статьей 130 ГК РФ оно должно быть отнесено к недвижимым вещам, а в силу ст. 225ГК РФ – к бесхозяйственным недвижимым вещам и должно быть зарегистрировано.Таким образом, капитан торта должен поставить имущество на учет и сообщить обэтом в орган, управляющим муниципальным имуществом.
Портовыевласти имеют право самостоятельно поднять, удалить, уничтожить затонувшееимущество в трех случаях:
1) такое право возникает у них, когда собственник имущества неустановлен или он не поднял, не удалил, не уничтожил имущество в установленныйсрок;
2) если это имущество не просто создает угрозу мореплавания (п. 1ст. 109 КТМ РФ), а представляет собой серьезную и непосредственную угрозубезопасности мореплавания, морской среде, значительно препятствуетосуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта ипроводимым в нем работах;
3) если при наличии достаточных оснований собственнику затонувшегоимущества не разрешено поднимать, удалять, уничтожать его своими средствами илисредствами избранной им судоподъемной организации.
Еслиимущество было поднято портовыми властями, собственник имущества сохраняет засобой право истребовать его после возмещения им всех расходов, понесенных наподъем этого имущества (ст. 50 КВВТ РФ). В свою очередь, портовые власти вцелях возмещения расходов могут продать это имущество, а также получить отсобственника возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от продажи(ст. 113 КТМ РФ, ст. 51 КВВТ РФ).
Такимобразом, если затонувшее имущество не будет поднято ни собственником, нипортовыми властями, то утрата права на него собственником может иметь местотолько согласно положениям ст. 110 КТМ РФ и ст. 48 КВВТ РФ, т.е.после принятия решения судом о признании на него права муниципальной собственности.Если же подъем имущества был осуществлен портовыми властями, собственникутрачивает на него право, если не истребует его в течение одного года.
Всоответствии со ст. 114 КТМ РФ и ст. 52 КВВТ РФ случайно поднятоезатонувшее имущество, должно быть сдано в ближайший морской торговый или рыбныйпорт. Вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имуществавыплачивается его собственником. Если в течение года собственник имущества неявился, портовые власти имеют право продать это имущество и получить за счетвырученной суммы возмещение понесенных в связи с имуществом расходов, а такжевыплатить лицу, доставившему имущество, вознаграждение, предусмотренное ст. 114КТМ РФ.
/> 

Заключение
Охранаокружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природнуюсреду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасыприродных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественнаясвязь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшаетсяфизическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая иполитическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Чтокасается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшейэкологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданныхмасштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вредэкологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодносоставляют сумму, равную половине национального дохода страны.
Экологическаяпроблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательноухудшается здоровье людей. Сокращается средняя продолжительность жизни. Каждыйдесятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствиенарушения на генном уровне. В большинстве промышленных районов страны однатреть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.
Примерно 15%территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайныхэкологических ситуаций. Только 15–20% жителей городов и поселков дышатвоздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемойнаселением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобныхданных довольно обширен.
Наосновании Федерального Закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданинимеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативноговоздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайнымиситуациями природного техногенного характера, на достоверную информацию осостоянии окружающей среды. Сами граждане, юридические лица должны понимать,что от них самих зависит состояние окружающей среды.
Всеизложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатойресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитногопользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введениемжестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человекрасплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений,ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожениебиологической основы существования человека.
 

Литература
 
1. Федеральный Закон от21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 01.12.2007)
2. Федеральный Закон от10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. От 26.06.2007)
3. Уголовный Кодекс РФ от24.05.1996 г.
4. Кодекс ВнутреннегоВодного Транспорта РФ от 7.02.2001 г.
5. Кодекс ТорговогоМореплавания РФ от 31.03.1999 г.
6. Кодекс РФ ОбАдминистративных Правонарушениях от 20.12.2001
7. Комментарий ч. 1 ГКРФ – М.: Спартак
8. Комметарий ч. 2 ГКРФ. 2 изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ
9. Боголюбов С.А. Экологическоеправо. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА. 2001 – 448 с.
10. Транспортное право:Учебное пособие — М.: «Былина», 2004–400 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :