ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
студент курса
заочного отделения
Гражданская правоспособность и правачеловека
Курсовая работа
Научныйруководитель
кандидатюридических наук,
доцент
Майкоп-2007
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…3
Глава I. Гражданская правоспособность иправа человека ……….….7
I. 1. Гражданскаяправоспособность …………………….....................7
I. 2. Права человека игражданина ……………………...……………10
Глава II. Взаимосвязьотдельных аспектов гражданской правоспособности с правами человека…………………………….………..18
II.1.Правовой статус личности и гражданская правоспособность…………………………………………………….……….18
II. 2. Взаимосвязь гражданства и гражданской правоспособности справами человека……………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………….……………….24
Список использованныхнормативных правовых актов и научной литературы ……………………………………………………………………27
Введение
Актуальность. Гражданское право относится к сферечастного права. Гражданское право не ограничивается регулированием и защитой имущественныхинтересов, а защищает неотчуждаемые права и свободы личности и другиенеимущественные, нематериальные блага. К ним относятся жизнь и здоровье,достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловаярепутация, право на имя, авторство и др. Гражданин обладает такими правами смомента рождения и в силу того, что он — человек. Он не может быть ни лишенэтих прав, ни ограничен в них. К ним относятся, например, право на имя, честь,достоинство и другие. Эти права, как и другие неимущественные права, защищаютсяособыми гражданско-правовыми методами.
Особую группу объектовгражданских прав образуют нематериальные блага, под которыми понимаются неимеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей благаи свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством. К их числуотносятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личнаяи семейная тайна и другие нематериальные блага. Носителями указанных благвыступают все граждане независимо от возраста и состояния дееспособности.
Однако есть еще иотношения человека «по вертикали» — с государством. И в этих отношенияхвыступают другие черты его личности и статуса естественные прав и свободы.Вторая половина двадцатого века ознаменована обострением политической борьбывокруг прав и свобод человека. После нескольких десятилетий безуспешных усилийзаставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободыприобрели прочное международно-правовое закрепление. Конституционные системыбольшинства стран мира закрепляют соответствующие институты, признавая ихосновными.
Цель работы состоит в исследовании проблемгражданской правоспособности и прав человека.
Задачи курсовой работы вытекают изпоставленной цели и могут быть определены следующим образом:
- С позиции теории права и государства,на основе таких отраслевых юридических наук, как конституционное,административное, уголовное, уголовно-процессуальное право исследоватьтеоретико-методологические основы гражданской правоспособности и защиты правчеловека в России.
- Обосновать содержание различныхэлементов процесса юридической защиты прав человека в РФ.
- Обозначить основные подходы крассмотрению проблемы гражданской правоспособности и защиты прав человека всовременной юридической науке.
Методологическойосновой курсовойработы являются различные методы научного познания. Основным методом, на основекоторого проводилось исследование, является метод материалистической диалектикис использованием функционального и структурного аспектов системного анализа.Также применялись методы универсального характера (историко-логический,диалектический); формально-логического характера (анализ, синтез, индукция, дедукция,абстрагирование, обобщение, сравнение); частнонаучного характера в областиправовых исследований (метод догматического толкования: грамматическое,логическое, системное толкование; конкретно-социологический: анализ нормативныхправовых актов).
Характеристиканаучной разработанности темы. Теоретической основой исследования послужилитруды отечественных и зарубежных учёных по теории права и государства, историиправа и государства, других наук, а также философии.
Весомый методологическийвклад в изучение проблемы внесли такие известные учёные, как: Агапов А.Б.,Алексеев С.С., Анисимов С.Ф., Бабаев В.К., Баглай М.В., Бахрах Д.Н., БойцоваВ.В., Ванеева Л.А., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Горшкова С.А., Гойман В.И.,Иванников И.А., Карташкин В.А., Кистяковсковский Б.А., Коваленко А.И., КупцоваЭ.Ф., Кучин М.В., Лебедев В.М., Лившиц Р.З., Лукашева Е.А., Малько А.В.,Мальцев Г.В., Манов Б.Г., Шапсугов Д.Ю., Эбзеев Б.С., Энтин М.Л. и др.
Нормативную базуисследования составляют: Конституция РФ 1993 г., законы Российской Федерации,указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, международные договоры иконвенции, участницей которых является Россия, имеющие отношение к темекурсовой работы.
Современная жизньпоставила перед юридической наукой и практикой ряд конкретных задач, связанныхс необходимостью исследования проблем защиты прав человека.
Увеличение числа научныхработ по данной проблематике за последние несколько лет означает одно:неподдельный интерес исследователей, ученых к этой проблеме. Этот процесс вопределенной степени связан с тем, что с принятием Конституции России 1993 г.возникли новые проблемы, связанные с построением в стране демократическогоправового государства, ведь именно такая цель сформулирована в Основном законестраны. Складывается ситуация, когда возникающие проблемы приходится решать «находу», нередко ошибаясь и часто сомневаясь в правильности выбранного пути.Усугубляется это тем, что в России еще не накоплен достаточный опыт длябыстрого и правильного решения проблем, и вместе с тем — должной защиты игарантированности норм права. В данном случае следует опираться на опыт впостроении эффективно действующих ныне демократических систем мира, брать вселучшее из механизмов защиты прав человека и гражданина в зарубежных странах.
Важность всестороннего иглубокого исследования гражданской правоспособности и системы прав человека ивместе с тем конституционных гарантий её юридической защиты, в достаточносложных социально-экономических и политических условиях реформирования российскогообщества не вызывает никакого сомнения.
Теоретическая ипрактическая значимость курсовой работы видится в её нацеленности нарешение актуальных проблем гражданской правоспособности, повышениеэффективности защиты прав человека на всём пространстве Российской Федерации.Исходя из этого, ряд предложений и концептуальных выводов могут бытьиспользованы в дальнейших исследованиях по теории права и государства, историиправа и государства, конституционному (государственному) праву. Материалыкурсовой работы могут быть применены в процессе преподавания теории права игосударства, истории права и государства, конституционного (государственного)права, а также использованы в программах подготовки, переподготовки и повышенияквалификации.
Характеристика структурыкурсовой работы.Цели и основные задачи, поставленные в курсовой работе, определили еёструктуру, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих четырепараграфа, заключения, списка использованных нормативных правовых актов инаучной литературы.
Глава I. Гражданская правоспособность иправа человека
I.1. Гражданская правоспособность
Гражданскойправоспособностью называется общая правовая способность – юридическаявозможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанность, т.е. выступатьв качестве субъекта гражданских правоотношений. Согласно статье 17 Гражданскогокодекса, способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности –гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Онавозникает с рождением и прекращается со смертью человека. Равенство гражданскойправоспособности всех граждан, всех людей (физических лиц), находящихся подюрисдикцией российского права, другими словами – всех людей, на которыхраспространяется действие российского законодательства, вытекает изпровозглашенных и гарантированных гл. 2 Конституции прав и свобод человека игражданина. Глава 2 российской конституции предопределяет содержаниегражданской правоспособности и прямо перечисляет многие ее элементы. Статья 19Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии,вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а такжедругих обстоятельств. Гражданская правоспособность, возможность приобретенияправ и обязанностей, предусмотренных и регулируемых гражданскимзаконодательством, призвана способствовать реализации конституционных прав и свободграждан.[1]
Содержаниеправоспособности граждан составляет в совокупности систему их социальных,экономических, культурных и других прав, которые определены и гарантированыроссийской конституцией. При этом учитываются права, обеспеченныемеждународными актами, в частности Всеобщей декларацией прав человека от 10декабря 1948 года, Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Международнымпактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., и др. Послевступления России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция «Озащите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года. Государства — участники конвенции приняли на себя обязательства обеспечивать равенствоправоспособности всем лицам, находящимся на их территории, не лишать никогосвободы на том основании, что он не может выполнить какое-либо договорноеобязательство, предоставлять право свободного передвижения и выбора местажительства всем гражданам и признавать их правосубъектность, не подвергатьнезаконному вмешательству в личную или семейную жизнь, не посягать нанеприкосновенность жилища. Содержание гражданской правоспособности общимобразом определено в статье 18 Гражданского кодекса: граждане могут иметьимущество на правособственности, наследовать и завещать его, заниматьсяпредпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью,создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими, совершатьлюбые не противоречащие закону сделки и вступать в обязательства, избиратьместо жительства; иметь права автора произведений науки, литературы иискусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальнойдеятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.Содержащийся в статье 18 Гражданского кодекса перечень является примерным. Содной стороны, он не перечисляет и не может перечислить все существующие идопустимые гражданские права, а с другой – выходит за пределы гражданскихправоотношений. Ведь возможности свободно избирать место жительства, илизаниматься любой незапрещенной законом деятельностью, или создавать различногорода организации не ограничиваются сферой гражданских правоотношений и выходят запределы гражданского права и его предмета, поскольку могут осуществляться и вправоотношениях, являющихся предметом регулирования административного права,трудового права и т.д. Гражданская правоспособность неотделима от личностичеловека. Она возникает с рождением человека, сопутствует ему всю его жизнь ипрекращается со смертью. Она не зависит от состояния здоровья человека –физического и психического и от того, в состоянии ли человек сам ееосуществлять или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладаютгражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый здоровый человек;так же, как и он, они могут стать субъектами разнообразных гражданских прав (праванаследования, собственности, пользования жилищем, авторского права). Но, что онине смогут самостоятельно осуществлять свои права. Неотделимостьправоспособности отличности ее носителя проявляется, в частности, в том, чтолицо не может по своей воле ограничить свою правоспособность, кроме, каксказано в статье 22 Гражданского кодекса, тех случаев, когда такая возможностьпрямо предусмотрена законом; пока что законодательство таких случаев неустановило. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе как вслучаях и порядке, установленных законом. Полное лишение лица правоспособностивообще законодательством не предусмотрено. В исключительных случаяхдопускается, однако, лишение лица отдельных элементов правоспособности,например для лиц, отбывающих по приговору суда наказание за совершенноепреступление.[2]Лишение свободы означает не только лишение свободы передвижения и выбора местажительства на установленный приговором суда срок, но одновременно иопределенный установленный законодательством режим. Такие лица ограничены вправе (правоспособности) приобретать имущество в пользование непосредственно вместах лишения свободы, избирать род занятий и в некоторых других имущественныхи неимущественных правах. Любые противозаконные ограничения правоспособностимогут быть обжалованы в суд. Закон от 25 июня 1993 г. «О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» содержит специальную ст. 9, согласнокоторой действия или бездействие государственных и иных органов, любыхорганизаций, должностных или физических лиц, затрагивающие право на свободупередвижения, могут быть обжалованы в порядке подчиненности или непосредственнов суд. От ограничения правоспособности следует отличать лишение гражданинаконкретного принадлежащего ему права как в порядке конфискации имущества поприговору суда по уголовному делу, так и в предусмотренных законом случаях приразрешении судом гражданского дела (статья 169, п. 2 ст. 179 Гражданскогокодекса). Такое лишение гражданина какого-либо конкретного права и неограничивает его гражданской правоспособности – способности приобретать аналогичныеили иные права.
I. 2. Права человека и гражданина
Права и обязанности — основной исходный элемент права. Ничего более важного в структуре права посуществу нет.
В правах и обязанностяхне только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считаетобязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельностисоциальной системы, но раскрываются основные принципы взаимоотношенийгосударства и личности.
Впервые идеи «правчеловека» возникли в эпоху ранних буржуазных революций, они объединяли массы вборьбе против феодализма. Не только идеологи буржуазии, но и социалисты — утописты пропагандировали идеи прав человека, однако их смысл истолковывалсяпо-разному. Следует подчеркнуть, что идеи прав человек «имели международноепроисхождение», они были широко известны в 18 веке, как в Северной Америке, таки в странах Европы. Права человека можно рассматривать как основуконституционализма, так как главный смысл создания Конституции заключался вобеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произволагосударственной власти. Идея о том, что люди от рождения свободны иравноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых(естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихсяв ходе Английской, Американской, Французской революций XVII — XVIII веков.
В последующем ни одногосударство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло незакрепить в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самымправа человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобреталиюридическую форму и становились важнейшим институтом права.[3]
В обшей шкалегуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральноеместо и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы,роль, назначение очевидны. «Человеческое измерение — оселок любых общественныхпреобразований, точка отчета в решении глобальных и текущих задач, в проведениивсевозможных реформ, разработке государственных программ». Именно с этихпозиций оценивают сегодня все происходящие в стране и в мире события ипроцессы.
При любом демократическомустройстве права и свободы человека, а также обязанности, составляют важнейшийсоциальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мериломдостижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Онсредство доступа личности к материальным и духовным благам, механизмам власти,законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время этонепременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса,достоинства.
Поиск оптимальных моделейвзаимоотношения государства и личности всегда представлял собой важнейшуюпроблему. Эти модели в решающей степени зависли от характера общества, типа собственности,демократии, развитости, экономики, культуры и других объективных условий. Но вомногом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е.субъективными факторами. Главная трудность заключается в установлении такойсистемы и такого порядка, при которых личность имела бы возможностьбеспрепятственно развивать свой потенциал, а с другой стороны признавались бы ипочитались общегосударственные цели — то, что объединяет всех. Подобный баланскак раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматриваютправа человека и их защиту в качестве универсального идеала, основыпрогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности.Весь современный мир движется по этому магистральному пути.
Права человекавнетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита неявляются только внутренним делом того или иного государства, они давно сталиобъектом международного регулирования. Права человека не есть принадлежностьотдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляет собойобщеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любогообщества. Права человека — одна из фундаментальных концепций человеческойцивилизации, она играла и продолжает играть роль одного из векторов в развитииобщества. О природе прав человека и их реализации думали лучшие умы, правамчеловека посвящено множество литературы. Всё обилие взглядов и теорий можносвести, думается, к двум подходам. Один подход состоит в том, что правачеловека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти праванеотъемлемы и задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать этиправа, не допускать их нарушения. Этот подход характерен для демократическихобществ и государств. Другой подход состоит в том, что свои права человекполучает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Этотподход характерен для тоталитарных обществ и государств. Права человеказакреплены в конституциях многих стран и международных документах, средикоторых в первую очередь следует указать Всеобщую Декларацию прав человека,принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Закреплены они и вроссийском законодательстве. «Все люди рождаются свободными и равными в своемдостоинстве и правах».
Права и свободы человекаявляются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаютсявысшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение изащита прав человека — обязанность государства. Права человека представляютсобой ценность, принадлежащую всему международному сообществу, их уважение,защита, является обязанностью каждого государства. Там, где эти праванарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающиеугрозы миру и нередко постороннего вмешательства.
Юридическое различиемежду правом (субъективным) и свободой провести довольно сложно. Субъективноеправо есть мера возможного поведения лица, думается, что данное определениеподходит и к понятию свобода.[4]
Изложенное различие междуправом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях.Например, если провозглашена свобода преподавания (академическая свобода), то,очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении,непременно предполагает наличие обязанного субъекта — администрации илипопечителя учебного заведения, которые, прежде всего, обязаны уважать игарантировать данную свободу, но которые, прежде всего, и могут оказатьсянарушителями свободы.
Права человека составляютоснову законодательства. Выделяются исходные (основополагающие) права человека,права, характеризующие свободу человека в обществе и экономические права, также выделяются обязанности человека как категория, тесно связанная с правами.Исходные, основополагающие права человека носят самый общий характер, онисоставляют философскую и юридическую базу для всех остальных прав.
Права человекапринадлежат ему от рождения. Эта формула означает приоритет прав человека передвсеми иными нормами человеческого общежития. Государство, общество,законодатель не в праве посягать на общепризнанные права человека, они призваныих охранять. Отсюда же следует, что общепризнанные международным сообществомправа человека подлежат применению и в тех случаях, когда они нарушаются или незакрепляются национальным законодательством. Общепризнанным международнымнормам о правах человека принадлежит приоритет перед нормами национального законодательства.Далее, все равны перед законом и судом. В этой формуле юридическаяквинтэссенция прав человека, она означает юридическое (процедурное) равенстволюдей. В ней заключена недопустимость всякой дискриминации по любым основаниями u1086 обстоятельствам. На первый взгляд, применение требования о равноправииграждан перед законом и судом не вызывает трудности: и по закону, и присудебном рассмотрении права граждан не должны допускать дискриминации однихлюдей пред другими. Но в действительности все оказывается сложней. Вот самыйпростой пример. Мужчинам пенсии по старости назначаются по достижении 60 лет, аженщинам — по достижении 55 лет. Объясняют, что такова дифференциация правовогорегулирования. От природы люди не равны, это очевидный факт, который лежит воснове человеческого сообщества. Люди от природы различаются по полу, возрасту,умственным способностям, таланту, здоровью и т.д. Такое различие не может бытьустранено, оно заложено в природе человека, более того, такое различиеоказывается движущей силой в поступательном развитии человечества. Право,учитывая эти фактические различия, дает людям равенство в правилах игры, впроцедурах, в стартовых возможностях. Полностью устранить различия между людьминельзя, но смягчить их можно. Для этого в качестве общих стартовых возможностейустанавливаются определенный объем, уровень конкретных прав людей. Отступлениеот такого уровня вниз для отдельных групп людей недопустимы, это было быдискриминацией. Подъем уровня вверх для определённых групп людей возможен, этоименуется дифференциацией правового регулирования. Дискриминация — это лишениеправ, дифференциация — увеличение прав. Смысл дифференциации заключается встремлении общества сгладить фактическое неравенство людей путем поддержкиболее слабых. Вот почему назначение пенсии женщинам в 55 лет, а мужчинам — в 60лет не противоречит юридическому равенству, более низкий пенсионный возрастженщины является для них социальной льготой.
Далее, к числуосновополагающих относится неограниченность прав человека. Это значит, человекне может быть ограничен в реализации и использовании своих прав. Любые законы ииные акты, ограничивающие признанные права человека, являются не правовыми.Ограничение прав возможно только в двух случаях. Во — первых, осуществлениечеловеком своих прав не должно нарушать прав других людей. Во — вторых,осуществление прав не может быть направленно на антиобщественные действия:насильственное изменение конституционного строя, разжигание расовой,национальной, религиозной ненависти, пропаганда насилия и войны. За этими четкоопределенными ограничениями человек свободен в реализации своих прав. К числуисходных прав относится неотъемлемость гражданства. Гражданство, какпринадлежность человека к своей стране, является его изначальным правом,присущим ему по рождению, но не по дарованию этого права государством. Болеетого, поскольку гражданство принадлежит человеку по его природе, он (человек)не может быть лишен гражданства государством или его органами.[5]
Объемправ и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, атакже объем возлагаемых на него этим государством обязанностей, находятся впрямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данногогосударства. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своимгосударством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан игосударства в случаях, указанных в законе.
Согласност.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступившего в силу с 1 июля 2002года, гражданством РФ признаётся устойчивая правовая связь лица с РФ,выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданиннаходится под суверенитетом государства, и последнее может потребовать от неговыполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, сосвоей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать импокровительство, когда они находятся за её пределами. Гражданство, будучи основойправового положения человека в государстве, одновременно является объектомодного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством представляетчеловеку возможность в полной мере осуществлять свои разнообразные права исвободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение вполной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту.Гражданство создает в положение человека ясность и определенность. Правомчеловека является и изменение гражданства. Лица, находящиеся на территорииданного государства, но не состоящие в его гражданстве, именуются иностранцами.Это могут быть либо граждане иностранного государства (иностранные граждане),либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства, апатриды), атак же лица с двойным гражданством (бипатриды). Что касается различий междуправами человека и правами гражданина, то эти различия имеют перед собойопределенные основания, которые заключаются в следующем. Во — первых, правачеловека могут существовать не зависимо от из законодательного признания изаконодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или инымгосударством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащиекаждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства,к которому принадлежит данное лицо. Во — вторых, множество людей в мире вообщене имеют статуса гражданина и, следовательно, они формально являютсяобладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, правачеловека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральныеили социальные. Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя быназвание знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций.Однако в наше время, указанное деление всё более утрачивает свой смысл,поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитымидемократическими государствами и. таким образом, выступают одновременно и вкачестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграниченияправ на «два сорта» лишено практического значения. Тем более что даже апатриды,проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией егозаконов и международного права.
Глава II. Взаимосвязь отдельных аспектов гражданской правоспособностис правами человека
II. 1. Правовой статус личности игражданская правоспособность
Взаимоотношениягосударства и человека в обществе смыкаются как важнейшие параметры свободычеловека, его созидательной деятельности, связанной с осуществлениемполитической власти, хозяйствования, социально-культурного строительства. Этиотношения раскрывают практическое осуществление социальной справедливости каквыражения морального прогресса общества, оказывающего самое непосредственноевоздействие на юридическую сферу социальной жизни. Между тем, государство — единственная универсальная организация в обществе, на населенной территории впределах ее государственных границ. Государству-организации присущи качества,неразрывно связанные с его универсальным характером. В эту организацию входятвсе находящиеся на данной территории лица, независимо от их желания. Все онипринадлежат к этой организации, хотя принадлежат по-разному, имея различныестатусы: гражданина, лица без гражданства, лиц с множественным (чаще всего — двойным) гражданством, иностранца (гражданина другого государства). Легализацияих положения в государстве осуществляется конституцией, законами,международными соглашениями, другими актами и официальными документами.Составные части, различные стороны правового статуса личности, всё болеевзаимообусловливают друг друга. Общая закономерность целостной, гармоничнойэволюции правового статуса не означает одинаковости, равного соотношения в уровняхи темпах развития отдельных сторон и видов правового статуса граждан. Основу,фундамент развития правового статуса граждан составляют их конституционныеправа, свободы и обязанности. С точки зрения целостности, гармоничностиразвития правового статуса человека, актуальной остается задача достижениясоответствия конституционному статусу человека всех видов его отраслевыхстатусов на базе совершенствования текущего законодательства. Решение этойзадачи главным образом связано с разработкой и принятием новых законодательныхактов, направленных на расширение отраслевых прав и свобод человека, наконкретизацию его обязанностей, в полном соответствии с конституционнымиположениями и установками. Целостность, гармоничность развития правовогостатуса человека предполагает преодоление отставания в правовом регулированииотдельных видов прав и свобод человека, в устранении диспропорций междуотдельными видами, частями и сторонами правового статуса, существование которыхможет ослабить его общественную роль, снизить социальную ценность. Отношениягосударства и человека опосредствуются системой юридических прав, свобод,обязанностей, которые очерчивают человеку определенную сферу свободы, границыэтой свободы. Будучи категорией политико-юридической, права, свободы иобязанности в обществе — это и этическая категория, поскольку в ней воплощеныидеи гуманизма, справедливости, представления о добре, чести, достоинстве. Всвоих отношениях с государством человек выступает в качестве гражданина.
II. 2. Взаимосвязь гражданства игражданской правоспособности с правами человека
Понятие «гражданин»раскрывает специфические юридические свойства человека, занимающие важное местов ее общей структуре, в ее социальных характеристиках. Человек есть субстраттех общественных отношений, в которых протекает его жизнедеятельность.Государство, разумеется, не сможет абстрагироваться от потребностей человекакак природного существа, от моральных и культурных характеристик личности, еёпсихологической структуры. И, несмотря на то, что во взаимоотношениях сгосударством на передний план выступают политико-юридические свойства человека,в них трансформируются и преломляются также все её иные качества и структурныеособенности, и, прежде всего, её моральная направленность. Структура личностипредставляет собой единство социально-типичных и индивидуально-своеобразныхкачеств. В отношениях с личностью государство ориентируется, прежде всего, насоциально — типичные качества, характеризующие её как представителяопределенного класса, социальной общности и т. д. Эти качества формируются подвоздействием всех элементов социальной системы, экономических отношений,политической организации общества, права, морали, культуры, духовного климата,образа жизни — и выражают те сложные и многообразные общественные связи, вкоторые включена личность. Взаимосвязи государства и личности требуют четкойурегулированности и упорядоченности, что определяется особой важностью такогорода отношений для поддержания существующего строя, его нормальногофункционирования. Предпосылкой обладания правами и обязанностями являетсягражданство, выражающее юридическую принадлежность индивида к государству.[6]Данная предпосылка выступает в юридической форме, получает политико-правовоевыражение в институте гражданства, нормы которого определяют условия и порядокприобретения, утраты гражданства и т. д. Гражданство является юридическимоснованием для личности пользоваться юридическими правами и свободами ивыполнять установленные законом обязанности. Гражданство и вытекающие из негоправовые последствия неотделимы от природы государства, от его социальной направленности.Принципиально новый характер отношений между государством и гражданиномвозникает в обществе, в котором устанавливается подлинное народовластие,создаются условия для свободного и всестороннего развития всех его членов.Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства ичеловека. Эти взаимосвязи и отношения формируются на основе объективныхзакономерностей общественного развития, обусловливающих объем и характер прав иобязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшиепараметры поведения человека в структуре общественных связей общества. Права,свободы и обязанности — это «система координат», социальных ориентиров,регулирующих отношения человека с государством, обществом, своими согражданами.Эталоны поведения, сформулированные в виде прав и обязанностей — это ценности,в которых выражены представления народа о должном, необходимом, целесообразном,справедливом, законном и т. д. Ценностный смысл юридических прав и обязанностейзначительно усиливается благодаря их включённости в единую систему ценностейобщества (политическую, этическую). Поэтому при аксиологической характеристикеправ и обязанностей следует неизменно учитывать их политическую и эпическуюнасыщенность, взаимодействие и взаимопроникновение всех форм общественногосознания и соответствующих им видов социальных норм. Вместе с тем нельзязабывать и о специфике юридических прав и обязанностей, особенностях ихвоздействия на психологию личности. Эта специфика состоит в том, что, формируясьв общей системе социальных связей, специальных отношений, они официальнозакрепляются государством и обеспечиваются государственно — правовыми методамивоздействия. Права и обязанности органично включены в общественные связи, вразличные виды социальной деятельности людей, они помогают личности осознаватьсвое место в общей системе социальных связей и оказывать воздействие на ихдальнейшее развитие. Права и обязанности опосредуют и регулируют правовыесвязи, которые представляют особую форму социальных связей, выражающуюпрактические, субъективно — мотивированные зависимости между личностью,обществом, государством, между различными людьми. С социально — психологическихпозиций права и обязанности включаются в психологию личностей, социальных группи классов.
Правоспособностьюгражданин наделен с момента рождения и в течение всей жизни до смерти.Определение моментов рождения и смерти не составляет предмет юридической науки,поскольку речь идет о чисто физиологических понятиях. Для права важно лишь, чтос момента, когда гражданин считается родившимся, а медицина, как правило,руководствуется в этом случае критерием начала самостоятельного дыхания,ребенок приобретает гражданскую правоспособность. В законе встречаетсяупоминание в качестве одного из возможных наследников ребенка, зачатого прижизни наследодателя, но родившегося после его смерти, то есть еще неродившегося ребенка. Понятно, речь не идет о том, что не родившийся ребенокнаделяется правоспособностью либо какими-то субъективными правами, закон предусматриваетохрану интересов возможного наследника, при этом никаких прав на имущество либонаследование еще не родившийся ребенок иметь не может. Защита его интересовсводится к охране его возможной доли, при условии его рождения, если же ребенокродится мертвым, то он и не будет призван к наследованию. Прекращаетсяправоспособность смертью гражданина. С определением момента смерти связаномного различных медицинских и правовых вопросов, в частности, возможностьизъятия органов для трансплантации и ряд других.[7]В медицине различают состояние клинической смерти (когда происходит остановкаработы отдельных органов — сердца, почек, головного мозга — однако существуетвозможность восстановления жизнеспособности организма) и биологической смерти(когда начинаются необратимые процессы в организме человека). Для определениямомента, с которым гражданское законодательство связывает прекращениеправоспособности, следует говорить о биологической смерти, т.е. тогда, когдавозврат человека к жизни исключен. В противном случае следовало бы признавать,что, если после наступления клинической смерти гражданин усилиямиреаниматологов был возвращен к жизни, его правоспособность, прекратившись накакое-то время, возникла вновь. Правоспособность возникает один раз ипрекращается также только один раз. Никаких изменений не претерпеваетправоспособность гражданина и в случаях, когда его правовой статусприравнивается к смерти, т.е. при объявлении судом гражданина умершим. Привынесении такого решения суд исходит не из достоверных фактов о смертигражданина, а из предположения о его возможной смерти, поэтому, хотя правовые последствиятакого решения точно такие же, как и при смерти гражданина (в частности,происходит открытие наследства), его правоспособность будет существовать домомента его фактической смерти. Так, если при вынесении решения судом гражданинуже умер, то его правоспособность прекратилась задолго до вынесения решениясудом, если на самом деле гражданин жив, то решение суда не может прекратитьего правоспособность, поскольку это качество неотъемлемо от личностигражданина.
Заключение
Законодательство определяетправоспособность как способность иметь гражданские права и нести гражданскиеобязанности. Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость.Содержание правоспособности граждан раскрывается через весь тот комплекс прав иобязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданскимзаконодательством. Именно поэтому, давая характеристику правоспособностиграждан, подчеркивают не только то, что она приурочена к гражданину какпсихофизической особи, но и присущие ей социально-юридические качества. Статья18 Гражданского кодекса дает перечень только основных, наиболее значимыхгражданских прав, к числу которых относятся возможность иметь имущество направе собственности; наследовать и завещать имущество; заниматьсяпредпринимательской либо любой иной деятельностью, не запрещенной законом;создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах;избирать место жительства; иметь авторские права. Также, гражданин вправе иметьиные имущественные и личные неимущественные права, включая и такие, которыепрямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслугражданского законодательства. В связи с этим невозможно обрисоватьисчерпывающий перечень тех правовых возможностей, обладание которыми составляетобъем гражданской правоспособности, однако данный перечень, дает представлениео наиболее значимых правах, возможность обладания которыми включается всодержание гражданской правоспособности. Так, возможность иметь имущество направе собственности является необходимой предпосылкой не только самого правасобственности, но и большинства иных гражданских правоотношений, включаяобязательственные, поскольку невозможно вступать в имущественные отношения, необладая способностью стать собственником вещи.
Все граждане в равноймере обладают гражданской правоспособностью. Однако это не означает, что объемконкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другогогражданина, но объем возможностей иметь такие права является равным независимоот конкретного объема прав и обязанностей данного конкретного лица. Элементомсодержания правоспособности является общая возможность иметь имущество на правесобственности, то есть выступать субъектом любых отношений собственности, будьто собственность на дом, дачу, одежду или посуду. Именно поэтому, когдагражданин производит отчуждение своей собственности, заключая договоркупли-продажи или иным образом, либо суд конфискацией прекращает правособственности гражданина на конкретное имущество, не происходит никакихизменений в содержании правоспособности гражданина, ибо кроме оставшихся у негоправ собственности он в любой момент вправе приобрести новые. Чтобы ограничитьвозможность иметь имущество на праве собственности как элемент содержанияправоспособности, необходимо ограничить гражданина в возможности как иметьлюбое имущество на праве собственности, так и приобретать эти права в будущем,что невозможно.
Существуют возможностиограничить правоспособность гражданина, например, возможность выбирать местожительства может быть ограничена указанием на обязанность гражданина проживатьв конкретном месте либо запрещением проживать где-либо, может быть ограничена ивозможность занятия предпринимательской деятельностью. Однако подобныеограничения совершаются исключительно лишь в случаях и порядке, установленныхзаконом. Так, лишение свободы, лишение права заниматься предпринимательскойдеятельностью, а также иные уголовные и административные наказания представляютсобой допускаемые законом ограничения правоспособности граждан, применяемые вкачестве санкции за совершенное преступление или серьезное административноеправонарушение. Собственными действиями гражданин не может ограничить своюправоспособность или отдельные ее элементы.
Списокиспользованных нормативных правовых актов и научной литературы
1. «Конституция Российской Федерации»1993г. // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.
2. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К.Защита прав человека. Международные и российские механизмы. -2 изд. -М.:Московская школа прав человека, 2003.
3. Ананских Е. С. Гражданскаяправоспособность и гражданская процессуальная правоспособность юридическоголица: понятие и соотношение. — Саратов, 2005.
4. Воеводин Л.Д. Юридический статусличности в России. 2 изд. — М.: ИНФА-М-НОРМА, 2003.
5. Глушкова С.И. Права человека вРоссии. М., 2004.
6. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А.Гражданин и власть. 3 изд. М.: ТЕИС, 2004.
7. Журавлев Н.П. О соотношениигражданской правоспособности, дееспособности и субъективного права: Лекция /Н. П. Журавлев; Всесоюз. юрид. заоч. институт. М.: ВЮЗИ, 1988
8. Иванников И.А. Проблемы государства иправа России начала XXI века. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовскогоуниверситета, 2003. — 352 с.
9. Институт прав человека в России /Колл. авторов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003.
10. Карташкин В. А.Права человека в международном и внутригосударственном праве. — 2 изд. — М.:2005.
11. Международныеакты о правах человека: Сб. документов. М., 2006.
12. Новый гражданскийкодекс России и отраслевое законодательство // Труды института законодательстваи сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Выпуск59. М., 2005.
13. Политико-правовыеценности: история и современность / В.Г. Графский, Д.В. Дождев, Н.Н. Ефремова идр. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Российская академия наук. Институтгосударства и права. Академический правовой университет. Эдиториал УРСС, 2002.
14. Постановление ВСРФ «О декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991 г. №1920-1. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.91. N 52. Ст. 1865.
15. Права человека:сборник документов / Московская академия экономики и права; [составитель О. О.Миронов]Москва: издательство Экзамен, 2007.
16. Права человека всовременном мире: Тез. докл. междунар. теорет. семинара, посвящ. 50-летиюпринятия Всеобщей декларации прав человека, 10 дек. 1948-1998 г. / [Подгот.Л.О. Терновой, Р. А. Явчуновской]М.: Изд-во РАГС, 1999.
17. Права человека нарубеже веков: российское и международное право: (К 50-летию Европ. конвенции озащите прав человека и основ. свобод): Межвуз. сб. науч. тр. / М-вообразования Рос. Федерации. Иван. гос. университет. — Иваново: Иван. гос.ун-т, 2000.
18. Соколов Я.В.Права человека. М., 2003.
19. Удовиченко Т. Ю.Правоспособность физических лиц по российскому гражданскому праву. — Ростовн/Д, 2003.