Реферат по предмету "Государство и право"


Государственная политика в информационной сфере

Введение
Развитиеинформационного общества предполагает решение первоочередных задач свободногопоиска, получения, производства и распространение информации для каждого членаобщества, развитие средств массовой информации, формирование общедоступныхинформационных ресурсов, предоставление доступных информационных услуг,обеспечение условий создания, развития и функционирования информационныхсистем, формирование единого информационного пространства страны и егоинтеграции в мировое информационное пространство.
Актуальность проблемыправового регулирования общественных отношений в области информационной безопасностисоциотехнических систем и процессов в них обусловлена повышением ролиинформации во всех сферах и видах деятельности личности общества и государствав условиях воздействия внешних и внутренних угроз. Развитием новыхинформационных отношений, требующих соблюдения и защиты прав, законныхинтересов субъектов в информационной сфере.
Активное развитиеинформационного общества на основе широкого использования новых информационныхтехнологий влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности,что предопределяет формирование и развитие соответствующего научно-методологического и правового базиса, обеспечивающего эффективное решение этихпроблем. Первоочередным в этом ряду является развитие соответствующегозаконодательства и совершенствование подготовки и переподготовкиквалифицированных специалистов, обладающие системными знаниями в областиправового регулирования процессов обеспечения информационной безопасностиличности, общества, государства и используемых ими информационных автоматизированныхи телекоммуникационных систем.

1. Государственная политика в информационной сфере
За последнее времярезко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. В связис постоянной потребностью улучшения эффективности управления растетнеобходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое изаставляет искать новые пути и методы организации приема, обработки и передачиинформационных потоков.
Глобализация мировогопространства привела к трансформации пространства как такового: наряду сгеографическим пространством формируется, в частности, электронное.Традиционное противостояние между государствами осуществляется сегодня к вфизическом пространстве, так и в новом виртуальном, или киберпространстве.Информационная деятельность государств диктуется из внутренними интересами:интересами финансово – промышленных групп, их потребностью в сырье, в рынкахсбыта продукции, которые невозможно удовлетворить в переделах одногогосударства.
Итак, говоря огосударственной политике в информационной сфере, следует сказать, что этоспецифический вид социального управления посредством реализации своих властныхполномочий всеми органами государственной власти либо органами исполнительнойвласти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации и в связи сее оборотом в социальных системах.
Сегодня государство по-прежнему занимает главенствующее положениепо отношению к личности и обществу, при этом интересы личности еще не находятсяв центре государственных интересов, а общество не вышло из состояния«огосударствления». Для создания условий полной и успешнойсамореализации личности и становления гражданского общества необходимо изменитьположение личности и общества по отношению к государству, на что, прежде всего,должно быть направлено государственное регулирование, и в первую очередьнормотворчество. Государство должно помогать становлению гражданского общества,но не подменять его; передавать определенные функции обеспечения интересовличности общественным институтам по мере их создания; определять степень своегоучастия в обеспечении защиты интересов личности и общества под их контролем;помогать создавать в обществе инструменты влияния на власть. Очевидно, чтопродолжение прежней практики нормотворчества и правоприменения без единойгосударственной политики в информационной сфере блокирует реализациюконституционных прав граждан, делает трудновыполнимой задачу построенияправового государства и информационного общества в России. Как следует изДоктрины информационной безопасности РФ, сегодня нет четкой государственнойполитики в области формирования российского информационного пространства,развития системы массовой информации, организации международногоинформационного обмена и интеграции информационного пространства России вмировое информационное пространство, что создает условия для вытесненияроссийских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннегоинформационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена.Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентствпо продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Ухудшаетсяситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственнуютайну. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственныхколлективов, действующих в области создания средств информатизации,телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболееквалифицированных специалистов. Отставание отечественных информационныхтехнологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления при создании информационных систем идти по пути закупокимпортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятностьнесанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимостьРоссии от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационнойтехники, а также программного обеспечения. В связи с интенсивным внедрениемзарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства,а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем,интеграцией отечественных информационных систем и международных информационныхсистем возросли угрозы применения «информационного оружия» противинформационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействиюэтим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетномфинансировании.
Доктрина информационной безопасности РФ с учетом сложившегося положениядел определяет как безотлагательные для решения следующие задачи:
ü  разработка и создание механизмов формирования и реализации государственнойинформационной политики России;
ü  разработка методов повышения эффективности участия государства в формированииинформационной политики государственных телерадиовещательных организаций,других государственных средств массовой информации;
ü  разработка основных направлений государственной политики в областиобеспечения информационной безопасности РФ, а также мероприятий и механизмов, связанныхс реализацией этой политики;
ü  развитие и совершенствование системы обеспечения информационнойбезопасности РФ, реализующей единую государственную политику в этой области, включаясовершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозированияугроз информационной безопасности РФ, а также системы противодействия этимугрозам;
ü  разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающихформирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органовгосударственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспеченияинформационной безопасности РФ;
ü  гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспеченияинформационной безопасности автоматизированных систем управления,информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения;
ü  разработка критериев и методов оценки эффективности систем исредств обеспечения информационной безопасности РФ, а также сертификации этихсистем и средств;
ü  совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационнойбезопасности РФ, включая механизмы реализации прав граждан на получениеинформации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихсявзаимодействия государства со средствами массовой информации;
ü  установление ответственности должностных лиц федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органовместного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требованийинформационной безопасности; координация деятельности федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности вобласти обеспечения информационной безопасности РФ;
ü  развитие научно-практических основ обеспечения информационнойбезопасности РФ с учетом современной геополитической ситуации, условийполитического и социально-экономического развития России и реальности угрозприменения «информационного оружия»;
ü  обеспечение технологической независимости РФ в важнейших областяхинформатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и впервую очередь в области создания специализированной вычислительной техники дляобразцов вооружения и военной техники; создание безопасных информационныхтехнологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важныхфункций общества и государства, создание информационно-телекоммуникационнойсистемы специального назначения в интересах федеральных органов государственнойвласти и органов государственной власти субъектов РФ;
ü  разработка современных методов и средств защиты информации,обеспечения безопасности информационных технологий, и, прежде всего,используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными иэкономически важными производствами;
ü  развитие и совершенствование государственной системы защитыинформации и системы защиты государственной тайны;
ü  создание и развитие современной защищенной технологической основыуправления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военноевремя;
ü  расширение взаимодействия с международными и зарубежными органамии организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечениябезопасности информации, передаваемой с помощью международныхтелекоммуникационных систем и систем связи;
ü  развитие инфраструктуры единого информационного пространстваРоссии; обеспечение условий для активного участия России в процессах создания ииспользования глобальных информационных сетей и систем;
ü  комплексное противодействие угрозам информационной войны,пресечение компьютерной преступности;
ü  повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;
ü  создание единой системы подготовки кадров в области информационнойбезопасности и информационных технологий.
Процесс социального управления в информационной сфере складываетсяиз доктринальной части, научного осмысления содержания проблем этой сферыотношений, выражения ее в исследовательской форме и различных формах прогнозов,доктрин, концепций. На этой основе вырабатывается политика государствавданной области. Ее конкретным выражением становятся соответствующие документыорганов государственной власти, программы реализации этой политики.
Примером реализации функций государственной политики в областиорганизации информационной деятельности за рубежом могут быть такие документыкак Доклад Клинтона — Гора, распространяемый с 1993 г. о НациональнойИнформационной Инфраструктуре, идеи которого в последующие годы были воплощеныв ряде программ и законов. К такому же разряду политических документовотносится и Белая книга Европейской комиссии «Рост конкуренции, занятость,цели и пути в XXI век», на основе которой создан Доклад «Европа и мировоеинформационное сообщество. Рекомендация Совету Европы», представленный вБрюсселе 26 мая 1994г. Именно этим документом в оборот введен термин«информационное сообщество». В этом же ряду находятся документы ЯпонскогоКабинета министров по развитию стратегии в информационных технологий в условияхинформационной революции, принятые в середине 2000 г. Организационно ониобеспечены учреждением Штаба Стратегии информационных технологий.
На основе подобных концептуальных документов разрабатываетсяполитика государства по отдельным направлениям стратегии информатизации илиразвития информационного общества, а также конкретные программы действий.Например, основной план реализации японской стратегии предусматривает такие направлениякак активизацию электронной торговли, компьютеризацию публичного сектора,развитие информационной грамотности, создание инфраструктуры рабочих сетей,другие направления. Данный документ сопровождается пояснением ключевых позицийПлана действий, а также разработкой плана защиты информационных систем отхакеров и других кибернетических угроз. Заметим, что еще раньше, учитываяотставание страны от США и Европы в создании и использовании интернет-сетей наоснове протокола (IP) в Японии была разработана программа «Инициативы Японии вотношении США, Китая и России». Эта программа мобилизовала внимание иусилия частных и муниципальных структур на широкомасштабное создание ииспользование глобальной сети. Не лишним будет упомянуть о направлениях этойпрограммы, ценность которой заключается в ориентации на международноесообщество и мировой уровень развития информационных технологий.Экспресс-информация Института Дальнего Востока РАН, отмечала следующиенаправления политики Японии по названному направлению: создание сетей протоколаинтернет (IP) в качестве части информационной структуры новой эпохи;строительство коммунальных сетей районов в качестве шага перехода кинформационному обществу; использование достижений в бизнесе и фундаментальныхсредствах продвижения информационной революции; внедрение информационныхтехнологий в открытых сетях; безопасность в строительстве открытых сетей;решение проблем 2000 г.; меры по подготовке специалистов по сетям; созданиенеобходимой социальной инфраструктуры; создание терминалов кабельных сетей вовсе школы, а терминалы интернет — во все классы; реорганизация японскойзаконодательной системы, отвечающей требованиям информационного века; развитиеэлектронной коммерции с учетом американской стратегии глобальной информационнойинфраструктуры; развитие подходов к вопросам управления в интернет; устранениебарьера соревновательности и предоставление пользователям службы мировогокласса по низким ценам; использование принципа конкурентности для обеспечениядоступа к квалифицированной информационной инфраструктуре всех резидентовЯпонии; реформирование телекоммуникационных оплат для создания ценностейсуперсферы; развитие глобальных стандартов взаимодействия в интернационализациителекоммуникаций. В Российской Федерации накоплен известный опыт выработкигосударственной политики в области развития информационной сферы. Алгоритмформирования государственной политики можно представить следующим образом:
1)научное исследование и осмысление закономерностей развитияобщественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы;
2) определение доктринальных и концептуальных установок и ихнормативное закрепление (к таким документам следует отнести Концепциюнациональной безопасности РФ (1997, 2000 гг.) и Доктрину информационной безопасностиРФ (2000 г.), Концепцию формирования и развития единого информационногопространства России и соответствующих государственных информационныхресурсов" (1995 г.), утвержденные Указами Президента РФ, Окинавскую Хартиюглобального информационного общества (2000 г.);
3) конкретизация задач для органов государственной власти приопределении основных направлений внутренней и внешней политики (в ежегодныхПосланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 г.);
4)разработка и принятие концепций развития законодательства винформационной сфере и ее отдельных областях (Комитетом Государственной Думы поинформационной политике и постоянной палатой по государственной информационнойполитике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрена Концепциягосударственной информационной политики (1998 г.), а Комитетом ГосударственнойДумы по безопасности — Концепция развития законодательства в сфере обеспеченияинформационной безопасности РФ (1998 г.), с учетом которой в Советебезопасности РФ подготовлена Концепция совершенствования правового обеспеченияинформационной безопасности РФ (2001 г.), Министерством связи и информатизацииРФ подготовлен проект Концепции развития законодательства РФ в сфере информациии информатизации);
5)  разработка и принятие законов как правовой основы регулированияотношений в информационной сфере (в 1990-е гг. в РФ сформирован большой массивзаконодательства в области регулирования информационных отношений — более 120законов федерального уровня и более 100 законов субъектов РФ. Конституция РФ,все 18 кодексов РФ в большей или меньшей степени касаются реализацииинформационных прав и свобод, формирования и вовлечения информационных ресурсовв экономический оборот и систему государственного и муниципального управления.
6)  Подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов(регулирование деятельности государственных органов и специализированныхорганизаций в области информационной деятельности, оформления отдельныхнаправлений государственной политики осуществляется через акты Президента РФ,Правительства РФ, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, вкомпетенцию которых входят проблемы информации и информатизации. Например, в1993-1999 гг. было издано более десяти специальных актов по проблеме правовой информатизациив РФ, в результате реализации которых были решены многие вопросы организацииправовой информации и ее распространения через специализированные системы«Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант»,«Система» и др. Таким примером по вопросам упорядочения правовойинформации является Указ Президента РФ № 1486 от 10 августа 2000 г. «Одополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РоссийскойФедерации», которым предусмотрено создание федерального банка нормативныхправовых актов субъектов РФ — федерального регистра нормативных правовых актовсубъектов РФ, ведение которого возложено на Министерство юстиции РФ);
7) подготовка и реализация федеральных целевых программ,конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании иреализации государственной политики
в соответствии с их компетенцией (примером здесь может служить программа «ЭлектроннаяРоссия» (2001 г.).
Информационная политика в более узком смысле с учетомгосударственной политики может определяться и на уровне системы отраслевогоуправления, межотраслевого управления, управления регионального. Можно,например, говорить об информационной политике в области образования,предпринимательства, охраны природы, экологии в целом. Соответствующиеведомства могут издавать документы, мобилизующие внимание к решению вопросовинформационного обеспечения в своей сфере ведения, использования информационныхресурсов своего профиля.
Локальное поле информационной политики возникает и на уровнеотдельной организации. Например, выработка установки относительно коммерческойтайны, использования информационного ресурса для своего внутреннего развития,или для включения своего ресурса в рыночные процессы непосредственно.
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений,возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлениемгосударственной политики в этой области.
В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ этопредполагает:
ü  оценку эффективности применения действующих законодательных и иныхнормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы ихсовершенствования;
ü  создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационнойбезопасности;
ü  определение правового статуса всех субъектов отношений в информационнойсфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установлениеих ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в даннойсфере;
ü  создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационнойбезопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;
ü  разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствияи процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационнойсфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
ü  разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской,административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовыхнорм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательствоРФ о государственной службе; совершенствование системы подготовки кадров, используемыхв области обеспечения информационной безопасности РФ и иных областяхинформационной сферы.
2.Практическое задание
информационный инфраструктура безопасность россия
Найтиприказ МВД РФ № 965 от 08 октября 2002 года.
Ответ:
1. Длявхода в систему «Консультант Плюс» необходимо щелкнуть мышью по ярлыку«Консультант Плюс», расположенному на рабочем столе компьютера.
2. Встартовом окне «Консультант Плюс» необходимо выбрать для поиска документовраздел «Законодательство», щелкнув по нему мышью.
3. Очистить,если это необходимо, Карточку поиска с помощью кнопки «Очистить карточку».
4. Вполе «Номер» нужно набрать № 965 и нажать кнопку «В карточку».
5. Послепредыдущего выполнения команды мы снова окажемся в Карточке поиска, где в поле«Номер» будет задан выбранный номер 965 при этом в нижней части окна указано,сколько документов удовлетворяет запросу.
6. нажатькнопку «Построить список документов F9».
7. Далеенеобходимо щелкнуть мышью по названию искомого документа для перехода в еготекст.
Такимобразом, мы нашли приказ МВД РФ№ 965 от 08 октября 2002 года.

Заключение
Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том что, информатизациянесет с собой, прежде всего, новые возможности для человека искать, получать ираспространять интересующие его сведения, повышая тем самым уровень своейпрофессиональной и общей культуры. Таким образом подтверждается и укрепляетсяприоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системыотношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики.Право человека свободно искать, получать, передавать и распространятьинформацию занимает почетное место в ряду конституционных прав и свобод,провозглашенных Конституцией Российской Федерации. Но реализация этого правазависит от многих факторов, среди которых нельзя не назвать уровенькомпьютеризации России, и в особенности количество персональных компьютеров в стране,объем услуг и динамизм развития российского сегмента Интернета, степенькомпьютерной грамотности общества.
Надлежащее состояние информационного дела, несомненно, повышаетуровень правовой защищенности человека. Важное значение имеет распространениеинформации о механизмах и процедурах защиты прав и свобод человека игражданина. Речь идет, в первую очередь, о судебной защите, обеспечении доступанаселения к суду, знании человеком процессуальных правил, возможностейпользоваться услугами адвокатов. Особенно актуальна сегодня информация осудебной реформе 2001 г., ее нововведениях в организацию судебной власти, в томчисле о создании административной юстиции, принятии новых УПК и ГПК.
Новые технологии способствуют расширению прямых и обратных связеймежду государством и гражданским обществом, активизируют участие самыхразличных групп и слоев населения в управлении страной, ее регионами, местнымисообществами, поднимают на более высокий уровень сбор, обработку и анализинформации о состоянии дел как в целом, так и по отдельным направлениям развитияРоссии, поступающей во властные структуры. На этой базе становится болеесовершенным процесс принятия решений и контроль за их исполнением.
Демократия в ее истинном понимании предполагает высокий уровеньорганизованности, строгое соблюдение правопорядка, четкие механизмыгосударственного управления. Информатизация способствует рационализации всегогосударственного аппарата, поиску и отбору наиболее эффективных форм и методовего деятельности.

Списокиспользуемой литературы
 
1. Информационноеправо. И.О. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, М.: 2001.
2. Информационноеправо России: Учебное пособие/Н.Н. Ковалева. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.
3. Правовоеобеспечение информационной безопасности: Учебник/ Под общей научной редакциейВ.А. Минаева, А.П. Фисуна, С.В. Скрыля. С.В. Дворянкина, М.М. Никитина, Н.С.Хохлова. – М.: Маросейка, 2008.
4. Правоваяинформатика и кибернетика: Учебник/Под. Ред. Н.С. Полевого. – М.: Юрид. Лит.,1993.
5. Правоваяинформатика: Учебное пособие/ Г.Л. Акопов. – 2-е изд. – М,: Издательско –торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.