ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический институт
Кафедра теории и истории государстваи права,
Административного права
Курсовая работа
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАТРАНСПОРТЕ
Выполнила:
Студентка 4 курса ОЗО
Ивкина Т.А.
Научный руководитель:
Профессор Волович В.Ф.
Томск 2009
Оглавление
Введение
1. Организационно-правоваясистема управления
1.1 Железнодорожный транспорт
1.2 Внутренний водный транспорт
1.3 Воздушный транспорт
1.4 Автомобильный транспорт
2. Органы управления в сферетранспорта и дорожного хозяйства
2.1 Министерство транспорта РФ
2.2 Федеральная служба по надзору всфере транспорта
2.3 Федеральное агентство воздушноготранспорта
2.4 Федеральное дорожное агентство
2.5 Федеральное агентствожелезнодорожного транспорта
2.6 Федеральное агентство морского иречного транспорта
2.7 Федеральное агентство геодезии икартографии
Заключение
Список литературы
Введение
Транспорт являетсяобслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль вхозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основнаязадача – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностейнародного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортныхпредприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособностистраны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство, средства геодезии икартографии.
Для большинства видовтранспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловленозначением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того,очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, подотраслей длялучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенныхк населению.
Транспорт – источникповышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движенияорганизуется специализированный контроль.
Организациягосударственного управления транспортом характеризуется рядом особенностей. Здесьтребуется преимущественно централизованная форма управления ввиду очевидногоединообразия функционирования видов транспорта и соответствующих правил, ихтехнологической целостности. В последние годы существования СССР действовалисоюзные министерства путей сообщения, гражданской авиации, морского флота.Управление речным и автомобильным транспортом было децентрализованным.
Также требуетсяобеспечить управление транспортом как единым целым, как комплексом, в которомтесно увязаны пассажирские и грузовые потоки и согласованы циклы деятельности.Без этого транспортная система не может функционировать эффективно.
Правительство РФ решаетузловые вопросы развития транспортного комплекса и его отдельных отраслей,технической оснащенности административно-организационной базы функционирования транспортафедерального значения. В субъектах Российской Федерации вопросы региональноготранспорта отнесены к ведению правительств, губернаторов или главадминистраций.
1. Организационно-правоваясистема управления
Организация идеятельность предприятий транспортно-дорожного комплекса регулируется особымиправовыми актами: Уставом железнодорожного транспорта РФ, утвержденнымФедеральным законом от 10 января 2003г. Уставом о дисциплине работниковморского транспорта, утвержденным постановлением Правительства от 23 мая2000г., Воздушным кодеком РФ 1997г., Кодексом торгового мореплавания 1999г.,Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001г., Федеральными авиационнымиправилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации от 31 марта2002г. Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные собслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственностьна основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующихвидах транспорта.
Особенностью является ито, что масштаб приватизации в транспортной сфере ограничен. Это объясняетсянеобходимостью сохранить государственное управление стратегически важнымиобъектами. Речь, в частности, идет об автономном флоте средствах управлениявоздушным движением и взлетно-посадочных полосах аэродромов, о водных путях,автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте.
В условиях реформированияэкономики усиливается взаимосвязь транспорта с развитием других отраслейхозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования ктранспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок зависят доходытранспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источникоминвестиций. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономическихсвязей. А удешевление, ускорение и повышение качества пассажирских сообщенийприводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
1.1 Железнодорожныйтранспорт
Российские железныедороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозкигрузов и передвижения пассажиров. Их протяженность составляет более 200 тыс.км. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается тем, чтона его долю приходится около 80% всего грузооборота в России (исключаяперевозки трубопроводным транспортом.) Тот факт, что железнодорожные перевозкиотносятся к естественной монополии, предопределяет особые условия развития ифункционирования железнодорожного транспорта. Они отражены в Федеральном законе«О железнодорожном транспорте в РФ» от 10 января 2003г.
Железнодорожный транспортв Российской Федерации является составной частью единой транспортной системыРоссийской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации вовзаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно икачественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц игосударства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданиюусловий для развития экономики и обеспечения единства экономическогопространства на территории Российской Федерации.
Железнодорожный транспортв Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общегопользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а такжетехнологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного дляперемещения товаров на территориях указанных организаций и выполненияначально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственныхнужд указанных организаций.
Функционированиежелезнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:
— устойчивость работыжелезнодорожного транспорта;
— доступность,безопасность и качество оказываемых услуг;
— развитие конкуренции истановление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
— согласованностьфункционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
В целях снижениясовокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожнымтранспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые нажелезнодорожном транспорте, постановлением Правительства от 18 мая 2001г. «Опрограмме структурной реформы на железнодорожном транспорте» предусмотреныразделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулированияи хозяйственного управления, создание единого хозяйствующего субъекта – ОАО«российские железные дороги». Его учредителем согласно ФЗ от 27февраля 2003г.«Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»,является Российская Федерация. Цели, задачи и виды деятельности этогохозяйствующего субъекта определены его Уставом, утвержденным постановлением Правительства«О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18сентября 2003г., в которое вошли все железные дороги страны. Хозяйственныефункции бывшего МПС России переданы в руки этой компании. Постановлением Правительстваот 6 мая 2003г. Утвержден план мероприятий по реализации Программы структурнойреформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005гг.
1.2 Внутренние водныепути
Судоходные водные путиимеют продолжительность 93,5 тыс.км. и являются важнейшей частью транспортнойинфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всейтерритории страны. Особенно существенно их значение при доставке груза в районыСевера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому Правительством 3 июля 2003г.Одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ. В Концепцииопределены основные направления развития внутреннего водного транспорта, атакже цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере вусловиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики напериод до 2015г. Постановлением Правительства от 1 марта 2004г. УтвержденоПоложение об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку исвязанные с ними услуги внутреннего водного транспорта.
В целях обеспеченияэкономических интересов государства в области торгового мореплаванияПравительством 25 сентября 2002г. было принято Постановление «Осовершенствовании системы государственного управления морскими торговыми испециализированными портами». Этим постановлением за администрациями морскихпортов закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество,необходимое для выполнения ими функций портовых властей. Поставлена такжезадача – обеспечить соответствие наших судов современным требованиямбезопасности, которые определены международным Кодексом по охране судов ипортовых сооружений.
1.3 Воздушныйтранспорт
Воздушный транспортиграет немаловажную роль, особенно в перевозках пассажиров. Однако количествороссийских авиакомпаний сокращается, прежде всего, из-за неконкурентоспособностиотечественной гражданской авиационной техники. Большая часть авиационнойтехники закупается за границей. Несмотря на резкий спад авиаперевозок иинтенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается нижерекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). В связис этим постановлением Правительства от 22 февраля 2000г. была утвержденаКонцепция модернизации и развития единой системы организации воздушногодвижения РФ. В настоящее время регулирование и организация использованиявоздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военнойи гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросамразрешения (запрета) использования воздушного пространства являютсяобязательными для гражданских органов.
15 октября 2001г.Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Развитие гражданскойавиационной техники России на 2002-2010гг. и на период до 2015г.» основнымицелями Программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественнойавиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворенияспроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушныхсудов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ;поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциалаотечественной авиационной промышленности.
1.4 Автомобильныйтранспорт
Острой остается проблемастроительства, реконструкции и ремонта существующих автомобильных дорог, заменыавтомобилей на новые марки. В Федеральной целевой программе «Модернизациятранспортной системы России (2002-2010гг.)» главное внимание уделяется созданиюмногополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. К 2010г.основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие,обеспечивающих пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой искоростью. Предусматриваются также строительство и реконструкция платных дорог,расширение сети территориальных автомобильных дорог.
Приоритетными задачамиразвития транспортно-дорожной инфраструктуры на ближайшие годы являются:обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижение его негативноговоздействия на окружающую среду до уровня, соответствующего международнымтребованиям; формирование на территории России конкурентоспособныхмеждународных транспортных коридоров с максимальным использованиемгеографического положения страны (например, Западная Европа – Юго-ВосточнаяАзия).
2. Органы управления всфере транспорта и дорожного хозяйства
2.1 Министерствотранспорта РФ
Министерство транспортаРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти вобласти транспорта, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации(кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационногообслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации),морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кромепортов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного,автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) ипромышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.
Министерство транспортаРоссийской Федерации при реализации обязательств в установленной сфередеятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации,осуществляет функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданскойавиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильноготранспорта и дорожного хозяйства.
Министерство транспортаРоссийской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельностинаходящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства,Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентстваморского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.
Министерство транспортаосуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями.
Полномочия.
Министерство транспортаРоссийской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфередеятельности:
— вносит в ПравительствоРоссийской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актовПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другиедокументы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, повопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам веденияподведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проектплана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
— на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативныеправовые акты в установленной сфере деятельности:
— правила перевозокпассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнениетранспортных уставов и кодексов;
— правила формирования,применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, заисключением сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушногопространства Российской Федерации, а также правила продажи билетов, выдачигрузовых накладных и других перевозочных документов;
— формы билета, багажнойквитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;
— правила государственнойрегистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включаяпорядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаковгражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданскиевоздушные суда;
Основными задачамиМинистерства транспорта являются:
а) формирование иреализация государственной транспортной политики в порученной сфередеятельности, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностейэкономики в перевозках и других видах транспортных услуг;
б) разработка совместноМинистерством экономики, Министерство путей сообщения РФ, ФАС России и ФДСРоссии стратегии развития транспорта в Российской Федерации и ее реализация на основеобщетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
в) взаимодействия сорганами государственной власти субъектов РФ по координации совместнойдеятельности в целях формирования и реализации государственной транспортнойполитики в порученной сфере деятельности, обеспечения свободного перемещенияпассажиров и грузов по территории РФ, формирования единого транспортногопространства страны;
г) государственноерегулирование, управление и контроль в пределах своей компетенции, направленныена обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционированиятранспортного комплекса, а также координация деятельности органов,осуществляющих надзорные функции в этой сфере;
д) проведениеэкономических реформ, институциональных преобразований и структурнойперестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортногокомплекса к рыночным отношениям;
е) формирование ипроведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной,научно-технической, кадровой и социальной политики;
ж) формирование исовершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
з) содействие повышениюэффективности работы и конкурентоспособности организаций транспортногокомплекса на международном рынке транспортных услуг, привлечение инвестиций вего развитие;
и) осуществлениегосударственной политики в области развития международного сотрудничества ивнешнеполитических связей Российской Федерации с другими государствами имеждународной организации в порученной сфере деятельности при координации этихвопросов Министерством иностранных дел РФ.
2.2 Федеральная службапо надзору в сфере транспорта
Федеральная служба понадзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации,морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кромепортов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного,автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
Федеральная служба понадзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспортаРоссийской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и черезсвои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями ииными организациями.
Полномочия.
Федеральная служба понадзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленнойсфере деятельности:
— осуществляет контроль инадзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числемеждународных договоров Российской Федерации:
— о гражданской авиации;
— о торговоммореплавании;
— о внутреннем водномтранспорте Российской Федерации;
— о порядке осуществлениямеждународных автомобильных перевозок (транспортный контроль);
— о безопасности движенияи эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасностина железнодорожном транспорте;
— об организации,обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного ижелезнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РоссийскойФедерации и иностранных государств;
— об обеспечении пожарнойбезопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннеговодного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов,железнодорожного подвижного состава;
— осуществляетлицензирование следующих видов деятельности:
— ремонт авиационнойтехники, в том числе авиационной техники двойного назначения, выполняемыйорганизациями гражданской авиации;
— перевозки морскимтранспортом пассажиров;
— перевозки морскимтранспортом грузов;
— перевозки внутреннимводным транспортом пассажиров;
— перевозки внутреннимводным транспортом грузов;
— перевозки пассажировавтомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;
— перевозки пассажиров накоммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
— перевозки грузовавтомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны;
— сюрвейерскоеобслуживание морских судов в морских портах;
— погрузочно-разгрузочнаядеятельность на внутреннем водном транспорте;
— погрузочно-разгрузочнаядеятельность в морских портах;
— погрузочно-разгрузочнаядеятельность на железнодорожном транспорте;
— деятельность поосуществлению буксировок морским транспортом;
— деятельность потехническому обслуживанию воздушных судов;
— деятельность по ремонтувоздушных судов;
— деятельность потехническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожномтранспорте;
— деятельность потехническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых нажелезнодорожном транспорте и т.д.
2.3 Федеральное агентствовоздушного транспорта
Федеральноеагентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлениюгосударственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации),кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационногообслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Агентствовоздушного транспорта в установленной сфере деятельности осуществляетполномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполненияфункций по оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоровРоссийской Федерации.
Федеральноеагентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспортаРоссийской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и черезсвои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями ииными организациями.
Полномочия.
Федеральноеагентство воздушного транспорта осуществляет следующие полномочия вустановленной сфере деятельности:
— проводитв установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты наразмещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ,включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ для государственных нужд в установленной сфередеятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспеченияисполнения функций федеральных органов государственной власти в сфередеятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственнымунитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казеннымпредприятиям, подведомственным Агентству.
Организует:
— вустановленном порядке проведение обязательной сертификации аэродромов (кромемеждународных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации,аэропортов, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки;
— обучениеи повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласноперечню должностей в соответствии с требованиями законодательства РоссийскойФедерации и международными стандартами.
Осуществляет:
— аккредитациюпредставительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в областигражданской авиации на территории Российской Федерации;
— согласованиеи подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов вслучаях, предусмотренных международными соглашениями;
— подготовку заключений о целесообразности установления пунктов пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации на аэродромах и в аэропортах;
— ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации иГосударственного реестра аэропортов Российской Федерации;
2.4Федеральное дорожное агентство
Федеральноедорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожногохозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог.
Федеральноедорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в областиавтомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств,вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполненияфункций по оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом.
Федеральноедорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта РоссийскойФедерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другимифедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями.
Полномочия.
Федеральноедорожное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфередеятельности:
— проводитв установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты наразмещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг длянужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ длягосударственных нужд в установленной сфере деятельности;
— осуществляетв порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочиясобственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспеченияисполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфередеятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственнымунитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям,подведомственным Агентству;
Организует:
— вустановленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплениюи резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развитиясети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также порегистрации соответствующих прав на них;
— расчетплаты за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общегопользования федерального значения;
— обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользованияфедерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам идругим нормативным документам;
— учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности,техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожногосервиса;
— информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса ибезопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, а также изданиесовместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерацииатласа автомобильно-дорожной сети Российской Федерации;
— приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтомучастков автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
— подготовку предложений об осуществлении эксплуатации на платной основеавтомобильных дорог;
— согласование решений органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участковв пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользованияфедерального значения или земельных участков, находящихся вне этих полос, нотребующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки иостановки;
Осуществляет:
— определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользованияфедерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловеснымигрузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии соспециальными разрешениями;
— принятие мер по обустройству автомобильных дорог общего пользованияфедерального значения объектами сервиса в соответствии с нормамипроектирования, планами строительства и генеральными схемами размещенияуказанных объектов, организацию их работы;
— введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортныхсредств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения сцелью обеспечения безопасности дорожного движения;
— определение целесообразности установления автомобильных пунктов пропуска черезгосударственную границу Российской Федерации на автомобильных дорогах общегопользования федерального значения;
— мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения на участкахавтомобильных дорог общего пользования федерального значения при проведенииработ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию и т.д.
2.5 Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализациигосударственной политики, оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.
Агентство осуществляетполномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнениюобязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, вчасти выполнения функций по реализации государственной политики, оказаниюгосударственных услуг и управлению государственным имуществом.
Агентство осуществляетсвою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Государственноерегулирование в области железнодорожного транспорта общего пользованияосуществляется в целях:
— обеспечения балансаинтересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта иорганизаций железнодорожного транспорта общего пользования;
— обеспечения целостного,эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожноготранспорта общего пользования, а также его комплексного развития.
Государственноерегулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользованияосуществляется в целях:
— обеспечения безопасногои качественного функционирования железнодорожного транспорта необщегопользования;
— обеспечениянепрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцамиинфраструктур и перевозчиками;
— беспрепятственногодоступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков,владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожныхпутей необщего пользования.
Государственноерегулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:
— проведениягосударственной политики в области железнодорожного транспорта;
— определения основыдеятельности органов государственного регулирования в области железнодорожноготранспорта;
— утвержденияобязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, инымифизическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов ипроведения контроля за их соблюдением;
— лицензированияотдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;
— проведения сертификациии стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ(услуг) при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;
— регулирования иконтроля в области железнодорожного транспорта в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о естественных монополиях иантимонопольным законодательством;
— определения порядкавыдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользованиястроящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общегопользования и железнодорожных путей необщего пользования;
— выдачи разрешений назакрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путейобщего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движенияпоездов;
— возложения обязанностипо осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретныхвладельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозысоциально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасностигосударства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерациислучаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцамиинфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном ПравительствомРоссийской Федерации;
— организации иобеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;
— руководствамобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожномтранспорте;
— осуществлениягосударственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридическихлиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения иэксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечения недискриминационногодоступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющихгосударственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которыепредусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— установления порядкасбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в областижелезнодорожного транспорта;
— установленияприоритетов государственной политики в области железнодорожного транспортаобщего пользования, обязательных для учета в производственной и инойдеятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;
— выполнения иныхпредусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.
Государственноерегулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органамигосударственной власти, на которые законодательством Российской Федерациивозложены соответствующие функции.
2.6 Федеральноеагентство морского и речного транспорта
Федеральноеагентство морского и речного транспорта является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуги управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морскиеторговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) иречного транспорта.
Агентствоосуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннеговодного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международныхдоговоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственныхуслуг и управлению государственным имуществом.
Федеральноеагентство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспортаРоссийской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии сдругими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия.
Федеральноеагентство морского и речного транспорта осуществляет следующие полномочия вустановленной сфере деятельности:
— проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контрактына размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услугдля нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ длягосударственных нужд в установленной сфере деятельности;
— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого дляобеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфередеятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственнымунитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям,подведомственным Агентству;
Организует:
— проведениеработ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
вморе с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальнойпринадлежности;
навнутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
— мероприятияпо защите морского судоходства от незаконных актов, направленных противбезопасности мореплавания;
— проведениеработ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов вакваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и повнутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон РоссийскойФедерации;
— диспетчерскоерегулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
— проведениеработ по содержанию внутренних водных путей, в том числе судоходныхгидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, атакже по организации технологической связи организаций внутреннего водноготранспорта;
— обучениеи повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта всоответствии с международными и российскими требованиями;
— координациюдеятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так ииностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море впоисково-спасательных районах Российской Федерации;
— координациюдеятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так ииностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море впоисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военныхкораблей и военно-вспомогательных судов;
Осуществляет:
— оформлениеи выдачу паспортов моряка (удостоверений личности моряка) членам экипажейморских судов и судов смешанного (река-море) плавания в случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
— выдачузаключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составеэкипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота),плавающих под государственным флагом Российской Федерации;
— установлениекатегорий средств навигационного оборудования и сроков их работы,гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходныхгидротехнических сооружений;
— выполнениефункций головной организации, ответственной за создание и функционированиеГлобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.
2.7Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральноеагентство геодезии и картографии является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по оказанию государственный услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере геодезической и картографическойдеятельности, а также наименований географических объектов. Свою деятельностьоно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Агентствоорганизует:
— создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондовРоссийской Федерации;
— службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную системусейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
— создание и ведение географических информационных систем федерального ирегионального назначения;
— работу по установлению, нормализации, употреблению, регистрации и учету наименованийгеографических объектов;
— обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими игидрографическими материалами, а также осуществление иных полномочий всоответствии с Положением «О федеральном агентстве геодезии и картографии»,утвержденным постановлением Правительства от 29 июля 2004г. и Федеральнымзаконом «О геодезии и картографии2 от 26 декабря 1995г. (с изменениями идополнениями).
Заключение
Наша страна пока невполне конкурентна с транспортной точки зрения. Основная беда любого видатранспорта – изношенность основных фондов. Поэтому 5 декабря 2001г.Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Модернизациятранспортной системы России (2002-2010гг.)». Программа содержит перечень,характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортнойсистемы страны на указанный период, необходимых для ее устойчивой и эффективнойработы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общегопользования как составных частей единой транспортной системы.
С учетом масштабов Россиии географической удаленности отдельных ее территорий от политических иэкономических центров страны развитие транспортной инфраструктуры — это больше,чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел вэкономике, но и в целом на обеспечение единства страны, как отметил ПрезидентРФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ . Оптимизациятранспортной системы России является общегосударственной задачей. Принятыезаконодательные акты (например: Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2003 г. N 909-р «О Концепции развития внутреннего водного транспорта РФ»; Концепциягосударственной поддержки международного транспортного комплексаСанкт-Петербурга на 2001 — 2004 годы) прямо указывают на это. Посланиеопределяет пути модернизации важнейших элементов транспортной инфраструктуры.Направлениями совершенствования становятся: строительство новых исовершенствование существующих транспортных объектов (трубопроводы, дороги,порты), разработка механизма государственного контроля за строительством в этойсфере, предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня. Таким образом,можно заметить, что задачи эти решаются и проблем в функционированиитранспортной системы становится меньше.
Список литературы
1. Алехин А.П.,Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации,учебник для вузов /М., Зерцало.-1996г.-682с.
2. Студеникина М.С.Государственный контроль в сфере управления / М., Юридическая литература.-1974г.-160с.
3. Тихомиров Ю.А. Административноеправо и процесс: полный курс / М.-2001г.-652с.
4. Шорина Е.В.Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР / М.,Наука.-1981г.-274с.
5. Административноеправо // под ред. А.Л. Попова // М., Юристъ.- 2005г. – 703с.
6. Российскаягазета. 2004. 27 мая.
7. Российскаягазета. 2002. 13 августа.
8. Сборник законовРоссийской Федерации. 1996г. № 1.
9. Сборник законовРоссийской Федерации. 2000г. № 9; 22.
10. Сборник законовРоссийской Федерации. 2001г. № 23; 43; 51.
11. Сборник законовРоссийской Федерации. 2002г. № 39.
12. Сборник законовРоссийской Федерации. 2003г. № 2; 9; 20; 39.
13. Сборник законовРоссийской Федерации. 2004г. № 10; 31; 32.