Реферат по предмету "Экономика"


Социально-экономическое развитие региона

Тема.Основные показатели социально-экономического развития региона (на примереЧувашской Республики)
В теме представленыосновные макроэкономические показатели и социально-экономические индикаторыуровня жизни населения, состояния финансовой системы региона и некоторыепоказатели системы национальных счетов. Статистические показатели используютсяво всех направлениях формирования развития регионов. Их соотношение, пороговыезначения, применение методов статистического анализа дает представление ореально сложившейся в стране и её регионах ситуации.
В современных условияхстатистика должна обеспечивать органы государственного управления всех уровней,международные организации, коммерческие структуры и население объективной,своевременной и полной информацией по вопросам социально-экономическогоразвития России, её регионов, отраслей и секторов экономики.
Статистическая информацияиспользуется на макроуровне для разработки экономической политики в стране,формирования проектов бюджетов, получения прогнозов развития, анализареализации федеральных законов и международных обязательств России. Такимобразом, статистика играет важную роль в формировании информационнойинфраструктуры экономики, социальной сферы и общества в целом.
Чтобы управлятьсовременным обществом, следует отслеживать состояние и взаимодействие двухосновных сфер – экономической и социальной. И хотя эти сферы взаимосвязаны ивзаимозависимы (например, уровень экономического развития отражается на уровнежизни населения, а кадровый потенциал определяет ход экономических преобразований),каждая из них имеет конкретный обособленный предмет исследования и,следовательно, требует адекватной системы показателей.
Статистические показателипечатаются в специальных изданиях на базе данных Государственного комитета постатистике – статистических ежегодниках, которые формируются по итогампрошедшего года к середине текущего. Дополнительную информацию по статистикеразвития регионов можно найти в профильных периодических изданиях, журнале«Вопросы статистики», в «Российской газете» (за апрель и сентябрь) в статье«Где в России жить хорошо».
Статистические ежегодникиприводят в своих изданиях следующую обязательную подборку данных:
Основные показатели уровня жизни населения
Фактическоеконечное потребление сектора домашних хозяйств, млн.рублей.
Экономическаяактивность населения:
1.        среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек;
2.        численность безработных, тыс. человек;
3.        численность безработных, зарегистрированных в органах государственнойслужбы занятости (на конец года), тыс. человек.
Доходынаселения и социально-экономическая дифференциация
Среднедушевыеденежные доходы населения (в месяц), рублей.
Реальныерасполагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году.
Распределениеобщего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, процентов.
Соотношениеденежных доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения, вразах.
Среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата работающих в экономике, рублей.
Реальнаяначисленная среднемесячная заработная плата одного работника, в процентах кпредыдущему году.
Среднийразмер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. — с учетом компенсации), наконец года, рублей.
Реальныйразмер назначенных месячных пенсий (1998-2001 гг. — с учетом компенсации), впроцентах к предыдущему году.
Жилищные условия населения
Площадьжилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года), м2 .
Числосемей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья (на конецгода), в процентах от общего числа семей (включая одиночек).
Медицинское обслуживание
Численностьврачей всех специальностей на 10000 человек населения.
Численностьсреднего медицинского персонала на 10000 человек населения.
Числобольничных коек на 10000 человек населения.
Состояние здоровья населения
Зарегистрированобольных с впервые установленным диагнозом на 1000 человек населения
Коэффициентсмертности от самоубийств (число умерших на 100000 человек населения)
Питание
Энергетическаяценность пищевого рациона на душу населения, ккал в сутки.
Содержаниев потребленных продуктах питания животных белков, на душу населения, г в сутки.        
Образование
Числогосударственных дневных общеобразовательных учреждений (на конец года), единиц.
Числоучреждений начального профессионального образования, единиц.
Числогосударственных средних специальных учебных заведений (включая филиалы), единиц.
Числогосударственных высших учебных заведений (включая филиалы), единиц.
Культураи отдых
Числопосещений театров на 1000 человек населения.
Числопосещений музеев на 1000 человек населения.
Изданиекниг и брошюр на 1000 человек населения, экз.
Изданиежурналов на 1000 человек населения, экз.
Численностьлечившихся и отдыхавших в санаториях и учреждениях отдыха, человек.
Средства передвижения
Наличиесобственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, штук.
Демографическая ситуация
Численностьпостоянного населения (на конец года), тыс.человек.             
Ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении (число лет).            
Коэффициентрождаемости (на 1000 человек населения).
Коэффициентсмертности (на 1000 человек населения).
Естественныйприрост, убыль (-) населения.
Правонарушения
Числозарегистрированных преступлений за год.
Раскрываемостьпреступлений, процентов
Коэффициентсмертности от убийств (число умерших на 100000 человек населения)

Тема.Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития
Региональные концепцииразвития являются в настоящее время самым динамичным участком теоретическихисследований в экономике. Цель этих исследований — разработать комплексныймеханизм решения проблем регионального развития, включающий в себя выравниваниеуровней отдельных регионов, создание межрегиональных производственныхкомплексов, эффективное использование внутренних ресурсов региона.
Классификациярегиональных программ (по данным Института макроэкономики):
1         Уровеньзначимости: межгосударственные, государственные(федеральные), собственнорегиональные.
2         Территориальнаяпринадлежность: республиканские, краевые, областные, краевые, автономные образования.
3         Функциональнаяориентация: научно-технические (инновационные), социально-экономические,производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные,экологические).
4         Содержаниерешаемых проблем (основные назначение): полное и эффективное использованиепроизводственного потенциала; формирование ТПК; сглаживание порегиональныхразличий по показателям уровня развития и условий жизни; создание новых производстви рабочих мест.
5         Масштабностьпрограммной проблемы: комплексные (многоаспектные), узкоспециализированные(моноцелевые).
6         Отраслеваялокализация: межотраслевые, отраслевые, подотраслевые.
7         Характервозникновения проблемы: планово-прогнозные, экстренные, конъюнктурные.
8         Период действия: долгосрочные(свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (до 1 года).
9         Источникфинансирования: централизованно финансируемые, финансируемые из средствместного бюджета, прочие источники финансирования, смешанное финансирование.
10       Эффективностьфинансирования: самоокупаемые, дотируемые.
11       Временной аспектреализации проблемы: перманентные, ограниченные во времени (разовые).
12       Приоритетность:первоочередные, временноотложенные.
13       Включение внешнихсвязей: внутренние, внешние.
14       Статус:государственная, межгосударственная; самостоятельная (местная).
С одной стороны, каждыйрегион занимает определенное место в системе общественного разделения труда идолжен быть нацелен на реализацию общегосударственной стратегии развития, а сдругой — разработка эффективной государственной стратегии должна осуществлятьсяисходя как из первоначальной оценки потенциала и перспектив развития регионов,так и из возможностей формирования межрегиональных научно-производственныхкомплексов. Это позволит решить задачи укрепления экономической целостностистраны, снижения степени дифференциации регионов по уровню развития, ускорениямежрегиональной интеграции и одновременно создать условия для реализациипотенциалов развития отдельных регионов. К числу наиболее успешных программтакого рода следует отнести федеральные целевые программы «Дальний Восток»,«Калининград», «Юг России».
Возможно, такой путьпостроения государственных программ экономического развития представляетсяболее сложным, но затраты времени и средств компенсируются открывающимисявозможностями наиболее полного использования квалифицированных кадров наместах, ресурсов региона, совершенствования отраслевой структуры экономики нарегиональном и, как следствие, на общегосударственном уровне. Благодаряразработке индивидуальных программ отдельных субъектов РФ и их последующейинтеграции в общегосударственные появляется также реальная возможность болееширокого и детального информационного охвата сложившейся ситуации, полученияпреимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования.
Разработка региональногоаспекта в ходе государственного программирования должна включать шесть этапов:
1-й этап: определяется базовый ресурсныйпотенциал, сложившийся под влиянием как природно-климатических факторов, так ив результате проведенных политических, социальных и экономических преобразований.Рассматриваются данные о природных, трудовых, инвестиционных
ресурсах, а такжеинновационный потенциал анализируемого субъекта.
2-й этап: выделяются приоритетные отраслирегиона, составляющие его специализацию, рассматривается их место и роль всоциально-экономическом развитии на региональном и общегосударственном уровнях.
3-й этап: анализируется уровень развитияотраслей специализации, их доля в экспортно-импортных операциях, численностьзанятого трудоспособного населения, влияние на социально-экономическоеположение региона и формирование его рыночной инфраструктуры.
4-й этап: в случае еслиотрасль специализации не является единственной, но в ней занято около 50 % всехтрудовых ресурсов региона, целесообразно разработать программу поддержкиотрасли в финансовой и научно-технической области, а в случае узкойспециализации экономически важно развивать другие направления отраслевойструктуры, что позволит не только расширить возможности региона, но и избежатьструктурного кризиса, тотальной безработицы и, как результат, падениясоциально-экономического уровня субъекта.
5-й этап: на основеобработки полученных на предыдущих этапах данных разрабатывается программасоциально-экономического развития субъекта, предусматривающая привлечение какгосударственных, так и частных капиталовложений.
6-й этап: определяются механизм иинструментарий реализации региональной программы развития.
Применительно к регионуречь идет о четырех этапах создания условий его устойчивого развития и экономическогороста.
1. Преодоление недооценкиперспектив экономического развития региона отечественными и иностраннымиинвесторами. Такая ситуация возникает в случае, когда власти региона уделяютнедостаточно внимания пропаганде его достижений и возможностей.
2. Повышениепривлекательности региона за счет реализации внутрирегиональных программ реформирования.Такие программы могут, например, включать:
·          проведение мерпо минимизации бюджетных расходов и предоставлению на этой основе налоговыхльгот наиболее выгодным инвесторам;
·         анализ структурыхозяйственного комплекса региона и выделение в нем экономически полезных(производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных(производящих отрицательную добавленную стоимость) предприятий с цельюпоследующего принятия мер по быстрейшей реструктуризации или ликвидации последних;
·         анализ сильных ислабых сторон хозяйственного комплекса региона, а также возможностей и угрозего развитию, создаваемых внешней средой (SWOT-анализ), с тем чтобы на этой базе найти реальныесхемы формирования в регионе «кластеров развития» или групп взаимодополняющихпредприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию;
·         осуществление мерпо повышению информационной прозрачности региона для деловых партнеров, заинтересованныхпредприятий и инвесторов;
·         ускорениеподготовки и переподготовки управленческих кадров для региона.
3.Улучшение условий для развитиярегиона за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другимирегионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.
4.Оптимизация бюджетной системы регионаи его подготовка к привлечению средств на инфраструктурные проекты с помощьюинструментов денежного рынка.
Развитие инфраструктурырегиона значительно повышает его привлекательность для инвесторов и создаетоснову для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие,устойчивого роста доходов населения и регионального бюджета.
Каждый регион в силуспецифичности природных, экономических и социальных условий обладаетсобственными экономическими интересами, понимаемыми как совокупностьэкономических интересов населения, проживающего на его территории. Они выражаютсложную, многоуровневую систему экономических отношений, в которые вступаетрегион (как субъект) с другими субъектами внутри и вне региональной системы поповоду удовлетворения потребностей функционирования и развития всех субъектовФедерации.
При разработке программэкономического развития правительство интересуют обычно депрессивные территориис одинаково низким доходом, то есть гомогенные регионы. Решить проблему такихрегионов обычно пытаются путем создания «общего экономического пространства».
Главной предпосылкойформирования обоснованных программ регионального развития служит качественноесоциально-экономическое прогнозирование. Экономическими органами регионов,исходя из осмысления текущего состояния и возможного изменения условийпротекания воспроизводственных процессов в экономике, разрабатываются прогнозыотраслевых показателей и показателей развития сфер экономической деятельности,проводится содержательный анализ ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства,выявляются пути решения ключевых проблем.
В современных условиях,когда экономический рост во многом зависит от интенсификации производства набазе внедрения новейшей техники, резко возрастают требования к научнойобоснованности выбора наилучшего сценария экономического и социального развитияиз огромного числа допустимых вариантов. Поэтому необходимо выделение рядазакономерностей, свойственных программному механизму в настоящее время:
1         Программированиетерриториального развития стало главной формой реализации региональнойсоциально-экономической политики практически всех развитых и развивающихсястран.
2         Каждыйпрограммный механизм формально признает задачу регионального развития каксовместную, согласованную ответственность всех звеньев управления,— но каждоезвено играет ту конкретную роль, для которой у него имеются лучшие средства.
3         Разрабатываемыепрограммы предусматривают привлечение ресурсов многих участников на достижениеобщих программ экономического развития. Вливание ресурсов дает возможностьнаднациональному и национальному уровням власти влиять на региональноеразвитие.
4         Разработкапрограмм должна гарантировать равные в экономическом и социальном отношенииправа участвующих региональных субъектов (предприятий, организаций, регионов),т.е. должно быть соблюдено соответствие целей и средств реализации программэкономическим интересам задействованных сторон.
5         Целью программдолжно стать обеспечение максимально возможного в планируемом периоде повышенияблагосостояния населения при данных объективно существующих ограничениях.Уровень народного благосостояния в рассматриваемом периоде характеризуетсякомплексом уровней удовлетворения в течение этого периода абсолютныхпотребностей населения.
6         Максимальный ростблагосостояния населения объективно ограничен рядом ресурсов и потребностей,которые должны учитываться при разработке программ. К ним, в частности,относятся: материальные, финансовые, трудовые ресурсы, имеющиеся в началепланируемого периода; достигнутый уровень развития науки и техники; ресурсы нанужды общегосударственного характера (оборона, охрана окружающей среды,внешнеэкономические связи и т.д.) и другие.
7         Региональныепрограммы так или иначе вписываются в систему национальных приоритетов,происходит их ранжирование и иерархическое выстраивание, ставятся барьерыбезудержной и бесконтрольной экспансии государственных расходов под маркойпрограммирования.
8         Разрабатываемыепрограммы должны носить комплексный характер. Все задания в ней являютсяискомыми и взаимозависимыми. Они не разделяются по степени важности, посколькуни одно из них не может быть исключено из программы без нарушения еецелостности.
9         Разрабатываемые впрограммном механизме мероприятия планируются на несколько лет, и это придаетопределенную степень стабильности для хозяйствующих субъектов в условияхфинансирования и других вопросах.

Тема. Формированиеуровня жизни в современных экономических условиях
Уровень жизни выражает обеспеченность населениянеобходимыми для жизни материальными, культурными (духовными), социальнымиблагами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностейлюдей в этих благах.
Важнейшая задача изученияуровня жизни — выявление закономерностей формирования благосостояния населения.В частности, необходимо рассмотреть следующие моменты: комплексное рассмотрениеструктуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциацияразличных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различныхсоциально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеютоценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах иразличных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления иразработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.
Четыре уровня жизнинаселения: достаток(пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); среднийкласс (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающеечеловеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность(потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границывоспроизводства рабочей силы, равно объему прожиточного минимума); нищета(минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг,потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека, равнополовине прожиточного минимума).
Возможны три аспектаизучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальнымгруппам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.
С количественной стороныуровень жизни как социально-экономическую категорию характеризуют показателиуровня жизни и социально-экономические нормативы.
В стоимостные показателивходят реальные доходы населения, номинальная и реальная заработная плата,пенсии, пособия, стипендии, минимальный потребительский бюджет, бюджетпрожиточного минимума и т.д.
К натуральным показателямотносятся количество и качество потребления населением материальных благ иуслуг, обеспеченность жильем, предприятиями и учреждениями социально-бытовогообслуживания. Социальные же определяются величиной и структурой свободноговремени, продолжительностью жизни, уровнем образования и культуры трудящихся.
Для определения величиныпрожиточного минимума в России применяется следующая методика. Во-первых,учитываются диетологические нормы, призванные обеспечить получение каждымчеловеком минимально необходимого количества калорий. Затем производитсястоимостная оценка минимально необходимой продовольственной корзины. Величинапрожиточного минимума устанавливается с учетом того, что затраты на продуктыпитания в соответствии с “Методологическими рекомендациями по расчетампрожиточного минимума по регионам Российской Федерации”, разработаннымиМинздравсоцразвития РФ, составляют для трудоспособного гражданина — 61,1%, дляпенсионера — 82,9%, а в среднем на душу населения — 68,3%.
Специалисты«Программы развития ООН» (ПРООН) разработали обобщающий индикаторуровня жизни, исчисляемый как средняя из трех величин: валового внутреннегопродукта на душу населения (с учетом порога бедности), ожидаемойпродолжительности жизни и уровня образования населения (25 лет и старше),отнесенных к наивысшим уровням этих показателей, достигнутых в мире
Различаются социальныенормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходовнаселения, социального обеспечения и обслуживания, потребления материальных благи платных услуг, условий жизни, состояние и охрана окружающей среды,потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающую абсолютнуюи относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях илипроцентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные,максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношенияприростов двух показателей.

Тема Отраслевая структура экономики региона
Отраслевая,или компонентная структура экономики региона отражает соотношения, связи ипропорции между крупными группами отраслей региона.
Весьрегиональный хозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:
1.Отраслиматериального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство,а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, т.е. заготовки,материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание).
2.Отраслинепроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание,транспорт, связь и т.п.
3.Социальноеобслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство,просвещение, отрасли управления и обороны.
Дляизучения региональных хозяйственных комплексов большое значение имеетотраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей:
1)первичные — добывающая промышленность и сельское хозяйство;
2)вторичные — обрабатывающая промышленность;
3)обслуживающиепроизводство и население: транспорт, торговля, жилищное строительство,здравоохранение;
4)управление,наука и научное обслуживание.
Развитиепроизводства приводит к постоянному выделению новых видов экономическойдеятельности, особенно на базе научно-технического прогресса. Этот процессдолжен сочетаться со снижением доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.
Настартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей стране сложиласьнерациональная отраслевая структура. Отрасли материального производства составлялисвыше 70%, отрасли непроизводственной сферы — менее 30%.
Рыночнаяже экономика в цивилизованных странах характеризуется другими пропорциями, вбольшинстве из них свыше 50% составляют отрасли социальной, непроизводственнойсферы.
Длясовременной структуры региональных хозяйств характерной чертой является наличиеотраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени идетпроцесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства.Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический,металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный,инфраструктурный. Все эти комплексы имеют, в свою очередь, сложную идифференцированную структуру.

Тема. Территориальные аспекты развития промышленности
Промышленностьявляется базовой отраслью национального хозяйства. В ней сосредоточеномаксимальное количество основных производственных фондов, занято наибольшееколичество трудовых ресурсов, а также из нее отчисляется большинство налоговкак в региональные, так и в федеральный бюджеты.
Структураотраслей промышленности включает в себя: топливно-энергетический комплекс,машиностроительный комплекс, комплекс конструкционных материалов (черная ицветная металлургия, химический комплекс, лесной комплекс), комплекс попроизводству товаров народного потребления и сферу услуг.
В процессеразмещения производства, и в частности промышленности, в регионах сложилисьразличные формы территориальной организации. Выделяют крупные экономическиезоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы,промышленные центры.
Дляанализа и синтеза территориальных экономических пропорций развития хозяйства, атакже выявления главных направлений размещения производительных сил потерритории страны на будущий период выделяют крупные экономические зоны. Онипредставляют собой крупные территориальные образования с характернымиприродными и экономическими условиями развития производительных сил.
Натерритории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны:
o    Западную,европейскую, включающую Урал,
o    Восточную,включающую территории Сибири и Дальнего Востока.
Длязападной зоны характерны дефицитность топливно-энергетических и водныхресурсов, высокая концентрация промышленного производства, преобладающееразвитие отраслей обрабатывающей промышленности. Для восточной зоны характерныпреобладание отраслей добывающей промышленности, наличие больших запасовтопливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабая освоенностьтерритории. Такое выделение крупных экономических зон принято при анализе иопределении перспективных территориальных экономических пропорцийхозяйственного комплекса страны.
В составкрупных экономических зон входят промышленные районы. Они представляют собойкрупные территории с относительно однородными природными ресурсами, условиями,с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующейсложившейся материальной базой, производственной и социальной инфраструктурой.
Подпромышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования,отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различныхотраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а такжевысокой плотностью населения.
Промышленныйузел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшойтерритории. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не какавтономные промышленные центры, а как элементы разделенных пространственныхструктур территориально-производственных комплексов. Создаваясь на основепоследовательного комбинирования производства и формирования узловыхинфраструктурных объектов, промышленные узлы представляют собой качественноновое явление в регулируемом процессе развития территорий.
Становлениерыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности,но и к новым формам промышленной интеграции.
Формированиекомплексной инновационной политики в регионах и конкретных механизмов еереализации позволит создать условия не только для ускорения экономическогоразвития, но и для целенаправленного управления процессом коммерческого использованиядостижений науки и техники.
Дляповышения инновационного потенциала российской промышленности в регионахнеобходимо:
-         созданиеинновационно-технологических центров и региональных инновационных фондов,обеспечивающих благоприятную организационную, финансово-экономическую среду дляразвития инновационных процессов;
-         создание сетитехнологических центров, парков, бизнес — инкубаторов и других инновационныхфирм в регионах России, где для этого есть соответствующие условия;
-         развитие системыинформационного обеспечения инновационного предпринимательства;
-          развитиемеханизмов защиты интеллектуальной собственности;
-         увеличение числановых наукоемких производств и предприятий — инноваторов.
Представляется,что такой подход обеспечит выравнивание развития промышленности на территорииРоссии.
Внастоящее время территориальные особенности динамики развития промышленногопроизводства в регионах характеризуются:
1.  темпами роста (падения) объемовпроизводства в сопоставимых ценах за рассматриваемый период;
2.  характером изменений в объемепроизводства.

Тема. Региональное развитие агропромышленного комплекса
Наиболеераспространенная структура АПК включает в себя отрасли, выпускающиепромышленные средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственноемашиностроение, химическая промышленности, строительство и т.п.), собственносельское хозяйство (растениеводство и животноводство), отрасли по промышленнойпереработке и сбыту сельхозсырья и продовольствия (пищевая и, частично, легкаяпромышленность). Размещение отраслей АПК зависит от качества и структурыземельного фонда и климатических условий.
Важнейшиеособенности, определяющие процесс развития АПК в переходной экономике в России,можно охарактеризовать следующим образом:
-         Проведениепрограммы реорганизации колхозов и совхозов, которая предполагала передачуземли и неземельных средств производства собственность трудовых коллективовсельхозпредприятий и раздел этих фондов на индивидуальные паи.
-         Перерегистрация водну из разрешенных организационно-правовых форм в соответствии сзаконодательством того периода.
-         Прекращениемонополии государства на землю, так как часть сельскохозяйственных угодий былипереданы в собственность коллективов сельхозпредприятий.
-         Ускорение выходакрестьян из коллективных хозяйств со своей землей, что обусловило процесс.
-         Юридическоеотлучение предприятий АПК от государственных систем финансирования, сбыта иснабжения.
В этойсвязи развитие аграрной сферы в современной России таково:
1         сокращаетсяпроизводство основных видов сельскохозяйственной продукции;
2         фермеры, стремясьуйти от непосильных налогов скрывают истинное количество произведеннойпродукции;
3         активноразвиваются личные подсобные хозяйства, семейные хозяйства и т.п.;
4         ухудшаетсяиспользование ресурсного потенциала сельскохозяйственного комплекса;
5         обозначиласьустойчивая тенденция к ухудшению качественного и экологического состоянияземельных ресурсов;
6         обостряетсяситуация на рынке труда, снижается занятость сельского населения, растетбезработица;
7         происходитабсолютное уменьшение и качественное ухудшение основных производственных фондовсельского хозяйства;
8         растет диспаритетцен на производимую сельскохозяйственную продукцию и продаваемую сельскомухозяйству технику (услуги);
9         сокращаетсяфинансовый потенциал сельскохозяйственного производства.
В Россиивыделяют три основных сельскохозяйственных района: Южный и Приволжскийфедеральные округа, южная часть Центрального федерального округа.
Проблемнойтерриторией для России является зона Нечерноземья, на которой проживает почти40% населения. В связи со сложными климатическими условиями в регионах КрайнегоСевера и приравненных к ним, ведение сельского хозяйства возможно толькоочагового типа.

Тема. Структура и особенности функционирования региональных инфраструктурныхкомплексов
 
Инфраструктурныйкомплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги.Термин «услуги» охватывает широкий круг отраслей, которые выполняют различныефункции для покупателей, но не включают продажу реального продукта. Вэкономической науке как в России, так и за рубежом нет полного единстваотносительно того, что следует включать в состав сферы услуг. Например,американские экономисты приводят следующую классификацию отраслей услуг:
1.      Услугисферы материально-вещественного производства: торговля (оптовая, розничная,общественное питание); транспорт; услуги по производству и обращению (услуги поорганизации и налаживанию управления производством, его общественных связей, пообслуживанию помещений, агентства по прокату оборудования,проектно-конструкторские бюро); реклама; услуги связи; материально-вещественныеуслуги населению (сюда же относится гостиничное дело).
2.      Сферанематериальных (невещественных) услуг: услуги финансово-кредитных и страховыхучреждений; хозяйственные услуги государства; хозяйственное использованиенедвижимости (сдача внаем жилья и помещений для предпринимательскойдеятельности); наука, образование и здравоохранение; невещественные услугинаселению.
Международныйвалютный фонд (МВФ) дает самую краткую характеристику-классификацию, согласнокоторой услуги подразделяются на четыре группы: фрахт, другие транспортныеуслуги, туризм, прочие услуги. В основе нерасшифровываемой статьи «прочиеуслуги» лежат многие сравнительно новые виды так называемых деловых услуг, требующихсяпредпринимателям.
В группуделовых услуг входят профессиональные и управленческие услуги (все видыконсультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационныеуслуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных ит.д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров);операционные услуги (управление предприятием, контроль за качеством продукции,ликвидация отходов производства); банковские и страховые услуги в полномассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама,продажа, посредничество во всех видах; услуги в области связи и аренды; ремонти техническое обслуживание оборудования; строительство и услуги в области освоениякосмического пространства в гражданских целях.
В Россиипринята несколько другая классификация. По ней услуги можно подразделить наследующие виды:
А.Материальные, в том числе: 1) материализуемые в предметах своего воздействия(торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание);2) нематериализуемые в предметах своего воздействия (транспорт и связь).
Б.Нематериальные, в том числе: 1) необходимые (образование, культура,здравоохранение, физическая культура); 2) вынужденно необходимые(государственное управление, оборона, охрана общественного порядка).
Инфраструктурныйкомплекс подразделяется на две крупные, относительно самостоятельные части:коммуникационную систему и сферу обслуживания.
Сфераобслуживания включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание ижилищно-коммунальное хозяйство, науку и образование, культуру и искусство,здравоохранение и физкультуру, социальное обеспечение, государственноеуправление, финансово-кредитную сферу и т.д.
Экономическоезначение сферы обслуживания велико. Она необходима для воспроизводства рабочейсилы и содействует повышению производительности труда. Одно только снижениезаболеваемости в результате развития медицинско­го обслуживания, физкультуры испорта сильно сокращает потери рабочего времени. Хорошая организация торговли,работы детских учреждений, предприятий бытового обслуживания, общественногопитания высвобождает часть трудоспособного населения из сферы домашнегохозяйства.
Социальноезначение сферы обслуживания еще значительнее. Она способствует наиболее полномуи всестороннему удовлетворению потребностей современного человека и высокомууровню его жизни.
Коммуникационнаясистема России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.
Транспортобразно называют кровеносной системой экономики. Его основные задачи: обеспечениеустойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны, своевременное иполное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения вперевозках.
Спомощью одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в Россиивсе виды транспорта взаимодополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортнаясистема — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собойтранспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видовтранспорта и осуществляется обмен грузами между ними. Существует нескольковидов транспорта: а) сухопутный (железнодорожный, автомобильный); б) водный(морской, речной); в) трубопроводный; г) авиационный.
Железнодорожныйтранспорт — ведущий в транспортной системе России. Основные черты географиироссийских железных дорог определились еще в дореволюционный период и малоизменились с того времени.
Автомобильныйтранспорт — один из самых дорогих. Но он обладает большой маневренностью искоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю.География автомобильных дорог схожа с географией железнодорожных магистралей.
Морскойтранспорт имеет важное значение, благодаря географическому положению России.Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.По тоннажу российский флот занимает седьмое место в мире после Либерии, Панамы,Японии, Норвегии, США и Греции. Но большая часть судов имеет возраст 10 лет иболее, поэтому не может заходить в иностранные порты.
Речнойтранспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, асоздание сухопутного транспорта требует больших средств и времени. По рекамэкономичны перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки: леса,нефти, зерна, строительных материалов.
Трубопроводныйтранспорт по объему выполняемой работы все более приближается кжелезнодорожному. Однако строительство трубопроводов в 3-5 раз быстрее идешевле, чем железных дорог. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ,многие продукты переработки нефти.

Тема.Региональные финансы: сущность и функции
Региональные финансы(шир. смысл) система экономическихотношений. посредством которой распределяется и перераспределяется национальныйдоход на экономическое и социальное развитие территорий. Эти отношения складываютсямежду органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим натерритории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.
Региональные финансы (уз.смысл) это совокупностьденежных средств. используемых на экономическое и социальное развитиетерриторий.
Региональные финансы включают:
1)        Централизованныефинансы (государственные):
— бюджетная система(федеральный, региональный, местный)
— государственныевнебюджетные фонды (социальные, экономические)
2) Децентрализованныефинансы (негосударственные):
— средства хозяйствующихсубъектов (предприятий, организаций) и отраслей экономики.
— кредитные организации,страховые учреждения
— средства населения
Финансы субъектов РФосновываются на следующих принципах:
-         самостоятельности
-         бюджетного федерализма;
-         государственнойфинансовой поддержки
-         прозрачности
-         гласности.
Функция финансов — этопроявление их сущности и действий.
Функции, присущие игосударственным и региональным финансам: перераспределение осуществляется через систему централизованныхфондов; регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетногофонда; контрольная функция.
Специфические функциирегиональных финансов:
-         функция проведения социальной политики государствомчерез региональные финансы
-         выравниваниеуровней социального и экономического развития территорий
-         региональные финансы помогают осуществлять местныморганам власти функцию обеспечивания комплексного развития регионов.
Источники и каналыфинансовой помощи регионам.
Финансовая помощь из федеральногобюджета выделяется через бюджетные фонды:
*ФФПР (создан в 1994 г.) трансфертыФФПР распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченностьрегионов с удельными налоговыми ресурсами ни/ке среднероссийского уровня.
*Фонд компенсаций (создан в 2001 г.). предназначен для полною целевого финансирования так называемых федеральных мандатов — расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты законами о социальнойзащите
*Фонд софинансированиясоциальных расходов (ФССР) (создан в 2001 г.) предназначен для стимулирования регионов кфинансированию основных общественных услуг на определенном уровне.
*Фонд региональногоразвития (ФРР) (создан в 2000 г.) его средства выделяются только в форме субсидий, т.е. на условияхдолевого финансирования целевых расходов. Субъект финансирует проект не менеечем на 50%.
*Фонд реформированиярегиональных финансов с2001 года формируется в федеральном бюджете. Средства фонда в виде субсидийежегодно предоставляются отобранным на конкурсной основе 5-10 субъектов приусловии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.
Современные тенденции вразвитии региональных финансов:
-         усиление роли региональных финансов:
-         расширение сферыприменения региональных финансов.

Тема.Особенности региональных инвестиционных процессов
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги,иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежнуюоценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности вцелях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Виды инвестиций:
1) государственные(обеспечивают условие эффективного функционирования экономики страны) и частные(с помощью них получают дополнительную прибыль на вложенные средства),
2) реальные (прямые вложенияв прирост реального капитала в какой-либо отрасли экономики) и финансовые(вложения капитала в ценные бумаги),
3) внутренние(осуществляются за счет средств резидентов) и иностранные (осуществляются засчет средств нерезидентов).
Наиболеепривлекательные регионы для отечественных инвесторов
Первая группа регионов характеризуется наиболее социальной иустойчивой реакцией на рыночные преобразования. В эту группу входят регионы, вкоторых реформы осуществляются самыми быстрыми темпами. Этому способствуютотносительно благоприятные стартовые условия вхождения в рынок, выгодноегеополитическое положение, диверсифицированная структура производства,преимущественная федеральная поддержка по политическим мотивам. Эта группавключает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самарскую область и др.
Для второй группырегионов характерна достаточно сильная, но не устойчивая реакция на рыночныепреобразования, подверженная колебаниям вследствие преимущественно внешнихпричин. В эту группу регионов входят те, которые имеют ярко выраженную сырьевуюспециализацию и тем самым обладают широкими, но регулируемыми рыночнойконъюнктурой экспортными возможностями. К таким регионам относятся Тюменская,Иркутская области, Красноярский край. Оренбургская область. РеспубликаБашкортостан, Республика Коми, Мурманская, Архангельская области.
Третью группу образуют регионы со средней илиподавленной реакцией на рыночные реформы. Для этих регионов характернымоноструктура производства и высокая доля промышленности, специализирующейся навыпуске оборонной продукции или тяготеющей к обеспечению общероссийскихпотребностей в продукции тяжелой индустрии. К их числу относятся Курганская,Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия, Тульская, Липецкая,Ярославская, Московская области, Ленинградская, Волгоградская, Ульяновская,Пензенская области.
Четвертая группа регионовхарактеризуется наиболееслабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования. Вэкономике этих регионов присуща моноструктура, преобладание аграрного сектораили отраслей легкой промышленности, которые при рыночном реформированиииспытывают наибольшие сложности. Для ряда регионов этой группы актуальныэкологические проблемы, прежде всего обусловленные последствиями Чернобыльскойкатастрофы или высокой вероятностью стихийных бедствий. В настоящее время кполностью депрессивным с точки зрения качества инвестиционного климатаотносятся Ивановская, Брянская, Калужская области, большинство регионовЦентрального Черноземного района. Республика Калмыкия, Северо-Кавказский район(за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области), Магаданская, Сахалинская области.
В зависимости от факторовопределяющих привлекательность для иностранных инвесторов, регионы страны можноразбить на три группы:
с относительноблагоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью,высокими темпами формирования новых экономических структур: Москва иСанкт-Петербург, области Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская,Свердловская, нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская,Республика Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Красноярский край. На нихприходится около 80% всех иностранных инвестиций.
регионы промежуточноготипа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловойактивностью, средними темпами экономических преобразований. В эту группу входитпочти половина регионов России, в том числе: области Белгородская,Оренбургская. Новосибирская, Камчатская, вологодская, Мурманская, Тверская,Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская; Приморский и Краснодарскийкрая, Республика Коми, Удмуртская республик. Республика Дагестан;
регионы с неблагоприятныминвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпамиформирования новых экономических структур. Группу составляют примерно 15 регионов,в том числе области Центрально-Черноземного района. Республики СеверногоКавказа, Калмыкия, Тыва, Алтай; Чукотский автономный округ. Еврейскаяавтономная область.

Тема. Экономическаяи национальная безопасность регионов
На современном этаперазвития российской государственности ключевое значение приобретаютрегиональные проблемы ее безопасности, связанные с реализацией идеинационального единства, блокированием контрреформистских и сепаратистскихтенденций на местах, развитием интеграционных экономических процессов внутристраны и с ее стратегическими союзниками.
В этих условиях в сфере государственнойрегиональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающиеинтересам национальной безопасности России:
•  укрепление территориальнойцелостности и государственного суверенитета России на основе принциповфедерализма. Сохранение единого экономического пространства как основыформирования общероссийского рынка;
•  реализация новой стратегиитерриториального развития производительных сил страны и размещения отраслевыхпроизводств путем поддержания оптимальных территориальных пропорций в развитииэкономики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление резкихразличий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации.Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитическое и стратегическоезначение;
•  совершенствование федеративныхотношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинениеинтересам федерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;
•  последовательное формированиепаритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений междурегиональными и федеральными органами исполнительной власти, исключающихвозникновение конфликтных ситуаций.
Особое значение при этомдолжно быть обращено на стабилизацию социально-экономического положениярегионов с высоким уровнем социальной и этнической напряженности. К ним, понашему мнению, относятся:
•  депрессивные районы с очагамимежэтнических конфликтов (Северный Кавказ) и резким спадом производства попродукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности (Центральный, Волго-Вятскийи др. районы);
•  районы с особым геополитическимположением (Калининградская, Псковская области, Краснодарский и Приморскийкрая, Чукотский автономный округ, Курильские острова);
•  районы с кризисным состояниемугольной промышленности общегосударственного значения (Воркута, Кузбасс,Восточный Донбасс и др.), а также районы размещения крупных предприятий ВПК(Урал, Северо-Запад, Поволжье);
•  сельские территории, малые и средниегорода Нечерноземной зоны России;
•  депрессивные районы Крайнего Севера иприравненных к ним местностей, включая районы проживания малочисленных народовСевера, Сибири и Дальнего Востока.
Экономическаябезопасность региона — этосовокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики,стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Одновременно этостепень, с одной стороны, интеграции региональной экономики с экономикойФедерации, а с другой — региональной независимости.
По нашему мнению,предметом деятельности власти в области экономической безопасности региона, вчастности, являются:
•  выявление и мониторинг факторов, влияющих на устойчивое развитиетерритории в текущей ситуации и перспективе:
•  формирование экономической политики в русле общегосударственной стратегииэкономической реформы:
•  недопущение дискриминации со стороны федеральных органов поотношению к территории:
•  паритетное участие в федеральныхпрограммах по развитиюрегионов, размещении государственных заказов и т.п.
Структура угрозэкономической безопасности региона:
1         Внешнеполитические(территориальный сепаратизм, политические угрозы, политическое противостояние сцентром).
2         Внутренние угрозыбезопасности (угрозы в реальном секторе экономики, разрушениеинвестиционно-инновационного комплекса, угрозы в социальной сфере, энергетическиеи продовольственные угрозы).
3         Внешнеэкономическиеугрозы (валютно-финансовые, экономические).
Особое беспокойствовызывает такой сильнодействующий фактор снижения уровня безопасности, как очагисоциальной напряженности. К ним относятся: а) очаги межэтническойнапряженности; б) регионы с опасной концентрацией населения, находящегося нижеуровня бедности; в) районы вынужденной миграции населения из стран ближнегозарубежья; г) регионы и города — потенциальные центры чрезмерно высокойбезработицы.
К основным критериям,характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающимприемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности,устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность,целостность общества и экономики, относятся:
•  способность экономики функционироватьв условиях режима расширенного воспроизводства;
•  границы критической зависимостиэкономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых нанеобходимом уровне может быть организовано в стране:
•  госконтроль над стратегическимиресурсами;
•  устойчивость финансовой системы;поддержание научного и инновационного потенциала;
•  сохранение экономического единства врегионе;
•  обеспечение необходимого уровнягосударственного регулирования экономических процессов с целью формированияусловий для нормального функционирования рыночной экономики.
В «Государственнойстратегии экономической безопасности Российской Федерации (основныеположения)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, среди важнейших мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, названмониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. К числунаиболее серьезных угроз отнесено возрастание неравномерностисоциально-экономического развития регионов. В соответствии с перечнем угрозэкономической безопасности, содержащимся в названном выше Указе Президента, итребованиями, определенными в предыдущем разделе, были принятысоциально-экономические показатели, характеризующие регион. Дадим весьмакраткое обоснование этого перечня.
В связи с поставленнойзадачей — мониторинг и анализ социально-экономического положения регионов —возникает перечень показателей, который должен обеспечивать, с одной стороны,проведение максимально емкого и достоверного анализа, а с другой — возможностьбыстрого получения информации для их расчетов.
Согласно Указу Президентаобъектами экономической безопасности являются экономические отношения субъектовразного уровня, в том числе — регионального.
После ряда экспериментальныхрасчетов было принято решение об использовании семи основных показателей,отвечающих всем перечисленным требованиям:
•отношение среднейзаработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточномуминимуму в регионе,
•  уровень преступности (числозарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения),
•  просроченная дебиторскаязадолженность на душу населения,
•  просроченная кредиторскаязадолженность на душу населения,
•  задолженность по заработной плате надушу населения,
•  уровень безработицы,
•  соотношение числа безработных счислом вакансий.
Набор приведенных вышепоказателей позволяет наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализэкономического положения в регионах с точки зрения социально-экономическойстабильности. Кроме того, как показала практика, сбор информации для ихполучения с периодичностью в месяц, обеспечивает возможность организацииоперативного мониторинга.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.