Реферат по предмету "Государство и право"


Государство и социальное управление

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1.Сущность и содержание социального управления
2.Понятие и сущность государства как главного субъекта социального управления
3.Государство – общество – власть в аспектах социального управления
Заключение
Списокиспользованных источников

ВВЕДЕНИЕ
Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема,масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создатьинновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новойгенерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состоянияобщества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиесяресурсы. Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управленияуглубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в томчисле. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные,политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы,способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считаетнаука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века. Но отвечать придется, посколькуальтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф,катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированногоустойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, — иного не дано. Выборочевиден — управление процессом, а значит, и преимущественные инвестициимирового сообщества, каждой отдельной страны в сферу управления: финансовые,образовательные, интеллектуальные, информационные и др.
Роковая ошибкасовременной российской политики состоит в том, что все сводится к захватувласти. Между тем, суть политического руководства при наличии власти —управление общественными делами, привлечение к этому всего общества, егообщественных институтов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсыи вместе с ними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуяработу общества на пути социального прогресса.
В целом, в процессеисторической эволюции накоплен огромный и разносторонний опыт эффективногорешения общественных дел, который и нашел отражение в теории управления. Однакоприходится констатировать печальный факт: субъекты управления (отдельныестраны, политические лидеры, общественные институты, руководители, сообществалюдей, каждый человек в отдельности) пока явно недостаточно знают общие законыи принципы управления, не умеют пользоваться ими в своей практическойдеятельности. Это во многом является причиной тех социальных аномалий,потрясений, которые стоят на пути достижения устойчивого развития в мире, вРоссии в особенности.
Именно управленческий ресурскак интегрально-интеллектуальный сегодня становится определяющим. Его неполноеили искаженное использование ведет к стагнации общественного развития, являетсятормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые беды национальной иличной безопасности граждан. В своём реферате постараюсь отразитьосновополагающие аспекты по вопросу государства как главного субъектасоциального управления.
По вопросу о сущностигосударства до сих пор идут споры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что,во-первых, государство — многомерное образование, во-вторых, оно выступает какформа общества, которому делегировано главное право — правораспоряженияобщественными делами. Следовательно, главное отношение, которое сегодня должнобыть исследовано, — это отношение между обществом и властью, потому что самогосударство, есть публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная силаобщества.

1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широкомзначении слова. В узком значении социальное управление определяется как процессвоздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел кочень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякийнепосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительнокрупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени вуправлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальнымиработами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельныхорганов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сферадеятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управленияв определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению…непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, которыеналагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качествеособого труда», возникающего «всюду, где непосредственный процесс производстваимеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединеннымтрудом самостоятельных производителей».
Объективная необходимостьуправленческого труда порождает особую группу работников — управляющих. В сферудеятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работниковвходят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфересоциального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку,переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров. Необходимость социальногоуправления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей,в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью егокооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякогочеловеческого общества, так и управление является необходимым элементом общеготруда, существования и развития общества.
Ключевое понятие управления— воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразускажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется всоциальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления наобъект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Однаковоздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию,направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самогопонятия управления. Обычно считают, что управление возникло только в результатеразделения труда на умственный и физический, что привело к разделениюуправленческой и исполнительной деятельности. Однако феномен управления имеетболее древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества в стаде человекообразныхобезьян обнаруживаются признаки управления. В стаде управление проявляется науровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что ониосознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программцелесообразного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь.В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного(инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получаетсо временем и научное подкрепление.
Феномен управления тесносвязан с понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих вековуправление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию,общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая изпоколения в поколение передавала навыки управления.
Таким образом, социальноеуправление — это во многом продукт социальных организаций. Анализируя дальшесистему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объектаи субъекта управления организационных и управленческих отношений исоответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, подкоторыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можноклассифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые иорганизационные. Назначение целевых функций состоит в направленности копределенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальнойорганизации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевыефункции являются не только необходимым, но и определяющим элементом как управленческойдеятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.
Процесс целеполаганияявляется определяющим условием эффективности всей системы управления.Содержание существующей системы управления функционально организуется(самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Целеполаганиевсегда выполняет элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений,которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.
Итак, основные задачиуправления и его составной части — организации — решает система управления.Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализацияграмотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальными психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множествавозможных вариантов.
Таким образом,необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделениемтруда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основувсякого человеческого общества, так и управление является необходимым условиемсуществования и развития общества. Ключевое понятие управления — воздействие.Воздействие в социальных системах носит осознанный характер, и поэтому может бытьпонято как такое воздействие субъекта управления на объект, при котором имеетсяцель перевода последнего в желаемое состояние. Поэтому основным элементомуправления является целеполагание. Новой парадигмой управления является всеболее полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллектаобщества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческуюэлиту профессионалов, которая способна выполнить главную миссию общества, —создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов.Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и являетсясредством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования еесаморазвития. В процессе осуществления управленческой деятельности создаютсяособого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннююструктуру. Система управления, которая складывается в процессе реализацииуправленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъектауправления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источниковсаморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур),разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципыее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное спрогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функционированияи развитая системы управления являются принятие и реализация управленческогорешения.
2.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА КАК ГЛАВНОГО СУБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ
Государственное управление среди всех видов управления занимает особоеместо, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами.
Определяющее влияние нахарактер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий,осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект — государство.При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почтивсе выделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал:«Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся налегитимное насилие как средство».
Государство — структура,способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощьюпринуждения. В «Краткой философской энциклопедии» государство понимается как«структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместныхдействий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и котораяупорядочивает общественные действия в той или иной области».
Государство потому иявляется государством, тем самым, отличаясь от общественных структур, что в немсосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государственнаявласть. Власть представляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силуразных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных) добровольно(осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а такжецелевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершаютпоступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи и само государственноеуправление общественными делами отличается присущими только ему свойствами.Государственное воздействие, регулирование — это, прежде всего, воздействиевластное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность(легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающегосредствами принуждения.
Государство, будучисложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъектауправления, придает управлению общественными делами свойство системности,которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства вобществе возможно достижение необходимой согласованности, координации,субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективностив управлении. Государство реализует свое политическое воздействие посредствомзаконодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всехлюдей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не толькосилой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического,ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу ихприменения.
Эффективностьгосударственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них,на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства. Нетнеобходимости доказывать, что обществу необходимо сильное государство, ибонациональная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильными умным, правовым демократическим государством. Поэтому укреплениегосударственности — это постоянная забота граждан. Но укрепление возможнотолько на основе его совершенствования, демократизации, расширения связей сгражданским обществом, построения правовых основ. Если этого не происходит, тогосударство отрывается от общества, перестает защищать его интересы и тогдабессмысленно говорить об его усилении, поскольку оно преследует интересыкоррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередкопротивоположны коренным интересам граждан. О противоречиях между обществом игосударством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, каксделать государство подлинным центром управления общественными делами,генератором общественных идей и ценностей. Совершенно очевидно, что всоответствии с требованиями времени должна меняться сама сущность и теориягосударственного управления.
Сегодня, чтобы выполнитьсвой долг перед обществом — обеспечить национальную и личную безопасность своихграждан, использовать свои властные полномочия в интересах общества, упорядочитьраспорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и силовыефункции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которые порожденытремя революциями: научно-технической, информационной, управленческой. Это задачакаждого субъекта управления, но, прежде всего, государства как главногосубъекта управления. А суть этих требований такова: сегодня нельзя упорядочитьраспорядительно-организационные, нормотворческие и силовые функции безкоренного качественного изменения своих усилий в области информационно-аналитическойконцептуальной деятельности. Без этого, как показывают исследования многихученых, государство не может разработать и принять выверенную стратегиюразвития общества на основе перспективной общественной доктрины, разработать искоординировать разные политики (экономическую, социальную, культурную,национальную и др.), предложить обществу понятный и приемлемый для него курс.
Как показывает мировойопыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировкафункций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе. Главный субъектуправления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные,нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления,мотивируя реальное становление гражданского общества. Тем самым государствоизбавляется от ставших во многом рутинными функций управления, наполняет ихновым содержанием, освобождая тем самым себя для решения наукоемких, творческихи трудозатратных работ: информационно-аналитических, стратегических. Без нихрешение глобальных и геополитических задач просто невозможно. Это существеннымобразом меняет всю систему государственного целеполагания, организующего ирегулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей вцелях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация вэтой области известна: командно-административная система разрушена, а новая(информационно-аналитическая, стратегическая, глобальная и геополитическая) несоздана. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носят спонтанныйхарактер, управляемость общественными процессами резко снизилась, что наноситущерб национальным интересам России.
3.ГОСУДАРСТВО – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ В АСПЕКТАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
Характерно, чтогосударство продолжает во многом по инерции наращивать своиорганизационно-распорядительные функции: растет аппарат управления, издаютсязаконы и другие нормативно-правовые документы, наращиваются силовые структуры,а эффективность государственного управления падает, в обществе увеличиваютсяявления дезорганизации, деструктивности, следовательно, незащищенности каждогогражданина. Причем в общественном мнении осознание этого тревожного положенияесть. Оно проявляется в резком отчуждении граждан от власти, в снижении ихполитической активности, в нарастании протестных движений, но в самой властиадекватных оценок сложившегося политического положения нет либо они явноведомственные.
Нарастающее противоречиемежду обществом и властью, между государством и гражданами таит в себеопасности социального взрыва, дестабилизирует общество. Есть ли выход из этогоположения? Ответ на этот вопрос давно известен. Только поставив деятельностьгосударства под эффективный социальный контроль со стороны общества, егодемократических институтов путем расширения подлинной демократии самого народа,развития народного самоуправления возможно преодоление политического кризиса,достижение прочного общественного согласия.
В конституциях всехдемократических государств четко отражена мысль, что единственным сувереномвласти является народ. В ст. 3 Конституции РФ записано: «Носителем суверенитетаи единственным источником власти в Российской Федерации является еемногонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, атакже через органы государственной власти и органы местного самоуправления».Почему же в России власть нарушает Конституцию, сама игнорирует законы? Преждевсего, потому, что народ не осуществляет свою власть непосредственно, в Россиипока нет подлинного местного самоуправления. А суверенитет народа выражаетсячерез органы государственной власти, которая, во-первых, перестала бытьподконтрольной обществу, во-вторых, приобрела искаженный характер,сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах власти. Как изменитьтакое положение?
Перестроить существующуюпирамиду власти: сделать власть ответственной за распоряжение общественнымиделами, а не владельцем собственности граждан, их жизненных судеб, общенародныхресурсов. Это современный путь организации власти, реальный механизм еедемократизации, подконтрольности обществу и подлинного самоуправления. Именноздесь мы видим созидательную основу всей конструкции новой российскойгосударственности: либо она примет правовой вектор развития, либо неизбеженновый тоталитарный диктат власти чиновников.
Это реальный путьпостроения федеральной власти «снизу», развертывания настоящего самоуправления,превращения государства в цивилизованный институт гражданского общества.Российская государственность в нынешнем виде — это тормоз на пути превращенияРоссии в инициативную, динамично развивающуюся державу, способную обеспечитьгражданам высокие социальные стандарты и гарантии развития на пути ксоциальному прогрессу. До тех пор, пока органы местного самоуправления в Россиине возьмут реальную власть, основанную на праве территории (поселения),трудовой ассоциации распоряжаться местным богатством, муниципальнойсобственностью, местными ресурсами, в том числе и землей, все остальныезаконодательные акты останутся голой декларацией, не обеспечивающей механизмыразвития реальной самодеятельности населения. В настоящее время главная цельреформирования общественных отношений — повышение хозяйственной и трудовойактивности населения в решении собственных проблем, в создании условий,позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности,обеспечить благосостояние семьи — не только не достигнута, но и во многомдискредитирована. По нашему мнению, теория «корпоративных начал» в политическойжизни может стать одним из важнейших факторов стабилизации и повышения уровняуправляемости общественными делами.
Только при корпоративномустройстве власти результатами труда, наконец, станет распоряжаться негосударство, не коррумпированный чиновник, не «новый русский», а местноесообщество, а через него и каждый человек как равный участник властныхотношений. Государство из работодателя и наемника превратится в государство —ассоциацию совладельцев собственности и результатов труда. Граждане получат возможностьсвободно создавать корпоративные предприятия, ассоциации, в том числе ифинансовые (муниципальные банки, страховые компании, пенсионные фонды, торговыедома и т. п.).
Развитие демократии инародного самоуправления не есть ослабление центральной власти, наоборот,разгружает ее от несвойственных функций, ставит саму власть в рамки правовогоповедения и позволяет сосредоточиться на решении современных вопросовцивилизованного отправления властных полномочий: разработку стратегии развитияобщества, выверенного политического курса, нахождение места государства вгеополитическом пространстве, усиление информационно-аналитической работы, чтои является сегодня определяющим в обеспечении национальной и личнойбезопасности граждан. Многие функции управления государство, как показываетмировой опыт, делегирует своим гражданам на разных уровнях управления, наоснове общественного договора, местного самоуправления, что позволяетсбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальныхгрупп, наций и народностей, религиозных конфессий и т. п. Достижение такогобаланса интересов — искусство и наука современной политической системы, залогее прочности и источник развития, преодоления кризисных явлений вгосударственном управлении, Следует подчеркнуть, что решающим элементом вбалансе интересов всегда были и остаются отношения собственности — основахозяйственной жизни общества, которую и защищает то или иное государство.Однако механизм многообразия форм собственности, который должен быть запущен государством,пока не работает. На смену монополии государственной собственности приходитдругая монополия — частная. Это противоречит как логике развития самойроссийской государственности, так и мировым тенденциями. Как преодолетьтенденцию монополизации собственности и власти, сделать собственностьмногообразной по субъектам владения, пользования и распоряжения, а властьпубличной, действительно принадлежащей гражданам? Ответ на этот вопрос одинформирование гражданского общества, которое ставит под свой контрольгосударство. Последнее все в большей мере не распоряжается единоличнособственностью граждан, всей хозяйственной жизнью общества, а делегирует этиправа самим гражданам, трудовым ассоциациям на основе подлинного сораспоряженияразличными видами собственности и местного самоуправления, что позволитзначительно сократить государственный аппарат и поставить его под контрольгражданского общества. Гражданское общество создается государством, но приодном условии: само государство исповедует соответствующую идеологию, открытообъявляет ее обществу и реализует в своей практической деятельности.
Орудием установления иутверждения социальной несправедливости и социальных дисбалансов всегдавыступало государство, как главный субъект управления общественными делами.Формирование гражданского общества на принципах корпоратизма поставит подконтроль государство, публичную власть, которые все в большей мере будутвыполнять свою главную функцию, — защиты безопасности общества, каждогогражданина на основе закона, а не перераспределения ресурсов и обеспеченияхозяйственной жизни. Многие функции государственного управления будутделегированы гражданам, территориям, хозяйственным союзам и ассоциациям наоснове подлинного самоуправления, что позволит значительно сократитьгосударственный аппарат и поставить его под контроль гражданского общества.
Став государственной иподконтрольной обществу, сама идеология и власть выступают все в большей мерене только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод становления такихвластных отношений, когда власть населения (частная), наконец, станетпреобладающей над публичной властью (правительства). Власть будет создаватьсянаселением и защищать его интересы на всех уровнях. Это единственный способизменить государственно-правовое отчуждение, существующее в обществе.Государственно-правовое регулирование может быть организовано на основеГражданского договора, при котором каждый гражданин, семья, трудовая ассоциациячасть прав отчуждают в пользу сообщества для решения общественно значимых дел.
Существующий механизмотчуждения прав представляет собой жесткую эксплуатацию каждого человека винтересах руководящего центра, который навязывает населению свой выбор,пониманием которого не делится со своими гражданами. В борьбе за власть святыепонятия свобода, справедливость, право используются властвующими группами содной целью — завоевать или сохранить власть любой ценой.
Трагедия нашей странызаключается в том, что первая благородная попытка народа создатьсамостоятельную, свободную от пут государства, социально организованнуюэкономическую жизнь осуществлялась непригодными методами. Государство вновьстало единственным и авторитарным распорядителем общества, которое использоваловластные методы западного образца, и в самой уродливой форме — в формегосударственной принудительной экономики как единственной формыгосударственного регулирования. Это не только не соответствует сути российскогочеловека, но и противоестественно для любого человека. Отметим, что встановлении и укреплении государственности России всегда решающую роль играладуховно-идеологическая компонента, которая была объединяющим стержнем огромныхтерриторий, различных наций и народностей, проживающих на территории России.Всегда утрата или ослабление духовного стержня вели к ослаблению или распадуроссийского государства. Поэтому ему, особенно в период кризисных ситуаций,необходимо укрепление духовно-идеологических основ власти. В этой связироссийскому государству предстоит возрождение своей политико-идеологической функции,которая укрепляет духовный объединяющий стержень российского общества,способствует выработке выверенного политического курса, соответствующихстратегий развития, реализуемых в скоординированных политиках государства.
В свою очередь, не можетбыть выверенной государственной политики без современной доктрины общественногоразвития, из которой следует тот или иной курс. Это прерогатива государства,его главная обязанность перед обществом, без чего невозможно выполнение всехостальных.
Выработка доктриныобщественного развития и механизма ее реализации требует усиления вниманиягосударства к научным исследованиям, прежде всего в области теории и практикиуправления, активного включения данных науки в практическую работу органовгосударственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый факт, чтоуправленческая наука выключена из механизма нормального функционированияобщества.
Изменить такое положениедел можно только тогда, когда политической деятельностью займутся в массе своейисключительно профессиональные и нравственные люди, способные действовать винтересах своих граждан на основе законов и принципов, лежащих в основенаучного государственного управления.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российскаягосударственность завершает XX век с большим грузом тяжелых проблем, серьезныхошибок, которые для своего преодоления требуют длительного времени и серьезныхусилий всего общества. Последнему еще предстоит сформировать новую генерацию политиков-управленцев.В обществе разрабатываются проекты и программы подготовки политической элиты,но они пока не услышаны и не поддержаны властью.
Еще одна принципиальнаяпроблема для российской государственности — гласность и публичностьгосударственного управления. Ее решение начинается с выработки и предъявленияобществу общественной доктрины и политического курса. Только в этом случае государствосможет опираться на большинство, рассчитывать на его активность и поддержку. Впротивном случае — пассивность людей, сопротивление осуществляемой политике ипроводимому курсу реформ обеспечены, а кризис государственной власти неизбежен,какие бы усилия она ни предпринимала на уровне словесных деклараций, внешнейриторики нормативно-творческой суеты и манипулирования общественным мнением.
Для российскойгосударственности имеет принципиальное значение определенность и четкость еепозиций в геополитическом пространстве, в решении глобальных проблем, которыесегодня размыты или выражены нечетко. Для решения этих вопросовгосударственного строительства, следовательно, обеспечения национальнойбезопасности своих граждан в России всегда имели большое значение историческиеидеи.
Российскому государствуеще предстоит провести трезвый и беспристрастный анализ своего историческогопрошлого, правильно оценить настоящее и сделать обоснованные прогнозы набудущее. Это имеет принципиальное значение для налаживания нормального диалогамежду государством и обществом вместо усиления конфронтации. Направления такогодиалога, необходимые меры достижения согласия известны — принятие вывереннойсоциальной доктрины и современной социальной политики. Необходимость этих мердавно назрела, требование это записано в Конституции, где российскоегосударство определяется как социальное. Нарушение данной конституционной нормы— главная причина углубляющегося политического кризиса и нарастающей конфронтациимежду обществом и властью.
Таким образом, чтобы решать новые задачи российской государственности,необходимо:
а) наполнить политическиевластные отношения властью духовной, нравственной, идеологической,информационно-аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня собратьобщество, обеспечить его целостность на основе системного управления;
б) в приоритетном порядкероссийскому государству, в первую очередь, предстоит сформулировать социальнуюдоктрину развития общества, как составную часть общественной доктрины развитияобщества в целом: экономической, социальной, политической (политический курс),духовно-культурной, национальной, муниципальной.
Без этого российскомугосударству трудно ориентироваться в геополитическом и глобальном мировомпространстве, которое, являясь внешним фактором по отношению к российскомуобществу, во многом определяет качество государственного управления, его уровеньи эффективность. Все это диктует в приоритетном порядке включение в политическуюсферу интеллектуального и информационного ресурса, научных методов управления,прежде всего социального программирования и прогнозирования. Только на прочныхначалах научного социального управления и духовности, нравственности российскаягосударственность может рассчитывать на «прорыв» как во внешней, так и вовнутренней политике.
Сама власть должна бытьпоставлена под социальный контроль со стороны общества, ограничена правом, итолько тогда она будет восприимчива к тем требованиям жизни, которыевыдвигаются перед главным субъектом управления. В частности, общество, егоживое знание, наука предлагают власти современный путь развития, инновационныетехнологии решения назревших проблем. Однако они пока не принимаются властнымиструктурами, которые не несут ответственности перед обществом. Российскоеобщество вправе потребовать от властных структур, правительства, депутатскогокорпуса, лидеров политических партий и движений перевести, наконец, свои усилияс устаревших оборотов политических баталий в плоскость решения острейших социально-экономическихпроблем россиян. Если таких решений нет на «политическом Олимпе», то ониприсутствуют в обществе, его коллективном разуме, который пока не можетпроникнуть в «коридоры власти». В общественном мнении давно произошло осознаниетого, что в основе исповедуемого ныне властью политического курса лежитустаревшая монетаристская идея накопления свободного капитала в его торговойформе через получение прибыли от разницы между куплей и продажей товаров. Притаком курсе никогда не будет денег ни у большинства граждан, ни у государства,как бы оно ни ужесточало свою фискальную политику. Настало время, когда властинеобходимо прислушаться к голосу здоровых общественных сил, отечественнойнауки, которые давно предлагают внести существенные коррективы в осуществляемыйполитический курс. Если такого интеллектуального и нравственного диалога междувластью и обществом не произойдет, не будет достигнуто согласие, то назревающийсоциальный взрыв трудно будет остановить. Его последствия известны и для общества,и для власти, но решительных действий по его предотвращению пока нет ни с однойстороны.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственное и муниципальное управление: Справочник /Отв. ред. ГлазуноваН.И. М., 1998.
2. Казанцев Н.М. Публично-правовоерегулирование государственной службы. М., 1999.
3. Основы социального управления. /Под ред. Иванова В.Н., 2001 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.