ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА
Содержание
Распад родового строя, появлениегосударства
Реформы Тесея, законы Драконта
Реформы Солона и Клисфена
Государственный строй Афин в V-IVвв. до н.э.
Афинское право
Государство и право ДревнейСпарты (Лакедемон)
Государство и право Древнего Рима
Реформы Сервия Тулия
Государственный строй Рима впериод республики
Источники римского права.Источники архаического периода
Источники права в классический период
Источники постклассическогопериода
Заключение
Распад родового строя, появление государства
Древниегреки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой. В этнографическом смыслепод Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, чтоЭлладой, или Грецией (слово «Греция» лат) назывались и колонии грековв Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. Вгеографическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканскогополуострова. Это и будет греческий материк, который делится на 3 основныечасти: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).
Своеобразиегеографических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формыобщественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезаннаяморская полоса, частая миграция населения созывались на занятиях людей. Здесьеще в крито-микенский период ремесло, строительное дело достигли высокогоуровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой.В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах — промышленность иторговля.
ИсторияГреции — это есть история отдельных государственных образований,самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис — этогосударство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, которыйдоминирует над этими поселениями.
Предметомнашего изучения является только два полиса — Афины и Спарта, которые былисамыми крупными в греческом мире и оказали большое влияние на судьбу другихполисов. Из последних более значительными были: Коринф, Мегары, Фивы, Аргос,Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
В отличиеот стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческуюформацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадиирабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития,особенно к концу V начала IV столетия до н.э.
Формагосударственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с монархиями,существовали и республики. При монархии власть в государстве принадлежит одномулицу, которое обычно передает ее по наследству. При республике все властиявляются выборными. Причем республики бывали аристократическими (властьнаходится в руках наивысшего сравнительного меньшинства) и демократическими(«Демократия» буквально означает «власть народа»).
КультураДревней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многиепонятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Универсальнаяодаренность и достижения маленького народа обеспечили ему в истории развитиячеловечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Неслучайно и другое. Наивысший расцвет культуры произошел в условияхполитического режима Афинской демократической республики.
В этомсмысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строяи возникновение государства в Спарте и Афинах относится к концу архаическойэпохи (IХ-YIII вв. до н. э). Классический анализ этого процесса изложен в трудеФ. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих Южную частьБалканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количествожелезных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась свояписьменность. Родовой строй уступал место классовому обществу.
Все этосвидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военнаядемократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населенияАттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы числополноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Землимногих общинников переходили в собственность родовой знати, котораяэксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленныеобщинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественноенеравенство усилилось в конце периода военной демократии.
Богатаяверхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальныхучреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе советстарейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратилреальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь,военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка — народное собрание — созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. Пословам Гомера, народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея вообще несобиралось.
Появлениечастной собственности вызвало появление государства. Свободные гражданепротивостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений вгреческом обществе 8-9 вв. появились государства — полисы. Древние Афины иСпарта разнохарактерные по устройству власти, но одинаковые по классовойсущности государства. Спарта являлась рабовладельческой олигархией. Каждое изних имеет свою политическую историю, специфику возникновения и устройствагосударства.Реформы Тесея, законы Драконта
ОбразованиеАфинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарномуТесею (ХIII век до н. э). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленныхплеменных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).
Тесеюприписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников.
Толькоэвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родоваязнать стала господствующим классом, экономической основой ее власти былокрупное землевладение. Она угнетала демос — народ, в состав которого входилиземледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики — метеки — были свободны, но гражданских прав не имели.
Авторитетродовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодноизбираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Советстарейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становилисьпожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.
В это жевремя возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничитьпережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личнуюи имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов,произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.
По этимзаконам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернениисвятынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем,кто крал овощи.
Принципответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийстворассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оноквалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла инеосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы — смертнаяказнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили,что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов./> Реформы Солона и Клисфена
Решающеезначение для оформления классового общества и государства в Афинах имелиреформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени,когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н. э), задолженность мелкихземлевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера,его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массойобщинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаяниибежали от кредиторов и бродят из страны в страну», — горестно отмечалСолон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщаязадолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейшийполитический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло квосстанию.
Солон былпервым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов,избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательностии смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительнопровел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляяинтересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшеерабовладельческое государство.
Особоеместо имели земельная и политическая реформы.
1. Солонотменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданныев рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.
2. Самозакладдолжника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личностьответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.
3. Считают,что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвестиперераспределение земли он не решился.
4. Ссудныепроценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговойкабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати.Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев
5. Впервыебыла узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. иземельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследникамии т.д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.
6. Солонсодействовал развитию ремесла, торговли.
7. Онунифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятныеусловия для внешней торговле Афин и т.д.
8. Родителив старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили ихремеслу.
Кполитическим реформам Солона следует отнести:
делениежителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткамродового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан:получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первыйразряд, 300 — во второй, 200 — в третий, меньше 200 медимнов — в четвертый.
Одновременнопредусматривалось, что только лица из первого разряда могли избиратьсявоеначальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалоськонное войско (всадники), из остальных — пешее войско. Ополченцы обязывалисьиметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.
Солонзначительно повысил значение и авторитет народного собрания, котороестало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственныевопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собранияучаствовали также малоимущие граждане.
Одновременнобыл учрежден Совет 400 — по 100 человек из каждой филы. В его составмогли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Советоттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народноесобрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимыхслучаях, он действовал от имени собрания.
Солонтакже учредил суд присяжных — Гелиэю, при чем в ее состав избиралисьграждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в судеприсяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэябыла не только главным судебным органом Афин, она также контролироваладеятельность должностных лиц.
Солонстремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, недопустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, онпредотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Онудовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов,ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства,социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники,верхушка ремесленников и купцов.
ПослеСолона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, котораявыполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввелинститут разъездных судей.
Послесвержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. поего настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление гражданпо родам. К этому времени население перемешалось.
Вместо 4племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государстводелилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюючасть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по однойтрети от каждой области.
Болеемелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В ихобязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, наборополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая филадолжна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свойсчет пять военных судов с экипажем и начальником.
Совет 400реорганизуется. Создается Совет 500 — по 50 человек от каждой филы. Коллегияархонтов — главный орган власти эвпатридов — потеряла свое былое значение,особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов,решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.
С именемКлисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собраниепутем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет безконфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлялугрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.
РеформаКлисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечалаинтересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы.В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.
Высшиморганом власти считалось народное собрание полноправных афинских гражданмужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы.Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войныи мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение.Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждыйгражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вноситьзаконопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кромедолжностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо отимущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.
Всякийафинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона,особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинениеподтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинскийгражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблениивластью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся отзанимаемого поста.
Наиболееважным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребиюнародным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если ониплатили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку наполитическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующимправительственным учреждением.
ФункцииСовета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлениювсеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать,контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы,которые решало народное собрание. Члены дежурной филы — пританы — вели народныесобрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, прижелании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.
Важныесудебные дела рассматривал суд присяжных — Гелиэя. В нем насчитывалось 6тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд былоткрытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования,который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения судаприсяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаевгелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательногопроцесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений иприговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаямисвоей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела огосударственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовныепреступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещениисобственности и т.д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискацииимущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишитьгражданских прав и т.д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, могизбавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категорииуголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 11.
Гелиэя,как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией.Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены зазлоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г.до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием,Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебногооргана.
Важныморганом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее членыизбирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалосьпереизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялосьна военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметьопределенный имущественный ценз.
В веденииэтого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили длянародного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетовсобранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главноеместо принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии всистеме государственных учреждений резко возросла.
Возвышениеколлегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом поумышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены судазаседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.
Из 9членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним,базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан инаправлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекалк ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемархследил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под егоначалом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы).Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.
Деларазбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Онаизбиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнениеприговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелямипо делу.
Один изархонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функциианалогичны современной). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейскаяслужба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что онпредпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому незаниматься таким позорным делом.
Политическоеустройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами еедемократии были: участие граждан в принятии законов, отправление правосудия,выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простотауправления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формулазакона начиналась словами: «Совет и народ решили».
Афинское право
Древнейшимисточником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервыебыло записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. ипозже одним из основных источников гражданского права было законодательствоСолона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т.е. постановлениенародного собрания.
Вещноеправо. В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность,хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общиннойсобственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась.Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительныеповинности. Практиковались частные конфискации имущества.
Энергичнозащищалась собственность на раба, который, как и везде, считался «говорящиморудием», не имевшим даже собственного имени, а только кличку.
О широкойсвободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличиеразного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа,личного найма и подряда, поклажи и т.д. В одном из законов говорилось: «Каждыйможет отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, невыжил из ума от старости или не попал под влияние женщины».
Семейноеправо. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невестарассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным,уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякамотносились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужаюридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. Послеотца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного именизаключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленныйсупруг мог безнаказанно убить его.
Разрешалсябрак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалосьпроявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получаланаследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшейнепочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.
Уголовноеправо. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаевпризнавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждалисьродственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носитьхарактер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известныследующие виды преступлений:
Государственныепреступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесениев народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам ополитических преступлениях).
Преступленияпротив личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья,нанесение побоев, клевету, оскорбление.
Преступленияпротив семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна ссиротами, родственников с дочерьми-наследницами).
Имущественныепреступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступникадозволялось убить на месте преступления.
В численаказаний встречались:
смертнаяказнь;
продажа врабство;
телесноенаказание;
лишениесвободы;
штрафы;
конфискация;
атимия, т.е.бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).
Афинскоегосударство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов инеимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость отбогатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно этоявилось одной из главных причин гибели Афинского государства.
/>Государство и право Древней Спарты (Лакедемон)
Спартабыла рабовладельческим государством, но с сильными пережитками общинного быта. Основойэкономики здесь было сельское хозяйство. Ремесло было развито крайне слабо. Необходимостьдержать в постоянном страхе и повиновении рабов, число которых в несколькодесятков раз превышало число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силамиподдерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда — стремлениеколлектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частнойсобственности, предупредить накопление движимых богатств в одних руках,тенденция соблюдать уравнительность в среде этой организованной по военномуассоциации рабовладельцев. По этой причине в Спарте очень долго сохраняет свойавторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой власти былнанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена).
В Спартесамым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалосьприблизительно около 220 000 чел. Положение илотов в Спарте значительноотличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, чтоилоты — это завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственныерабы, сидящие на земле, т.е. прикрепленные к ней и отдающие половину урожаягосударству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцысообща владели всеми рабами и всей землей.
Посуществу, класс спартиатов был небольшой группой правящего класса,эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов в повиновении и беспощаднорасправляться с рабскими восстаниями, нужна была определенная военнаяорганизация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного ибоеспособного войска. У них вся система воспитания была подчинена одной цели: сделатьиз граждан хороших воинов.
Всяполнота государственной власти находилась в руках представителей наиболеезнатных родов. Управление сосредотачивалось в таких органах, как эфорат игерусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц,избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры, власть которых Платон иАристотель называли «тиранической», стояли выше всех прочих органоввласти. Они созывали герусию и народное собрание и представительствовали в них.Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфорымогли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицомогло быть уволено эфорами и предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов ониимели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовалифинансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этомэфоры практически были безответственны, поскольку в своей деятельности ониотчитывались только перед своими преемниками. Таким образом, эфорат являлсяколлегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.
Второйорган — совет старейшин (герусия) был учрежден в IХ в. до н.э. легендарнымцарем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднеев нее вошли также эфоры. Должность геронтов замещалась лицами, достигшими60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатностьпроисхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании — криком.«Эксперты» на дощечках для письма отмечали силу крика.
Герусияимела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы,подлежащие решению якобы «народа». Она контролировала и действияцарей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозныхпреступлениях.
Существовалаи царская власть. Цари (2) являлись жрецами и полководцами. В качествежрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершалижертвоприношения. Первоначально власть царей на войне была весьма широкой, нозатем она все более ограничивалась эфорами.
Народноесобрание — апелла. По своему происхождению — это весьма древнее учреждение,имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. Всобрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собиралисьони один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже — эфоры (один изних). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясьлишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определеннойкомпетенции.
Как иповсюду, в народном собрании обсуждались в первую очередь вопросы войны и мира,уже предрешенные прочими органами власти, в частности эфорами.
Сравнительнонесложный государственный аппарат состоял также из некоторого количествадолжностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Этидолжностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались царями иэфорами, перед которыми они и отчитывались.
Основнымисточником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало чтоизвестно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись.Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского иуголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида,Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономикиправовая системы Спарты была разбита, значительно меньше, чем в Афинах.
Всейсовокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительномалочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридическиспартанцы считались равными друг, другу. «Равенство» спартанцевобъясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военнымлагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертойобщественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которыхявлялось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскомугражданству.
Сохранениесиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что«воин не покинет своего товарища по столу».
В Спартев VI-V вв. до н.э. не существовало частной собственности на землю в том виде, вкаком она существовала при развитой античной собственности. Юридическиверховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежалавсему классу свободных рабовладельцев спартиатам.
Отдельнымгражданам с момента их рождения государство предоставляло земельные участки,которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единствоподдерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследствустаршему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажаземли, равно как дарение, считались незаконными. Однако с течением временинаделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя изапрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободноезавещание.
Семья ибрак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существуетмоногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка групповогобрака), т. н. «парный брак». В Спарте само государство регулировалобрачные отношения. В целях получения хорошего потомства занимались дажеподбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возрастаобязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только забезбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались мерыи против бездетных браков.
ЗначениеСпарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия быладля своего времени прогрессивным явлением, так как она сделала возможнымвысокое развитие, расцвет греческой культуры, то Спарта в области культуры недала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государствреакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии.В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, дажесточайшим террором в отношении рабов — илотов, которых она старалась держатьв вечном страхе.Государство и право Древнего Рима
Крупнейшимгосударством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позжедругих государств древности, которые к моменту начала римской историинасчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладалисравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьмазначительных результатов.
Экономическоеразвитие Рима привело к тому, что он в сравнительно короткий срок подчинил себене только всю Италию, но и обширнейшие территории Средиземноморского бассейна. Римпревратился в мировую империю. Эксплуатация огромных масс рабов и покоренныхнародов приводила к острым конфликтам и социальным потрясениям.
Право,выработанное Римом, римское право, явилось наиболее развитой и законченнойсистемой права рабовладельческого общества.
Римскоеправо надолго пережило своего создателя — античное общество. Ононепосредственно или опосредованною легло в основу гражданского (и отчастиуголовного и государственного) права многих феодальных и буржуазных государств.Тем же французским легистам (юристам) для обоснования верховенства королевскойвласти не пришлось задавать какого-либо нового оригинального учения. Они обрелиего в таких формулировках римского права, как «Государь стоит над законом»и «Что угодно государю, имеет силу закона». Это явление именуется«рецепцией римского права» (буквально: «восприятие», «восстановлениедействия»). Римское право вполне отвечало интересам буржуазных отношений,зародившихся в недрах феодального строя. Оно нужно было купцам, стремившихся ктому, чтобы сделать частную собственность свободной и оградить ее от каких-либофеодальных ограничений. В римском праве были заинтересованы не только купцы игородское сословие, но в нем нашла опору и королевская власть, которая в союзес городами боролась с феодальной раздробленностью, боролась за политическоеобъединение всей страны.
Несмотряна то, что римское право было использовано и дворянами в целях еще большегоугнетения крестьянства (захват общинных земель помещики старались обосноватьположениями римского права), в конечном счете рецепция римского права былаявлением прогрессивным для своего времени. Рецепция римского праваспособствовала ликвидации партикуляризма и сословного характера феодальногоправа, тормозивших развитие торговли и промышленности, развитие частнойсобственности. Следовательно, изучение римского права поможет лучше понять иособенность феодального и буржуазного права. Римское право послужило одним изисточников кодекса Наполеона 1804 года, который являлся образцовым сводомзаконов буржуазного общества или в основу кодификаций многих государств мира.
Продолжительностьримской истории исчисляется 12 веками. На протяжении столь длительногосуществования Римское государство и право не оставалось неизменным, они прошлиопределенный путь развития. Принято делить историю римского общества игосударства на 3 основных периода:
1. Царскийпериод (VIII-VI вв. до н. э).
2. Республиканскийпериод (VI-I вв. до н. э).
3. Императорскийпериод (I-V вв. н. э).
Последнийпериод еще подразделяется на принципат и доминат. Переход к доминату относитсяк 3 веку н.э. Западная Римская империя погибла в V в. Восточная империя (Византия)пала под ударами турок в середине XVI в.
Процессразложения родового строя и возникновения государства в Риме имеет много общегос Афинами. Закономерность прослеживается в появлении частной собственности,классов, упадке родовых учреждений и создании государства. Все полноправные,коренные обитатели Рима — патриции — объединялись в замкнутую организацию из 3племен (триб).10 родов входили в курию, 10 курий в трибу. Всего насчитывалось300 родов. Во главе римской общины были: Совет старейшин (сенат) и сходки — собраниявоинов по куриям или трибам, до 6 в. до н.э. был царь (военачальник, жрец, судья).
Ростимущественного неравенства среди патрициев привел к усилению роли сената, вкотором заседали самые знатные и состоятельные. Решения народных собраний, гдепреобладали обедневшие патриции, все чаще вызывали у сенаторов недовольство иразочарование. В зависимости от патрициев находились клиенты (зависимыеиноплеменники и младшие сородичи).
Патрицианскаяобщина сосредоточила у себя огромный земельный фонд. Долгое время его неразрешалось пускать в гражданский оборот. Это ущемляло интересы плебеев. Экономическиокрепшие плебеи требовали землю и политические права. Нехватка земли вынуждалаих заниматься скотоводством, ремеслом, торговлей. Плебеи привлекались дляслужбы в ополчении, но политических прав не имели. Острые социальные конфликтытребовали коренных перемен в общественной жизни. В противном случаенедовольство плебеев могло вылиться в восстание.Реформы Сервия Тулия
Наиболеекрупная реформа этого периода приписывается предпоследнему римскому царю СервиюТулию (VI в. до н. э).
Древнеримскийцарь (REX) по своему правовому положению сходен с понятием древнегреческогоБазилевса.
Всеграждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласноимущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатыеграждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имелимущество не менее 100 тыс. ассов, во второй — от 75 до 100 тыс., в третий — от50 до 75 тыс., в четвертый — от 25 до 50 тыс., в пятый — 11 тыс. ассов. Невошедшие в разряд назывались пролетариями. В ополчение их не брали. Делениеграждан по имущественному положению напоминает реформу Солона.
ОднакоСервий Тулий пошел дальше. Он реорганизовал систему ополчения. Все свободныеграждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста неслигарнизонную службу.
Всевоеннообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись ввоинские подразделения — центурии (сотни): из всадников было образовано 18центурий, из первого разряда — 80, второго, третьего, четвертого — по 20,пятого — 30. Кроме того, имелись вспомогательные или нестроевые центурии изремесленников, музыкантов, юристов. Воины должны были иметь свое оружие,снаряжение, инструменты. Центурия имела один голос. Следовательно, все зависелоот результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда. С тех порвсе важные законы, выборы должностных лиц решались на собраниях по центуриям. Политическаяроль куриатных собраний уменьшилась, прежние сходки по племенным трибам несозывались.
Два разав год войско строилось за городом на Марсовом поле. Ополченцам задавалиритуальный вопрос: «Соизволите и прикажите ли, квириты, объявить войну?».Тут же назывались имена кандидатов в начальники похода. Голосование начиналосьбез обсуждения. Проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. Естественно,что вопрос решался голосованием первых двух разрядов. Мнение остальных центурийне имело практического значения. Их не всегда и спрашивали. В таком же порядкепроходило принятие решений по другим государственным вопросам.
СервийТулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим былразбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб. Раз в пятьлет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Былвведен постоянный налог на содержание войска.
Такимобразом, реформы Сервия Туллия создали «новое, действительногосударственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественныхразличиях». Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанныхграждан и была направлена не только против рабов, но и против пролетариев.
С помощьюреформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушкупатрициев и плебеев перед растущей массой рабов и пролетариев. Вскоре, понастоянию плебеев, была сделана запись обычного права — Законы 12 таблиц (451 — 450 гг. до н. э).
Еслираньше мерилом стоимости были слитки меди, то теперь началась чеканка меди. Римскоегосударство имело все признаки организации господствующего класса: публичнуювласть, территориальное деление населения, войско, налоги, полицию, суд.
В 509году до н.э. наследники Туллия были изгнаны. В Риме утверждается республика. Царьбыл лишен политической власти, за ним были оставлены только жреческие функции. После«изгнания царей» высшими должностными лицами стали преторы. Позднееих назвали консулами (высшие должностные лица Рима. Города — государства).
Становлениереспублики проходит под знаком усиления экономического и политического влиянияплебеев. Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати на землю, задоступ в центральные органы постепенно добились ощутимых результатов. В техслучаях, когда патриции наотрез отказывались удовлетворить требования плебеев,последние прибегали к крайней мере. Они покидали Рим. Эта сецессия ставилапатрициев в безвыходное положение. Таким путем плебеи добились права избранияна своих собраниях народных трибунов, наделив их статусом неприкосновенности иправомочием накладывать вето на решения патрицианских учреждений.
С 449года до н.э. плебейские сходки могли принимать законы. С 445 года до н.э. былиразрешены браки между плебеями и патрициями. Это открыло доступ плебеем квысшей магистратуре и в сенат. Раньше к этим должностям их не допускали, т.к считалось,что священное гадание (ауспиции) 3 мог совершать только консул из патрициев. Послевторого отшествия в 289 году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор),который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.
В концеIV века до н.э. представители плебеев Лициний и Секстий после десятилетнихпопыток добились принятия важных законов, по которым уплаченные проценты позайму шли в счет погашения долга. Устанавливался максимум эккуации земли, принадлежащейгосударству (не свыше 500 югеров — 125 га). Плебеи получили доступ на любыедолжности. Судебные дела стало рассматривать специально избранное лицо, темсамым было проведено некоторое разграничение административной и судебной власти.
Важноезначение имел закон Петеля (326 г. до н. э), по которому полностьюотменялась долговая кабала. Должник теперь отвечал перед кредитором толькосвоим имуществом, но не личностью.
В началеIII века до н.э. плебеи добились полного политического и правового равенства спатрициями. Тем самым утверждалась новая форма политической власти — господствобогатых из обоих сословий. Разница между сословиями постепенно исчезла. Исходборьбы между патрициями и плебеями обусловил утверждение рабовладельческогогосударства в Риме. Победа плебеев не привела, однако, к демократизацииполитического строя, а завершилась компромиссом зажиточных слоев обоих сословий.
В периодрассвета республики наиболее привилегированными считались главы фамилий изсенаторского сословия — нобили. Имущественный ценз для таких граждан достигалмиллиона сестерций. Вторым сословием были всадники, имущественный ценз которыхсоставлял 400 тыс. сестерций (мелкая серебряная монета). Представители первыхдвух сословий пользовались преимуществом на занятие должностей, могли иметьсвои носилки, ложи в театре, одевать золотые кольца.
Обострениепротиворечий, в частности между всадниками и сенаторами, привело к столкновениювнутри самого класса рабовладельцев. Верхушку римской рабовладельческойиерархии составляли наиболее богатые граждане, лица из сенаторского сословия,нобили, которые называли себя лучшими людьми — «оптиматами». Импротивостояли «популяры», выдававшие себя за защитников сельского игородского плебса. Противоречия между этими двумя группами отражали борьбумежду аристократией и демократией.
Всадники,крупные торговцы стремились усилить свое влияние на государственные дела. Популярыдобивались демократизации государственного строя и Возрождения мелкогоземлевладения. Их программа должна была обеспечить устойчивое пополнение армии,т.к с разорением крестьян численность ополченцев сокращалась.
Прогрессивныйэтап в развитии республики закончился, как только произошло слияние верхушкиобоих сословий, и образовался нобилитет. Разорение мелких землевладельцевпривело к кризису основ республиканского строя. С этого же момента заметныограничения цензовой демократии.
Основныепричины падения республики:
кризисрабовладельческого способа производства;
разорениемелких землевладельцев;
обострениеклассовой борьбы между рабами и рабовладельцами.
В течениенескольких столетий Рим вел агрессивные войны. Ему удалось к началу I в. до н.э.захватить огромные территории. Кроме Италии, Рим владычествовал в Испании,Сицилии, Сардинии, Северной Африке, Македонии, частично в Малой Азии. Возникланеобъятная рабовладельческая держава. На рынки Рима поступало огромное числоневольников. После взятия Карфагена (149-146 гг. до н. э) 50 тыс. пленных былипереданы в рабство. Дешевизна рабов позволила использовать их в сельском хозяйствев гораздо большем масштабе, чем прежде. На захваченных землях появилисьогромные латифундии. Широкое использование рабского труда приводило квытеснению свободного производителя из латифундий, где мелкие собственники невыдерживали конкуренции с крупными хозяйствами и разорялись.
К числусвободных, не имеющих римского гражданства, были отнесены латины и перегрины — жителиподвластных Риму местностей. Позднее началась широкая раздача прав римскогогражданства. Рабы не имели никаких прав, считались говорящими орудиями. Источникамирабства были плен, рождение от рабыни, в отличии от стран Древнего Востока,долговое рабство в Риме не получило широкого распространения, а в Ш в. до н.э. былополностью отменено.
Господинне отвечал за убийство раба. Невольники люто ненавидели своих угнетателей. Боясьновых восстаний рабов, господствующий класс вынужден был пойти на некоторыереформы. Император Адриан (П в) создал указ, по которому хозяин за беспричинноеубийство невольника должен был платить штраф. Наиболее жестоких господпринуждали продавать своих рабов.
Позднееотдельным рабам разрешали иметь свое имущество, приобретать корабли, открыватьторговые заведения. В любое время хозяин мог отнять имущество раба. Освободитьсяот рабства можно было лишь с согласия господина. Вольноотпущенники имелиограниченную дееспособность.
Свободныйкрестьянский труд приходил в упадок. Свободные стали считать физический трудуделом рабов.
Моральноеразложение знати заставило Цезаря (100-45-44 гг. до н. э) ввести контроль завыполнением законов против роскоши, разврата, пьянства, разгульного образажизни и наблюдение за женщинами легкого поведения. Эту задачу выполняласпециальная полиция нравов, но малоэффективно.
Разорениемелких землевладельцев, восстания рабов и завоеванных Римом народов вынуждалигосподствующий класс искать новые формы эксплуатации угнетенных масс. Предотвратитьразорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи (II в. до н. э). В разгарборьбы с крупными землевладельцами Тиберий поставил перед народным собраниемвопрос: «Должен ли трибун продолжать оставаться в должности, если онпротиводействует народу?» Так было сформулировано положение, согласнокоторому благо народа есть высший закон. Ослабить могущество верхушкирабовладельцев, возродить искусственным путем мелкое землевладение не удалось. Главнаясоциальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с мощнымвосстанием рабов в Сицилии (73-71 гг. до н. э) восстанием Спартака и др.
Шестилетняявойна с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всехсил. Военные ресурсы были на пределе. Это свидетельствовало о глубоком кризисереспублики.
КонсулГай Марий (156-86 гг. до н. э) в конце II в. до н.э., чтобы увеличить притоклюдей в армию, разрешил набирать в нее всех желающих граждан, независимо отимущественного ценза, в т. ч. пролетариев. Солдат получал жалование, он мограссчитывать на часть военной добычи, а после службы рассчитывал получить наделземли. Многие пролетарии охотно пошли служить. Так возникла профессиональнаяармия наемников. Теперь командующий мог использовать послушное ему войско длязахвата власти. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросомвремени.
В 82 г. дон.э. полководец Сула занял Рим. По заранее составленным спискам «подозрительных»были уничтожены тысячи республиканцев. Эти списки получили названиепроскрипционных. Погибли тысячи безвинных. Среди них было немало стойкихреспубликанцев. Проскрипционные списки с тех пор стали символом беззакония ижестокости. Сулла заставил народное собрание избрать его диктатором, причемвпервые срок диктатуры не был ограничен. В сенат были назначены дополнительно300 членов из числа сторонников диктатора. Опираясь на армию, Сулла сталнеограниченным правителем Рима.
Постепеннаяликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской войны(I в. до н. э). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников.В результате этот орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получилзвание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титулимператора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну изаключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однакореспубликанские традиции были еще живы.
Окончательныйупадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскорепосле убийства Цезаря (44 г. до н. э). Его дальнему родственнику Октавиануудалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.
Государственный строй Рима в период республики
Политическаяистория Древнего Рима делится на два крупных периода: республику и империю. Римскаяреспублика просуществовала около пяти столетий, с 6 до 1 в. до н.э. На всехэтапах она была рабовладельческой по своему историческому типу иаристократической по форме правления.
Центральнымиорганами республики были сенат, народные собрания, магистраты. Высшие органызанимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежаликрупные земельные угодья.
В Сенат (доСуллы состоял из 300 членов) входили наиболее богатые, именитые членыпатрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности вмагистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. Со временем позакону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев.
Сенат — высшееправительственное и административное учреждение. Формально он не имелзаконодательных прав. По любому вопросу Сенат выносил свое суждение, мнение (сенатус-консульты).Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народныхсобраний. На практике он имел огромный авторитет. Без предварительного согласиясената народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избиратьмагистратов. Сенат осуществлял высшую правительственную власть. Он ведалфинансами, государственным имуществом, участвовал в решении вопросов внешнейполитики, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности,поддерживал общественный порядок в Риме и т.д. Он мог объявить чрезвычайноеположение в стране.
Классрабовладельцев видел в сенате наиболее важное учреждение государства,призванное охранять их интересы. Значение сената стало падать после гражданскихвоин и установления военных диктатур. После разгрома демократических сил сенатстал главной опорой нобилитета и олигархии. Через этот орган диктатур Сулла иего последователи оформили свою неограниченную власть.
Народныесобрания (comite — комиций) считались законодательными органами. Они были трехвидов. К первому относились собрания по центуриям. Они решали вопрос овойне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы,даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией дляприговоренных к смертной казни.
Ковторому виду комиций относились собрания по территориальным трибам. Здесьпреобладало влияние плебеев. Такие собрание назывались плебейскими сходками. Современем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, т.к ихрешения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решал вопросы одопуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собраниястали издавать законы, обязательные для всех граждан. К ним перешел рядполномочий, ранее принадлежавших центуриальным комиссиям.
Третийвид народного собрания составляли куриатные комиции. При родовом строеони играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Онирешали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозныхобрядов.
Народныесобрания в Риме не играли такой роли, как в Афинах. Ведущая роль в системевысших органов принадлежала сенату, граждане не обладали правом законодательнойинициативы.
Повседневнаяисполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистрата. Консулы,преторы, цензоры избирались центуриатными собраниями. Курульные эдилы (городскиемагистраты), квесторы — плебейскими собраниями. Все они были в зависимости отсената. Первое время магистраты избирались только из патрициев. В конце V в. дон.э. доступ к этой должности получили плебеи.
Распоряжениямагистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить ветона решения коллег. Должности магистрата, исключая диктатора, интерекса иначальника конницы, были выборными, срочными и безвозмездными. Верховнымимагистратами считались консулы (опекуны государства). На эти должностимогли избираться лица не моложе 43 лет сроком на год.
Консулысозывали сенат, председательствовали в народных собраниях, издавалиобязательные постановления и могли выносить административные взыскания, имелиправо ареста и даже осуждения к смертной казни. Они были главнокомандующимивойсками в провинций и Риме, осуществляли высшую административную власть. Консулыимели неограниченную военную власть за пределами римской городской черты. Причрезвычайных обстоятельствах сенат принимал решение о назначении диктатора,власть которого была безграничной, но не бессрочной (до 6 месяцев).
Кмагистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составлялисписки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилосьналоговое обложение.
Судебныедела в Риме предварительно рассматривал претор и направлял их в суд дляразрешения по существу.
Преторзамещал консула. Наиболее важные решения преторов по гражданским деламсоставили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частьюзнаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные илиночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами. Имелисьмонетные триумвиры.
Кмагистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилынаблюдали за порядком на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряженияо продаже рабов, животных. В обязанности квесторов входило расследованиеуголовных дел.
Формальномагистратом мог быть любой гражданин Рима. Фактически доступ на такие должностибыл ограничен материальным положением. Учитывалось происхождение. Далеко невсякий мог бесплатно в течение года исполнять обязанности магистрата.
Несомненно,борьба плебеев за равенство в правах с патрициями и за доступ к должностямспособствовал демократизации государственного строя. Однако системагосударственных учреждений республики была рассчитана на управление городомРимом и его окрестностями. Следовательно, многие из указанных институтов (выборностьдолжностных лиц, их ответственность перед народным собранием, некоторый демократизмустройства государства) не распространялись на захваченные народы. в) Государственныйстрой Империи.
Начальныйпериод монархии назывался принципатом, последующий — доминатом.
Впервый период (I — III вв.) республиканские учреждения формально еще сохранились,хотя их самостоятельность была утрачена. Множилась армия чиновников — военных,гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчикипо политическим делам получали 1/4 часть имущества осужденных.
Рольнародных собраний уменьшилась. Их функции перешли к принципсу и сенату.
Магистратыфактически стали чиновниками принципса. Должность претора, эдилов, народныхтрибунов, квесторов потеряла реальное значение. Чиновники стали получатьжалование от принципса, от него же зависел срок пребывания в должности.
В рукахимператора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командованиевойском, высшая административная и судебная власть. Он считался главнымблюстителем религии, а за свои поступки отвечал перед «богом и историей».Тем не менее, его судьба зачастую зависела от расположения войска, особеннотрех главных армий, стоявших на Рейне, Дунае и Евфрате.
Доминат — эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересыкрупных рабовладельцев, установился в Ш в. Известный римский юрист Ульпианговорил: «Что угодно принцепсу — имеет силу закона». Власть доминусасчиталась выше законов и обожествлялась. Управление строилось на строгоцентрализованных началах при посредстве чиновников. Доминус опирался напостоянную армию, служба в ней считалась почетной профессией.
Установлениеимперии привело к усилению эксплуатации народных масс. Римское государствопревратилось в гигантскую машину для ограбления народов.
В периодимперии была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам иэдилам, то принципсы учредили должность префекта города, наделенного широкимиполномочиями по охране общественного порядка. Во главе провинциальной полициистоял легат.
Приимператоре Диоклетиане (284-305 гг.) все полицейские силы были централизованы,управление ими перешло в ведение начальника императорской канцелярии. Массовыеволнения рабов, восстания в провинциях подавлялись с помощью преторианскихкагорт. В правлении Диоклетиана римское государство состояло из 2 империй: Восточнойи Западной. Восточная империя стала позднее называться Византией. Ее столицейбыл Константинополь. Каждая империя разделилась на 2 префектуры, которые в своюочередь были разбиты на диоцезы. Лучшим методом управления разноплеменныхнародов и государств считался принцип: разделяй и властвуй. Не случайногерманские племена не встретили сильного сопротивления, когда двигались на Рим.Арабы и славяне, наступая на Византию, не редко встречали поддержку со стороныРабов и мелких крестьян.
Римская империяпогибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации,сепаратизма, а также восстания рабов и нападения германских племен. Рабскийтруд был малопроизводителен, что заставило господствующий класс давать рабамземлю на условиях кабальной аренды. Институт колоната — аренда земли — получалвсе более широкое распространение. Разорившиеся мелкие землевладельцы по своемуположению мало чем отличались от колонов. В 4 в. начинают складыватьсяфеодальные отношения.
Собственникибольших латифундий стремились к большей самостоятельности, все меньше считалисьс интересами центральной власти. Нашествие германских племен сыграла рольпоследнего толчка в крахе римского государства. Рабовладельческий строй долженбыл уступить место более передовому — феодальному. В 476 г. германские племеназахватили и разграбили Рим.Источники римского права. Источники архаическогопериода
/>Огромную роль в формировании римской правовой традиции вархаический период в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась коллегияпонтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкованиянорм права. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходитразделение религиозных норм (fas) и собственно правовыми нормами (jas).
Древнейшимисточником права в Риме были правовые обычаи.
Согласноримской исторической традиции другим источником права являлось законодательстворимских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием (около 450 г.до н. э) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласнотрадиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых неудовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта быласоздана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившаяпервоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основойобщего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права,предназначенного исключительно для граждан Рима.
ЗаконыXII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщегообозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их несохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочиненийболее поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку иконсолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде краткихповелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печатьрелигиозных ритуалов.
Другимважным источником квиритского права были законы. Согласно Законам XIIтаблиц всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). Спредложением о принятии нового закона обычно выступали должностные лица(магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели доголосования предавался гласности. В принятом законе, как правило, выделялосьтри части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала самунорму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятыйнародным собранием закон вступал в силу немедленно, если непредусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случаях особой важностивыставлялся на форуме.
Вдревнейший период правовую силу имели также решения Сената (сенатус-консультанты),а в исключительных случаях и постановления магистратов./> Источники права в классический период
В IIIвеке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XIIтаблиц (официально они были отменены в ходе законодательных реформвизантийского императора Юстиниана).
На новомэтапе истории римского права характерным источником становятся эдикты преторов,на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две совершенносамостоятельные правовые системы: “преторское право" и “право народов".Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Такимобразом, в Риме возникла сложная система источников права.
Вступая вдолжность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы,с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Сам преторбыл обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящийему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт предшественника,внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие.
Особуюроль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов,должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировалотношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтомувообще не был связан нормами цивильного права.
Постепенноукреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров.Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результатделегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристыобосновали положение, согласно которому римский народ передал своюзаконодательную власть императорам. Законы императоров в отличие от многихактов магистратов действовали на всей территории римского государства, а небыли ограничены пределами города или отдельной провинции.
Актыимператорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:
1. Эдикты- общие положения, основанные на власти “империум”, а поэтому юридическиобязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. ониначинают соблюдаться и его преемниками.
2. Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам,запрашивающим консультации по правым вопросам.
3. Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которыхсложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
4. Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаевсодержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись ик перегринам.
Исключительноважным и своеобразным источником развития римского права в классический периодстановится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности ицельности всей правовой системы Древнего Рима.
Важноеместо среди работ римских юристов занимали институции, систематическиизлагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели ИнституцииГая (143 г. н. э), которые давали сжатое и логически построенное изложениеобширного правового материала. Институции Гая в основном посвященыразбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений попреторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, аиндивидуальные права — от средств их защиты.Источники постклассического периода
В периоддомината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское правопретерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институтыпрактически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это времяпроисходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный весприобретает законодательство императоров.
Сокращаетсячисло классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматриваютсяв качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II иВалентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениямилишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьидолжны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия междуними — мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалосьмнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья могдействовать самостоятельно.
Всеобъемлющаясистематизация римского права была произведена в 528-534 гг., т.е. уже послепадения Западной Римской империи, по указанию византийского императораЮстиниана. Результатом работы комиссии явилось составление крупных сборниковримского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям — включением нормболее позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднемэтапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законовЮстиниана (Кодекс Юстиниана).
Попримеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваютсяразличные стороны публичного права (административное управление, преступления инаказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние — нафрагменты.
Важнейшуючасть кодификации императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты.Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающийоколо 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римскихюристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируютсяУльпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин.
СтруктурноДигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяютсяна титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов и размеры которыхнеодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудьюриста. Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откудапочерпнута цитата.
Наиболееполно в Дигестах представлено частное право.
Своеобразнойчастью кодификации Юстиниана являются Институции — элементраный учебникправа, обращенный императором к “юношеству, любящему законы”. В их основу былиположены сочинения Гая, а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана иПавла.
ИнституцииЮстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены натитулы, которые состоят из отдельных фрагментов.
В первойкниге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, овольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Втораякнига посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способыделения и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесьже говорится о завещаниях и легатах.
Втретью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания,степени когнатского родства и т.п. В отличие от Институций Гая обязательства изделиктов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрензакон Аквилия о возмещения вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разныевиды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстинианадобавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные видыпреступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорблениевеличества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.п.)
В 535-555гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборникамиконституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степениотразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права.
Содержаниеримского права изучается самостоятельно студентами по учебной литературе испециальному учебному курсу “Римское право".
Заключение
Такимобразом, на конкретном историческом материале Вы ознакомились с процессомвозникновения и развития крупнейших государств и их правовых систем древности.
В ходелекции Вы должны были уяснить, что доминирующий полис Древней Греции Афины вотличии от Древневосточных государств сложился в виде демократическойрабовладельческой республики. Необходимо запомнить, что для Афин характернаклассическая форма возникновения государства. В ходе самостоятельного изученияматериала Вы должны глубже изучить содержание реформ Тезея, Солона, Клисфена,которые в 6 веке до н.э. привели к образованию рабовладельческого государства. Хотяправо древнегреческих государств во многом схоже с правом стран ДревнегоВостока. Вы должны хорошо знать особенности эллинистического права.
О том,что древнеримское государство и право представляет поучительнуюгосударственно-правовую модель, я надеюсь Вы уже поняли.
В историиРимского рабовладельческого государства важно глубоко уяснить процессобразования и периодизацию истории государства. В связи с этим обратитевнимание на содержание и значение реформ Сервия Тулия. Вы должны бытькомпетентными в системе государственных органов в период аристократическойреспублики в империи, уяснить, чем был обусловлен переход Рима к принципату, апозднее к доминату.
Данныйматериал имеет важное значение для Вас, как будущих юристов, либо знаниеправовых систем прошлого облегчает изучение действующего права. Данная учебнаядисциплина содержит основные сведения, необходимые для изучениягосударственного, гражданского, уголовного, земельного права и др.
Безпознания прошлого нельзя понять настоящее, предвидеть будущее. История исовременность понятия неразделимые. В конечном счете, корень многих современныхобщественных проблем лежит в прошлом. С другой стороны, современность дает ключк пониманию многих явлений и процессов прошлого.
Следовательно,история государства и прав Древней Греции и Рима, представляет собой системузнаний об объективных законах развития общества, понимание которой позволит Вампредвидеть дальнейшее движение общества. Это, по-моему, важно для Вас, нетолько с точки зрения юристов, но и как образованных людей, изучающих такиеобщественные дисциплины, как история, политология, социология.