Содержание
Введение
Глава 1 Государственный строй Рима в период империи
1.1 Период ранней империи (принципат)
1.2 Период поздней империи (доминат)
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Крупнейшим государствомдревности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже другихгосударств, насчитывавших к началу римской истории уже многие века со временисвоего возникновения и обладавших сравнительно высоким уровнем культурногоразвития, однако достигло внушительных результатов.
История Западной римскойимперии насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать 754 или 753год до н.э., то есть год основания города Рима. Конечной датой – 476 год дон.э., когда римская империя была завоевана германскими племенами. Различаютпериод царей – VIII-VI века до н.э.; период республики – V-I века до н.э. (в свою очередь, различаются ранняя республика– V-III века до н.э. и поздняя – II-I века до н.э.);период империи – I-V века н.э. (в свою очередь, империюподразделяют на принципат I-III века н.э. и доминат IV-V века н.э.). История государства древнего Рима имела своюпериодизацию, а история римского права свою, вообще говоря, не всегдасовпадающую с периодизацией римского государства. Так, мы различаемгосударственный строй Рима в период поздней республики и принципата. В то жевремя римское гражданское право и с точки зрения содержания самих институтов,являлось почти общим для обоих указанных периодов.
Глава 1 Государственныйстрой Рима в период империи
1.1 Период ранней империи (принципат)
Как отмечено во введении,период империи принято подразделять на: раннюю (I-III века н.э.) –позднюю (IV-V века н.э.) империи.
Период ранней империиименуется «принципатом», т.к. в титулатуре императоров этого периодастояло слово PRINCEPS (во времена республики этим словомобозначали «первоприсутствующих» в сенате). Императоры еще нерассматривали себя в качестве монархов. Они называли себя лишь «первымигражданами», которые пользуется наибольшим авторитетом — AUCTORITAS и наделены высшими полномочиями — IMPERIUM. Считалось, что император являетсявсе еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим особойвысшей (неограниченной) властью. Его именуют чаще всего «Принцепсом»,но нередко – «Августом» и «Императором». Последний терминвосходит ко временам республики, когда солдаты на поле битвы присваивалипобедоносному полководцу данный титул. В дальнейшем титул императора становитсяпостоянным.
Сенат после смертиимператора давал заключение о характере деяний последнего. Если такие деянияпризнавались недостойными, то сенат отменял его акты – законы и распоряжения.Кроме того, он постановлял обречь на забвение (DAMNATIO MEMORIAE) покойного, что сопровождалосьвычеркиванием его имени из государственных документов. Если правление умершегооценивалось положительно, то сенат мог специальным постановлением объявить его «божественным»(DIVUS). Так было поступлено, в частности,в отношении Октавиана Августа. Важным признаком монархической власти являетсяпереход ее по наследству. Однако, в Риме не существовало закона, которым быустанавливался порядок престонаследия. Как бы молчаливо признавалось правоимператора передавать власть по наследству (прямых мужских наследников уАвгуста не было). Нового императора юридически избирал сенат. Но эта была неболее как форма. Император сам называл своего преемника в завещании. Ту же силуимел и акт усыновления императором своего преемника. Совершенно справедливамысль о том, что в период принципата императорский престол становится игрушкойв руках армии. Первый император династии Флавиев, Веспасиан (69-79), былвыдвинут легионами, расположенными в Сирии и Иудее. В иных случаях императороввыдвигала на престол преторианская гвардия – привилегированная воинская часть,своего рода «лейб-гвардия» римских императоров. Некоторые императорыв результате дворцовых заговоров были насильственно свергнуты с престола, иубиты преторианцами.
В государственномуправлении все большее значение приобретает императорская канцелярия; в составкоторой наряду со свободными входили и вольноотпущенники. Она состояла изнескольких отделений (SCRINIA).Одно из них заведовало официальной перепиской императора, другое – составлялоответы на прощения, третье – собирало справки для решения судебных дел,четвертое – диктовало и редактировало речи императора.
Что касается сената, тоюридически он считался законодательным органом, ибо императорские указы, чтобыобрести силу закона, вносились в сенат. Но, как правило, сенатскиепостановления принимались по инициативе императора. Сенат обсуждал лишь тевопросы, которые уже были рассмотрены в императорском совете. Иногда принцепслично излагал свой проект в сенате, а иногда посылал туда одного из квесторов,который и докладывал проект (ORATIO PRINCIPIS). Небыло случая, чтобы сенат отклонил такой проект, что и неудивительно, т.к.сенаторы назначались и увольнялись императором. Законопроекты обычнопринимались единогласно. Август установил для сенаторов огромный имущественныйценз. С течением времени полномочия сената все более суживаются. Его решения вытесняютсяимператорскими указами, имевшими силу закона. Кроме того, император могналожить VETO на решения сената. При Августе ипоследующих принцепсах за сенатом еще сохранялись некоторые финансовые,административные и судебные функции. Он, как бы по инерции, избрал старыхреспубликанских магистратов, возбуждал уголовные дела против взяточников впровинциях, назначая при этом следственные комиссии.
Важная роль в управлениипринадлежала так называемым «префектам». В период республикипоследний консул, оставлявший столицу, назначал градоправителя, которомуименовали городским префектом (PRAEFECTUS URBIS). Споявлением в 367 г. н.э. должности городского претера, назначать префектовперестали. В период принципата их назначают постоянно. Затем всех вообщедолжностных лиц стали титулировать префектами. В самом Риме префект ведалполицией. Ему принадлежала и судебная власть. Он выступал и в качествеаппеляционнной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись нетолько на территорию собственного города, но и округу радиусом 150 км. Начиная со времени Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора. Ихименуют «префектами претерия» (FECTUS PRAETORIAE). Позднее префекты преториястановятся начальниками воинских частей в пределах Италии, за исключением Рима.В начале префектов претория было два, а позднее их число колеблется от 1 до 4.Префектами претория были такие выдающиеся юристы, как Папиниан, Павел иУльпиан. Начиная с императора Комода (180-192), они выполняют не толькоадминистративные, но и судебные функции: отправляют суд от имени принцепсаглавным образом в качестве аппеляционнной инстанции.
Императорская властьуделяла большое внимание провинциальному управлению. В провинциях былиискоренены грабежи и пиратство, а также проведены дороги, имевшие важное иторговое значение. Во времена республики провинциями управляли «проконсулы»,т.е. бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, с тем, чтобы они могливыполнить государственное поручение. Затем термин проконсул стал прилагатьсянаместнику провинции, где он отправлял правосудие. Эту свою юрисдикцию он могделегировать (IURISDICTIO MANDATA) помощнику или заместителю, действовавшему в звании «легата».Начальников провинций, считавшихся наместниками императора, именовали также «презесами».Вначале должность презеса появляется только в императорских провинциях, апозднее – в сенаторских. Презес был наделен судебными функциями по гражданскими уголовным делам. Его решение по ним было окончательным. Он командовалвойском.
Вся римская территорияделилась на две части: императорскую и сенатскую. Сенатские провинции – этобыли спокойные, замирённые провинции, где не было римских войск. Посколькупонятие «замирённые» было синонимом «разграбленные», тодоходы от таких провинций были крайне малы. Сенатские провинции – это бедныеобласти.
Так же существовало двеказны – сенатская (AERARIUM) иимператорская (FISCUS). В товремя, как первая оскудевала, вторая пополнялась и процветала. Августпохвалялся тем, что он неоднократно давал сенату крупные суммы денег.
Если императорскиепровинции управлялись чиновниками, назначенные принцепсом, получавшими от негохорошее жалование, целиком от него зависимыми, то в сенаторских – действовалипо-прежнему магистраты. Но выбор последних теперь зависел во многом отимператора. Август сам рекомендовал народному собранию кандидатов нареспубликанские должности, проводя тем самым своих ставленников.
В итоге следует признать,что принципат являлся монархией, маскируемой республиканскими флагами.
1.2 Период позднейимперии (доминат)
В период поздней империи(домината) верховная власть в государстве принадлежала целиком и полностьюодному лицу – императору. Императоры позднеримской империи совершенно порываютс республиканскими традициями и больше не называют себя «магистратами»или «принцепсами», которые формально еще признавали над собою властьнарода.
Взамен титула «PRINCEPS» появляется титул «DOMINUS», т.е. «владыка».Император Аврелиан (270-275) был первым, кто назвал себя «DOMINUS ET DEUS», т.е. «владыка и Бог». Внешнимипризнаками императорского достоинства становится диадема (белая, унизаннаяжемчугом повязка), а затем – корона. Император носит шелковые одежды ипурпурные ткани, украшенные золотом и драгоценными камнями. Теми же камнямибыла украшена его обувь.
При императорском дворевводится пышный церемониал. Те, кто лицезрел особу императора, падал ниц. Особаимператора обоготворяется. Императоры считают себя неограниченнымивластителями, не связанные никакими законами, действующими в государстве.Действует формула времен принципата «PRINCEPS LEGIBUS SOLUTUS EST». Все жители империи именуются теперь не «гражданами»(CIVES), а «поданными» (SUBIECTI), обязанными беспрекословнымповиновение императору. Любые распоряжения императора имеют силу закона.
При императоредействовала «консистория» (CONSISTORIUM), т.е. «учреждение, где стоят вместе» (вприсутствии императора члены консистории не могли сидеть), которую можноименовать «императорским советом» или «государственным советом».Это чисто совещательный орган, чьи мнения юридически не являлись обязательнымидля императора. Этот орган обсуждал различные вопросы касательно управления,законодательства и суда.
Государственный аппаратприобрел сугубо централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношение кособе императора, именовались «OFFICIA». Чиновники назначались или утверждались императором насрок один год. Одни чиновники состояли в центральных органах, другие в местных.Сложилась иерархия чинов. В их числе были: «редактор» законов;заведующий императорской казной (фиском); управляющий коронными имуществами;начальник императорской канцелярии. Высшим чиновникам присваиваются почетныетитулы или ранги:
«сиятельных» (ILLUSTRES-сияющие),
«великолепных»- (SPECTABILES),
«светлейших» — (CLARISSIMI).
Чиновники этих трёхрангов включаются в состав так называемого «сенаторского сословия» (ORDO SENATORIUS). Третьим подчинялись вторые, вторые– первым, а первые – только императору. Должности делились на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATE CIVILES) и военные (DIGNITATE MILITARES).
Жалованье чиновникамназначалось сообразно их рангу и титулу. Чиновные ранги определялись такназываемой NOTITIA DIGNITATUM, что можно назвать «табелью орангах». Словом, это был перечень всех гражданских и военных должностейначала V века н.э. Самым высоким лицом придворе считался министр императорского двора – MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM. Вся эта иерархия чинов восходит к императору,который по сути дела, и сам является первым чиновником в государстве. У каждогочиновника, даже занимавшего относительно скромное место в данной системе,имелась канцелярия – OFFICIUM. Число служащих (OFFICIALES), трудившихся в канцелярии, порой бывало весьма значительным (иногда500, 600, 800, 1000 и более человек).
При префекте преторияимелась своя канцелярия. Наместники провинций имели собственные канцелярии.Аппарат был строго централизованным, иерархическим, Нижестоящие начальникиподчинялись вышестоящим. Те, в свою очередь, — начальникам более крупныхобластей. Последние – префекту, который отвечал за ход дел в префектуре передсамым императором.
Обычным явлениемстановится взяточничество, вымогательство, злоупотребления чиновников всехрангов.
Императорская властьтребует от чиновников двух вещей: пополнения всеми способами фиска и соблюдениябуквы закона. В провинциях гражданская власть отделяется от военной.Учреждается должностьMAGISTRI MILITUM, котораясоответствовала должности преторианского префекта.
Римский сенат становитсяпо существу лишь муниципальным органом. Сенату принадлежит чисто формальноеутверждение провозглашения войском императора. Городом Римом управляютгородские префекты (PRAEFECTUS URBIS) в ранге ILLUSTRES. В провинциальных городах –магистраты, назначаемые правителями провинции. Как и в период принципата, впровинциях управляют наместники императора, которых именуют то «презесами»,то «ректорами провинции» (RECTOR PROVINCAE). Ихсудебные функции несколько ограничиваются, тат как на их решения допускалисьобжалование (аппеляция) на имя императора. Наместники провинций издавали эдикты(EDICTA). В результате реформ Диоклетиана иКонстантина (307-337) империя получает новое административно-территориальноеделение. Она делится на две части: Западную- OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Такоеделение фактически произошло в конце III в. до н.э.
Столицей ВосточнойРимской империи «Град Константина» стал в 330 году. Он был расположенна месте старой греческой колонии «Византии» (BYZANTION). В этом «Новом Риме» былипостроены дворец, библиотека, бани, ипподром, храмы (христианские и языческие).Жители Восточной империи называли себя «ромеями». Каждый частьюимперии управляет свой император. Два императора имеют каждый помощника илицезаря, которые также управляли какой-то частью империи. В составе Западной иВосточной империи имеется по 2 префектуры во главе с префектом ( всего 4префектуры и 4 префекта). Префектуры делятся на диоцензы во главе с викариями (заместителями префекта). Вначале было 12 диоценцов, а затем -14. Диоцензыделились на провинции во главе с ректорами или корректорами. Вначале была 101провинция, а затем -120. Провинции делились на округа (PAGI), в которых действовало самоуправление. В муниципияхгородская верхушка именовалась декурионами. Она отвечает перед центральнойвластью прежде всего за поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях былитак называемое августалы – жрецы культа Юлия Цезаря и Августа. Их было шестеро.Существовало два сената. Один – в Риме, другой – в Константинополе. Императорынаделяли сенаторским званием придворных чиновников или даже частных лиц. Обасената стали не более, как муниципальными органами, управляющими столичнымигородами. Если доминусы и сообщали и сообщали сенатам новые законы, то неболее, как для сведения. Формально сената избирал консулов, претеров иквестеров. Но такое избрание нуждалось в санкции императора. Если императорпередавал на рассмотрение сенат какое-нибудь уголовное дело для расследования,то оно расследуется затем под председательством городского префекта.Формальностью оставалось избрание сенатом нового императора. Сената утверждаетв этой должности того, кто был уже провозглашен войском, или предназначен дляэтой роли в качестве цезаря.
По всем этим основанием вроманистической литературе период домината характеризуются как «абсолютнаямонархия».
Избираемые ежегодномуниципальными собраниями дуумвиры были председателями городских «сенатов»,наблюдая за городским управлением. Они наблюдали административной и судебнойвластью. В муниципиях они являлись высшими судьями. Однако, в период империи ихюрисдикция была существенно ослаблена. Муниципальный «совет» или «сенат»именовался декурией. Вообще же под декурией понималось всякое подразделение илиотделение, состоявшее из 10-ти человек. С древнейших времен существовалидекурии патрициев, всадников, сенаторов. Были также и коллегии судей. Десятьпервых членов муниципального совета именовались децемвирами.
Со временем императораКонстантина городские общины стали учреждать специальных должностных лиц(дефензоров), уполномоченных защищать город от притеснений и несправедливостейсо стороны императорских чиновников. Население провинций буквально изнемогалопод бременем множества государственных налогов и натуральных повинностей,грабежей и вымогательства чиновников.
Заключение
Учеными по-разномутрактуют значение римского права. Одни романисты говорят о кризисе римскогоправа, другие склонны идеализировать его. Так, некоторые авторы трудов поистории римского права утверждают, будто милосердие было цветком античнойкультуры, и будто в уравновешенном благодаря римскому праву в римском обществекаждый класс был уверен в завтрашнем дне. Одно из предписаний римского права,данное Ульпианом, гласит: «Жить честно, не чинить вреда другому, каждомупредоставлять то, что ему принадлежит».
Есть выражение, что Римтрижды покорял народы мира: вначале: силой оружия, затем христианством, и,наконец, — римским правом. И действительно, римское право – явилось наиболееразвитой и законченной системой права общества, экономика которого взначительной степени была основана на рабовладении. Мы видим, что разделениевластей имело место уже в период принципата.
Несомненные заслугиримского права это то, что оно способствовало ликвидации сословного характерафеодального права, тормозившего развитие торговли и промышленности, развитиечастной собственности. А так же, что римское право послужило одним изисточников Гражданского кодекса Наполеона 1804 года, который стал образцовымсводом законов буржуазного общества и лег в основу кодификаций многихгосударств мира.
Однако я придерживаюсь,позиции тех романистов, которые хотя и высоко оценивали римское право, но всеже не высказывались в том смысле, что римское право абсолютно непогрешимо, чтодальше его идти некуда. Изречение видного германского ученого Рудольфа Иеринга:«Через римское право, но вперед, дальше его», как ничто лучше этоподчеркивает.
Список используемой литературы
1. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для юридическихвузов и факультетов. Под общей редакцией члена-корреспондента РоссийскойАкадемии Наук, доктора юридических наук, профессора Нерсеянца В.С. – 2-е изд.,изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1999. — 784с.
2. История государства и права зарубежных стран: Учебник длявузов: В 2 ч. Под общ. Ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинниковой.– 2-е изд., стер. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА∙М),2001.- 624с.
3. Римское частное право: Учебник. Под ред. проф. И.БНовицкого и проф. И.С. Перерского. – М.: Юриспруденция. 1999. — 512с.
4. Скрипилёв Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. –4-е изд. –М.: ОСЬ-89, 2005. — 208с.
5. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. – М.:Издательство «Спарк», 1996. — 522с.