СодержаниеВведение1. Социальный механизм осуществления государственногоуправления2. Представительство интересов в государственном управлении3. Публичная политика как процесс взаимодействиягосударства и обществаЗаключениеСписок литературы
Введение
Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменениюхарактера отношений между обществом и государством. Стержнем развитиягосударства становится ориентация на демократическое устройство общества иэффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократиюдруг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства,политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключеныиз демократического процесса. Современное демократическое государствовырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтовгражданского общества.
Поэтому государственную политику в современныхдемократических государствах называют общественной политикой, или политикойпубличной. Область этих отношений называют публичной сферой, ибо она охватываетинтересы общества в целом.
Главной проблемой демократического государства являетсяпроблема гармонизации интересов государства и человека. Ведущим субъектом этогопроцесса является государство, именно ему принадлежит главная роль в этом процессе,оно проводит политику, которая способствует достижению данной цели. Любая диспропорцияили трудность в развитии общества становится политической проблемой, если еерешение затрагивает интересы многих людей и зависит от волевого решения власти.Экономические проблемы, школьная реформа, налоги, охрана памятников — все этипроблемы являются, в том числе, проблемами политическими, ибо требуютвмешательства власти и особого политического решения.
В современных условиях вэтих целях действует не только государство, на поле социальной деятельностивышли другие «игроки» — негосударственные субъекты, выражающие интересы тех илииных групп общества. В современных условиях проблема их взаимоотношений сгосударством является чрезвычайно важной. Их взаимодействие оказываетнепосредственное влияние на функционирование всего общественного организма.Участие негосударственных субъектов в публичной политике сказывается наразвитии многих ее сфер, например, здравоохранения, образования, социальногообеспечения.
Вышесказанное обусловилоактуальность и предопределило выбор темы курсовой работы. Ее основная цельзаключается в выявлении граней взаимодействия государства и общества.
Для достижения указаннойцели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:
— раскрыть социальныймеханизм формирования государственного управления;
— изучитьпредставительство интересов в государственном управлении;
— определить публичнуюполитику как процесс взаимодействия государства и общества.
1.Социальный механизм осуществления государственного управления
По своей природнойсущности государственное управление, будучи частью социального управления, естьинститут общественный, имманентно связанный с человеком, его деятельностью. Онодетерминировано закономерностями, присущими общественному развитию. Генезис испецифика государственного управления, очевидно, усматриваются в социальной(классовой) структуре общества, общественном разделении труда, сущности исоциальных функциях института государства и феномена управления.
Как системноеобщественное явление государственное управление входит в систему социальныхотношений, представляющих собой особые отношения в человеческойжизнедеятельности, складывающиеся как в их «вертикальном», так и «горизонтальном»измерении. В иерархической общественно-политической структуре, к какойотносится и государственный аппарат, в таких отношениях присутствуетспособность вышестоящего субъекта (управляющего) властно выражать иосуществлять свою волю, подчиняя ей нижестоящего субъекта (управляемого).Управляющее воздействие, оказываемое аппаратом государственной власти насоциальные процессы, имеет свое внутреннее содержание и внешнее выражение, чтоявляется результатом реально действующего, побуждающего и преобразовывающего ихмеханизма государственного управления. Его действие проявляется в результатескладывающихся государственно-властных отношений между субъектами и объектамиуправления в обществе как системе [2, с. 38].
Государственноеуправление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек — общество — государство – человек». Какой бы сложной ни была подобная система, онаформируется и действует по модели, заданной человеком, и призвана служить целямобеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения егопотребностей, интересов и устремлений, главным образом в сфере совместного(коллективного) существования (труда, быта, досуга), а в более широкомпонимании — в разнообразных проявлениях общественной жизнедеятельности людей. Вэтой связи государственное управление, возникшее как неотъемлемая функциягосударства, развивается на протяжении всей истории государственноорганизованной цивилизации человечества. Поэтому практическое осуществлениегосударственного управления всегда обусловлено историческим этапом развитияопределенного общества, его культурной, политической, экономической и правовойзрелостью, господствующими в нем духовными идеалами и ценностями. Оно находитсвое конкретное воплощение в динамике системных взаимосвязей человека, обществаи государства. Уровень эффективности и характер государственного управления, всвою очередь, находятся в прямой зависимости от состояния общества [1, с. 12].
Демократический характер,целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широкихгражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинаетсяс голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которыеготовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянииобщественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан вгосударственном управлении выражается и во многих других самых разнообразныхформах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных)заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительныморганам поддерживать общественный порядок, и др.
Изучение проблемвзаимодействия социума и государства значимо, прежде всего, с точки зренияосмысления механизма осуществления государственной власти и управления, чтоважно для понимания того, как происходит функционирование структургосударственного аппарата, персонифицированного его человеческой составляющей — государственной службой. Государство предстает как социальный институторганизации жизнедеятельности граждан, основанный на общих интересах, в отличиеот гражданского общества, основанного на частных и личных интересах.
Органы государственного управления как иерархическаяуправляющая система, должны определять и реализовывать общие для всех управляемыхобъектов цели, концентрировать общие ресурсы системы на их достижение [7, с.10].
Мотивами для определения целей государственного управления являютсянациональные интересы — устойчивые или вновь возникающие потребности всехэлементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всехсвоих граждан потребности, то особых проблем в определении целейгосударственного управления не возникало (рис. 1).
/>
Рис. 1. Взаимоотношение общенациональных и групповыхинтересов [7, с. 10]
Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждыйчлен общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности ижелания, ранжирует их сообразно своей системы приоритетов, генерируетсобственные цели, обладает отличными возможностями по их реализации. Ситуацияусложняется тем, что в обществе образуются определенные устойчивые группы,корпорации, организации людей, связанных между собой различными отношениями.Появляются не только индивидуальные, но и групповые потребности, желания,приоритеты, другими словами, возникают корпоративные интересы, которыемотивируют групповые Цели. Они в каждый момент времени могут или совпадать, иливступать в противоречие, вплоть до прямого антагонизма.
Зачастую корпоративные интересы отражаются в идеологиях — совокупность взглядов, систем ценностей; теории, мифы и т.п. — определенногокласса людей.
Очевидно, что группылюдей стремятся повлиять на определение целей государственного управления,максимально подчинить цели государства реализации своих целей. А для этогонеобходимо обладать определенными властными полномочиями [7, с. 11].
Социальный механизмгосударственного управления предполагает налаживание организованноговзаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритетавсеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдениявзаимных обязательств и ответственности.
Для удовлетворенияразличных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты,конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институтыпредставляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выраженияих целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняютфункцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений.Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществлениягосударственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровеньобщественного развития, степень цивилизованности общества. В публично-правовойсфере среди них наиболее заметны государственно-политические институты власти,управления, представительства интересов, государственной службы, информации икоммуникации, связей с общественностью, нахождения общественного согласия ипреодоления конфликтов, и др. [4, с. 228].
Исследование социальногомеханизма его формирования и реализации объясняется тем, что именно в немзаключены и находят выражение закономерности общественной жизнедеятельности,условия и факторы функционирования и развития общества. Характеристикакомпонентов, сторон и свойств этого механизма позволяет выявить их социальнуюприроду и сущность, в частности, а государственного управления — в особенности.
Компоненты общественнойсистемы или их отдельные проявления создают во взаимосвязи структуру механизмаосуществления государственного управления, так как непосредственно воспринимаютгосударственно-управленческие воздействия и тем самым участвуют в процессе ихреализации. Поэтому по принципу обратной связи достижение искомых результатовесть удовлетворение общественных потребностей и возврат к ним же, но уже нановом витке социальной спирали целеполагания общественного развития. Открытостьгосударства обществу с точки зрения оптимальной подверженности государстваобщественным запросам, и степень вовлеченности граждан в процессы егодеятельности характеризуют в главных чертах эффективность осуществлениягосударственного управления как демократического и социально-правовогообщественно-политического института.
Социальные роли, которыеиграют люди, сочетая в себе индивидуальное и коллективное, занимаютопределенные места в системе общественных отношений различных видов:политических, экономических, национальных, профессиональных и всяких других. Ивезде обнаруживаются различные запросы, потребности, интересы, предопределяющиецели и установочные мотивы проявления человеком своего волеизъявления вдостижении намечаемого, что стимулирует его участие в процессе государственногоуправления [4, с. 229].
Итак, социальный механизмосуществления государственного управления, аккумулирующий интересы ипотребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов ихреализации, может быть выражен через следующую опосредованную государствомединую цепь: потребности — интересы – противоречия — цели — воля — мотивы (установки)- стимулы — решения — действия — результаты. Именно в такой последовательновзаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходитформирование и реализация государственного управления.
Таким образом, подсоциальным механизмом осуществления государственного управления можноподразумевать закономерную взаимосвязь социальных явлений, действий и событий,в результате которых происходит организующе-властное согласование общественныхволеизъявлений, учет всеобщих интересов, определение целей, разработка ипринятие решений, а также их реализация с помощью имеющихся у государстваресурсов (власти, аппарата, методов, средств). Он действует внутри политическойсистемы общества, институты которой как непосредственно (через субъектгосударственного управления), так и опосредствованно (через объекты управления)влияют на содержание и структуру государственного управления, формы и методы егоосуществления, определяют их целесообразность и эффективность. Выделенныесвойства и проявления социального механизма осуществления государственногоуправления имеют место практически в любом обществе. 2. Представительство интересов вгосударственном управлении
В многоликом обществесуществует множество разнообразных интересов, экономических, социальных,идеологических, культурных, этнических, экологических, территориальных,отраслевых, религиозных, частных, коллективных, личных и т.д. Все они могутнести социально полезный заряд, выражая по своей сути общественное благо, нотак же могут быть и корыстными, т.е. выгодными для одних за счет ущерба другим.
Вся деятельность человекаобусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-тодостичь, либо чего-то избежать Одолеваемые внутренними побуждениями, онинаправляют свои усилия на совершение поступков, которые преследуют целиреализации их жизненных интересов. Из всего многообразия мотивов, влияющих наобщественные поступки людей, выделяются интересы, формирующие логику субъектовгосударственного управления. Поэтому одним из важнейших институтовгосударственного управления, которое всегда связано с обществом и отражает егозапросы, является система представительства интересов. С ее помощью происходиткоррекция государственных решений, учитывающих интересы тех, кого онизатрагивают. В целом она сориентирована на соблюдение баланса интересов,имеющихся в обществе. Именно через систему представительства интересов какграждан, так и организованных групп, действующих в рамках формальных инеформальных отношений, происходит воздействие общества, экономической исоциально-культурной среды на государственное управление [5, с. 32].
В процессегосударственного управления происходит согласование и разрешение социальныхпротиворечий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересовразличных групп многих людей. С точки зрения институциализации,представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм,с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разногорода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых ит.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самымусловия для их нормального сосуществования.
Во взаимодействиигосударства и общества целесообразно выделить следующие виды социальныхинтересов по их масштабности:
• общественные;
• государственные;
• региональные;
• национальные;
• профессиональные;
• корпоративные;
• частные(индивидуальные) [8, с. 47].
Основными объектамивоздействия института представительства в системе государственного управленияявляются органы государственной власти. Оказывая влияние на процесс выработки ипринятия решений, субъекты представительства обеспечивают более тесную связьмежду обществом и государством, что делает последнее способным откликаться наимпульсы, исходящие от социально влиятельных структур. Этим общество оберегаетгосударственную власть от стагнации и дает ей возможность исправлять своирешения законным образом, не прибегая к насилию.
Субъектомгосударственного управления может выступать как отдельный человек, так иобщности людей, такие как властно-политическая элита и бюрократия,непосредственно представляющие в управленческих отношениях различные группы иорганизации. В процессе осуществления государственного управления происходитреализация интересов, прежде всего тех сил, которые: а) принимают решения; б)влияют на них; в) выполняют их.
Через системупредставительства институционально происходит согласование обществом насущнойповестки злободневных проблем, требующих государственного решения. Системасоциального представительства в процессе государственного управления выполняетдве важнейшие функции:
1) посредничество между государствоми гражданами (членами общества), выражая и защищая их конкретные интересы;
2) коррекциюгосударственных решений, причем как на этапе их подготовки, так и при назревшейнеобходимости последующих изменений [8, с. 48].
Система представительстваинтересов в государственном управлении включает две взаимосвязанные, ноотносительно самостоятельные подсистемы. Первая — политическоепредставительство, оформленное через прямое и опосредствованное участиенаселения в органах государственной власти, в том числе и их представителей,политическое лидерство и т.п. Вторая — разветвленные связи, прямо неопосредствованные политическими выборами, между государством и группамиинтересов, — функциональное представительство. Содержание и характерпредставительства отличается большим разнообразием. Важно отметить связь иотличие двух видов представительства: в одном оно реализуется через участиеиндивида в политической жизни, а в другом — посредством деятельности специальносозданных для достижения определенных интересов групп. Оба вида тесновзаимосвязаны и только в своей совокупности решают проблему адекватноговзаимодействия общества и государства.
Потребности и интересыобщественной системы сочетаются в государственном управлении посредством двухосновных каналов: политического представительства, преимущественно по партийнойлинии, и функционального представительства — по линии субъектовсоциально-экономической деятельности. Поэтому в теории различают двавзаимообусловленных, но все же различных пути представительства интересов: 1)представительство в рамках избирательных систем и электорального процесса, гдеведущую роль играют политические партии, и 2) прямое, или функциональное,представительство, где основными движущими силами выступают организованныегруппы. Оба эти вида представительства носят общественный характер и выводят напринятие наиболее значимых государственных решений, имеющих, как правило, формузаконодательных актов. Это побуждает рассматривать парламентскоепредставительство в более широком контексте, подразумевая системузаконодательно-представительной власти и законотворческий процесс в целом.Парламентаризм в широком толковании охватывает всю совокупностьпредставительных и законодательных институтов в масштабе всего государства.Представительная составляющая государственной власти рассматривается какинституциональная форма осуществления народной воли. Она есть публичная власть,с помощью которой реализуется публичный интерес как сочетание государственного,национального и общественного интересов. Парламентаризм получает свою жизньвследствие реализации права и законов. Представительство интересов в парламентеносит государственно значимый характер в масштабе всего общества. Проводникамиих выражения выступают депутаты, которые не могут быть специалистами по всемсферам общественной жизнедеятельности. Им требуются профессионалы, роль которыхпринадлежит служащим аппарата парламента, а точнее парламентскимгосударственным служащим [10, с. 21].
Представительная функциягосударственных органов служит политическому выражению социальнойдифференциации общества по интересам и сопоставлению связанных с этимустановок. Так, свою представительную функцию парламент осуществляет на основепринятой в стране избирательной системы, от которой во многом зависит характерпарламентского представительства. Избирательный процесс и рамки политическогопредставительства — только часть процесса структурирования властных отношений.Дело в том, что коль скоро парламент формируется по территориальным округам ипартийным спискам, значительное количество общественных групп, имея социальнозначимые интересы, не может их представить с помощью собственных депутатов.Так, если демократическое опосредствование интересов преследует связьгражданина и парламента, то сущностной чертой корпоративизма являетсяпредставительство функциональных интересов независимо от форм егоинституциализации (парламентской либо иной). С помощью функциональногопредставительства получают выражение в общегосударственном масштабе интересы,которые в ином случае остались бы невыраженными. Таким образом, конституционнопризнанное политическое представительство дополняется функциональным,позволяющим мотивированно заинтересованным группам участвовать в принятии иреализации управленческих решений на государственном уровне [10, с. 22].
Представительство вразличных его формах обеспечивает функционирование целой системы социальныхинститутов легального выражения общественных интересов и устойчивых механизмовпрямых субъект-объектных и обратных субъект-субъектных взаимосвязей общества игосударства в их сложноподчиненных властно-управленческих отношениях. В этойсвязи эффективное управление современными общественными системами возможно лишьпри отлаженном механизме обратной связи, что рассматривается как непреложный принципгосударственного управления.
Взгляд на государственноеуправление как результирующее взаимодействие различных организованных групплюдей позволяет выйти за формальные рамки институционального изучения и, исходяиз реальности, рассматривать не только нормы и идеи, но и группы, на делеконтролирующие публичную власть. Группы интересов — это центральное понятиесистемы организованного представительства. Организованные группы интересоввыполняют следующие функции представительства:
— артикуляции интересов,преобразуя личностные и эмоционально окрашенные побуждения отдельных людей вконкретно выраженные требования, облеченные в форму диалога с государственнымиорганами (например, профсоюзы ставят перед правительством вопросы увеличениясоциальных выплат, повышения зарплаты и т.п.; организации предпринимателейтребуют изменений налоговой политики, принятия мер, позволяющих повыситьделовую активность);
— агрегации интересов,согласовывая посредством дискуссии множество частных требований и установлениемежду ними определенной иерархии (наряду с политическими партиями выполнениеэтой функции означает для групп интересов необходимость выбора из всего объемапредставленных требований лишь тех, которые более значимы для достиженияколлективных целей); так, некоторые требования могут усиливаться, приниматькомпромиссные формы или отвергаться;
— интеграции, приближенияинтересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям рядовыхчленов, объясняя им смысл предпринимаемых действий;
— информирования органов,принимающих политические и административные решения по конкретным вопросам [11,с. 60].
Обеспечивая исполнениеполномочий государственных органов, государственные служащие подготавливают(разрабатывают) и реализуют (исполняют) управленческие решения, которые так илииначе затрагивают интересы различных социальных субъектов. Поэтому ихдеятельность потенциально протекает в конфликтной зоне зачастую противоположныхинтересов и связана с постоянной возможностью привлечения к ответственности занарушения прав и интересов граждан и организаций. Это обусловливает общуюкорпоративную заинтересованность работников органов государственной власти взащите собственных профессиональных интересов от риска, связанного с заведомонепредсказуемыми последствиями ответственности за возможные ошибки.
Типичные выразителипрофессиональных интересов, которые присущи людям разных профессий,специальностей и квалификаций, — профсоюзы. Опыт многих развитых стран мирапоказывает, что профсоюзы играют важную роль в представительстве интересовтрудящихся, выступают эффективным инструментом защиты их прав в сфере трудовыхотношений. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров исоглашений с правительством — основная форма выполнения профсоюзами своихфункций представительства, отстаивания и защиты прав, социально-экономическихпрофессиональных интересов работников перед работодателем, которым можетвыступать правительство, управляя и регулируя многими сферамисоциально-экономической деятельности, а также будучи главным держателем пакетовакций тех или иных компаний, концернов, других структур.
Проявление корпоративныхначал при формировании органов государственной власти характеризуется тем, чтово властные структуры всех уровней стремятся представители самых различныхсоциальных групп, финансово-экономических и промышленных кругов, социальноактивных демографических группировок (молодежных, феминистских и прочих),политических партий, общественных движений и т.п. Корпоративный натиск особеннозаметно проявляется в период выборных кампаний в законодательные органы. Причемактивизируются не только группы экономических интересов, но и политическихкорпоративных интересов, которые представлены партиями и движениями. Однако,если на общегосударственном уровне превалирует партийно-политический фактор, тов ходе региональных выборов он не доминирует, что можно интерпретировать какслабость организующих начал в деятельности местных политических образований[11, с. 62].
В то же времягосударственное управление нельзя рассматривать лишь как совокупностьзаконодательных и административных способов преобразования воли граждан и ихорганизаций в управленческие решения государства. Важно признавать и учитыватьзначение государственной администрации, которая представляет реальный социально-политическийфактор и при определенных обстоятельствах может играть самостоятельную, хотя ине гласную роль. Поэтому для того, чтобы всесторонне выяснить влияниеобщественных институтов и механизмов контроля государственной администрации,работающей на разных уровнях, необходимо понимать логику бюрократии,особенности ее внутренней структуры, ее корпоративные интересы и т.п.
Таким образом, одним изключевых механизмов формирования связи «человек — общество — государство –человек» является политическое представительство, позволяющее обществуудерживаться в состоянии необходимого равновесия и учитывающее его публичныеинтересы. Не менее значимо функциональное представительство, с помощью которогоучитываются частные интересы. Механизм учета частных интересов при реализациипубличной власти охватывает потребности людей как в государственной, так и внегосударственной (частнопредпринимательской) сферах. 3. Публичная политика как процессвзаимодействия государства и общества
В развитых странах Запада благодаря «третьему сектору»государству удается справиться со многими социальными проблемами. С 1995 года вСША более 40 % всей помощи распространяется через неправительственныеобщественные организации. В этих странах с каждым годом растет числонекоммерческих и негосударственных организаций, предназначенных дляформулирования и реализации общественных интересов [3, с. 185].
Возрастание роли негосударственных институтов как субъектоввнутренней политики по-новому ставит перед государством и обществом проблемусоциального партнерства. Целью социального партнерства должно стать стремлениевовлечь как можно больше различных организаций в процесссоциально-экономического развития общества.
Поскольку публичная политика представляет собой особый род активностигосударства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворениепотребностей населения, можно утверждать, что характер публичной политики тесносвязан с уровнем демократизма политической системы. Именно для демократическихгосударств характерным является ориентация публичной политики на максимальноеудовлетворение интересов всего населения.
Демократическая публичная политика более разнообразна, болееширока по охвату сфер общественной жизни, отчетливо выражена ее связь с демократическимихарактеристиками политической системы (партии, избирательные системы,гражданские инициативы, местное самоуправление). Публичная политика вдемократических государствах логически венчает пирамиду демократии, ибо онахарактеризуется не только институтами и процедурами, но и существом самойпроводимой политики. Демократические институты и процедуры в демократическихгосударствах должны дополняться демократическими стратегиями, содержаниекоторых опирается на принципы приоритета прав человека, свободы исправедливости.
Демократия, если ее рассматривать в историческом контексте,всегда связывалась с народовластием, с волей народа. Но, что интересно, напротяжении веков из народа обязательно кого-то «исключали». Исторически перваяформа демократии — демократия античная — была рабовладельческой демократией.При буржуазной демократии из народа «исключали» людей наемного труда,пролетариат… Отличием современных демократических государств является то, чтов политике усиливается ориентация на все группы общества, расширяется сферасоциального партнерства [12, с. 56].
Необходимо отметить, что современные подходы к демократии подчеркиваютособое значение общественного мнения при проведении государственной политики,многие ученые и политики отмечают, что общественное мнение формируетсяпосредством неограниченной дискуссии по предметам общего интереса. Интересно поэтому поводу высказался известный немецкий социальный философ Ю. Хабермас, онрассматривает публичную сферу как «область социальной жизни, где могутобсуждаться дела, представляющие общий интерес, где различия во мнениях могутрегулироваться рациональными аргументами, а не обращением к устоявшимся догмами обычаям» [13, с. 107].
В современном обществе, считает Ю. Хабермас, постоянно расширяетсясфера действенности общественности, постоянно возрастает роль общественногомнения. Он подчеркивает важность автономных объединений общественности, то естьтаких объединений, которые не производятся политической системой в целях еелегитимации и не являются частями этой системы. По мысли немецкого социолога,эти объединения должны возникают спонтанно из повседневной жизни людей [13, с.107].
Можно заметить то общее, что объединяет очень многие подходык развитию современных демократических государств. Это представление опубличной сфере как сфере общих, в отличие от частных интересов граждан, опубличной сфере как своего рода арене для обсуждения общих проблем иформирования общественного мнения по поводу общих интересов. Задача публичнойполитики — достижение консенсуса, т.е. общественного согласия по наиболееважным для общества проблемам.
И в современной западной, и в российской научной литературечасто высказывается точка зрения, согласно которой появление публичной политикикак нового типа политики связано с кризисом социального государства. Онооказалось неспособным справиться со многими новыми общественными проблемами.
Пришедшие к власти элиты, ориентированные на идеологию неолиберализмаи неоконсерватизма потребовали переопределения целей государства и внедрения«рационального» менеджмента, научно обоснованного и деидеологизированного.Социальные условия политических практик коренным образом изменились и вызвали кжизни новые политические формы… Появились представления о публичной политикекак новом способе государственного регулирования [13, с. 106].
В ней выделяют четыре главных компонента.
Экономический. Общественный сектор экономики, производствоблаг общественного пользования, политика перераспределения доходов дляудовлетворения общественных нужд.
Социальный. Общественные и государственные службы социальногообеспечения: пенсии, пособия, занятость, здравоохранение, образование,общественный транспорт и средства коммуникации, сохранение среды обитания,защита от преступности и коррупции, коммунальное обслуживание, поддержаниесоциальной стабильности и комфортности для населения.
Гражданско-политический. Негосударственные самодеятельные объединенияи ассоциации граждан, гражданская сеть формирования общественного мнения,центры гражданской солидарности.
Социокультурный компонент. Институты воспроизводства и сохранениядуховных ценностей и культурных кодов общества.
Публичная политика является средством, позволяющимгосударству достичь определенных целей в конкретной области, используяправовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия,опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.
Публичная политика представляет собой общий план действий политико-административныхорганов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизньграждан общественных проблем, и включает в себя такие важнейшие элементы, как:
определение целей и приоритетов развития общества;
разработка и планирование политической стратегии;
анализ и оценка затрат по альтернативным программам и политикам;
обсуждение и консультирование;
выбор и принятие государственных решений;
контроль и оценка исполнения;
мониторинг общественного мнения и т. д. [6, с. 371].
Большим влиянием в современной политической науке пользуетсятеория публичного (социального) выбора. Она активно используется для описанияпубличной политики, позволяя создать логическую картину поведения авторов привыборе публичных целей, когда ориентация на максимизацию собственной выгодысочетается с институциональными и идеологическими факторами в деятельностигосударства.
Многочисленныесовременные исследователи в области публичной политики пришли к выводу, чтосфера публичной политики не свободна от идеологического влияния, хотя это неозначает, что она может быть реализована вне фактора общественного согласия. Вданном случае общественное согласие это и есть коллективный выбор, результатсогласия общества и государства. В общественном выборе воплощается воляобщества по основополагающим для него проблемам, к которым относятся:благосостояние, сочетание личных и общественных интересов, индивидуальных иколлективных ценностей, индивидуальной свободы и принуждения, индивидуальной иколлективной безопасности.
В рамках теории социального выбора подчеркивается, чтопубличная политика становится результатом взаимодействия общества и государствав направлении и реализации общественных интересов, что это результатколлективного выбора. Общество выбирает политический курс, политическую линию,оно выбирает главные политические фигуры. При этом необходимо подчеркнуть, что,рассматривая публичную политику в рамках данной исследовательской парадигмы,исследователи ставят вопрос о внешней и внутренней обусловленностиколлективного выбора. Коллективный выбор рассматривается как выбор эндогенный,т. е. внутренне обусловленный, поэтому любой политический курс являетсярезультатом определенного взаимодействия между гражданами-избирателями и теми,кто принимает политическое решение.
В сфере публичной политики всегда есть внешние силы, которыепринимают форму принуждения. Это институты и идеология. Принимая экзогенную поотношению к обществу обусловленность, они имеют тенденцию к усилению автономиии самостоятельности по отношению к обществу. Если эта тенденция усиливается,искажается социальный выбор, ибо меняется отношение внутренней и внешнейобусловленности этого выбора. Теория социального выбора утверждает, чтонеобходимо анализировать поведение граждан и факторы, которые влияют на выбор[8, с. 76].
Между политическими институтами, политическими фигурами идетборьба за влияние на выбор избирателя, при этом следует отметить, что многиефакторы затрудняют общественный выбор, в том числе отсутствие достовернойинформации, наличие принуждения.
Исследования публичной политики и демократии за последние тридесятилетия показали, что при всех возможных детерминантах или факторах выбораполитического курса существует тесная зависимость между политическим режимом иориентацией государства на удовлетворение общественных потребностей.
Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменениюхарактера внутренней и внешней политики государства. Стержнем государственногоуправления становится ориентация на демократическое устройство общества,эффективное государство, расширение сферы политики до-уровня публичной политики.
В развитии Республики Беларусь можно обозначить три главныхнаправления, которые должны составить содержание современного этапа развитиястраны по пути углубления взаимодействия общества и власти.
Первое. Всемерное расширение сферы открытости и прозрачности государственнойполитики, ибо в демократическом государстве она открыта обществу, обращена кобществу, подлежит критике и общественному обсуждению. Отсутствие публичности вполитике, по сути дела, исключает общество из диалога с властью и тем самым формируетнесбалансированную модель взаимодействия власти и общества.
Второе. Повышение эффективности государственного управления,так как именно государство призвано представлять общие интересы граждан, игосударство в современных условиях является главным субъектом управленияобществом.
Третье. Усиление ориентации государства на максимальное удовлетворениепотребностей всех групп общества, формирование интересов, которые могут статьбазой национального согласия граждан Республики Беларусь [6, с. 373].
Еще в глубокой древностиЛикург сказал, что трое составляют сущность государственного строя: правитель,судья и частный человек. Это его высказывание можно отнести и к современномуобразу правления. Без государственной воли демократия невозможна. Перефразируяслова Ликурга, можно сказать, что только там будет демократия, где правитель ичастный человек, то есть гражданин, идут навстречу друг другу. В современноммире главы государств играют огромную роль в демократическом развитии своихстран. Воля главы государства к тому, чтобы наполнить закон правовымсодержанием, то есть, таким содержанием, которое соответствует правам человека,воля к тому, чтобы Конституция страны была незыблемым началом ее жизни,являются важнейшей гарантией демократии в любом государстве.
Заключение
Дляудовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразныесоциальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга.Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческихотношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видахдеятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различныхсферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние напроцесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразныепроявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованностиобщества. В публично-правовой сфере среди них наиболее заметныгосударственно-политические институты власти, управления, представительстваинтересов, государственной службы, информации и коммуникации, связей собщественностью, нахождения общественного согласия и преодоления конфликтов, идр.
Социальный механизмосуществления государственного управления, аккумулирующий интересы ипотребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов ихреализации, может быть выражен через следующую опосредованную государствомединую цепь: потребности — интересы — противоречия — цели — воля — мотивы(установки) — стимулы — решения — действия — результаты. Именно в такойпоследовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественныхэлементов происходит формирование и реализация государственного управления.
Система представительстваинтересов в государственном управлении включает две взаимосвязанные, ноотносительно самостоятельные подсистемы. Первая — политическоепредставительство, оформленное через прямое и опосредствованное участиенаселения в органах государственной власти, в том числе и их представителей,политическое лидерство и т.п. Вторая — разветвленные связи, прямо неопосредствованные политическими выборами, между государством и группамиинтересов, — функциональное представительство. Содержание и характерпредставительства отличается большим разнообразием. Важно отметить связь иотличие двух видов представительства: в одном оно реализуется через участиеиндивида в политической жизни, а в другом — посредством деятельности специальносозданных для достижения определенных интересов групп. Оба вида тесновзаимосвязаны и только в своей совокупности решают проблему адекватноговзаимодействия общества и государства.
Значение институтовсоциально мотивированного представительства заключается в стимулированииприспособления управленческих механизмов государства к сдвигам в гражданскомобществе, что способствует более адекватному учету возрастающего плюрализмасоциальных групп и их предпочтений. Смысл института представительства интересовв системе государственного управления в том и состоит, чтобы в обществе,разделенном на множество социальных сил и интересов, обеспечивать определеннуюсогласованность, целесообразность, осознанную скоординированность публичногоповедения и деятельности людей, способствуя гармонизации общественных отношенийв их поступательном развитии.
Публичная политикапредставляет собой особый род активности государства и других публичныхорганизаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения. Характерпубличной политики тесно связан с уровнем демократизма политической системы.Именно для демократических государств характерным является ориентация публичнойполитики на максимальное удовлетворение интересов всего населения.
В развитии Республики Беларусь можно обозначить три главныхнаправления, которые должны составить содержание современного этапа развитиястраны по пути углубления взаимодействия общества и власти:
— всемерное расширение сферы открытости и прозрачностигосударственной политики;
— повышение эффективности государственного управления.
— усиление ориентации государства на максимальное удовлетворениепотребностей всех групп общества, формирование интересов, которые могут статьбазой национального согласия граждан Республики Беларусь.
Процесс совершенствованиягосударственного управления является концентрированным выражением осознаниязначимости деятельности общества по овладению знаниями о закономерностяхуправляющего воздействия государства в обеспечении общественного развития.Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляютособые, повышенные требования к государственному управлению, которое должно нетолько соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степениопережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятныеорганизационные и функциональные предпосылки. А для этого процесссовершенствования государственного управления должен быть планомерным,непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным икачественно результативным. В этом смысле представляется, что именно содержаниеи организация данного процесса есть условие и фактор эффективной реализациисоциальных ресурсов государственного управления. Поэтому без преувеличенияможно утверждать, что уровень, качество и эффективность государственногоуправления, на что решающее влияние оказывает «человеческий фактор», даютважнейший источник социальной модернизации и выступают движущей силойдальнейшего развития и общества, а в нем человека, и государства, а в немгражданина.
Списоклитературы
1. Антонова Н.Б.,Захарова Л.М., Вечер Л.С.; Под ред. Н.Б, Антоновой. Теория и методологиягосударственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления приПрезиденте РБ, 2004. – 191 с.
2. Атаманчук Г.В.Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб.пособ.– М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 302 с.
3. Василенко И. А.Административно-государственное управление в странах Запада: США,Великобритания, Германия, Франция: Учебное пособие. – М., 1998. – 224 с.
4. Государственноеуправление. Основы теории и организации: В 2-х т. / Под ред. В.А. Козбаленко. –М.: Статут, 2002. – Т. 2. – 590 с.
5. Государственноеуправление: от философских оснований до созидания сильного и процветающегогосударства: Монография / Под ред. С.Н. Князева. – Мн.: Академия управления приПрезиденте РБ, 2007. – 461 с.
6. Гречнева Е.Ф.Общество и государство: проблемы публичной политики // Новейшая история(1991-2006 гг.): государство, общество, история: Матер. межд. науч.-теор. конф.– Мн.: Бел.навука, 2006. – С. 368-374.
7. Ильин М.В.Государственное управление: Учеб.пособ. / М.В. Ильин, А.М. Разумовский. – Мн.:Част. Ин-т управления и пред-ва, 2004. – 103 с.
8. Ильин М.В.Управленческие процессы и технологии: Курс лекций. – Мн.: Академия управленияпри Президенте РБ, 2005. – 223 с.
9. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. – Мн., 2005.– 98 с.
10. Кравченко И.И.Государство и общество // Вопросы философии. – 2007. — № 7. – С. 19-35.
11. Политическоеуправление: Учебное пособие / Под ред. В.С. Комаровского, С.В. Рогачева. – М.,1999. – 210 с.
12. Теорияуправления: Учеб.пособ. / Под общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.:Изд-во РАГС, 2004. – 558 с.
13. Шматко Н. Феноменпубличной политики // Социологические исследования. – 2001. — № 7. – С.106-112.