Оглавление
Введение.
1. Административно-правовыеосновы государственной службы.
1.1Понятие государственной службы.
1.2Виды государственной службы и её принципы.
2.Правовой статус государственного служащего.
2.1Понятие государственного служащего и классификация государственных служащих.
2.2Права государственного служащего.
2.3Обязанности государственного служащего.
2.4Ответственность государственных служащих.
Заключение.
Библиографическийсписок.
Введение
В настоящее время особое вниманиеуделяется развитию законодательства о государственной службе, как нафедеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, темиизменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. Вдекабре 1993 года была принята новая Конституция — основной закон страны.Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти.Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппаратаи государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективностифункций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственныхслужащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.
31июля 1995 года был принятФедеральный закон №119-ФЗ «Об основах государственной службы РоссийскойФедерации», который является основополагающим федеральным актом в правовойбазе, регламентирующей сферу государственно-служебных отношений. Федеральнымизаконами от 18.02.99 № 35-ФЗ и от 07.11.2000 № 135-ФЗ в него были внесеныизменения.
Актуальность темы определяется тем,что эффективное функционирование государственного аппарата России возможно приукомплектовании кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации.
Отсутствие единой научной концепциигосударственного управления обществом в переходный период существеннозатруднило развитие российской государственности на новых правовых принципах иформирование государственной службы.
Именно государство посредствомзаконов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придаетдесяткам миллионов людей возможную целенаправленность, согласованность ипозитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство,способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразиевзглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой — общественный порядок,безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовое урегулирование общественныхсвязей, соблюдение законов.
1.Административно-правовые основы государственной службы
Законодательство о государственнойслужбе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие ееорганизацию и правовое положение государственных служащих — условия и порядоких работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращениеими государственной службы и т. п.
Основные источники этого законодательстваперечислены в Федеральном законе «Об основах государственной службыРоссийской Федерации» от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является одним из главных ее источников. Любое законодательство представляетсобой систему, а система законодательства о госслужбе является двухуровневой.Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральномзаконе «Об основах государственной службы Российской Федерации»,других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень— законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т.п.Все это законодательство имеет конституционное происхождение.
В Конституции РФ нет конкретногорегламента государственной службы, но есть целый ряд положений, закладывающихее основы.
Верховенство Конституции РФ ифедеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 2). Этоположение связано с федеративной природой государства и означает, чтофедеральная Конституция и федеральные законы в силу их верховенства на всейтерритории Российской Федерации не нуждаются в подтверждении в какой-либо формесубъектами Федерации; на всей территории государства они действуют прямо инепосредственно.
Единство системы государственнойвласти, разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3)распространяется на всю ее территорию, обеспечивает тесное функционированиевсего государственного механизма разных уровней.
Разделение законодательной, исполнительнойи судебной власти (ст.10) разъясняет о независимо друг от друга развивающихсявластях, об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках которых сохраняется иконституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов,осуществляющих законодательство, управление и правосудие.
Иными словами, в отечественнойконституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятиюорганизационного обособления властей. Законодательную власть в РоссийскойФедерации осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации,исполнительную – Правительство Российской Федерации, судебную – суды РоссийскойФедерации. При этом согласно 10 статье государственная власть едина, но функцииее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различнымиорганами, каждый из которых может выполнять, и в практике российскогоконституционализма и конституционной практике иных государств действительновыполняет отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений оразделении властей входящие в компетенцию этих органов.
Равный доступ граждан кгосударственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение соответствует ст. 25Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которойграждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций имеют правои возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства кгосударственной службе.
Нормативным основанием дляопределения системы исполнительной власти в структурном плане являетсяКонституция РФ. Статья 5 ее говорит о «единстве системы государственной власти».Из конкретных органов исполнительной власти Основной Закон выделяетПравительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме — какфедеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти субъектовРФ (ст. 77,112).
1.1Понятие государственной службы
Государственная служба – этопрофессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочийгосударственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г.
В определении понятиягосударственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональнаядеятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность,осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. Государственная службакак вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное икомпетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами,находящимися на государственных должностях.
Служба в государственных органах,государственных и общественных организациях является одним из видов социальнойдеятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством,его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства поорганизации и правовому регулированию личного состава государственных органов,других государственных организаций. Государственная служба, прежде всего –служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от негоопределенной деятельности по реализации задач и функций государства вгосударственных предприятиях. Закон “Об основах государственной службы вРоссийской Федерации” рассматривает государственную службу в более узкомсмысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпусруководителей, специалистов государственных органов. Такое определениегосударственной службы позволяет отграничить государственно-управленческуюдеятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, всоциально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другиевиды службы.
Структурообразующим элементоморганов государственной власти является государственная должность, котораяобразуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правоваякатегория является важнейшей формой специализации государственного служащего иприсуща только ему. В ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» дано понятиегосударственной должности в современном ее значении. Государственной называетсятолько должность в федеральных органах государственной власти, органахгосударственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственныхорганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругомобязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственногооргана, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этихобязанностей. Например, к таким органам относятся: Центральный банк России,Совет Безопасности, Администрация Президента и его полномочные представители,дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международныхорганизациях, Счетная палата и др.
В целях обеспечения реализациизаконодательства РФ о государственной службе рядом указов Президента утвержденыперечни государственных должностей (категории «Б» и «В»), которые считаютсясоответствующими разделами Реестра государственных должностей. Государственныедолжности, включенные в данный Реестр, подразделяются на группы: высшие,главные, ведущие, старшие и младшие.
К категория «Б» принадлежатдолжности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке длянепосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должностикатегории «А», которые в свою очередь устанавливаются Конституцией РФ,федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственногоисполнения полномочий государственных органов. Например, государственнаядолжность, учреждаема для непосредственного обеспечения исполнения полномочийПрезидента РФ – (высшая должность)
К категории «В» принадлежатдолжности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспеченияих полномочий. Например, государственные должности, учреждаемые для обеспечениядеятельности управления делами Президента РФ – (высшие должности) Первыйзаместитель управляющего делами Президента РФ, заместитель управляющего деламиПрезидента РФ, заместитель управляющего делами Президента РФ — генеральныйдиректор Медицинского центра Управления делами Президента РФ, заместительуправляющего делами Президента РФ — главный бухгалтер Управления деламиПрезидента РФ, начальник управления делами Президента РФ, заместительначальника управления делами Президента РФ, заместитель главного бухгалтераУправления делами Президента РФ, начальник отдела Управления делами ПрезидентаРФ; (главные должности) начальник отдела управления делами Президента РФ,заместитель начальника отдела Управления делами Президента РФ, советник;(ведущие должности) консультант, специалист-эксперт; (старшие должности)начальник службы делопроизводства, ведущий специалист; (младшие должности)специалист 1-ой категории.
Итак, государственная службаосуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимыйэлемент государственной службы. Должность — первичная ячейка аппарата,предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке.Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место вслужебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен),порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатурудолжностей.
Государственная служба имеет ипроцессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу,прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующихквалификационных разрядов), увольнение со службы. Она регулируется нормами нетолько административного права, но и нормами других отраслей права. Например,статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах государственной службыРоссийской Федерации” определяет, что на государственных служащихраспространяется действие законодательства о труде с особенностями,предусмотренными настоящим Законом. Таким образом, государственная службарегулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельностислужащих на обслуживание населения порождают не только административные, но игражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальныхгарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью ихдеятельности, на них распространяются и социальные гарантии предусмотренные длявсего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормысоциального права. Следовательно, государственная служба является комплекснымправовым институтом и регулируется не только нормами административного права,но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
1.2Виды государственной службыи её принципы
Закон «Об основах государственнойслужбы» (п.2 ст.4) предполагает возможность установления особенностейгосударственной службы в отдельных государственных органах федеральнымизаконами. Для административно-политической сферы это положение является крайневажным, ибо и сама специфика данной сферы и особенности ее отдельных органовпредполагают существенные различия в протекающей в них государственной службе.Работа по созданию законодательства о государственной службе проводится по путиформирования правовой базы различных ее видов: военной, в органах внутреннихдел, в органах налоговой полиции, в таможенных органах, в органах прокуратуры
В статье 5Закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации»закрепляются основные принципы государственной службы. Принцип — центральноепонятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяеткакое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.
Государственнаяслужба основывается на принципе верховенства Конституции Российской Федерации ифедеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностнымиинструкциями и т.п.
Этот принципявляется всеобщим, не имеет и не может иметь каких-либо исключений для кого быто ни было. Обязанность всех органов государственной власти, всехгосударственных служащих соблюдать Конституцию Российской Федерации ифедеральные законы на территории Российской Федерации является необходимымусловием функционирования государства и реализации законности.
Конституция предполагаетформирование такой правовой системы, в которой высшей юридической силойобладает главный закон государства — его Конституция, а все остальныенормативные правовые акты должны ей соответствовать. Однако на сегодняшний деньне существует комплексного правового акта — закона, который бы детальноустанавливал соподчиненность нормативных актов, определял порядок ихприменения, вступления в юридическую силу, действия и утраты юридической силы.Поэтому конституционный принцип верховенства закона применительно кгосударственной службе восполняет отмеченный пробел в законодательстве.
Государственнаяслужба основана на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина. Человек,его права и свободы, их непосредственное действие признаются Конституцией РФ(ст.ст.2, 18) высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства и государственных служащих. Вконечном счете, данный принцип определяет главный смысл и содержаниедеятельности государственных служащих. Серьезным нарушением приоритета прав исвобод следует считать случаи, когда сами государственные служащие не соблюдаютправа человека, защита которых является сущностью их деятельности.
Государственнаяслужба основывается на принципе единства системы государственной власти,разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны,которое основывается на государственной целостности, единстве системыгосударственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий междуорганами власти Российской Федерации и её субъектов (п.3 ст.5 КонституцииРоссийской Федерации).
Согласно статьи 71 Конституции введении Российской Федерации находится федеральная государственная служба. Этоозначает, что на федеральной государственной службе состоят государственныеслужащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных органовгосударственной власти, а также государственные служащие, осуществляющиеполномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного веденияфедеральных органов государственной власти и органов государственной властисубъектов Федерации.
ВКонституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип разделения властейна законодательную, исполнительную и судебную. Государственная служба основанана этом принципе, который выражает, прежде всего,самостоятельность каждой из этих ветвей власти.
Государственнаяслужба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия испецифики сфер государственной деятельности. С этой точки зрения кгосударственной относится служба в различных специализированных отраслях:военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах,налоговой полиции и др.
Согласно п.4 ст.32 КонституцииРоссийской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ кгосударственной службе. Исходя из данной нормы, Закон устанавливает, чтогосударственная служба основана на принципе равного доступа граждан кгосударственной службе в соответствии со способностями и профессиональнойподготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождениигосударственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола,социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности,имущественного и должностного положения, места жительства, наличия илиотсутствия гражданства субъектов Российской Федерации. Возможность доступа к государственнойслужбе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другимитребованиями, установленными для государственных служащих.
В Законеничего не говорится о физических и моральных качествах государственныхслужащих. Однако совершенно ясно, что государственным служащим может быть лишьгражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествампрофессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующийгосударственный орган. Что касается условий доступа граждан к государственнойслужбе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означаетследующее: претенденту необходимо иметь образование и подготовку,соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности. При этом принциправнодоступности к государственной службе реализуется посредством участияграждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственнойслужбы.
Обязательностьдля государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственнымиорганами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Этот принцип являетсяодним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает изединства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненностинижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия дляисполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма.Государственным служащим следует строго руководствоваться объемом полномочийкаждого государственного органа, очерченного законодательством, учитывая, когдаэто необходимо, порядок так называемого двойного подчинения.
Государственнаяслужба основывается на принципе единства предъявляемых к ней основныхтребований. Основные требования являются едиными и для федеральнойгосударственной службы, и для государственной службы субъектов РоссийскойФедерации, и, соответственно, для деятельности государственных служащих.
Единствогосударственной службы Российской Федерации обеспечивается установленной вФедеральном законе системой органов государственной службы и определеннымиедиными задачами. Принцип единства основных требований осуществляется такжепосредством системного урегулирования и согласования статусов государственныхдолжностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всехэлементов института государственной службы.
Принципединства требований означает также, что все государственные служащие подчиненыминимуму общих правил, независимо от того, служат ли они Российской Федерацииили ее субъекту. Принцип единства требований обеспечивает независимостьгосударственной службы от структурных и иных перестроек в системе органоввласти.
Государственнаяслужба основана на принципе профессионализма и компетентности государственныхслужащих. Этот принцип обязывает государственных служащих владеть процедуройдеятельности органов государственной власти, знать свои права и обязанности;активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренныезаконодательством и должностными положениями и инструкциями.
Профессионализм означает исполнениегосударственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течениеопределенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентностьотражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм стимулирует расширениеи повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей,постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.
Принципгласности в осуществлении государственной службы. В Законе впервые в нормативнойформе закреплена обязанность государственных служащих предоставлять информацию.В соответствии с п.4 ст.24 Конституции Российской Федерации органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лицаобязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами иматериалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом.
Статьей 15 Конституции установлено,что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы неприменяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованыофициально для всеобщего сведения.
Государственнаяслужба основывается на принципе ответственности ее служащих за подготавливаемыеи принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своихдолжностных обязанностей. Действительность свидетельствует, что причина многихнедостатков в деятельности органов власти — не только и не столько пробелы и изъянызаконов, сколько некачественные решения либо неисполнение государственнымслужащим должностных обязанностей.
Этот принцип требует, чтобы каждыйслужащий не уклонялся от ответственности, не прятался за чью-либо спину, а вполной мере использовал предоставленные ему по должности права, проявлялсамостоятельность и лично отвечал за принятые им решения и подготовленные имслужебные документы, как и за те последствия, которые они могут вызывать.
Государственнаяслужба основана на принципе внепартийности и отделения религиозных объединенийот государства. Этот принцип имеет своей целью оградить государственныхслужащих от влияния и контроля со стороны политических партий так, чтобы онимогли эффективно работать независимо от того, какая политическая партияприходит к власти в результате выборов. Кроме того, принцип внепартийностизащищает государственных служащих от потери своих должностей по политическиммотивам, в том случае если одна партия встает на место другой у кормила власти.
Вместе с темпринцип внепартийности государственной службы не допускает создания организацийкаких-либо политических партий, общественных движений и объединений,преследующих политические цели.
Государственныеслужащие независимы от политических партий, движений и иных общественныхобъединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправеруководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественныхдвижений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Имзапрещено официально или публично демонстрировать свою приверженность илипринадлежность к указанным партиям или движениям.
Принципотделения религиозных объединений от государства означает, что они не участвуюткаким бы то ни было образом в организации и осуществлении государственнойслужбы, не оказывают какого-либо влияния на ее деятельность.
Государственныеслужащие не вправе каким-либо образом вмешиваться в политическую, богослужебнуюдеятельность религиозных объединений, связанную с удовлетворением религиозныхпотребностей верующих.
В органахгосударственной власти не могут создаваться организации религиозныхобъединений. В официальных документах не должно быть указаний на вероисповеднуюпринадлежность государственных служащих.
В органахгосударственной власти не могут отправляться религиозные обряды, осуществлятьсярелигиозная или атеистическая пропаганда, распространяться предметы культа,религиозная литература.
Государственныеслужащие не вправе демонстрировать свою приверженность или принадлежность к тойили иной религии, конфессии, церкви и вместе с тем должны обеспечиватьсвободную деятельность всех религиозных объединений.
Государственнаяслужба основывается на принципе стабильности кадров. Профессиональнаястабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми как винтересах государственного аппарата, так и в интересах государственныхслужащих, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностьюили частично изменяется система государственных органов и организациягосударственной службы.
Условиямистабильности кадров государственных служащих являются: искоренениепротекционизма, практики подбора кадров по принципу личной преданности ипартийности; своевременное освобождение государственных органов от лицнекомпетентных или профессионально непригодных; создание надлежащих условий дляплодотворной деятельности; усиление социальной и правовой защищенности.
2. Правовой статус государственного служащего
Права и обязанности государственныхслужащих — это особый вид установленных и гарантированных государством мердолжного и возможного их поведения в области государственно-служебныхотношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права иобязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и,во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственныхслужащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.
Должностные права и обязанностипроизводны от задач и функций государственного органа и выражают егополномочия. В Реестре государственных должностей государственной службыРоссийской Федерации содержится перечень унифицированных наименований этихдолжностей, а конкретные права и обязанности для каждой должностиустанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами
В положениях о федеральныхгосударственных органах и их структурных подразделениях, должностныхинструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции,обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а такжеответственность служащего применительно к каждой должности. При этом объем, исодержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержаниемдолжностных обязанностей.
Общие права и обязанностигосударственных служащих установлены Федеральным законом «0б основахгосударственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только длягосударственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и нераспространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характернойособенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают неполномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действийслужащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечиваетсяисполнение ими полномочий по замещаемым должностям.
2.1 Понятие государственного служащего и квалификациягосударственных служащих
Между государственным служащим игосударством (государственным органом) на определенном этапе возникаетконкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличиемвзаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и другихатрибутов правового статуса государственного служащего.
Федеральный государственныйслужащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебнуюдеятельность на должности федеральной государственной службы и получаетденежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федеральногобюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин,осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностигосударственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание(вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Впредусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданскийслужащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) такжеза счет федерального бюджета.
/>РоссийскаяФедерация является нанимателем федерального государственного служащего, асоответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданскогослужащего субъекта РФ.
В узком понимании государственныйслужащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е.должность в системе структурных подразделений государственной администрации, ивыполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату,денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие,властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).
Итак, понятие «государственныйслужащий» можно определить следующими признаками:
Во-первых, государственный служащий— это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственнымязыком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационнымтребованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственныйслужащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения.Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор[[1]], согласно которомуслужащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции,решает специальные задачи для достижения определенной цели государственногостроительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеетобязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы,социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежноесодержание и т. д.
Во-вторых, государственный служащийдолжен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е.положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
В-третьих, государственный служащийзанимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном закономпорядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего,его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности,права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д.Должности государственной службы могут занимать только государственныеслужащие.
В-четвертых, государственномуслужащему присваивается в установленном законом порядке классный чин,дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащийвыполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решаетгосударственные задачи в экономической, социальной,административно-политической сфере (финансовая деятельность государства,развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенноеи банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела,внешнеполитическая деятельность и т. д.).
В-шестых, государственный служащийсовершает во многих случаях действия (например, принимает управленческиерешения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридическиепоследствия.
В-седьмых, деятельностьгосударственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Онавоздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, натехнологические процессы производства, организацию и деятельность трудовыхколлективов.
Совокупность упомянутых признаковпозволяет сформулировать следующее определение. «Государственным служащим являетсягражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством изаконодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность вструктуре государственной администрации (исполнительной, законодательной исудебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское илиспециальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт(принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от именигосударства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе игосударственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) иимеющий гарантированный государством социально-правовой статус»[[2]].
Исходя из всего вышеизложенногоможно заключить, что определение понятия «государственный служащий» являетсяпрерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятиеполучило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд,по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильноразмыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частнойсобственности, любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к.государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющимполномочия работодателя).[[3]]
В настоящее времяпри множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службецелесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, покоторым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органагосударственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральныхгосударственных гражданских служащих и государственных гражданских служащихсубъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащихрегламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральнойгосударственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системегосударственной службы Российской Федерации», а также иными федеральныминормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданскихслужащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми всубъектах Федерации.
В зависимости от групп занимаемыхдолжностей государственной службы можно выделить государственных служащих,занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должностигосударственной службы.
Если в качестве критерияклассификации государственных служащих взять способ поступления нагосударственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих;назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственнуюдолжность государственной службы по конкурсу.
Все государственные служащие могутбыть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие,сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, непринимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областнойадминистрации).
Если положить в основу делениягосударственных служащих такой критерий, как специальные профессиональныеобязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственныеслужащие и государственные служащие, находящиеся на военной иправоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лицатаможенных органов и пр.).
В соответствии с принципомразделения государственной власти различаются государственные служащие,замещающие государственные должности в органах представительной(законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделитьи государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры,таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.
По объему должностных полномочий государственныеслужащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудникамигосударственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычныхслужащих). Среди государственных служащих, являющихся должностными лицами,следует выделить руководителей и представителей власти. Руководящие служащие(начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным имлицам. Представители власти, как известно, реализуют свои властные полномочиявне зависимости от подчиненности субъектов и применяют меры принуждения к неподчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам).Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальникии заместители начальников органов внутренних дел, государственных инспекций,других контрольно-надзорных органов).
В федеральном государственноморгане и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе на электронныхносителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основеперсональных данных государственных служащих. Сведения, которые внесены вреестр федеральных государственных служащих в федеральном государственноморгане и в реестры государственных служащих субъектов РФ в государственныхорганах субъектов РФ, в случаях, установленных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям,составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениямконфиденциального характера.
Реестры федеральных государственныхслужащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральныхгосударственных служащих. Реестры государственных гражданских служащих вгосударственных органах субъекта РФ составляют Реестр государственных гражданскихслужащих субъекта РФ. Реестр федеральных государственных служащих и реестрыгосударственных гражданских служащих субъекта РФ составляют Сводный реестр государственныхслужащих Российской Федерации.
Содержание и порядок веденияРеестра федеральных государственных служащих, а также перечень сведений,включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации,устанавливаются Президентом РФ[[4]].
Статья 43 Федерального закона «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации»[[5]]определяет порядок ведения представителем нанимателя реестра государственныхгражданских служащих Российской Федерации. Реестры федеральных государственныхгражданских служащих в федеральных государственных органах и реестрыгосударственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестргосударственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок ведения которогоутверждается указом Президента РФ.
Таким образом, существует рядоснований, который позволяет нам классифицировать государственных служащих.Возможность классификации государственных служащих позволяет более точноопределить место конкретного госслужащего в системе государственной службыРоссийской Федерации. Процесс законодательного оформления госслужбы ещё незавершен. Наряду с существующим законодательством намечается принятие законов,регулирующих правовой статус госслужащих правоохранительной и военной службы.
2.2Права государственного служащего
В качестве основного элементаправового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизмгосударственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование,выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом«О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами осоответствующем виде государственной службы права государственного служащегоможно разделить на три группы:
права, обеспечивающие уяснениеслужащим своего правового статуса и его правовую защиту;
права, способствующиенепосредственному выполнению служебных обязанностей;
права, содействующие усилениюдолжностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих емуконституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.
К первой группе правгосударственного служащего относятся:
а) ознакомление с документами,определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственнойслужбы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, атакже организационно-технические условия, необходимые для исполнения имдолжностных обязанностей;
б) ознакомление с должностнымрегламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности позамеща/>емойдолжности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнениядолжностных обязанностей, показателями результативности профессиональнойслужебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всемиматериалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другимидокументами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своихобъяснений;
в) проведение по его требованиюслужебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь идостоинство;
г) право на обращениегосударственного служащего в соответствующие государственные органы или в суддля разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе повопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов,содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, еепрохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другуюгосударственную должность государственной службы, дисциплинарнойответственности государственного служащего, увольнения с государственнойслужбы;
д) защита сведений огосударственном служащем;
е) государственная защита своейжизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащегогосударственному служащему имущества.
Ко второй группе правгосударственного служащего относятся:
а) получение в установленномпорядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностныхобязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий,необходимых для исполнения должностных обязанностей;
б) доступ в установленном порядке всвязи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органыместного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещениев установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий,учреждений и организаций независимо от форм собственности;
в) принятие решений и участие в ихподготовке в соответствии с должностными обязанностями;
г) переподготовка(переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующегобюджета;
д) внесение предложений посовершенствованию государственной службы в любые инстанции;
е) право на ношение форменнойодежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).
Третью группу прав государственногослужащего составляют:
а) участие по своей инициативе вконкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурснойоснове;
б) продвижение по службе,увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровняквалификации;
в) пенсионное обеспечение с учетомстажа государственной службы;
г) объединение в профессиональныесоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических ипрофессиональных интересов;
д) право на денежное содержание,состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины испециальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а такжепремии по результатам работы;
е) право на отдых, обеспечиваемоеустановлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлениемвыходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемыхосновного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемыйотпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорийгосударственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФустанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);
ж) право на включение в стажгосударственной службы государственного служащего иных периодов трудовойдеятельности;
з) медицинское обслуживаниегосударственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода егона пенсию;
и) обязательное государственноестрахование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи сисполнением им должностных обязанностей;
к) обязательное государственноесоциальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности впериод прохождения им государственной службы.
Государственному служащему могуткомпенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные сприемом на государственную службу, переводом на государственную должность вдругой государственный орган, направлением на государственную службу в другуюместность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходына оплату жилья.
Государственному служащему взависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется вустановленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежнаякомпенсация транспортных расходов.[[6]]
Таким образом, государственныйслужащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являютсобой один из важнейших элементов административно – правового статусагосударственного служащего.
2.3 Обязанности государственного служащего
Обязанности государственногослужащего характеризуют сущность его служебной деятельности,ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главнымобразом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей.Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своихобязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедурявляются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.
Круг общих (основных) обязанностейгосударственного служащего сводится к следующему:
а) Обеспечение поддержкиконституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральныхзаконов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
б) Добросовестное исполнениедолжностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органеправил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией;выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнятьдолжностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.[[7]]
в) Обеспечение соблюдения и защитыправ и законных интересов граждан.
г) Исполнение приказов,распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей,отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомонезаконных (или неправомерных) поручений.
д) Поддержание уровня квалификации,достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.
е) Соблюдение норм служебной этики.
ж) Хранение государственной тайны ииной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известнымигосударственному служащему в связи с исполнением им своих должностныхобязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинствограждан.
з) Своевременное рассмотрение впределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественныхобъединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственныхорганов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке,установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
Существуют также должностныеобязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы иконкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностныхинструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в которомпроходит службу государственный служащий.
Таким образом, мы видим, чтообязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупностис ними делают возможным сделать систему государственного управления болееэффективной.
2.4Ответственность государственных служащих
Ответственность государственныхслужащих наступает за нарушение законности и служебнойдисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностныхобязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное дляслужащих соблюдение служебного распорядка государственного органа идолжностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами,иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственногооргана и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органаможет быть определен нормативным правовым актом государственного органа, вкотором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебныйраспорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя сучетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
Государственные служащие могутнести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Основным видом ответственностигосударственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершениедолжностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной(трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся кважнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнениегосударственным служащим возложенных на него обязанностей (должностнойпроступок) на государственного служащего могут налагаться органом илируководителем, имеющими право назначать государственного служащего нагосударственную должность государственной службы, установленные дисциплинарныевзыскания.
Дисциплинарная ответственностьзаключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные(дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителейадминистрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями,применяемыми к гражданским служащим, являются:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполномдолжностном соответствии;
освобождение от замещаемойдолжности гражданской службы;
увольнение с гражданской службы пооснованиям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащимбез уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарноевзыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте безуважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня. Появлениена службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсическогоопьянения. Разглашение сведений, составляющих государственную или инуюохраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставшихизвестными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностныхобязанностей. Совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужогоимущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества,установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлениеморгана, уполномоченного рассматривать дела об административныхправонарушениях). п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должностьгражданской службы категории «руководители», необоснованного решения,повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное егоиспользование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должностьгражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей,повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушениезаконодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственнойгражданской службе Российской Федерации»[[8]].
Противоправное виновноенеисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенныхна него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой)дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным(дисциплинарным) проступком.
Приказ (распоряжение) илипостановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его примененияобъявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию,под расписку.
Перед применением дисциплинарноговзыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации»).
Если в течение года со дняприменения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будетподвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся(не имеющим) дисциплинарному взысканию.
Орган (должностное лицо,представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечениягода со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменномузаявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственногоруководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка ипроявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю такжепринадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственногослужащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.
В течение срока действиядисциплинарного взыскания, меры поощрения к государственному служащему неприменяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарноговзыскания.
В случае несогласиягосударственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарнойответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решениевышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа,комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.
Российское законодательствопредусматривает административную ответственность государственных служащих вслучаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии сзаконодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом вКоАП РФ[[9]] понимаетсялицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиямиосуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленномзаконом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихсяв служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющееорганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных имуниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках ивоинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечениядолжностных лиц к административной ответственности является совершение имиадминистративных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащимисполнением своих служебных обязанностей.
Действующим законодательствомпредусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотреблениедолжностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ впредоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ,присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие впредпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог ихалатность (ст. 285—293 УК РФ[[10]]). Взависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначаетразличные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. Прирассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы судымогут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственногослужащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственныедолжности.
Для государственных служащихустановлена материальная ответственность. Она выполняет право-восстановительнуюфункцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальныйущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительнойвласти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащимпричиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальнаяответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарнойответственности.
Действующее законодательство огосударственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальнойответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сферерегулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде.Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативныхправовых актов распространяются и на случаи материальной ответственностигосударственных служащих.
Именно высокий статус и большаяважность государственно-волевых решений, которые принимает гос.служащийобуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государствонакладывает на него.
Заключение
Система государственного управленияохватывает почти все сферы общественной жизни. Но определяющее значение имеютсоциальная и экономическая сферы. Одним из ключевых инструментов реализацииуправления социальной сферой является социальная политика государства, котораяявляется важным звеном народно-хозяйственной структуры. Механизмы и методыэтого звена способны решать задачи, которые не под силу решать каким-либо инымструктурам, в том числе рынку. Социальная политика призвана воспрепятствоватьнегативным последствиям рынка и тем самым обеспечить стабильность общества иулучшение материального положения различных слоев населения. Экономическаяинфраструктура составляет материально-производственную базу всякого общества игосударства и одну из важнейших сфера жизнедеятельности людей, гдеуправленческие функции государства и государственных органов проявляется внаиболее отчетливой форме. Государство играет немаловажную роль в обеспечениинормативно-правовой основы субъектов экономической деятельности, соблюдении имиобщепринятых правил игры в условиях рыночных отношений.
Сегодня намечено, прорабатывается ипрактически реализуется несколько реформ: правовая, административная, военная,судебная и др. Появилась концепция реформирования системы государственнойслужбы РФ. Все реформы объективно взаимосвязаны, так как, в конечном счете,направлены на становление и укрепление государственно-правовых институтов, а наих базе и при их поддержке и институтов гражданского общества.
В Российской Федерации сложиласьситуация, при которой реформирование государственной службы являетсяприоритетным направлением реформ. Основное направление реформирования — кардинальное повышение эффективности и качества государственной службы винтересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействиеэкономическому прогрессу (становлению рыночной экономики), повышение качестваоказываемых государством услуг, рациональное использование государственныхресурсов и улучшение положения государственных служащих, конкурентоспособностьпрофессии государственного служащего на федеральном и региональных рынкахтруда. Реформирование государственной службы в РФ должно обеспечить созданиецелостной системы государственной службы, с учетом исторических, культурных,национальных и иных особенностей РФ, а также тенденций мирового развития.
Библиографическийсписок
I.Законодательство и официальные документы
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. — № 237.
2. Уголовныйкодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательстваРФ. – 1996. — №25. – Ст. 2954.
3. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
4. Федеральныйзакон О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 31 июля.
5. Федеральныйзакон О системе государственной службы Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 31 мая.
6. Опримерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданскойслужбы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.02. 2005 № 159 //Российская газета. – 2005. – 18 февраля.
7. Ореестре государственных должностей федеральных государственных служащих: УказПрезидента РФ от 11.01. 1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от 11.10.2004) //Российская газета. – 1995. – 25 января.
8. О реестрегосударственных должностей федеральных государственных служащих: УказПрезидента РФ от 11.01.1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от 01.03.2003) //Российская газета. – 1995. — № 19.
II.Учебники, статьи, диссертации
1. Административноеправо: Учебник для вузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н.Старилова. – М.: Норма, 2005. – С. 273.
2. ГришковецА. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. –2003. — № 4. С. 16-18.
3. Государственнаяслужба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Д.М. Овсянко. — М.:Юристъ, 2003. – С. 75-98.
4. КуракинА.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепцииреформирования государственной службы — антикоррупционную направленность //Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.
5. Комментарийк Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации»от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (постатейный) / Под ред. А.Н. Ткача. – М.: Юстицформ,2004. – 130 с.
6. КотелиниковаЕ.А., Семенуова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. «Учеб.пособие».-Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-352с.
7. ТихомироваЛ. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное ипереработанное / Под ред. М. Ю. Тихомирова. – М.:Издательский Дом ИНФРА-М, 2002. – 972 с.