I. Введение.
Здравоохранение, комплексгосударственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер,предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этогообщества. Характер З. определяется, прежде всего, социальным строем общества игосударства. Поэтому принципы и характер З. в капиталистических исоциалистических обществах различны, хотя цель З. единая — изучение здоровья иболезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности.Интернациональны методы З., меры индивидуальной и комплексной профилактики,способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней ит.п. Но для З. каждого государства характерны национальные особенности итрадиции.
Здравоохранение — системасоциально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить иповысить уровень здоровья населения, функционирование которой обеспечиваетсяналичием кадров, материально-технической базы, определенной организационнойструктуры, соответствующих технологий и развитием медицинской науки.
В целом здоровье определяется не только нормальным функционированием системы З., но напрямую зависит от уровня развития цивилизации, научно-технического прогресса, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за свое здоровье. Господствующие производственные отношения и социальный строй определяют теоретические и организационные принципы З., исторические традиции, особенности политического строя, уровень экономического развития и ряд других факторов — многообразие форм организации З. в рамках одной и той же социально-экономической формации./>
Основные понятия: />гарантированный объем бесплатной медицинской помощи — единый на всей территории Республики Казахстан объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан и финансируемой непосредственно из республиканского и местных бюджетов;/>
добровольное медицинское страхование — вид страхования граждан по оказанию им дополнительных услуг сверх бесплатного гарантированного объема медицинской помощи;/>
амбулаторно-поликлинический тарификатор — перечень тарифов на оказываемые услуги специализированной амбулаторно-поликлинической помощи;/>
клинико-затратныегруппы — клинически однородные группы заболеваний, сходные по затратам на ихлечение;/>
подушевой норматив — установленная норма затрат, пересматриваемая ежегодно в расчете на одного человека для обеспечения конкретного объема медицинских услуг;/>
народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней;/>
медицинскаяреабилитация — частичное или полное восстановление здоровья;
/>СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — особо опасное инфекционное заболевание, связанное с заражением вирусом иммунодефицита человека;
/>трансплантация — пересадка, приживление тканей и органов на другое место или в другой организм;/>
юридические и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой — вид предпринимательской деятельности по оказанию профилактической, диагностической и лечебной помощи населению;
/>эвтаназия — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию его жизни.
II. Основноесодержание.
2.1. Понятие и общаяхарактеристика управления здравоохранением.
Под здравоохранением понимается система государственных иобщественных мероприятий лечебно-профилактического характера, направленных насохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека,поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинскойпомощи в случае утраты здоровья. Эти мероприятия разнообразны по своемусодержанию:
а) предоставление высококвалифицированной медицинской помощи;
б) обеспечение лечебно-профилактических учреждений инаселения медицинскими изделиями (лекарственными средствами, оборудованием);
в) осуществление санитарно-эпидемиологического надзора;
г) производство медицинских экспертиз;
д) организация лечения и отдыха в учреждениях оздоровительногопрофиля.
Человек, его жизнь и здоровье — высшие первичные ценности,относительно которых определяются другие ценности и блага всего общества.Большое значение этих благ обусловливают необходимость их охраны, в том числеи правовой.
Основные положения, касающиеся охраны здоровья народа,закреплены в Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которымиграждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья; на бесплатноеполучение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом;на получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях.
В ряде других статей Конституции Республики Казахстансодержатся положения об охране окружающей среды, об условиях труда, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены, о защите семьи, материнства, отцовства идетства, что также направлено на охрану здоровья населения страны.
/>Принципы государственной политики охраны здоровья граждан
Государственная политика Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан проводится на основе принципов:
обеспечения государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области охраны здоровья;
доступности, преемственности и бесплатности в рамках гарантированного объема медико-санитарной, медико-социальной и лекарственной помощи, оказываемой государственными организациями здравоохранения, и ответственности за их реализацию;
социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;
социальной справедливости и равенства в получении медицинской помощи в рамках гарантированного объема медицинской помощи;
развития здравоохранения в соответствии с потребностями населения и создания равных условий для медицинских организаций, независимо от форм собственности;
научной обоснованности и медико-социальных мероприятий;
развития добровольного медицинского страхования и многоукладной медицины;
ответственности центральных исполнительных органов, а также местных представительных и исполнительных органов. органов местного самоуправления, работодателей, должностных лиц за создание условий,
обеспечивающих укрепление и охрану здоровья граждан;
ответственности медицинских и фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право на занятие медицинской ифармацевтической деятельностью, за вред, причиненный здоровью граждан;
ответственности граждан в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих лиц.
В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохраненияздоровье — это состояние полного физического, душевного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладаниевысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякогочеловека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического исоциального положения.
Благополучие государства в целом зависит от благополучиякаждого его гражданина. Поэтому забота государства о сохранении здоровья своихграждан является одной из первоочередных его обязанностей. Реализовать всезадачи по охране здоровья народа призвана государственная системаздравоохранения.
Здравоохранение Республики Казахстан представляет собойзначительную отрасль социальной сферы, насчитывающую тысячи медицинскихучреждений, имеющую около 70 тысяч врачей всех специальностей.
Охрана здоровья народа в соответствии с Законом РеспубликиКазахстан «Об охране здоровья народа в Республике Казахстан» от 10января 1992 года основывается на следующих принципах:
– ответственностьорганов государственной власти и управления, работодателей за созданиеусловий, обеспечивающих формирование, развитие и укрепление здоровья народа;
– социальнаязащищенность граждан в случае утраты здоровья;
– ответственностьграждан за сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровьяокружающих;
– ответственностьмедицинских, фармацевтических работников, а также лиц, имеющих право назанятие медицинской и
– фармацевтическойдеятельностью, за ущерб, причиненный здоровью граждан;
– научность ипрофилактическая направленность медико-санитарных и медико-социальныхмероприятий;
– многоукладностьразвития здравоохранения в соответствии с потребностями населения.
Законом об охране здоровья установлено, что охрана здоровьянарода является обязанностью всех органов государственной власти и управления,работодателей, должностных лиц. В систему субъектов управления здравоохранениемвходят также общественные организации: профессиональные союзы, ассоциацияврачей и провизоров, общество Красного Полумесяца и Красного Креста, фондмилосердия и здоровья и другие.
Непосредственная организация охраны здоровья народа возложенана отраслевые органы здравоохранения — территориальные (системы Министерстваобразования, культуры и здравоохранения) и ведомственные.
Территориальные органы здравоохранения осуществляют свою деятельность наопределенной территории и составляют вместе с подчиненными им организациямиединую систему управления. В эту систему входят: Министерство, департаменты(отделы) при местных исполнительных органах. В аульных, сельских местностяхотделы здравоохранения упразднены, и их функции возложены на районныецентральные больницы.
В системе отраслевых органов управления могут быть выделеныотносительно самостоятельные специальные подсистемы органов управления,занимающиеся управлением отдельными подотраслями здравоохранения. Например,промышленное производство лекарственных препаратов и изделий медицинскогоназначения возложено на Казахстанский научно-промышленный комплекс поперспективным разработкам и производству медицинских препаратов«Биомедпрепарат»; организация санитарного надзора и проведениепротивоэпидемиологических мероприятий осуществляются органами Государственнойсани-тарно-эпидемиологической службы и т. д.
При этом на республиканском уровне организацией такого родафункций занимаются структурные подразделения Министерства — главныеуправления, отделы (лечебно-профилактическое, лекарственного обеспечения,развития медицинской и фармацевтической промышленности и др.), а на уровнеобласти, города, района—самостоятельные органы управления (главные санитарныеврачи, санитарно-эпидемиологические станции).
Специальные подсистемы органов управления в организации ипроведении мероприятий общемедицинского характера связаны с общеотраслевымиорганами здравоохранения (Министерством и отделами здравоохранения) иподчиняются им. В то же время в решении специальных вопросов (осуществлениясанитарно-эпидемиологического надзора, обеспечения населения и лечебно-профилактическихорганизаций лекарственными средствами и т. д.) названные подсистемы отраслевыхорганов обладают самостоятельностью.
Наряду с территориальными органами управления здравоохранением,данной деятельностью занимаются ведомственные органы, имеющие в своем ведениимедицинские организации (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерствотранспорта и коммуникаций, Комитет национальной безопасности и т. д.).Ведомственные органы здравоохранения организуют медицинское обслуживаниеработников своих отраслей, а также некоторых категорий граждан (участников иинвалидов Великой Отечественной войны). Ведомственные органы здравоохраненияобязаны соблюдать единые требования организации осуществлениялечебно-профилактической деятельности и санитарно-эпидемиологического надзора.
Министерство образования, культуры и здравоохранениякоординирует деятельность этих органов по вопросам лечебно-профилактическойпомощи, санитарно-эпидемиологического обслуживания населения, охраны территорииреспублики от завоза и распространения инфекционных заболеваний, а такжеконтроля за этой деятельностью.
Содержание управленияздравоохранением составляет совокупность общих и специальных исполнительных ираспорядительных функций. К общим функциям относятся разработкагосударственных программ, их финансирование, контроль, решение кадровыхвопросов; к специальным — организация лечебно-профилактической помощи,размещение сети лечебно-профилактических и других организаций здравоохранения,обеспечение медицинских организаций и населения лекарственными средствами идругими медицинскими изделиями и оборудованием, организациясанитарно-эпидемиологического надзора, производство медицинских экспертиз,развитие медицинской науки, работа по профилактике заболеваний срединаселения.
2.2. Система органовгосударственного управления здравоохранением./> Полномочия государственных органов в области охраны здоровья граждан
1. Правительство Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан:
разрабатывает единую государственную политику охраны здоровья граждан и меры по ее осуществлению, а также стратегию развития здравоохранения;
разрабатывает государственные программы, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан и несет ответственность за их исполнение;
утверждает и финансирует целевые комплексные программы развития здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности;
руководит деятельностью исполнительных органов, министерство, государственных комитетов, иных центральных исполнительных органов по вопросам охраны здоровья граждан;
утверждает на основе предложений уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан бесплатный гарантированный объем медицинской помощи и публикует в печати.
Уполномоченный центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан:
проводит единую государственную политику охраны здоровья населения;
осуществляет межотраслевую координацию, а также взаимодействие с общественными организациями по реализации государственных, целевых и комплексных программ по охране здоровья;
определяет меры по развитию здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности;
руководит деятельностью республиканских медицинских, учебных, научно-исследовательских и санитарно-эпидемиологических организаций;
способствует материально-техническому, лекарственному обеспечению организаций здравоохранения и населения;
осуществляет через местные исполнительные органы координацию и контроль за деятельность территориальных органов и организаций здравоохранения, независимо от форм собственности;
анализирует состояние здоровья населения;
определяет совместно с Фондом обязательного медицинского страхования базовую программу обязательного медицинского страхования;
координирует деятельность ведомственных медико-санитарных служб.
Органы управления общей компетенции
Руководство охраной здоровья в Республике Казахстан осуществляютвысшие и местные органы государственной власти и управления.
Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент иПравительство Республики Казахстан.
Правительство в пределах своих полномочий на основании статьи66 Конституции Республики Казахстан и в соответствии с Указом Президента,имеющим силу конституционного Закона, «О Правительстве РеспубликиКазахстан» определяет и реализует государственную политику в областиздравоохранения. Например, 8 мая 1996 года Правительство Республики Казахстанутвердило целевую комплексную программу «Иммунопрофилактика», цельюкоторой является снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемыхсредствами иммунопрофилактики .
В соответствии с Законом об охране здоровья народа ведениювысших органов государственной власти и управления Республики Казахстанподлежат:
X разработка и принятие законодательныхактов в области охраны здоровья народа;
X обеспечение надлежащегоэкономического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационнойбезопасности на территории республики;
X определение стратегии, утверждениепланов и программ по охране здоровья народа и мероприятий по их реализации;
X обеспечение развития фундаментальнойи прикладной медицинской науки;
осуществление материально-технического и финансовогообеспечения организаций здравоохранения и т. д.
Местные исполнительные органы являются органами государственногоуправления общей компетенции, которые руководят здравоохранением на своейтерритории. Они обязаны обеспечить комплексное социально-экономическоеразвитие, развивать пропорционально, с учетом конкретных условий все отраслисоциально-культурной сферы, в том числе и здравоохранения.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О местныхпредставительных и исполнительных органах Республики Казахстан» от 10декабря 1993 года областная, районная, городcкая администрация ведает организациями здравоохранения,принимает меры по укреплению их материально-технической базы и охране здоровьянаселения.
Местные исполнительные органы на своей территории организуютпроведение санитарно-профилактических и противо-эпидемиологических мероприятий,определяют планы по предупреждению и ликвидации заболеваний, осуществляют контрольза обеспечением санитарного состояния городов, сельских населенных пунктов,организаций, источников водоснабжения. Они организуют оказание медицинскойпомощи населению, охрану материнства, отцовства и детства, обеспечениелекарственной помощью, решают вопросы размещения организаций оздоровительногопрофиля.
Местные представительные и исполнительные органы осуществляютруководство юридическими и физическими лицами по проведению ими санитарногозаконодательства и обеспечивают защиту прав граждан на охрану здоровья,благоприятную среду обитания, возмещение ущерба их здоровью.
В перспективе согласно постановлению Правительства РеспубликиКазахстан «О концепции региональной политики Республики Казахстан»от 9 сентября 1996 года планируется ввести государственное управлениеотраслями социально-экономического развития на региональном уровне, то естьуправлять здравоохранением на местном уровне предполагается не в зависимостиот административно-территориального деления, а в зависимости отсоциально-экономического состояния региона, с учетом разных типов регионов вцелях более полного раскрытия их потенциала.
Исходя из требований эффективного сочетания централизации идецентрализации управления развитием страны, планируются поэтапная передачабольшинства полномочий из центра на региональный уровень и соответственнорасширение прав местных органов власти и повышение их ответственности вобеспечении сбалансированного социально-экономического развития территорий.Следовательно, и схема государственного управления здравоохранением будетиной.
Отраслевые органы управления здравоохранением
Министерство образования, культуры и здравоохраненияРеспублики Казахстан является органом непосредственного государственногоуправления здравоохранением в республике.
Министерство с подведомственными ему организациямиздравоохранения при местных исполнительных органах, а также ведомственнымимедико-санитарными службами образует систему организации медицинской помощи,управления и контроля за состоянием здоровья населения исанитарно-эпиде-миологическим благополучием республики.
Основными задачами и функциями Министерства являются:
разработка, научное обоснование и контроль за выполнениемгосударственных программ в области здравоохранения;
координация деятельности органов и организаций здравоохраненияпо совершенствованию организации медицинской помощи в целом и в том числе:первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, обеспечениянаселения и лечебно-профилактических организаций лекарственными средствами иизделиями медицинского назначения;
совершенствование структуры управления здравоохранением всоответствии с приоритетными направлениями развития отрасли;
разработка нормативов и стандартов в области здравоохраненияи контроль за их соблюдением;
q совершенствованиедеятельности санитарно-эпидемиолрги-ческих организаций по обеспечениюсанитарно-эпидемиологи-ческого благополучия и радиационной безопасности территорииреспублики;
q организацияпроизводства по выпуску лекарственных средств, изделий медицинского назначенияи медицинской техники и т. д.
Министерство осуществляет функции, свойственные в целомсистеме органов здравоохранения.
Отделы и управления (департаменты) здравоохранения местныхисполнительных органов руководят делом охраны здоровья народа в пределах своейтерритории. Они обеспечивают лечебно-профилактическое обслуживание населения вбольницах, на дому и в амбулаторно-поликлинических учреждениях, проводятмероприятия по охране материнства, отцовства и детства, осуществляют контрольза состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Отделы и управления (департаменты) здравоохранения непосредственноруководят медицинскими организациями, определяют территорию обслуживаниянаселения лечебно-профилактическими организациями, анализируют состояниездравоохранения на своей территории, разрабатывают планы мероприятий по ликвидацииопределенных заболеваний и представляют их на утверждение местнымисполнительным органам.
Межотраслевые органы управления здравоохранением обеспечиваютсанитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Основными нормативно-правовыми актами, определяющимиправовое положение государственных органов, осуществляющих управление вобласти обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия населения,являются Закон Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения» от 8 июля 1994 года и Положение о Государственнойсанитарно-эпидемиологической службе Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года№ 547.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РеспубликиКазахстан представляетсобой единую централизованную систему органов и организаций, главными задачамикоторых являются предупреждение, выявление и ликвидация вредного воздействиянеблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения,профилактика инфекционных и профессиональных заболеваний путем осуществленияконтроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией и надзора за выполнениеморганизациями, должностными лицами и гражданами санитарных норм и правил,гигиенических нормативов, санитарного законодательства и законов Республики Казахстанв части охраны здоровья народа.
Наиболее важной задачей Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы является осуществлениесанитарно-эпидемиологического надзора, являющегося разновидностьюадминистративного надзора.
В систему Государственной санитарно-эпидемиологической службывходят:
Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства;
q органы иорганизации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологической надзорна соответствующих территориях Республики Казахстан: Республиканская, областные,городские, районные санитарно-эпидемиологические станции;
q органы иорганизации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзорна железнодорожном транспорте:
q дорожные,линейные санитарно-эпидемиологические станции;
q органы иорганизации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзорна воздушном транспорте;
q органы иорганизации, прикомандированные к Министерству внутренних дел РеспубликиКазахстан и осуществляющие надзор на его объектах: станции при МВД, УВД;
q организации,осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектахминистерств, ведомств, компаний, концернов, корпораций;
q органы иорганизации, обеспечивающие организацию и проведение противоэпидемиологическихмероприятий по особо опасным и карантинным инфекциям: противочумные станции,Казахское противочумное научно-производственное объединение;
q органы иорганизации, проводящие профилактическую и очаговую дезинфекцию, дезинсекцию,дератизацию;
q органы иорганизации, осуществляющие пропаганду здорового образа жизни, гигиеническоеобучение и воспитание населения,— центры «Здоровье».
Государственную санитарно-эпидемиологическую службуРеспублики Казахстан возглавляет Главный государственный санитарный врачРеспублики Казахстан, являющийся заместителем министра и обеспечивающийруководство ее органами и организациями на принципах централизованногоуправления.
Руководящим органом Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы является Главноесанитарно-эпидемиологическое управление Министерства, которое:
участвует в разработке нормативных актов по вопросам здравоохраненияи обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
согласовывает комплексные санитарно-оздоровительные мероприятияминистерств и ведомств, направленные на улучшение состояния окружающей среды иохрану здоровья населения;
согласовывает государственные стандарты, технические условияна продукцию, товары, услуги, гигиенические нормы;
организует деятельность по охране государственной границы отзавоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций;
вносит предложения в Правительство Республики Казахстан поэтим вопросам;
проводит санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
осуществляет контроль за деятельностью всех органов иорганизаций, входящих в Государственную санитарно-эпидемиологическую службу, ит. д.
Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция:
обеспечивает практическое и организационно-методическое
руководство органами и организациями, осуществляющими государственныйсанитарно-эпидемиологической надзор на административных территориях, железнойдороге и воздушном транспорте, объектах министерств, ведомств, компаний,концернов Республики Казахстан;
оказывает практическую помощь местным исполнительным органами органам санитарно-эпидемиологической службы в организации и проведениисанитарно-гигиенических, профилактических, противоэпидемических и иныхмероприятий;
осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологическойситуацией;
проводит анализ и оценку инфекционной и профессиональнойзаболеваемости;
занимается вопросами кадрового обеспечения и т. д.
Областные, городские и районные санитарно-эпидемиологическиестанции осуществляют непосредственно государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил и норм,гигиенических нормативов организациями, должностными лицами и гражданами;проведением мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию загрязненияокружающей среды, оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыханаселения, предупреждение инфекционной, паразитарной, профессиональнойзаболеваемости; планировкой и застройкой городских и сельских поселений объектамижилищно-гражданского строительства; производством, хранением, транспортировкойи реализацией продуктов питания и продовольственного сырья; производством ииспользованием инвентаря, тары, контактирующих с пищевыми продуктами ипитьевой водой; производством и реализацией детских товаров, косметических имоющих средств; производством, транспортировкой, хранением, применением изахоронением радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ; состояниемводоснабжения, канализации и очистки населенных мест; проводят расследованиеслучаев пищевых отравлений, санитарно-эпидемиологическую экспертизу и т. д.
/>
Виды медицинской помощи населению
1. Медицинская помощь населению включает:
первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь и реабилитацию.
/>
2. Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно взрослому и
детскому населению при угрожающих жизни обстоятельствах, несчастных случаях и острых тяжелых заболеваниях специальными медицинскими организациями (станции и отделения скорой медицинской помощи), входящими в государственную систему здравоохранения.
/>
3. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, родовспоможение, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование,
проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства,
проведение других мероприятий, связанных с оказанием медицинской помощи по месту жительства.
/>
4. Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам амбулаторно-поликлиническими и стационарными организациями при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
/>
5. Медико-социальная помощь включает систему мер по созданию и развитию сети организаций медико-социального типа, предоставление жилищно-бытовых льгот, обеспечению выполнения работодателями медицинских рекомендаций по оздоровлению работающих, организации рационального режима труда и питания.
/>
6. Гражданам, страдающим врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм, оказывается медицинская, физическая, психологическая и социальная реабилитация в соответствующих лечебно-профилактических и оздоровительных организациях.
Органы санитарно-эпидемиологической службы, их должностныелица наделены широкими административно-властными полномочиями в отношении всехорганов, организаций, должностных лиц и граждан. Эти полномочия можно разделитьна следующие группы:
1) по определениюсоответствия поднадзорных объектов требованиям санитарно-эпидемиологическихнорм: беспрепятственно в любое время суток посещать и проводить обследованияобъектов; требовать от должностных лиц представления сведений и документов,производить выемку и пробу пищевых продуктов и т. д.;
2) по предупреждению нарушений санитарно-эпидемиоло-гическихнорм: давать министерствам, ведомствам, организациям и гражданам заключения попроектам планировки и застройки населенных мест, размещения и строительстваобъектов промышленного и гражданского назначения, условиям водопользования;
3) по устранению нарушений санитарно-эпидемиологичес-кихнорм: предъявлять требования об устранении нарушений санитарных норм и правил,проведении санитарно-противо-эпидемиологическйх мероприятий;
4) по применению мер административного принуждения:отстранять от работы лиц, являющихся источником инфекционных и паразитарныхзаболеваний; запрещать или приостанавливать до устранения нарушений санитарныхправил и норм эксплуатацию действующих производственных объектов, строительство;запрещать производство, применение, реализацию новых видов сырья, оборудования,пищевых продуктов и т. д.; налагать административные штрафы.
/>Оказание медико-санитарной помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями, и их реабилитация
1. Основания и порядок оказания медико-санитарной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, и их реабилитация регламентируется специальным законом.
/>
2. Лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируются права, установленные законодательством Республики Казахстан.
/>
3. Контроль за соблюдением законодательства по охране психического здоровья населения, лечения и реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляют местные представительные и исполнительные органы./>
Оказание медико-санитарной помощи больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией
1. Местные исполнительные органы обеспечивают систему мер по предупреждению и лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании. По представлению органов и организаций здравоохранения местные исполнительные органы организуют специальные кабинеты, больницы и диспансеры для лечения указанных категорий больных, включая анонимное лечение.
/>
2. Права граждан, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией охраняются законодательством Республики Казахстан, им обеспечивается реабилитация.
/>Оказание медицинской помощи гражданам, свобода которых ограничена
1. Гражданам, отбывающим наказание по приговору суда вне места лишения свободы, помещенным в изоляторы временного содержания, специальные учреждения, медико-санитарная помощь оказывается на общих основаниях.
/>
2. Лица, помещенные в следственные изоляторы и отбывающие наказание в местах лишения свободы, обслуживаются ведомственными медицинскими службами. />
Оказание медико-санитарной помощи гражданам, занимающимся физической культурой и спортом
1. Местные исполнительные органы организуют для граждан, занимающихся физической культурой и спортом, специальные диспансеры, кабинеты, сеть спортивно-оздоровительных комплексов.
/>
2. Органы санитарного надзора осуществляют контроль за состоянием
помещений и территорий, используемых для занятий физической культурой и спортом./>
Оказание Медицинской помощи военнослужащим, работникам органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск Республики Казахстан
Военнослужащим, работникам органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск Республики Казахстан медицинская помощь оказывается медицинскими организациями этих ведомств.
При их отсутствии по месту прохождения службы или месту жительства или при отсутствии ведомственных медицинских организациях соответствующих отделений, специалистов либо специального оборудования медицинская помощь оказывается беспрепятственно и бесплатно в территориальных организациях уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан, за счет средств соответствующих бюджетов в рамках гарантированного объема медицинской помощи .
2.3. Администрацияорганизаций здравоохранения.
Непосредственную медицинскую помощь населению призваныоказывать организации здравоохранения.
Администрация государственных организаций здравоохраненияявляется первичным звеном системы органов государственного управления, вслучае приватизации организаций здравоохранения их администрация уже неявляется органом государственного управления.
/>Обязанности организаций государственной системы здравоохранения
Организации государственной системы здравоохранения обязаны обеспечивать:
оказание неотложной медицинской помощи;
доступную, своевременную, квалифицированную, специализированную, а также бесплатную для больного медицинскую помощь, в пределах гарантируемого государством объема;
готовность к работе в экстремальных условиях;
проведение специальных профилактических медицинских мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний;
представление бесплатной, оперативной и достоверной информации о формах и видах квалифицированной медицинской помощи, оказываемых организациями государственной системы здравоохранения;
соблюдение санитарно-гигиенического, противоэпидемиологического режимов;
взаимодействие и преемственность с другимиорганизациями здравоохранения, независимо от форм собственности;
пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое воспитание населения;
условия для подготовки и переподготовки медицинских кадров;
взаимодействие с другими министерствами и ведомствами, а также медико-социальными экспертными комиссиями, промышленными, учебными, торговыми, сельскохозяйственными и другими организациями по вопросам охраны здоровья граждан.
/> Обязанности частных медицинских организаций и лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
Частные медицинские организации и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, обязаны:
обеспечивать оказание неотложной медицинской помощи;
осуществлять медицинскую деятельность только при наличии лицензии на все виды оказываемой ими профилактической, диагностической и лечебной помощи населению;
руководствоваться санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами по организации работы лечебно-профилактических организаций, утверждаемыми уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан;
применять методы диагностики, профилактики и лечения, лекарственные средства, разрешенные к применению уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан;
вести первичные медицинские документы и ежегодно представлять отчеты по форме, видам и в объеме, установленным уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан;
не разглашать ставших им известными при исполнении профессиональных обязанностей сведений о болезнях, об интимной и семейной жизни граждан.
Раскрытие этой информации допускается в случаях, предусмотренных
настоящим Законом;
давать гражданам достоверную информацию и объективную рекламу в средствах массовой информации о предоставляемой медицинской помощи и эффективности методов лечения больных;
сообщать органам здравоохранения случаи заболевания венерическими болезнями, СПИДом, лепрой, микроспорией, трихофитией, чесоткой, инфекционными, психическими заболеваниями, а органам внутренних дел
, — сведения о лицах, обратившихся по поводу свежих травм и ранений.
Все организации здравоохранения в зависимости от содержаниявыполняемых функций можно разделить на следующие типы и виды:
а) лечебно-профилактические организации (больницы, госпитали,диспансеры различного профиля, учреждения скорой медицинской помощи и станциипереливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортныеучреждения; б) санитарно-профилактические организации (санитарно-эпидемиологическиелаборатории, дезинфекционные, противочумные станции); в) организациисудебно-медицинской экспертизы; г) аптечные организации; д)научно-исследовательские организации, а также высшие и средние медицинские ифармацевтические учебные заведения.
Различные виды организаций здравоохранения выполняют какобщемедицинские, так и специфические задачи и функции.
В зависимости от режима выделяют стационарные и амбулаторныеорганизации здравоохранения.
В настоящее время можно выделить организации государственнойи частной системы здравоохранения. Все организации здравоохранения, независимоот форм собственности, являются юридическими лицами и вправе разрабатывать иутверждать свою организационную структуру, штаты, самостоятельно выбиратьформу хозяйствования, организации и оплаты труда.
Государственные лечебно-профилактические организации обязаныобеспечивать: бесплатную, доступную, своевременную, квалифицированную медицинскуюпомощь; оказание неотложной медицинской помощи; готовность к работе вэкстремальных условиях; проведение специальных профилактических медицинскихмероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний,представляющих опасность для окружающих, и т. д.
Все организации частной системы здравоохранения, а такжелица, занимающиеся частной медицинской практикой, обязаны: осуществлятьмедицинскую деятельность только при наличии лицензии на все виды оказываемойпрофилактической, диагностической и лечебной помощи населению; руководствоватьсясанитарно-эпидемическими нормами и правилами организации работылечебно-профилактических организаций, утвержденными Министерством образования,культуры и здравоохранения Республики Казахстан; применять методы диагностики,профилактики и лечения, лекарственные средства, разрешенные к применениюМинистерством; вести первичные медицинские документы, утвержденныеМинистерством, и ежегодно представлять отчеты в местные органы здравоохраненияи т. д.
Государственная система здравоохранения
1. К государственной системе здравоохранения относятся:
уполномоченный центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, органы управления здравоохранением областей, городов республиканского значения, столицы.
2. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения амбулаторно-поликлинические, больничные организации, медико-санитарные части, организации охраны материнства и детства, скорой медицинской помощи, судебно-медицинской экспертизы, диспансеры, учебные заведения, научно-исследовательские, санитарно-эпидемиологические, санаторно-курортные, фармацевтические организации, службы материально-технического обеспечения и иные организации.
3. В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические и фармацевтические организации, создаваемые другими министерствами, государственными комитетами и иными центральными исполнительными органами и организациями Республики Казахстан, кроме уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан.
4. Организации государственной системы здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности, частные медицинские организации являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
/>
Юридические и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой
1. К юридическим и физическим лицам, занимающимся частной медицинской практикой, относятся лечебно-профилактические, санаторно-курортные, аптечные организации и организации медицинской техники, которые находятся в частной собственности, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой.
/>
2. Юридические и физические лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой, осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан./>
Лицензирование деятельности государственных и частных организаций здравоохранения и физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой
1. Организации государственной системы здравоохранения, частные
организации и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и народной медициной (целительством), осуществляют свою деятельность только при наличии государственной лицензии на избранный вид деятельности.
/>
2. Порядок и условия выдачи лицензии определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
/>
Обеспечение экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности населения Экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационная безопасность населения обеспечиваются проведением комплексных мероприятий государственными уполномоченными органами и работодателями в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с Указом Президента, имеющим силу Закона, от17 апреля 1995 года «О лицензировании» занятие медицинской,врачебной деятельностью, изготовление и реализация лечебных препаратов подлежатлицензированию. Поэтому все организации здравоохранения вправе заниматьсямедицинской деятельностью только при наличии лицензии, условия и порядоквыдачи которой регулируются данным нормативным актом. Лицензии на медицинскуюдеятельность выдаются только Министерством. В дальнейшем предполагаетсяпередача полномочий по лицензированию подкомиссиям на местах при областныхуправлениях здравоохранения.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан гражданеимеют право на получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи вгосударственных организациях здравоохранения. Но в действительности бесплатнаямедицинская помощь предоставляется только детям и лицам, страдающимопределенными заболеваниями (сахарный диабет, цирроз печени и др.). Остальныекатегории граждан подлежат обязательному медицинскому страхованию, то, естьоказываемая им медицинская помощь оплачивается (работодателями, местнымиисполнительными органами, самими гражданами).
/>Уполномоченный орган по оплате медицинских услуг является
государственным учреждением, осуществляющим возмещение затрат физическими юридическим лицам, имеющим лицензии на медицинскую деятельность, независимо от форм собственности, по оказанию бесплатного гарантированного объема медицинской помощи. Данное возмещение затрат является обязательным.
Оказание платныхмедицинских и профилактических услуг населению производится лечебно-профилактическимиорганизациями при государственных органах здравоохранения, отделениями(кабинетами) при государственных организациях здравоохранения, а такжечастными лечебными организациями и лицами, занимающимися частной медицинскойпрактикой. Основными задачами частных лечебных организаций являютсяпрофилактика заболеваний, диагностика, лечение и реабилитация больных всоответствии с имеющейся лицензией.