Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Тольяттинскийгосударственный университет сервиса
Факультет заочного исокращенных сроков обучения
Представительство в г.Ульяновске
Кафедра: «Экономика, организация и коммерческаядеятельность»/>/> Контрольнаяработа
по дисциплине «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯКОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнил: студент
группы КоУЗ-2
Зеленцов А.Е.
Проверил: ассистент Рябова Е.В.
Ульяновск, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1. ЗНАЧЕНИЕИ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
2. ЗАЩИТАПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ…
3. ЗАЩИТАПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ УСЛУГ.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…
ВВЕДЕНИЕ
Государственноерегулирование коммерческой деятельности представляет собой комплексосуществляемых законодательными, исполнительными и судебными органами властимер, направленных на создание предпосылок эффективного развития торговли.
Регулирование торговли вусловиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечениябезопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повышениякачества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственныйбюджет денежных средств от товарооборота.
Основными методамигосударственного регулирования коммерческой деятельности являются:
· развитие и совершенствованиенормативно-правового обеспечения торговли;
· лицензирование отдельных видовторговой деятельности;
· сертификация товаров;
· поддержка отечественныхтоваропроизводителей в сфере торговой деятельности;
· поддержка социально значимых видовторговой деятельности;
· государственный контроль надсоблюдением торговыми организациями требований нормативных правовых актов.
1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность предприятийторговли регламентируется Гражданским кодексом РФ и другими законами.
Так, Федеральныйзакон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения»регулирует отношения, возникающиев области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населениякак одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ правграждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законом, в частности,установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица всоответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
· выполнять требования санитарногозаконодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологическихзаключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзордолжностных лиц;
· разрабатывать и проводитьсанитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
· обеспечивать безопасность дляздоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-техническогоназначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при ихпроизводстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
· осуществлять производственныйконтроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований ииспытаний, за соблюдением санитарных правил и проведениемсанитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполненииработ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении иреализации продукции;
· осуществлять гигиеническоеобучение работников.
Федеральный закон от2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевыхпродуктов»регулирует отношения в области обеспечения качествапищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Им, в частности,установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктовпри их перевозках, хранении, фасовке, упаковке и реализации, а также требованияк работникам, деятельность которых связана с изготовлением и оборотом пищевыхпродуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли ими.
Федеральным закономот 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»регулируютсяотношения, возникающие при:
· разработке, принятии, применении иисполнении обязательных требований к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
· разработке, принятии, применении иисполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работили оказанию услуг;
· оценке соответствия.
Этим законом определены:
· содержание, применение, порядокразработки и принятия общих и специальных технических регламентов — документов(например, федеральных законов), устанавливающих обязательные для применения иисполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в томчисле зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации,хранения, перевозки, реализации и утилизации);
· цели и принципы стандартизации,правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартоворганизаций;
· цели и принципы подтверждениясоответствия (в форме добровольной и обязательной сертификации, а такжедекларирования соответствия).
Федеральный закон от8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности»регулируетотношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическимилицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлениемлицензирования отдельных видов деятельности. Законом установлен переченьлицензируемых видов деятельности, т. е. видов деятельности, на осуществлениекоторых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется получениеспециального разрешения.
Федеральным закономот 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «Оприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежныхрасчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»установленаобязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющихпродажу товаров, выполнение работ или оказание услуг на территории РоссийскойФедерации, применять включенную в Государственный реестр контрольно-кассовуютехнику при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов сиспользованием платежных карт. Этим же законом определены виды деятельности,для которых такие расчеты могут производиться без применения соответствующейтехники.
Федеральный закон от18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «Орекламе»регулирует отношения, возникающие в процессепроизводства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ,услуг Российской Федерации. Его целями являются защита от недобросовестнойконкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащейрекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вредздоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либовред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а такжепосягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Закон РФ от 7февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»регулируетотношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями,продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг)надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получениеинформации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях,продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, атакже определяет механизм реализации этих прав.
Кроме перечисленных вышезаконов, в сфере торговли применяются другие нормативные правовые акты (правила,стандарты и пр.).
2. ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемыхорганами государственного контроля (надзора), регламентируется Федеральнымзаконом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». В нем установлены права юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора), меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органовгосударственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведениимероприятий по контролю.
Основными принципами защиты прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора) являются:
· презумпция добросовестности юридического лица или индивидуальногопредпринимателя;
· соблюдение международных договоров Российской Федерации;
· открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателейнормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнениекоторых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
· установление обязательных требований федеральными законами ипринятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
· проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностнымилицами органов государственного контроля (надзора);
· соответствие предмета проводимого мероприятия по контролюкомпетенции органа государственного контроля (надзора);
· периодичность и оперативность проведения мероприятия поконтролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его втечение установленного срока;
· учет мероприятий по контролю, проводимых органамигосударственного контроля (надзора);
· возможность обжалования действий (бездействия) должностных лицорганов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведениямероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, инымифедеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовымиактами;
· признание в порядке, установленном федеральным законодательством,недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов,устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке,если они не соответствуют федеральным законам;
· устранение в полном объеме органами государственного контроля(надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридическоголица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
· ответственность органов государственного контроля (надзора) и ихдолжностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) занарушение законодательства Российской Федераций;
· недопустимость взимания органами государственного контроля(надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запроведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходоворганов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований(испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательныхтребований;
· недопустимость непосредственного получения органамигосударственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных сюридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результатепроведения мероприятий по контролю.
Порядок проведения мероприятий по контролю. Мероприятияпо контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органовгосударственного контроля (надзора). В них указываются:
· номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия поконтролю;
· наименование органа государственного контроля (надзора);
· фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного напроведение мероприятия по контролю;
· наименование юридического лица или фамилия, имя, отчествоиндивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие поконтролю;
· цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
· правовые основания проведения мероприятия по контролю, в томчисле нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежатпроверке;
· дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия поконтролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом,осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностномулицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно сослужебным удостоверением.
Мероприятие по контролю может проводиться только темдолжностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) опроведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должнапревышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостьюпроведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительнымобъемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложениядолжностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителеморгана государственного контроля (надзора) или его заместителем срокпроведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на одинмесяц.
В целях проверки выполнения юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями обязательных требований органомгосударственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановыемероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица илииндивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля(надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чемодин раз в два года. При этом плановое мероприятие по контролю малогопредприятия может быть проведено не ранее чем через три года с момента егогосударственной регистрации.
Внеплановой проверке, предметом которой является контрольисполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежитдеятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя привыявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушенийобязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятсяорганами государственного контроля (надзора) также в других, предусмотренныхзаконом, случаях.
При проведении мероприятий по контролю должностные лицаорганов государственного контроля (надзора) не вправе:
· проверять выполнение обязательных требований, не относящихся ккомпетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которогодействуют должностные лица;
· осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведениимероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридическихлиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
· требовать представление документов, информации, образцов (проб)продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и неотносятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихсяк предмету проверки;
· требовать образцы (пробы) продукции для проведения ихисследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов(проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы,установленные государственными стандартами или иными нормативнымидокументами;
· распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайнуи полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
· превышать установленные сроки проведения мероприятий поконтролю.
Порядок составления актов. По результатам мероприятия поконтролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля(надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы вдвух экземплярах.
В акте указываются:
· дата, время и место составления акта;
· наименование органа государственного контроля (надзора);
· дата и номер распоряжения, на основании которого проведеномероприятие по контролю;
· фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившегомероприятие по контролю;
· наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя,отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должностьпредставителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя,присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
· дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
· сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе овыявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагаетсяответственность за совершение этих нарушений;
· сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актомпредставителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а такжелиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи илиотказ от подписи;
· подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие поконтролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции,обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенныхисследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органовгосударственного контроля (надзора), работников, на которых возлагаетсяответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или ихкопии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручаетсяруководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальномупредпринимателю или их представителям под расписку либо направляетсяпосредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается кэкземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля(надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролюадминистративного правонарушения должностным лицом органа государственногоконтроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, идаются предписания об устранении выявленных нарушений.
Учет мероприятий по контролю. Юридические лица и индивидуальныепредприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В нем должностнымлицом органа государственного контроля (надзора) производится запись опроведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органагосударственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия поконтролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия поконтролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административныхправонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя,отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю,и его (их) подпись. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверенпечатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствиижурнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатампроведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
Меры по устранению выявленных недостатков. При выявлениив результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицомили индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лицаорганов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий,предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры поконтролю над устранением выявленных нарушений, их предупреждением,предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающейсреде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, кответственности.
Если при проведении мероприятия по контролю будетустановлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью,окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля(надзора) обязандовести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе,услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущениюпричинения вреда, в том числе путем приостановленияпроизводства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыватовара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.
Орган государственного контроля (надзора) может обращатьсяв суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований(испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательныхтребований.
Обязанности лиц, осуществляющих контроль. Должностныелица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий поконтролю обязаны:
· своевременно и в полной мере исполнять предоставленные всоответствии с законодательством Российской Федерации полномочия попредупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
· соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законныеинтересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· проводить мероприятия по контролю на основании и в строгомсоответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) опроведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законом;
· посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей в целях продления мероприятия по контролютолько во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебногоудостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) опроведении мероприятия по контролю;
· не препятствовать представителям юридического лица илииндивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю,давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
· предоставлять должностным лицам юридического лица илииндивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим припроведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверкинеобходимую информацию;
· знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуальногопредпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
· при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений,учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальнойопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также недопускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан,юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· доказывать законность своих действий при их обжалованииюридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Должностные лица и представители юридического лица и индивидуальныепредприниматели и их представители при проведении мероприятий по контролюимеют право:
· непосредственно присутствовать при проведении мероприятий поконтролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
· получать информацию, предоставление которой предусмотренонастоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
· знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать вактах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также сотдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля(надзора);
· обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органовгосударственного контроля (надзора) в административном и (или) судебномпорядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предпринимателиобеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора)присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведениемероприятий по выполнению обязательных требований, или своих />
3. ЗАЩИТА ПРАВПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ УСЛУГ
Отношения в области защиты прав потребителей регулируютсяГражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, а такжепринимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Специальным законом, регламентирующим отношения,возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцамипри продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, является ЗаконРФ «О защите прав потребителей».
В преамбуле закона даются определения основным используемымв нем понятиям.
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказатьили приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары(работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовойформы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары дляреализации потребителям.
Исполнитель — организация независимо от ееорганизационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец — организация независимо от ееорганизационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация илиуполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель —организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация,созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в томчисле иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющиеопределенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) иуполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей вотношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель,зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенныефункции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе синостранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им напринятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товараненадлежащего качества.
Импортер — организация, независимо от организационно-правовойформы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для егопоследующей реализации на территории Российской Федерации.
Недостаток товара (услуги) — несоответствие товара(услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо вустановленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар(услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец былпоставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и(или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (услуги) —неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен безнесоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после егоустранения, или другие подобные недостатки.
Безопасность товара (услуги) — безопасность товара(работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей средыпри обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а такжебезопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Общие положения закона. В соответствии с требованиямиГражданского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей» продавецобязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, апри отсутствии в договоре условий о качестве товара — передать товар, пригодныйдля целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В том случае, когда продавец при заключении договора былпоставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения, онобязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии сэтими целями.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотреныобязательные требования к товару, потребителю должен быть передан товар,соответствующий этим требованиям.
При продаже товара по образцу или описанию продавец обязанпередать потребителю товар, который им соответствует.
Законом предусмотрены права и обязанности изготовителя(продавца) устанавливатьсрок службы, срок годности товара и гарантийный срок на товар.
Срок службы изготовитель вправе устанавливать натовар, предназначенный для длительного использования. Это период, в течениекоторого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможностьиспользования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки,имеющиеся в нем.
В некоторых случаях установление срока службы являетсяобязанностью изготовителя. Это правило действует в отношении товаров, а такжекомплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истеченииопределенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровьяпотребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде.
Срок службы может измеряться либо единицами времени(часами, месяцами, годами и др.), либо иными единицами измерения (километрами,циклами и др.) исходя из функционального назначения товара.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использованиятовара в течение его срока службы. Для этой цели он обеспечивает ремонт итехническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые иремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживанияобъеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара ипосле снятия его с производства в течение срока службы товара, а приотсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товарапотребителю.
Срок годности — это период, по истечении котороготовар считается непригодным для использования по назначению. Онустанавливается на пищевые продукты, парфюмерно-косметические товары,медикаменты, товары бытовой химии и т. п.
Продажа товара по истечении установленного срока годностизапрещается. Также запрещается продавать товары, на которые должен бытьустановлен срок годности, но он не установлен.
Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийныйсрок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостаткаизготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченныйиндивидуальный предприниматель либо импортер обязаны удовлетворить установленныедействующим законодательством требования потребителя (например, о замене товарас недостатком на товар надлежащего качества).
Изготовитель вправе принять дополнительное обязательствов отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного имгарантийного срока. При этом он сам определяет содержание дополнительногообязательства, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав понему.
Если изготовителем гарантийный срок на товар установленне был, то это может сделать продавец. Он же вправе принять на себя дополнительноеобязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечениигарантийного срока, установленного изготовителем. Содержание дополнительногообязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителемправ по нему определяются договором между потребителем и продавцом.
Права потребителя, установленные законом. Потребительимеет право на безопасность товара. Это означает, что товар при обычныхусловиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен бытьбезопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также непричинять вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечиватьбезопасность товара, являются обязательными и устанавливаются законом или вустановленном им порядке.
Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течениеустановленного для него срока службы или срока годности. Если же изготовительне установил на товар срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара втечение десяти лет со дня передачи его потребителю.
Если для безопасного использования товара, его хранения,транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила,изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации натовар, этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец обязан довестиуказанные правила до сведения потребителя.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителявследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в порядке,предусмотренном законом.
Если в отношении товаров установлены обязательные требования,обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающейсреды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаровуказанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке,предусмотренном действующим законодательством. Продажа товара, в том числеимпортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствияуказанным требованиям, не допускается.
В случаях, когда выявляется, что при соблюдении потребителемустановленных правил использования, хранения или транспортировки товара онпричиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя,окружающей среде, изготовитель или продавец обязаны незамедлительноприостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а внеобходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву отпотребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно,изготовитель обязан снять такой товар с производства. При невыполнении им этойобязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю(надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такоготовара с внутреннего рынка или от потребителей в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные потребителю в связис отзывом товара, подлежат возмещению изготовителем в полном объеме.
Закон закрепил право потребителей на необходимую и достовернуюинформацию об изготовителе, продавце, товарах.
Такая информация в наглядной и доступной форме должнадоводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли –продажи на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя(продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерациии родных языках народов Российской Федерации
Информация об изготовителе (продавце) должна содержать:
· фирменное наименование или наименование;
· место его нахождения (адрес);
· режим работы;
· номер и срок действия лицензии, информацию о выдавшем ее органе(если вид осуществляемой продавцом или изготовителем деятельности подлежитлицензированию).
Если изготовителем или продавцом является индивидуальныйпредприниматель, то он должен дополнительно предоставить информацию огосударственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
При осуществлении торговли вне постоянного места нахожденияпродавца (например, на ярмарках, с лотков и т. п.) вся указанная информациятакже должна быть доведена до сведения потребителя.
Информация о товаpax (услугах) обязательно должна исключать в себя:
· наименование технического регламента или иное обозначение,установленное законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствиятовара;
· сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг),а в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименованиеиспользованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок,биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питаниякомпонентов, полученных с применением генноинженерно-модифицированныхорганизмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и храненияпродуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате иместе изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведенияо противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Переченьтоваров (услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для ихприменения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РоссийскойФедерации;
· цену в рублях и условия приобретения товаров (услуг);
· гарантийный срок, если он установлен;
· правила и условия эффективного и безопасного использования товаров(услуг);
· срок службы или срок годности товаров, а также сведения онеобходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможныхпоследствиях при невыполнении таких действий, если товары по истеченииуказанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имуществапотребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
· адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование)изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуальногопредпринимателя, импортера);
· информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров(услуг), если они подлежат такому подтверждению;
· информацию о правилах продажи товаров (оказания услуг).
Если приобретаемый товар был в употреблении или в немустранялся недостаток, то информация об этом представляется потребителюобязательно.
Вся перечисленная выше информация доводится до сведенияпотребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках,маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляетсяв порядке и способами, которые установлены законодательством РоссийскойФедерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номередокумента, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и оборганизации, его выдавшей.
Если потребителю не была предоставлена возможностьнезамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, онвправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованнымуклонением от заключения договора, а если договор уже заключен, то в разумныйсрок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товарсуммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора товардолжен быть возвращен потребителем продавцу.
В случае, когда непредоставление информации или предоставлениенеполной и недостоверной информации о товаре привело к возникновению в немнедостатков (например, из-за неправильной эксплуатации электробытовогоприбора, вызванной отсутствием инструкции на русском языке), потребитель вправепредъявить продавцу те же требования, что и в отношении товаров ненадлежащегокачества.
Если из-за отсутствия информации о товаре или предоставленияненадлежащей информации будет причинен вред жизни, здоровью и имуществупотребителя, он вправе требовать от продавца возмещения вреда в полном объеме.
Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. Всоответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель,которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговоренопродавцом, вправе по своему выбору потребовать:
· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещениярасходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) ссоответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправеотказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратауплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счетпотребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полноговозмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащегокачества.
В отношении технически сложных и дорогостоящих товаровтребования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели,артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула)с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случаеобнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложныхтоваров утверждается Правительством Российской Федерации.
Все перечисленные выше требования предъявляются потребителемпродавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальномупредпринимателю.
Требования о безвозмездном устранении недостатков товараили возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товараналогичной марки (модели, артикула) потребитель вправе предъявитьизготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальномупредпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований он имеетправо возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребоватьвозврата уплаченной за него суммы.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которогоне позволяют устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать отпродавца (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуальногопредпринимателя) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула)или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены либоотказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвратауплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя (уполномоченнойорганизации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возвратауплаченной за него денежной суммы.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чекалибо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, неявляется основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец, изготовитель, уполномоченная организация(уполномоченный индивидуальный предприниматель) или импортер обязаны принять употребителя товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провестипроверку сто качества. Потребитель вправе участвовать в такой проверке. Вслучае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец,изготовитель, уполномоченная организация уполномоченный индивидуальныйпредприниматель) или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.Право потребителя — оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате проведенной экспертизы будет установлено,что недостатки в товаре возникли вследствие обстоятельств, за которые неотвечает продавец или изготовитель (например, из-за нарушений потребителемправил использования, хранения или транспортировки товара), потребительобязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с еепроведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Сроки предъявления потребителем требований в отношениинедостатков товаров. Требования в отношении недостатков товаров потребительвправе предъявить продавцу изготовителю, уполномоченной организации илиуполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), гели недостаткибыли обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляютсясо дня передачи товара потребителю. Если день продажи товара установитьневозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемымсо дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию,или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Если иное не установлено договором, то гарантийные срокина комплектующие изделия и составные части товара считаются равнымигарантийному сроку на основное изделие.
Если товар нуждается в сборке, установке или подключении,то гарантийный срок исчисляется со дня его сборки, установки или подключения, апри невозможности установления этих сроков — с момента заключения договоракупли-продажи.
Для товаров сезонного назначения (одежда, меховые изделия,обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента наступлениясоответствующего сезона. Периоды продолжительности соответствующих сезоновустанавливаются субъектами Российской Федерации исходя из климатическихусловий.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийныйсрок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем поистечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправепредъявить указанные выше требования продавцу или изготовителю, если докажет,что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим доэтого момента.
Если гарантийный срок или срок годности на товар неустановлен, то связанные с недостатками товара требования могут бытьпредъявлены потребителем при условии, что они обнаружены в разумный срок, но впределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительныесроки не установлены законом или договором. Однако следует учесть, что продавец(изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальныйпредприниматель, импортер) отвечает за недостатки товара, на который неустановлен гарантийный срок, лишь в том случае, если потребитель докажет, чтонедостатки товара возникли до того, как он был передан ему или по причинам,возникшим до этого момента.
В соответствии с установленными Законом правилами, доставкакрупногабаритного товара и товара, весящего более 5 кг, для ремонта, уценки,замены и их возврат потребителю осуществляются силами и за счет того, комупредъявлено соответствующее требование. Если же потребитель сам осуществляетдоставку и возврат таких товаров, то продавец (изготовитель, уполномоченнаяорганизация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязанбудет возместить ему связанные с этим расходы.
Сроки удовлетворения изготовителем или продавцом требованийпотребителя. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устраненыизготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченныминдивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, если иной срокустранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменнойформе.
В этом случае гарантийный срок на товар продлевается напериод, в течение которого он не использовался. При устранении недостатковтовара посредством замены комплектующего изделия или составной части основногоизделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новое комплектующееизделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный сроктой же продолжительности, что и на замененное комплектующее изделие или составнуючасть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийныйсрок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.
При ремонте товара длительного пользования изготовитель,продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальныйпредприниматель обязаны по просьбе потребителя в трехдневный срок безвозмезднопредоставить ему на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку засвой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которыхутверждается Правительством Российской Федерации.
Требование потребителя о замене товара ненадлежащегокачества должно быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченнойорганизацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) всемидневный срок, а при необходимости дополнительной проверки качества товара— в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. При отсутствиинеобходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца со дняпредъявления потребителем указанного требования, а в районах Крайнего Севера идругих районах сезонного завоза товаров — в срок, необходимый для очереднойдоставки соответствующего товара в эти районы.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен нановый, т. е. не бывший в употреблении товар.
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново содня передачи товара потребителю.
Если для замены товара требуется более семи дней, то, каки в случае ремонта товара, потребитель вправе требовать предоставления ему напериод замены аналогичного товара длительного пользования.
В течение 10 дней со дня предъявления подлежат удовлетворениюпродавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченныминдивидуальным предпринимателем, импортером) следующие требования потребителя:
· о соразмерном уменьшении покупной цены товара;
· о возмещении расходов на исправление недостатков товарапотребителем или третьим лицом;
· о возврате уплаченной за товар денежной суммы;
· о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажитовара ненадлежащего качества.
Ответственность изготовителя или продавца за просрочкувыполнения требований потребителя. Законом РФ «О защите правпотребителей» установлено, что за просрочку выполнения требований обустранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества, осоразмерном уменьшении покупной цены, о возмещении расходов на исправлениенедостатков, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещенииубытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащегокачества, а также за невыполнение или задержку выполнения требованияпотребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товарапродавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченныйиндивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения,уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размереодного процента цены товара.
Цена товара определяется исходя из его цены,существовавшей в том месте, в котором должно было быть удовлетворенотребование потребителя, в день добровольного удовлетворения такого требованияили в день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворенодобровольно.
Порядок расчетов с потребителем в случае приобретенияим товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случаеприобретения им товара ненадлежащего качества производятся в следующем порядке:
· при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичноймарки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится;
· при замене товара на такой же товар другой марки (модели,артикула), если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара,предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; если жеона выше цены предоставленного взамен товара, разница в ценах выплачиваетсяпотребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент егозамены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, ценазаменяемого то вара и цена передаваемого взамен товара определяются на моментвынесения судом решения о замене товара;
· при предъявлении потребителем требования о соразмерномуменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на моментпредъявления требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено,на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены;
· при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправетребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, иценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требованияили, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданногов кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размерепогашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается платаза предоставление кредита.
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителям правона обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичныйтовар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если он не подошел поформе, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Такой обмен производится в течение четырнадцати дней, несчитая дня покупки товара, если он не был в употреблении, сохранены еготоварный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а такжеимеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплатууказанного товара документ[1].Перечень товаров, не подлежацих обмену по указанным основаниям, утверждаетсяПравительством Российской Федерации.
В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на деньобращения потребителя к продавцу, потребитель вправе- отказаться от исполнения договоракупли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требованиеподлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара можетбыть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу, о чемпродавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.
Особенности дистанционной продажи товаров. Закономустановлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен наосновании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара,содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках,по телевидению, по радио, через Интернет или иными способами, исключающимивозможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо его образцомпри заключении такого договора. Это так называемый дистанционный способпродажи товара.
В таких случаях продавец до заключения договора обязанпредоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствахтовара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, ополном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене иоб условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности игарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течениекоторого действует предложение о заключении договора.
Потребителю в момент доставки товара должна быть вписьменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация опорядке и сроках возврата товара.
При дистанционном способе продажи товара потребительвправе отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачитовара — в течение семи дней. Однако потребитель не может отказаться от товаранадлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, еслиуказанный товар может быть использован исключительно приобретающим егопотребителем.
Если информация о порядке и сроках возврата товаранадлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставкитовара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев смомента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае,если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ,подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие употребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, нелишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товарау данного продавца.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратитьему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходовпродавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем черездесять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Последствия продажи товара ненадлежащего качествадистанционным способом установлены положениями рассматриваемого закона и былиописаны ранее.
Помимо рассмотренных выше вопросов Закон РФ «О защитеправ потребителей» регулирует вопросы защиты прав потребителей привыполнении работ (оказании услуг) и содержит ряд других положений. Им, вчастности, установлены права потребителей на просвещение в области защиты ихправ, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определенмеханизм реализации этих прав.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
Одним из методов государственного контроля в торговлепишется надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае ихнарушения — применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.
В настоящее время федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителейи потребительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сферезащиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Онанаходится в ведении Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийкой Федерации.
Служба осуществляет свою деятельность непосредственно ичерез свои территориальные органы во взаимодействии другими федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями.
Основными полномочиями Роспотребнадзора, в частности,Являются:
· государственный санитарно-эпидемиологический надзор насоблюдением санитарного законодательства;
· государственный контроль над соблюдением законов и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в областизащиты прав потребителей;
· контроль над соблюдением правил продажи отдельных предусмотренныхзаконодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
· осуществление в установленном порядке проверки деятельностиюридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнениютребований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерациив области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
· организация приема граждан, обеспечение своевременного и полногорассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направлениезаявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В целях реализации указанных полномочий Федеральнаяслужба имеет право:
· организовывать проведение необходимых исследований, испытаний,экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросамосуществления надзора в установленной сфере деятельности;
· давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,отнесенным к компетенции службы;
· запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решенийпо отнесенным к компетенции службы вопросам;
· привлекать в установленном порядке для проработки вопросовустановленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых испециалистов;
· пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерациив установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренныезаконодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительногои профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидациюпоследствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требованийв установленной сфере деятельности;
· осуществлять контроль над деятельностью территориальных органовслужбы и подведомственных организаций;
· создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
· разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцыформенной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношенияформенной одежды.
При этом служба не вправе осуществлять в установленнойсфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев,устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации, а также оказание платных услуг.
За нарушения действующего законодательства в сфереторговли установлены различные виды административной и уголовнойответственности.
Например, Кодексом РФ об административных правонарушенияхустановлена ответственность за различные административныеправонарушения в области предпринимательской деятельности, в том числесвязанной с торговлей.
Некоторые незаконные действия в сфере экономическойдеятельности относятся к уголовным преступлениям и подлежат более строгомунаказанию.
К таким преступлениям в соответствии с Уголовным кодексомРФ (УК РФ) отнесены:
· незаконное предпринимательство, т. е. осуществлениепредпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правилрегистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственнуюрегистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения,либо осуществление предпринимательской деятельности без специальногоразрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно,или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупныйущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечениемдохода в крупном размере;
· производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбытаили сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательноймаркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знакамисоответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупномразмере;
· незаконное использование чужого товарного знака, знакаобслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с нимиобозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно илипричинило крупный ущерб;
· заведомо ложная реклама, т. е. использование в рекламе заведомоложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также ихизготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстнойзаинтересованности и причинившее значительный ущерб;
· обман потребителей путем обмеривания, обвешивания, обсчета,введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качестватовара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющихреализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно гражданами,зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли(услуг), если эти деяния совершены в значительном размере или крупном размере(обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший имущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплатытруда, а в крупном размере — в сумме не менее одного минимального размераоплаты труда).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Памбухчиянц О. В.Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. —648 с.
2. Абчук В.А. Коммерция: Учеб. / Европ. ин-тэкспертов. — СПб: Йзд-во Михайлова В.А., 2002. — 475 с.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособ.для эконом, спец. вузов / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 216 с.
4. Дашков А.Н. Коммерция и технологияторговли: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и допол. — М.: Маркетинг,2003. — 596 с.
5. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия,организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В.Яковлева, А.И. Петрик; под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. — СПб.:Политехника, 2002. -322 с.
6. Манько А.В. Коммерция: Учеб-метод,пособие/А.В. Манько. ~ М.: Финансы и статистика, 2004. — 256 с.
7. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность:Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 248 с.
8. Осипова Л.В. Основы коммерческойдеятельности: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Л.В. Осипова, И.М. Синяева.- 2-е изд., перераб и допол. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 623 с.
9. Организация производства и управлениепредприятием: Учеб. / Под ред. О.Г. Гуровца. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 528 с.
10. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия: Учеб. для вузов / под общ. ред.Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2003. -295 с.