Контрольнаяработа
по дисциплине«Судебная статистика»
на тему
«Государственнаястатистическая отчётность правоохранительных органов и статистическаяотчётность судов»
Оглавление
Введение
Глава 1. Единый учет преступлений
1.1 Учет преступлений
1.2 Учет лиц, совершившихпреступления
1.3 Учет уголовных дел
Глава 2. Официальная статистическаяотчетность правоохранительных органов
2.1 В органах внутренних дел
2.2 Государственная статистическаяотчетность правоохранительных органов
Глава 3. Учет административныхправонарушений
3.1 История вопроса
3.2 Современное состояние учета
Глава 4. Учет и отчетность судов иорганов юстиции
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Уголовный кодекс современи своего возникновения в нашей стране (царская Россия, советская Россия,Российская Федерация) очень часто менялся по содержанию своей программы,единицами наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицамиизмерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде,осужденный. В начале советского периода такой подход к уголовному учету воснове своей сохранился. Наряду с этим возник учет в милиции, уголовномрозыске, следственно-прокурорских и других правоохранительных органах, которыйв каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственнуюоперативную работу.[1]
Среди различныхстатистических форм учет осужденных ближе всего стоял к учету преступлений.Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующиегоды содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовыхсудах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли толькосправки о судимости и ведомости и судебной политике. Учет осужденных былнеполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и неотражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений,рассмотренных в судах.
Глава 1. Единый учетпреступлений
Наличие в статистическомучете разных интересов правоохранительных ведомств, его неполнота иискаженность уже в 30-е гг. подвигали к организации единого учета преступлений.По указанию НК РКИ СССР Центральное статистическое управление в начале 30-х гг.предприняло опытное проведение единого карточного учета преступлений в Москве,Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальнойинструкции. Карточки заполнялись на оконченное расследованием уголовное дело ина уголовное дело, поступившее без предварительного расследования. Наряду сдругими вопросами в них отражалось место, время, характер и другие признакисовершенного преступления. Однако распространить этот опыт на всю системууголовной юстиции не удалось, хотя для этого и были научно-практические, иорганизационные предпосылки.[2]
В середине 50-х гг.появились первые более или менее системные попытки регистрации не толькоуголовных дел и осужденных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР исоюзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учетепреступлений.[3]Послеэтого она многократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. В 1985г. Генеральным прокурором СССР было утверждено ее второе, а в 1994 г. – третьеиздание, утвержденное Генеральным прокурором РФ. Принятие нового УК РФ в 1996г. и его последующие изменения и дополнения, особенно серьезные и множественные(257) поправки 2003 г., принятие нового УПК РФ в 2001 г. и его существенноеизменение и дополнение в 2002-2003 гг., а также изменения и дополнения в этигоды иного законодательства, на основе которого осуществляется борьба спреступностью, требовали соответствующей корректировки и в учете преступлений.Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 40 лет,оставалась практически неизменной.
С начала 2000-х гг. МВД иправоохранительными органами в целом предпринимались многочисленные попыткиобъектировать уголовный статистический учет, поскольку он практически никогдане отражал криминальные реалии в полном объеме, был выборочным и искаженным. Поуровню учтенной преступности и ее раскрываемости осуществлялась основная оценкадеятельности правоохранительных органов, что толкало правоохранительные органык злоупотреблениям должностными полномочиями путем уклонения от регистрациипреступлений, особенно труднораскрываемых. Это давало возможность существеннозанижать уровень учтенной преступности и повышать другой показатель –раскрываемость деяний. Наблюдались и иные злоупотребления, направленные наулучшение показателей борьбы с преступностью.
В 2005 г. было принятоновое Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учетапреступлений, которое было утверждено приказами Генеральной прокуратуры, МВД,МЧС, Минюста, ФСБ, Министерства экономического развития и торговли иФедеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России. На основанииэтого Положения была разработана новая инструкция «О едином учетепреступлений». Все это вносило множество новаций.
Предпринятые меры имелиопределенные последствия. В 2005 г. учтенная преступность увеличилась на 22,8%. Уровень отдельных видов деяний вырос на 40 % и более. Аналогичный ростучтенной преступности наблюдался и в 2006 г. Однако это существенно не повлиялона объективность учета. Уголовная статистика так и осталась основныминструментом управления органов внутренних дел, что по-прежнему вынуждает их вцелях выживания предпринимать меры к улучшению статистических показателей вличных интересах, но в ущерб качественным результатам правоохранительнойдеятельности. Тем не менее статистический учет преступлений является важныминдикатором криминальности в обществе, но задача его объективизации и переходна качественные оценки деятельности правоохранительных органов не потерял своейактуальности.
Преступление, лицо, егосовершившее, и уголовное дело считаются учтенными, когда сведения о них внесеныв карточки первичного учета, зарегистрированы в журнале учета преступлений ипоставлены на централизованный учет в информационном центре.
1.1 Учет преступлений
Ведется путем заполненияпрокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступление.Она заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в судматериалов с протоколом, санкционированным прокурором, или вынесенияпостановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением кнему мер общественного воздействия, а также в случаях, когда необходимозарегистрировать преступление, ранее не учтенное.
Учет преступлений имеетмного особенностей. Деяние учитывается как одно преступление, если совершенонесколькими лицами в соучастии или организованной группой, если состоит изнескольких преступных действий, если состоит из одного действия, но вредпричинен многим потерпевшим, если одним действием совершены два преступления.Эти и другие особенности отражаются на уровне учтенной преступности.
Зарегистрированноепреступление подлежит снятию с учета, если уголовное дело о нем прекращено пореабилитирующим основаниям либо по нему вынесен оправдательный приговор.Коррекция сведений о выявленных преступлениях осуществляется по данным карточеко результатах расследования, движения уголовного дела и рассмотрения дела всуде.
Таким образом, общеечисло сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которые отражаются встатистических карточках, составляет около 1500 признаков, текстуальных изакодированных для работы как вручную, так и на электронно-вычислительныхмашинах. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, егоквалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния,объект и предмет посягательства, характеристику лица (группы), совершившегодеяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследованодеяние, движение дела и т.д. и т.п.
1.2 Учет лиц,совершивших преступления
Учету подлежат все лица,совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительноезаключение, либо санкционированы направление протокола с материалами в суд илипередача материалов для применения мер общественного воздействия безвозбуждения уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинениюкоторых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи систечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, вотношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другимнереабилитирующим основаниям.
Статистическая карточкана лицо, совершившее преступление, заполняется следователем или дознавателем,производившим расследование при направлении дела прокурору или при прекращениидела, либо при санкционировании передачи материалов для применения мер общественноговоздействия. Карточка передается в городской, районный, транспортный или другойотдел внутренних дел для внесения сведений о лице в журнал учета и последующегонаправления в учетно-регистрационное подразделение органов внутренних дел.
Статистическая карточкана лицо, совершившее преступление, и статистические карточки на преступление,по которому лицо, его совершившее, установлено, отражают более 200 признаковличности, текстуальных и закодированных. А с учетом использования кодовсправочников и Особенной части УК – около 1500: фамилия, имя, отчество, датарождения, пол, образование, гражданство, страна проживания, цель приезда,социальное и должностное положение, место работы (учебы), отрасль хозяйства,квалификация деяния, стадия совершения преступления, место совершенияпреступления, сумма ущерба, способ совершения преступления, соучастие,характеристика преступной (организованной) группы, судимость и другие сведенияо лице.
1.3 Учет уголовных дел
Движение уголовных дел впроцессе расследования учитывается на основании карточек на выявленноепреступление и движение уголовного дела. Последняя заполняется прокурором,следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного изследующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел,утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности,прекращении дела, возобновление производством ранее прекращенного дела,возвращения дела на дополнительное расследование и др. объем признаков,отражаемых в карточке, составляет около 60.
К рассмотреннымдокументам первичного учета близко примыкает статистическая карточка орезультатах возмещения материального ущерба и изъятии предметов преступнойдеятельности, где учитываются сумма и характер ущерба, его погашение, изъятиеимущества. Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.
Глава 2. Официальнаястатистическая отчетность правоохранительных органов
Первичные документы учеталежат в основе значительной части официальной отчетности органов внутреннихдел, прокуратуры, таможенной службы, а также службы безопасности и военнойпрокуратуры.
2.1 В органахвнутренних дел
Непосредственноучитывается, во-первых, более 80 % зарегистрированных уголовных деяний;во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органахпрокуратуры, Госнаркоконтроля и таможенной службы, формируются в официальнуюстатистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именноорганы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной статистическойотчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности, раскрывающихотносительно полную картину, как состояния учтенной преступности, так ирезультатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечениюправопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.
Помимо формгосударственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документахпервичного учета криминальных явлений, в МВД России обрабатывается еще почти 50форм, освещающих различные стороны оперативной и служебной деятельности.Головная организация МВД России в вопросах разработки и совершенствованияведомственной статистической отчетности – это Главный ин6формационный центр(ГИЦ) МВД России. Порядок предоставления статистической информации в органахвнутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статистическихотчетов для передачи в ГИЦ из органов, подразделений и учреждений внутреннихдел.
На Генерального прокурораРФ согласно Закону о прокуратуре (1995 г., с изм. и доп.) возложена координациядеятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, службыбезопасности, Госнаркоконтроля, таможенной службы и других правоохранительныхорганов. Генеральная прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральнымиминистерствами и ведомствами разрабатывают систему и методику единого учета истатистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемостипреступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливаетединый порядок представления отчетности в органах прокуратуры.
Острую актуальность насовременном этапе приобретает информация об экономической правонарушаемости. Всвязи с этим Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. «Об обеспечениивзаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфереэкономики» перед Правительством была поставлена задача «разработать единуюсистему учета выявленных преступлений и административных правонарушений в сфереэкономики в целях отражения их в государственной статистической отчетности ипринятия необходимых мер». И такая система уже разработана.
В обобщеннуюгосударственную статистическую отчетность не попадают сведения о преступлениях,регистрируемых органами безопасности и военной прокуратуры.
2.2 Государственнаястатистическая отчетность правоохранительных органов
Состоит из пяти форм:
1) отчет озарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях, в котором, кромесведений о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периодепреступлениях, приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенныхотдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др.;
2) единый отчет опреступности, в котором приводятся сведения по перечню всех видов преступлений,предусмотренных в Особенной части УК РФ в соотношении с характеристикамипреступлений и выявленных лиц;
3) отчет о лицах,совершивших преступления, в котором эти лица распределяются по полу, возрасту,образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, категориитяжести совершенного деяния, состоянию, характеристике групповых преступлений(организованных групп) и другим уголовно-правовым, социально-демографическимпризнакам, соотнесенным с различными группами и видами преступлений;
4) отчет о следственнойработе, в котором отражаются общие сведения по оконченным делам и по наиболееопасным и распространенным видам преступлений, по делам и протокольнымпроизводствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры,внутренних дел, срокам расследования, по делам о преступленияхнесовершеннолетних, дополнительным расследованиям, задержаниям подозреваемых,прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другимпризнакам;
5) отчет о работепрокурора, содержание которого выходит за пределы сведений о состояниипреступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в стране. Внем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и зазаконностью правовых актов, издаваемых на различных уровнях власти и различныхминистерствах, за законностью предварительного следствия и дознания, заисполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, атакже сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских иарбитражных дел и др.
В дополнениегосударственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются ещеболее 60 форм ведомственной стат. – отчетности, в том числе более десяти форм оразличных аспектах состояния преступности и борьбы с ней.
Глава 3. Учетадминистративных правонарушений
3.1 История вопроса
В СССР, России и другихпостсоветских странах не было и нет единого учета всех видов административныхправонарушений, хотя попытки выйти на всю сферу моральной статистики, включаяадминистративные правонарушения, предпринимались еще в 20-е гг. Однако этипопытки не имели успеха. Не было даже единого учета административныхправонарушений. Он был закрытым и существовал лишь в ведомствах и на местах.Наиболее налаженная регистрация административных правонарушений имела место вмилиции, ГАИ, пожарном надзоре. Общее число ведомств, которые реализовывалиадминистративную ответственность, было более 35, хотя в Кодексе РСФСР обадминистративных правонарушениях (1984 г.) их числилось 25. В кодексе РФ обадминистративных правонарушениях 2001 г. их более 60. каждое ведомстводополнительно выработало перечни должностных лиц, уполномоченных составлятьпротоколы об административных правонарушениях и осуществлять административноезадержание.
Во второй половине 80-хгг., когда осознали роль статистики и социологии в решении узловых социальных проблем,в Госкомстате СССР, как и в 20-е гг., был образован отдел моральной статистикии разработаны различные формы отчетности, в том числе – и форма единого учета околичестве выявленных административных правонарушений и лиц, привлеченных кадминистративной ответственности, сведения о которых различные ведомства должныбыли непосредственно представлять в Госкомстате СССР.
В 1990 г. в СССР в первыйи практически в последний раз был собраны более или менее полные сведения обадминистративных правонарушениях. Структура представленных сведений поведомствам была следующей: от органов внутренних дел (76 % всехадминистративных правонарушений), пассажирского автоэлектротранспорта (10,9 %),железнодорожного транспорта (4,2 %), госсаннадзора (2,1 %), пожарного надзора(1,8 %), административных комиссий при исполкомах райгорсоветов (1,3 %),рыбоохраны (0,6 %), горгостехнадзора, военкоматов, комиссий по деламнесовершеннолетних, госветнадзора, охраны водных ресурсов, лесного хозяйства,таможенного контроля, морского, воздушного и речного транспорта, народных судови других органов. Всего было учтено 45,4 млн. административных правонарушений.
Собранные данные былинеполными. Они отражали не столько уровень административной правонарушаемости,сколько уровень активности органов, обладающих административной юрисдикцией. Укаждого органа была своя сфера деятельности, своя административная практика,свои критерии оценок и понимание правомочий. Какой-либо унификацииадминистративной практики в стране не было. Тем не менее полученные данные обадминистративных правонарушениях, их видах, ведомственном и территориальномраспределении, лицах, их совершивших, видах и мерах административных взысканий,красноречиво свидетельствовали о правовой и моральной обстановке в стране. Из полученныхданных было видно, что статистически каждый четвертый гражданин СССР социальноактивного возраста совершил обнаруженный властями административный деликт.Вместе с учтенными преступлениями уровень правонарушаемости увеличивался. Еслиучесть латентность преступлений и правонарушений, то их общее числоприближалось к численности населения страны. Соотношение зарегистрированныхпреступлений и административных правонарушений в СССР в 1990 г. составляло1:16, а в России 1:14.
В 1991 г. общие сведенияоб административных правонарушениях в союзном масштабе уже не собирались. ВРоссии же в этом году было учтено 28,2 млн. административных правонарушений, аих распределение по органам административной юрисдикции, объектампосягательства и видам правонарушений практически повторяло союзныезакономерности. В последующие годы и Россия отказалась от обобщенного учетаадминистративных правонарушений. Он остался лишь в органах МВД иадминистративной юрисдикции судов, которая в последние годы существеннорасширилась.
3.2 Современноесостояние учета
Административныеправонарушения, выявляемые милицией, учитываются на региональном и федеральномуровнях. Нарушение правил дорожного движения учитываются в ГАИ. Согласноправилам учета дорожно-транспортных правонарушений 1995 г. в государственнуюотчетность включаются лишь те, которые привели к гибели или ранению людей.Такие последствия могут быть результатом преступлений, административныхправонарушений и невиновного причинения. Все они учитываются вместе.Аналогичная ситуация складывается и с показателями пожарной безопасности.
В 2000 г. толькоадминистративная практика ОВД выявила 75 981 436 административныхправонарушений. Это почти вдвое больше, чем было установлено в 1990 г. в СССРвсеми органами административной юрисдикции.
Глава 4. Учет иотчетность судов и органов юстиции
Суды осуществляютуголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой учетюридически значимых явлений и процессов. Единицы измерения судебного учета –уголовное дело, преступление, подсудимый, мера уголовного наказания,административное дело, правонарушитель, мера административного наказания,гражданское дело, стороны в гражданском процессе, результаты разрешения спора идр.
Статистические карточки всудах первой инстанции ведутся на уголовное дело, на подсудимого, награжданское дело, на исполнительное производство. Работа по делам кассационнойи надзорной инстанций также отражается в соответствующих карточках. Кроме них всудах ведутся журналы регистрации уголовных, гражданских и административныхдел, которые также являются первичными документами учета. Образцыучетно-регистрационных карточек и журналов утверждаются Верховным Судом РФ, прикотором находится Судебный департамент, занимающийся вопросами учета иотчетности, и воспроизводится в инструкции по делопроизводству в судах.
Карточка на подсудимогозаполняется судьями первой и второй инстанции. В общей сложности в нейсодержится более 800 юридически значимых признаков, обозначенных текстуально ипутем кодирования, что позволяет использовать их при машинной обработке.
Учетно-статистическаякарточка на гражданское дело заводится в день поступления искового заявления, азатем в ней отражаются все процессуальные действия суда по делу: содержаниеиска, сроки и результаты его рассмотрения, обжалование в вышестоящий суд,сведения об истце и ответчике, другие данные.
Учетно-статистическаякарточка на исполнительное производство отражает работу судебного исполнителяпо исполнению решения по гражданским делам и приговоров в части возмещения материальногоущерба по уголовным делам, а также движение исполнительного документа, сроки ирезультаты исполнения судебного решения.
Карточка по учету суммущерба отражает размер материального ущерба, причиненный преступлениямиэкономической направленности. Она заполняется на каждое аналогичное дело и вней отражается динамика погашения ущерба во время предварительного следствия, атакже до и после вступления приговора в законную силу.
На основе обработкистатистических карточек, журналов регистрации и других материалов первичногоучета формируется вся статистическая информация о динамике и структуресудимости, личности осужденных, мерах наказания, движении уголовных игражданских дел, гражданском и уголовном судопроизводстве.
Государственнаястатистическая отчетность судов первой инстанции разрабатывается Судебнымдепартаментом при Верховном Суде РФ и утверждается постановлением ГоскомстатаРоссии. Она включает в себя:
1) отчет о работе судовпервой инстанции по рассмотрению уголовных дел;
2) отчет о рассмотрениидел об административных правонарушениях;
3) отчет о работе судовпервой инстанции по рассмотрению гражданских дел;
4) отчет о работе судовпо исполнению приговоров и решений;
5) отчет распределяетсяна три части: о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерахнаказания, особенности применения уголовного наказания, меры наказания понаиболее тяжкому преступлению;
6) отчет о составеосужденных, месте совершения преступления. Отчет о судимости по отдельнымотраслям хозяйства;
7) отчет об осужденных,совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Отчетность о работе порассмотрению уголовных кассационных и надзорных дел включает в себя:
1) отчет о работе порассмотрению уголовных дел в кассационном порядке;
2) отчет о работе порассмотрению гражданских дел в кассационном порядке;
3) отчет о работе порассмотрению уголовных дел в порядке надзора;
4) отчет о работе порассмотрению гражданских дел в порядке надзора.
Наряду с отчетностьюсудов Министерство юстиции РФ располагает отчетностью о работе нотариальныхконтор; органов записи актов гражданского состояния; о работе коллегииадвокатов; о работе судебно-экспертных учреждений системы юстиции.
Заключение
В итоге нашейправоохранительной системой собирается огромное количество первичных сведений осовершенном преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела идеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объеминформации составляет около 3500 единиц. Я не располагаю данными по другимстранам, где бы собиралось такое количество криминальной информации. В СШАболее или менее полные сведения собираются только о восьми индексныхпреступлениях, отслеживаемых на федеральном уровне. Сведения о других деяниях,личности преступников, движении уголовных дел и причиненном ущербе, судя поРуководству по составлению единой формы отчетности о преступлениях (Uniform Crime Reporting Handbook), являются крайне скудными. Болеедетальная криминальная статистика в Германии, Японии и некоторых другихстранах.
Сведения, собираемые наоснове первичных документов и других материалов, обобщаются почти в 70 формахгосударственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важноекриминологическое, уголовно-правовое, уголовно0процессуальное,криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Этафактическая база обеспечивает принятие решений многих научно-практическихзадач. К великому сожалению, она чаще всего используется практическими органамиуголовной юстиции не полно, выборочно, и, главным образом, для доказательствавышестоящими властями своей «способности» контролировать преступность. Этастатистическая база в полной мере не используется и научными юридическимиучреждениями. Из научных работников, занимающихся проблемами борьбы спреступностью, более активно статистические материалы используют криминологи,социологи и некоторые другие специалисты. Представители уголовного права,уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора и исполнительногоправа статистические данные используют крайне редко и несистемно. Дорогостоящаястатистическая информация криминального характера пока остается ограниченновостребованной, что в первую очередь связано с недостаточным владением научнымистатистическими методами.
Список используемойлитературы
1. Савюк Л.К. Правовая статистика:Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Юристъ, 2005 г.
2. Лямин В.С., Костыря Е.А. Правоваястатистика: учебник. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006 г.
3. Лунеев В.В. Юридическая статистика:Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., с изм. – М.: Юристъ, 2007 г.