Реферат по предмету "Государство и право"


Государственная информационная политика в РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основы государственной информационнойполитики РФ
1.1 Роль государственной информационнойполитики для общества
1.2 Цели и задачи государственнойинформационной политики (ГИП)
2. Исследование основных результатовреализованной в РФ информационной политики
2.1 Информационные ресурсы страны
2.2 Информационно-телекоммуникационнаяинфраструктура РФ
2.3 Информационные ителекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации
2.4 Производство и потребление средствинформатизации, информационных продуктов и услуг
2.5 Политика в области массовой информации
2.6 Информационное право
3. Основные проблемы развитияинформационной политики РФ и перспективы становления нового типа экономическогороста
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Среди глобальныхтенденций развития мирового сообщества отмечается рост значения информации изнаний. Информация является одной из базовых человеческих потребностей ифундаментом любой социальной организации.
Она является сегодня важнейшимресурсом для достижения целей социально-экономического развития страны в целом,включая государственное и муниципальное управление, предпринимательство, охрануздоровья, образование, доступное жилье, развитие сельского хозяйства, охрануокружающей среды и предотвращение катастроф, успешную борьбу с экстремизмом итерроризмом.
Россия как частьмировой цивилизации находится на пути становления информационного общества,которое предоставляет необходимые возможности по созданию и использованиюинформации и знаний, расширению человеческих коммуникаций, приводит кформированию новой информационной, инновационной экономики — важнейшего фактораустойчивого повышения благосостояния людей [12].
Последнеедесятилетие прошло под знаком перехода промышленно развитых стран на новуюступень социально-экономического развития, связанную с кардинальным изменениемспособов производства и формированием новой структуры общественных отношений.
Этостало возможным благодаря бурному развитию информационных ителекоммуникационных технологий.
Этои предопределяет актуальность вопросов государственной информационной политикиРоссийской Федерации, которая в определяющей степени будет влиять на качество итемпы перехода нашей страны на новую ступень развития – стадию информационногообщества.
Вэтой связи определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы, всоответствие с которой ставится следующая цель: изучение информационнойполитики с различных точек зрения, и определение основных перспектив ееразвития.
Всоответствие с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
— исследование теоретических и нормативных аспектов информационной политики РФ;
— изучение зарубежного опыта реализации информационной политики;
— выявление основных тенденций развития и влияния информационной политики наразвитие страны;
— выявление основных перспектив дальнейшего развития информационной политики истановления нового типа экономического роста.
Курсоваяработа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав,заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
 
1.1. Рольгосударственной информационной политики для общества
На протяжении многихлет государственная информационная политика охватывала, главным образом,проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние2-3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельныеэлементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию,гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационнойбезопасности.
С начала 90-х годовформулируются и развиваются принципы и положения государственной политикиинформатизации, выраженной в различных программах информатизации. Основноесодержание этой политики сводилось с небольшими вариациями к обеспечениюнаучно-технических, производственно-технологических иорганизационно-экономических условий создания и применения информационныхтехнологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационныхресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики,проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций.
Новый импульс вразвитии государственной информационной политики возник в последнее время всвязи с осознанием необходимости построения информационного общества в Россиикак главного условия ее политического и социально-экономического движениявперед и сохранения статуса мировой державы [7].
Исключительное значениедля выработки адекватного времени представлений об информатизации, политикиинформатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мировогоинформационного сообщества и поступательное движение развитых стран отиндустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Формированиеинформационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационныетехнологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурномураспространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета,открывающего принципиально новые возможности международного информационногообмена. Перспективные информационные и телекоммуникационные технологиимногократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую икультурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационногообщества концептуально и практически означает формирование мировогоинформационного пространства.
При этом Россия каксубъект геополитики, государство, обладающее развитойинформационно-телекоммуникационной инфраструктурой на всем Евроазиатскомпространстве России и СНГ, могла бы стать естественным мостом между Европой истранами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевымзвеном мирового информационного пространства.
В рамкахгосударственной информационной политики должны быть заложены основы для решениятаких крупных задач, как формирование единого информационного пространстваРоссии и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечениеинформационной безопасности личности, общества и государства, формированиедемократически ориентированного массового сознания, становление отраслиинформационных услуг, расширение правового поля регулирования общественныхотношений, в том числе связанных с получением, распространением ииспользованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра ирегионов, укрепления федерализма и целостности страны [9].
Необходимость решениястоль масштабных задач требует эффективного управления всеми видамиинформационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационнойинфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационногопроизводства, рынка информационных технологий, средств, продуктовиуслуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.
На механизмы реализациии выбор первоочередных практических мероприятий ГИП в настоящее время накладываетсяотпечаток глубокого кризиса реального сектора экономики России, его ядра — высокотехнологичных отраслей промышленности. Производство информации, средствинформатизации, телекоммуникации и связи является ведущим элементом этого ядра.Как и для всех отраслей высоких технологий, имеющих серьезныенаучно-технические заделы, для информатизации чрезвычайно важным оказываетсяусиление роли государственного регулирования. ГИП должна стимулировать ростпроизводства средств информатизации, телекоммуникации, информационных продуктови услуг и одновременно платежеспособный спрос на них.
Практическая реализацияГИП в современных российских условиях требует широкой психологической кампаниипо поддержке ее основных положений в общественном мнении, разъяснений еесоциальной направленности, доказательства ее обоснованности.
Свободное создание,распространение и потребление информации как важнейшее конституционное правограждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтомугосударственную информационную политику следует рассматривать как серьезнуюдвижущую силу проведения в России демократических преобразований общества игосударства.
Хотя впереди еще долгийпуть к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить оформировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципеоткрытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационногозаконодательства.
Государственнаяинформационная политика по своей сути должна отражать и учитывать множествоинтересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных,региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций икоммерческих структур. ГИП России, как государства, расположенного на огромнойтерритории, должна также принимать во внимание различные уровнисоциально-экономического, научно-технического и культурного развития субъектовФедерации [10].
Отсюда возникаетнеобходимость активного участия всех заинтересованных граждан и структур вконкретизации, развитии и реализации положений государственной информационнойполитики.
/>/>1.2Цели и задачи государственной информационной политики (ГИП)
 
Государственнаяинформационная политика представляет собой совокупность целей, отражающихнациональные интересы России в информационной сфере, стратегических направленийих достижения (задач) и систему мер их реализующих.
Государственнаяинформационная политика является важной составной частью внешней и внутреннейполитики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочнойстратегической целью информационной политики является обеспечение перехода кновому этапу развития России — построению демократического информационногообщества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.
Основой этого переходаявляется создание единого информационно-телекоммуникационного пространствастраны как базы решения задач социально-экономического, политического икультурного развития страны и обеспечения ее безопасности.
Основными задачами ГИПявляются:
·          модернизацияинформационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
·          развитиеинформационных, телекоммуникационных технологий;
·          эффективноеформирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР)иобеспечение широкого, свободного доступа к ним;
·          обеспечениеграждан общественно значимой информацией и развитие независимых средствмассовой информации;
·          подготовкачеловека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
·          созданиенеобходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Основным средством,обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектовединого информационно-телекоммуникационного пространства являютсяинформационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие созданиеинформации, ее распространение и использование.
Государственнаяинформационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носиткомплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена насогласование интересов граждан, общества и государства.
Система массовогоинформирования является основным средством формирования массового сознания,каналом информирования общества о деятельности государственных учреждений,распространения политических, экономических и культурных идей. Системамассового информирования призвана способствовать построению демократическогоинформационного общества, обеспечению защиты конституционных прав и свободграждан [2].
Основные положения ГИПфиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах,гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшимоснованием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИПдолжно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующиеобъекты информационной сферы:
·          системаформирования и использования информационных ресурсов;
·          информационно-телекоммуникационнаяинфраструктура;
·          научно-техническийи производственный потенциал, необходимый для формированияинформационно-телекоммуникационного пространства;
·          рынокинформационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов иуслуг;
·          домашняякомпьютеризация;
·          международноесотрудничество;
·          системыобеспечения информационной безопасности;
·          правоваябаза информационных отношений.
Содержание задачгосударственной информационной политики вытекает из новых политических исоциально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализацииотдельных мероприятий государственной политики в области создания,распространения и использования информации и мирового опыта проведенияинформационной политики в развитых государствах.
Все цивилизованныегосударства рассматривают построение информационного общества как основу своегосоциально-экономического, политического и культурного развития и проводятцеленаправленную государственную информационную политику. Сформулирована ипоследовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества,а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависитот особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для еереализации эти страны принимают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочныепрограммы. Особый интерес для России как члена Совета Европы представляютрекомендации Комиссии Европейского сообщества по формированию информационногообщества.
Достижение главнойстратегической цели ГИП — обеспечения перехода к новому этапу развития России,построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационноесообщество — требует, как показывает опыт развитых стран, согласованногорегулирующего воздействия государства на обе главные составляющие ГИП,обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.
ГИП должна опираться наследующие базовые принципы:
1.        Принципоткрытости политики — все основные мероприятия информационной политики открытообсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.
2.        Принциправенства интересов — политика в равной степени учитывает интересы всехучастников информационной деятельности вне зависимости от их положения вобществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех“правила игры”).
3.        Принципсистемности — при реализации принятых решений по изменению состояния одного изобъектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния другихи всех в совокупности.
4.        Принципприоритетности отечественного производителя — при равных условиях приоритетотдается конкурентноспособному отечественному производителюинформационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
5.        Принципсоциальной ориентации — основные мероприятия ГИП должны быть направлены наобеспечение социальных интересов граждан России.
6.        Принципгосударственного поддержки — мероприятия информационной политики, направленныена информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественногосударством.
7.        Принципприоритетности права — развитие и применение правовых и экономических методовимеет приоритет перед любыми формами административных решений проблеминформационной сферы.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗОВАННОЙ В РФ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
 
2.1 Информационныересурсы страны
Количество, качество идоступность информационных ресурсов (ИР) уже сейчас во многом определяютуровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станутрешающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.
ИР России являютсягромадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим базы данных,электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Числозарегистрированных российских баз данных (без учета их тиражирования имодификации) на середину 1998 года превысило 3,3 тысяч. В стране более 150тысяч библиотек объемом более 6650 млн. единиц хранения, более 1 млн. архивныхфондов объемом более 2240 млн. единиц хранения на различных носителях. Имеетсяболее 30 информационных фондов органов НТИ федерального уровня, 69 региональныхцентров НТИ. Предоставляют услуги централизованные фонды правовой информацииобъемом более 2,6 млн. экземпляров документов. В последнее время быстро растетколичество российских сайтов Интернет (в августе 1998 г. — свыше 10 тыс.). Вцелом потенциал ИР России уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Однимиз важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществуявляется степень использования информационных ресурсов для обеспеченияпотребностей общества. Именно по показателю доступности ресурсов потребителямРоссия отстает от развитых стран мира [3].
Причины этого весьмаразнообразны:
·          коммерческиересурсы слишком дороги для массового пользования;
·          многиекатегории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;
·          частиэлектронных информационных ресурсов представлены в несовместимых оболочках;
·          многиевладельцы ресурсов не имеют возможностей для придания своим ресурсам товарнойформы.
Исходя из всевозрастающей роли ИР в развитии страны основная цель ГИП по отношению кинформационным ресурсам может быть сформулирована как создание условий имеханизмов формирования, развития и эффективного использования информационныхресурсов во всех областях деятельности.
Государство должнорасполагать инструментом, позволяющим достоверно оценивать информационныйкапитал общества и на этой основе осуществлять, регулирующие и контролирующиефункции в социально-экономической сфере в целом и в сфере информационнойдеятельности, в частности.
/>/> 
2.2Информационно-телекоммуникационная инфраструктураРФ
Для России как страны спереходной экономикой чрезвычайно важным фактором завершения рыночныхпреобразований и обеспечения устойчивого развития является укрепление всехтипов инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимаетнациональная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ),призванная обеспечить создание единого информационного пространства и какследствие эффективного единого социально-экономического пространства России какцелостного федеративного государства, углубление процессов информационной иэкономической интеграции стран СНГ, последовательное вхождение России в Европейскуюи глобальную информационную инфраструктуру.
Россия сегодня не имеетдостаточных средств и производственных возможностей для самостоятельногосоздания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы,технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует разработкиответственной государственной информационной политики, ориентированной наприоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новыхинформационных и телекоммуникационных технологий.
Особого вниманиязаслуживает в этой связи развитие сектора информационной инфраструктуры,который должен обеспечивать предоставление различных информационных услугпотребителям, в первую очередь населению.
Государственное регулированиеразвития ИТИ должно осуществляться по следующим основным направлениям:
·          бюджетноефинансирование социально значимых информационных систем (здравоохранение,образование, трудоустройство, социальное обеспечение, беженцы, отдельныеразделы законодательства), а также систем налоговой и таможенных служб,информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, системыпредотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями;
·          созданиеэкономических условий для поддержки отечественного производителя в развитиисектора предоставления различных информационных услуг населению, в том числе поформированию системы электронной торговли, информатизации быта и досуга;
·          стимулирование(финансовое, налоговое и др.) создания и развития национальных корпоративныхсетей и коммерческих систем, в том числе провайдеров, обеспечивающих доступ вИнтернет и предоставляющих льготы пользователям из малообеспеченных группнаселения, учащимся и студентам, детям;
·          защитаправ граждан на личную жизнь и на доступ к информации;
·          реализацияна основе положений ГИП концепций, программ и проектов развития информационныхи телекоммуникационных систем и сетей, а также разработка стандартов(согласованных с международными стандартами), обеспечивающих их создание иэксплуатацию[7].
/>/> 
2.3 Информационные ителекоммуникационные технологии, системы и средства их реализации
Формированиеинформационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризациюпроцессов переработки информации во всех сферах деятельности и активноеиспользование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основнымиинструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационныетехнологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.
Условно будем называтьэтот комплекс технологиями информатизации и связи (ТИС) как совокупностьпрограммных, технических и организационно-экономических средств, объединенныхструктурно и функционально для решения той или иной задачи, для повышенияэффективности функционирования социально-экономических объектов или структур,будь то производство, система государственного управления или рынок.
ТИС являютсясистемообразующим элементом информационного пространства, определяющим уровеньреального использования информации в качестве ресурса [11].
При рассмотренииперспектив развития в России технологического компонента информационногопространства необходимо учитывать следующее:
·          срокзамены существующих технологий на новые, более эффективные постоянносокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3;
·          ТИСявляются наиболее динамично развивающимся компонентом информационногопространства;
·          преимущественнымитемпами в мире развиваются различные сетевые технологии, т.е. ориентированныена постоянное использование и работу пользователя в компьютерных сетях, итехнологии интеграции отдельных устройств и технологий в единый функциональныйкомплекс (технологии открытых систем);
·          отечественныйрынок ТИС захвачен продукцией мировых зарубежных производителей, в большинствеамериканских; реально можно говорить только о перспективе появления на рынкеотечественных прикладных, наукоемких обеспечивающих ТИС;
·          российскийрынок ТИС ориентирован исключительно на технические средства зарубежногопроизводства, что приводит к снижению общей доли отечественных разработокинформационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.
Основными направлениямиполитики в этой области должны быть:
·          селективнаягосударственная поддержка приоритетных отечественных ТИС;
·          открытоеконкурсное размещение госзаказов на новые ТИС при гарантиях госзакупок иоткрытый конкурсный отбор ТИС при реализации государственных проектовинформатизации;
·          поддержкаперспективных научных исследований в области создания отечественных ТИС;
·          стимулированиеиспользования ТИС отечественной разработки при их конкурентоспособности вразличных финансируемых из госбюджета проектах и программах информатизациигосударственных объектов;
·          широкоеиспользование передовых зарубежных ТИС.
Первоочереднымимероприятиями для реализации указанных направлений ГИП должны быть:
·          разработкаи принятие системы критериев отбора ТИС, которым должна быть оказанагосударством селективная поддержка;
·          разработкаи реализация системы проведения открытых конкурсов на ТИС, которые необходимоиспользовать в финансируемых государством проектах и программах;
·          выделениеперспективных научных разработок в области ТИС и обеспечение их бюджетногофинансирования;
·          определениемер и процедур внебюджетного стимулирования отечественных разработчиков ипроизводителей конкурентоспособных ТИС.
Отдельно должны бытьрассмотрены мероприятия ГИП по отношению к так называемым двойным технологиям,т.е. информационно-телекоммуникационным технологиям и технологиям связи, которыеприменяются как в гражданских, так и в военных системах/>/> [12].
 
2.4 Производство ипотребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг
/>
Развитиеинформационного пространства требует наличия в стране необходимогонаучно-производственного потенциала. Это требование вытекает из высокойнаукоемкости всех технологических составляющих, образующих информационноепространство и обеспечивающих его эффективное функционирование.
Научно-технический ипроизводственный потенциал включает в себя:
·          научныеучреждения Российской академии наук и различных ведомств;
·          государственныеи негосударственные организации и предприятия, разрабатывающие элементы, блокии устройства, программное обеспечение и осуществляющие проектированиетехнических средств информатизации;
·          предприятия-производителитехники;
·          системуэксплуатационной поддержки функционирования техники и каналов связи.
Основная цель ГИП поотношению к научно-техническому потенциалу — оказание (в различных формах)государственной поддержки развитию отечественных организаций и предприятий,обеспечивающих технологическую независимость формирования информационной средыРоссии.
Состав конкретныхмероприятий ГИП на ближайшую перспективу различается для составляющихпотенциала и определяется их сегодняшним состоянием.
Научный потенциал.
Значительная частьнаучной базы развития информатизации, телекоммуникаций и связи, сосредоточеннаяранее в учреждениях Академии наук СССР и в ВУЗах, осталась в России. Достаточновысокий уровень фундаментальной науки еще пытаются сохранить при поддержкегрантов различных отечественных и зарубежных фондов. Происходит деградацияэтого потенциала, отток наиболее способных ученых, в основном молодых, вкоммерческие структуры и за рубеж[10].
Опытно-конструкторскиеработы (ОКР)
Мероприятия ГИП длясферы ОКР должны быть направлены на поддержку перестройки производственной ихозяйственной деятельности предприятий и их адаптацию к рыночной экономике.
По отношению ккоммерческим структурам этого сектора ГИП должна обеспечивать преференцииотечественным разработчикам за счет соответствующей подготовки и проведенияоткрытых конкурсов как на государственные заказы, так и на заказы предприятий иорганизаций.
Производственныйпотенциал.
Распад СССР иобразование на его территории независимых государств привел и к распаду единойпроизводственной базы создания средств вычислительной и телекоммуникационнойтехники. В настоящее время Россия обладает не более 25-30% тогопроизводственного потенциала, который имел СССР.
В этих условиях задачейГИП на перспективу должен быть поиск путей (в основном, инвестиций) длясоздания базы развития отечественного производственного потенциала. Этопозволит в перспективе избавиться от жесткой зависимости от иностранныхпроизводителей, в особенности в стратегических отраслях, а также создатьзначительное количество рабочих мест.
/>Внастоящее время российский рынок информации, информационных технологий,средств, продуктов и услуг (далее — информационный рынок) является одним изнаиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня всепрограммно-техническое обеспечение процессов информатизации и развитиятелекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на которомвсе новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с ихпоявлением на зарубежных рынках. Однако, российский информационный рынок имеетсвои особенности, существенно отличающие его от зарубежных [2].
Первая и основнаяособенность российского информационного рынка — это то, что государство покаеще играет на нем пассивную роль. Оно практически никак не занимается егорегулированием ни организационно, ни экономически. Это не позволяет решатьосновную задачу государства в рыночной экономике — обеспечивать стабильностьнационального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.
Вторая особенность — неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка потрадиции идет от центра к регионам.
Третья особенность — государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, в то же времясектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развитнедостаточно.
Слабость правовогорегулирования информационного рынка также накладывает серьезные ограничения наего развитие.
Все эти особенностипозволяют сформулировать основную цель ГИП по отношению к российскомуинформационному рынку — создание и эффективное применение такой нормативнойправовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка иего ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а сдругой — обеспечивала бы преференцию на рынке отечественного производителяинформационных технологий, средств, продуктов и услуг [5].
По оценкам западных иотечественных экспертов прогнозируется рост российского информационного рынкадо 8,55 млрд. долл. к 2000г. В настоящее время в России на 100 служащихприходится 4 персональных компьютера. В то же время в среднем по ЗападнойЕвропе этот показатель равен 72. Таким образом верхняя предельная оценкаемкости российского рынка по ПЭВМ составляет 21 — 28 млн. штук.
На российскоминформационном рынке наблюдаются следующие основные тенденции, развитие которыхопределит его состояние в начале следующего века:
·          основнаямасса приобретаемых персональных компьютеров составляют машины нового поколения(на базе процессора Pentium), которые закупают финансово состоятельныеорганизации, в том числе и государственные;
·          ранееприобретенные модели компьютеров в центре выбывают и в своем большинственаправляются в региональные филиалы предприятий и фирм или раздаютсясотрудникам предприятия (фирмы) на бесплатной или компенсационной основе дляличного пользования в семье;
·          нарядус приобретением новых компьютеров активно развивается индустрия модернизацииимеющихся IBM-совместимых компьютеров:
·          происходитусиление российской базы производства компьютеров за счет активного развитияпроизводства по сборке компьютеров в России из импортных комплектующих;
·          происходитинтенсивное развитие программного обеспечения (ПО) для локальных и глобальныхсетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;
·          наблюдаетсяпроцесс смещения рынка в сторону заказных индивидуальных разработокинформационных технологий;
·          происходитактивное привлечение новых групп пользователей ЭВМ, не имеющих базовогообразования и навыков работы и использующих компьютер дома;
·          ожидается,что доля домашних компьютеров возрастет и будет составлять от 40 до 70% в общемобъеме парка (в зависимости от роста уровня жизни населения);
·          быстрымитемпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевыхуслуг, в том числе в Интернет;
·          несмотряна принимаемые государством правовые и организационные меры процессынелегального копирования и использования программ будут по-прежнему приноситьсущественные убытки разработчикам и после 2000 года.
В целом можно говоритьо достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российскогоинформационного рынка, однако, реализация этих тенденций будет определятьсяактивной политикой государственного регулирования [4].
Инвестиционная,таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степенистимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) иПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличениетарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволит стимулировать отечественныхпроизводителей.
Исходя извышесказанного, основные направления ГИП по отношению к российскомуинформационному рынку должны обеспечивать:
·          разработкуи действенность нормативных-правовых положений, регулирующих поведениеучастников рынка и возможность государства ориентировать его на первоочередноеудовлетворение потребностей общества и государства;
·          выработкуи проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественнымпроизводителям;
·          повышениеконкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведенияоткрытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификациипродукции и лицензирования отечественных производителей;
·          продвижениеотечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.
/>Внастоящее время в России созданы основные технологические предпосылки длямассовой компьютеризации. Это — быстрое развитие различного типа линий иканалов связи, разветвленных телекоммуникационных сетей, возможности реализацииширокого спектра сетевых услуг как для организаций, так и для отдельныхграждан. Можно считать, что Россия завершает первый этап подготовки квступлению в мировое информационное сообщество, в реализации которого ведущуюроль играет Президентская программа “Народный телефон”.
Следующим этапом должнаявиться массовая домашняя компьютеризация, которая коренным образом можетизменить положение на рынке труда, систему образования и весь комплексполучаемых населением социально значимых услуг. Сегодня домашние компьютерысоставляют не более 5-7% от компьютерного парка страны. Спрос на них постояннорастет не только в столице, больших городах, но и на периферии [6].
Государственная информационнаяполитика в части развития массовой домашней компьютеризации должна бытьнаправлена на:
·          созданиеэкономических условий, способствующих развитию сектора информационных услуг,ориентированных на использование домашних компьютеров;
·          дальнейшееразвитие различного типа информационных и телекоммуникационных сетей с цельюдоведения их до домашнего потребителя в большинстве регионов России;
·          ориентациюгосударственных и общественных социальных служб на возможности использованиядомашних компьютеров в информационном и информационно-справочном обслуживаниинаселения;
·          государственнуюподдержку отечественных производителей информационных средств, продуктов иуслуг для домашней компьютеризации.
В качествепервоочередного мероприятия по реализации этих направлений следует разработатьсоответствующую государственную программу.
/>/> 
2.5 Политика в областимассовой информации
Переход кинформационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизациейполитической и общественной жизни. В контексте информационной политики этоозначает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту ихинформационных прав. Это означает также ориентацию главных технологическихкомпонентов информационной среды (системы формирования, распространения ииспользования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационнойинфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращенияинформации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение,производство и распространение информации [7].
Переход России к новомутипу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству,политический плюрализм, порождают огромную общественную потребность винформации. Необходимость удовлетворения этой потребности и обуславливаетособую роль СМИ в жизни общества. При этом в полной мере проявляются такиесвойства СМИ как массовость, тиражируемость, периодичность, использованиепостоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичныхисточников информации, применение современных информационных технологий исредств телекоммуникаций.. СМИ есть действенный канал информированияобщества о деятельности власти и информировании власти и общества о жизниобщества и его реакции на действие власти. Эти особенности делают СМИ важнейшимсоциальным институтом и необходимым объектом государственной информационнойполитики. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но взначительной степени занимаются анализом информации, ее предварительнойфильтрацией и целенаправленным отбором. Благодаря этому СМИ являются мощнымсредством воздействия на сознание людей [8].
В настоящее время нерешены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информациижурналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, защитой гражданина иобщества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ невыполняют в полном объеме образовательных задач и задач сохранения и развитиянациональных культур.
Решение этих проблемможет быть найдено только в рамках ГИП, прямо ориентированной на открытоедемократической развитие российского общества и государства.
Важной является такжепроблема информирования населения о деятельности органов власти и управления.Необходимо обеспечение доступности для широких слоев населения объективнойинформации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовыхактах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуацияосложняется процессом коммерциализации сферы социально-информационных услуг.Следует решить вопрос о специальных информационных центрах, выступающихпосредниками между властными структурами и населением.
Нельзя забывать, чтоСМИ есть не только объект информационной политики, но и активный субъект ее. Этоинструмент не только государственного, а еще в большей степени общественноговоздействия на массовое сознание, инструмент формирования общественного мнения.Идеи тонкого правового регулирования всей системы электронных и печатных СМИдолжны быть тщательно согласованы с действующим и вновь принимаемымзаконодательством в этой области. Весьма важным является поиск баланса междугосударственным и общественным регулированием деятельности СМИ. При этомнеобходимо более четко проводить линию на обеспечение подлинно демократическогоразвития нашего общества и государства в направлении открытого информационногообщества [8].
На основе перечисленныхконцептуальных положений и с учетом накопленного в этой области опыта вкачестве первоочередных мероприятий ГИП необходимо:
·          разработатьдолгосрочную стратегию государства в отношении СМИ и провести ее широкоеобщественное обсуждение;
·          скорректироватьсуществующее законодательство, регулирующее деятельность СМИ и их отношения сгосударством и обществом.
/>/> 
2.6 Информационноеправо
Информационная средаобщества к концу XX века превратилась в определяющий фактор политического,социально-экономического и культурного развития. Решения государственных,межрегиональных, международных и глобальных проблем не могут не учитыватьсостояние информационной среды и ее влияния на все сферы общественной жизни.
Глобализация открытыхкомпьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынкаинформационных технологий, продуктов и услуг, формирование международногоинформационного пространства создают предпосылки для нарушения традиционныхмеханизмов обеспечения геополитической целостности государств, оказываютсерьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовыхсистем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышаетсяроль нравственного компонента в регулировании информационных отношений вобществе, сочетающегося с экономическими и другими методами воздействия на этиотношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП вчасти развития информационного законодательства и его отдельных направлений.
Базис информационнойполитики, как и политики вообще, составляют совокупность норм права и механизмыих реализации. В контексте ГИП речь идет о правах граждан, юридических лиц игосударства на свободное получение, распространение и использование информации,защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.
Основные положениягосударственной политики можно сформулировать следующим образом:
·          государствоисходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процессаинформационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социальногои экономического статуса;
·          государствосовершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство инормативную-правовую базу информационных отношений в обществе, а такжеосуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;
·          ограничениедоступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации иосуществляется только на основе законодательства;
·          ответственностьза сохранность информации, ее засекречивание и рассекречиваниеперсонифицируется;
·          государствозаконными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной инедостоверной информации, поступающей через средства массовой информации;
/> 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГОТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Государственнаяинформационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутреннейполитики российского государства. Достижения или провалы информационнойполитики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все сферыжизни общества и государства.
1. В области геополитики,безопасности и международных отношений рациональная и действеннаягосударственная информационная политика должна содействовать восстановлениюроли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, какведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационнойинфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшиекомпьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта роль позволит Россииоказаться в числе государств, способных на деле защитить свои национальныеинтересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономические и военноепревосходство, за политическое и культурное влияние в складывающемсямногополярном мире.
Осуществление такойинформационной политики позволит России:
·          уверенновписаться в систему международных отношений в новых условиях информационнойпроницаемости государственных границ и тем самым защитить страну отинформационной, политической и культурной экспансии развитых стран:
·          решитьзадачу вхождения в мировые открытые сети российских национальных икорпоративных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защитынациональных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
·          предотвратитьопасности использования новых информационных технологий в качествеинформационного оружия и угрозы информационного терроризма.
2. В области экономикиосуществление государственной информационной политики позволит быстрее и точнеестроить стратегию социально-экономического развития стран.
Эта стратегия должнаопираться на:
·          постоянноеувеличение инвестиций в информационную среду общества;
·          использованиепреимуществ, которые дает владение необходимой социальной и экономическойинформацией;
·          эффективныеи гибкие механизмы управления экономической деятельностью и общественной жизньюв целом;
·          резкийрост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытыхинформационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы;
·          развитиев перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры и электроннойкоммерции.
Государственнаяинформационная политика должна быть ориентирована на рост информационныхпотребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения,постоянного обновления и использования информации как важного условияструктурной перестройки экономики страны в короткие сроки, успешного завершениянынешнего этапа экономических реформ, перехода к новым высшим типамтехнологических укладов, в конечном счете, на существенное повышение уровняжизни населения.
3. В сферегосударственного управления реализация ГИП открывает возможности перехода кновому качеству управления за счет обеспечения всех субъектов системыуправления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современныхинформационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи.
Должно бытьосуществлено последовательное реформирование информационного производства всистеме органов государственной власти и управления. Без решительных реформ вэтой сфере, трансформации отношения к информации как к ресурсу эффективногоуправления вне сферы личностных интересов чиновничества невозможно преодолетьнеэффективность власти и сломать информационную базу коррупции.
Это позволит:
·          существенноулучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном имуниципальном уровнях за счет использования системы полных, достоверных идоступных баз данных по всем объектам управления, а также развитияинтеллектуальных информационных систем;
·          обеспечитьреализацию всех базовых функций стратегического и текущего управления (анализ ипрогноз ситуаций, обмен информацией, планирование и координация деятельности,контроль за выполнением принятых решений и т.п.);
·          развернутьмониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенныхкатастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций, ипостроить систему быстрого реагирования на эти ситуации;
·          сделатьэффективным общественный контроль за деятельностью органов государственногоуправления и использовать прозрачность информационной политики в качестведейственного средства, борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностнымипреступлениями.
4. В областиобразования, науки и культуры государственная информационная политика должнаспособствовать серьезным преобразованиям этих сфер.
Информатизацияобразования означает не просто использование программно-технических средств.Она ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения иразвития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытогообразования, базирующаяся на соединении сетевых компьютерных и коммуникационныхтехнологий, позволяющих приблизить процесс обучения к научному поиску и достичьглавной цели современного образования — сформировать профессионально компетентную,творческую личность.
Глубоко продуманная ивзвешенная информационная политика по отношению к участию России в мировыхинформационных сетях имеет особое значение для духовного развития народовРоссии, для предотвращения размывания российских культурно-историческихтрадиций, для минимизации опасности вторжения идеалов и ценностей западноймассовой культуры и психологии в условиях широкого использования открытыхсетей. Преодоление отставания России в количестве общедоступных русскоязычныхресурсов открытых сетей будет иметь огромное культурное значение. Ведь участиев мировых открытых сетях является своеобразной визитной карточкой для страны,свидетельствующей об ее научном и культурном потенциалах.
В области охраныздоровья, защиты окружающей среды и природопользования государственнаяинформационная политика должна оказать серьезное влияние на эффективностьфункционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей.Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационныетехнологии в медицине. Большое внимание в этом плане необходимо уделятьмониторингу физического и психического здоровья населения, контролю групприска. Широкие перспективы развития должны получить системы передачиметеорологической информации, а также информации о состоянии окружающей средыпо спутниковым сетям связи, прежде всего из отдаленных и экологически опасныхрегионов. Должны быть предусмотрены меры по повышению экологической безопасности,базирующиеся на современной информационно-телекоммуникационной базе.
ГИП должнаиспользоваться для обеспечения перехода с ресурсосберегающим технологиям,улучшения деятельности природозащитных организаций.
/>Государственнуюинформационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационномуобществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают какактуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества.
Можно выделить трикласса этих проблем.
Первый класс составляютпроблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода кнему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного социально-экономическойситуации уровня функционирования и развития следующих основных составляющихэтого базиса:
национальныхинформационных ресурсов — баз и банков данных, всех видов архивов, системыдепозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. иобеспечения широкого свободного доступа к ним;
информационно-коммуникационнойинфраструктуры — территориально распределенных государственных и корпоративныхкомпьютерных сетей, телекоммуникационных сетей и систем специального назначенияи общего пользования, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средствкоммутации и управления информационными потоками, а также организационных структури правовых механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;
информационных,компьютерных и телекоммуникационных технологий — базовых, прикладных иобеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечениядоступа к информации;
производства ипотребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управлениявсех уровней, субъектов экономической деятельности и населения;
научно-производственногопотенциала информатизации, телекоммуникаций и связи — организаций и предприятийфундаментальной и прикладной науки в областях информатики, вычислительнойтехники, телекоммуникаций и связи, конструкторско-технологической ипроизводственной баз их развития, в том числе оборонного назначения;
рынка информационныхтехнологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи,информационных продуктов и услуг;
наконец, технологий,структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ.
Проблемытехнологического базиса в рыночной экономике (отчасти в переходной экономике, вкоторой мы сейчас живем), как правило, решаются независимо от усилий,предпринимаемых государством. Однако в большей степени успешность их решенияобусловлена политической стабильностью и макроэкономическими подходами ирешениями по выходу страны из сегодняшнего социально-экономического кризиса.Поэтому должна быть усилена роль государственного регулирования развитияинформационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий исистемы производства информационных продуктов и услуг.
В первую очередь должныосуществляться:
·          бюджетноефинансирование социально значимых информационных систем (здравоохранения,образования, трудоустройства, социального обеспечения и т.п.), а также системналоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов,правопорядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
·          селективнаягосударственная поддержка приоритетных информационных, компьютерных ителекоммуникационных технологий, открытое конкурсное размещение госзаказов нановые технологии при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбортехнологий при реализации государственных проектов информатизации;
·          бюджетнаяподдержка перспективных научных исследований, в первую очередь национальныхнаучных школ, в области создания отечественных информационных ителекоммуникационных технологий и стимулирование их разработки, производства ииспользования (разумеется, при их конкурентоспособности) в различныхфинансируемых из бюджета проектах и программах информатизации государственныхобъектов;
·          государственнаяподдержка продвижения отечественных информационных и программных продуктов итехнических средств информатизации на мировой рынок;
·          разработкана государственном уровне программы массовой домашней компьютеризации.
Второй класс проблемобусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода кинформационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь напервый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защитыобщества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новыхинформационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерныхпреступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций,несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информацииили ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификациязначимой информации и т.п.).
Проблемы обеспечениябезопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так ипрактический характер.
Должна быть созданаединая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимоэффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельныхведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах исетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах.Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.
Поддержаниенеобходимого уровня информационной безопасности требует постоянногоотслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических идругих изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могутпорождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на этиизменения и перманентно проверять возможности отражения реальных илипотенциальных угроз.
Международноеинформационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень,ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международныхсоглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессахтрансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России всоздании межгосударственного законодательства и международных стандартов вобласти информационной безопасности.
Следует начатьмеждународные переговоры по проблемам обеспечения безопасности в информационнойсфере. В частности, должны быть достигнуты соглашения между возможно большимчислом стран о координации деятельности в сфере борьбы с информационнымтерроризмом и информационным криминалом, по предотвращению этих угроз исогласовании действий по минимизации их последствий. Предметом переговоровдолжна стать также международно-правовая защита национальных информационныхресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы,распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь по Интернету.Должны быть выработаны согласованные национальные и международные правовыенормы, устанавливающие ответственность за хакерство и другие компьютерныепреступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративныеинформационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессеинформационного обмена. Необходимо рассмотреть возможности контроля зараспространением по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественнуюнравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций ит.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое,психическое и социальное здоровье людей.
Третий класс проблемопределяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылкамиперехода сегодняшней России к информационному обществу.
Успешность продвиженияк информационному обществу находится в прямой зависимости от информационнойподготовки общества. В обществе доминирует недооценка роли информации вэкономике. Информация недостаточно востребуется аппаратом управления,отсутствует регулярное информирование населения органами государственной властии управления о своей деятельности. Совершенно недостаточна компьютернаяграмотность населения. Значительна роль негативных факторов в экономике идемократизации общественной жизни, определяемая традициями и стереотипамиобщественного сознания и поведения. Закрытость и дефицит информации еще неначали сменяться ее достатком, свободой ее выбора и использования. Быстройинформатизации негосударственного сектора экономики еще недостаточно. Поэтомупроблемы подготовки общества к жизни в информационном мире лежат в глубинныхсоциально-культурных пластах и их решение займет десятилетия.
Большой остротойотличаются региональные проблемы информатизации. Сегодня основные закупкитехники и программных средств идут в регионах. Информационные системы в разныхгородах и регионах, базы данных государственного значения, например, земельныйкадастр, создаются по разной идеологии. Вообще региональным проблемам информационногообеспечения вертикали управления, защиты информационных ресурсов и решенияинформационно-правовых проблем демократизации общественной жизни на местах должнобыть уделено особое внимание. При этом необходимо учитывать реальнуюнеравномерность процессов информатизации по регионам страны. Достаточноуказать, что две трети всех используемых в стране баз данных приходится начетыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский).Сколько-нибудь существенное выравнивание потенциала информатизации по регионамстраны потребует значительного времени и серьезных изменений всоциально-экономической политике федерального центра.
Одной из важнейшихсоциально-политических предпосылок перехода к информационному обществупредставляет достижение баланса интересов граждан, организаций и государства винформационной сфере. Именно поэтому совершенствование информационного правадолжно стать локомотивом демократического развития России. При этом следуетисходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процессаинформационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социальногои экономического статуса. Должен быть обеспечен доступ к мировым информационнымресурсам, глобальным информационным сетям. Ограничение доступа к информациидолжно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информациии осуществляется только на основе законодательства, в том числе с учетом правасобственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие,накапливающие и обрабатывающее персональные данные и конфиденциальнуюинформацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность ииспользование. Защита общества от ложной, искаженной и недостовернойинформации, поступающей через средства массовой информации, должнаобеспечиваться государством.
Несмотря на сложностьперечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны сособенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономическойполитики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воплощение в жизнь основныхидей и практических мероприятий государственной информационной политики будетозначать серьезное продвижение страны по пути к информационному обществу. Этодвижение должно состоять из следующих шагов.
1.        Последовательноереформирование информационного производства на основе:
·          управленияинформацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического икультурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов(природных, трудовых, финансовых);
·          развитияобщественных и личных информационных потребностей и сферы информационных ителекоммуникационных услуг;
·          открытостиинформационной политики как главной предпосылки последовательногодемократического развития страны по пути построения гражданского общества иправового государства.
1.        Практическоеовладение населением страны информационными ресурсами, развитойинформационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационныхтехнологий в различных видах деятельности.
2.        Достижениевысокого уровня информационной безопасности и обеспечение международногостатуса России как полноценного участника мирового информационного сообщества.
Реализация этих шаговпо пути к информационному обществу потребует системной программно-целевойработы по проведению в жизнь Концепции государственной информационной политики.
Особого вниманиятребуют:
·          совершенствованиеразделения полномочий по осуществлению ГИП между Российской Федерацией,субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
·          координациядеятельности в области формирования и развития информационного пространства, втом числе выделение организационных структур во всех ветвях власти длявыполнения этой функции;
·          созданиесистемы мониторинга состояния и функционирования информационно-телекоммуникационнойинфраструктуры России;
·          разработканормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положенийКонцепции ГИП;
·          определениегосударственной политики по отношению к госзакупкам и использования импортной иотечественной техники и программной продукции;
·          привлечениеиностранных и отечественных инвестиций в развитие российскойинформационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
·          разработкановых финансовых схем в налоговой и бюджетной политике, стимулирующей развитиеинформационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
·          открытоеконкурсное размещение госзаказов на разработку государственных проектов винформационной сфере;
·          выработкаи проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителейтехники и программного обеспечения, информационных продуктов, а такжеоператоров информационных сетей, предоставляющих необходимый спектринформационных услуг;
·          повышениеконкурентоспособности отечественной информационной продукции и продвижение еена мировой информационный рынок;
·          государственнаяполитика по отношению к СМИ;
·          государственнаяподдержка предпринимательства в российской части Интернета.
В области науки итехники:
·          поддержкаобщественных научных школ, имеющих фундаментальные результаты в областисоздания информационных средств;
·          поддержкаперспективных научных исследований и разработок отечественных информационных ителекоммуникационных технологий и средств их реализации, в том числеинформационных технологий двойного назначения;
·          возрождениеотечественной отрасли создания и производства вычислительной техники ителекоммуникаций;
·          поддержкаи развитие государственной системы подготовки научных и инженерных кадров.
Государственнаяинформационная политика откроет новые возможности регулярного информированиянаселения органами государственной власти и управления о политической исоциально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры,центры общественных связей и т.п. Разработка и постоянное совершенствованиезаконодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективнорегулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации ихинформационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласногоконтроля за деятельностью государственных средств массовой информации,институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальныхслужб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных,демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации,составляющие одну из главных задач ГИП, облегчат формирование и распространениядуховных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческимтрадициям России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   БрусницинН.А. Информационная безопасность/Н.А. Брусницин. — М.: Вита-Пресс, 2009.
2.   Гриняев С.Н. Информационная политика: история, день сегодняшний иперспективы//http://www.infwar.ru.
3.   Доктринаинформационной безопасности РФ//Российская газета. 28.09.2009.
4.   ЗавадскийИ.И. «Информационная политика — что это такое?//Защита информации. «Конфидент».№ 4, 2008.
5.   ЗиновьевА. Глобальное сверхобщество и Россия/А. Зиновьев.– М.: Харвест, 2009. – 125 с.
6.   Информационныевойны и будущее//http://lib.aldebaran.ru
7.   КомовС.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории //»Военнаямысль», 2008, № 3. С. 73.
8.   КостинН.А. Общие основы теории информационной политики// 2008. № 3.
9.   ЛисичкинВ.А. Война после войны: Информационная оккупация продолжается/В.А. Лисичкин,Л.А. Шелепин. – М.: Эксмо, 2009.
10.ЛисичкинВ.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война/В, А.Лисичкин, Л.А. Шелепин. — М., 2009 .
11.МанойлоА.В., Фролов Д.Б. Информационно-психологические операции как организационнаяформа реализации концепции информационно-психологической политики//СПб.:Компьютерные системы, 2009, № 2.
12.МанойлоА.В., Петренко А.И. Информационно-психологическая безопасность современногоинформационного общества//М.: Стратегическая стабильность, 2009, №3.
13.Основыгосударственной политики в области обеспечения информационно-психологическойбезопасности/М.: Институт психологии РАН, 2009.
14.Операцииинформационно-психологической политики. Методы, средства, технологии: Краткийэнциклопедический словарь -справочник/В.Б. Вепринцев, А.В. Манойло, А.И.Петренко и др. — М.: Горячая линия-Телеком, 2009. — 495 с.
15.Padover S.K. Psychological warfare andforeign policy//The theory and practice of international relations. EnglewoodCliffs, 2009. — P. 238. lib.aldebaran.ru.
16.ПанаринИ.Н. Технология информационной стратегии/И. Н. Панарин. — М.: КСП+, 2008. — 320с.
17.ПанаринИ.Н. Готова ли Россия к информационным войнам 21 века?//ВЛАСТЬ. — 2009, №2.
18.ПанаринИ.Н. Информационная политика и геополитика/И. Н. Панарин. — М.2009. С. 39.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.