ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение профессионального высшего образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)Институтпереподготовки и повышения квалификации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное(государственное) право зарубежных стран»
ВАРИАНТ № 6
Выполнил Бабкин С.П.
Группа ЮС-06-1
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Чита-2008
План
Введение
Конституционно-правовойстатус главы государства в зарубежных странах
КонституцияВеликобритании: правовое положение человека и гражданина
Заключение
Список литературы
Введение
Глава государства — это конституционныйорган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющеегосударство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разныхстранах глава государства в соответствии с их конституциями рассматриваетсялибо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти,поскольку без его подписи закон недействителен, либо как глава исполнительнойвласти и одновременно глава государства (США), либо как лицо, являющееся толькоглавой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Италия). Он можетбыть символом государственности, как монарх в Японии.[1]
Глава государства бывает единоличным иколлегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постояннодействующий орган парламента, им избираемый.
Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах
Глава государства, независимо от егоразновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношениипарламента этот созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда— право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формальноего утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство вотставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключатьи ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначатьдипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., ноосуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, отреального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правленияодни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а дляосуществления других требуется согласие или утвержден» парламента (например,для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарнойреспублики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и вполупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента илимонарха неиствовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (такназываемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подпись»премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного актапрезидента или монарха.
Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) являетсяглавой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако,вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реальнополномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется вдуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства иглавы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.
Как уже говорилось, монарх получает ипередает свой пост по наследству. В Японии салическая, когда престолнаследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числедочери, исключаются из числа наследников престола.
Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная(президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший ранее вЙемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственный совет наКубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены междуРуководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура». Обособенностях Китая, где есть глава государства (Председатель республики), ноосновные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента,а также Швейцарии, где полномочия коллегиального главы государства иправительства совмещены, говорилось выше.
Президент может занимать различное положение в системе государственнойвласти: например в США одновременно главой государства и исполнительной власти[2]
Полномочия, обязанности иответственность президента. Согласномногим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзяпривлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможнотолько после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента).Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добиваетсяпринятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах кпрезиденту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски кгосударству также могут быть обращены к президенту как представителюгосударства.
Президент имеет определенные привилегии:свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану,свой штандарт — флаг, являющийся символом президентской власти. Во многихстранах существует особое обращение к президенту — «Ваше превосходительство».Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычноявляется наиболее высоким среди должностных лиц.
Полномочия президента часто сформулированыоднотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но насамом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная сособенностями формы правления.
Президент обладает следующимиполномочиями:
1.Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. Вэтом качестве он назначает дипломатических представителей, при немаккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъектыфедерации некоторых федеративных государств (например, губернаторов штатов вИндии). Как должностное лицо, обязанное сохранять единство государства, онвыступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и еесубъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д.Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственнойвласти.
2.Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти.Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока егодеятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издаетсоответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий),может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает(санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикуетих. Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может бытьпреодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран дляэтого необходимо квалифицированное большинство голосов, иногда достаточноабсолютного большинства голосов однопалатного парламента или каждой из егопалат). Как говорилось, президент промульгирует законы. Он, как правило,обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), вомногих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которыезаслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. Вних говорится о целях деятельности государственных органов на предстоящий год,о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которыенеобходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.
3.Полномочия по формированию других высших органов государства. Президентназначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партиибольшинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначаетпремьер-министра (Украина) или министров (США) с согласия парламента.Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностныхлиц, например судей.
4. Всфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты(указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти.Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона поданному вопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу.Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегированиясоответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролюпоследнего. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парламентарнойреспублике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу,акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут игратьдоминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), ав некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже вышеего.
5.Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправеобъявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым обэтом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводитьпрезидентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральнуюинтервенцию (вмешательство).
6.Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституциипрезидент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюдапоследствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшиевоинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создаетсясовещательный орган — совет безопасности.
7.Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащихопределенных рангов.
8.Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправепринимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход изгражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование он награждаеторденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д
Президент является гарантом конституции, прави свобод граждан Он принимает меры по охране государства.
Конституции предусматривают обязанностипрезидента и содержат определенные запреты. Президенту запрещаетсялюбое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководств»акционерных компаний, приобретение государственного имущества иногда неразрешается получать вознаграждение также за научную, художественную илилитературную деятельность, если он занимается ею В некоторых странах президентына период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжаютпартийную деятельность. Нередко президент может покидать страну лишь сразрешения парламента.
При президенте создаются различные совещательныеорганы, помогающие ему осуществлять конституционные полномочия. Значениетаких органов, например совета безопасности, бывает выше значения иных органов,предусмотренных конституцией. Президент имеет свои собственные службы, аппарат,канцелярию Роль такого аппарата особенно велика в полупрезидентских ипрезидентских республиках. В парламентарных республиках такой аппарат невелик ивыполняет менее значительные функции.
В отличие от монарха президент несет ответственностьза свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершениедругих тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственностиособые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента отдолжности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судитпрезидента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат.
В США импичмент против президента пыталисьприменить неоднократно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды,оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватилоодного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента
КонституцияВеликобритании: правовое положение человека и гражданина.
В Великобритании нет писаной конституции,т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официальнообъявлены основными законами страны. Юридическая конституция Великобританиивключает самые разные источники, число которых невозможно установитьточно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, покоторым тот или иной источник права следует относить к составным частямконституции. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку нарядус письменными документами ее важной составной частью являются неписаныеконституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовыевопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалахпарламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственноеводворение председателя нижней палаты — спикера — на его почетное место), аиногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.).
Конституция Великобритании состоит изчетырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционныхобычаев, доктринальных источников.
Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента всоответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главойгосударства — монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британскойконституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами)обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобританиинет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актовпринято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей(она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных,преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколькоактов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последнийакт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлениичаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем,конституционное и административное право обычно рассматривается как единаяотрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов,другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся киным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. Наделе многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются какконституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощеныили отменены более поздними документами.
Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемыхвысоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих своирешения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могутбыть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относитсяк так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтомусовокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть ипрецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны нанормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы(это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»).В.нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее времяобе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права.Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся кпривилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).
Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами,соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства(не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чемсудебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом прававето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинетаминистров, статус министров).
Доктринальные источники — это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросамконституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случаепробелов в конституционном регулировании.
Содержание конституции. В отличие от конституции США, которая хотя и носитпрагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основныеконституционные отношения, для британской конституции характерен крайнефрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы инередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй,партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не тольконе урегулированы, но даже не упоминаются.
По конституции Великобритания — парламентарнаямонархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особымположением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство сдемократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.
Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании являетсяисключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливатьее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делаетсязачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм.Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу(применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебномпорядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменениязаконов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряютсятолько их авторитетом.
Посколькув Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделенияконституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личностина конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных правопределяется не столько законами, (хотя принят ряд специальных законов,начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционнымиобычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, чтограждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.
Заключение
После второй мировой войны, когда у властинаходилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированыопределенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигдеотчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатномобразовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д.Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций)регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаютсяестественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требованиядля их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведениедемонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах,где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Личныеправа регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпусактом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами опроцессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.
В последние десятилетия, когда у властинаходятся консерваторы, некоторые положения законодательства о правах гражданужесточены — в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограниченияличных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма.
В Великобритании действует несколькопарламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числеуполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, засоблюдением прав граждан органами управления.
/>Список литературы
1. Конституционное правозарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.корр.РАН, проф. М.В. Баглая,д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Этина. -М.: Издательство НОРМА,2003-832с.
2. Матвеева О.М.,Савицкий П.И. Конституционный статус депутата в парламентах стран ЗападнойЕвропы. Учебное пособие. -Екатеринбург, 1993.
3. Ю. Мишин А.А.Конституционное (Государственное) право зарубежных стран. Учебник. -М., 1996.
4. П. Решетников Ф.М.Правовые системы стран мира. Справочник. -М., 1993.
5. США: Конституция изаконодательные акты. -М., 1993.