Оглавление
Введение
Глава1. История возникновения двуглавого орла – герба России
1.1Герб – один из главных символов государства
1.2Гербовый орёл России
1.3Российский государственный герб в 1-й половине XIXвека
1.4Окончательный вариант государственного герба Российской Империи
Глава2. Новая история гербового орла России
2.1Государственный герб после февральской революции
2.2Возвращение гербового орла России
Заключение
Источникии литература
Введение
Однойиз важнейших отличительных особенностей современных государств является наличиенационально-государственной символики – герба, флага, гимна. Последние, являясьсимволами государства, отражают в своем содержании исторические, политические,военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов,отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетениямежнациональных традиций и культур.
Государственныесимволы – национальные герб, флаг, гимн играют роль социально-политическихфеноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества,исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развитияобщества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое вовсем его многообразии, дают представление о культуре народа, характереполитической власти и многом другом.
Объектомданного исследования является история появления и становленияпервого из государственных символов Российской Федерации –герба.
Актуальностьвыбранной темы связана с таким требованием времени,как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чьесоциальное и духовное становление происходило и происходит в обстановкепереосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядови др.
Неменее значимую роль играет государственная символика и в международнойполитике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не толькооб официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использованиегосударственной символики (подъем государственного флага, исполнениегосударственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», оповседневном общении людей – представителей разных государств.
Предметомисследования выступают работы отечественныхисследователей по проблеме происхождения герба Российской Федерации –двуглавого орла и законодательная база России, которая закрепляет установление ииспользование государственной символики.
Цельюисследования является комплексный анализ исследованийпо проблеме возникновения и становления российской государственной символики, аименно – российского двуглавого орла.
Даннаяцель достигается в процессе решения следующих задач:
· рассмотретьработы отечественных исследователей, посвящённые истории возникновенияроссийского двуглавого орла;
· проследитьза тем, как менялся герб Российской Федерации на протяжении рассматриваемогопериода;
· изучитьнормативно-правовые акты, посвящённые разработке, утверждению и описаниюгосударственной символики Российской Федерации.
Хронологическиерамки данного исследования, конец XV- начало XVI веков – рубеж XIX-XXвеков, обусловлены тем, что впервые двуглавый орёл появляется в 1497 году напечати Ивана III, а как герб РоссийскойФедерации был утверждён с принятием Федерального конституционного закона от25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».
Методологическаяоснова исследования. В ходеисследования применялисьпринципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности,предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическоеотношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмыслениявсей совокупности фактов. Также применялись методы историко-правового анализа,сравнительного правоведения и системного анализа.
Источниковойбазой при написании курсовой работы служили трудыотечественных учёных, посвящённые изучению теоретической геральдики, а именнопроисхождению российского герба – двуглавого орла, Конституция РоссийскойФедерации, Федеральный конституционный закон «О государственном гербеРоссийской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Степеньизученности темы. На сегодняшний день проблемевозникновения и становления российской символики существует несколько десятковмонографий[1] ибольшое количество статей: так, В. Медведев в статье «Отцы русской геральдики»рассматривает корни российских символов[2]; П.Мельников в своей статье «Русский орёл с античным профилем» возвращается кистории возникновения изображения орла на российском гербе[3];Этой же темы в своей статье «Палеологи или Габсбурги?» касается и В.Кучкин[4].
Структуракурсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав,включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Историявозникновения двуглавого орла – герба России
государственная символика герб орел
1.1 Герб – один изглавных символов государства
Однимиз главных государственных символов любого государства, наряду с флагом игимном, является герб. Слово герб происходит от немецкого Erbe,что означает наследство. Н.А. Соболева даёт такое определение: «Герб – этоэмблема, закреплённая за человеком, родом, регионом, землёй, государством,передаваемая по наследству (человеком как членом рода) или существующая до техпор, пока существует данный тип государства, оформленная изобразительно позаконам геральдики, расположенная на соответствующем поле, именуемом щитом, иносящая определённой значимости цвет»[5]. А.П.Черных же герб характеризует как «символический опознавательно-правовой знак,составленный и утверждённый по определённым правилам, служащий постояннымотличительным определителем лицу, роду, обществу, учреждению»[6].В.А. Градовский же определяет герб, как «внешний символ, видимый отличительныйзнак известного государства, эмблематично изображённый на государственнойпечати, монете, знамени и т.п. В качестве такого символа государственный гербвыражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считаетсебя призванным»[7]
Такимобразом, государственный герб – это законодательно утверждённая, геральдическиоформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях ина международной арене. История главного государственного символа России околопяти веков связана с двуглавым орлом.
Дляформирования государственной символики необходимо, чтобы и объективная (наличиесамого государства), и субъективная предпосылки (жители государства должныосознавать собственную принадлежность к особому политическому единству иизъявить желание найти для выражения этого соответствующую форму) совпали.Появляются, как правило, они не одновременно. Первоначально государствоидентифицируется, чаще всего, с личностью его главы. Так и двуглавый орёл напервом этапе воспринимался исключительно как «государева» печать.
Орёл– одна из древнейших эмблем, сохраняющаяся в гербах ряда государств до нашихдней. Орёл означает власть, господство, верховенство и прозорливость(государственную). Наиболее древнее из известных изображений двуглавого орланайдено на территории древнего Хеттского царства и датируется XIIIв. до н.э. На всём протяжении хеттской истории он изображался вместе с богами,и в настоящее время трудно дать утвердительный ответ – являлся ли двуглавыйорёл символом политической власти хеттских царей. Известно широкоеиспользование изображений двуглавого орла у мидийцев и у других древних народовПередней Азии.
Вантичной Европе орёл имел естественное изображение (с одной головой), но вотличие от двуглавого орла Передней Азии, он изначально был не только символомбогов, а также и светской власти. На многих греческих монетах орёл изображалсярядом с Зевсом (монеты Айтны-Катаны) или являлся единственным изображением(голова орла, сидящий или взлетающий орёл, орёл с добычей) на монетах Олимпии,Акраганта, Локры. На монетах Птолемеев (греко-македонская династия в Египте323-30 гг. до н.э.) орёл часто изображался с молнией в когтях. В древнем Римеорёл являлся атрибутом Юпитера. Римские полководцы имели изображение орла насвоих жезлах как знак главенства над действующей армией. Позднее, когданаиболее популярные полководцы становились императорами, орёл был превращён висключительный императорский знак, символ верховной власти.
ОтРимской империи орёл как символ власти перешёл к Священной Римской империи германскойнации. С зарождением геральдики орёл стал главной эмблемой в гербе СвященнойРимской империи.
1.2Гербовый орёл России
Самымранним известным памятником, на котором изображены русские государственныеэмблемы, является двусторонняя красновосковая печать, привешенная к грамоте1497г. (по Н.Карамзину 1494г.). В.Похлёбкин берёт под сомнение эти даты, таккак на подлиннике восковой печати цифры 97 или 94 прочесть точно весьмазатруднительно. Большинство современных исследователей (Н.Соболева, В.Лебедев,Ю.Штакельберг и др.) датируют данную грамоту 1497г. Хотя имеются основанияполагать, что печать указанного типа скрепляла грамоты и ранее 1497г., но времяеё появления вряд ли следует относить слишком далеко от этой даты. Ведь напротяжении почти 25 лет с момента заключения брака Ивана IIIс Софьей (Зоей) Палеолог в 1472г. о подобной печати нет известий.
Налицевой стороне печати изображён всадник, поражающий копьём змея. Круговаянадпись: «Иоанъ б(о)жию милостию господарь всеня Руси и великий кн(я)зъ», наоборотной стороне двуглавый орёл с распростёртыми и опущенными вниз крыльями,на головах короны. Круговая надписьгласит: «И велик княsВла. И Мос. И Нов. И Пск. И Тве. И Уго. И Вят. И Пер. и Бол.».
Вряде научно-популярных изданий, посвящённых данной тематике, неверноинтерпретируются указанные эмблемы: всадника связывают с образом Св.ГеоргияПобедоносца, а змея отождествляют с драконом. Трактовка всадника какизображение Св.Георгия Победоносца в русских источниках до XVIIв. не встречается. Хотя культ Св.Георгия проник на Русь из Византии в X-XIвв.и стал здесь весьма распространённым, в изображении всадника видели преждевсего князя-воина, защитника Русской земли. В отличие от змея, дракон в русскойгеральдике олицетворяет добро. И дракон, и змей изображаются в геральдике крылатыми,но дракон – с двумя лапами, а змей – с четырьмя. Эта деталь, оставаясьнезамеченной, и приводит к ошибочной трактовке изображения змея как дракона.
Еслив отечественной геральдике время появления гербового орла, с небольшимивариациями, не оспаривается, то причина его появления на великокняжеской печативызывает массу противоречивых суждений, которые можно свести к двум основнымверсиям. Первая версия сложилась в XIXв. и имеет сторонников в наши дни: в результате брака Ивана IIIи Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XIПалеолога, соединились два герба – Московского государства (всадник) и Византии(двуглавый орёл). Эта версия была связана с тенденцией абсолютизироватьдоминирующее влияние Византии на русское общественное развитие, в частности, наразвитие идей и форм российской государственности[8].Этой версии придерживаются Г.Острогорский, К.Шэдер, Е.И. Каменцева, Н.В.Юстюгов.
Концепцию,не связанную с византийским влиянием появления русского гербового орла, насовременном этапе наиболее аргументировано разработала Н. Соболева.
Во-первых,исследователь отмечает, что сторонников заимствования византийского орла несмущает почти четвертьвековая удалённость даты бракосочетания от даты появленияорла на государственной печати.
Во-вторых,появление в 90-х гг. XVв. самой печати, и «воссоединение» на печати двух эмблем, одна из которых нехарактерна для московской княжеской символики, не были случайностью. Именно вконце XV в. прослеживаетсястремление Ивана III поставить себяна одну ступень с первым монархом Европы – императором священной Римской империи.Символика монархической власти в Европе была регламентированной иобщепризнанной, что естественно не могло пройти мимо Ивана III.Еще в XIII в. в Западной Европеустановилось чётко зафиксированное различие между одноглавым орлом каккоролевским гербом и двуглавым – императорским. В качестве политической эмблемыдвуглавого орла в средневековой Европе начал использовать Фридрих IIШтауфен, король Сицилии, впоследствии император священной Римской империи,поместив эмблему на монетах.
В-третьих,Н.Соболева, поддерживая точку зрения американского историка В.Алефа и ряда западноевропейскихисследователей, в частности Л.Регеля, подчёркивает, что в Византии двуглавыйорёл был лишь формой украшения, орнамента, но никак не государственнойэмблемой. Основанием для такого утверждения служит отсутствие двуглавого орлакак государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, одеждеимператорской охраны. Этот вывод подтверждают и материалы научных работавторитетного исследователя византийских печатей Н.Лихачёва. Он доказал, что вВизантии не было общегосударственной печати, существовали лишь личные печатиимператоров, но на них отсутствовали изображения двуглавого орла. В то жевремя, отрицая использование двуглавого орла как знака власти византийскихимператоров, исследователи признают возможность его употребления морейскимидеспотами (деспот – высший титул византийской знати), одним из которых был отецбудущей супруги Ивана III.Хотя даже и косвенных сведений о том, что двуглавый орёл был их отличительнымзнаком, нет. Это предположение основывается на сведениях о мозаичныхизображениях двуглавого орла в морейской церкви.
В-четвёртых,двуглавый орёл на Руси был известен ещё до создания рассматриваемойгосударственной печати. Его изображения были помещены на монетах тверскогокнязя Михаила Борисовича (1461-1486) и ряда других русских князей этогопериода. Появление двуглавого орла на русских монетах XVв. правомерно связывают с влиянием культуры южных славян, когдавосстанавливаются связи Руси с балканскими странами, прерванныемонголо-татарским нашествием. Ещё в XIVв. болгарские и сербские государи помещали изображение двуглавого орла на своихмонета и печатях[9].
Н.П.Лихачёв также придерживается данной версии. Он отмечает: «Если будет доказаноположение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственнойпечати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла,станет очевидно, что московское правительство не могло заимствовать из Византиито, чего та не имела»[10].
Г.Вилинбахов в своей статье приводит высказывание современного американскогоисследователя Г.Эймефа: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавыйорёл, вероятно, не стал бы эмблемой московского герба, если бы Иван IIIне знал, что та же эмблема определяет государственный ранг императоров наЗападе»[11].
Такимобразом, титул Ивана III– это титул на притязания на неограниченную власть внутри страны, на«собирание» земель домонгольской Руси.
Всевышеперечисленные факты свидетельствуют, что принятие двуглавого орла Иваном IIIв качестве политической эмблемы, в первую очередь, было связано со стремлениемвеликого князя встать вровень с другими европейскими монархами и прежде всего сГабсбургами. Таким образом, великий князь демонстрировал в общественноммасштабе своё политическое кредо, место среди «венценосных братьев». Создание печатис символикой, выражавшей, с одной стороны, древность происхождения московскихкнязей (использование традиционного изображения вооружённого всадника), а сдругой – величие русского государя (двуглавый орёл), отвечало политическимпотребностям эпохи и служило доказательством прав Ивана IIIна титул кесаря.
Вгоды правления Ивана IVв русской государственной символике происходит соединение двуглавого орла ивсадника-князя. Всадник, расположенный в центре фигурного щита, помещается нагруди орла. В то же время на печатях существовала и другая композиция: вместовсадника в центре фигурного щита изображался единорог. Достоверных сведений опричинах появления этой эмблемы на царской печати не имеется. Вероятно, здесьсуществует прямая связь с символической стороной данного мифического существа.Единорог – символ чистоты (своим рогом очищает воду, отравленную змеем) идевственности (его могла приручить только девственница). Также единорогявляется непобедимым зверем, вся сила которого заключена в роге. Сила, искореняющаязло, и чистота помыслов, олицетворённые единорогом, могли привлечь вниманиеИвана IV, боровшегося свнутренней и внешней «крамолой». Ещё одним нововведением было то, что гербовыйорёл иногда изображался с одной (общей для обеих голов) короной, над которойвозвышался православный крест.
В1625 г., при первом царе из династии Романовых – Михаиле Фёдоровиче, произошлиизменения в изображении гербового орла. Прежде всего, это появление третьейкороны над (между) двумя головами орла. Определенного идейного обоснованияданному новшеству в то время не было. В.Лебедев выдвигает гипотезу, по которойтри короны изначально символизировали Святую Троицу. Ю. Штакельберг утверждает,что три короны на печати царя Михаила Романова знаменовали собой три покорённыхцарства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Письменные источники указывают,что идейное обоснование изображения третьей короны, как и двух уже имеющихся,произойдёт только в царствование Алексея Михайловича. По-видимому, появлениетретьей короны связано с влиянием западноевропейских мастеров, резавших матрицыдля царской печати. Это подтверждается нетрадиционным для русской сфрагистикирасположением всадника, который был изображён повернутым в правуюгеральдическую сторону, т.е. в соответствии с западноевропейскими правиламигеральдики. На всех прежних печатях всадник-князь был повернут на восток,откуда исходила постоянная угроза Русскому государству.
Прицаре Алексее Михайловиче значительно расширяются дипломатические, экономическиеи культурные связи России с Западной Европой. Дипломатические контакты междумонархами всегда обставлялись соответствующей атрибутикой, которая указывала настепень величия того или иного государя. Вследствие этого перед русскимправительством встала задача приблизить отечественную государственную символикук западноевропейской. В 1654 г. впервые зафиксировано на печати (жалованнаяграмота Богдану Хмельницкому) изображение орла с общепринятым в Европесимволами монархической власти – скипетром и державой, которые он держал в когтях.
Корона,держава и скипетр являются регалиями, знаками монаршей власти во всехгосударствах, где такая власть существует. Происхождение державы и скипетрауходит в глубь веков.
Держава(державное яблоко) – древний символ монаршей власти. Держава восходит к глобусукак символу мирового господства Рима. Впервые глобус был использован в качествесимвола власти македонским царём Деметрием IПолиоркетом (336-? до н.э.). В период Римской империи глобус принял формудержавы, без изображений небесной сферы или Земли. В средние века держава ужепрочно вошла в число регалий. В России держава считается видимой эмблемойсамодержавия и как регалия стала использоваться с конца XVIв.
Скипетр(греч. skeptron – жезл) –символ власти и достоинства правителя, происходит от укороченного посоха. Вантичный период скипетр считался атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Онвходил в число знаков достоинства греческих, римских правителей и должностныхлиц, например, консулов в императорскую эпоху. В период средневековья скипетр взначении обязательной регалии власти использовался при коронации государём вовсей Европе. Как и держава, скипетр известен в России с конца XVIв. Скипетр служил символом административной монархической власти (судебной,административной), в то время как корона олицетворяла законодательную ибожественную власть монарха.
Идейноеобоснование нововведениям в государственном гербе было дано после завершениярусско-польской войны 1654-1667гг., когда была изготовлена новая большаягосударственная печать. 14 декабря 1667г. вышел именной указ «О титуле царскоми о государственной печати», где было дано описание печати: «Орёл двоеглавныйесть герб державный Великого государя, Царя и Великого Князя АлексеяМихайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его ЦарскогоВеличества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующиетри великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющиесяБогом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государядержаве и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании втитле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своимиписаньми, образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича идедича; на персех изображение наследника, в пазноктех скипетр и яблоко, собоюявляют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца иОбладателя». Из текста указа видно, что изначальное символическое обозначениетрёх корон в российском гербе было связано с покорёнными Казанским,Астраханским и Сибирским ханствами.
Напечати 1667г. гербовый орёл также впервые изображён с расправленными крыльями.В.Новиков придает весьма серьёзное значение изменениям в положении крыльеворла. С его точки зрения эти изменения обусловлены переменами в российскойистории. Описывая орла на скипетре царя Алексея Михайловича, В.Новиковотмечает: «Крылья Орла опять взъерошились и загнулись вверх, как под влияниемдующего снизу ветра. Так было уже не раз, когда бури и вихри народных волненийвзъерошивали Орлов Бориса, Дмитрия, Шуйского… Этот ветер снова подул отволжской вольницы Стеньки Разина». Вряд ли изменения в положении крыльевгербового орла зависели от внутренних и внешних побед и поражений. С начала XVIIв. традиции и изображении российского гербового орла опирались назападноевропейские аналоги, которые во многом и определяли его вид.
Необходимоотметить, что в царствование Алексея Михайловича двуглавый орёл нагосударственной печати соседствовал с трёхглавым орлом на скипетре государя(1654г.). Это единственный известный случай использования трёхглавого орла вкачестве символа. Вероятно, третья голова должна символизировать присоединениеМалой Руси.
ПриПетре I, с учреждением орденаСв. Андрея Первозванного, в 1699г. изображение ордена и орденской цепи введенов государственный герб. При этом произошли композиционные изменения визображениях на государственной печати: двуглавый орёл был помещён в центреиспанского щита, который венчала корона царского достоинства; щит обрамляетцепь ордена Св. Андрея Первозванного со знаком – крестом.
ОрденСв. Андрея Первозванного – первый российский орден, учреждённый в конце XVIIв. (20 марта 1699г. – самое раннее известное упоминание первого российскогоордена). С момента учреждения и вплоть до 1917г. он являлся высшим орденомРоссийской империи. Орден имел как основной элемент собственно «знак» — покрытый синей эмалью крест особой формы в виде «X»,на котором по преданию был распят Св. Андрей (Андреевский крест), сизображением фигуры самого святого. На концах креста золотом начертанылатинские буквы S.A.P.R.,что означает SantusAndreas PatronusRussae – Святой Андрейпокровитель России. Этот крест носили на широкой голубой ленте через правоеплечо, а в особо торжественных случаях – на золотой, покрытой разноцветнымиэмалями цепи на груди. Цепь состояла из звеньев трёх видов: двуглавых орлов,андреевских крестов и медальонов с вензелем Петра Iи монограммой государя.
Орденвключал звезду, первоначально шитую, имевшую восемь лучей, с круглымцентральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевскогокреста. По кругу шла надпись – девиз ордена «За веру и верность». Примечательно,что цвет орденской ленты был выбран не случайно. Голубой (синий) цвет вгеральдике символизирует славу и верность, тем самым отражает высокий статусордена и его девиз. Общепринятая геральдическая символика цвета определила ицвет орденской ленты.
ПётрI после победы в Северной войне изаключения Ништадского мира принял титул императора. Изменение титула должнобыло повлечь за собой его отражение в государственной символике. С декабря1721г. вместо прежних корон царского достоинства головы гербового орла венчалиимператорские.
Именнов царствование Петра Iгеральдика в России приобретает официальный статус. В 1722г. была учрежденаГерольдмейстерская контора. Это новое ведомство, возглавляемое С.Колычевым,олицетворял «товарищ» (помощник) герольдмейстера итальянский граф ФранцискСанти. С этого времени Герольдмейстерская контора приступила к разработке наоснове правил геральдики российских гербов различного статуса: от личного догосударственного.
Впервую очередь Ф.Санти занялся «геральдизацией» государственного герба. Онпытался соединить в проекте нового государственного герба не только достиженияклассической геральдики, но и традиции русской территориальной эмблематики, длячего тщательно изучил Титулярник 1672г. Проблему сочетания русскихтерриториальных эмблем с гербовым орлом Ф.Санти решил весьма оригинально:эмблемы, принявшие форму гербов, были помещены на крыльях орла. На правом крыле(левом от зрителя) размещались гербы (сверху вниз): Киевский, Новгородский,Астраханский; на левом крыле: Владимирский, Казанский, Сибирский. По-видимому,Ф.Санти было поручено при подготовке проекта нового государственного герба использовать«гербы всех царств, королевств и провинций Российской империи», которые должнысоставлять большой картуш государственного герба. Подтверждение этому служиттот факт, что в бумагах графа имеются описания 24 гербов.
Послесмерти императора разработка нового государственного герба была приостановлена.Но Герольдмейстерской конторой была подготовлена почва для унификации цветовойгаммы российских гербов и их полной «геральдизации». Идея включениятерриториальных гербов станет основой для дальнейшей разработки формы главногосимвола России.
Первоеофициальное закрепление цветов российского государственного герба произошло приимператрице Екатерине I.Традиционно после смены монархов вводилась новая государственная печать. Вуказе от 11 марта 1726г. специально оговаривалось: «Для печатания еяимператорского величества указов и прочего, сделать при Сенате в Печатнойконторе государственную печать… золотую, на которой вырезать орёл чёрный сраспростёртыми крыльями в жёлтом поле, в нём ездца в красном поле; а вокруг тойпечати надписание: Божиею милостию, Екатерина императрица и СамодержицаВсероссийская». Указ закреплял уже сложившуюся цветовую традицию российскогогерба, которая доминировала с начала XVIIIв.
Изтекста указа также следует, что образ всадника ещё не отождествляется со Св.Георгием Победоносцем. Только в 1727г. он впервые официально будет названименем указанного святого.
Серьёзноеизменение в облике гербового российского орла произошло в конце 30-х гг. XVIIIв. В 1736 г., после завершения работы над шведской государственной печатью, поприглашению Анны Иоановны прибыл в Россию известный швейцарский гравер ИоганнГендлингер. К 1740г. он завершил работу над Большой государственной печатью,где двуглавый орёл был изображён грозным и величавым. Печать отличалась высокимхудожественным уровнем, и облик «Гендлингерского орла» вплоть до 1856г. служилобразцом для последующих мастеров-гравёров.
ВXVIII в. на изображениегербового орла России определённое влияние оказывал господствующий стиль –барокко. Особенно это заметно в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II.Орёл не теряя величия, выглядел парадным и несколько утолщённым. Это связано счрезмерной детализацией центральной части его фигуры, в первую очередь,вычурностью и размерами щитка[12].
1.3Российский государственный герб в 1-й половине XIXвека
Вначале XIX в. российский герб могбыть кардинально изменён, и лишь убийство императора Павла Iпомешало этому. В относительно короткий период его царствования былоосуществлено нововведение в государственный герб и подготовлен проект новогогерба Российской Федерации. После принятия Павлом Iтитула Великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) по указу10 августа 1799г. белый восьмиконечный крест был помещён на грудь гербовогоорла и на нём щиток со св. Георгием Победоносцем.
ИмператорПавел I был импульсивной иувлекающейся натурой. Его политические ассоциации, как впрочем и предыдущихмонархов, но в большей степени, совмещали собственное «Я» и государство.Государственный герб, с точки зрения императора, должен был соответствоватьфигуре российского монарха, нести на себе отпечаток мощи и незыблемостисамодержавия. 16 декабря 1800г. вышел специальный манифест «О полном государственномгербе Всероссийской империи». Манифест не получил широкой огласки и не былреализован из-за смерти императора. Но был изготовлен оригинал новогогосударственного герба. Герб отличает сложная компоновка и пышность. На грудиорла был расположен щит, в центре которого помещён малый щиток с изображениемдвуглавого орла. Свободная часть гербового щита была разделена на 43 части, вкаждой из которой был изображён титульный герб. За щитом расположен Мальтийскийкрест и штандарты: правый с двуглавым орлом, левый – с одноглавым. Щит увенчаншлемом с императорской короной. В качестве щитодержателей помещены: справаархистратиг Михаил с огненным мечом, слева – архангел Гавриил с лилией в руке.Щит и щитодержатели расположены под мантией, которую венчает императорская корона.
Несмотряна то, что данный проект герба не был реализован, он послужил основой длясоздания Большого государственного герба Российской империи, утверждённого вовторой половине XIX в.
Дворцовыйпереворот 11 марта 1801г. и приход к власти императора Александра Iотразился на главном символе Российской империи. Указом 26 апреля этого же годаизображение Мальтийского креста было упразднено на государственном гербе. Орёлстал изображаться в стиле «Empire»,характерном для французской символики начала XIXв. Гербовый орёл вместо монархических символов – державы и скипетра – держал влапах: в левой венок и ленту, в правой пучок стрел, факел и ленту. Щиток со св.Георгием Победоносцем приобрёл необычную, заканчивающуюся кверху конусом форму,над которым помещена императорская корона. Цепь и знак ордена св. АндреяПервозванного отсутствуют. Убраны титульные гербы с крыльев орла и вокруг него.Крылья орла приняли нетрадиционную форму, они широко раскинуты и слегка опущенывниз.
Неотрицая влияния французской геральдики на характер изображения двуглавого орла,обращает на себя внимание отказ от регалий в государственном гербе РоссийскойИмперии. Вряд ли это было бы возможно при отсутствии определённых либеральныхвзглядов у Александра I.Известно, что внутри Александра Павловича как бы боролись два совершенно разныхчеловека, с одной стороны – самодержец, с другой – либерал. На определённомэтапе его царствования в зависимости от конкретной ситуации брала верх то одна,то другая сторона.
Доначала 30-х гг. XIX в. «Александровскийгерб» фактически не был видоизменён, если не считать, что у орла былиприподняты вверх крылья. В 1832г. произошёл возврат к традициямгосударственного герба времен Петра I.На крылья орла были возвращены территориальные гербы, по три на каждое крыло.Щиток со св. Георгием Победоносцем окружала цепь первого российского ордена.Головы орла украшали две небольшие императорские короны и одна большая надними.
Современниковудивил необычный подбор земельных гербов на крыльях орла. Вместо эмблем великихкняжеств Владимирского, Новгородского и Киевского, т.е. ядра русскойгосударственности, были помещены гербы присоединённых в своё время территорий –великого княжества Финляндского, царства Польского, царства ХерсонесаТаврического. Гербы царств Казанского, Астраханского и Сибирского былиоставлены. Чем была вызвана столь непатриотичная, на первый взгляд,перестановка территориальных гербов? Объяснение лежит в сфере международныхотношений России. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. иосложнения вследствие этого дипломатических отношений России с ЗападнойЕвропой, российское правительство стремилось продемонстрировать европейскойобщественности бесперспективность устремления западных национальных окраинимперии к государственной самостоятельности. Вероятно, появление герба царстваХерсонеса Таврического указывало на желание Николая Iобосновать законность своих притязаний на черноморско-средиземноморский коридор(проливы Босфор и Дарданеллы). Северное причерноморье в это время являлось нетолько южными торговыми воротами России, но и плацдармом для продвижения наБалканы. Именно в конце 20 – нач. 30-х гг. XIXв. император принимает активное участие в разрешении очередного кризиса – вВосточном вопросе. Эмблемы земель центра зарождения русской государственноститеперь подменялись самой фигурой гербового орла, которая ассоциировалась сРусью. Гербы присоединённых государственных образований подчёркивалинеразрывную связь этих территорий с Российской империей.
ИмператорНиколай I, будучи человеком ввысшей степени пунктуальным и любящим жесткую регламентацию во всем, не развысказывал недовольство «вольной» геральдизацией российских гербов, которуюпроводила Герольдия. Как и любое реформаторство в России, приведение в порядокгеральдической науки началось с реорганизации её органов. Указом 1848г.Герольдия была преобразована в учреждение более высокого статуса – департаментСената.
Существовалиобъективные причины, неспособствующие профессиональной работе Герольдии. В нейотсутствовали высококлассные художники – геральдисты, а также не было ни одногоспециалиста в области геральдики. Не было его в Академии наук. Это показательтого, что геральдика как наука в середине XIXв. не имела ещё в России прочных корней. Перед правительством встала задачанайти учёного «гербоведца», и он был найден в лице Бернхарда – Карла (БорисаВасильевича) Кёне, немецкого еврея, принявшего реформаторское вероисповедание.С 1845г. он находился на русской службе и известен был в Европе как нумизмат иархеолог. До своего назначения на должность руководителя Департамента ГерольдииСената Б.Кёне достаточно хорошо знал геральдику и неоднократно выступал сдокладами о гербах в Археологическо-нумизматическом обществе. Император НиколайI поручает ему подготовить проектнового государственного герба[13].
1.4Окончательный вариант государственного герба Российской Империи
Новыйгосударственный герб (большой, средний и малый), наряду с государственнойпечатью, гербами императора и членов императорского дома, после ряда доработокбыл утверждён 11 апреля 1857 г. императором Александром II.
Основойдля Большого государственного герба стал проект нового российского герба концацарствования Павла I, но с рядомизменений. В центре французского щита в золотом поле чёрный двуглавый орёл соскипетром и державой в лапах, увенчанный тремя императорскими коронами. Нагруди гербового орла размещён щиток с изображением св. Георгия Победоносца(повернут вправо). Главный щит увенчан шлемом св. Александра Невского, окружёнцепью ордена св. Андрея Первозванного и поддерживается щитодержателями. Справой стороны – св. архистратиг Михаил с мечом в руке, с левой – св. архангелГавриил с посохом. Щит с щитодержателем расположен под мантией (сенью),усыпанный по золотому верху орликами (небольшие по размеру силуэты орлов,повторяющие изображения главной гербовой эмблемы) и подбитой горностаем,ниспадающей из-под куполообразной палатки, увенчанной императорской короной игосударственной хоругвью. По обводу палатки надпись: «Съ нами Богъ». В верхнейчасти герба размещены по горизонтальной линии шесть французских щитов ссоединёнными гербами княжеств и земель, по три щита с правой и левой стороны отгосударственной хоругви. Их порядок (слева направо): щит соединённых гербовПрибалтийских областей, щит соединённых княжеств и областей Белорусских, щитсоединённых гербов княжеств и областей Великорусских, щит соединённых гербовкняжеств и областей Литовских, щит соединённых гербов Северо-Восточныхобластей. Вокруг главного щита располагались французские щиты с титульнымигербами, увенчанные соответствующими коронами. Их расположение (против часовойстрелки): гербы Казанского царства, Польского царства, царства ХерсонесаТаврического; соединённые гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского иНовгородского (в одном щите), гербы Его Императорского Величества, Великогокняжества Финляндского, грузинского, Сибирского и Астраханского царств.
Императорскийгерб был впервые помещён в государственный герб и представлял собой рассечённыйфранцузский щит, в правой геральдической части которого – герб рода Романовых;в левой – герб Шлезвиг-Гольштейнский.
Определённыйинтерес вызывает история включения «иностранного» герба в состав герба ЕгоИмператорского Величества. Право наследования северогерманских земель вНорвегии российская корона была с 1725г., после заключения брака Анны Петровныс герцогом Голштинии Карлом Фридрихом, который был внуком шведского короляКарла XI и племянником короляКарла XII. В результате этогобрака образовалась Гольштейн-Готторпская династическая линия императорскогодома Романовых. Все российские монархи, начиная с Петра III,являлись её прямыми потомками (с правом наследования). Шлезвиг-Гольштейнскийгерб соединял в себе следующие гербы: Норвежский, Голштинский, Стормарнский,Дитмарсенский, Ольденбургский, Дельменгорсткий. С 1761г. названия этих земельвошли в число территорий, отражённых в титуле российского императора.
Доподписания указа об утверждении нового государственного герба прошли прения оего композиции и символической стороне. Священнослужители отнеслисьотрицательно к изображению в качестве щитодержателей святых архистратигаМихаила и архангела Гавриила. Влиятельный московский митрополит Филарет заявил,что эти святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам ГосподаВседержителя и их изображение в гербе оскорбляет чувства православных.Серьёзным аргументом было и то, что использование святых в качествещитодержателей умаляет их религиозный статус, так как власть небесная вышевласти земной. Император Александр IIсчёл эти доводы убедительными и повелел убрать из герба предлагаемыхщитодержателей. Департамент Герольдии вынужден был пойти на компромисс. Вконечном варианте государственного герба святые все же остались, но былиизображены не по русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов.
Композициятитульных гербов и их размещение в картуше частью общественности былавоспринята как понижение роли исконно русских земель в процессе становленияРоссийского государства. Гербы русских княжеств были даны соединёнными, вотличие от большинства гербов национальных окраин империи. Этой точки зренияпридерживается и ряд современных исследователей, в частности В. Лебедев. Новышеприведённая компоновка титульных гербов преследовала совсем иную цель –показать равную значимость для короны отдельных территорий, составлявших единуюи неделимую Российскую империю. Соединённый герб Великих княжеств Киевского,Владимирского и Новгородского в картуше олицетворял собою исконную Русь,недаром герб венчает «Шапка Мономаха». Данному гербу было отведено и почётноеместо – с правой геральдической стороны от герба Его Императорского Величества.
Б.Кёнеизменил изображение и цветовую гамму св. Георгия. Его официальное описаниестало следующим: «На груди орла герб Московский: в червлёном с золотыми краямищите Святый Великомученник и Победоносец Георгий в серебряном вооружении илазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотоюбахромою, коне, поражающий золотого с зелёными крыльями дракона, золотым, сосмиконечным крестом наверху, копьём». Особое непонимание вызвало изменениецвета змея (именуемого неверно драконом), из чёрного он был превращён взолотого с зелёными крыльями. Интерпретацию цветовых изменений исследователипроводили в плоскости геральдической символики, и получался парадокс. Ещё вначале XX в. П. Белавенецтрактовал это изменение: «…Св. Георгий убивает великую надежду России». Вряд лиКёне игнорировал символику цвета и его подбор проводил с точки зренияэстетического восприятия. Автор герба следовал правилам классическойгеральдики, где исключается накладывание эмали на эмаль. Отсюда встала задачаизменить цвет змея-дракона. Вариантов могло быть три: золото, серебро, пурпур.Серебро (белый) отпадало, так как оно символизировало самого святого. С точкизрения символики цвета, пурпур и золото также не подходили. Исходя из несовместимой символики цветов, выбранной для изображения на щитке, нельзяотрицать, что Кёне изначально мог не брать в расчёт символику цвета змея-дракона.По-видимому, выбор золота был связан с переносом акцента с символическойстороны цвета на этнический характер его восприятия. Жёлтый (золотой) и зелёныйцвета в европейском сознании должны были ассоциироваться с этносами Востока,которые долгое время представляли собой серьёзную угрозу не только Руси, но ивсей Европе. С другой стороны, им были сделаны серьёзные отступления отроссийской геральдической традиции в изображении святого. Голову св. Георгияприкрывал западноевропейский шлем, нехарактерный для прежних изображенийнебесного покровителя России. Обращает на себя внимание и тот факт, что вофициальном описании герба змей назван драконом. Здесь прослеживается прямоезаимствование из западноевропейской геральдической традиции, в которой дракон, ане змей, выступает соперником св. Георгия. Всё это указывает на стремление«гербоведца» максимально приблизить российский государственный герб к канонамклассической геральдики.
Среднийгерб отличается от Большого отсутствием хоругви и шести гербовых щитов,расположенных по обе стороны от неё. Малый – отсутствие мантии и картуша,состоявшего из титульных гербов. Использование каждого конкретного герба былострого регламентировано.
Послеприсоединения Туркестана встала задача включения в государственный герб новоготитульного герба. Его введение вызвало перепланировку гербовых щитов и числагербов в них. С небольшими дополнениями и изменениями, в целом сохраняя прежнююкомпозицию, Большой герб был утверждён императором Александром III24 июля 1882г.
Изменениякоснулись внешней части герба. Титульные гербы стали обрамлять лавровые игербовые ветви, которые символизировали славу, заслуги, доблесть и мужество.Крылья св. архангелов прежде были подняты вверх, в новом варианте – опущены.Меч св. архистратига Михаила, наоборот, был опущен вниз, в новом варианте –поднят вверх. Расположенные около государственной хоругви шесть щитов ссоединёнными гербами российских земель вначале располагались по горизонтальнойлинии, в окончательном варианте – по дуге окружности. Произошла и перекомпановкагербовых щитов и числа гербов в них. Добавлен новый щит с гербом Туркестана (взолотом поле чёрный единорог). Произведено соединение в одном щите гербовкняжеств и областей Белорусских и Литовских. Верхние шесть щитов с гербами приобрелиследующий порядок (слева направо): щит соединённых гербов Северо-Восточныйобластей (Вятский, Болгарский, Кандийский, Обдорский, Пермский), щитсоединённых гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских (Белостокский,Самогитский, Витебский, Мстиславский, Полоцкий, Литовский), щит соединённыхгербов княжеств и областей Великоруских (Нижегородский, Югорский, Рязанский,Смоленский, Псковский, Тверской, Ярославский, Ростовский, Белоозерский,Удорский), щит соединённых гербов княжеств и областей Юго-Западных (Волынский,Подольский, Черниговский), щит соединённых Прибалтийских областей (Эстляндский,Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Корельский), щит с гербом Туркестана.
Порядокрасположения девяти титульных гербов, увенчанных коронами, остался безизменений. Но в них более чётко прорисованы реальные прототипы российскихкорон-регалий: «Казанская шапка» венчает герб Казанского царства; корона«Россия» (корона Анны Иоановны) венчает герб царства Польского; «ШапкаМономаха» второго наряда венчает герб царства Херсонеса-Таврического; «Шапкамономаха» венчает щит с соединёнными гербами Великих княжеств: Киевского,Владимирского и Новгородского; «Алмазная шапка» Петра венчает герб Сибирскогоцарства; Венец Большого наряда Михаила Романова венчает герб Астраханскогоцарства. Наиболее детальной прорисовкой стали отличаться изображения другихкорон: королевской, венчающей герб Его Императорского Величества;великокняжеских, венчающих гербы Финляндии и Грузии.
Всегов Большом государственном гербе помещено 17 щитов, на которых изображено 52герба территорий, входящих в состав Российской империи.
ВСреднем государственном гербе изменения произошли по аналогии с Большимгосударственным гербом. На малом государственном гербе размещение щитов ститульными гербами, в сравнении с 1857г., осталось прежним. На правом крылеорла (левом от зрителя) помещены гербы (сверху вниз): Казанского, Польского, Херсонес-Таврическогоцарств, соединённые гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского иНовгородского в одном щите; на левом крыле – гербы Астраханского, Сибирского,грузинского царств и Великого княжества Финляндского. Средний и малый государственныегербы были утверждены 23 февраля 1883г.
Послефевральской революции 1917г. государственный герб был изменён. Формы Большого иСреднего государственных гербов были упразднены. Гербовый орёл лишился регалий,нагрудного щитка, цепи и знака ордена св. Андрея Первозванного, щитов ститульными гербами. Цвет оперения также был изменён, орёл из чёрногопревратился в белого. Печати учреждений Временного правительства с двуглавыморлом использовались органами советской власти до августа 1918 года[14].
Глава2. Новая история гербового орла России
2.1Государственный герб после февральской революции
Г.Вилинбаховв статье «Родословная Российского герба» пишет: «После февральской революцииВременное правительство внесло изменения в государственный герб. Газета «Речь»29 апреля 1917 гола писала: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшемупотреблении знака государственного герба, признало что двуглавый орёл несвязан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым государственнымстроем… орёл может быть принят для употребления как герб свободного Российскогогосударства». Рисунок государственного герба, принадлежащий художнику-графикуИ.Я. Билибину, был помещён на государственной печати, за образец взят орёл спечати Ивана III. Короны, скипетр идержава, гербы царств и земель (в том числе и московский) орденская цепь,украшавшие имперский герб, были убраны.
Этоизображение некоторое время сохранилось и в послеоктябрьские дни. Его можноувидеть на первых банкнотах, выпущенных уже от имени Совнаркома. Лишь в апреле1918 года двуглавый орёл перестал существовать в российской геральдике»[15].
Однако,как отмечает В.Лебедев «герб СССР, по существу, не что иное, как структураБольшого герба России с замещённой символикой. Место двуглавого орла занял серпи молот. Сень России заменена земным шаром. Девиз России: «Съ нами Богъ» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Гербы российских территорий замененылентами с коммунистическим девизом на национальных языках республик. И,наконец, торжество красной звезды над православным крестом»[16].
2.2Возвращение гербового орла России
5ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о созданиигосударственного герба и государственного флага РСФСР. Для проведения этой большойи сложной работы была создана Правительственная комиссии, по поручению которойкомитет по делам архивов при совете министров РСФСР организовал работу«круглого стола».
Вконечном итоге «круглый стол» выработал предложения, которые и былипредоставлены Правительственной комиссии Совета Министров РСФСР: в качествеГосударственного герба РСФСР принять золотого двуглавого орла на красном поле.
Вфеврале 1992 года была образована Государственная геральдическая службаРоссийской Федерации для дальнейшей работы по созданию Государственного герба.
Работашла по пути компромисса между вариантами, предлагаемыми Правительством (накрасном фоне золотой двуглавый орёл без короны, скипетра, державы и Московскогогерба) и депутатами (чёрный двуглавый орёл с тремя коронами, скипетром,державой и московским гербом на золотом поле).
Кмаю 1993 года Геральдическая служба, к тому времени переименованная вуправление геральдики Госархива, подготовила рисунок герба, который былсогласован с обеими сторонами, участвовавшими в работе Конституционногосовещания. Однако, дальнейшие бурные политические события задержали решениевопроса о Государственной символике Российской Федерации до ноября 1993 года[17].
РаспоряжениемПрезидента Российской Федерации от 16 ноября 1993 года № 740-рп была образованаКомиссия по разработке проекта Государственного герба Российской Федерации[18],которая в двухнедельный срок представила его Президенту РФ. Окончательныйвариант Государственного герба Российской Федерации утверждён Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 ноября 1993 года[19].Автором эскиза герба является художник Е.И. Укналев.
КонституциейРоссии, принятой 12 декабря 1993 года, главный символ ещё не был закреплён.Однако, в статье 70 указано на то, что государственные флаг, герб и гимнРоссийской Федерации, их описание и порядок официального использованияустанавливаются федеральным конституционным законом[20].
Федеральныйконституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» был принятГосударственной Думой 08 декабря 2000 года, одобрен Советом Федерации 20декабря 2000 года и подписан Президентом Российской Федерации 25 декабря 2000года[21]. В2002, 2003 и 2009 годах в него были внесены изменения.
Встатье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2002 года № 2-ФКЗзакреплено описание Государственного герба Российской Федерации:«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный,с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красныйгеральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенныекрылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большойкороной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряномконе, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранногоконём дракона»[22].
Заключение
Нарубеже XX-XXI веков Россия обрела государственную символику в видегосударственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение необошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различныхсоциально-политических партий и движений.
Государственнаясимволика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм,что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, нои внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политическогокурса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего вданном государстве. Особо важно использование государственной символики ввоспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательногопроцесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнениис другими государствами.
Государственнаясимволика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственнойидеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа.Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество,военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно вистории России на гербах отдельных государств-княжеств, изображались реальныеживотные, символизирующие силу, храбрость, отвагу — лев, медведь, олень, орел,сокол, конь, рысь и многие другие.
Современныйроссийский герб олицетворяет историческую преемственность России, ееустремленность в будущее, к государству равных прав и возможностей, где удовлетворяютсяинтересы каждого гражданина. К этому постепенно и продвигается новая Россия,выйдя на путь построения правового государства.
Библиографическийсписок
I. Нормативные правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2010 года. –М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 63 с.
2. Федеральныйконституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 52. –Ст. 5021.
3. Федеральныйконституционный закон 09 июля 2002 № 2-ФКЗ «О внесении дополнений в статью 5Федерального конституционного закона «О государственном гербе РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской федерации. – 2002. – № 28. –Ст. 2780-2781.
4. ФедеральныйКонституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе РоссийскойФедерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 № 2-ФКЗ,от 30.06.2003 № 1-ФКЗ, от 10.11.2009 № 6-ФКЗ). – М.: Издательство «Омега-Л»,2010. – С. 51-56.
5. УказПрезидента РФ от 30 ноября 1993 № 2050 «О государственном гербе РоссийскойФедерации» // Собрание актов президента и правительства Российской Федерации. –06.12.1993. – № 49. – Ст. 4761-4762.
II. Научная и методическая литература
1. Борисов,И.В. Геральдика России / И.В. Борисов, Е.Н. Козина. – М.: АСТ: Астрель, 2005. –424 с.
2. Васькин,В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского: Пособие для студ. вузов,учащихся общеобразоват. школ, гимназий и лицеев / В.В. Васькин. – Саратов:Изд-во Саратовского университета, 2001. – 54 с.;
3. Вилинбахов,Г. Родословная Российского герба / Г. Вилинбахов // Родина. – 1993. – № 1. – С.112-115.
4. Кучкин,В. Палеологи или Габсбурги? Двуглавый орел с римским профилем / В. Кучкин //Родина. – 2002. – №7. – С. 30-33.
5. Лакиер,А.Б. Русская геральдика: Исследования. Документы / А.Б. Лакиер А.Б.; худож.Б.А. Лавров. – М.: Книга, 1990. – 399 с.
6. Лебедев,В.А. Державный орел России / В.А. Лебедев; под ред. В.Н. Денисова. – М.:Родина, 1995. – 239 с.
7. Медведев,М. Отцы русской геральдики / М. Медведев // Родина. – 2002. – №3. – С. 96-99.
8. Мельников,Л. Русский орел с античным профилем / Л. Мельников // Родина. – 2002. – №7. –С. 28-30.
9. Новиков,В.С. Русский государственный орел: Мистерия 445-летней исторической эволюции /В.С. Новиков. – М.: Московский писатель, 1991. – 108 с.
10. Похлебкин,В.В. Международная символика и эмблематика: Опыт словаря / В.В. Похлебкин. –М.: Международные отношения, 1989. – 304 с.
11. Пчелов,Е.В. Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика висторическом контексте / Е.В. Пчелов; отв. ред. В.В. Иванов; РГГУ,Историко-архивный ин-т, каф. источниковедения и вспомогательных историческихдисциплин, Ин-т РАШ (Русская антропологическая школа). – М.: РГГУ, 2005. – 162с.
12. Сенин,А.С. История российской государственности: Учебное пособие для студентовсредних специальных учебных заведений / А.С. Сенин; МО РФ. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 336 с.
13. Силаев,А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев. – М.: ФАИР- ПРЕСС, 2003. – 240 с.
14. Соболева,Н.А. Российская государственная символика: История и современность / Н.А. Соболева.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
15. Соболева,Н.А. Символы России / Н.А. Соболева, В.А. Артамонов. – М.: Панорама, 1993. –208 с.