Реферат по предмету "Государство и право"


Внешняя форма выражения права

КАФЕДРА ТЕОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА
/>
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА
ВНЕШНЯЯ ФОРМАВЫРАЖЕНИЯ ПРАВА
Санкт-Петербург,2010г

ПЛАН
Введение
Понятие источника права
Общая характеристика юридическихисточников права
Нормативно-правовой акт как основнойисточник права в современной России
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Этот предметтрадиционно рассматривается в рамках теории государства и права. Рассматриваетсято,как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличии мы можем правонаблюдать, изучать, применять, использовать.
Поиск научногопонимания права ведётся тысячелетиями, с момента зарождения цивилизации. Право– явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение.Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, правонародов…), во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, какюридический инструмент, связанный с государством.
Право, как игосударство, является продуктом развития общества на определенном этаперазвития. Оно развивается параллельно государству, находясь, тем не менее, втесной с ним взаимосвязи. Нормы права не могут возникнуть, развиваться ифункционировать без государства, поскольку государство является темполитическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правилповедения, то есть юридических норм. Государство гарантирует реализациюправовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана,возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличаютправовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе. Правовыенормы фиксируются государством с помощью форм права и доводятся до сознанияобщества через нормативно-правовые акты.
Таким образом,юридические нормы становятся общеобязательными в силу того, что ониустанавливаются (либо санкционируются) государством. Законодательство и право несуществуют и не могут существовать вне формы. Одним из важных свойств правовыхнорм является формализованный характер.
Дляпрактического использования право должно быть структурно организованно ипредставлено адресатам в качестве официальной информации. Формы внешнеговыражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний,зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логическивыверенных и грамматически точных системных правовых актов. Именно из них людичерпали и черпают необходимые сведения о содержании права. Поэтому в литературеи на практике допускается отождествление категорий формы и источника права.Однако если «форма права» показывает, как право организовано и выражено вовне,в реальной действительности, то «источник права» указывает на истоки правовойинформации, и систему факторов, предопределяющих содержание этого явления.
Термин«источник права» используется как минимум в двух смыслах, то есть оннеоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивыеего оценки и т.д.
На основании всего вышеизложенного, я считаю, что актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Объектомисследования данной курсовой работы является внешняя форма выраженияправа. Целями ее написания – не только описание понятия и характеристикисточников права, но и выявление и определение возможных сложностей в ихиспользовании, пути развития и процессы создания и применения источников правав различных правовых системах. Достижение вышеуказанных целей осуществляетсяпосредством следующих задач: анализ понятия источников и форм права, изучениевидов источников права и их особенностей, а также более тщательное изучениенормативно-правового акта, как основного источника права романо-германскойправовой семьи.
юридический источник право

ПОНЯТИЕИСТОЧНИКА ПРАВА
Неясность,двусмысленность любого понятия всегда порождает определенные трудности егоиспользования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет кнескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данноеобстоятельство позволяет относить понятие источника права к числу дискуссионныхв понятийном аппарате теории государства и права.
В правовой науке и юридическойпрактике термин «источник права» понимается многозначно, а иногда употребляетсякак тождественный термину «форма права». Как представляется,главные отрицательные моменты, связанные с отождествлением понятий источника иформы права, проявляют себя в следующем.
Во-первых, несмотрямногозначность и неопределенность этих терминов, они имеют разнуюэтимологическую природу, а именно: источник характеризует происхождение,генезис какого-либо явления, своего рода его «производящее начало»; форма жехарактеризует способ организации содержания, его внешнее проявление. В связи споследним необходимо заметить, что деление формы на внутреннюю — каксовокупность способов образования нормы и объединения их в систему и внешнюю —как способ возведения формирования, «документирования» государственной воли —не имеет под собой существенного основания.
Во-вторых,отождествление источника и формы права приводит к необходимости совместногорассмотрения совершенно разных по своей природе явлений, начиная от источника(формы) как материальных условий жизни общества, включая формально-юридическийсмысл этих терминов, и заканчивая источником (формой) в плане познания историиразвития права. Найти общие основания для объединения вышеописанных явленийвряд ли представляется возможным, поскольку данные явления относятся, по сутидела, к разным уровням познания, а именно к научному, т. е.формально-юридическому аспекту вопроса (формы права), и философскому — вопросыгенезиса, происхождения права (его источник).
Разграничив источник иформу как соответственно происхождение и образование права, нетрудно заметить,что при нормативном подходе (где источником является сама норма), а также присведении источника к исключительно государственной воле рассматриваемые понятиядействительно совпадают, в чем и видится главная причина отождествленияисточника и формы в отечественной правовой мысли. [1]
Конкретизацияпонятия «форма (источник) права» в современной теории государства и праваосуществляется в нескольких аспектах:
а)в материальном смысле под формой (источником) права понимаются экономические,социальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть ивыступают правообразующей силой общества;
б)в идеологическом смысле — понимаются совокупность идей, правовое сознание,концепции, политико-правовые воззрения и т. п.;
в)форма (источник) права как способ внутренней структуризации и закрепленияправовых велений рассматривается в виде внутренней формы права;
г)в формально-юридическом его значении форма (источник) права есть совокупностьспособов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти, именноздесь выделяют такие разновидности источников, как юридический прецедент,правовой обычай, нормативно-правовой акт и нормативный договор;
д.)форму (источник) можно рассматривать как источник познания права (историческиепамятники права, данные археологии и т. д.)[2].

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Косновным источникам права относятся правовой обычай, правовой прецедент,нормативный договор и нормативно-правовой акт.
Правовойобычай – правило поведения, возникшее в процессе социально-политическогоразвития, в результате многократного повторения явления, признаваемогообщественно полезным и в силу этого воспринятого государством в качествеправового регулятора. Таким образом, не каждый обычай становится правовым, атолько тот, который отвечает интересам определённой группы людей или всегообщества. Правовой обычай исторически выступал первым источником права.Совокупность действовавших в государстве обычаев представляла так называемоеобычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, посредствомкоторых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе.
Вразные исторические периоды место обычая в системе источников права былоразличным. В процессе становления правовых систем обычай занимал доминирующееположение. В качестве примера исследователи римского права отмечают, что втечение долгого времени Древний Рим не знал писаных законов вообще. Припростоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, принеразвитости товарооборота в законах просто не было необходимости. Изданиезакона как общего акта вызывало к тому же, особенно на ранних этапах римскогообщества, большие трудности. Ведущее место правовой обычай занимал так же встранах Европы, Азии, Африки и т.д. Древнейшими памятниками обычного прававыступают своды обычаев – Русская правда, Законы Хамураппи, Законы XIIтаблиц, Законы Ману и др.
Помере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычноеправо, постепенно вытеснялись законами и другими формами права, становилисьвторостепенными его источниками. С возникновением крупных государственныхобразований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовыхобычаев законами и другими нормативно-правовыми актами не только не замедлился,а, наоборот, ускорился.[3]
Внастоящее время роль правового обычая значительно снизилась. Спектр егодействия распространяется, прежде всего, в тех областях, где пока нетдостаточного материала для законодательных обобщений. Правила обычая выступаюткак «предвосхищение установленного законом права».[4] Поэтомусегодня наиболее заметна роль обычая в регулировании интернациональныхотношений в сфере торговли, информационного обмена, межгосударственногосотрудничества. Примером одобренного Российским государством обычая являетсяобычай делового оборота, закреплённый в ст. 5 ГК РФ и предполагающийвозможность договаривающимся сторонам самостоятельно определять условиязаключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству.Вместе с тем обычай кровной мести, сохранившийся до настоящего времени в рядерегионов, признаётся государством социально вредным, а действия лиц,руководствующихся этим обычаем, рассматриваются как противоправные.
Правовойпрецедент — решение компетентного государственного органа по конкретномуюридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрениипоследующих аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами.[5](Распространен преимущественно в странах англо-саксонской правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.). Видами правовых прецедентов являются судебные иадминистративные прецеденты.
Прецедент как источникправа известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентоввыступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретнымвопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательнуюсилу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистров, их принявших, ив течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти. Однакопостепенно многие наиболее удачные положения эдиктов одних магистровповторялись в эдиктах вновь избранных магистров и приобретали, таким образом,устойчивый характер. Прецедент как источник права широко использовался также вСредние века и во все последующие столетия.[6]
Формальнопрецедент может выражаться как в единичном, персонально определенном решениивысшей судебной или административной инстанции, так и в нормативном обобщениипрактики, обеспечивающей единство правоприменительной деятельности (ст. 389 ГПКРФ).
Специфическоепреимущество данной формы права состоит в том, что ее создает руководящийорган, обеспечивающий координацию повседневного применения права и способныйучесть наиболее целесообразный опыт, разнообразие и динамику общественнойжизни. Причем в прецеденте обязательно не все предшествующее решение, а лишьсуть правовой позиции суда, вынесшего прецедентное решение или приговор. Приэтом судье, в последующем рассматривающему конкретное дело, предоставляетсяширокая возможность проявления личной инициативы, так как при отсутствииполного тождества сравниваемых ситуаций именно он оценивает степень иханалогичности.
ВРоссийской Федерации наличие судебного прецедента связано с использованиемпрецедентов Европейского суда по правам человека, а также с деятельностьюКонституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, чьируководящие указания наряду с нормами права составляют основу решений судовпервой инстанции. Его использование связано с невозможностью для правоприменителяс помощью традиционных форм устранить постоянно возникающие пробелы инеточности при регулировании общественных отношений. Это следствиенеспособности законодателя вовремя реагировать на постоянно меняющуюсяобстановку. Для российской судебной системы использование прецедента являетсявспомогательной, вынужденной мерой, так как суд не вправе отказать вюридической помощи даже в случае умолчания, неясности или недостаточностизакона. Создание прецедента далеко не всегда означает формирование новойправовой нормы. Он может выражаться в расширении сферы действия существующихнорм. Без него трудно обойтись в процессе применения оценочных понятий(существенный вред, хищение в особо крупных размерах и т.д.), за динамикойкоторых законодатель не в состоянии уследить.[7]Нельзя не отметить такой недостаток прецедентного права, как многочисленностьиспользуемых в качестве прецедентов судебных и административных решений, чтосильно затрудняет возможность свободно в них ориентироваться (как простымгражданам, так и практикующему юристу), своевременно следить за их изменениями,поскольку они зачастую не систематизированы, не собраны в единые сборники.
Нормативныйдоговор – это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое длядостижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение длядоговаривающихся сторон.
Правила поведения (нормы), закреплённыев нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов егозаключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполнеопределённый, но не персонифицированный характер, а во-вторых, конкретизированысубъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами врамках урегулированного договором правоотношения.[8] Основнымихарактеристиками нормативного договора являются: нормативностьсодержания; добровольность заключения, согласие сторон по всем существеннымаспектам соглашения; равенство сторон; общность интересов; эквивалентностьвзаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В отечественной изарубежной практике нормативные договоры имеют место, например, вовзаимоотношениях между государствами и государственными образованиями, всегдамежду государствами, образующими конфедерацию.
Действующая КонституцияРоссийской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться,кроме того, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно статье 66(ч.4) федеральным законом и договором могут регулироваться взаимоотношениявходящих в состав края или области автономных округов.[9] Такиедоговоры заключаются между органами государственной власти автономного округа,с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края илиобласти – с другой стороны.
Важным видом договораявляется международный договор. Он представляет собой соглашение междуразличными субъектами международного права, и в первую очередь междугосударствами, призванное регулировать возникающие между ними отношения путем установления,прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей. Существуют различныевиды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические,экономические и договоры, заключаемые по специальным вопросам. Каждый из нихсодержит общие правила поведения и выступает как результат согласования вольсубъектов – участников того или иного договора. В ряде государств, включаяРоссию, международные договоры, в которых участвуют эти государства,рассматриваются как основная часть национальной правовой системы.
Ярко выраженнымпримером нормативного договора может служить коллективный договор, регулирующийна предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) иработниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.
Содержаниеколлективного договора составляют взаимные обязательства сторон по вопросамтруда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социальногообеспечения в случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, повопросам обучения новым специальностям и повышения квалификации. Все положениядоговора имеют обязательный характер для предприятий и учреждений, на которыеони распространяются. В них содержатся общеобязательные правила поведения,имеющие, однако, строго ограниченный, локальный характер. [10]
Нормативно-правовойакт – это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядкеустановленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщённогохарактера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которыхраспространяется на неперсонифицированный круг субъектов.[11]
Всенормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе,подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой,под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленноеместом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическаясила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа,но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.[12]
Нормативные правовыеакты являются наиболее распространенной формой права во всем мире. Их большойудельный вес по сравнению с другими формами права связан, прежде всего, сповышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.[13]В большей степени они характерны для стран романо-германской правовойсемьи (Германия, Испания, Италия, Франция и других в частности России). Но,следует отметить, рост роли нормативных правовых актов в англо-саксонскойсистеме, который особенно очевиден в Великобритании после Второй мировой войны,когда происходит интенсивное развитие законодательства, появление законов,модифицирующих старое право.[14]
Широкому использованиюнормативных правовых актов способствуют такие их качества, как способностьцентрализованно регулировать различные общественные отношения, быстрореагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость идоступность изложения. Документально–письменная форма нормативных правовыхактов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержаниемнаселение.
Нормативные правовыеакты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них взаконодательном порядке установлено наименование.
Следует также помнить,что есть и ненормативные правовые акты, которые принимаются теми же субъектамиправа. Они в отличие от нормативных актов не являются источниками права. Актыненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу, издаютсяна основе действующих норм права и не устанавливают новых норм (акт о регистрациибрака, договор купли–продажи, постановление о наложении штрафа). Срединенормативных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты.Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеютоднократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны дляисполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении надолжность и т.д.).[15]

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙАКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Всистеме источников российского права нормативно-правовой акт занимаетприоритетное значение.
Нормативно-правовойакт имеет ряд присущих только ему признаков:
— принимается от именигосударства и в порядке предусмотренной законом процедуры;
— является результатомправотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов иорганов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.),которым право на нормотворчество делегировано государством);
— содержит в себеправила поведения обобщенного характера (нормы права),регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношениинеперсонифицированного круга субъектов;
— реализуется в особомпроцессуальном порядке;
— имеет определеннуюдокументальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);
— направлен нарегулирование типичных общественных отношений;
— обеспечиваетсясистемой государственных гарантий и санкций (в том числе государственнымпринуждением).
ВРоссийской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовыхактов. Прежде всего, это акты представительных органов власти федеральногоуровня и субъектов Федерации, выступающие результатом правотворческойдеятельности государственных органов, в которых устанавливаются, изменяются илиотменяются нормы права.
Системе законодательства любогогосударства свойственно деление на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативно правовой акт,обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке,устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболееважные общественные отношения.
Законимеет ряд преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами.Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства,поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречитьзакону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. теотношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это,как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношениясобственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, безпоследующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовымиресурсами для исполнения.
Например,в статье 104 Конституции России установлено, что законопроекты финансовогохарактера — о введении новых или отмене старых налогов, освобождении от их уплаты,о выпуске государственных займов и др. — могут быть внесены в законодательныйорган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. Вотношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеетэффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзорпрокуратуры за соблюдением законности, уполномоченный по правам человекапризван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека натерритории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и егопрохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования,чем к другим актам.
Законимеет ряд признаков:
— принимается законодательными органами государства либо всенародным голосованиемграждан (на референдуме);
— принимается в порядке особой процедуры;
— Содержит наиболее значимые нормы права;
— обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.
Изменитьили отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строгооговорённом порядке. Так акт референдума может быть изменён или отменён тольков результате референдума, изменения вносятся так же в порядке, определённомреферендумом. (С юридической точки зрения приостановить или скорректироватьзакон могут только президентские указы, но только в условиях чрезвычайногоположения и в строго определённом порядке, с последующим утверждением высшимзаконодательным органом.)[16]
Законыв свою очередь образуют иерархическую систему (в порядке убывания юридическойсилы):
— основной закон (конституцию);
— федеральные конституционные законы;
— федеральные законы;
— законы субъектов федерации.
Конституция Российской Федерациипредставляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства.Основополагающие установления Конституции развиваются и детализируются в другихнормативных актах. Причем все они, от какого бы органа ни исходили, должнысоответствовать Конституции. В противном случае любой акт (или его часть)признается недействующим.[17]
Конституционныефедеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархиинормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующиечерты:
ониявляются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяютизбегать частых поправок в текст Конституции;
— обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другиезаконы;
— регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивыеобщественные отношения;
— имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;
— имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционныхпринимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте КонституцииРоссийской Федерации;
— принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституциии особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинствоголосов в палатах Федерального Собрания).[18]Федеральные конституционные законы не могут противоречить КонституцииРоссийской Федерации и федеральным конституционным законам. Принимаются повопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, и отличаютсяособым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов СоветаФедерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
Федеральныезаконы принимаютсяв Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются нарассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, еслиза него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либоесли в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. РольПрезидента Российской Федерации в этом случае заключается в подписании закона втечение четырнадцати дней и обнародовании.
Законы субъектов Федерации — издаются ихпредставительными органами, и действие их распространяется только насоответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальнойслужбе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Подзаконныенормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов,которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладаютменьшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силезаконов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественныхотношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальнымиинтересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные,принципиальные положения законов применительно к своеобразию различныхиндивидуальных, интересов.
ВРоссийской Федерации подзаконные акты классифицируются (в порядке убыванияюридической силы) следующим образом:
— подзаконные акты федерального уровня (указы президента России, постановленияГосударственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации,акты федеральных министерств и ведомств);
— подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации);
— подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местногосамоуправления).[19]
Всенормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальныеограничения (пределы) своего существования и действия, а так жераспространяются на определенный круг лиц (субъектов права).
Действиенормативно-правового акта – динамическая характеристика процесса реализациипредписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешнихфакторов, оказывающих влияние на результативное воздействиенормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения.[20]
Говоряо пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенныхобстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действияи применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям,возникшим до его вступления в законную силу (тек называемая обратная силазакона).[21]
Какправило, для этого издается специальный закон, устанавливающий временныехарактеристики акта. Конституция также может определять последовательностьдействий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу. Многие законыпредваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действияво времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона вдействие. Используются и такие формулировки — закон действует с моментаопубликования; с момента принятия или подписания. Весьма распространена иформула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его частьвводится в действие с момента наступления специального условия (появления иногозакона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.). Если специальныйпорядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общийпорядок, установленный законом. [22]
Согласност. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов палат ФедеральногоСобрания» от 14 июня 1994г. федеральные конституционные законы, федеральныезаконы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всейтерритории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, еслисамими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их всилу.[23]
Существуюттакже определенные нормы об опубликовании актов органов исполнительной власти,так называемых ведомственных актов. В настоящее время не приобретаютюридическую силу неопубликованные акты, если они затрагивают конституционныеправа и свободы граждан. Иные акты — для служебного пользования, секретные,протокольные — также имеют свой порядок принятия и использования. Официальныепубликаторы законов в России — «Российская газета» и Собрание законодательства,нормативных актов — «Российские вести».
Весьмасвоеобразен процесс фактической утраты силы того или иного нормативно-правовогоакта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактическиутрачивает силу. При подготовке Свода законов СССР в 1970—1980-х гг. пришлосьпризнать официально утратившими силу множество «забытых» актов, не отмененных ине действующих с 1918 г.[24]
Нормативныеакты утрачивают свою силу (прекращают действие):
— по истечении срока действия акта, на который он был принят;
— в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвеннаяотмена);
— на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямаяотмена).[25]
Большаяпроблема — это обратная сила закона, т.е. распространение его действия наотношения, возникшие в прошлом, до его принятия. Нормативный документ действуеттолько в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введенияего в действие. Это правило – необходимый фактор правовой стабильности:граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовоеположение не будет ухудшено вступлением в силу нового акта.[26]
Приданиезакону обратной силы возможно в двух случаях:
1)если об этом сказано в самом законе;
2)если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.[27]
Такжев порядке исключения может быть применен еще один принцип действиянормативно-правового акта во времени — «переживание закона», т.е. закон,утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона можетпродолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным,типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленногодействия, когда закон с момента вступления его в силу действует только«вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он непроизводит.[28]
Действиенормативно-правового акта в пространстве связано с распространением его натерриторию всего государства или только на его определённую часть, что вомногом зависит от его юридической силы.
Подействию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть:
— общегосударственными (действующие на всей территории государства);
— региональными (действующими на территории субъекта);
— местными (действующими на территории муниципального образования);
— локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).
Крометого, действие нормативно-правовых актов в пространстве может осуществляться наоснове экстерриториального принципа, который означает распространение правовыхактов определённого субъекта правотворчества за пределы территории егоюрисдикции. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерациипри рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченныйна разрешение возникшего конфликта, должен применять правовые акты техгосударственных органов, на территории которых находится оспариваемоеимущество.
В соответствии спринципами государственного суверенитета и территориального верховенстванормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иногогосударства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данногогосударства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой иимеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующимина той же государственной территории.
При этом подгосударственной территорией понимается часть земного шара, включающая в себясушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данногогосударства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитетгосударства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей,всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству инаходящихся в открытом море или космосе.
По территориальномукритерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которыхраспространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определеннуюее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территориистраны.
На всю территорию государствараспространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. «КонституцияРоссийской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территорииРоссийской Федерации» (статья 4, часть 2).
Однако акты, изданные впорядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной,ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе илиином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указыПрезидента или постановления Правительства, касающиеся определенных районов иливсего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших отчернобыльской аварии.
Действие некоторыхнормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И,наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии сзаключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Этокасается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторыхиных отраслей права.
В соответствии с общимправилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся натерритории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данногогосударства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако и изэтого правила есть исключения:
— во-первых,действующее уголовное законодательство России распространяется не только налиц, находящихся на территории Российской Федерации, но и на её граждан заграницей;
— во-вторых, адресностьнормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторыенормативно-правовые акты могут иметь значение для всех индивидуальных иколлективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческогооргана (например, Конституция или Уголовный Кодекс Российской Федерации).Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишьконкретной категории лиц;
— в-третьих, своиособенности имеет действие нормативных актов Российской Федерации в отношениииностранцев и лиц без гражданства; им не предоставляются некоторые права и невозлагаются определённые обязанности;
— представителииностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств иправительств) наделяются правом дипломатического иммунитета. Это означает, чтовопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения,совершённые на территории Российской Федерации, решается дипломатическим путём
Особую категориюадресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а такжебеженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством становятся адресатамизаконодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силукаких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия),также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.
В отличие от них,вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регионстраны.
ЗаконодательствоРоссии, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранныхграждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российскимгражданам. Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации,иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несутобязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев,установленных федеральным законом или международным договором РоссийскойФедерации».
Особое положение вРоссии, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работникии другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическимиммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным правом онине подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная,административная и в значительной части гражданская юрисдикция государствапребывания. Судебные, следственные и иные органы, к которым поступаюттребования о начале производства следственных действий в отношении лиц,пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобногорода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагаетсяобязанность всячески ограждать их от оскорбительных выпадов со стороны другихлиц.
Проанализировав действиянормативно-правовых актов по кругу лиц, я могу отметить, что они тесно связанос территориальными пределами функционирования актов. Нормативно-правовые актыраспространяют свое действие, как на граждан Российской Федерации, так и наиностранных граждан и лиц без гражданства, но при этом имеются исключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросысущности, типа и формы права, я сделала вывод, что право есть живая, постоянноменяющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации. Несмотря наопределенные незыблемые основы и нормы, которые характеризуются моральными,этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения иприменения постоянно меняется. Эволюция права приводит к укреплению и развитиюего нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости, равенства,гуманизма.
Подформой (источником) права понимается объективированное закрепление и проявлениесодержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов,договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной историисуществования права как социального института развивались и изменялись взглядына форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того илииного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. Своеобразиеисточников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них нагляднопроявляются исторические особенности тех или иных общественных систем,разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь. Из вышеизложенногоможно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большоезначение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенствоназванных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретическихпредставлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации поулучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых вцелях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системыисточников права. От качества этой системы права зависит прочность законности вгосударстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Теориягосударства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб: Питер, 2009.
2. Теориягосударства и права: Учебник/ Марченко М.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Проспект, 2008.
3. Общаятеория государства и права: учебник/ С.А.Комаров -7-е изд. – СПб: Питер, 2008.
4. Теориягосударства и права: учебник / Л.А.Морозова. – М.: Эксмо, 2009.
5. Теориягосударства и права: учебник / А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: Кнорус,2008.
6. Теориягосударства и права: Учебник (для юрид. вузов)/ Венгеров А.Б.– 4-е изд. – М.:Омега-Л, 2007.
7. Теориягосударства и права: Пособие для сдачи экзаменов/ Протасов В.Н.– 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат,2006.
8. Теориягосударства и права: Учебник для вузов/ В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: Норма, 2004.
9. Источникироссийского права / Т.В. Гурова. – Саратов: 1998.
10. Теориягосударства и права: Вопросы и ответы / А.И. Коваленко. — М.: 1997
11. Историягосударства и права зарубежных стран. / О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова. – М.:1996.
12. КонституцияРФ: официальный текст. – М.: 2008.
13. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2007). М.: Юридическаялитература, 2007.
14.  ФЗ№5-ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов палат ФедеральногоСобрания» (ред. от 22.10.1999)// Сборник законодательства РФ. – 20.06.1994. –№8. – ст.6.
15. Форма(источник) права как категория в теории государства и права/А. Ю. Калинин, С.А. Комаров Правоведение. -2000. — № 6 (233). 3 – 10 с. Библиогр. в подстрочныхпримечаниях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.