Реферат по предмету "Государство и право"


Виды норм права

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственноеобразовательное учреждение высшего образования
УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.И.Н. УЛЬЯНОВА
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРАТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине:«Теория государства и права»
Виды нормправа
Ульяновск 2007
ВВЕДЕНИЕ
Правоваянорма или норма права – это общеобязательное правило социального поведения,установленное или санкционированное государством, выраженное им публично вформально-определенных предписаниях и охраняемое органами государства путемконтроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принужденияза правонарушение.[1]
Существуетмного определений понятия нормы права. Однако, несмотря на отличия вопределениях, все они, в конечном счете, исходят из наличия у норм права такихпризнаков и черт, как:
Непосредственнаясвязь норм права с государством (издаются и санкционируются государством);
Выражениеими государственной воли;
Всеобщийи представите6льно-обязывающий характер правовых норм;
Строгаяформальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;
Многократностьприменения и длительность действия правовых норм;
Ихстрогая соподчиненность и иерархичность;
Охрананорм права государством;
Применениегосударственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах прававелений.
Данныепризнаки и черты с различной степенью точности отражаются во всех предлагаемыхопределениях нормы права.

КЛАССИФИКАЦИЯНОРМ ПРАВА
Чтобыболее глубоко изучать и эффективно применять нормы права, их классифицируют всоответствии с различными критериями. В качестве последних могут быть характери содержание норм права, предмет их регулирования, особенности структуры в целоми составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность к тем илииным институтам и отраслям права.
Нормыправа весьма разнообразны. Важнейшим критерием классификации норм праваявляются следующие.
1. По характеру регулируемых ими отношений
 
Нормыправа различаются, прежде всего, по характеру регулируемых ими отношений. Такоеделение видов правовых норм чрезвычайно важно для практики законотворчества иприменения права.
Материальныенормы права (нормы материального права) определяют содержание прав иобязанностей. Они регулируют экономические, политические, социальные, идеологическиеи иные материальные отношения: определяют правовой статус граждан, их разнообразныеправа и обязанности. Регулируют взаимоотношения граждан между собой и ссоздаваемыми ими общественными органами и организациями.
Материальныенормы права определяют компетенции государственных органов, их структуру, сферудеятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, формуправления,  государственный режим, форму государственного устройства, статус ирамки деятельности государственных органов, принципы их организации и деятельности.[2]
Процессуальныенормы права регулируют порядок, процедуру исполнения первого рода норм.
Процессуальныенормы права не регулируют отношений, а закрепляют процессуальные формы(процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренныхматериальными нормами права.
Содержатсяв гражданском процессуальном праве, арбитражном процессуальном праве,уголовно-процессуальном праве.
2. По отраслевому принципу
Нормыправа классифицируются по отраслевому принципу: конституционное,административное, гражданское, уголовное, Уголовно-процессуальное и другие.
Такаяклассификация имеет большое значение для отыскания, толкования и учетаюридических норм, а также для научно-обоснованной кодификации законодательства,создания разного рода собраний нормативных актов.
3. По степени абстрактности сформулированного правила
Нормыправа делятся на абстрактные и казуистические в зависимости от степениабстрактности сформулированного правила.
Абстрактныенормы права регулируют конкретный вид отношений в целом.
Казуистическаянорма права регулирует вид отношений в какой-либо конкретной части, и лишьсовокупность таких норм способна урегулировать тот или иной вид отношений вцелом.
Например,установление цен, разного рода сборов, налогов дифференцировано для различныхрегионов страны.
4. По действию норм права
Подействию норм права по кругу лиц делятся на общие, специальные и нормы,касающиеся конкретного субъекта права.
Специальныенормы (ius singulare) предусматривают определенные законом исключения (изъятия)из общего правила для особых случаев. Например, особые поставки товаров длягосударственных нужд, к которым применяются правила, предусмотренные § 4 главы30 ГК[3], или нормы для определеннойкатегории граждан: для военнослужащих (Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу), для инвалидов (Закон о социальной защите инвалидовв РФ).
Кнормам, касающимся конкретного субъекта права, относятся нормы, касающиеся, например,Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.
Общиеправовые нормы касаются или всех граждан, или всех органов и организаций, всехюридических лиц.
Наиболееобщее содержание имеют нормы, устанавливающие исходные начала (принципы) илиобщие определения для «национального» права в целом или дли отрасли права.
Кобщеправовым нормам – принципам относятся прежде всего нормы гл. 1 КонституцииРФ об основах конституционного строя, определяющее понятие и наименованиеРоссийской Федерации как демократического правового государства среспубликанской формой правления (ч.1ст.1)[4],о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностяхгосударства по отношению к ним (ст. 2)[5]; онародовластии и формах его выражения  (ст. 3)[6]; оразделении властей (ст. 10)[7] и др.
Общиепринципы и положения закрепляются также в отраслевых кодексах и других законахприменительно к каждой отрасли права. Например, гл. 1 КЗоТ определяет задачи исферу действия законов о труде, устанавливающих высокий уровень оплаты труда ивсемерную охрану трудовых прав работников; основные трудовые права иобязанности работников, недействительность договоров о труде, ухудшающихположение работников по сравнению с законодательством о труде.[8]
Аналогично(применительно к своей сфере регулирования) определяются основные началагражданского законодательства (глава 1 ГК)[9],общие положения УК РФ[10] идругих отраслей права.
Нормы,устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, называютсядефинитивными нормами.
Кним можно отнести нормы из раздела XI гл. 33 ст. 331 УК РФ, в которой даетсяпонятие преступлений против военной службы[11],из гл. 4 § 1 ст. 48 ГК РФ, в которой дается понятие юридического лица.[12]
Нормы,устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы,институты или структуры государства, называются учредительными (или отправными)нормами.
Какдефинитивные, так и отправные (учредительные) нормы не формулируют деталейправового регулирования, но они подлежат обязательному учету при применениилюбых конкретных норм права в целом (например, нормы Конституции) или его отдельныхотраслей. Так, ч.2 ст. 16 Конституции РФ устанавливает: «Никакие другиеположения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционногостроя Российской Федерации».[13]
5.По характеру правил поведения
Похарактеру правил поведения нормы делятся на управомочивающие, обязывающие,запрещающие, поощрительные.
Управомочивающиенормы определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений,установленные в законе возможности действовать определенным образом. Обращаетсявнимание на права субъектов, допустимость совершения ими определенных действий.Это нормы о праве собственности, праве на отдых, праве на труд и т.д.
Обязывающиенормы возлагают на субъекты права обязанности совершать какие-то положительныедействия.
Вслучае отказа – негативные юридические последствия. Это предусмотренная закономнеобходимость активного поведения. Это нормы об обязанности платить налоги,соблюдать закон и т.д.
Запрещающиенормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, несовершать поступки, которые вредны обществу. Это нормы, устанавливающиеуголовную, административную или дисциплинарную (карательную) ответственность заправонарушения.
Поощрительныенормы стимулируют к определенным действиям путем определенных поощрений законкретные действия. Они устанавливают меры поощрения за успешный труд, наградыза доблесть, героизм, примерное поведение и т.п.

6. Деление норм права на императивные и диспозитивные
Важноепрактическое значение имеет деление норм права на императивные и диспозитивные
Императивныенормы – это нормы категорические, не допускающие отступления от правила,предписанного нормой. Они характерны прежде всего для норм публично-правовогорегулирования, т.е. для конституционного, административного, уголовного, судебно-процессуального,финансового права, где стороны отношения находятся в неравном положении(отношения «власти и подчинения»). Например, законы о налогах, об управлении, оправилах дорожного движения и т.п.
Императивнымимогут быть предписания норм гражданского или трудового права. Например,«Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме» (ч.1 ст.18 КЗоТ)[14]; «Юридическое лицо считаетсясозданным с момента его  государственной регистрации» (п.2 ст.51 ГК)[15]; нормы о признании мнимых,притворных или противоправных сделок ничтожными (§ 2 гл. 9 ГК).[16]
Диспозитивныенормы, характерные для частного (гражданского, трудового, семейного) права,допускают регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливают праволишь на случай отсутствия соглашения. Этим нормам присуща формула: «если иноене установлено договором». Например, «Если срок аренды в договоре не определен,договор аренды считается заключенным на неопределенный срок» (п.2 ст.610 ГК).[17] Такие нормы предоставляютширокую возможность сторонам договора самим определять условия обязательства.Если диспозитивное правило не изменено сторонами, то оно действует и становитсяобязательным для сторон (императивным).
7. По разной степени определенности
Поразной степени определенности различаются абсолютно- определенные («пенсии неподлежат обложению налогами»), относительно-определенные (в частности,альтернативные, диспозитивные) («условия договора поставки могут усиливатьсясторонами в пределах настоящих правил») либо альтернативные («…наказываетсялишением свободы до трех лет или ограничением свободы на тот же срок») ибланкетные нормы права. Названный признак может относиться не ко всей норме, ак гипотезе, диспозиции или санкции.
Бланкетныминазываются нормы, прямо не содержащие конкретного правила поведения. Например,нормы об уголовной, административной или дисциплинарной ответственности «занарушение правил торговли», «за нарушение правил техники безопасности». Такойнормой является, например, ч. 1 ст.217 УК РФ, устанавливающая ответственностьза нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасныхцехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия.[18] Бланкетные нормы обычносодержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественнойубыли и иные правила, подвергающие достаточно оперативному обновлению.
8. По объему гипотез
Пообъему гипотез нормы права делятся на простые, сложные и с альтернативнымигипотезами.
Простыенормы ставят их применение в зависимость от наличия одного определенногоусловия, с наличием или отсутствием которого связано действие данной нормы.Например, п.1 ст. 105 УК РФ применяется при умышленном убийстве одногочеловека.
Применениесложной нормы зависит от двух или более условий. Например, ст.344 УК РФустанавливает ответственность за насильственные действия в отношении начальника,нанесение побоев или иного насилия, совершенные во время исполнения им обязанностейвоенной службы или в связи с исполнением этих обязанностей.
Нормыс альтернативными гипотезами ставят действие юридической нормы в зависимость отодного из нескольких факторов. Например, п. 1 ст. 337 УК РФ применяется присамовольном оставлении части, места службы, а равно при неявке в срок без уважительнойпричины на службу при увольнении из части, назначении и т.п. продолжительностьюсвыше двух суток, но не более десяти.
9. Правоохранительные нормы, содержащие юридическиесанкции
Правоохранительныенормы, содержащие юридические санкции, подразделяются на виды в зависимости отстепени определенности этих санкций.
Абсолютно-определенныесанкции точно указывают, какую меру воздействия должен применить органгосударства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания,принудительное взыскание долга и др.)
Относительно-определенные санкции допускают пределы применения государственными органамиразличных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка(преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либосодержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например, от 3 до5 лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на нескольковидов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено кправонарушителю (например, лишение свободы или исправительные работы).
Кумулятивныесанкции допускают (или обязывают) применение к правонарушителям кроме основноготакже дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложениемобязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества ит.п.).
10. Основные и производные правовые нормы
Взависимости от предусмотренных оснований регулирования правовые нормы делят наосновные и производные.
Основные(первоначальные) нормы предусматривают общие исходные положения регулированиятого или иного отношения, его принципиальную основу.
Производные(конкретизирующие) нормы – нормы, развивающие, уточняющие исходные положения,регулирующие более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках основныхнорм, формулируемых чаще всего в законах государства. Конкретизирующие нормыформулируются, в частности, в правительственных постановлениях, изданных наоснове и во исполнение законов, в актах министерств, государственных комитетови иных ведомств.
11. Нормы прямого регулирующего действия и нормы вспомогательногодействия
Поотношению к действующим нормам есть нормы прямого регулирующего действия инормы вспомогательного действия. В правовой системе имеются нормы, которыеустанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены нарегулирование общественных отношений – это нормы прямого регулирующегодействия. Нормы, предусматривающие отмену раннее действовавших, их изменение,дополнение, распространение, утверждение нового акта – это нормывспомогательного действия. Они носят дополнительный, прикладной характер идействуют в тесном сочетании с нормами прямого регулирующего действия.
12. Деление норм закона в зависимости от органа, их издавшего
Взависимости от органа, их издавшего есть: нормы подзаконных актов; федеральныенормы; нормы субъектов Федерации; нормы, издаваемые органами местногосамоуправления; нормы, содержащиеся в законах РФ; нормы, содержащиеся в указахПрезидента РФ; нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ; нормы,содержащиеся в актах администрации предприятий и учреждений и т.д.
13. Классификация норм в зависимости от действия в пространстве
Взависимости от действия в пространстве существуют нормы общего и местногодействия. Нормы общего действия действуют на всей территории, на которуюраспространяется компетенция органа, издавшего данную норму. Нормы местногодействия распространяют свою силу на определенную, указанную в самом актеместность (Например, на районы Крайнего Севера, на Нечерноземье и т.д.).
14. Классификация норм по действию во времени
Подействию во времени существуют нормы постоянного и временного действия. Нормыпостоянного действия рассчитаны на неограниченный срок действия. Временныенормы – нормы, действие которых  может быть ограничено либо указанным в законесроком (например, в течение года), либо же конкретным событием (например, доокончания военных действий); вступающие в действие автоматически или вопределенный указанный в акте срок; нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всякая норма правапредставляет собою властное веление государства, охраняемое его авторитетом ипринудительной силой. Нормы права издаются для того, чтобы урегулироватьобщественные отношения, определить поведение членов общества. Эту задачу нормыправа выполняют путем установления возможного поведения (т.е. прав) и должногоповедения (т.е. обязанностей) граждан. Нормы права содержатся в статьяхнормативного акта и представляют собою «клеточки», из которых состоит право.[19]
Классификация норм правараскрывает взаимосвязь их на основании определенных принципов и выражает связьв виде логически обоснованного расположения; при этом классификация позволяетболее четко ориентироваться в нормах права.

библиографическийсписок
нормативно-правовыеакты
1. ЗаконРоссийской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (посостоянию на 10 февраля 2007 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. –32 с.
2. КонституцияРоссийской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2006. – 40 с.
3. РоссийскаяФедерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая,вторая и третья. – Москва: Омега-Л, 2006. – 442 с.
4. РоссийскаяФедерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Омега-Л,2006. -176 с.
5. Трудовой кодексРоссийской Федерации: Новая редакция (по состоянию на 1 февраля 2007 года). –Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 240 с.
6. Федеральный закон«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (по состоянию на 25февраля 2007 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 26 с.
научнаяи учебная литература
7. ГоловистиковаА.Н., Дмитриев Ю.А.  Теория государства и права в таблицах и схемах. – М.:Изд-во Эксмо, 2006. – 256с.
8. Великанова С.Е.Шпаргалка по теории государства и права: Ответы на экзаменационные билеты. –М.: Аллель – 2000, 2006. – 64 с.
9. Марченко М.Н.Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 240 с.  
10. Основы права.Учебник для системы среднего профессионального образования. Под общей редакциейдоктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФА.В.Мицкевича.- М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1998.- 234с.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Орфографический словарь. – М: Академия – ПРЕСС. – 2000. – 698 с.
12. Розенталь Д.Э.,Теленкова М.А.Словарь трудностей русского языка. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс,2004. – 832 с.
13. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004. –368 с.
14. Юридическаяэнциклопедия. / Под ред. С.А.Иванова. – М.: Академия. – 2004. – 654 с.
15.  Словарь-справочникпо обществоведению и основам государства и права: Пособие для учащихся/Сост.Н.С.Чернавин. – М.: Просвещение, 1985.- 207 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.