Введение
Налоги и государство — явления взаимосвязанные:государство не может существовать без системы налогообложения, в то же времясуществование налогов без государства также является невозможным.
Роль налогов в современном государстве так же велика, онисоставляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлятьсвои функции в полном объеме
Налоговый метод стал главным в формировании доходовгосударственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи,входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активноиспользуются государством и местным самоуправлением при управлении различнымисферами общественной жизни.
Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночнойэкономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.
Каждый налогоплательщик согласно Закону обязансвоевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет,составлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы исведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщикнарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить нанего санкции.
1. Административнаяответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
1.1 Понятие административнойответственности
Административная ответственность — наступает запосягательство субъектами права на общественные отношения, связанные сгосударственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.
По определению, Административная ответственность — это“… вид юридической ответственности, которая выражается в примененииуполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания клицу, совершившему правонарушение”.[1].
Основные характеристики административной ответственности:
Устанавливается как законами, так и подзаконными актами,либо их нормами об административных правонарушениях.
Субъектами административной ответственности могут бытькак физические лица, так и коллективные образования.
Административные взыскания применяются широким кругомуполномоченных органов и должностных лиц.
Административные взыскания налагаются органами идолжностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
Применение административного взыскания не влечетсудимости и увольнения с работы.
Меры административной ответственности применяются всоответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам обадминистративных правонарушениях.
1.2 Основания административнойответственности за нарушение налогового законодательства
Основанием административной ответственности являетсяадминистративное правонарушение, т.е. “… посягающее на государственный илиобщественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан,на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное илинеосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательствомпредусмотрена административная ответственность”.[2]
В Налоговом Кодексе РФ “Налоговым правонарушениемпризнается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства оналогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика,налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексомустановлена ответственность”[3].
Вина организации в совершении налогового правонарушенияопределяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей,действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налоговогоправонарушения.
Наказуемость подразумевает что административнымправонарушением признается только такое деяние за которое предусмотренаадминистративная ответственность. В данном случае такая ответственность должнабыть предусмотрена Налоговым Кодексом.
Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну формунеосторожности — небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в томслучае, если он не сознавал противоправный характер своихдействий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотядолжен был и мог это осознавать и предвидеть.
Поскольку организация — это искусственная правоваяконструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организациисубъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностныхлиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина,являющегося должностным лицом или представителем этой организации,действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.
Только при наличии состава административногоправонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административнойответственности.
1.3 Административные санкции
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК) и КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) (сучетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ)установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за ихсовершение:
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья116 НК, статья 15.3 КоАП)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачизаявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаковналогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК — штраф вразмере 5000 рублей
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачизаявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарныхдней — штраф в размере 10000 рублей
Нарушение установленного срока подачи заявления опостановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетногофонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
Нарушение установленного срока подачи заявления опостановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетногофонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговоморгане или органе государственного внебюджетного фонда — штраф на должностныхлиц в размере от 2000 до 3000 рублей
2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья117 НК)
Ведение деятельности организацией или индивидуальнымпредпринимателем без постановки на учет в налоговом органе — штраф в размере10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такойдеятельности, но не менее 20000 рублей
Ведение деятельности организацией или индивидуальнымпредпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарныхдней — штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности безпостановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей
3. Нарушение срока представления сведений об открытии изакрытии счета в банке (статья 118 НК, статья 15.4 КоАП)
Нарушение налогоплательщиком установленного срокапредставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета вкаком-либо банке — штраф в размере 5000 рублей.
Нарушение установленного срока представления в налоговыйорган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии илио закрытии счета в банке или иной кредитной организации — штраф на должностныхлиц в размере от 1000 до 2000 рублей
4. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК, статья15.5 КоАП)
Непредставление налогоплательщиком в установленныйзаконодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговыйорган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения,предусмотренного в п.2 ст.119 НК — штраф в размере 5% суммы налога, подлежащейуплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяцсо дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы ине менее 100 рублей
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации вналоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленногозаконодательством о налогах срока представления такой декларации — штраф вразмере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10%суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный илинеполный месяц начиная со 181-го дня
Нарушение установленных законодательством о налогах исборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по местуучета — штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей
5.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов иобъектов налогообложения (статья 120 НК)
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и(или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены втечение одного налогового периода, при отсутствии признаков налоговогоправонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.120 НК — штраф в размере 5000рублей
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и(или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течениеболее одного налогового периода — штраф в размере 15000 рублей
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и(или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены втечение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы — штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей
6.Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (статья122 НК)
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) врезультате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога(сбора) или других неправомерных действий (бездействия) — штраф в размере 20%от неуплаченных сумм налога (сбора)
Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенныеумышленно — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога (сбора)
7.Непредставление налоговому органу сведений, необходимыхдля осуществления налогового контроля (статья 126 НК, 15.6 КоАП)
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком(плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или)иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах исборах — штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ
Непредставление налоговому органу сведений оналогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся унее документы, предусмотренные НК, со сведениями о налогоплательщике по запросуналогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документовлибо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такоедеяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренногост. 135_1 НК — штраф в размере 5 000 рублей
Непредставление в установленный законодательством оналогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенныеорганы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных вустановленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых дляосуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений внеполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью2 статьи 15.6 КоАП — штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностныхлиц — от 300 до 500 рублей
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющегогосударственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой,регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния,учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностнымлицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок вналоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, аравно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — штраф в размере от 500 до 1000 рублей
2. Уголовная ответственность занарушение законодательства о налогах и сборах
2.1 Понятие уголовнойответственности
“Уголовная ответственность — это предусмотренноеуголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в законную силуобвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие засовершенное преступление”.[4]
Если за налоговое правонарушение предусмотренаответственность по Уголовному Кодексу РФ, то наступает уголовнаяответственность согласно статье 108 Налогового кодекса “Общие условияпривлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”: “...3.Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенноефизическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков составапреступления, предусмотренного уголовным законодательством РоссийскойФедерации” [3]
Таким образом, на данный момент в России существует двареально применяемых вида юридической ответственности за налоговыеправонарушения: Административная и Уголовная.
2.2 Основания уголовнойответственности за налоговые преступления
Уголовная ответственность — наступает за совершениепреступлений, предусмотренных уголовным законодательством.
Уголовные правонарушения в сфере налоговых отношений,иначе называются налоговыми преступлениями. Данные правонарушения, а такжесанкции за их совершение, предусмотрены уголовным законодательством. [5]
Основанием уголовной ответственности является совершениедеяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренногоУголовным Кодексом РФ.
Достаточное основание для наступления уголовнойответственности — наличие в совершенном общественно опасном деянии составапреступления.
Уголовно правовая теория под составом преступленияпонимает совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих вуголовном законе общественно опасное деяние как преступление.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность — Уголовной ответственности, подлежит лицо, достигшее ко времени совершенияпреступления шестнадцатилетнего возраста.
Вменяемость, то есть не подлежит уголовнойответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяниянаходилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактическийхарактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководитьими вследствие хронического психического заболевания. Вменяемое лицо, котороево время совершения преступления в силу психического расстройства не могло вполной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своихдействий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.
“Основанием уголовной ответственности является совершениедеяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренногонастоящим Кодексом”[5].
2.3 Санкции за налоговые преступления
О практике применения судами уголовного законодательстваоб ответственности за налоговые преступления [6]
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК)уклонение от уплаты налога рассматривается как преступление. Установленыследующие виды составов преступлений и ответственность за их совершение:
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов сфизического лица (статья 198 УК)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физическоголица путем непредставления налоговой декларации или иных документов,представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оналогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговуюдекларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупномразмере- штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двухлет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы насрок до одного года То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — штрафв размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размер заработнойплаты или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трехлет либо лишение свободы на срок до трех лет
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья199 УК)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организациипутем непредставления налоговой декларации или иных документов, представлениекоторых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах исборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию илитакие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере — штрафв размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестна срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до трех лет или без такового
То же деяние, совершенное: а) группой лиц попредварительному сговору; б) в особо крупном размере — штраф в размере отдвухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы насрок до шести лет с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
3. Сокрытие денежных средств либо имущества организацииили индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производитьсявзыскание налогов и (или) сборов (статья 199_2 УК)
Сокрытие денежных средств либо имущества организации илииндивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно бытьпроизведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенноесобственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющимуправленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателемв крупном размере — штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублейили в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период отвосемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет слишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до трех лет или без такового
4. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых сорганизации или физического лица (статья 194 УК)
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых сорганизации или физического лица, совершенное в крупном размере — штраф вразмере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы илииного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либообязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либолишение свободы на срок до двух лет
То же деяние, совершенное: а) группой лиц попредварительному сговору; б) в особо крупном размере — штраф в размере от статысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срокдо пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
3. Задачи
Задача 1
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица, при подаче декларации за истекший год заявилпредполагаемый доход за минусом расходов, связанных с предпринимательскойдеятельностью на текущий год, в сумме 98000 руб. Фактический полученный доходза этот год составил 198900 руб., а документально подтвержденные расходы –40200 руб. Гражданин является героем РФ.
Требуется:
Исчислить суммы авансовых платежей налога на доходыфизических лиц на текущий год по срокам уплаты.
Произвести перерасчет по итогам года и указать срокдоплаты налога в бюджет.
Решение:
198900-40200=158700 (руб.)
158700*13%=20631 (руб.)
Ответ: 20631 руб.
Задача 2.
Для исчисления налога на прибыль организация за 1 кварталтекущего года имеет следующие данные:№ п/п Показатели Ед. измерения Значение показателя 1 Реализовано изделий шт. 52000 2 Цена изделия с учетом акциза и НДС за единицу изделия руб. коп. 949,90 3
Налоговые ставки:
— Акциз (условно)
— НДС %
15
18 4 Расходы, связанные с производством и реализацией тыс. руб. 17900 5
Прочие расходы с учетом начисленных налогов – всего,
в том числе командировочные расходы сверх установленных норм тыс. руб.
2390
190 6 Потери от стихийных бедствий тыс. руб. 265 7 Сумма списанной кредиторской задолженности тыс. руб. 150 8 Штрафы, полученные за нарушение договоров поставки продукции тыс. руб. 55 9 Расходы на организацию выпуска ценных бумаг тыс. руб. 685 10 Ставка налога на прибыль — всего % 20
Требуется исчислить налог на прибыль и распределить егомежду бюджетами.
Решение:
949,90*18/118=144,90 (руб.)
949,9-144,90=805 (руб.) – цена изделия без НДС
52000*805=41 860 000 (руб.) – доход
17900+2200+265+150+55+685=21 255 000 (руб.) – расход
41860000-21255000=20605000 (руб.) – прибыль
20605000*20%/100=4121000 (руб.) – налог на прибыль
20605000*2%/100=412 100 (руб.) – в федеральный бюджет
20605000*18%/100=3 708 900 (руб.) – в региональный бюджет
Ответ: 4121000 руб. – налог на прибыль.
412 100 руб. – распределяется в федеральный бюджет, а 3 708900 руб. в региональный.
Заключение
Налоговое правонарушение — противоправное, виновноедеяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействиясубъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участниковданного вида общественных отношений, за которое законодательством установленаопределённая ответственность финансового, административного либо уголовногохарактера. Противоправность налогового правонарушения заключается внесоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершенииданного нарушения умышленно или по неосторожности.
В обществе сейчас бытует мнение, что налоговыеправонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками,это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее частовстречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видовдеяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений.
Список использованной литературы
1. Алехин,А.П. Козлов Ю.М “Административное право Российской Федерации” ч.1/ А.П. Алехин,Ю.М. Козлов.- М.: “Теис”, 1995. -стр.222.
2. КодексРФ об административных правонарушениях (принят ГД ФС РФ 20.12.01), (редакция,действующая с 21 октября 2009 года) гл. 15.
3. НалоговыйКодекс Российской Федерации (часть первая и часть вторая) от 31.07.98 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.98), «Российская газета», N 148-149, 06.08.98.(с изменениями на 19.07.09) гл. 16
4. Здравомыслова,Б.В. Уголовное право./Учебник под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И.Рарога.-М.: “Юридическая литература”, 1994.- стр.53.
5.Уголовным Кодексом Российской Федерации «Собрание законодательстваРФ», 5.06.96, ст. 194, 198-199.
6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64
7. Черник,Д.Г. Налоги в рыночной экономике./Д.Г. Черник. — М.: ЮНИТИ, 1997.-383с.
8.Акчурина Е. В. Налоговая проверка и ее последствия: учеб._практич. Пособие/ Е.ВАчкурина. М.: 2004.-258с.