Реферат по предмету "Государство и право"


Взгляды Н. Макиавелли на государство и политику

Реферат
по курсу истории правовыхи политических учений
Тема: «Учение Н.Макиавелли о государстве и политике»

1.  ВведениеНиколло Макиавелли (1469-1527)является одним из первых теоретиков новой эпохи.
Макиавелли –общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он родился воФлоренции в эпоху складывания национально-сплочённых и политически независимыхгосударств.
Егосочинениями положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.
Своивзгляды о государстве и политике Макиавелли изложил в таких своих трудах, как«Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «О военном искусстве».
Главныйобъект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввёл термин«государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город,империя, королевство, республика, княжество и т. д.
Даннуютему исследовали самые различные учёные. Например, Долгов К.Н. Исследовалполитическую философию Никколо Макиавелли. В работе Пугачева В.П.рассматриваются взгляды Н. Макиавелли на политику, государство.
Цель данногореферата: рассмотреть взгляды Н. Макиавелли о государстве, политике, о военномделе, о религии, о взаимоотношениях государя и его подданных.

1.        Основнаячасть
1.1     Огосударстве и политикеГосударствоМакиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными,опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, еслиправительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных неперерастает в ненависть, а любовь – в презрение. Все государства Макиавеллиделит на следующие виды: «Все государства, все державы, обладавшие илиобладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства,управляемые единовластно»[1].Наилучшаяформа правления, считает Макиавелли, – республика,  но государству, «гдегосударь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением егопоставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством», такжеотданы симпатии автора. Смешаннуюреспублику Макиавелли считал результатом и средством согласования стремлений иинтересов борющихся социальных групп. В каждой республике всегда бывают двапротивоположных направления: одно – народное, другое – высших классов; из этогоразделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы. Государства,управляемые единолично, у него делятся на унаследованные и новые. Наследномугосударю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этогодостаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться кновым обстоятельствам. «Наследному государю, чьи подданные успели сжиться справящим домом гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого емудостаточно не преступать обычая предков и в последствии без поспешностиприменяться к новым обстоятельствам. При таком образе действий дажепосредственный правитель не утратит власти, если только не будет свергнут особомогущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть при первойже неудаче завоевателя … Трудно удержать власть новому государю».Изавоёванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране ииметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. «В первом случаеудержать завоёванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше незнали свободы». Для этого достаточно всего лишь искоренить род прежнегогосударя, ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чегодругого не может произойти беспокойства.Прежниеже законы и подати следует сохранить. Тогда завоёванные земли в «кратчайшиесроки сольются в одно целое с исконным государством завоевателя». Во втором жеслучае для сохранения власти требуются и большая удача, и большое искусство.Одно из самых верных средств, по Макиавелли, переселиться туда на жительство,«ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно еёпресечь … Иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдёт так далеко, что позднобудет принимать меры». Ещёодин способ – учредить в одном-двух местах колонии, связывающие новые земли сгосударством завоевателя. Колонии не требуют больших издержек и разоряют онилишь ту горстку людей, чьи поля и жилища отходят новым поселенцам. Колониидёшево обходятся государю и верно ему служат. Если же вместо колоний разместитьв стране войско, то содержание его обойдётся гораздо дороже и поглотит вседоходы от нового государства, вследствие чего приобретение обернётся убытком.Ещё один недостаток в этом – постои войска, которые обременяют всё население,отчего каждый, испытывая тяготы, становится врагом государю.Вчужой по обычаям и языку стране завоевателю следует сделаться также главой изащитником  более слабых соседей и постараться ослабить сильных. Кроме того,новый государь должен следить за тем, чтобы в страну не проник такой жесильный, как и он, чужеземный правитель. «Таких всегда призывают недовольныевнутри страны по избытку честолюбия или из страха»[2]. Потому что когда могущественныйгосударь входит в страну, менее сильные государства сразу примыкают к нему.Обычно это происходит из-за зависти к тем, кто превосходит их силой. Сильномугосударю нет нужды склонять жителей в свою пользу, они сами охотно присоединятсяк созданному им государству. Так что если государь обо всём этом непозаботится, он скоро лишится завоёванного. Макиавелли выделял такжецерковные государства, о которых можно сказать, что овладеть ими трудно, ибодля этого требуется доблесть или милость судьбы, а удержать легко, ибо дляэтого не требуется ни того, ни другого. Государства эти опираются на освященныерелигией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти,независимо от того, как те живут и поступают. Только там государи имеют власть,но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют. И, однако же, навласть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением ине хотят, да и не могут от них отпасть. Так что лишь эти государи неизменно пребываютв благополучии и счастье.
Важнымсредством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, –могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Там, где есть хорошаярелигия, легко создать армию. Государство должно использовать религию дляруководства подданными.
Рольцеркви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивал оченьнегативно[3].Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу религии, её социальнуюфункцию, её консерватизм и власть над умами и сердцами верующих и поэтомупризывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности дляобъединения и укрепления государства.
Исходяиз этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царствсохранить основы поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножатьвсё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманоми ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит –добрым и единым.
Основноенесчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладала достаточнойсилой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной, чтобы помешать ееобъединению не под своим главенством. В «Государе» Макиавелли приводитмножество примеров ошибочной политики пап, и ошибки эти объяснял тем, чтоВатикан свои интересы всегда ставил выше общенациональных интересов Италии.
ОднакоМакиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это его слегкапренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполне объяснимо.
Какхристианин de jure он обязан был знать основные догматы христианской веры,как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцовцеркви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть не напоминало мир евангельскихзаповедей. Распутные и продажные священники, обагрённые кровью руки наместниковсвятого Петра, кардиналы, дерущиеся за власть подобно стае диких псов, – вотто, что было вполне обычным для того времени.
Теже, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще всегорасставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера можнопривести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этот борец зачистоту Церкви вряд ли являлся человеком, способным привлечь симпатии такойличности как Никколо Макиавелли к христианской религии: узколобый фанатизм,непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемым им христианскимсмирением, – человек, наделённый такими качествами, не слишком подходил на рольидеального пастыря.
Макиавеллиотделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельностьгосударства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности,имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а невыведены из св. Писания или сконструированы умозрительно. Такой подход кизучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовойтеории.
Макиавеллисправедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолеваюттрудности и оказанное им сопротивление. Иногда судьба посылает врагов, чтобыдать государю случай победить их и возвыситься.  «Однако многие полагают, чтомудрый государь и сам должен, когда позволяют обстоятельства, искусно создаватьсебе врагов, чтобы, одержав над ними верх, явиться еще в большем величии»[4].
Макиавелливыстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добитьсятого, чтобы его почитали.
Ничтоне может внушить государю такового почтения, как военные предприятия инеобычайные поступки.
Макиавеллиразличает следующие виды войск:
·         собственное;
·         союзническое;
·         наёмное;
·         смешанное.
Наёмныеи союзнические войска бесполезны и опасны. Никогда не будет ни прочной, нидолговечной та власть, которая опирается на наёмное войско, ибо наемникичестолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы сврагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколькоотсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем ввоенное неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другоепобуждение удерживает их в бою, а только скудное жалованье, что, конечно,недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать за тебя жизнью. Имвесьма по душе служить тебе в мирное время, но стоит начаться войне, как онипоказывают тыл и бегут.
Союзническиевойска – ещё одна разновидность бесполезных войск – это войска сильногогосударя, которые призываются для помощи и защиты. Союзническое войско – этоверная гибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек ибезраздельно повинуется своему государю; наемному же войску после победы нужнои больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебе повредить; в немменьше единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, кого ты поставил воглаве его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать для тебя опаснымсоперником. В наёмном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске –доблесть.
Мудрыегосудари всегда предпочитали иметь дело с собственным войском, отмечаетМакиавелли. Лучше, полагали они, проиграть со своими, чем выиграть с чужими,ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Такимобразом, государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, нидругого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, так как войнаесть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать властьтому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простымсмертным. И наоборот, когда государи помышляли больше об удовольствиях, чем овоенных упражнениях, они теряли и ту власть что имели. Пренебрежение этимискусством является главной причиной утраты власти, как владение им являетсяглавной причиной обретения власти.
Приэтом государь должен читать исторические труды, особо изучать действиявыдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, чтоопределяло их победы и что поражения, с тем, чтобы одерживать первые и избегатьпоследних. Самое же главное – принять за образец кого-либо из прославленных ичтимых людей древности и постоянно держать в памяти его подвиги и деяния.
Такимобразом, для успеха на ниве внешней политики государь должен быть умён, хитёр,изворотлив, он должен уметь предвидеть последствия каждого сделанного им шага,должен отбросить в сторону все принципы чести и понятия морали и руководствоватьсяединственно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государьобязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью ипредусмотрительностью[5].
2.2 Народи государство
Макиавеллидаёт реалистическую картину человеческих качеств существовавших и существующихгосударей, а также аргументированный совет – каким надлежит быть новомугосударю в реальной жизни.
«Еслиже говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надосказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей,замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания»[6].
Макиавеллирассматривает «благодетели» и «пороки» людей в единстве, так как они исуществуют в жизни. Он прекрасно понимает, что трудно найти человека, аособенно государя, который обладал бы  всеми положительными качествами и ниодним отрицательным. Но ещё труднее, даже если бы такой идеальный человек илигосударь имелся, проявить все эти хорошие качества, поскольку условия жизниэтого не позволяют и не допускают.
Егореализм носит классовый характер. В нём выражается последовательностьтребований восходящего класса, революционность устремлений буржуазии.
Новыйгосударь Макиавелли – это не просто человек, обладающий теми или инымиобъективными или субъективными качествами и свойствами, не просто идеальныйобраз или прообраз, с которым должны соотноситься реально существующиегосудари. Это прежде всего самая бескомпромиссная, самая решительнаяальтернатива нового буржуазного строя общественному и государственномуфеодализму.
Хорошо иметь славу щедрогогосударя. Тем не менее, тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредитсамому себе.
Радитого, чтобы не обирать подданных, не беднеть, не вызывать презрения и не статьпоневоле алчным, государь должен пренебречь славой скупого правителя, ибоскупость – это один из тех пороков, которые позволяют ему править. Однакотратить можно либо своё, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, вовтором – как можно большая щедрость.
Государь,если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться собвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит большемилосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо отбеспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает всё население, тогдакак от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.
Макиавеллитут же предостерегает против проявления этого милосердия некстати. ЧезареБорджа слыл беспощадным, но его жестокость восстановила Романью, объединила её,вернула её к миру и верности, а флорентийский народ, чтобы избежать нареканий вжестокости, допустил разрушение Пистойи.
Макиавеллипрекрасно видел, что когда-то возвышенные человеческие отношения – любовь,дружба, преданность, величие, благородство души и так далее, теперь сталипродаваться и покупаться как любые другие вещи. Поэтому новый государь долженотдавать себе в этом отчет, и если уж что-то люди уважают, так это силу, силу,внушающую им страх.
Однакогосударь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, тохотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти.Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательствна имущество граждан и поданных и на их женщин.
Такимобразом, Макиавелли советует применять жёсткие меры только там, где этовызывается необходимостью. Только сила, которая вызывает уважение и страх, каквнешних, так и внутренних врагов, убережет государя и его страну от гибели. Ноэту силу надо применять с умом, с мудростью и человеколюбием, вовремя, безколебаний, с достаточным оправданием и явной причиной.
Приэтом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли открыто объявляетнеприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Всё остальноезависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только нато, что зависит от него самого, а не на то, что зависит от других.
Макиавелливовсе не проповедует аморализм, он  скорее констатирует аморализм существующегообщества, в особенности власть имущих: они встретили его политическую доктринув штыки, объявляя его учение аморальным только потому, что он вскрывал иобнажал аморальный характер их образа мысли и образа действий[7].
Каки в других случаях, Макиавелли не боится того, что его мнения будут резкоотличаться от общепринятых. Последовательно придерживаясь своей позицииполитического реализма, Макиавелли отбрасывает прочь бытовавшее в истории и вего время измышления относительно республик, княжеств и государей и стремитсяисследовать то, что существует на самом деле, в действительности, а не ввоображении того или другого человека.
Вотчто пишет Спиноза по поводу идей Макиавелли: «Что касается средств, какимидолжен пользоваться князь (Princeps), руководящий исключительно страстью к господству, чтобыупрочить и сохранить власть, то на них подробно останавливаетсяпроницательнейший Макиавелли; с какой, однако, целью он это сделал,представляется не совсем ясным. Но если эта цель была благой, как и следуетожидать от мудрого мужа, она заключалась, по-видимому, в том, чтобы показатьсколь неблагоразумно поступают многие, стремясь устранить тирана, в то времякак не могут быть устранены причины, вследствие которых князь превращается втирана, но, наоборот, тем более усиливается, чем большая причина страхапредставляется князю»[8].
Макиавеллипредупреждал, чтобы новый государь избегал таких дел, которые вызывали бы кнему ненависть и презрение. Презрение государи возбуждают непостоянством,легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надоостерегаться, напротив, в каждом действии проявлять великодушие, бесстрашие,основательность и твёрдость.
Государюстрашны две опасности: одна – изнутри, от подданных, другая – извне, отиноземных государей. Против опасности извне защищаются хорошим оружием ихорошими союзами, а дела внутри страны всегда будут устойчивы, если всёблагополучно извне, лишь бы не начались заговоры и не пошла бы из-за этогосмута.
Макиавелличётко выявлял различие классовых интересов: народ дорожил спокойствием, апотому любил мирных правителей, а солдаты, естественно, любили воинственного ижестокого государя. Те императоры, которые оказались неспособными держать вузде народ и солдат, всегда погибали. Иные вставали на сторону солдат. Шло этона пользу или нет, зависело от того, насколько император заставлял солдатуважать себя.
Макиавеллисчитает достижение определённого равновесия классовых сил одной из важнейшихзадач.
Макиавеллиотмечает, что римские императоры не только должны были бороться с честолюбиемзнатных и с дерзостью народа, как это было в других государствах, но им ещёприходилось выносить кровожадность и алчность солдат. В этом он усматриваетодну из причин гибели многих римских императоров.
«Добрымиделами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными, поэтомугосударь, как я уже говорил, не редко вынужден отступать от добра ради того,чтобы сохранить государство, ибо если та часть поддонных чьего расположения ищетгосударь, будь то народ, знать или войско развращены, то государю, чтобы ейугодить, приходится действовать соответственно, и в этом случае добрые деламогут ему навредить»[9].В любом случае Макиавелли советует новому государю следовать политике«свирепейшего льва и коварнейшей лисицы». Однако современные государи должныбольше угождать народу, поскольку нет постоянных войск, сросшихся с правительствоми с управлением провинциями. Важнее удовлетворить народ, чем солдат, потому чтонарод сильнее солдат.
Макиавеллиявно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполнепрактическое объяснение для государей – ибо недовольный, презирающий своеговождя народ – это более страшная угроза для любого правителя, нежели самыйсильный внешний враг.
Макиавеллинастойчиво убеждает, что сильное государство можно получить только неустаннозаботясь о благе народа. Именно в этом смысле Макиавелли понимает идеюдемократии, для него идеальным государственным устройством является то, котороеобеспечивает благо большинства.
Макиавеллинастойчиво призывает добиваться активного согласия народных масс на единственновозможный в то время вид демократии — абсолютную монархию, разрушающуюфеодальную и синьориальную анархию.
ДляМакиавелли важной общественной ценностью являлась свобода в широком пониманииэтого слова. Свобода важна и для государства в целом. Страна должна уметьсохранять свою независимость. Свобода необходима для любого общественного слоя.Беднейшие слои населения имеют неотъемлемое право защищаться от посягательствсо стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество.
Свободаважна и для отдельного гражданина – свобода совести, свобода выбора своейсудьбы, свобода от страха за свою жизнь, честь и состояние. Но сами по себе этидва понятия – свобода и абсолютная монархия – сочетаются довольно плохо. Ненаходя выхода из этого противоречия, Макиавелли заключил, что лучшей изтеоретически возможных форм правления является «смешанная», то есть та, гдеразличные слои и классы населения «следят» друг за другом, за соблюдениемзаконов и сохранением свобод.
«Именносмешение правления царей, оптиматов и народа сделало совершеннымгосударственное устройство Римской республики до времён Гракхов»[10].
Совершеннымидеалом является та форма правления, при которой один человек может получитьнеограниченную власть только тогда, когда остро требуются решительные инезамедлительные действия, в случае войны, например. В остальное же времярешения об управлении государством должны приниматься коллегиально, с участиемкак можно большего числа заинтересованных сторон.
Посуществу, Макиавелли излагает своеобразный кодекс поведения и действий новогогосударя, его так сказать, стратегию и тактику во внутренней и внешнейполитике.

2.  Заключение
Итак, мырассмотрели взгляды Никколо Макиавелли о государстве, политике, о военном деле,о религии, а также о взаимоотношениях государя и его подданных, народа.
Следуетотметить, что Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религиии сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами ипринципами, отличающимися от законов морали и религии.
Политика,согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимаетгосподствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направленана достижение определённой политической цели – формирование коллективной воли,с помощью которой можно создать могучее, единое государство.
ПроизведенияМакиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовойидеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требованиябуржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности иимущества, республика как наилучшее средство обеспечения «благ свободы»,осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других.

Списокиспользуемой литературы:
1.     БольшаяРоссийская юридическая энциклопедия. М., 2000, с. 810.
2.     Введениев философию: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002, с.623.
3.     ГончаровИ. А. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Под ред. Г.Муравьёвой, Р. Ходовского. СПб., 2002, с. 288.
4.     ДолговК. Н. Гуманизм, возрождение и политическая философия Николо Макиавелли. М.,1982, с. 598.  
5.     Историяполитических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2002, с.688.
6.     Историяполитических и правовых учений. Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1996,с. 816.
7.     Краткаяфилософская энциклопедия. М., 1994, с. 576.
8.     Макиавелли.Избранное / Под ред. И. Б. Бочкало. М., 1998, с. 520.
9.     МальцевВ. А. Основы политологии. Учебник для вузов. М., 1997, с. 480.
10.    Пугачев В. П. Введение вполитологию. М., 1996, с. 612.
11.    Пугачев В. П. Основыгосударства и права. М, 1998, с. 625.
12.   Спиноза Б. Избранные произведения, том2. М., 1957, с. 710.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.