Реферат по предмету "Государство и право"


Взыскания

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский институт правоведения»
Кафедра гражданскогоправа
и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
на тему: Взыскания
Студента III курса
гр. №1, юридическогофакультета
специальность
«Хозяйственное право»
(подпись)
 
Руководитель
(подпись)
 
(дата)
Барановичи

Содержание
 
Введение                                                                                                  3
1. Понятие и системаадминистративных взысканий                                     5
2. Виды административныхвзысканий                                                 9
3. Общие правиланаложения административных взысканий            13
4. Сроки давностиналожения административных взысканий            18
5. Наложение взысканий замножественность административных проступков
Заключение                                                                                                    24
Используемая литература                                                                   27

Введение
 
Административное право занимает особое место в системе права иотличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но инаибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования. Отсюдачрезвычайный и объективно неизбежный динамизм административного права, егоспособность реализовывать назревшие потребности государственного иобщественного развития в соответствии с насущными задачами реформированияполитической и социально-экономической жизни общества.
Трудно найти такую сферу жизни, где так или иначе мы не вступалибы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, садминистративным правом.
Исходя из общего понятия правового регулирования, можно сделатьвывод, что сущность административно-правового регулирования заключается вупорядочении и закреплении наиболее целесообразных общественных отношений всфере управления; охране урегулированных правом управленческих отношений;порождении и развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиямобъективных законов развития общества; вытеснении из сферы управленияобщественных отношений, не отвечающих современным условиям.
Посредством административно-правовых норм определяется правовойстатус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органовисполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормыадминистративного права определяют административно-правовой статус органовместного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, атакже административно-правовой статус служащих государственных инегосударственных объединений.
Административное законодательство содержит нормы, посредствомкоторых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений отвозможных нарушений.
На всех этапах развития законодательства административно-правовоерегулирование играло и играет важную роль в возникновении, развитии иформировании новых видов общественных отношений в сфере управления.
Принятые за последние годы нормативные правовые акты по переходу крыночным отношениям управления экономикой, социальной сферой и другими сферамижизнедеятельности содержат многочисленные нормы, направленные на развитие новыхуправленческих отношений. Гуманизация всех институтов государства и общества,перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека, которыерассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции Республики Беларусь),привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина.
На смену традиционному приоритету общественных государственныхинтересов над личными приходит приоритет личности, взаимной ответственностигосударства и гражданина. Новый подход базируется на признании и практическойреализации в первую очередь всего механизма административно-правовой защитыгражданина. В связи с этим возникает весьма актуальный и сложный вопрос осоотношении государственного управления и административного права. [6, с. 3-5]
В новых условиях жизни общества требуется существенное оперативноеобновление проблем и аспектов административного права.
Тема моей курсовой работы «Взыскания». Методом систематическогоисследования и анализа мне необходимо наиболее полно раскрыть данную тему.
Тема административных взысканий всегда будет актуальна, т. к. малокто знает из простых обывателей как и за что нас могут наказать заадминистративные правонарушения, кто имеет право выносить административныевзыскания и каковы последствия. Все эти вопросы я раскрою в своей курсовойработе.

1. Понятие и система административных взысканий
 
В теории права юридическая ответственность понимается какреализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение взыскания кправонарушителю. При этом наказание — общеправовая категория, присутствующая ив выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и влишении свободы, назначенном по приговору суда, и во взысканиигражданско-правовой неустойки.
Административное взыскание ~ мера ответственности за административноеправонарушение, один из видов карательных санкций.
Административные взыскания применяются в целях:
а) воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдениязаконов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 22КоАП).
Административные взыскания отличаются от иных мерадминистративного принуждения — мер пресечения и административно-предупредительныхмер — способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации,целями, фактическими основаниями, правовыми основаниями, правовымивоздействиями и процессуальными особенностями их применения.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо вморальном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.
Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременнои моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение правнарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав,исправительные работы и др.).
В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: отменее суровых к более суровым, т.е. закон содержит «лестницу наказаний». Эта«лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто ихприменяет. В частности, велико ее значение в том случае, когда нормы содержатальтернативные санкции.
В ст. 23 КоАП закреплены следующие виды административныхвзысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину(права управления транспортными средствами, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихсянепосредственно объектами административного правонарушения;
9) административное выдворение из пределов Республики Беларусьиностранных граждан и лиц без гражданства.
Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуютединую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка,воздействие на лиц, совершивших административные правонарушения, предупреждениесовершения иных нарушений.
Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том,что посредством административных взысканий государство заставляет нарушителяпретерпевать определенные ограничения его личных или имущественных правнезависимо от того, желает он этого или нет.
В применении данных санкций реализуются властные полномочиякомпетентных государственных органов, их должностных лиц. Вид и объемограничений, составляющих содержание административных взысканий, определяетсяполномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характерасовершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины иимущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающихответственность. [6, c. 281]
Административные взыскания являются карательными, «штрафными»санкциями. Как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. Засовершенный проступок (деликт) деликвент (правонарушитель) либо лишаетсякакого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензиии др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Кара ~ это «правовой урон», причиненный привлеченному к ответственности.Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения.Однако кара не является самоцелью, она — необходимое средство воспитания,предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые правонарушения состороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общаяпревенция).
Взыскания отличаются от иных средств административного принуждениятем, что обычно их применение создает для правонарушителей «состояниенаказанности», которое существует в течение установленного законом срока иявляется одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация,предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административныйарест, лишение специального права, исправительные работы). Период отбываниядлящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействияна правонарушителя.
Согласно действующему законодательству административные взысканияв качестве санкций устанавливаются законодательными актами Республики Беларусьи актами местных органов представительной и исполнительной власти.
К основным видам взысканий, которые устанавливаютсязаконодательными актами Республики Беларусь, относятся:
ü возмездноеизъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектомадминистративного правонарушения;
ü конфискацияпредмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектомадминистративного правонарушения;
ü лишениеспециального права, предоставленного данному гражданину (права управлениятранспортным средством, права охоты);
ü взысканиестоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектамиадминистративного правонарушения;
ü исправительныеработы;
ü административныйарест;
ü административноевыдворение за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица безгражданства.
Таким образом, под административным взысканием понимается мерагосударственного принуждения, применяемая полномочными органамигосударственного управления (исполнительной власти), их должностными лицами,судами (судьями) к лицам, виновным в совершении административного проступка, вцелях наказания, воспитания нарушителя, предупреждения совершения им новыхправонарушений. [6, c. 282-283]
2. Виды административных взысканий
 
Предупреждение представляет собой специально выраженную отрицательную оценкуповедения нарушителя со стороны государства. Оно применяется к лицам, впервыесовершившим малозначительные правонарушения.
Предупреждение считается только тогда взысканием, когда онокаким-либо способом зафиксировано. В большинстве случаев такое оформлениепроисходит путем издания соответствующего постановления органом,рассматривающим дело об административном правонарушении. В предусмотренныхзаконодательством случаях предупреждение оформляется иным способом (отметкой вталоне предупреждений к водительскому удостоверению).
Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, чтои все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметьзначение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующиепоследствия.
Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушениев случаях и пределах, установленных законодательством.
Штраф является наиболее распространенным взысканием,предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Этообъясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качествесредства воздействия на материальные интересы нарушителя.
Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последниегоды, достаточно подвижны.
Нормы административного права предусматривают штрафы в двух формахс указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точнымуказанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В большинствеслучаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафныесанкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжестиадминистративного проступка и личности правонарушителя.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф,налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышатьтрехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц — пятисоткратного размера минимальной заработной платы.
Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административныеправонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения, состоит в егопринудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммыбывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого имущества.
Например, у лиц, имеющих разрешение органов внутренних дел нахранение оружия, но нарушающих правила его хранения, это оружие может бытьвозмездно изъято в качестве дополнительной меры к штрафу (ст. 174, 176 КоАП)(нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевыхприпасов, уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьегооружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних деланнулировано разрешение на их хранение в связи с выбытием из охотничьихобществ).
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительномбезвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискованможет быть лишь соответствующий предмет, а не имущество, что отличает этуадминистративную меру от меры уголовного наказания.
За нарушение таможенных правил конфискация предметов производитсянезависимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившегоправонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет порешению суда.
В случае конфискации продуктов питания или других предметов,дальнейшая реализация которых невозможна, орган или должностное лицо,налагающее административное взыскание, имеет право принять решение о возвратеконфискованного правонарушителю со взысканием с него стоимости этих предметов(ст. 28 КоАП).
Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудийохоты не может применяться к лицам, для которых охота является основнымисточником существования.
Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащихконфискации, устанавливаются КоАП и другими законодательными актами.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, относится к числуосновных административных взысканий. В числе взысканий в КоАП называютсялишение специального права управления транспортными средствами и права охоты.Оно применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушениепорядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее15 дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Лишение права управления средствами транспорта не можетприменяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи синвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, • для которыхохота является основным источником существования. [7, c. 107]
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихсянепосредственными объектами административного правонарушения, состоит в принудительномизъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющейстоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимаетсярегулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях- свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определитьстоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяетсяна основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежныеединицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявленияадминистративного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбываниемих по месту постоянной работы лица, совершившего административноеправонарушение, и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства.Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народнымсудьей).
Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней, если иноене установлено законодательными актами Республики Беларусь. Исполнениерассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.
Административный арест устанавливается и применяется лишь висключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений насрок до 15 суток. Административный арест назначается районным (городским)народным судом (народным судьей).
Административный арест не может применяться к беременным женщинам,женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18-летнеговозраста, к инвалидам I и II группы.
Выдворение за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лицбез гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении черезгосударственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством,- самостоятельном неконтролируемом выезде выдворяемых из Беларуси. Этовзыскание может применяться только к иностранным лицам и лицам без гражданства.
 
3. Общие правила наложения административных взысканий
 
Материально-правовые нормы, устанавливающие правила — принципыналожения административных взысканий, а не процессуальные нормы, содержатся вглаве 4 КоАП.
В указанной главе КоАП закрепляются следующие общие правила(принципы) карательного воздействия:
•     законность;
•     целесообразность;
•     гуманизм;
•     своевременность, оперативность воздействия;
•     индивидуализация ответственности.
Есть достаточные основания для вывода о том, что названные общиеправила являются принципами применения любых карательных санкций.
Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности, которыйподразумевает противоправность как основание для привлечения к ответственности,правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица),принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленныхсанкцией той статьи, по которой квалифицированы действия, и т.д.
Взыскание за административное правонарушение налагается:во-первых, в точном соответствии с Кодексом Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях и другими законодательными актами обадминистративных правонарушениях; во-вторых, в пределах, установленныхконкретным нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенноеправонарушение.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лицаустановлен состав конкретного проступка, т.е. если нормой права предусмотренаответственность за деяние, а в противоправных действиях выявленыпредусмотренные правом признаки, нарушения, правонарушитель может бытьпривлечен к ответственности по соответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела,которые ему подведомственны. Он может наложить взыскание по той статье, покоторой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамкахпредоставленных ему полномочий.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях важноучитывать тот факт, что разные органы обладают разным объемом полномочий приприменении мер административной ответственности.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может бытьподвергнут штрафу, приговорен к исправительным работам и административномуаресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может толькооштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иноговзыскания, то должен направить дело судье.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежитответственности по законодательству, действующему во время и по местусовершения правонарушения.
С учетом принципа гуманизма права акты, смягчающие или отменяющиеответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Этоозначает, что их действие распространяется и на правонарушения, совершенные доиздания этих актов.
Если же в актах устанавливается административная ответственность,то такие акты обратной силы не имеют.
Важнейший принцип применения ответственности -целесообразность. Егоглавные проявления — индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодательобязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать какобстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства,характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. Взначительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих иотягчающих ответственность обстоятельств (ст. 33, 34 КоАП).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
ü чистосердечноераскаяние виновного;
ü предотвращениевиновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба илиустранение причиненного вреда;
ü совершениеправонарушения несовершеннолетним;
ü совершениеправонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечениитяжелых личных или семейных обстоятельств;
ü совершениеправонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте доодного года.
Этот перечень является открытым: законодательством могут бытьпредусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность заадминистративное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело обадминистративном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства,не указанные в законодательстве.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаны:
•     продолжение противоправного поведения, несмотря на требованиеуполномоченных на то лиц прекратить его;
•     повторное в течение года совершение однородногоправонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;совершение правонарушения лицом, ранее совершившим правонарушение;
•     вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
•     совершение правонарушения группой лиц;
•     совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия илипри других чрезвычайных обстоятельствах;
•     совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, взависимости от характера административного правонарушения может не признатьданное обстоятельство отягчающим.
Последовательное обеспечение целесообразности карательноговоздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими правоприменителювозможность или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерамивоздействия. [6, c. 290]
КоАП закрепляет несколько альтернатив административнойответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ отприменения карательных мер.
Альтернатива первая (ст. 21 КоАП): при малозначительностисовершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решатьдело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устнымзамечанием.
Альтернатива вторая (ст. 20 КоАП): лицо освобождается отответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда,общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характерасовершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразноприменить меру общественного воздействия.
Альтернатива третья (ст. 15 КоАП): передача материалов обадминистративных правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц,на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам(начальникам), для привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Альтернатива четвертая (ст. 13, 201 КоАП): материалы об административныхправонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссиюпо делам несовершеннолетних.
Две первые альтернативы основаны на дисциплинарных полномочияхправоприменителя, а две последние для него обязательны.
Кроме того, существует еще одно правило назначенияадминистративных взысканий. При совершении одним лицом двух или болееадминистративных правонарушений административное взыскание налагается за каждоеадминистративное правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений,дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностнымлицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за болеесерьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может бытьприсоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями обответственности за любое из совершенных правонарушений.
В рамках системы административные взыскания дифференцируются на основныеи дополнительные (возмезд-ное изъятие и конфискация предметов, а такжевзыскание стоимости товаров и транспортных средств), причем последние могут применятьсяв качестве как основных, так и дополнительных.
4. Сроки давности наложения административных взысканий
 
Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и отпоследовательности совершения принципа оперативности, своевременности еедействий. Одно из проявлений этого принципа — установление нормами права сроковсовершения действий субъектами административно-правовых отношений.
Важное положение о сроке давности наложения административноговзыскания содержится в ст. 37 КоАП. Речь идет о времени, в течение которогонарушитель может быть привлечен к административной ответственности. Поистечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатоеподлежит прекращению.
Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительныеотношения, в которых одна сторона обязана претерпеть меры принуждения, а другаясторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесенопостановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит вновый этап своего развития — этап ответственности. Однако если в течениедавности срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступкаутратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношениепрекратится, не достигнув этапа ответственности.
Для того чтобы юридически грамотно решать вопрос о сроке, нужноучитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленныйзаконом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинаетисчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчислениеили прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) висчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеютряд различий.
Статья 3 7 КоАП устанавливает, что административное взысканиеможет быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Пообщему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняетсядвум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день,следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днемокончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложениивзыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких изъятий втечение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.
Из этого общего правила ст. 37 КоАП предусматривает дваисключения: во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срокисчисляется со дня его обнаружения; во-вторых, в случае отказа в возбужденииуголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действияхвиновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено непозднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении илипрекращении уголовного дела.
Таким образом, в ст. 37 КоАП названы три варианта определенияначала течения срока давности: день совершения проступка, день обнаружения идень вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительныхработ — днями и месяцами, лишения специального права — днями, месяцами, годами.
В законодательстве определен срок погашения административноговзыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если втечение года со дня окончания исполнения взыскания не совершено новогоадминистративного правонарушения.
Законодательством предусмотрена также обязанность возместитьпричиненный ущерб.
В ст. 39 КоАП закреплено, что если в результате совершенияадминистративного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину,предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия,исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия поделам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания заадминистративное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещениивиновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещенииимущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решаетсяв порядке гражданского судопроизводства.
Наложение административного взыскания не освобождает лицо,совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, заневыполнение которой было наложено административное взыскание.
5. Наложение взысканий за множественность административныхпроступков
 
В настоящее время проблема множественности правонарушений сталавесьма актуальной. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушенийпричиняет обществу, как правило, больше вреда, чем совершение единичныхпроступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют обантиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальнойнаправленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках.В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений- явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушенияодного и того же лица отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральномотношении граждан.
Первым признаком является наличие нескольких самостоятельныхсоставов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, аколичество составов. Среди деяний, которые образуют множественность, могут бытьсоставы и преступлении, и проступков, а также и те и другие одновременно. Ноесли несколько проступков, каждый из которых образует самостоятельный состав,вместе представляют собою качественно иное явление — единое преступление и низа одно из них виновный еще не понес ответственности, то мы имеем дело с однимпреступлением, одним составом, а не с суммой проступков. В качестве примераможно назвать систематическое спаивание несовершеннолетнего: несколькоправонарушений образуют единое преступление.
Вторым признаком множественности правонарушений является единствоих субъекта. Все противоправные деяния в этих случаях совершаются одним лицом,которое одновременно пли разновременно выполняет несколько самостоятельныхсоставов правонарушений. Несколько самостоятельных составов только в том случаеобразуют множественность, если у них единый субъект.
Третий признак множественности состоит в том, что каждое изобразующих ее деяний сохраняет свою юридическую значимость на моментрассмотрения дела о нескольких правонарушениях или о последнем правонарушении.Иными словами, отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению виновногок ответственности за несколько правонарушений сразу пли за рецидив. Такимиобстоятельствами, например, являются:
1) истечение сроков давности;
2) акт амнистии, устраняющий применение наказания за совершениедеяния или снимающий судимость;
3) помилование;
4) отсутствие жалобы потерпевшего по уголовным деламчастного-обвинения;
5) досрочное снятие дисциплинарного взыскания.
Самый существенный критерий классификации множественностиадминистративных проступков — совершение нового правонарушения до или послепривлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственновыделяются совокупность и рецидив. Под первой понимается совершение одним лицомнескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшееместо ранее.
Следующий критерий классификации — характер поведения субъекта.Здесь мы выделяем идеальную и реальную совокупность административныхпроступков.
Идеальная совокупность — это одновременное выполнение однимдействием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальнаясовокупность представляет собой систему составов, выполненных разнымидействиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушенийвысвечивает еще одну характерную черту
данной системы — связь со сроками давности.
Реальная совокупность может быть совокупностью разнородныходнородных, тождественных антиобщественных действий Если в действияхправонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то онпривлекается к ответственности за каждое из них. Вопрос же о выборе мерывоздействия регулируется ст. 35 КоАП. А при рецидиве виновный наказывается лишьза новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, чтоон уже привлекалсяк ответственности за подобные противоправные действия. [8, c. 118]

Заключение
 
Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенныеадминистративные правонарушения. Они отличаются от иных мер административногопринуждения — мер пресечения и административно-предупредительных мер — способомобеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями,фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальнымиособенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершенииадминистративного проступка.
Административное взыскание применяется также в целях воспитаниялица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов,уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новыхправонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные взыскания по целям и основаниям применения,возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюсястабильностью.
В статье 23 КоАП РБ закреплены следующие административныевзыскания:
1. Предупреждение.
2. Штраф.
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения.
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения илинепосредственным объектом административного правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину(права управления транспортными средствами, права охоты).
5-1. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихсянепосредственными объектами административного правонарушения.
6. Исправительные работы.
7. Административный арест.
Законодательными актами Республики Беларусь может бытьпредусмотрено административное выдворение из пределов Республики Беларусьиностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административныхправонарушений, грубо нарушающих правопорядок.
Данная система административных взысканий характеризуется рядомособенностей:
1. Эта система является единственным законодательно установленнымперечнем административных взысканий.
2. Иные виды административных взысканий, кроме указанных выше,могут быть установлены только законодательными актами РБ.
3. Административные взыскания в рамках системы дифференцируются наосновные и дополнительные (возмездное изъятие и конфискация предметов, а такжевзыскание стоимости товаров и транспортных средств), причем последние могутприменяться в качестве как основных, так и дополнительных.
4. В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке:от менее суровых к более суровым. Это позволяет при наложении взысканий заадминистративное правонарушение в максимальной степени учитывать характерпроступка и личность нарушителя.
5. За одно административное правонарушение может быть наложеноосновное либо основное и дополнительное взыскания.
Таким образом, в рамках системной общности административныевзыскания не однородны, они отличаются друг от друга своими специфическимиособенностями. Будучи примененными, они могут затрагивать различные сферы прави интересов личности.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо вморальном (предупреждение), либо в материальном воздействии на правонарушителя(например, штраф).
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (предупреждение,штраф, конфискация) и длящимися, растянутыми во времени (административныйарест, исправительные работы, лишение прав).

Используемаялитература:
1. КонституцияРеспублики Беларусь с изм. и доп. Мн., Амалфея, 1999.
2. Кодекс обадминистративных правонарушениях. Мн., Амалфея, 2001.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25октября 1999 г. № 1653 «Об утверждении Положения о порядке депортациииностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // Собраниедекретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь.1999. № 30.
4. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994.№ 9. 1999. № 30.
5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №7, 5/5000; 2002. № 6, 5/9117.
6. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие. – Мн.:Амалфея, 2002.
7. Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное правоРеспублики Беларусь. – Могилев.: «Могилевская областная типография», 1999.
8. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь:Общая часть: Учеб пособие. – Мн.: 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.