Реферат по предмету "Государство и право"


Великая хартия вольностей 1215 г. и образование английского парламента

Содержание
Введение
1. Великая Хартия Вольностей 1215 г.: основные положения иисторическое значение
2. Образование английского парламента
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы контрольнойработы определяется историческим значением Великой хартии вольностей 1215 года.Так, Великая хартия вольностей (Magha Charta) — важный правовой памятник конституционной историиАнглии, который признается одним из основополагающих законов Великобритании.
Цель работы — рассмотретьВеликую хартию вольностей как первый конституционный акт, имеющий значение длясовременного английского конституционализма.
Хартия представляет большойинтерес и как историко-правовой документ. Она отражает борьбу социальныхгруппировок средневековой Англии в начале XIII века. Хартия формулирует рядважнейших юридических принципов судебно — административной системы английскогофеодального государства. С течением времени особое значение (хотя с инымсмыслом) приобретали ст.12 — о взыскании налогов, ст.39 — о презумпцииневиновности и другие.
Полный текст Великой хартиинасчитывает 63 статьи, расположенные без определенной системы. Однако всестатьи можно разделить на три основные группы:
1. Статьи, касающиесяматериальных интересов различных социальных групп населения (ст.1,2,9,13,15,18).2.Статьи, реформирующие государственный механизм английского королевства, такназываемые «конституционные» статьи (ст.12, 14,61).3. Статьи,устанавливающие принципы деятельности судебно-административного аппарата (ст.17,20, 21,39,40).
Великая хартия вольностей былаподтверждена королем Генрихом III в 1225г. и, окончательно, Эдуардом I в 1927г.Вместе с тем содержание Великой хартии уже в XIII в. подвергалось существеннымизменениям. Прежде всего, была исключена статья 61, ставившая короля под надзорбаронской олигархии.
1. Великая Хартия Вольностей 1215 г.: основныеположения и историческое значение
Реформы Генриха II и упорядоченная ими система управления и правосудиядостаточно быстро укоренились в Англии. Однако при нем и особенно при егопреемниках, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайниепроявления монархической власти, усиливаются административный и финансовыйпроизвол королевских чиновников, происходит ущемление прав церкви. Столкновениекороля с римским папой по поводу назначения кандидата на пост архиепископаКентерберийского привело к наложению на Англию интердикта (запрещения совершатьвсе богослужения и церковные обряды).
Действия администрации короляИоанна Безземельного были восприняты как выход за установленные обычаем ихартиями королей пределы вмешательства власти в «права и вольности» подданных,требующие восстановления и защиты. Движение за ограничение произволакоролевской администрации возглавляли, при участии церкви, непосредственные вассалыкороны — бароны, к которым присоединились рыцарство и масса фригольдеров,недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Широкаяоппозиция свободных сословий королю была особенностью политического конфликта1213-1215гг. и сопровождалась принятием документа, который приобрел большоеисторическое значение — Великой хартии вольностей 1215 г. Этот документ считаетсяв Англии первым конституционным актом. [1]
Большинство статей Хартиикасается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничитьпроизвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельнымивладениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа,взыскания долга и т.п. Так, ст.2 Хартии ставила определение суммы рельефа свассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего понаследству. Ленный опекун по ст.4 должен был получать в свою пользу умеренныедоходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступкакрупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедныхкоролевских лесах и реках (ст.44, 47, 48).
Интересы рыцарства в наиболееобщем виде были выражены в ст.16 и 60, где говорилось о несении за рыцарскийлен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиесявзаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с ихвассалами. Хартия учитывала и интересы нового, быстро растущего свободногосословия — горожан, включая торговую прослойку (купцов). Статья 13 подтверждалаза городами древние вольности и обычаи, ст.41 разрешала всем купцам свободное ибезопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Статья35 устанавливала единство мер и весов, важное для развития торговли[2].
Учитывая роль церкви в этом конфликте,король был вынужден в первой же статье Хартии подтвердить ее исконные свободы ипривилегии. Особое значение имела многочисленная группа статей, направленных наупорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Даннаягруппа статей (ст.18 — 20, 38-40, 45 и др.) подтверждает и закрепляетсложившиеся с XII в. судебно-административные иправовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и наместах[3].
Так, по ст.38 чиновникам нельзябыло привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и безсвидетелей, заслуживающих доверия. В ст.45 король обещал не назначать надолжности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страныи не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст.40взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Определенныеспоры вызывало содержание ст.21 о суде равных для графов и баронов и ст.34 озапрете применения одного из видов королевских приказов, однако считается, чтоони также имели «восстановительный характер» и не являются отходом отсложившихся к тому времени принципов правосудия.
Особую известность получила ст.39Хартии. Она гласила: «Ни один свободный человек не будет арестован илизаключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способомобездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законномуприговору равных его и по закону страны»[4].Таким образом, она запрещала арест-, заключение в тюрьму, лишение владения,объявление вне закона, изгнание или «обездоливание каким-либо образом»свободных людей иначе, как по законному приговору равных или по закону страны. ВXIV в. ст.39 Хартии неоднократно уточнялась иредактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всехсвободных.
В Хартии сделана попыткаустановить определенные политические механизмы, гарантии, которые могли бывоспрепятствовать ее нарушению в дальнейшем и возвращению к прежней политикекоролевской администрации. Иногда эти гарантии именуются «конституционнымистатьями» Хартии. В ст.61 предусматривается учреждение комитета из 25баронов с определенными контрольными функциями 'в отношении короля. С учетомссылок на необходимость действий баронов совместно с «общиной всей земли»можно сказать, что эта статья санкционировала как идею, так и осуществленнуюпопытку сопротивления центральной власти, посягнувшей на права и свободыподданных. Произвольное и бесконтрольное взимание королем «щитовых денег»и иных сборов привело к регламентации процедуры взимания денежных поборов,установленной в ст.12 и 14. В них предусматривалось создание «общегосовета» королевства, с согласия которого могли взиматься «щитовыеденьги» и феодальное вспомоществование, предусмотренное вассально-леннымобычаем. Соответственно определялся и состав этого «общего» совета,состоявшего пока только из непосредственных вассалов короля (ст.14). Характерно,что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществованияс Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый поборс городов — талью, король мог по-прежнему взимать единолично[5].
Судьба Хартии отчетливопродемонстрировала необратимость процесса усиления королевской власти в Англиии ее нежелание искать политические компромиссы. Через несколько месяцев послеокончания конфликта Иоанн Безземельный, помирившись с папой, отказался отсоблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216,1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числест.12, 14 и 61.
Из политических институтов,предусмотренных Хартией, более или менее утвердился Большой совет королевства,имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. Всередине XIII в. он часто именовался «парламентом».Однако такой «парламент» пока не мог считаться сословнымпредставительным учреждением.
Однако в историю Великая хартиявольностей вошла как первый конституционный акт, имеющий значение длясовременного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных исовещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу дляанглийского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи,гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности исправедливое правосудие.
 2. Образование английского парламента
Несмотря на возникновение вАнглии объективных предпосылок консолидации свободных сословий и перехода кновой форме феодального государства — монархии с сословным представительством,укрепившаяся королевская власть не только не проявляла готовности привлекатьпредставителей сословий к решению вопросов государственной жизни, но и постояннонарушала, по их мнению, границы своих королевских прерогатив. В 1258 г. наСовете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольствомшироких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короляпринять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передачавсей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительнымСоветом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен былсобираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Последовавшие затемв 1259г. Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелкимземлевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарстваоб участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. Требованиябаронов были расценены как попытка установления баронской олигархии[6].
В этих условиях часть баронов воглаве с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололасьот олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами всамостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников. Раскол встане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордскихпровизий. В ходе начавшейся в 1263 г. гражданской войны силам де Монфораудалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264г. де Монфор сталверховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии вгосударственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созывпервого в истории Англии сословно-представительного учреждения — парламента (1265г). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашеныпредставители от рыцарей и наиболее значительных городов[7].
В конце XIIIв. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса,политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целяхустановления политической и социальной стабильности. Следствием такогосоглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства.В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужилмоделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королемкрупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37графств (рыцари) и по два представителя от городов.
Создание парламента повлекло засобой изменение формы феодального государства, возникновение монархии ссословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламентеи вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенности какструктуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До серединыXIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделилисьна две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе спредставителями городов в одной палате (палата общин) и отделились открупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Английскоедуховенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшеедуховенство заседало вместе с баронами, а низшее — в палате общин. Первоначальнопри выборах в парламент не существовало избирательного ценза. Статут 1430г. установил,что в собраниях графств, избиравших представителей в парламент, могутучаствовать фригольдеры, получавшие не менее 40 шиллингов годового дохода.
Первое время возможностипарламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Егофункции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подачеколлективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард Iподтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут онеразрешенности налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями ипоборами не будет иметь места без общего согласия духовенства и светскихмагнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статутесодержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранеесуществовавших сборов.
Постепенно парламент средневековойАнглии приобрел три важных полномочия: право законодательной инициативы иучастия совместно с королем в издании законов, право решать вопросы о сборах снаселения в пользу королевской казны и право осуществлять определенный контрольнад высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качествеособого судебного органа[8].
Право законодательной инициативыпарламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петицийкоролю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов илиоб издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее.Однако в течение XIV в. было установлено, что ни одинзакон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должныоблекаться в форму законопроектов, которые получили название биллей. Такоформилось понятие закона (статута) как акта парламента, исходящего от короля,палаты лордов и палаты общин[9].
В течение XIVв. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут1340 г. провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласияпарламента прямых налогов, а статуты 1362 и 1371 гг. распространили этоположение на косвенные налоги. В XV в. парламент сталуказывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над ихрасходованием.
Стремясь оказывать большеевлияние на государственное управление, которое являлось бесспорной прерогативойкороны, парламент с конца XIV в.постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общинперед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иногокоролевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламентапрямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавалсяспециальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билль обопале».
Английский парламент, в отличиеот французских и германских сословных ассамблей, был единственным общенациональныморганом, не имевшим региональных аналогов. Его полномочия и регулярная деятельность,превращение его в постоянный элемент системы управления способствовали не ослаблению,а укреплению прерогатив и легитимных основ королевской власти. Не случайносложившаяся конституционная доктрина рассматривала корону как составную частьпарламента (король и две палаты). На протяжении XIII в.происходит также развитие нового исполнительного органа — Королевского совета. Онстал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в рукахкоторой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В этугруппу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королюминистериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейшихвассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.
Заключение
Таким образом, Великая хартиявольностей 1215года — важный первый конституционный акт, имеющий значение длясовременного английского конституционализма. Большинство статей регулировалисеньориальные права короля и вассальные обязанности баронов. Хартия фиксировалаопеку короля над его несовершеннолетними вассалами. Регламентировался порядокленной опеки: опекун должен был сохранять владение и получать с него доходы.
Определялась подсудность баронов:они выходили из-под юрисдикции королевских судов, их могли судить только равныеим по званию — пэры. Споры о землевладении подлежали рассмотрению сеньориальныхсудебных курий. Король обещал соблюдать свободу церковных выборов. Вассальныеотношения между баронами и рыцарями регулировались по аналогии собязательствами баронов по отношению к королю.
По существу документ сводился кзакреплению привилегий участников оппозиции — баронов, церкви, рыцарей,городского патрициата. Вместе с тем Хартия содержит статьи, провозглашавшиеполитическое ограничение королевской власти и защиту прав свободных граждан,позволяющие характеризовать этот документ как первый в конституционной историиАнглии.
Огромное значение для английскойправовой системы имели статьи, гарантировавшие защиту от административного исудебного произвола. Правосудие отделялось от личности короля: общие тяжбырассматривались судом в Вестминстере. Впредь королевские чиновники не моглипривлекать лицо к судебной ответственности только на основании устногозаявления и без свидетелей.
Великая хартия вольностей небыла реализована а практике в полной мере. Однако в историю она вошла какпервый конституционный акт, имеющий значение для современного английскогоконституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Советакоролевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однаконаибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населениюАнглии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.
Важнейшим итогом гражданскойвойны был созыв первого в истории Англии сословно — представительногоучреждения — Парламента (в январе 1265 года). Создание парламента повлекло засобой изменение формы феодального государства, возникновение монархии ссословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самомпарламенте и вне его, а также взаимоотношения с монархом определили особенностикак структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. Первоначальнофункции парламента сводились к определению размеров налогов и к подаче петицийна имя короля.
Однако, постепенно парламентсредневековой Англии приобрел три важных полномочия:
1) право законодательнойинициативы и участия совместно с королем в издании законов,
2) право решать вопросы о сборахс населения в пользу королевской казны и 3) право осуществлять определенныйконтроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях вкачестве особого судебного органа.
Практика взаимоотношенийкоролевской власти и парламента рождала конвенциональные нормы или соглашенияконституционного характера. Именно они послужили теоретическим обоснованием дляпоследующего ограничения королевской власти в годы Английской революции.
Таким образом, принятие Великойхартии вольностей и формирование английского парламента являются важнымиэтапами в развитии английского государства и права.
Список использованных источников и литературы
1.        Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов /В.Г. Графский. — М.: НОРМА, 2004. — 736 с.
2.        История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. И.В. Абдурахмановой.- 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «МарТ», 2009. — 348 с.
3.        История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2-х ч./ под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:НОРМА, 2006. — Ч.1. — 717 с.
4.        История государства и права зарубежных стран: учебник для студентоввузов / под ред. К.И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005.- 496 с.
5.        История средних веков: учебник для студентов вузов: в 2 т. / под ред. С.П.Карпова. — 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2003. — Т.1. — 640 с.
6.        Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней/ Р. Камерон; пер. с англ. Е.Н. Шевцовой. — М.: РОССПЭН, 2001. — 544 с.
7.        Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник длявузов / А.И. Косарев. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2002. — 464 с.
8.        Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. /О.А. Омельченко. — 3-е изд., испр. — М.: ТОН-Остожье, 2001. — Т.1. — 523 с.
9.        Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред.К.И.Батыра, Е.В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2005. — Т.2. — 520 с.
10.     Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: учебник / З.М. Черниловский.- М.: Проспект, 2002. — 591 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.