Содержание
Введение
Глава 1. Система вещных права наприродные ресурсы
§1. Вещные права на землю
§2. Вещные права на лес и нелеснуюрастительность
§3. Вещные права на недра и полезныеископаемые
§4. Вещные права на водные объекты
Глава 2. Отношения публичнойсобственности на природные ресурсы в РФ и их специфика
§1. Специфика права государственнойсобственности на природные ресурсы в РФ
§2. Особенности права собственностина природные ресурсы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
§3. Правовые проблемы реализацииправа публичной собственности на природные ресурсы
Заключение
Библиография
Введение
Природные ресурсы(естественные ресурсы) — элементы природы, часть всей совокупности природныхусловий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либомогут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил дляудовлетворения разнообразных потребностей общества и общественногопроизводства.
Обеспеченность страныприродными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развитиянационального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов,качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказываютнепосредственное влияние на экономический потенциал.
Рациональноеиспользование природных ресурсов является важной экологической задачей иотносится к числу острейших мировых проблем, требующих безотлагательного,фундаментального изучения и решения.
Экологические интересыобщества входят в сферу правового регулирования. Причины неэффективностиэкологического законодательства в Российской Федерации (далее – РФ) имеют вцелом объективный характер. К числу таких объективных причин можно отнести:
— отсутствие единойгосударственной правоприменительной политики;
— существующиепротиворечия в нормативных актах различных уровней;
— конфликт экологическихи экономических интересов общества и государства;
— трудность учета нафедеральном уровне особенностей различных регионов.
Думается, что именновещные права (в особенности право собственности) на природные ресурсы отражаютпубличные интересы государства. Субъекты этих прав имеют имущественный интересв использовании природных ресурсов. Материальным выражением этого интересаявляется доход, получаемый при их использовании. А получение дохода значительнооблегчается для собственника имущества, который не оплачивает свое«природопользование» и не несет риска изменения отношения со стороны иногоправообладателя.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод о том, что вещные права всех иных правообладателей являютсяпо своей сути производными от права собственности государства.
При этом для защитысобственных интересов государство законодательно закрепляет средства, которыепозволяют ему регулировать природоресурсные отношения, обеспечивая собственныеимущественные интересы и, как правило, неимущественные интересы своих граждан(например, в части обеспечения благоприятной окружающей среды).
При написании даннойработы был исследован ряд вопросов в трудах Корсуновой А.С., Боголюбова С.А., ГрузинаС.В., Козлова Д.В, Бугаева Д, В. и др.
Целью данной работыявляется комплексное системное исследование природы вещных прав на природныересурсы в РФ в общем и отношения публичной собственности на природные ресурсы вРФ – в частности, анализ норм гражданского и природоресурсного законодательства,регулирующего порядок осуществления вещных прав на природные ресурсы, выявлениесуществующих теоретических и практических правовых проблем для разработкиположений по совершенствованию действующего законодательства РФ.
Глава 1. Система вещныхправ на природные ресурсы
§1. Вещные права наземлю
Граждански кодексРоссийской Федерации (далее: ГК РФ) включил землю в число объектов гражданскихправ (ст.129, 130, 164)[1]. Однако это не решиловопросы в отношении установления и осуществления вещных прав на землю.
Проблема разграничения имаксимально возможного учета интересов охраны земли как природного ресурсаотмечалось и ранее. Например, еще в 1920-е годы И.Покровский писал, что «еслинаследственное оброчное владение более соответствует интересам крупногоземлевладельца, раздающего таким путем свои участки более мелким хозяевам, тоинститут «вотчинных выдач», наоборот, лучше гарантирует интересы этихпоследних… Вследствие же этого, если институт «вотчинных выдач» болеесвойственен отношениям между частными лицами, то институт оброчного владениянаиболее пригоден для эксплуатации государственных земель: идея землевладениякак некой «социальной функции» может найти себе в этой форме наилучшееосуществление»[2].
Государственнойсобственностью является имущество, находящееся в собственности РФ и еесубъектов (не переданное в собственность граждан, юридических лиц илимуниципальных образований).
В настоящее время вопросыразграничения государственной собственности на землю регулируются ФЗ от 25октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»[3].
В соответствии сназванным Законом распоряжение земельными участками осуществляется послегосударственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственнойрегистрации права собственности на земельные участки, государственнаясобственность на которые нее разграничена, не является препятствием дляосуществления распоряжения ими.
В соответствии со ст.30.1ФЗ от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним»[4] государственнаярегистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образованияна земельный участок при разграничении государственной собственности на землюосуществляется на основании заявления исполнительного органа государственнойвласти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручениюлица.
В заявлении указываетсяоснование возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципальногообразования на земельный участок.
Также вопрос оразграничении государственной собственности на землю регулируется ФЗ от 17апреля 2006 г. №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ «Овведении в действие Земельного кодекса РФ», ФЗ «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силуотдельных положений законодательных актов РФ»[5].
В соответствии с даннымактом в целях разграничения государственной собственности на землю кфедеральной собственности относятся:
— земельные участки,занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;
— земельные участки,предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам,а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям илинекоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственнойвласти;
— иные предусмотренныефедеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законамиземли.
Соответствующие категориивыделяют и по отношению к собственности субъектов РФ.
Муниципальнойсобственностью являются земельные участки, отнесенные к таковой в соответствиис федеральными законами, а также земельные участки, предназначенные дляорганизации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Земельные участки инаходящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственникамидругим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе и в аренду.
Владелец земельногоучастка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком,если иное не предусмотрено законом или договором.
Право постоянного(бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной илимуниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основаниирешения государственного или муниципального органа, уполномоченногопредоставлять земельные участки в такое пользование. Круг лиц, которым можетбыть предоставлен на данном праве участок, существенно ограничен Земельнымкодексом РФ. К их числу относятся только государственные и муниципальныеучреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной власти иместного самоуправления.
Земельный кодексзапрещает приобретение гражданами земельных участков на праве постоянного(бессрочного) пользования. Также не предусматривается право приобретениясобственного здания, сооружения и иного недвижимого имущества для постоянногопользования земельным участком в случаях, предусмотренных ст.271 ГК РФ.
Право постоянногобессрочного пользования земельным участком, предоставленное ранее (до введенияв действие Земельного кодекса РФ), сохраняется за гражданами и всемиюридическими лицами. При этом только граждане имеют право выкупитьпринадлежащий им земельный участок. Выкуп производится бесплатно только один раз.При этом уплачиваются сборы, предусмотренные законодательством о регистрациинедвижимого имущества.
Лицо, которому земельныйучасток предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользованиеэтим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актомо предоставлении участка в пользование, в частности, оно вправе, если иное непредусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которыхон предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий,сооружений и другого недвижимого имущества.
Право пожизненногонаследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной илимуниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и впорядке, которые предусмотрены земельным законодательством в соответствии сост. 265 ГК РФ. В настоящее время сохраняется только право пожизненногонаследуемого владения, приобретенное до введения ЗК РФ в действие.
Лицо, обладающее правомпожизненного наследуемого владения земельным участком, имеет право владения ипользования им, передаваемые по наследству. Если из условий пользованияземельным участком не вытекает иное, его владелец вправе возводить на немздания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на негоправо собственности.
Владелец земельногоучастка может передавать его другим лицам по наследству.
Собственник недвижимогоимущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а внеобходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставленияправа ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременениеземельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения,пользования и распоряжения этим земельным участком.
Сервитут устанавливаетсяпо соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственникомсоседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном длярегистрации прав на недвижимое имущество.
Сервитут может бытьвременным и постоянным, частным и публичным. В документах об установлениисервитута должны быть указаны его наименование, площадь сервитута, кадастровыйномер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала отношений,срок, на который установлен сервитут, плата за пользование сервитутом.Регистрация сервитута производится только после регистрации одного из вещныхправ на «доминирующий» и на «обремененный» земельные участки.
По требованиюсобственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может бытьпрекращен ввиду отпадания оснований, по которым он был установлен. В случаях,когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, врезультате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии сназначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращениясервитута.
§2. Вещные права налес и нелесную растительность
Вещные права на лес инелесную растительность традиционно имеют для России большую важность. Этосвязано, прежде всего, с большими площадями территории Российской Федерации,занятыми этими видами природных ресурсов. По данным, приведенным П. Павловым,на долю нашей страны приходится свыше 22% мировой лесопокрытой площади и 21%мирового запаса древесины. Размеры лесного фонда, который составляет 69% сушиРоссии, предопределяет социально-экономическое значение лесов[6].
Леса и нелеснаярастительность являются объектом гражданских правоотношений, т.е. тем, поповоду чего возникают гражданские правоотношения.
С точки зрениягражданского законодательства леса и нелесная растительность не являютсянедвижимым имуществом (ст.130 ГК РФ). Однако, поскольку Лесной кодек РФ (далее– ЛК РФ) называет лесные участки земельными участками, следует полагать, чтолесные участки являются объектами недвижимого имущества[7].Следует также заметить, что предыдущая редакция ГК РФ относила такой объект,как «леса» к недвижимому имуществу. Думается, что исключение данного объекта изперечня недвижимого имущества является оправданным, так как «леса, равно как имноголетние насаждения, в силу своих естественных свойств не являются объектаминедвижимости. Таковыми являются земельные участки, на которых они находятся»[8].
Такжезаконодатель не дает четкого понятия леса. В соответствии с ЛК РФ лес следуетпонимать как экологическую систему или природный ресурс. Таким образом, исходяиз положений статей ЛК РФ, можно заключить, что законодатель разделяет понятия«лес» и «лесной участок». При этом о вещных правах можно говорить только вотношении категории «лесной участок». В отношении категории «леса» ЛК РФговорит только об использовании лесов. Таким образом, не представляетсявозможным говорить, например, о праве собственности на лес, так какзаконодательно определена лишь собственность на лесной участок.
Такженеразрешенным остается вопрос о так называемых многолетних насаждениях. Всоответствии с землеустроительными документами многолетними являютсяискусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые насаждения,способные давать урожай плодово-ягодной или технической продукции. В составтаких насаждений входят, прежде всего, сады, виноградники, плодовые питомники[9].
Исходяиз лесоустроительных и градостроительных норм, можно сделать вывод о том, чтомноголетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодноговозобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибелиили значительного повреждения.
Отнесениелесных участков и большинства нелесной растительности к недвижимости оправданотакже тем, что объекты недвижимости и сделки с ними подлежат обязательнойгосударственной регистрации.
Государственнаярегистрация недвижимости заключается во внесении соответствующих записей вединый государственный реестр в соответствии с ГК РФ и ФЗ о 21 июля 1997 года№122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок сним»[10].
Всевещи гражданское законодательство делит на группы, в зависимости от ихоборотоспособности. Среди объектов, ограниченных в обороте, гражданскоезаконодательство выделяет природные ресурсы. Как и другие объекты, они могутотчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому только в тоймере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и другихприродных ресурсах.
Всоответствии с нормами ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям,изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а такжебыть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельныеучастки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются вчастную собственность, за исключением случаев, установленных федеральнымзаконодательством.
Чтокасается нелесной растительности, то поскольку в отношении нее не установленоособое правило, она может переходить от одного лица к другому в порядке,предусмотренном гражданским и земельным законодательством. ГК РФ и ЗК РФ, всвою очередь, не устанавливают ограничений на порядок оборота нелеснойрастительности.
Всеизъятые из оборота объекты также должны быть прямо указаны в законе. Внастоящее время запретов в отношении оборота нелесной растительности неустановлено.
Такимобразом, нелесная растительность как особый вид имущества находится в свободномобороте.
Принятый22 января 1997 года ЛК РФ в некоторой степени разрешил вопросы разграничения собственности:лесной фонд и расположенные на землях обороны леса отнесены отнесены кфедеральной собственности, а формы собственности на леса, расположенные наземлях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Наземлях городов и других поселений могут произрастать городские леса и другаярастительность. В соответствии с лесным кодексом РФ лесное законодательстворегулирует отношения по поводу лесов, расположенных на землях иных (кромелесного фонда) категорий (ст.6).
Гражданскоезаконодательство отмечает, что собственником растительности становитсясобственник земельного участка, на котором она произрастает, если иное неустановлено законом. Поэтому можно сделать вывод о том, что право собственностина насаждения зависит от того, кому может принадлежать на праве собственностиземельный участок.
Определениесобственника насаждений в лесном законодательстве также зависит от собственниказемельного участка и от происхождения этой растительности.
Крометого, в соответствии со ст.214 ГК РФ к государственной собственности будетотноситься вся та нелесная растительность (как природный ресурс), которая непередана в собственность граждан и юридических лиц либо не является собственностьюмуниципальных образований. Однако в отношении нелесной растительности такаяситуация вряд ли возможна, прежде всего потому, что земли поселений относятся восновном к муниципальной собственности, а значит, и расположенные на нихнасаждения будут относиться к муниципальной собственности. Надо полагать, чтомуниципальная собственность станет основной формой собственности на нелеснуюрастительность в поселениях. Однако данный вывод можно сделать только наосновании аналогии закона, так как прямого указания закона на это нет.
Кромеправ собственника правами пользования в отношении нелесной растительности можетбыть наделен неограниченный круг лиц. По общему правилу, граждане имеют правосвободно пребывать на территориях, занятых лесами и нелесной растительностью,если иное не установлено законодательством. На этом же основании они имеютправо обращать в свою собственность общедоступные для сбора вещи, например,ягоды, грибы, находящиеся на указанных территориях. Для этой целиустанавливается лесной сервитут (ст.9 ЛК РФ).
Всоответствии со ст.11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребыватьв лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущихплодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесныхресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Приэтом Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которыерасположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природныхтерриторий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен всоответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может бытьограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасностив лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
Некоторыеразъяснения относительно данного права содержатся в определении Верховного СудаРФ от 8 октября 2008 года № 56-Г08-14. В данном определении говорится «опризнании противоречащей закону и недействующей с момента вступления в силунастоящего решения части 2 статьи 4 Закона Приморского края от 23 октября 2007года N 141-КЗ «Об использовании лесов в Приморском крае»»[11].
Названнойнормой фактически установлены предельные размеры (объемы) сбора пищевых лесныхресурсов, лекарственных растений и недревесных лесных ресурсов гражданами длясобственных нужд. Между тем, действующим федеральным законодательством непредусмотрено право органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации устанавливать размеры сбора лесных ресурсов гражданами длясобственных нужд. По мнению Верховного Суда РФ, установив предельные объемысбора гражданами пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и недревесныхлесных ресурсов для собственных нужд Закон Приморского края ограничил праваграждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах и осуществление заготовкии сбора лесных ресурсов для собственных нужд, предусмотренные статьей 11Лесного кодекса РФ.
§3.Вещные права на недра и полезные ископаемые
При рассмотрениивопроса возникновения права на недра следует обратиться к российскомудореволюционному праву[12].
Правона заключающиеся в недрах земли полезные ископаемые составляет лишь одно изпоследствий права собственности на землю, но не составную его часть. Ввидуэтого за собственником земли должно быть признано право на выделение из своейсобственности права на разработку ископаемых и на удержание этого права засобой с одновременным отчуждением остальных принадлежащих ему по правусобственности предметов, и в этом случае приобретаемое новым приобретателемправо собственности на землю должно быть признано ограниченным удержаннымправом на разработку ископаемых.
Помнению И.М. Тютрюмова недра земли – это ее существо; пользование ими – ихрасходование. Пользование землей без расходования ее существа – естьпользование ее поверхностью. При этом земельному собственнику принадлежат несами недра, а лишь право искать руду, и только это право он может передатьдругому.
Такимобразом, в дореволюционном законодательстве права на недра представляли собойтолько следствие права на землю.
В современномзаконодательстве точного определения недр не существует, однако в преамбулеЗакона РФ «О недрах» недра определяются как часть земной коры, расположеннойниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и днаводоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологическогоизучения и освоения[13].
Внастоящее время недра в границах территории Российской Федерации, включаяподземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросывладения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном веденииРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могутбыть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога илиотчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться илипереходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральнымизаконами.
Добытыеиз недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могутнаходиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектовРоссийской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Вопросо праве частной и муниципальной собственности на недра в настоящее время неставится специалистами как необходимый для разрешения. Однако в ряде работотмечается возможность участия частного собственника в отношенияхнедропользования.
Например,указывается, что государство хозяйствует малоэффективно по сравнению с частнымсобственником. Тем не менее, в сфере недропользования его участие должнооставаться ключевым в силу специфики этой отрасли. С одной стороны государствозаинтересовано в развитии минерально-сырьевой базы с использованием современныхтехнологий. Это предполагает привлечение достаточного объема инвестиций,обеспеченных при этом соответствующим инвестиционным климатом. С другойстороны, государство обязано максимально учесть публичные интересы врациональном использовании богатств недр и сохранить при этом благоприятнуюокружающую среду, общественную безопасность, обеспечить стабильное поступлениеналогов в бюджет. Решение столь комплексной задачи под силу лишь государству,только оно, продолжая оставаться собственником недр, способно сбалансироватьинтересы всех участников отношений недропользования в условиях рыночнойэкономики, которая ориентируется на гражданско-правовые механизмы защиты правсторон[14].
Всоответствии с Законом РФ «О недрах» в пользование недра предоставляются для:
— регионального геологического изучения, включающего региональныегеолого-геофизические работы, геологическую съемку, научно-исследовательские,палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическоеизучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений иисследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояниянедр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые безсущественного нарушения целостности недр;
— геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезныхископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недрдля строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых;
— разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых;
— образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное,культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные иучебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы,пещеры и другие подземные полости);
— сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционныхматериалов.
Приэтом пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещенов целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. А вслучаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей,нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде, пользование недрамина территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности,транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено.
Предоставлениенедр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виделицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербомРоссийской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения,являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основныеусловия пользования недрами. Допускается предоставление лицензий на нескольковидов пользования недрами.
Лицензияудостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработкиместорождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего исвязанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, несвязанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемыхгеологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и другихгеологических коллекционных материалов.
§4.Вещные права на водные объекты
Внастоящее время права на водные объекты определяются Водным кодексом РФ (далее– ВК РФ)[15]. Содержание правасобственности на водные объекты определяется гражданским и воднымзаконодательством. Современные специалисты считают, что понятие владениянеприменимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в нихвода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена[16].
Такжеособенностью водных объектов является их ограниченная оборотоспособность.Отчуждение водного объекта запрещено, кроме обособленных водных объектов(замкнутых водоемов).
Всоответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РоссийскойФедерации, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных вграницах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ,муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие объектынаходятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципальногообразования, физического или юридического лица, если иное не установленофедеральными законами.
Правособственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно спрекращением права собственности на соответствующий земельный участок, вграницах которого расположены такие водные объекты.
Указанныепруды и обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским иземельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектовбез отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данныеземельные участки разделу не подлежат, если в результате этого требуется разделпруда, обводненного карьера.
Естественноеизменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственностиРоссийской Федерации на этот водный объект.
Формысобственности на подземные водные объекты определяются законодательством онедрах.
«Какпредмет права собственности водные объекты состоят не только из водной массы.Они представляют собой единство поверхностных вод и сопряженной с ними земли(дна, берега) или же единство подземных вод и вмещающих их в себя горных пород.В первом случае речь идет о поверхностных водных объектах, а во втором – о подземныхводных объектах. Это юридическое понимание водного объекта не являетсяслучайным: оно производно от представлений естественной науки (гидрологии,экологии) и в целом оправданно»[17].
Глава3 ВК РФ устанавливает возможность пользования водными объектами на основаниидоговора водопользования или решения о предоставлении водного объекта впользование.
Договорводопользования подлежит государственной регистрации в государственном водномреестре. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование наосновании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договоруводопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеетпреимущественное перед другими лицами право на заключение договораводопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользованиябыл заключен по результатам аукциона.
«Подготовкадоговора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетомособенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима,ограничений и запретов, установленных в отношении использования водногообъекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации изаконодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схемкомплексного использования и охраны водных объектов и документовтерриториального планирования, представленных заявителем предложений поусловиям договора водопользования»[18] и в соответствии стребованиями Правил подготовки и заключения договора водопользования. Изменениеи расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии сгражданским законодательством.
Предоставлениеводного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование дляобеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется наосновании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаяхпредоставление водных объектов в пользование осуществляется на основаниирешений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или органовместного самоуправления.
Глава2. Отношения публичной собственности на природные ресурсы в РФ и их специфика
§1.Специфика права государственной собственности на природные ресурсы в РФ
Государственнаясобственность на природные ресурсы является доминирующей в структурезакрепленных законодательством форм собственности.
ГК РФустанавливает, что государственной собственностью в РФ является имущество,принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ –республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономнойобласти, автономным округам (п.1 ст.214). Земля и другие природные ресурсы, ненаходящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальныхобразований, являются государственной собственностью. В ст. 129 ГК РФ указано,что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одноголица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускаетсязаконами о земле и других природных ресурсах. Это означает, чтосоответствующими законами в области природопользования те или иные видыприродных ресурсов или их части могут быть выведены из гражданского оборота илиограничены в нем, могут быть введены ограничения в реализации этого правасобственниками.
Правособственности определяется через триаду, закрепленную в ст. 209 ГК РФ:правомочия владения, пользования и распоряжения.
Еслиотношения частной собственности достаточно четко вписываются в данную теорию,то в отношении государственной собственности существуют мнения, что правогосударственной собственности имеет свои специфические правомочия. Так. С.А.Зинченко полагает, что право государственной собственности составляет «одноисходное правомочие – управление, и невозможно использовать триаду правомочий».Он утверждает, что категории владения, пользования и распоряжения не отражаютприроду государственной собственности, так как они являются отношениямиобособления (внешние отношения), в то время, как природу государственнойсобственности составляют отношения управления (внутренние)[19].
Наиболееобоснованным является мнение о том, что действующее законодательство связываетформу собственности исключительно с принадлежностью имущества различнымсубъектам с одинаковым объемом правомочий[20]. Содержание правагосударственной собственности не может отличаться от общего содержаниясобственности, закрепленного ст.209 ГК РФ. Как справедливо отмечено,«толкование формы собственности в смысле наличия различий в содержании правасобственности в рамках системы права содержит в себе очевидную опасностьрасстройства этой системы»[21].
Природныересурсы, в отличие от иных объектов собственности, имеют достаточноспецифические свойства, что не могло ни отразиться на формировании правасобственности на них.
Преимущественнымсобственником природных ресурсов является государство, так как в первую очередьприродные ресурсы – это основа жизни и деятельности народов России.
Сегоднячастная собственность на землю рассматривается законодателем как в определеннойстепени приоритетный вид права собственности. Граждане и юридические лица имеютправо на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.Земельные участки, находящиеся вы государственной или муниципальной собственности,могут быть переданы в частную собственность, за исключением тех участков,которые в соответствии с федеральным земельным законодательством не могутнаходиться в частной собственности (ст.15 ЗК РФ).
Какуже упоминалось выше, недра в соответствии с положениями Закона РФ «О недрах», включаяподземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Владение,пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территорииРоссийской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующихтерриториях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместноРоссийской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральныеорганы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственныепрограммы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевойбазы и рационального использования недр, по представлению федерального органауправления государственным фондом недр и под контролем органов представительнойвласти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
Всоответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию органом,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере недропользования, является Федеральное агентствопо недропользованию[22].
Волжскаямежрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в Арбитражный суд сзаявлением о признании недействительной лицензии на право пользования недрами,выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстангосударственному унитарному предприятию.
Врезультате рассмотрения дела суд постановил, что «согласно Положению оФедеральном агентстве по недропользованию, утвержденному ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, агентство являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказаниюгосударственных услуг и управлению государственным имуществом в сференедропользования. К его полномочиям отнесено и принятие решений об утвержденииитогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр вустановленном законодательством Российской Федерации порядке, а также выдача,оформление и регистрация лицензий на пользование недрами. Следовательно,Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, выдавпредприятию оспариваемую лицензию на право пользования недрами на месторождении«Южно-Биклянское», превысило свои полномочия»[23].
Водныйкодекс РФ предусматривает, что водные объекты находятся в государственнойсобственности, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.2). Пруд,обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащегона праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальномуобразованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно всобственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования,физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральнымизаконами.
«Земельныеучастки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являютсясобственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся натерриториях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельныеучастки отнесены федеральными законами к федеральной собственности»[24].
Находящиесяв государственной собственности водные объекты относятся к объектам общегопользования: любой гражданин вправе бесплатно пользоваться ими для личных ибытовых нужд, передвижения, пребывания, любительского и спортивного рыболовстваи причаливания плавучих средств.
Всоответствии с ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995г. №52-ФЗ[25],животный мир в пределах территории Российской Федерации являетсягосударственной собственностью. Российская Федерация обладает сувереннымиправами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира впорядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а такженормами международного права.
Приэтом объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке,могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формахсобственности.
Помнению Д.В. Бугаева, сомнительно наличие у государства в полной мере правомочийсобственника – прав владения, пользования и распоряжения в связи сопределенными особенностями данного объекта[26]. Эта проблема будетболее подробно раскрыта ниже.
Можносказать, что в основном на природные ресурсы превалирует государственнаясобственность. Юридически и по содержанию право государственной собственностине отличается от права собственности других субъектов. Конституция РФ и ГК РФпрямо устанавливают, что права всех собственников защищаются равным образом ине установлен приоритет государственной собственности.
§2.Особенности права собственности на природные ресурсы РФ, субъектов РФ имуниципальных образований
Проблемаразграничения государственной собственности на природные ресурсы широкообсуждается в юридической литературе.
КонституцияРФ определила перечень исключительных полномочий и предметов ведения РоссийскойФедерации, вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Всфере природопользования к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены:
— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другимиприродными ресурсами;
— разграничение государственной собственности;
— природопользование: охрана окружающей среды и обеспечение экологическойбезопасности;
— земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охранеокружающей среды.
Такжепроблема разграничения публичной собственности на природные ресурсы во многомкоренится в несовершенстве ч.1 ст.9 Конституции РФ, которая устанавливает, что«земля и другие природные ресурсы используются в Российской Федерации какоснова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующейтерритории». Зачастую трактовка и толкование указанной нормы происходит внеучета положений п. «в» ч.1 ст.72 Конституции РФ, закрепляющего механизмсовместного ведения Российской Федерацией и ее субъектами вопросами владения,пользования и распоряжения природными ресурсами. Неправильная трактовка ч.1ст.9 Конституции РФ приводит к заблуждению, что природные ресурсы должнынаходиться в собственности субъектов РФ, на территории которых находятся. Вотсутствие четкого правового регулирования разграничения публичнойсобственности на природные ресурсы, субъекты РФ пытались самостоятельноликвидировать пробел в законодательном регулировании вопроса посредствомзакрепления в конституциях и уставах исключительной собственности данногосубъекта на природные ресурсы, находящиеся на его территории. Сложившийсязаконодательный и политический кризис был призван решать Конституционный суд РФ(далее – КС РФ), который своим определением[27] признал, что положенияконституций указанных республик об отнесении к ведению республик вопросов,относящихся к совместному ведению, нарушает установленные Конституцией РФразграничения предметов и полномочий между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Показателентакже следующий пример. Верховный суд РФ, рассмотрев кассационные жалобыЗаконодательного Собрания Ленинградской области и Ленинградского областногокомитета по управлению государственным имуществом на решение Ленинградскогообластного суда о признании недействующим отдельных положений областного Закона«29-оз от 31.05.2004г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения натерритории Ленинградской области»[28], оставил иски безудовлетворения. Верховный суд указал, что оспариваемые нормы противоречат федеральномузаконодательству (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,ст.432 ГК РФ, ст.37 ЗК РФ).
Данныенормы закона наделяли орган исполнительной власти Ленинградской области правомустанавливать случаи, когда муниципальный образования приобретаютпреимущественное право покупки земельного участка, возлагали обязанностьнаправлять извещения о намерении продать земельный участок в правительствоЛенинградской области и в администрацию муниципального образования, натерритории которого расположен этот земельный участок. Данный закон вводилтакже дополнительное правило для оборота земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения в виде возврата извещения продавцу приопределенных условиях, что могло оказать влияние на длительность процедурыоборота земельных участков. Согласно же п.5 ст.1 ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения»[29]субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные акты, содержащиедополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения.
Компетенциягосударственных и муниципальных органов в сфере оборота земли определяется взависимости от принадлежности земель. Земельными участками, находящимися вфедеральной собственности, распоряжаются федеральные государственные органы;землями субъектов – уполномоченные органы субъектов РФ; муниципальными землями– муниципальные органы (ст.ст. 9-11, 29 ЗК РФ).
Владение,пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территорииРоссийской осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектамиРоссийской Федерации.
Помнению А.С. Корсуновой, «основным моментом в разграничении права собственностидолжно оставаться исключительное право государства на недра. В собственностьсубъектов РФ могут быть переданы только общераспространенные месторождениянедр. Система недропользования должна базироваться на укреплении системысовместного управления недрами. При этом недра должны остаться в исключительнойсобственности Рф, а полномочия по управлению государственной собственностьюдолжны распределяться между центром и регионами»[30].
Леснойкодекс РФ устанавливает федеральную собственность на земли лесного фонда илесные участки из состава этих земель, но при этом полномочия по управлениюлесами переданы на уровень субъектов РФ и должны осуществляться за счетсубвенций из федерального бюджета.
Интересентакже вопрос о праве на такой объект, как атмосферный воздух. Как отмечает С.А.Боголюбов, на атмосферный воздух право собственности пока не объявлено, ноисходя из того, что государство устанавливает квоты и подписывает международныесоглашения о своих обязательствах по контролю и загрязнению воздуха, взыскиваетштрафы за превышение выбросов в атмосферу, устанавливает правила поведения вобласти охраны атмосферного воздуха, то оно становится «продавцом воздуха»[31].
Однаконельзя не отметить, что право собственности, как и другие вещные права,остается институтом, прежде всего, гражданского права, и в соответствии с егонормами установление права собственности возможно только на объекты, имеющиеиндивидуальные или родовые признаки, которые позволяют выделить эти объекты измассы других подобных объектов.
§3.Правовые проблемы реализации права публичной собственности на природные ресурсы
Земляи земельные ресурсы являются одним из важнейших природных объектов.
Согласност.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся всобственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Указаннаяформулировка провозглашает презумпцию государственной собственности, однакозаконодателем не указано, в какой именно государственной собственности –федеральной или собственности субъектов РФ может находиться тот или инойземельный объект, что, в свою очередь, не вносит ясности в регулированиеотношений государственной собственности.
В тоже время анализ положений п.1 и 2 ст.16 ЗК РФ выявляет их несоответствие другдругу. Так, п.1 указывает, что к государственной собственности относятся земли,не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальныхобразований, а п.2 закрепляет разграничение государственной собственности насобственность федеральную, субъектов федерации и муниципальных образований, темсамым включая муниципальную собственность в состав государственной.
Такжесуществует проблема определения исчерпывающего перечня правомочийгосударства-собственника или единообразной трактовки классической триадыправомочий и их применения для государства.
ГК РФраскрывает содержание права государственной собственности на землю черезправомочия по владению, пользованию и распоряжению (ст.209,260 ГК РФ). Однаконормы ЗК РФ расширяют этот перечень Так, согласно ч.2 ст.9 ЗК РФ РоссийскаяФедерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками,находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).При этом правомочие управления относится к государству именно, как ксобственнику земли.
«Закреплениев ЗК РФ указанной формулировки может представляться неоправданным. Поскольку,если положения, указанные в ЗК РФ характеризуют весь объем правомочийгосударства-собственника, то они противоречат положениям Конституции РФ и ГКРФ, согласно которым собственнику принадлежат правомочия владения, пользованияи распоряжения»[32].
Нонеобходимо учитывать, что положения ЗК РФ являются специальными по отношению кобщим положениям ГК РФ, и могут дополнять их.
Исходяиз сущности воды как природного объекта и ее физических свойств (нахождение внепрерывном движении), ее невозможно обособить и, как следствие, отнести кнедвижимому имуществу в качестве объекта гражданского права. Поэтому преобладаниев правовом регулировании отношений в сфере водопользования гражданско-правовыхнорм, закрепленных в положениях ВК РФ, вызывает настороженность.
Раскрываясодержание права публичной собственности на объекты животного мира, необходимоотметить, что особенность, влияющую на характер рассматриваемогоправоотношения.
Еслирассматривать правомочия государства-собственника объектов животного мира черезтриаду правомочий собственника, то специфической особенностью животного мираявляется миграция. В связи с этим некоторыми учеными высказывается точказрения, что на объекты животного мира невозможно установление правового режимасобственности, поскольку невозможно полноценно осуществлять правомочиясобственника. Поэтому следует отказаться от правовой конструкции правасобственности на объекты животного мира и использовать такие категории, как«национальное богатство», «всеобщее достояние» и т.д.[33]
Заключение
Поскольку тема «Вещныеправа на природные ресурсы в РФ» достаточно объемна, в данной курсовой работерассмотрены лишь важнейшие ее аспекты.
Средивещных прав выделяется, прежде всего, право собственности независимо от егоформ и видов. Тем более одной из тенденций развития современногоприродоресурсного законодательства является расширение круга возможных собственниковприродных ресурсов. Однако все же государственная собственность на природныересурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством формсобственности.
Этообуславливается также и учетом места человека в природе, особой роли природныхресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранениеблагоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений.Поэтому предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающейсреды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. Иименно государство способно максимально учесть публичные интересы врациональном использовании природных ресурсов, сохраняя при этом некий балансмежду экологическими и экономическими интересами.
В даннойработе особое внимание уделялось вещным правам на такие природные ресурсы, какземля, лес, воды и недра.
Критический анализнормативно-правовых актов, регулирующих возникновение, реализацию и прекращениевещных прав на природные ресурсы, обобщение теоретического материала по даннойтеме, анализ судебной практики позволяют выделить ряд проблем и причин,тормозящих развитие природопользования в РФ, препятствующихнормативно-правовому регулированию данного правового института:
1)Законодатель не дает четкого понятия леса. В соответствии с ЛК РФ лес следуетпонимать как экологическую систему или природный ресурс. Таким образом, исходяиз положений статей ЛК РФ, можно заключить, что законодатель разделяет понятия«лес» и «лесной участок». При этом о вещных правах можно говорить только вотношении категории «лесной участок». В отношении категории «леса» ЛК РФговорит только об использовании лесов. Таким образом, не представляетсявозможным говорить, например, о праве собственности на лес, так какзаконодательно определена лишь собственность на лесной участок. В данном случаенеобходима четкая и конкретная формулировка понятия «лес» и определениявзаимосвязи этого понятия с понятием «лесной участок».
2) Согласност.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся всобственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Указаннаяформулировка провозглашает презумпцию государственной собственности, однакозаконодателем не указано, в какой именно государственной собственности – федеральнойили собственности субъектов РФ может находиться тот или иной земельный объект,что, в свою очередь, не вносит ясности в регулирование отношенийгосударственной собственности.
3) Вто же время анализ положений п.1 и 2 ст.16 ЗК РФ выявляет их несоответствиедруг другу. Так, п.1 указывает, что к государственной собственности относятсяземли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц илимуниципальных образований, а п.2 закрепляет разграничение государственнойсобственности на собственность федеральную, субъектов федерации и муниципальныхобразований, тем самым включая муниципальную собственность в составгосударственной. Представляется, что в данном случае было бы правильнееиспользовать термин «публичная собственность», которая включает в себягосударственную (федеральная и региональная) и муниципальную собственность.
Взаключении хотелось бы отметить, что принятие решений на государственном уровнедолжно основываться на приоритетности публичных экологических интересов, атакже на комплексной оценке социальных, экономических и прочих последствийпланируемых действий.
Библиография
собственностьприродный вещное право
Нормативные правовые акты.
1.Конституция РФ: принята всенароднымголосованием 12.12.1993г.// Российская газета – 1993 – 25 декабря.
2.Гражданский кодекс РФ от30.11.1994г. №51-ФЗ (с измен. и допол.). Часть первая// Собраниезаконодательства РФ – 1994 – №32 – ст.3301
3.Гражданский кодекс РФ от26.01.1996г. №14-ФЗ (с измен. и допол.). Часть вторая// Собраниезаконодательства РФ – 1996 – №5 – ст.410
4. Земельный кодекс РФ от25.10.2001г. №136-ФЗ (с измен. и дополн.)// Собрание законодательства РФ – 2001–№44 – ст.4147
5. Водный кодекс РФ от 03,06,2006г. №74-ФЗ// Собрание законодательства РФ- 2006 — № 23, ст. 2381.
6.Лесной кодекс РФ от 04.12.2006№200-ФЗ// Собрание законодательства РФ – 2006 –№50 – ст.5278
7. ФЗ «О недрах» от 21.02.1992г.№2295-1// Собрание законодательства РФ – 2004 – №35 – ст.3607 (в ред. ФЗ от22.08.2004г. №122-ФЗ)
8. ФЗ «О животном мире» от24.04.1995г. №52-ФЗ// Собрание законодательства РФ – 1995 — № 17 – ст.1462.
9. ФЗ «О введении в действиеЗемельного кодекса РФ» от 25.10.2001г. №137-ФЗ (с измен. и допол.)// Собраниезаконодательства РФ – 2001 — №44 – ст.4148
10. ФЗ «О введении в действие Водногокодекса РФ» от 03.06.2006 г. №73-ФЗ// СЗ РФ. 2006. №23. ст.2380.
11.ФЗ «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122 (с измен. идопол)// Собрание законодательства РФ – 1997 – №30 – ст.3594
12. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения» от 24.07.2002г. №101-ФЗ (с измен. и допол.)// Собраниезаконодательства РФ – 2002 – №30 – ст.3018
13. ФЗ от 17 апреля 2006 г. №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ «О введении в действие Земельногокодекса РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество исделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательныхактов РФ»// СЗ РФ. 2006. №17(часть 1). Ст. 1782
14. Постановление Правительства от12.03.2008 г. «О подготовке и заключении договора водопользования»// СЗ РФ.2008. №11 (ч.1). ст. 1033.
15. Постановление Правительства РФ от12.06.2004г. №293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве понедропользованию»// СЗ РФ. 2004. №26. ст. 2669.
16. Определение КС РФ от 27.06.2000г.№92-о «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствияКонституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, РеспубликиБашкортастан, Республики Северная Осетия, Республики Ингушетия, Республики Комии республики Татарстан»// СЗ РФ. 2000. №29. ст.3117.
Судебная практика.
17. Постановление ВАС РФот 2.09.2008г. № 2597/08 по делу N А65-3114/2007-СА1-7// Правовая система«КонсультантПлюс».
18. ОпределениеВерховного Суда РФ от 8.10.2008 года №56-ГО8-14 «Об отмене решения Приморскогокраевого суда от 03.07.2008 и признании противоречащей закону и недействующейчасти 2 статьи 4 Закона Приморского края «Об использовании лесов вПриморском крае» от 26.09.2007 N 141-КЗ.»// Правовая система«КонсультантПлюс».
19. Определение Верховного суда РФ от20.07.2005г. по делу №33-Г05-9// Правовая система «КонсультантПлюс».
Учебная литература.
20. Анисимов А.П. Экологическое правоРоссии: учебник. М. «Юрайт». 2009.
21. Боголюбов С.А. Экологическоеправо: учебник. М. «Проспект». 2009.
22. Ерофеев Б.В. Экологическое правоРоссии: учебник. М. «Эксма». 2009.
23. Крассов О.И. Экологическое право:учебник. М. «Норма». 2008.
24. Научно-практический правовойпостатейный комментарий к Водному кодексу РФ (под ред. Боголюбова СюАю)//Правовая система «Гарант».
Научная литература.
25. Боголюбов С.А. Соотношениепубличноправовых и частноправовых средств в обеспечении экологических правграждан// Журнал российского права. 2005. №7.
26. Бугаев Д.В. Гражданско-правовоерегулирование использования объектов животного мира, отнесенного к объектамохоты.// дис. … канд. юр. наук. Волгоград. 2006.
27. Волков Г.А., Новикова Е.В. Какимбыть новому закону о недрах?// Законодательство и экономика. 2003. №11.
28. Горохов Д.Д. О правесобственности на объекты животногомира// Право собственности на природныересурсы и эффективность природопользования.: сборник докладов и выступлений нанаучно-практическо йконференции 13-14 апреля 2006г. М., 2006.
29. Грузин С.В…Конституционно-правовое регулирование отношений публичной собственности наприродные ресурсы// дис. … канд. юр. наук. СПб, 2007.
30. Зинченко С.А. Государственнаясобственность в СССР: проблемы правового регулирования. Ростов-на-Дону, 1986.
31. Козлов Д.В. Вещные и обязательственныеправа в системе прав на водные ресурсы.// дис…. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону.2007.
32. Корсунова А.С. Государственнаясобственность на землю, лес и воду: вопросы эффективного управления// Закон.2004. №3.
33. Нагаев Р.Т. Недвижимость: энциклопедическийсловарь. Казань, 2003.
34. Павлов П. НовыйЛесной кодекс России и рыночная экономика// Российская юстиция. 1999. №2.
35.Покровский И. Проблемасобственности// КонсультантПлюс. При поддержке издательства «Статут». Классикароссийской цивилистики. М., 2006.
36. Пискунова М.Г.,Киндеева Е.А. Недвижимость: права и сделки. – М.: «Юрайт», 2008.
37. Тютрюмов И.М. Законыгражданские с разъяснением Правительствующего Сената и комментариями русскихюристов// Правовая система «КонсультантПлюс». Классика русской цивилистики.2006.
38. Скловский К.И. Собственность вгражданском праве. М., 2000.
39. Фомина Л.П. Земельнаясобственность и государственная собственность на землю// Государство и право.1997. №8