Реферат по предмету "Государство и право"


Бюджетные правоотношения

Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений
1.1 Понятие и структура бюджетных правоотношений
1.2 Особенности бюджетныхправоотношений
2. Виды бюджетных правоотношений в Российской Федерации
2.1 Характеристика видов бюджетных правоотношений всоответствии с Бюджетным кодексом РФ
2.2 Бюджетные правоотношения как базовый критерий выделениябюджетно-правовой ответственности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельностигосударства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важнойролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономическихи социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым являетсяРоссия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственнойвласти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.
В сфере экономической деятельности государства в настоящеевремя нет актуальней проблемы, чем правовое регулирование отношений посозданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетныхсредств. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения ииспользования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают впроцессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходовмежду отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепленияправ РФ, её субъектов, м. с. у. в области бюджета, в процессе составления,рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления иутверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлениигосударственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношениярегламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупностибюджетное право и правоотношения.
Бюджетные правоотношения возникают в процессе формированиядоходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ игосударственных внебюджетных фондов; осуществления государственных имуниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципальногодолга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней иконтроль за исполнением.
К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то,что возникают они в связи с образованием, распределением и использованиемгосударственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории.А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированиеми использованием бюджета как основного финансового плана государства.
Субъекты данных правоотношений — это носители бюджетных прави обязанностей в области бюджета, а в узком смысле — субъекты бюджетного права,реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РоссийскаяФедерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местногосамоуправления и пр.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения,урегулированные нормами бюджетного законодательства.
Предмет исследования представляет собойзаконодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.
Целью данной работы является всесторонний анализ бюджетныхправоотношений. Достижение указанной цели обусловило постановку и решениеследующих задач:
рассмотреть понятие и структуру бюджетных правоотношений;
изучить особенности бюджетных правоотношений;
исследовать видовую характеристику бюджетных правонарушенийв Российской Федерации;
охарактеризовать бюджетные правоотношения как базовыйкритерий выделения бюджетно-правовой ответственности.
В работе применялись общие методы исследования — системныйподход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки.
Теоретической и методической основой послужиланормативно-правовая база в сфере бюджетной системы в Российской Федерации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двухглав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованнойлитературы.
1. Понятие, сущность и особенности бюджетныхправоотношений1.1 Понятие и структура бюджетных правоотношений
В силу важности бюджета в жизни страны отношения,обеспечивающие его осуществление и функционирование, регулируются правом.
Существует бюджетное право, которое в системе финансовогоправа всегда занимало центральное место. Особое место бюджетного права всистеме финансового права обусловлено, в конечном итоге, центральным местомбюджета в финансовой системе России, с которым взаимосвязаны все иные звеньяфинансовой системы.
В финансовом праве бюджетное право представляет такую группуправовых норм, на реализацию которой направлены и от реализации которой зависятнормы других финансово-правовых институтов. Например, правовые нормы,содержащиеся в НК РФ1 и регулирующиевзимание налогов и сборов, направлены, в конечном итоге, на реализацию нормбюджетного права, содержащихся в БК РФ и регулирующих зачислениегосударственных (муниципальных) доходов в бюджеты разных уровней бюджетнойсистемы РФ. В свою очередь, реализация норм бюджетного права через исполнениекомпетентными органами бюджетных законов (решений) обеспечивает реализациюбюджетными учреждениями, прочими субъектами финансового права норм,регулирующих государственные расходы. Таким образом, бюджетное правонепосредственно фокусирует на себе два основных института финансового права: институт(раздел) государственных и муниципальных доходов и институт государственных имуниципальных расходов. Не менее наглядна связь бюджетного права с другимифинансово-правовыми институтами: институтом государственного и муниципальногокредита, институтом государственных внебюджетных фондов и т.д.
В современных условиях финансовое право окончательносформировалось как подотрасль финансового права. Это стало возможным благодаряследующим причинам: во-первых, бюджетное право всегда регулировало оченьширокий круг общественных отношений; во-вторых, в современных условиях, в связис формированием в России принципиально новой модели бюджетного федерализма,отношения, составляющие предмет бюджетно-правового регулирования, заметноактуализировались; в-третьих, результатом развития бюджетно-правовых отношенийявилось принятие Бюджетного кодекса РФ — акта, унифицировано регулирующегобюджетные отношения.
Бюджетное право как подотрасль финансового права имеет свойпредмет регулирования. В науке финансового права утвердилось мнение, чтопредметом бюджетного права являются разнообразные отношения, возникающие всвязи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющихгосударственные и местные бюджеты. Однако такое определение бюджетного праваявляется слишком общим, недостаточно конкретным. Поэтому отношения,составляющие бюджетное право, нуждаются в уточнении. Для этого все отношения,составляющие предмет бюджетного права, разделяются на три группы:
1) отношения, возникающие по поводу бюджетного устройства;
2) отношения, возникающие в связи с установлением структурыдоходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетамиразных уровней бюджетной системы;
3) отношения по поводу бюджетного процесса1.
Таким образом, бюджетное право представляет собойсовокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетногоустройства РФ, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи сустановлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетамиразных уровней бюджетной системы РФ.
Каждая группа отношений, составляющих предмет бюджетного права,состоит из более конкретных отношений.
В группу отношений, возникающих по поводу бюджетногоустройства РФ, включаются в качестве основных отношения, возникающие междуразличными субъектами бюджетного права по поводу формирования бюджетной системыРФ, определения ее принципов, установления классификации доходов и расходовбюджетов и т.д.
В группу отношений, возникающих в связи с установлениемструктуры доходов и расходов, а также распределением их между бюджетами разныхуровней, включаются в качестве основных: а) отношения по поводу установления взаконодательстве общей системы доходов и расходов, закрепленной за бюджетамикаждого уровня бюджетной системы РФ, и механизмов передачи бюджетных средств; б)отношения по поводу установления в законодательстве и правовых актахпредставительных органов местного самоуправления конкретной системы доходов ирасходов, закрепленной на соответствующий финансовый год за бюджетами каждогоуровня бюджетной системы.
В группу отношений, возникающих по поводу бюджетного процесса,в качестве основных включаются отношения между различными субъектами бюджетногоправа по поводу: а) составления проектов бюджетов; б) рассмотрения иутверждения проектов бюджетов; в) исполнения бюджетов; г) подготовки иутверждения отчета об исполнении бюджета.
Составной частью всех вышеназванных отношений являютсябюджетно-контрольные отношения. Они имеют место на различных стадиях бюджетногопроцесса, возникают по поводу различных вопросов бюджетной деятельности, и ихучастниками являются самые различные органы, указанные в ст.265-272 БК РФ.
Прежде всего, отметим, что под бюджетно-правовымиотношениями понимают «урегулированные нормами бюджетного праваобщественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением ииспользованием средств государственных и местных бюджетов»1.
В литературе можно встретить также более широкое определениебюджетных правоотношений. Так, например, В.А. Фомин отмечает, что «бюджетныеправоотношения можно рассматривать как урегулированные нормами бюджетного праваобщественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прави обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания пообразованию, распределению и использованию централизованных государственных имуниципальных денежных фондов»1.
Отличительной чертой данного определения является то, что,согласно ему, в бюджетных правоотношениях происходит образование, распределениеи использование не только бюджетов, но и иных централизованных денежных фондов,в частности внебюджетных. Отметим, что кроме определения бюджетныхправоотношений, которое было приведено нами ранее («общественныеотношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием…бюджетов»), в научной литературе предлагается ввести более узкую трактовкуданных правоотношений и, соответственно, предмета бюджетного права ирассматривать вопросы формирования и использования внебюджетных фондов внеподотрасли бюджетного права2.
Специфика бюджетных правоотношений обусловлена тем, что, какуказывал Е.А. Ровинский, «особенности предмета и метода финансового праваобусловили специфику юридической природы финансовых правоотношений каквластно-имущественных отношений, в которых отношения власти неотделимы отимущественных»3.
В литературе и научных исследованиях выделяется ииспользуется понятие «бюджетная деятельность»4, которое не следует рассматривать каксиноним «бюджетных правоотношений». В качестве примера можноиспользовать определение бюджетной деятельности (но применительно к субъектамРФ), данное В.В. Маркеловым: «Бюджетная деятельность субъектов РоссийскойФедерации — это обусловленная федеративным устройством государства исамостоятельностью местного самоуправления, выраженная в правовой формедеятельность, заключающаяся в систематическом осуществлении уполномоченнымиорганами функций образования, распределения и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств субъектов Федерации в публичныхцелях, по материальному обеспечению собственных функций и задач, делегированныхполномочий федерального центра, финансирования совместных полномочий РоссийскойФедерации, а также регулирования бюджетной деятельности местного самоуправления»1.
Относительно этого определения бюджетной деятельностисделаем следующие замечания: категория «бюджетная деятельность» неявляется правовой, а в большей степени характеризует соответствующиеэкономические отношения и, соответственно, так же, как финансовая деятельность(более широкое понятие), относится к категориальному аппарату экономическойнауки; бюджетная деятельность охватывает более широкий круг экономическихотношений, чем бюджетные правоотношения, а именно формирование не толькобюджетов, но и внебюджетных фондов.
Основываясь на изложенных характеристиках бюджетнойдеятельности, можно сделать вывод о том, что эту категорию нельзя использоватьв качестве основы для определения понятия «бюджетные правоотношения».
Сказанное ранее о бюджетных правоотношениях требуетопределить, как соотносятся отношения по формированию, распределению ииспользованию бюджета (бюджетной деятельности) и отношения, возникающие врамках бюджетного процесса.
Можно предположить, что в определении предмета бюджетногоправа и бюджетных правоотношений используется экономическое содержаниесоответствующих отношений (формирование, распределение и использованиецентрализованного денежного фонда — бюджета), в то время как бюджетный процессявляется правовым оформлением этих экономических отношений.
Следовательно, основываясь на тезисах о том, что «правоне может быть лишь зеркалом общественных отношений в силу своего предназначениярегулировать их, оно имеет свои закономерности систематизации»1 и что право регулирует лишь частьэкономических отношений, можно сделать умозаключение о необходимостирассматривать бюджетный процесс как форму, т.е. внешнее проявление,экономических отношений по формированию, распределению и использованию бюджета,составляющих его содержание.
Бюджетные правоотношения — в РФ — отношения, возникающиемежду субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов,осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулированиягосударственного и муниципального долга;  — составления и рассмотрения проектовбюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетоввсех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением2.
Отношения, составляющие предмет бюджетного права,урегулированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего,это Конституция РФ, которая определяет основные начала деятельностигосударственных органов в бюджетной сфере и, таким образом, содержитконцентрированное нормативное выражение бюджетно-правовых начал3. В ч.3 ст.104 Конституции РФустановлена обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам обизменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам,предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; вп. «а» ст.106 — обязательность рассмотрения в Совете Федерациипринятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета;в п. «а» ч.1 ст.114 установлена обязанность Правительства РФразрабатывать и представлять Государственной Думе бюджет, а также отчет обисполнении федерального бюджета.
Специальным источником бюджетного права является Бюджетныйкодекс РФ, который принят 17 июля 1998 г. и вступил в силу с 1 января 2000 г. Онрегулирует всю систему отношений, составляющих бюджетное право.
Источниками бюджетного права являются федеральные законы изаконы субъектов РФ, которые регулируют бюджетные отношения в развитие БК РФ. Срединих: Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»,ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете, а также аналогичные законысубъектов РФ. Кроме того, источниками бюджетного права являются законысубъектов РФ, регулирующие общие вопросы бюджетного права. Например, во многихсубъектах РФ во исполнение БК РФ приняты законы, регулирующие бюджетный процессв этих субъектах РФ. Наконец, источниками бюджетного права являются нормативныеправовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующиебюджетные отношения.
В соответствии со ст.2 БК РФ вышеназванные нормативныеправовые акты не могут противоречить данному Кодексу. В случае возникновениятакого противоречия приоритет в регулировании бюджетных отношений отдается БКРФ.
Бюджетно-правовые нормы могут содержаться в указахПрезидента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в актах федеральных,региональных и местных органов исполнительной власти. Среди последних особозаметное место занимают приказы и инструкции Министерства финансов РФ.
Итак, в процессе образования и расходования бюджетныхсредств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления сфизическими и юридическими лицами складываются определенные финансовыеотношения, получившие название бюджетных правоотношений.1.2 Особенности бюджетных правоотношений
В силу того, что отношения, составляющие предмет бюджетногоправа, весьма разнообразны и урегулированы многообразными источниками права,они объединяются в различные правовые институты. Эти правовые институтызамкнуты в рамках бюджетного права как подотрасли финансового права. Во-первых,в современных условиях в бюджетном праве совершенно явно выделяется правовойинститут доходов и расходов различных звеньев бюджетной системы. Он объединяетнормы, регулирующие структуру доходов и расходов бюджетов, а также принципы имеханизм их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы. Во-вторых,бюджетное право содержит правовой институт бюджетного процесса. Он состоит изправовых норм, регулирующих отношения по поводу составления, рассмотрения иутверждения проектов бюджетов, исполнения бюджетов, а также подготовки,рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источникахправа, весьма разнообразны. Прежде всего, они подразделяются на материальные ипроцессуальные нормы. Материальные нормы закрепляют систему доходов и расходовбюджетов, компетенцию субъектов бюджетного права и т.д. Процессуальные нормыопределяют порядок и сроки прохождения бюджета в рамках бюджетного процесса и т.д.
В последние годы, в связи с активным развитием бюджетногоправа, появилась возможность выделять не только регулятивные, но иохранительные нормы бюджетного права. Основная часть бюджетно-правовых нормявляются регулятивными. Они регулируют позитивные общественные отношения вфинансовой сфере путем предоставления участникам определенных прав и возложенияна них обязанностей. К охранительным бюджетно-правовым нормам относятся те,которые предусматривают применение мер государственного принуждения зафинансовые правонарушения в бюджетной сфере. К их числу относятся нормы,закрепленные в ст.290 и 291 БК РФ и предусматривающие применение мерфинансового принуждения за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетныхсредств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление либонесвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетнымисредствами, предоставленными на возмездной основе. Наконец, в последние годы вбюджетном праве появились нормы-дефиниции и нормы-принципы. Они содержатся в ст.6,29-38 БК РФ.
Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках,реализуются субъектами бюджетного права. Субъекты бюджетного права — это те лица,которые обладают бюджетной правосубъектностью и могут благодаря этомуучаствовать в конкретных бюджетных правоотношениях.
Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:
1) общественно-территориальные образования, т.е. РоссийскаяФедерация, субъекты РФ и муниципальные образования;
2) органы государственной власти и местного самоуправления,а также ЦБ РФ;
3) бюджетные учреждения1.
Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектовбюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается вих компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектовявляются одновременно и их обязанностями.
В бюджетном праве доминирующими субъектами являютсяРоссийская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано стем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права,осуществляется, главным образом, за счет реализации суверенных правгосударства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, ксуверенным правам РФ в целом относятся право на собственный бюджет, право назачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно,развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утвержденияфедерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализациюбюджетной компетенции (правосубъектности) РФ и субъектов РФ.
Органы государственной власти и местного самоуправленияявляются самостоятельными субъектами бюджетного права, поскольку обладаютбюджетной компетенцией. К этой группе субъектов бюджетного права относятсяисполнительные органы власти, осуществляющие составление и исполнение бюджетов,составление отчетов об их исполнении, Счетная палата РФ, финансово-контрольныеорганы в субъектах РФ, Банк России и т.д.
Бюджетные учреждения являются субъектами бюджетного правалишь потому, что участвуют в сметном процессе, т.е. в процессе составления идоведения смет до вышестоящего распорядителя бюджетных средств (ст.221 БК РФ). Вконечном итоге, исполнение бюджета осуществляется с учетом этих смет (п.1 ст.226,ст.251 БК РФ) 1.
Субъекты бюджетного права, реализуя бюджетно-правовые нормы,вступают в бюджетные правоотношения: Последние могут быть определены какобщественные отношения, возникающие на основе норм бюджетного права.
Бюджетные правоотношения являются разновидностьюфинансово-правовых отношений, поэтому для них характерны все признаки последних.Вместе с тем, бюджетные правоотношения характеризуются некоторымиособенностями, обусловленными предметом бюджетного права.
Во-первых, круг субъектов бюджетных правоотношений всравнении с финансовыми правоотношениями в целом значительно уже. Субъектамибюджетных правоотношений являются лишь Российская Федерация, субъекты РФ,муниципальные образования, а также органы государственной власти, местногосамоуправления, Банк России и бюджетные учреждения. Физические лица,организации, в том числе юридические лица не являются субъектами бюджетныхправоотношений. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образованиякак субъекты бюджетных правоотношений выступают в лице представительных органоввласти. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении по поводурассмотрения и утверждения бюджета одной стороной правоотношения являетсяРоссийская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования в лицесоответствующих законодательных (представительных) органов власти, а другойстороной правоотношения — исполнительный орган власти, представивший бюджет нарассмотрение и утверждение в соответствующий представительный орган власти.
Во-вторых, только для бюджетных правоотношений в рядеслучаев характерен столь уникальный объект как закон о бюджете на текущий год,проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правовогоотношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проектсоответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношенияпо исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление),которым он утвержден.
В-третьих, в системе финансовых правоотношений только длябюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловленоцикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетногозакона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджетаограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на одинфинансовый год (ст.5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия новогозакона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь.
Таким образом, при более тщательном научном анализе могутбыть выявлены и многие другие особенности бюджетно-правовых отношений.
2. Виды бюджетных правоотношений в РоссийскойФедерации2.1 Характеристика видов бюджетных правоотношений всоответствии с Бюджетным кодексом РФ
Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределениянационального дохода, государство направляет средства в первую очередь в теотрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют наданном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государствоосуществляет перераспределение национального дохода. Важную роль при этомиграют органы государственной власти, наделенные специальными полномочиями. Всовременных условиях изучение функций органов государственной власти в процессебюджетной деятельности приобретает особую актуальность.
Являясь разновидностью финансовой деятельности, бюджетнаядеятельность несет в себе все сущностные характеристики первой, но имеет испецифические особенности, проявляющиеся в круге субъектов (участников) и ихбюджетной компетенции (правах), объекте воздействия, действии во времени,наличии определенных целей1 и вреализации государственной воли в бюджетной сфере.
Бюджетная деятельность осуществляется представительными иисполнительными органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органамиместного самоуправления, что обусловлено распределением функций, содержанием имасштабом аккумулирования, распределения и использования соответствующихбюджетных фондов. Важно обратить внимание, что в бюджетной деятельности рольорганов государства и органов местного самоуправления проявляется в качественосителей государственной власти.
Отношения, возникающие в бюджетной деятельности,разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системыРФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетовгосударства и местными бюджетами, закрепления прав Российской Федерации, еесубъектов, административно-территориальных единиц в области бюджета, в процессесоставления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессесоставления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственногои муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируютсянормами бюджетного права.
Следует отметить, что бюджетные правоотношения имеютхарактерную особенность, присущую не всем финансовым правоотношениям. Оназаключается в том, что любое бюджетное правоотношение не может длиться болееодного года и обычно прекращается в конце соответствующего года1. Это связано с тем, что каждый бюджетпринимается только на один год. Однако данное обстоятельство не исключает того,что бюджетные правоотношения носят, как правило, систематический, непрерывныйхарактер. Определяя состав субъектов бюджетных правоотношений, необходимо отличатьих от субъектов бюджетного права. К последним относятся все носители бюджетныхправ и обязанностей в сфере образования государственных и местных бюджетов, ихраспределения и использования.
Составом субъектов бюджетных правоотношений охватываются: РоссийскаяФедерация и ее государственные органы, субъекты Российской Федерации и ихорганы государственной власти, муниципальные образования и органы местногосамоуправления.
Среди иных субъектов бюджетных правоотношений могут бытьвыделены органы, обладающие бюджетными полномочиями, и участники бюджетногопроцесса.
Бюджетная деятельность государства всегда направлена надостижение определенного результата. В этом процессе деятельность участниковбюджетных правоотношений федерального уровня не может быть беспредметной; именночерез содержание объекта раскрываются бюджетная компетенция РоссийскойФедерации и бюджетная компетенция субъектов РФ, так как она (компетенция) устанавливаетсяпо поводу чего-то определенного, конкретного.
Объектом бюджетных правоотношений является то, на чтонаправлено поведение их участников. В данном случае это, прежде всего денежныесредства (материальное благо), которые аккумулируются в государственных иместных бюджетах, распределяются и используются1.
Федеративное устройство Российской Федерации являетсякритерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные игоризонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом,субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основесубординации. Вторые отражают связи между равноправными по юридическому статусутерриториями: субъектами РФ относительно друг друга или муниципальнымиобразованиями соответственно. В условиях федеративного государства вертикальныесвязи являются доминирующими.
Вертикальные бюджетные правоотношения, отличающиеся узкимкругом участников, а именно, в них вступают только Российская Федерация,субъекты РФ и муниципальные образования, принято называть межбюджетными. Следуетотметить, что межбюджетные отношения в структуре бюджетных отношений занимаютособое место.
По мнению Ю.В. Друговой, межбюджетные отношения на самомделе складываются не между органами государственной власти РоссийскойФедерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местногосамоуправления, а между самими публично-территориальными образованиями: федерацией,ее субъектами, муниципальными образованиями2.Эта позиция, на наш взгляд, представляется достаточно обоснованной, посколькумеханизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенныхвластными полномочиями и осуществляющих функции государства, в том числе всфере бюджетной деятельности. Действительно, органы власти трех уровнейвступают в правоотношения межбюджетного характера не от своего имени, а отимени тех публично-территориальных образований, которых они представляют.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями,входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органыгосударственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеетсобственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Крометого, следует отметить, что в правовом регулировании деятельности указанныхорганов в последнее время произошли существенные изменения.
Вместе с тем, анализируя правовое положение органовгосударственной власти, уполномоченных осуществлять определенные функции вбюджетной сфере, нельзя обойти вниманием участников бюджетного процесса,обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне, которыми всоответствии со ст.164 Бюджетного кодекса РФ являются: Президент РоссийскойФедерации, Государственная Дума Федерального Собрания, Совет ФедерацииФедерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ,Федеральное казначейство, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, БанкРоссии, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядителибюджетных средств.
Важно помнить, что полномочия органа государственной властив сфере бюджетных отношений есть права и обязанности органа государственнойвласти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иныхгосударственно-властных действий. Конституция РФ не использует термина «компетенция»,ограничиваясь употреблением понятия «ведение» (например,разграничивая предметы ведения по вертикали между федерацией и ее субъектами,ст.71-73) 1,перечислением полномочий соответствующего государственного органа (например,установление компетенции Совета Федерации, ст.102) либо отсылая к иномузаконодательству (например, относительно компетенции Счетной палаты, ч.4 ст.101).
Следует отметить, что совокупность полномочий органагосударственной власти по предметам ведения, установленным в соответствии сКонституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, и является егокомпетенцией.
Вместе с тем термин «бюджетные права» дляхарактеристики компетенции государства, его территориальных подразделений исоответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета следуетпонимать условно, поскольку в данном случае речь идет о правах особогосодержания: бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаяхсливаются с обязанностями в едином полномочии (например, право утверждатьбюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходови т.д.). Но существуют и «раздельные» их права и обязанности (например,право направлять субсидию или кредит в бюджет другого уровня, праводополнительных расходов на социальные мероприятия) 1.
Роль Президента РФ как особого участника бюджетныхправоотношений, бюджетного процесса трудно переоценить. Президент как главагосударства обеспечивает в области бюджетного регулирования согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти, ихдолжностных лиц в проведении единой денежно-кредитной политики. Кроме того, висключительные полномочия Президента РФ входит установление основ внутренней ивнешней политики РФ, в соответствии с которыми определяются направленияфинансовой политики.
Важно помнить, что большая часть бюджетных полномочийПрезидента РФ является нормотворческой. Президент издает различные указы ираспоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетныхгосударственных фондов, финансирования расходов федерального уровня, проведенияединой денежно-кредитной политики государства, организации расчетов,регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органовфинансово-кредитной системы и т.д.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997№ 2-ФКЗ (ред. от 03.11 2004)«О Правительстве Российской Федерации»1 на федеральный орган исполнительнойвласти возложены следующие бюджетные полномочия: обеспечивает проведение единойфинансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляетГосударственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляетГосударственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает иреализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004№ 329 (ред. от 01.12.2004)«О Министерстве финансов Российской Федерации»2 Минфин России является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферебюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности,государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценныхметаллов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможеннойстоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств дляфинансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведениялотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции,финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализациидоходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерацииосуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его веденииФедеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора,Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы пофинансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль заисполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов повопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможеннойстоимости товаров и транспортных средств.
В соответствии с БК РФ Минфин России обладает следующимибюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляетего в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетовгосударственных внебюджетных фондов; представляет по поручению Правительства РФсторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджетана возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; осуществляетметодологическое руководство в области составления проекта федерального бюджетаи исполнения федерального бюджета; устанавливает порядок ведения своднойбюджетной росписи федерального бюджета; составляет и ведет сводную бюджетнуюроспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство; представляетв Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главнымраспорядителям средств федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированногобюджета Российской Федерации; разрабатывает по поручению Правительства РФпрограмму государственных внутренних заимствований Российской Федерации,условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации,выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводитгосударственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценныхбумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг; осуществляет по поручениюПравительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатываетпо поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствованийРоссийской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитныхресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ напривлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядокпредоставления таких гарантий; осуществляет методологическое руководство побухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от ихорганизационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации; устанавливает Единый план счетов бюджетного учета иединую методологию бюджетного учета; устанавливает единую методологиюотчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; получаетот федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местногосамоуправления материалы, необходимые для составления проекта федеральногобюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; обеспечиваетпредоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденногоФедеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, впорядке, установленном Правительством РФ; предоставляет по поручениюПравительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантиисубъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимитасредств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальныхобразований; ведет Государственную долговую книгу РФ; учитывает представляемуюорганами, ведущими государственные долговые книги субъектов РФ, информацию одолговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговыхкнигах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований; осуществляетв порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгомРоссийской Федерации; организует исполнение федерального бюджета; устанавливаетпорядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей иполучателей средств федерального бюджета; представляет отчет об исполнениифедерального бюджета и отчет об исполнении консолидированного бюджетаРоссийской Федерации в Правительство РФ; принимает нормативные акты вустановленной сфере деятельности.
Кроме того, Минфин России выступает в бюджетном процессе нафедеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление иисполнение федерального бюджета.
Следует отметить, что Министр финансов РФ имеет правозапретить получателю средств федерального бюджета производить отдельныерасходы, за исключением расходов, осуществляемых им за счет средств, полученныхот предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем основаниями для применения указанного запретаявляется представление Счетной палаты РФ или Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетногозаконодательства Российской Федерации Особый интерес представляет, на нашвзгляд, правовой статус Федерального казначейства (Казначейства России).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004№ 703 «О Федеральном казначействе»1последнее является федеральным органом исполнительной власти (федеральнойслужбой), осуществляющим в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федеральногобюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операцийсо средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями иполучателями средств федерального бюджета.
Итак, Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько групп бюджетныхправоотношений.
В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетови внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственныхи муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципальногодолга.
Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводусоставления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, атакже исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.2.2 Бюджетные правоотношения как базовый критерийвыделения бюджетно-правовой ответственности
За последние десятилетия финансово-правовые отношения вРоссии наполнились новым содержанием, возникла потребность в переоценкеосновных методов регулирования финансовой деятельности, составляющей главноесодержание указанных отношений. Для обеспечения финансовой дисциплины (вособенности налоговой и бюджетной) в силу объективных причин законодатель былвынужден пересмотреть правовые нормы, связанные с юридической ответственностьюи правовым принуждением в целом. В связи с тем, что законное использованиебюджетных средств различными участниками соответствующих правоотношений имеетсущественное значение в государстве, возникает необходимость в разработкеположений об ответственности за нарушения, связанные с использованием указанныхсредств. Одним из видов правовой ответственности, направленной на охранубюджетных правоотношений, считается бюджетно-правовая ответственность.
Рассматривая бюджетные правоотношения применительно к ихсвязи с бюджетно-правовой ответственностью, подчеркнем, что границы, в которыхдолжно происходить оформление бюджетно-правовой ответственности, предопределеныбюджетно-правовыми отношениями, поскольку:
а) элементом правоотношения является субъект, субъектныйсостав правоотношений может формировать круг субъектов юридическойответственности;
б) в правоотношениях на субъектов возлагаются определенныеобязанности, нарушение которых может образовывать объективную сторонуправонарушения, а правонарушение, в свою очередь, является основанием дляюридической ответственности.
Следует учитывать, что рассмотрение тех или иныхправоотношений не может не касаться такой важной темы, как предмет отраслиправа. Вопросы о предмете финансового права и бюджетного права как егоподотрасли были освещены в учебной литературе и в отдельных научных публикациях1.
Общепринятой является точка зрения, согласно которойпредметом отрасли финансового права признаются общественные отношения,возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований попланомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежныхфондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач2.
Далее обозначим круг бюджетных правоотношений, которые определяютграницы бюджетно-правовой ответственности.
Правоотношения, возникающие в процессе (в рамках бюджетногопроцесса): составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы; утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществленияконтроля за исполнением бюджетов.
Некоторые из правоотношений, возникающих в связи сформированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы:
отношения, возникающие в связи с формированием доходов: отношенияпо использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности; отношения по продаже имущества, находящегося в государственнойили муниципальной собственности (при этом не должны затрагиватьсягражданско-правовые отношения);
отношения, возникающие в связи с осуществлением расходовбюджетов: отношения по предоставлению бюджетных кредитов; отношения попредоставлению субсидий, в том числе грантов физическим лицам (ст.78 БК РФ); побюджетному инвестированию (ст.79, 80); отношения по использованию резервныхфондов Президента РФ и Правительства РФ (ст.81, 82) и др.
В связи с осуществлением бюджетных расходов, требуетсячеткое разграничение бюджетных и гражданско-правовых отношений. Так, например,при заключении государственных или муниципальных контрактов на закупку товаров,работ, услуг и при формировании государственного или муниципального заказавозникают правоотношения:
между государством в лице государственных органов (илибюджетного учреждения) и юридическими лицами (продавцами) по заключениюсоответствующего договора (купля-продажа), эти отношения являются исключительногражданско-правовыми, и поэтому установление в них бюджетно-правовойответственности недопустимо;
между бюджетными учреждениями и органами власти по поводу: определениянеобходимости и условий заключения государственных или муниципальных контрактов;принятия решения о необходимости заключения соответствующих контрактов; веденияреестра закупок (ст.73 БК РФ).
При «узкой» трактовке бюджетно-правовой ответственностиданный вид юридической ответственности не должен затрагивать отношения,возникающие в связи с государственными и муниципальными заимствованиями,формированием и обслуживанием государственного и муниципального долга,поскольку, как было указано ранее, в научной литературе, государственный кредитрассматривается в качестве самостоятельного института финансового права. Вданном случае требуется установление специальной уголовной и финансово-правовойответственности.
Если «широко» трактовать бюджетные правоотношенияи бюджетно-правовую ответственность, то следует признать, что бюджетно-правовуюответственность можно устанавливать и в отношениях по формированию иобслуживанию государственного и муниципального долга, причем не затрагиваягражданско-правовых отношений, возникающих в связи со сделками с ценнымибумагами.
Таким образом, перечисленные бюджетные правоотношения вдальнейшем необходимо использовать для конкретизации субъектов соответствующихправоотношений и ответственности, так как эти положения оказываютнепосредственное влияние на границы и содержание бюджетно-правовойответственности.
Заключение
Итак, определение категории «бюджетные правоотношения»вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что к бюджетным правоотношениямотносятся три группы:
1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов иосуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлениягосударственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного имуниципального долга;
2) отношения, возникающие в процессе составления ирассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации, контроля их исполнения;
3) отношения по поводу установления правового статусаучастников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения кответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Исходя из положений ст.151 и 152 БК РФ можно выделить четырегруппы участников бюджетного процесса:
система органов, обладающих бюджетными полномочиями, вкоторую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования игосударственного (муниципального) финансового контроля;
иные органы, на которые законодательством РоссийскойФедерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
бюджетные учреждения, государственные и муниципальныеунитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции сосредствами бюджетов.
Установление правового статуса участников бюджетногопроцесса подразумевает закрепление полномочий, прав и обязанностей указанныхорганов и организаций. Однако детально БК РФ регламентирует полномочияучастников бюджетного процесса только федерального уровня. Полномочия жеучастников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и местногоуровня подлежат детальной регламентации в нормативных правовых актахсоответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В отношении порядка и условийпривлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства следуетотметить, что Кодекс устанавливает лишь правовые основы данной процедуры. Вчасти привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственностиподлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуальногокодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодексаРоссии, нормы иных законодательных актов федерального уровня.
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 3 статьи 2части первой ГК РФ, к бюджетным правоотношениям как к имущественным отношениям,основанным на административном или ином властном подчинении одной стороныдругой (в п.3 ст.2 ГК РФ указано, что речь идет о налоговых и других финансовыхи административных отношениях), гражданское законодательство не применяется,если иное не предусмотрено законодательством.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1.        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета — 1993. — № 237. — 25 дек.
2.        Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.11 2004)«ОПравительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. — № 51, ст.5712.
3.        Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст.28.
4.        Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации // Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1994, № 32, 2006, № 2, ст.171; № 3, ст.282.
5.        Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3824; 2006, № 6, ст.636.
6.        Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 01.12.2004)«ОМинистерстве финансов Российской Федерации // СЗ РФ. — 2004. — № 31, ст.3258.
7.        Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 „О Федеральномказначействе“ // СЗ РФ. — 2004. — № 49, ст.4908.
Учебная и научная литература:
8.        Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от историик современному состоянию // Финансовое право. — 2004. — № 3. С.3.
9.        Баранова С.В. Совершенствование налоговой системы в России. — М., 2005. — 128 с.
10.     Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулированияэкономики. — М., 2007. — 98 с.
11.     Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. — М.: Издательство:Эксмо, 2005. — 384 с.
12.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского.- М., 1999. — 135 с.
13.     Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права // Правоведение. — 1971.- № 3. С.126-130.
14.     Денис Ллойд. Идея права. — М., 2002. — 267 с.
15.     Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Автореф. дис.: канд.юр. наук. — М., 1999. С.10.
16.     Иловайский С.И. Учебник финансового права. — Одесса, 1904. — 234 с.
17.     Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.В. Бобковой.- М.: Проспект, 2005. — 547 с.
18.     Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г.№ 145-ФЗ. / Под ред.А.Н. Борисова — М.: Юстицинформ, 2006. — 678 с.
19.     Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. — М., 2002. — 234с.
20.     Кучеров И.И. Бюджетное право России; курс лекций. — М., 2002. — 98 с.
21.     Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов РоссийскойФедерации // Финансовое право. — 2004. — № 4. С.38-42.
22.     Маркелов Ф.В. Вопросы теории бюджетного права: бюджетные правоотношениякак базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности // Гражданин иправо. — 2006. — № 6. С.23-28.
23.     Мурзабеков М.Р. Бюджетная деятельность муниципальных образований вРоссийской Федерации. — М., 2003. С.14-17.
24.     Налоговое право России / Под ред. А.В. Демина. — М.: Экмос, 2006- 424 с.
25.     Налоговое право России / Под ред. И.Д. Еналеевой, Л.В. Сальниковой. — М.:Проспект, 2006 — 314 с.
26.     Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права. Автореф.дисс… канд. юрид. наук. — М., 2004. С.12.
27.     Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовоеправо. — 2004. — № 1. С.33.
28.     Разгильдиева М.Б. Основные тенденции реформирования бюджетных отношенийи проблемы ответственности // Финансовое право. — 2005. — № 7. С.23-24.
29.     Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советскоегосударство и право. — 1940. — № 3. С.29-49.
30.     Ровинский Е.А. Социалистические финансы и финансовое право // Советскоегосударство и право. — 1980. — № 8. С.42-46.
31.     Саттарова Н.А. Некоторые функции государственных органов в бюджетныхправоотношениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2005. — № 23. С.25-29.
32.     Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. — 2004.- № 1. С.35-39.
33.     Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. — М., 2001. — 325 с.
34.     Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. — М., 2002. — 349 с.
35.     Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева. — М.: Юристъ,2004 — 576 с.
36.     Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова — М.: Юристъ, 2004 — 300с.
37.     Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. — М.: Юстицинформ, 2007. — 422 с.
38.     Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовыхкатегорий // Финансовое право. — 2004. — № 4. С.8-11.
39.     Химичева Н.И. Бюджетные правоотношения и их особенности // Хозяйство,право, управление. Выпуск 4. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — С.105-113.
40.     Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методическийкомплекс. — М., 2005. — 247 с.
41.     Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки. — СПб., 1913. — 311 с.
42.     Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственныхдоходах. — М., 2002. — 643 с.
Материалы судебной практики:
43.     Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 „О некоторыхвопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“// Вестник ВАС РФ. — 2001. — №7. С.35.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.