Реферат по предмету "Философия"


Основные законы материалистической диалектики

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Р Е Ф Е Р А Т На тему ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ Студентки Э4 А3 Зайцевой Татьяны Юрьевны Москва, 1994 год - 2 - С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ I. ЗАКОН ЕДИНСТВА

И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 1. Единство и борьба противоположностей ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ . I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ 1. Понятие о качестве и количесте 2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития 3.

Скачки ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ 1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии а диалектическое и метафизическое понима- ние отрицание 2. Прогрессивный характер развития а развитие как прогресс б спиралевидный характер развития - 3 - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак- тов, полученных в различных

науках, а также общественно-исто- рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про- тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте- пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование в физике - положительные и отрицательные заряды в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие в жимии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа- ция в биологии - ассимиляция и

диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь в физиоло- гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци- пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес- кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви- тия. Противоположными называют такие свойства предметов

явле- ний, процессов, которые в некоторой школе занимают предель- ные, крайние места. Примеры противоположностей верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета явления, процесса, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Дилектическим противоположностям присуще единство, взаи- мосвязь они взаимодополняют друг

друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между соой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате азрушения их связи они перестают быть противо- положностями по отношению друг

к другу. Таким образом, о диа- лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого. Например, атом представляет собой единство двух его необ- ходимых составляющих положительно заряженного ядра и отраца- тельно заряженного электрона если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода. Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома.

При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс- твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома. В столкновении противополоных сил, тенденций осуществля- ются процессы изменения, развития как и вобществе где это об- наруживается в достаточно наглядной форме, так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности.

Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди- алектическим противоречием. Иначе говоря, термин единс- тво-и-борьба противоположностей и диалектическое противоре 4 - чие заключают в себе одно и то же содержание. Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от- несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове- нию их реальных интересов и т.д то применительно к природе, к сознанию да во многом и к обществу слово борьба

не сле- дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач борются операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про- цессе обмена веществ борются процессы ассимиляции и диссими- ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин борьба противопо- ложностей по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль- ный смысл, что слово борьба употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно,

а в составе формулы единство-и-борьба противоположностей. В истории культуры издавна существовали концепции, в ко- торых признавалась такая полярность борьба противоположнос- тей, но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу- равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз- нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем.

Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево- го, женского и мужского начал, являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского гомеостаза, то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста- новления равновесия между этими полярностями. Английский философ К.Поппер писшетЕсли мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна- ружим,

что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда- ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля- ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по- мощью слова полярность. Пример такой структуры - существова- ние положительного и отрицательного электричества. Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их пульса- цию, дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про- цессов существования,

изменения и развития всего сущего. Соот- ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление разрушение одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи- мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви- вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе- ние, удельный вес другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин наз- вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль- ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по- нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности. Анализ противоречий объективной действительности, раскры 5 - тие их природы - важнейшее требование

всякого научного иссле- дования и практического действия. 1. Единство и борьба противоположностей Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг- нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз- рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта- лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде- лать не удастся.

Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами. Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден- ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред- полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв- лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз- рывное едниство противоположностей.

Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации соединения и диссо- циации разъединения атомов. Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас- ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен- ные по наследству свойства, изменчивость

же - это его способ- ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви- ваться. Психическая деятельность человека характеризуется проти- воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации распространения возбуждений в коре больших по- лушарий головного мозга. Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело- век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при- емами исследования, как индукция

и дедукция, анализ и сентез и др. Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности. Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз- рывное единство противоположных полючов магнита.

Столь же не- разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и сентез - процессе познания. капиталистическое общество не- возможно без притивоположных классов. Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства Сосу- ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту- пают противоречия, в борьбу друг с другом Развитие самых различных предметов и явлений действитель-

ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир- но сосуществевать в едином предмете противоречивый, взаимоис- ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва- ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не - 6 - бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме- тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос- новной источник развития материи и сознания. Утверждение о том, что решающим в развитии является борь- ба потивоположностей, вовсе не

умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо- ложные стороны существуют в едином предмете или явлении. Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак- тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас- тях материальной

действительности. В неорганической природе имеет широкое распространение борьба взаимодействие таких противоположных сил, как притя- жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес- ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог- ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато- мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником

возникно- вения Солнечной системы. Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ- ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в нас- тояще время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки- вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают.

Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в рзультате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе. Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти- воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза- имодействие и представляют собой специфический источник разви- тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии,

один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа- ет смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе едниства и борьбы

противоположностей. Среди противоре- чий общественного развития особенно большую роль играют проти- воречия в материальном производстве, и прежде всего между про- изводительными силами и производственными отношениями. Послед- нее в классово антагонистических обществах находит свое выра- жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль- ной революции, замене старого общественного строя новым. Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство

противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя- нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про- тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник - 7 - развития действительнеости. Такова суть диалектического закона единства и борьбы про- тивоположностей. ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся

незамет- ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис- ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про- черчивается резко. Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество.

По крупицам накап- ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза- метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе- рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко- тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина- ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического

уровня. Нагревание или охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные состояния. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист- ской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле- нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик. Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды важно, какой

он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи- нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но- вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по- терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом. Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного хи- мического элемента, вес же вообще -

общая характеристика любых - 8 - материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час- то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи- вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать.

Однако есть также неотемлемые свойства. В филосо- фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак- теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства.

Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые их называют диспозиционными носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо- действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др проявляются именно таким образом. Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство.

Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про- явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных пред- метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред- метов в их отношениях с другими предметами. Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными

сторонами, входить в раз- личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике. Соходства и различия свойств определяют существование ка- чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха- рактеристику предмета единства его свойств в системе его связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка- честве и свойствах предметов возникает философский вопрос но- сят ли они обективный

характер или же зависят от точки зре- ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос один из многочисленных вариантов основного вопро- са философии встал перед философами давно. Вспомните харак- терный для XVII-XVIII веков спор о первичных плотность, протяженность, движение, вес и вторичных звук, цвет, вкус, запах качествах вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались

как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот- ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп- ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об- разующих свевозможные вещественные предметы. Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка- чественного многообразия мира приели к выводу, что и первич- ные качества воспринимаются людьми посредством органов

чувств с добавлением к ним все более совершенных приборов. И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад- кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи 9 - ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ- ективны, чем восприятие звуков, цветов и других вторичных свойств. Иначе говоря, люди телесно а не только мысленно, ду- ховно включены в сложные взаимодействия предметов,

участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве- щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это явлениями - в отличие от характеристик вещей самих по се- бе. Приходится признать, что все свойства вещей познаются на- ми в форме субъективных образов объективного мира. Но чело- веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен- ном многообразии предметов.

Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна- ний, их историческое накопление,суммирование усилий множества людей. Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми

телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классиикаций минералов, растений, животных, технических уст- ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест- венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов

Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо- ложным ему понятием количества. II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ Качество - такая определенность предмета явления, проце- са, котоая характеризует его как данный предмет, одбадающий совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од- нотипных с ним предметов. Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих

им свойств, вы- ражаемая в величинах и числах. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего выяснить, что такое качество и количество. 1. Понятие о качестве и количестве Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений, причем все они постоянно движутся, изменяются. Но, несмотя на это, мы не путает эти предметы, а различаем,

определяем их. Они не сливаются для нас в какую-то серую, безликую массу, а каждый из них отличается отдругих своеобразными, только ему присущими особенностями и свойствами 10 - Возьмем, наприме, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре- деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки- пения. Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки- сот, химически оно малоактивно, на воздухе

не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов. Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество. Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя- ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи- вое от неживого Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно-

жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством. Качественно различаются и общественные явления. Так, ка- питализм отличает от феодализма господство товарного произ- водства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу- честь и другие пизнаки

холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка- чеством. Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют разме- ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых

ими звуков и т.д. Количественная характеристика присуща и общественным яв- лениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соот- ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс- тво располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми энергетическими ресурсами. Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению

его в другой предмет изменение же ко- личества в известных пределах не приводит к заметному преобра- зованию предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са- мим собой. Нарушение меры, этого определенного сочетания ко- личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред- мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура

от -39 гр. до 357 гр. При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при 357 гр. на- чинает кипеть, переходит в парообразное состояние. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Количественная и качественная определенности присущи и общественным явлениям 11 - В познании и практической деятельности исключительно важ- но учитывать единство количественной и качественной

сторон яв- ления. 2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития Как было сказано, изменение количества в известных преде- лах не приводит к изменению качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, нарушить меру, как ра- нее казавшиеся несущественными количественные изменения обяза- тельно приведут к коренным качественным превращениям. Коли- чество перейдет в качество. В процессе развития, писал

К.Маркс, чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия. Переход количественных изменений в качественные - всеоб- щий закон развития материального мира. Мало того, само развитие и есть прежде всего переход ко- личественных изменений в качественные, поскольку именно в про- цессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому. Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем его действие в различных областях

действительности. Современной физикой установлено, что одни элементарные частицчы способны превращаться в другие, качественно от них отличные. При этом процесс превращения их всегда связан с из- вестными количественными накоплениями он протекает только в том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы- соким уровнем энергии. Широко распространенным появлением закона перехода коли- чественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое

из твердого в жидкое,из жидкого в газообразное и т.д Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап- ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда как в воде эти вещества растворяются. Закон перехода количественных изменений в качественные особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес- ких закон химических элементов

Д.И.Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества поло- жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли- чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из- менений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения приводят к образованию нового элемен- та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно иной элемент - свинец.

Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло- рода, как она превращается в качественно новое химическое ве- щество - озон. В объективной действительности имеет место не только пе- реход количественных изменений в качественные, но и обратный - 12 - процесс - возрастание количества под влиянием качественных из- менений.

Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга. 3. Скачки Качественное изменение, в отличие от количественного, вы- ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме- нений в качественные или переход из одного качественного сос- тояния в другое в результате превышения меры. Примеры скачков образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновние жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека

и его сознания, воз- никновение и смена общественно-экономических формаций в исто- рии человеческого общества, социальные революции. Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем привдят к скачку качественному измене- нию поломка детали машины из-за усталости металла. Мик- роскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой металлической детали в конце концов приводят к излому. Если микротрещины возникают одна за другой, их количество растет постепенно, то разрыв

металлического стержня, выкрашивание зу- ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически мо- ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме- талла. В результате нарастания температуры наступает момент свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое состоя- ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цеп- ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии.

Это - примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив- ной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качествен- ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но- вого качества и отмирание элементов старого качества такие скачки длительны, постепенны. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ

ИЗМЕНЕНИЙ В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические противоречия и отрицания в бытийных онтологических понятиях. Отрицание как реальный аналог логического, мысленного отрицания антитезиса при этом было истолковано как непремен- ный момент, многократно повторяющийся в

любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта. В отличие от метафизически толкуемого отрицания, под- черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос 13 - ледующего этапов изменений, диалектическое отрицание предпо- лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес- кое отрицание включает в себя триединый процесс деструкции разрушения, преодоления, изживания прежнего, комуляции его частичного сохранения, преемственности, трансляции и

конструкции формирования, созидания нового. Первый момент - преодоление пройденного, его сбрасыва- ние изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про- цесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью.

Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое топтание на месте, а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций формиро- вание качественно новых связей, функций, черт. Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе, и в обществе служат, в частности, спиралевидные процессы, соче- тающие в себе цикличность, относительную повторяемость

и пос- тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго- оборотов - существует в мире великое множество. Цикличность формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старе- ния и т.д. проявляется во всех процессах природных и общест- венных изменений. Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про- тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспоизводящихся циклах.

Эти высказывавшиеся еще в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ- нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В мате- риалистической диалектике отношение противоположностей толку- ется не просто как чередование нарушений и восстановлений их равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному

поступательному изменению, развитию. I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии 14 - 1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего

свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми- рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста- рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри- цанием. Термин отрицание в философию ввел Гегель, но он вклады- вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли. Маркс и Энгельс, сохранив термин отрицание, истолковали его материалистически.

Они показали, что отрицание представля- ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс- твительности. Ни в одной области указывал Маркс не мо- жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су- ществования. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес- ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является

в то же время и его отрицанием. Исто- рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по- рядков новыми первобытного общества - рабовладельческим, ра- бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От- рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо- лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со- вершенную. Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле- ние извне.

Оно результат его собственного, внутреннего разви- тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз- дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но- вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод- вижения предметов и явлений. Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ- ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери- альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень.

Так, высшие орга- низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра- нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижениянауки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке. Т.о для максистского понимания отрицания характерно -

15 - признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп- ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме- ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа- лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело- вечества, указывает

на необходимость творческого использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри- тически пререработала, обогатила их новыми достижениями науки и практики, подняла философскую науку на качественно новую, высшую ступень. 2. Прогрессивный характер развития Развитие как прогресс

Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие Нет, с возникнове- нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание.

Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей- шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео- долевается, и так без конца. Развитие выступает, таким обра- зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри- цаний, как бесконечкая замена, преодоление старого новым. Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низ- ших только то, что устарело, воспринимая и

умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приоб- ратает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития. Прогресс осуществляется во всех областях действительнос- ти. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие на нашей планете. Как мы уже говорили, исходным материалом для образования планет

Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газо- пылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и сложнее. В результате возникла живая, органическая природа. Живые организмы также развивались от простого к сложному от доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более слож- ным животным, эволюция которых привела к появлению человекопо- добных существ, а поднее

и человека. С возникновением человека начинается процесс общественного развития. Последовательными этапами прогрессивного развития общества явились первобытнооб- щинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй. Важнейшей особенностью прогресса в обществе является на- растание темпов развития. Процесс возникновения человека на- чался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный - 16 - человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то мож-

но представить себе, какими медленными темпами шел процесс становления человека. Более быстро шло становление рабовла- дельческого и феодального обществ, хотя и оно затянуловь на тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее. Спиралевидный характер развития Утверждение прогрессивного характера развития представля- ет собой главную, но не единственную черту закна отрицания от- рицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолиней- ное движение, а как

чрезвычайно сложный, как бы спиралеобраз- ный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяюще их иначе, на более высо- кой базе отрицание отрицания, развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой лянии - писал В.И.Ленин, указывая на эту черту диалектики. Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности.

Одним из самых ярких проявлений этой особен- ности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д.И.Менделеемым. Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной жизни. Певой формой общественной организации был первобытнооб- щинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства.

Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т.д. Итак, развитие осуществляется посредством отрицания ста- рого новым, нижшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приоб- ретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с посторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших. Такова суть диалектического закона отрицания отрицания 17 -

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА 1. Ведение в философию 2 т Москва, 1989 г. 2. В.Г.Афанасьев Основы философских знаний, Москва, Мысль, 1987 г. 3. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу Введение в философию, Москва - 1990 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.