Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере
План
1. Понятие экономическойбезопасности
2. Жизненно важные интересы Республики Беларусь вэкономической сфере
3. Реальные и потенциальныеугрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере
4. Приоритетные направления обеспечения национальнойбезопасности Республики Беларусь в экономическойсфере
1. Понятие экономической безопасности
Экономическая безопасность — это такоесостояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированнаязащита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страныв целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантахразвития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильностиобщества.
Экономическая безопасность — этосистема мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий,направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказываютрегулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам;обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала;создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий;обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансовогоположения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.
На Западе широко распространен подход,в рамках которого экономическая безопасность рассматривается как живучестьнациональной экономики в условиях экономических кризисов, а также способность экономикив целом и ведущих ее отраслей к обеспечению конкурентоспособности на мировой экономическойарене. Согласно такому подходу конкурентоспособность страны является главным показателемуровня ее комплексного развития.
Все эти формулировки, дополняя другдруга, четко определяют сущность экономической безопасности и ее место в системенациональной безопасности.
Наиболее важные сферы экономическойсистемы, в которых реализуется процесс обеспечения экономической безопасности: производственная,продовольственная, внешнеэкономическая, финансовая, социальная, инфраструктурная.
Производственная безопасностьрассматривается как защищенность экономических интересов (субъекта хозяйствования,общества и государства) в производственной сфере, то есть в процессе создания материальныхблаг и услуг от потенциальных угроз. Соответственно, целью обеспечения производственнойбезопасности является создание условий для стабильности функционирования производственныхструктур (отраслей, предприятий, фирм) и выпуска конкурентоспособной продукции смаксимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.
Для Республики Беларусьв условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений, обеспечениеэкономической безопасности в производственной сфере является стержневой основойреформирования всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачейнационального развития.
Под продовольственнойбезопасностью или экономической безопасностью в продовольственной сфере,следует понимать такое состояние агропромышленного комплекса, при котором обеспечиваетсяреализация жизненно важных интересов по удовлетворению потребностей личности, обществав необходимых для жизнедеятельности продуктах питания. Продовольственная безопасностьвыступает важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющейнормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсамиразвитие АПК и всего народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственныхинтересов Республики Беларусь.
Внешнеэкономическаябезопасность— это создание условий для оптимального врастания национальнойэкономики в международное разделение труда и достижения баланса экономических интересовво внешнеэкономической деятельности. Наиболее актуальным в этом отношении являетсяпреодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречиймежду интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.
Внешнеэкономическиесвязи с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечиватьсоздание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международныхинтеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденцийразвития экономической системы республики, повышение конкурентоспособности отечественногопроизводства, органичное и не дискриминационное встраивание в мировое хозяйствои, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировыхрынках, эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономическихугроз.
Значимость для республикиналаживания стабильных не дискриминационных отношений с иностранными партнерамиобусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних поставок.Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносятв народное хозяйство мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозунекоторым базовым национальным интересам.
Активизация внешнеэкономическихсвязей, обусловленная необходимостью интеграции в мировое хозяйство, сопровождаетсярасширением зоны риска для национальной экономики и требует от государства достаточножесткой политики разумного протекционизма Зарубежный опыт однозначно свидетельствует,что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальныеинтересы первичны по отношению к любым глобальным схемам, региональным союзам истратегиям их реализации.
В контексте текущихпроблем развития внешнеэкономических связей и обеспечения экономической безопасностиосновное внимание может быть уделено, например, реализации следующих направлений:расширение импорта капитала в различных видах их проявления, сокращение объемов«бегства» капитала из страны; поиск форм участия зарубежного капиталав развитии новых технологий в республике и в процессе приватизации государственнойсобственности, законодательное регулирование способов такого участия; научно техническоеи технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами, трансферт технологий,развитие национального рынка технологии и уменьшение импортной зависимости; привлечениек сотрудничеству международных экономических организаций разной направленности иуровня, др.
На эффективностьвнешнеэкономической деятельности непосредственное влияние оказывают угрозы резкогопадения цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемуюпродукцию. Такие резкие скачки цен при высокой степени зависимости от внешнего рынкавесьма опасны для состояния национальной экономики. Неблагоприятное влияние на нееможет оказать и введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группойгосударств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Беларуси.Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимостиот поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих)из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемаязависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя такжедопустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, котораядавала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политикуи условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономическойбезопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономическойполитики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республикиот какой-либо страны.
Важным факторомэкономической безопасности при открытой экономике выступает высокая конкурентоспособностьпродукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких количествах, которыеобеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающегоимпорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширениюэкспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннемрынке.
В стратегическомплане поддержание высокой конкурентоспособности на мировых рынках продукции отраслеймашиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве возрастает,может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.
Большую опасностьдля экономики Беларуси представляет ситуация, когда более половины объема ее экспортаприходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся странизвестно, что при высокой степени зависимости национальной экономики от внешнегорынка такая структура экспорта в случае ухудшения мировой конъюнктуры по этим товарамставит экономику на грань катастрофы.
Дальнейшее развитиевнешнеэкономических связей Республики Беларусь с учетом стратегических задач порасширению интеграции ее экономики в мировой рынок должно сопровождаться, нарядус вывозом традиционных товаров, созданием более прогрессивной структуры экспортапутем его радикальной диверсификации, что также служило бы укреплению внешнеэкономическойбезопасности страны. При этом необходима государственная поддержка экспортоориентированныхотраслей, способных обеспечивать поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукциис более глубокой степенью переработки, в частности, продукции наиболее передовых,наукоемких отраслей. Такого рода деятельность государства осуществляется во всехразвитых странах. Это один из важных элементов, обеспечивающих конкурентоспособностьнациональных товаров на внешних рынках.
При обеспеченииэкономической безопасности во внешнеэкономической сфере важно достичь оптимальногосостояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике импортвозрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должноприводить к ухудшению положения отраслей отечественного производства.
Утрата части внутреннегорынка белорусскими производителями связана не только с более высокими качественнымихарактеристиками иностранных товаров, но и с тем сложным положением, в какое попалинаши предприятия в результате разрыва традиционных производственных связей с предприятиямидругих бывших республик СССР, резкого удорожания сырья и сокращения покупательнойспособности основной массы населения.
При нормализацииэкономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперациис зарубежными фирмами многие отечественные производители товаров народного потребления,располагая высококвалифицированной рабочей силой, в состоянии не только поставлятьсвои изделия на внутренний рынок, но и выйти с ними на внешние рынки.
Укрепление экономическойбезопасности должно стать одной из задач структурной политики республики. Взяв курсна интеграцию нашей страны в мировое хозяйство, сохраняя комплекс ведущих отраслейэкономики, необходимо определить как краткосрочные, так и долгосрочные приоритеты.Только таким путем можно преодолеть одностороннюю зависимость экономики от импортасырья и создать прочный фундамент экономической безопасности.
Переход к открытойэкономике не может быть одномоментным и означать полный отказ от регулирующей ролигосударства во внешнеэкономической сфере. Ряд государств и международных организацийподталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставлениекредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно развитых странах,несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действоватьвесьма разветвленный механизм защиты внутреннего рынка и поддержки национальныхэкспортеров.
С точки зрения экономическойбезопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестицийв нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падениякапиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъемав некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуятем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Но, принимая мерык существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другиеаспекты экономической безопасности.
Во-первых, с учетомнаших экономических и оборонных интересов следует определить не только отрасли,приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы,где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.
Во-вторых, механизмпривлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностраннымисубъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику,а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющихнаше национальное богатство.
В-третьих, необходимовсегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранныхфинансовых ресурсов.
Одной из наиболеесложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для экономическогоположения страны, является проблема внешнего долга.
Высокий уровеньвнешней задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности проводитьвполне самостоятельную внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетомсобственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постояннооглядываться на ведущие страны-кредиторы.
Для облегчения проблемызадолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить суммусамой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов.На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственныхпроектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные срокипутем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешнихзаймов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляетсясовершенно нерациональным.
Для защиты коренныхинтересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических,информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальныхугроз.
Таким образом, структуранациональных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле,в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связейс их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономическойбезопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостьюэкономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскостипрактических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптациинациональной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мировогорынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономическихбарьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграциив систему международного разделения труда.
Если в сфере внешнеэкономическойбезопасности преобладающее значение имеют внешние факторы и угрозы, то для финансовойбезопасности республики главными являются внутренние угрозы.
Финансоваябезопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности.
Сущностное содержание понятия «финансовая безопасность»достаточно многогранно: оно затрагивает практически все аспекты функционированияэкономики страны как на макро-, так и на микро — уровне, так как связана с обеспечениемстабильного функционирования системы экономических отношений.
Под финансовойбезопасностью в масштабах государства следует понимать такое состояние финансовойсистемы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей иотношений как между национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.
Обеспечение финансовойбезопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется черезреализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политикув области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние вфинансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.
Обеспечение финансовойбезопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственнойдеятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительныхорганов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такоеположение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждогоиз субъектов обеспечения финансовой безопасности.
безопасность беларусь экономическая сфера
Важнейшей составляющейэкономической безопасности является социальная безопасность. Хотяряд авторов относят ее к гуманитарной сфере, она оказывает непосредственное влияниена «главную производительную силу» общества, каковой является человек.
Устойчивое, стабильноеразвитие социальной системы — одно из главнейших условий национальной безопасности.Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства,его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государствеактивной социальной политики, как основы социальной безопасности.
Социальная сфераявляется одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но ивсей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества,семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяетсяпрочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтностьи бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.
В силу этого подсоциальной безопасностью следует понимать оптимальное соотношениеинтересов личности, социальных групп и всего общества в сфере реализации их материальныхи духовных потребностей.
Социальная безопасностьреализует необходимые гарантии реального права человека на жизнь. В более конкретномвиде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функцийпо удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а не какого-либоодного слоя за счет ресурсов другого и выражается в ряде конкретных показателей.
Инфраструктурнаябезопасность — это состояние бесперебойного функционирования инфраструктурынациональной экономики, при которых ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализацияобщественного воспроизводственного процесса. Цель обеспечения инфраструктурной безопасности- создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранностипередаваемой продукции, а также обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылокдля устойчивого функционирования экономической системы страны в условиях действиявнутренних и внешних угроз жизненно важным экономическим интересам.
Различают производственную,социальную, инженерно-техническую, транспортную, рыночную и т.д. виды инфраструктуры.Учитывая их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение, весьма затруднительно предложитьчеткую классификацию отраслей инфраструктуры и однозначно определить их функции.
В мировой практикепонятие «инфраструктура» обычно заключает в себе следующий отраслевойсрез: электро-, газо- и водоснабжение; транспорт; связь; торговлю; финансы (в частиинфраструктуры); страхование; операции с недвижимостью. 2. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономическойсфере
Жизненно важнымиинтересами в производственной сфере являются, прежде всего:
- высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнемрынках;
- рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;
- высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства;
- обеспеченность производства ресурсами;
- перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производствк производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;
- соответствие структуры выпускаемой продукции спросу.
Вопросы развитиясельского хозяйства и продовольственного обеспечения являются приоритетными не толькодля республики, но и для международного сообщества. Реализации основных жизненноважных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности РеспубликиБеларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:
- максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населенияреспублики;
- определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции сдругими государствами.
- эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики,
- снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства;
- повышение технологического уровня производства продовольственных товаров;
- преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных формсобственности;
- развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса;
- структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производствавысококачественной и конкурентоспособной продукции;
- сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственныхземель;
- значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для переходак цивилизованным рыночным отношениям.
Жизненно важныефинансовые интересы Республики Беларусь на макроуровне подразделяются на две крупныевзаимосвязанные между собой группы: внутригосударственные и внешние интересы.
Внутригосударственныеинтересы включают:
- умеренные и стабильные темпы инфляции;
- стабильность денежно-кредитной системы;
- стабильность бюджетно-налоговой системы;
- стабильность обменного курса национальной денежной единицы по отношению кконвертируемым валютам;
- ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного сектора.
Внешние интересыв области финансовой деятельности государства обусловлены высокой степенью открытостиэкономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП)и заключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в международном разделениитруда. К ним относятся:
- сокращение внешней задолженности страны;
- достижение конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке;
- повышение доверия международных финансовых организаций к экономике республикив части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминациии равнодоступность к международным кредитным ресурсам;
- поддержание эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующегоотечественных производителей-экспортеров;
- рост валютных активов банковской системы.
Государственнаясоциальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны:
- поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы,не превышающем 5-6%;
- предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства дляудовлетворения своих потребностей; стр. 197-198
- четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях,и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, чтобудет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе;
- разработка и осуществление социальных программ, охватывающих определенныекатегории населения;
- введение нового механизма финансирования социальной сферы.
Жизненно важныеинтересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:
- повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;
- опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферамии отраслями экономической системы республики;
- значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры;
- совершенствование структуры инфраструктурного комплекса — опережающее развитиерыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характерэкономики и географическое положение Беларуси;
- создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса.
В целом жизненно важные интересыРеспублики Беларусь в экономической сфере согласно Концепции национальной безопасностивключают:
1. Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ееэффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровняи качества жизни населения.
2. Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношенийсобственности.
3. Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободойэкономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношенийвсех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулированиеотечественных товаропроизводителей.
4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системысобственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции.
5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранныхпартнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции,имущества и финансовых средств.
6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размероввнешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производствокоторых невозможно или неэффективно в республике.
7. Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестнойконкуренции.
8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита дооптимального уровня.
9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей ролибанков в экономическом развитии.
10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий,способствующих предупреждению циклических кризисов.
11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономическойсамостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективнойсистемы землепользования.
12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами,направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями,способствующий экономическому развитию.
13. Формирование единого экономического пространства с Российской Федерациейв соответствии с Договором о создании Союзного государства на принципе баланса интересов.
14. Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализацииэкономики. 3. Реальные и потенциальные угрозы безопасности РеспубликиБеларусь в экономической сфере
Угрозы экономической безопасностиРеспублики Беларусь — реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемыеопределенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либоих совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.
Внутренними угрозами экономической безопасностимогут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельностьразнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ,организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственныеинтересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические(получение власти).
Внутренними угрозами, применительнок Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и деятельность субъектовхозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасностьреспублики, на условия и возможности реализации экономических интересов могут оказыватьнегативное влияние:
- отсутствие механизма совершенствования отраслевой структуры в направлениироста эффективности и конкурентоспособности производства;
- отсталость технологической базы большинства отраслей, высокая энергоемкостьи материалоемкость, низкое качество продукции и высокие издержки производства;
- высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, недобросовестностив выполнении договорных условий, отсутствии побудительных мотивов для совершенствованияпроизводства, совершенствования качества продукции и снижения издержек производства;
- достаточно высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальныхпроблем;
- низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническуюи финансовую деятельность в ущерб производственной;
- изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
- недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
- низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности;
- отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабових извлечения из недр;
- ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельныхнаправлениях научно-технического развития, в том числе в результате «утечкимозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуальноготруда;
- усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличениемчисленности населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных, деградацияучреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей ксистеме охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физическогои духовного здоровья населения;
- криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, еепроникновение в экономическую сферу;
- неэффективность экономических институтов регулирования отношений, приводящаявместе с несовершенством законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорнойдисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализацииэкономики и коррупции в области управления экономикой;
- отсутствие адекватного целям экономических преобразований законодательстваи судебной системы, задержка и отставание в создании важнейших институтов рыночнойэкономики;
- неадекватность механизмов формирования экономической политики целям и интересам(несогласованность действий экономических ведомств), которое может приводить к нарушениюфинансовой сбалансированности, порождать угрозу социальных конфликтов, искусственноослаблять конкурентоспособность отечественных производителей;
- несовершенство системы управления.
Как показывает мировая практика, однойиз существенных общих угроз экономической безопасности в переходные периоды, аналогичныхсовременным процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы управленияэкономикой, при которой процесс принятия решений чрезвычайно длительный и требуетбольшого времени для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральныхаппаратах управления Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптациик часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам. Большие лаги движенияинформации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений, могут затрагиватьвсе основные жизненные интересы государства в экономической сфере, так как принятиеоптимального решения с запаздыванием во времени может в будущем привести к противоположномурезультату
Для устранения такой угрозы необходимосоздать автоматизированную систему государственного оперативного управления экономическойбезопасностью на основе модели устойчивого социально-экономического развития Беларуси,как основной части системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.Такая автоматизированная система создаст единую информационную сеть для ПрезидентаРеспублики Беларусь и основных государственных органов управления: АдминистрацииПрезидента, Правительства — Совета Министров, Совета Безопасности, министерств,государственных комитетов, подчиненных СМ Республики Беларусь с циркулированиемминимального объема информации, необходимого для принятия оперативных управленческихрешений государственными органами, во много раз меньшего, чем собирается Минстатомдля оптимального планирования и управления на год, среднесрочную и долгосрочнуюперспективу.
Реализации жизненноважных интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует рядугроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следуетотнести:
- процесс снижения технологического уровня производственной сферы;
- сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго — и материалоемкость производстваи зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевыхресурсов (и в частности, из одного источника — России);
- постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, даже навнутренних рынках;
- старение основных производственных фондов, которые в настоящее время находятсяна грани, за которой начинается физическое уничтожение производительных сил республики;
- высокий уровень бартерных сделок, который вызван кризисом неплатежей и хроническимдефицитом оборотных средств производственных предприятий;
- высокий уровень монополизации в производственной сфере, отсутствие сбалансированногомеханизма регулирования государством деятельности производственных монополий, чтопровоцирует их на увеличение издержек, снижение качества и объемов производимойпродукции, а также рост цен на нее;
- нарастание разрушительных тенденций в сложившейся производственной структуреэкономической системы при медленном формировании рыночной структуры, в результатечего утрачивается часть национального богатства страны;
- потеря значительной части традиционных рынков сбыта машиностроительной идругих видов продукции производственного сектора экономики республики;
- вытеснение продукции отечественных производителей с внутреннего рынка аналогичнымитоварами зарубежных производителей, осуществляемое собственными белорусскими посредническимиструктурами;
- дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировыхрынках промышленного экспорта;
- снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционныхресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность
Кроме вышеназванныхосновных угроз экономической безопасности в производственной сфере, которые непосредственновлияют на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут в себе собственно производственнойсоставляющей, но также оказывают значительное (а иногда и определяющее) влияниена безопасное функционирование производственного потенциала Беларуси и могут нанестиему ощутимый экономический ущерб. К ним относятся негативные процессы и действияв топливно-энергетической, политической, социальной, правовой, информационной сферах,недостатки в организационной и информационной деятельности государства, криминализацияэкономики и др.
Указанные угрозыв равной степени могут оказывать значительное влияние не только на производственную,но и на все остальные сферы реализации экономической безопасности. Особенностьюсовременного этапа реализации жизненно важных интересов республики в сфере продовольственнойбезопасности является то, что непосредственную опасность представляют, прежде всего,внутренние угрозы и экономические факторы. Наиболее серьезными из них являются:
- технологическая отсталость сельскохозяйственного производства;
- высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;
- несовершенство земельных отношений и искусственное торможение земельной реформы;
- устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего катастрофическирастут потери и снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке,хранении и реализации;
- значительная зависимость республики от импорта агропромышленных технологий;
- резкое увеличение предложения на внутреннем рынке импортных продуктов питания,которые зачастую попадают в республику полулегальным способом и их качество не всегдаможет быть проконтролировано соответствующими структурами;
- устойчивая тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных земель, особенносенокосов и пастбищ, в результате их отводов для строительства промышленных и иныхобъектов, а также резкого сокращения объемов мелиоративных и культурно-технологическихработ, что в сочетании с увеличением площадей, заросших кустарником, и заболоченныхранее используемых земель привело к общему сокращению сельскохозяйственных угодийДолговременное отрицательное влияние на баланс площадей сельскохозяйственных земельоказывают также последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи.
Важно подчеркнуть, что угрозы продовольственной безопасностиреспублики тесно взаимосвязаны с угрозами по другим составляющим экономической безопасности(производственной, финансовой, внешнеэкономической, социальной, топливно-энергетическойи др.) Например, негативные тенденции в финансовой сфере непосредственно влияютна состояние сельскохозяйственных предприятий, и выражаются в дефиците оборотныхсредств, неплатежах, невозможности получать кредиты на требуемых условиях и т.д.Ежегодные «вливания» финансовых средств в сельскохозяйственное производствово время посевной и уборочной страды в принципе не изменяет ситуации. То же можносказать и по другим составляющим экономической безопасности
Современная политикав сфере продовольственной безопасности базируется на том, что одним из основныхусловий ее обеспечения является создание предпосылок для развития хозяйственныхструктур на основе всех форм собственности, полной добровольности их выбора и предпринимательскойинициативы, не разрушая эффективно работающие колхозы, совхозы и объединения, сохранивобъекты с промышленными технологиями
Угрозы инфраструктурнойбезопасности республики включают следующее
- изношенность и технологическую отсталость материально-технической базы инфраструктурногокомплекса;
- запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферамии отраслями экономики;
- структурная деформированность инфраструктурной сферы, зачаточное состояниерыночной инфраструктуры;
- высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса;
- вытеснение с внутреннего рынка отечественных инфраструктурных образованийнерезидентами.
Кроме того, важнымисоставляющими угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуюти на экономическую безопасность в целом. Это и тяжелое состояние финансовой системы,и отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса,и ряд других угроз.
В соответствии с Концепцией национальнойбезопасности основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусьв экономической сфере являются:
1. Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенныхтехнологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низкимкачеством продукции и высокими издержками производства.
2. Несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений,неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности.
3. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращениеисследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития.Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
4. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
5. Снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая ихконкурентоспособность на внутреннем рынке.
6. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятиезарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей,установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций.
7. Отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
8. Отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенствоправового регулирования экономических отношений. 4. Приоритетные направления обеспечения национальнойбезопасности Республики Беларусь в экономической сфере
Концепцией национальной безопасностиРеспублики Беларусь определены следующие приоритетные направления обеспечения экономическойбезопасности:
1. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненноважных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизмаразрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения.
2. Разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономическихинтересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразованийс учетом Договора о создании Союзного государства.
3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания(стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы,распределение, обмен, потребление и др.).
4. Повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянносовершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управленияэкономическими процессами.
5. Использование неинфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективноеперераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов.
6. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основемноговекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынковтоваров и услуг.
7. Всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда,специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей.Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятостинаселения.
8. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночныемеханизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданныепропорции между накоплением и потреблением.
9. Рациональное использование географического положения страны, развитие эффективнойсистемы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций.
10. Повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по еесервисному обслуживанию.
11. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использованиясобственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкогопривлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
12. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционированиянациональной экономики, проведения рыночных преобразований в соответствии с единойполитикой Союзного государства, согласования экономических интересов различных социальныхгрупп, общества и государства.
13. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многостороннейсистеме регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирнойторговой организации (ВТО).
14. Создание необходимых запасов стратегического сырья, материалов и резервовмощностей для их использования при возникновении чрезвычайных ситуаций.