Реферат по предмету "Государство и право"


Безнадзорные дети

Содержание:
 
Введение
Глава 1.  Общая характеристика беспризорности
несовершеннолетних
1.1. Беспризорностьнесовершеннолетних как социальное явление:
  семантика и соотношение со смежнымипонятиями
1.2. Причины беспризорностинесовершеннолетних
1.3. Связь беспризорностинесовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения
Глава 2. Профилактика беспризорностинесовершеннолетних
2.1. Профилактика беспризорностинесовершеннолетних
2.2. Проблемы нормативногорегулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ
Заключение
Литература

Введение


Российская Федерация –это социальное государство. Его политика направлена на создание условий,которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; подгосударственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – этобудущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главнойцелью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритетаправ и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм праваприобретают декларативный характер.
Ростбезнадзорности и беспризорности неразрывно связан с социально-экономическимкризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики, уголовная хроника иобыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что безнадзорность и беспризорностьимеют социальные причины и детерминанты профилактики. Актуальность темыисследования обусловливается следующими факторами:
·  Среди проблем,характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых –детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины, способствующие ростубезнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическаятрансформация общества, изменения привычного уклада жизни инравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательныхвозможностей семьи и школы.
·  Мощным факторомдетской безнадзорности становится нарушение прав детей в области образования,оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опекии попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся безпопечения родителей.
·  В РФ сложиласьтревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более активно вовлекаются взанятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов.Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованиембеспризорных детей  в мероприятиях, которые могут причинить существенный вредих психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из такихмероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушаютдуховно-нравственные нормы общества.  
Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детскойбезнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этихнегативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей,перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
·  Изучениеи анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований,посвященных  проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
·  Оценкасоциально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние надинамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
·  Иерархизацияосновных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности ибеспризорности;
·  Характеристикасистемы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
·  Анализ основныхпроблем в сфере профилактики  безнадзорности и беспризорностинесовершеннолетних;
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Вовведении отражена актуальность темы работы, цель, задачиисследования.
Впервой главе беспризорность несовершеннолетних  рассмотрена каксоциальное явление: раскрыты соотношение беспризорности со смежными понятиями,причины и негативные явления детской беспризорности и безнадзорности.
Вторая глава посвящена профилактике и проблемамнормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ.
Взаключении приведены основные выводы по исследуемой проблеме.
Вбиблиографии указаны статьи из журналов и газет, результатысоциологических исследований, тематические обзоры, посвященные  проблеме беспризорностии безнадзорности несовершеннолетних.

Глава 1.  Общая характеристика беспризорностинесовершеннолетних
 
1.1.  Беспризорностьнесовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежнымипонятиями
 
Проблема беспризорных детей с особой остротой возникала вразличные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий,связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественнымипотрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и являетсяразрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условияхбездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствиивоспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенкаменяется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особомвоспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пикибеспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, послеголода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.  
Целью  работы с беспризорными несовершеннолетними быловключение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредствоморганизации их физического труда или посредством их распределения по семьям.Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первуюочередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намеченгосударством, имел под собой здравое основание.[1]
По даннымсоциологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше,чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные(судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных иобразовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительныхорганизаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей неснижается, а растет. Пооценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследноисчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома.Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактическипредоставлены самим себе. [2]
 Характеризуямасштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание наразличие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорныедети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) местапребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, ккоторым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которыхотсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполненияобязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законныхпредставителей) либо должностных лиц. [3]
Согласноимеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высокимстажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возрастбезнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попалина социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческихусловиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдаютнеизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями.Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческойреабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степениотношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе:сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силубедственного материального и психического состояния многих семей, родителей,слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальныхучреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокойстепенью физической и психической правотравмированности безнадзорных ибеспризорных детей.[4]
Отношениек безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением кнеизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). Вобщественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: еслибезнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее нетолько нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически иморально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиянмилосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потеряннымобществом.
 
1.2.Причины беспризорности несовершеннолетних
Явление беспризорностинесовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлоговека. До этого забота со стороны общества и государства была направлена,преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблемабеспризорности  несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчасуровень распространенности данного явления в обществе достиг показателейгражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численностибеспризорников нет. По оценкам государственных структур и независимыхэкспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн.несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до14,7%. Если в ХХ веке высокие показатели детской  беспризорности можно было«оправдать» объективными причинами: разрухой, голодом, гибелью родственниковдетей и т.д., то в настоящее время при провозглашенном благополучии общества истабильности развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддаетсялогическому объяснению. [5]
Поданным социологических исследований, среди доминирующих причин детскойбеспризорности выделяются наиболее острые: бегство из неблагополучных семей –76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %; уход из семьи в связи ссемейно-бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье – 67 %; плохое отношениек детям в приютах – 60 %; наличие психических заболеваний у членов семьи – 61%. [6]
1.        Неблагополучиев семье – основнаяпричина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить внедома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах.  К началу90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина – это ухудшениеобщей социально — экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочихмест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться намикроклимате семьи. Во многих регионах России безработные женщины, имеющиедетей,  составляли более 40% от общего числа безработных. На рынке трудапоисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек.
 Находясь у чертыбедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видяпрактически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношенияхс детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получаетгрубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возрослоколичество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органахвнутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанностипо воспитанию несовершеннолетних.
Психологическаянеготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиесяразводы.  В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличиеот конца 80-х годов,  наше время характеризуется разводами в семьях, гдесупруги прожили пять и более лет и имеют одного — двоих детей.[7]
2.        В  последнее десятилетие  резко  ослабла  профилактическая, воспитательная роль школы; отказот «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка.Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательныхучреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетниеуклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь вобразовательном учреждении.
3.        Доступностьспиртных напитков, особенно по сравнению с    дефицитом других товаров.Расширение рынка сбыта наркотиков.
4.        Ликвидациядетских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.
5.        Разрушениесистемы социального контроля, постоянные изменения в социальномзаконодательстве. Вначале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, притом, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – внесколько раз сложнее.[8]
6.        Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественниковсоставляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенномучреждении и трех месяцев. Почему? Причин   несколько.
-  Невозможность ребенка адаптироваться кинтернатской жизни.   
— Недостаточность и задержки финансирования системыинтернатных учреждений. В государственных детских домах,которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-тоустроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатовне имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5%находятся в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственноевнимание попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплатасотрудникам и питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращаетсястроительство детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сиротодеждой, обувью, постельными и школьно-письменными принадлежностями.   Массовыйхарактер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средствадминистрациями детских домов. [9]
— Уходы детей часто вызваны побоями ижестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников.  
Не секрет, что и в советские времена интернатскиедети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась тенденцияиспользовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие винтернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со сторонывоспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российскихконтор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. 
Многие сиротские учреждения не подавали сведения об«исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях,когда администрация детских домов и интернатов оформляла убежавших детей какзаболевших и помещенных в больницы, в том числе и в психиатрические, или вообщекак… умерших. 
Как правило,подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им неоказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшемустройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускниковдетских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками илинаркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством.Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. [10]
1.3.   Связьбеспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантногоповедения
 
По даннымГенеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух миллионовбеспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родителипотеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьяхродителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома.Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – детивынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормальногопитания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду,живут и воспитываются по ее законам.
По даннымдвухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетнихпреступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). [11]
В психолого-педагогической литературепри характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующихобщепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения»,«противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение»,«отклоняющееся поведение».
В психологическом словаре понятие«отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятымв обществе правовым и нравственным нормам.
В.В. Ковалев определяет девиантноеповедение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им быловыделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1.      Уклонение от учебной итрудовой деятельности.  
2.      Систематическое пребывание вантиобщественно настроенных неформальных группах.
3.      Антиобщественныенасильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелкихграбежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
4.      Антиобщественные корыстныедействия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции,вымогательстве.
5.      Антиобщественные действиясексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается всовершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленныхобычно на лиц противоположного пола.
6.      Злоупотребление алкоголем.
7.      Употребление наркотических итоксических веществ.
8.      Уходы из дома,бродяжничество.
9.      Азартные игры.[12]
 Среди факторов, влияющих наформирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют  исоциально-педагогические  факторы:
·         недостаточноевзаимодействие семьи и школы;
·         формальноеисполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
·         отсутствиепреемственности и непрерывности воспитания учащихся;
·         слабое вовлечениеучеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежеланиеадминистрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий иответственности школьному самоуправлению;
·         запущенность ипринижение значимости внешкольной и внеклассной работы;
·         неумение, а частои нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальнуюреабилитацию и ресоциализацию;
·         слабое илиодностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и ведомствами,осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних. [13]
Результатыпроводимых социологических опросов свидетельствуют, что срединегативных социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболееостро выделяются: наркомания – 67 %; преступность  – 61 %; проституция   – 54%.
Ведущаяроль в становлении и «жизнеустройстве»  безнадзорных и беспризорныхнесовершеннолетних  зачастую переходит к асоциальным, криминальнымсубкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступностинесовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активнойкатегорией населения. В 2005 году количество детей, доставленных в органывнутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году — 656,3 тыс.человек). [14]
Духовно-нравственныйи социально-экономический ущерб, наносимый обществу злоупотреблениемнаркотиками, придает особую актуальность изучению распространенности наркотикови других психоактивных веществ среди беспризорных и безнадзорных детей.  
Распространенностьупотребления наркотиков и психоактивных веществ  среди беспризорных ибезнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением спектрапотребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастныхгрупп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением;распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченностьупотреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами ивызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.  
Дети,особенно из числа беспризорных, все более активно вовлекаются в занятиепроституцией, секс-бизнес, используются в съемках порно-фильмов.[15]
Совершенноочевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на«попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков,носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ.У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития,презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не«крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу иденьги. Современные нищие — это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы.Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется всевнимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться — ей нашласьзамена. [16]
ПрезидентРоссийского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 годупредполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована всокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается массанераскрытых преступлений».
Между тем,если проблему не решить в ближайшие два-три года, количество бездомных ибезнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая,деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любойгосударственный строй», – отметил С.Комков.[17] 

Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
 
2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних
Вцелях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетнихфедеральными и региональными органами исполнительной власти РоссийскойФедерации осуществляются следующие меры:
Разрабатываютсянормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по деламнесовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленныена усиление ответственности родителей (законных представителей)несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию,обучению несовершеннолетних.[18]
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия изадачи образовательного учреждения определены следующим образом:
— оказание  социально-психологической  и  педагогической  помощи несовершеннолетним,имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасномположении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительнымпричинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общегообразования;
— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказаниеим помощи в обучении и воспитании детей;
-  обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иныхкружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
— осуществление мер по реализации программ и методик, направленных наразвитие законопослушного поведения несовершеннолетних.[19]
Федеральный Закон «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательноеучреждение в качестве ведущего социального института детского правопользованияи правоприменения.[20]
Обеспечиваетсяорганизация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесенииизменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в частиусиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальноесовращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений идополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РоссийскойФедерации» (в части создания ювенальных судов)».
МВДРоссии обеспечивает координацию деятельности органов внутренних дел пооперативному выявлению на вокзалах, улицах и других общественных местахбеспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихсяв социально опасном положении, установлению личности, обеспечению перевозки вучреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений по местувыявления и по месту постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работапо выявлению лиц и преступных группировок, вовлекающих несовершеннолетних всовершение преступлений или совершающих в отношении несовершеннолетних другиепротивоправные деяния.
МинтрудРоссии создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей,оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектахРоссийской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, втом числе осуществляющих приеми перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.
Министерствообразования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованиемпо оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательныеучреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательныеучреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихсянесовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательныеучреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по местужительства.
МинздравРоссии обеспечивает координацию деятельности органов управленияздравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорныхдетей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными, находящихся всостоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, спсихическими и наркологическими заболеваниями.[21]
Решениепроблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, взначительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мерспециальной профилактики.
— Необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить вобщественном сознании представление о семье как ценности, для чего необходиморазвернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать ивнедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;
— усилить  ориентацию  всех социальных систем (здравоохранения, образования,социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;
— эффективность действий органов власти по профилактике детской беспризорности ибезнадзорности находится в прямой зависимости от результатов реализациисоциальной политики государства, заметных изменений в уровне жизнеобеспечениясемей, в создании условий для воспитания и развития детей, в укрепленииинфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, обеспечении ихдоступности для всех детей и семей.
Воснову действующей системы профилактической и реабилитационной работы попреодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость,непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализациякоторых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимостьгарантирования ребенку реального права на достойную форму существования вздоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительноеоказание социальной помощи.
Несмотряна некоторые положительные результаты активизации деятельности органов иучреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимопризнать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остротепроблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции,характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики
беспризорности несовершеннолетних в РФ
 
Правовоерегулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено Федеральнымзаконом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. [22]
 В соответствии с законодательствомсубъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являютсякомиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления(образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи,здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.
Основнымикоординирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав.
ВРоссийской Федерации активно развивается сеть учреждений длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее времядействуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся всоциальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социальногообслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального обслуживаниясемьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактикусоциально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центровпсихолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальныхучебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальныхучебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутреннихдел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетнихправонарушителей.[23]
 Введениев действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности дляусиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности,дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексногорешения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе болеетесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактикибезнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, онсущественно сократил возможности и ответственность органов и учрежденийвнутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными ибеспризорными детьми.
Комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всехуровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию,поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационнымивозможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо ихдеятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральномуровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссийсдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах РоссийскойФедерации.
Дополнительногоправового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органамивнутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временнойизоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних делпрофилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей,расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, неимеющим места жительства.

Заключение
 
Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу,семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес кпроблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышениемсмертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупностичисленности населения России и рядом других причин. В результате паденияавторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальныхотношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.
Следствием этогостановятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних,массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попеченияродителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогувызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов исоздание достойных условий для его существования и развития.
Растущаяиз года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономическихпотрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов,подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своихдетей. К примеру, фактор дефицита времени.  Оказалось, что у взрослых длязанятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет,что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим нехватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. Восновательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  напротяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли своювоспитательную функцию.
 Сферадетского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг,  такжетребует затрат со стороны семьи. 
 Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в нашем понимании стакими негативными явлениями, распространенными в среде несовершеннолетних, какправонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.
Состояниеи динамика детской безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризоватькак стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна,поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и обществосвоими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данномусоциальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороныобщественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании,регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детскойбезнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененностисиндрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимостивозведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мерсо стороны всех общественных институтов.

Литература:
 1.        Белов Н.А. Дети-бомжи: как этоначалось//Правда.- 2005.- №62.        Ковалев В.В. Психическиеотклонения у подростков правонарушителей. — М.: Медицина, 19923.        Максимов Л.Н. Организация работыс беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1
4.        МироновС.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
5.        ПищулинН.П.Исследованиесостояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
6.        Спартин В. Обеспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8
7.        Шихалиева С.Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
8.        Садовская Ю.Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы ифакты.- 2004.- №4
9.        ЗаконРФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
10.     Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Обосновных гарантиях прав ребенка», ст. 14
11.     Тематическийобзор материалов на сервере news.ru.
12.     Тематическийобзор материалов на сервере Полит.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.