Реферат по предмету "Информатика, программирование"


База данных студентов

АГЕНСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВПИ им.В.В.Куйбышева)
Кафедраконструирования и производства радиоаппаратуры
Пояснительнаязаписка
к курсовойработе
«База данныхстудентов»
2009

Содержание
 
Введение
Сценарии пользователя
Сценарии пользователя
Описание сценария по стандарту Гомс
Проектирование общей структуры
Глоссарий
Конструирование отдельных блоков
Сборка программного средства
Вывод
Литература

Введение
 
Дизайн – творческий метод,процесс и результат художественно-технического проектирования промышленныхизделий или информационных продуктов, их комплексов и систем, ориентированныхна достижение наиболее полноценного создания объектов и среды в целом,соответствующих возможностям и потребностям человека, как в утилитарном, так иэстетическом отношении.
Дизайн, вне зависимостиот технического потенциала и совершенства программы, выполняет функцию связи спользователем, являющимся, возможно, потенциальным клиентом, покупателем, участникомсообщества или постоянным пользователем. Качественный, оригинальный изапоминающийся внешний вид проекта формирует у каждого пользователя свою,уникальную модель эмоционального восприятия. Довольно часто именно дизайниграет первостепенную роль в принятии пользователем решения о продолженииработы с тем или иным программным продуктом.
В данной работенеобходимо создать интерфейс программы «База данных студентов», котораяпозволит преподавателям осуществлять поиск студентов по различным критериям.
Также необходимопродумать и найти способы реализации таких функций и возможностей, как:
— разделение критериевпоиска на несколько областей;
— удобный дляпользователя способ ввода этих параметров поиска (уменьшение количествапараметров, вводимых вручную, и создание полей с возможность выбора данныхпараметров или их неполного ввода);
— удобный способотображения информации, полученной в результате поиска. Если данныеотображаются в таблице, то необходимо позволить пользователю менять ширинустолбцов таблицы для полного отображения данных в ячейках, или, еслипользователь не хочет видеть некоторые столбцы таблицы, дать ему возможностьделать некоторые столбцы невидимыми;
— возможность сохраненияполученных данных поиска в файл, копирование их в буфер обмена;
— возможность выводарезультатов поиска на печать. При этом необходимо позволить пользователювыбирать как будет выводиться эта информация (в таблице, просто текстом и т.п.)на печать, а также позволить пользователю выделять отдельные строки данных понекоторым критериям.
Также необходимо провестиисследования удобства пользования данным программным продуктом на этапереализации промежуточных результатов, по результатам которых выявить слабыеместа в программе и попытаться их устранить.
Таким образом, в своейработе я попытаюсь сделать как можно более удобный и понятный для пользователяинтерфейс, который позволит ему быстро разобраться с различными возможностями ифункциями данной программы, то есть, как с ней работать.

Требованияк программе
 
Обзор функционированияПО
Необходимо создатьпрограмму для преподавателей, которая позволит производить поиск студентов поразличным критериям, таким как:
1) по месту обучения:ВУЗ, институт, факультет, специальность, курс;
2) по личным данным:фамилия, имя, отчество, дата рождения и успеваемость студента.
А также, чтобыпреподаватель мог сохранить результаты своего поиска в отдельном файле либораспечатать их на бумаге.
Требования коборудованию и операционной системе
1) Программа должнаработать под управлением операционной системы семейства Windows версии 98 и выше.
2) Для установкипрограммы необходимо 2,5 Мб дискового пространства.
3) В ходе работыпрограмма должна занимать не более 15 Мб оперативной памяти.
Требования к аппаратнойчасти должны совпадать с требованиями операционной системы.
Функциональныетребования
1) Все окна программы,кроме окна «Поиск студентов», должны иметь фиксированный размер, т.е. их размерне должен изменяться пользователем, в том числе сворачиваться и разворачиваться(отсутствуют кнопки «свернуть» и «развернуть» в заголовке окна, а также впункте меню в левом верхнем углу).
2) При изменении размеровокна «Поиск студентов» компонент для отображения результатов поиска долженизменять свои размеры соответствующим образом.
3) Окно «Поиск студентов»должно содержать главное меню со следующими пунктами:
а) Файл:
— сохранить данные поиска(предназначено для сохранения данных поиска в файл);
— функциональный просмотр(предназначено для просмотра листа с данными, приготовленного для печати и заданияособых параметров печати);
— печать (предназначенодля вывода на печать результатов поиска);
б) Параметры поиска:
— сброс всех параметров(предназначено для установления всех параметров поиска в первоначальноесостояние);
в) Справка:
— помощь (предназначенодля вызова справки по пользованию программы);
— о программе (данные опрограмме и её создателях);
4) Остальные окна недолжны содержать главного меню.
Требования кпроизводительности
1) Время от моментазапуска программы до отображения окна не должно превышать 2 секунд.
2) Время, затраченное наобработку и вывод результатов поиска не должно превышать 3 секунд.
Детальная спецификацияинтерфейсов
1) На окне «База данныхстудентов», открывающем при запуске программы, должно находиться названиепрограммы и кнопки «Начать поиск» для перехода к поиску данных о студентах, атакже кнопка «Выход» для завершения работы с программой. При нажатии на кнопку«Выход» система должна запросить подтверждение на выход из программы сообщением«Вы действительно хотите выйти из программы?».
В случае ответа «Да»программа должна завершить свою работу, в противном случае, т.е. при нажатиикнопки «Нет» программа должна продолжить работу.
2) На форме «Поискстудентов» (рисунок 1) должно находиться поле для отображения результатовпоиска со списком отобранных студентов. Также на данной форме должны находитьсядве области «Поиск студента по вузу и специальности» и «Поиск студента поличным данным».
Область «Поиск студентапо вузу и специальности» должна содержать поля-списки: «Выберите вуз»,«Выберите институт», «Выберите факультет», «Выберите специальность», «Выберитекурс». Каждое из данных полей-списков должно содержать варианты значений,предназначенные для выбора.
Область «Поиск студентапо личным данным» должна содержать поля-списки «Успеваемость», а также дляввода даты рождения студента 3 поля-списка: «Число», «Месяц», «Год». Также вэтой области должны находиться 3 поля ввода для поиска по фамилии «Введитефамилию», по имени «Введите имя», по отчеству «Введите отчество».
При изменении, хотя быодно из параметров любой области, система должна отобразить студентов,соответствующих всем заданным значениям. Поиск по фамилии, имени и отчествудолжен осуществляться при вводе хотя бы одной буквы в соответствующее полеввода.
При нажатии правойкнопкой мыши на таблицу с данными, можно выбрать, какие из столбцов отображать,а какие не отображать, т.е. сделать невидимыми.
При двойном щелчке назаголовке колонки она должна подстраиваться под размер данных в этой колонке,т.е. по самой длинной записи в колонке или названию колонки, если оно длиннеевсех записей.
3) В окне «О программе»должны содержаться информация об авторе программы и её название.
4) В окне «Помощь» должнобыть поле со списком возможных разделов справки и поле для поиска этихразделов, путем ввода в него, хотя бы первых букв названия искомого раздела.Также должны быть кнопка «Отмена» для выхода из справки и кнопка «Показать» дляоткрытия выбранного раздела справки.
5) Окно «Справка» должносодержать информацию раздела справки, выбранного в окне «Помощь».
6) Окно «Функциональныйпросмотр» служит для просмотра листа с данными, подготовленными для печати.Данное окно должно содержать изображение листа подготовленного для печати, атакже кнопки «Печать» для перехода на окно с определением параметров печати;кнопка «Увеличить» для увеличения масштаба изображения, кнопка «Уменьшить» дляуменьшения масштаба изображения; поле-список, предназначенное для выборамасштаба изображения из списка; кнопка «Закрыть» для закрытия окна «Функциональныйпросмотр»; кнопка «Задать особые параметры печати» для открытиясоответствующего окна.
7) Окно «Печать» должносодержать следующие секции:
а) «Принтер». В даннойсекции должно содержаться поле-список «имя» для выбора принтера, кнопка«Свойства» для выбора свойств или параметров печати принтера, кнопку «Найтипринтер», предназначенную для того, чтобы выбрать принтер, которого не имеетсясреди списка предложенных.
Также должна бытьвозможность выбора опций «двухсторонняя печать» и «печать в файл», выполняющихсоответствующие действия.
б) «Копии». В даннойсекции должно содержаться поле «число копий» для выбора количества копийраспечатываемых данных и опция «разобрать по копиям» для последовательнойпечати каждой копии данных.
Также должны содержатьсякнопки «Печать» для печати данных, полученных в результате поиска, кнопка«Предварительный просмотр» для просмотра печатаемых данных, т.е. открытие окна«Предварительный просмотр», и кнопка «Отмена» для отмены печати.
8) Окно «Сохранить данныепоиска» предназначено для сохранения результатов поиска в файл. Данное окнодолжно содержать панели для навигации по папкам и выбора папки, в которуюсохраняется в файл. Также поля для ввода имени файла и его расширения, кнопки«Сохранить данные» и «Отмена» с соответствующими функциями.
9)База данных.
Базаданных содержит все данные о студентах (фамилия, имя, отчество, вуз, институт,факультет, специальность, курс, дата рождения, успеваемость). В базе данныхкаждый студент имеет свой идентификационный номер, но он не должен отображатьсяв программе, так как не несёт никакой информации.
10)Окно «Особые параметры печати» должно содержать элементы для задания критериев,по которым будут выделены соответствующие строчки в таблице при распечатке втабличном виде (рисунок 9) или номер и ФИО студента при распечатке простымтекстом (рисунок 8).
/> 
Сценариипользователя
 
1) Поиск студентов повузу.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор вуза в поле«Выберите вуз».
2) Поиск студентов поинституту.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор института в поле«Выберите институт».
3) Поиск студентов пофакультету.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор факультета в поле«Выберите факультет».
4) Поиск студентов поспециальности.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор специальность вполе «Выберите специальность».
5) Поиск студентов покурсу.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор курса в поле«Выберите курс».
6) Поиск студентов подате рождения.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор числа в поле«Число» →
Выбор числа в поле«Месяц» →
Выбор числа в поле «Год».
7) Поиск студентов посредней успеваемости.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор курса в поле«Средняя успеваемость».
8) Поиск студентов по фамилии.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Ввод фамилии или ее частив поле «Введите фамилию».
9) Поиск студентов поимени.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Ввод имени или его частив поле «Введите имя».
10) Поиск студентов поотчеству.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Ввод фамилии или егочасти в поле «Введите отчество».
11) Печать результатовпоиска.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор различныхпараметров поиска→
Выбор меню Файл | Печать→
Нажатие кнопки печать.
12) Сохранениерезультатов поиска в файл.
Запуск программы →
Нажатие на кнопку«Перейти к поиску» →
Выбор различныхпараметров→
Выбор меню Файл | Сохранитьданные поиска→
Выбор папки длясохранения→
Задание имени файла→
Выбор расширения дляфайла→
Нажатие кнопки«Сохранить».
13) Изменение размеровколонок в таблице по длине содержащихся в ней данных.
Наведение курсора назаголовок колонки →
Двойной щелчок позаголовку колонки.

Описание сценария по стандарту Гомс
Сценарий: поиск студентовпо всем параметрам из области «Поиск студентов по вузу и специальности» и выводданных на печать.
Таблица 1. Описаниесценария работы с программой по стандарту ГОМС: «Поиск студентов по всемпараметрам из области «Поиск студентов по вузу и специальности» и вывод данныхна печать».
Действие
Пользователь №1
Пользователь №2
Время по ГОМС, сек Запуск программы 1,8 1,8 1,8 Наведение курсора мыши над кнопкой «Перейти к поиску» 0,5 0,4 0,3 Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» 0,2 0,2 0,2 Наведение курсора над полем «Выберите вуз» 2 1,2 1 Нажатие на стрелочку в поле «Выберите вуз» 0,9 0,7 0,7 Нахождение нужного вуза (прокрутка колёсиком мыши) 6 4,2 3 Выбор вуза, нажатием левой кнопки мыши 1 0,7 0,7 Наведение курсора над полем «Выберите институт» 2 1,2 0,8 Нажатие на стрелочку в поле «Выберите институт» 0,9 0,7 0,7 Нахождение нужного института (прокрутка колёсиком мыши) 6 4,2 2,8 Выбор института, нажатием левой кнопки мыши 1 0,7 0,7 Наведение курсора над полем «Выберите факультет» 2 1,2 0,8 Нажатие на стрелочку в поле «Выберите факультет» 0,9 0,7 0,7 Нахождение нужного факультета (прокрутка колёсиком мыши) 6 4,2 2,3 Выбор факультета, нажатием левой кнопки мыши 1 0,7 0,7 Наведение курсора над полем «Выберите специальность» 2 1,2 0,7 Нажатие на стрелочку в поле «Выберите специальность» 0,9 0,7 0,7 Нахождение нужной специальности (прокрутка колёсиком мыши) 6 4,2 2,5 Выбор специальности, нажатием левой кнопки мыши 1 0,7 0,7 Наведение курсора над полем «Выберите курс» 1,8 0,9 0,6 Нажатие на стрелочку в поле «Выберите курс» 0,9 0,7 0,7 Нахождение нужного курса (прокрутка колёсиком мыши) 3 3 2,7 Выбор курса, нажатием левой кнопки мыши 1 0,7 0,7 Наведение мыши на пункт меню «Файл» 1,6 1,5 0,9 Нажатие левой кнопкой мыши на меню «Файл» 0,5 0,4 0,4 Наведение мыши на пункт выпавшего меню «Печать» 1 0,7 0,6 Нажатие левой кнопкой мыши на пункт выпавшего меню «Печать» 0,5 0,5 0,5 Наведение мыши на кнопку «Печать» в окне «Печать» 3 2 0,7 Нажатие левой кнопкой мыши на кнопку «Печать» в окне «Печать» 0,6 0,4 0,3 Общее время: 56 40,4 31,2
Пользователь№1: мама – средний уровень пользователей
Пользователь№2: брат – уровень повыше среднего, по сравнению с пользователем №1.
Притестировании программы пользователями, данная программа им понравилась. Из всехфункций данной программы пользователи выделили функции задания «особых»параметров печати данных, так как раньше таких не встречали.
Исходяиз данных, полученных по ходу эксперимента, можно сделать вывод, что большевсего времени тратиться на выбор параметров, но если эти данные вводитьвручную, не выбирая из списка, то времени будет тратиться еще больше, так чтоминусом это назвать нельзя. Можно сказать, что в целом интерфейс программысоставлен хорошо.

Глоссарий
Файл – совокупность связанныхзаписей, хранящихся во внешней памяти компьютера и рассматриваемых как единоецелое. Обычно файл однозначно идентифицируется указанием имени файла, егорасширения и пути доступа к файлу. В данном случаепод файлом понимается файл формата *.rtf, который содержит результаты поиска,сохраненные из программы
Данные – сведения осостоянии любого объекта: экономического или неэкономического, большой системыили ее элементарной части (элемента), о человеке и машине и т.д. В данномслучае данными являются сведения о студентах: фамилия, имя, отчество, вуз,институт, факультет, специальность, курс, успеваемость, дата рождения.
База данных – объективная формапредставления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее),систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены иобработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).
Поиск информации – в узкомсмысле — процесс выявления в массиве информации записей, удовлетворяющихзаранее определенному условию поиска (запросу).
Информационный запрос – в узком смысле – входное сообщениев автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации.
Система обработкиинформации – совокупность средств и методов получения и преобразованияинформации, позволяющая на основе исходного массива данных получитьсовокупность выходных показателей, необходимых для анализа, контроля, планирования.

Конструирование отдельных блоков
Мне кажется удачнореализованным окно «Поиск студентов» (рисунок 1), так как в нем параметрыпоиска поделены на две области, что удобно для пользователя.
Также можно сбросить всепараметры поиска в их исходное положение, кнопками «Сброс» отдельно для каждойгруппы параметров, либо нажатием кнопки F7 для сброса всех параметров.
В таблице с даннымипользователь может задать ширину любого столбца, потянув за его границу, либодвойным щелчком мыши по заголовку столбца, задать его ширину по самой длиннойзаписи в данном столбце, что удобно для просмотра данных.
Развернув окно на весьэкран кнопкой «развернуть» в правом верхнем углу экрана, пользователь можетувидеть все столбцы данной таблицы, так как размер таблицы зависит от размераокна.
Пользователь может скрытьненужный ему столбец, щелкнув правой кнопкой мыши по заголовку столбца, ивыбрать в контекстном меню пункт «Скрыть столбец».
В таблице можно выделятьданные для их копирования.
Для выделения однойячейки достаточно щелкнуть на нее левой кнопкой мыши, что видно из рисунка 1или 2.
Для выделения строкиданных достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши по первому столбцу с индикаторомв нужной строке (рисунок 3).
Для выделения несколькихстрок данных выделите одну строку. Затем, зажав Shift, нажимайте клавиши внизили вверх (рисунок 4).
Для выделения выборочныхстрок данных зажмите клавишу Ctrl илевой кнопкой мыши щелкайте по соответствующим строкам, которые необходимовыделить (рисунок 5).
Пользователь можетотсортировать данные по любому столбцу, нажав левой кнопкой мыши по заголовкустолбца: при первом нажатии по возрастанию (рисунок 6), при следующем поубыванию (рисунок 7).
Пользователь можеткопировать данные прямо из таблицы в буфер обмена с дальнейшей вставкой их вWord, Excel или другие редакторы, работающие стекстовыми данными. Копирование производится следующим образом: сначалавыделяются нужные ячейки таблицы (также это могут быть строки, столбцы), затемданные копируются в буфер обмена путем нажатия сочетания клавиш Ctrl+C.
Файл.
Данныесохраняются в файл по выбору пользователя либо простым текстом, либо в таблице.При распечатке можно задать параметры, по которым некоторые строчки таблицы будутвыделены определенным цветом (применяется только при распечатке в видетаблицы).
Такжеможно выделить окно «Печать» (рисунок 10), на котором присутствует кнопка«Функциональный просмотр», позволяющая просмотреть в каком виде данные будутраспечатываться, а также изменить некоторые параметры.
Особоможно выделить окно «Функциональный просмотр» (рисунок 11), имеющеенестандартное название и дополнительные функции по сравнению со стандартнымиокнами.
Вданном окне пользователь может изменять отступы текста слева и справа с помощьюползунков с линией разметки. Также пользователь может изменить вид данных изпростого текста в таблицу, поставив галочку в поле «Печать данных в виде таблицы».Кнопка «задать особые параметры печати» служит для задания параметров в окне«Особые параметры поиска» (рисунок 12), открывающемся при нажатии на нее.
Данноеокно позволяет в распечатываемых данных выделить студентов, соответствующихзаданным критериям в данном окне. Например, из всего списка группы, выделитьстудентов с отличной успеваемостью (рисунок 9). Можно задать цвет выделения, атакже критерии, по которым будет происходить выделение данным цветом:успеваемость, дата рождения, курс, специальность.
Выделениеданных произойдет, в случае если установить галочку в поле «выделить студентовпо некоторым критериям», в противном случае выделения не произойдет, так жекак, если не один параметр не выбран.
Притекстовом виде данных выделяться будут номер и ФИО студента (рисунок 8), атабличном виде данных целая строка, соответствующая данному студенту (рисунок9).

Вывод
В результате проделаннойработы я разработал интерфейс для программы «База данных студентов» и убедился,что дизайн – это действительно творческий метод, процесс и результатхудожественно-технического проектирования информационных продуктов, ихкомплексов и систем, ориентированных на достижение наиболее полноценногосоздания объектов и среды в целом.
При разработке интерфейсапрограммы, я учитывал наиболее нужные и важные функциональные возможности,которые должна выполнять данная программа, а также тип пользователей, которые сней будут работать, в данном случае это преподаватели.
Для того чтобыпользователь не удалял проект в корзину, внешний вид проекта должен иметьуникальный и запоминающийся вид, т.к. дизайн играет первостепенную роль впринятии пользователем решения о дальнейшем использовании программы.

Литература
1. slovari.yandex.ru/
2. www.webdevsystems.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет в ОГУ Архангельский лесхоз
Реферат Исследование эмоционального выгорания педагогов и медработников работающих с детьми
Реферат Бухгалтерский учет и анализ оплаты труда на примере ООО Фламинго 2
Реферат Диагностика и лечение психопатии
Реферат Бухгалтерский баланс его значение в современных экономических условиях
Реферат Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении
Реферат Бухгалтерский учет и аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Реферат Бухгалтерский учет и анализ оплаты труда на примере ООО Фламинго
Реферат Бухгалтерский учет в банках 2
Реферат Бухгалтерский учет финансовых вложений на предприятиях различных форм собственности
Реферат Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях 2
Реферат Бухгалтерский и налоговый учет арендных операций
Реферат Бухгалтерская отчетность 2 Бухгалтерская отчётность
Реферат Бухгалтерский учет в банках 2 Ознакомление с
Реферат Бухгалтерская отчетность 19