Уголовное право
Тема:
Бандитизм. Понятие, состав и виды данного преступления
СодержаниеВведениеГлава 1. Исторический аспект1.1 Советский период1.2 Постсоветский периодГлава 2. Анализ понятия и признаков бандитизма2.1 Понятие и признаки банды в действующем законодательстве2.2 Понятие и признаки бандитизма в действующемзаконодательстве 2.3 Проблемные вопросы отграничения бандитизма от смежныхсоставов преступленийЗаключениеСписок использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. По официальным данным МВД России,количество уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма, увеличиваетсякаждый год[1]. При этом вправоприменительной практике подобные дела нередко вызывают значительныезатруднения, обусловленные зачастую многоэпизодностью криминальных деяний,большим количеством участников банд, разнообразием их ролей при совершениипреступлений, нередким психологическим, физическим воздействием в отношениипотерпевших и свидетелей в целях принуждения их к даче показаний,предпочтительных для членов банды. Анализ следственной и судебной практики поделам о бандитизме показывает, что нередко в процессе предварительногорасследования и рассмотрения дела в суде возникают сложности при квалификациипреступлений, отграничении бандитизма от смежных составов преступлений.
Различные аспекты бандитизма освещались в научных работахтаких известных специалистов в области уголовного права, как С.В. Бородин, Л.Д.Гаухман, П.И. Гришаев, П.Ф. Гришанин, Е.А. Гришко, С.В. Дьяков, Н.Г. Кадников,Н.И. Карпец, М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, Ю.А. Красиков, Ю.Б. Мельникова, Э.Ф.Побегайло, В.С. Устинов и др. Они внесли значительный вклад в научнуюразработку проблем повышения эффективности противодействия организованнойпреступности, бандитизму. Однако их исследования осуществлялись в качественноиных социальных, экономических и политических условиях жизни нашего общества. Всоветский период на уровне официальной статистики наблюдалось стабильноеснижение групповой преступности, а об организованной преступности упоминалосьфрагментарно, в основном лишь как о необычном для нашей страны явлении. Случаивозбуждения уголовного дела по факту бандитизма были исключительно редкими.
В современных условиях бандитизм исследовался такими учёнымикак П.В. Агапов, В.М. Быков, М.В. Геворкян, А.И. Гуров, В.С. Комиссаров, Д.А.Корецкий, О.А. Попова, Т.А. Пособина, Т.Д. Устинова, А.В. Шеслер, Т.В. Шутемоваи др.
В последние годы, к сожалению, криминальные проявлениябандитизма из единичных разрозненных фактов переросли в самостоятельный видпреступности, занимающий в её структуре весьма заметное место как по характеруи степени общественной опасности, так и по удельному весу в общем объёмепреступности и особенно в наиболее опасных ее видах – организованнойпреступности, вооружённой преступности.
Объектом исследования является правовое регулирование уголовной ответственности забандитизм.
Предмет исследования включает в себя теоретические аспекты развития отечественногои современного зарубежного законодательства об уголовной ответственности забандитизм, нормы действующего отечественного уголовного законодательства обответственности за бандитизм.
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и выводов обандитизме как уголовно-правовом явлении негативного характера.
Данная цель обусловила определение и решение в ходе настоящегоисследования следующих задач:
1) ретроспективный анализ отечественного уголовногозаконодательства об ответственности за бандитизм;
2) сравнительно-правовой анализ современного отечественного изарубежного законодательства об уголовной ответственности за бандитизм;
3) исследование уголовно-правовой характеристики составапреступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ;
4) логико-правовой и сравнительно-правовой анализ проблемныхвопросов квалификации бандитизма и его отграничения от смежных составов преступлений.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследованиясоставляет общенаучный диалектический метод познания изучаемых в настоящейработе общественных отношений, социальных явлений, уголовно-правовых норм икриминологических закономерностей, связанных с бандитизмом. При изученииконкретных фактов бандитизма, уголовного законодательства об ответственности занего использовались методы наблюдения, анализа документов,системно-структурного анализа, сравнительно-правовой, статистический,формально-юридический, историко-правовой.
Правовую основу исследования составили положения Конституции РФ,отечественного уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительногозаконодательства, уголовного законодательства отдельных зарубежных государств,федеральных законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Пленума ВерховногоСуда РФ, относящиеся к теме исследования.
Теоретической основой исследования являются основные положения научных трудов поуголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву,криминологии, философии, логике, юридической психологии, истории государства иправа таких специалистов, как А.М. Абдулатипов, Г.А. Аванесов, Ю.М.Антонян, Р.А. Базаров, С.В. Бородин, Д.А. Бражников, Ф.Г. Бурчак, Н.И. Ветров,В.А. Волынский, P.P. Галиакбаров, Л.Д. Гаухман, П.И. Гришаев П.Ф. Гришанин,Г.В. Дашков, А.И. Долгова, Н.Г. Кадников, М.И. Ковалев, И.Я. Козаченко, В.С.Комисаров, Д.А. Корецкий, Ю.А. Красиков, Г.А. Кригер, Н.Ф. Кузнецова, В.Н.Курченко, С.Я. Лебедев, В.И. Морозов, З.А. Незнамова, Б.С. Никифоров, Г.П.Новосёлов, С.Г. Ольков, А.А. Пионтковский, О.А. Попова, Т.А. Пособина, Э.Ф.Побегайло, B.C. Прохоров, Б.Т. Разгильдиев, С.Н. Сабанин, Р.А. Сабитов, Д.В.Савельев, Н.С. Таганцев, П.Ф. Тельнов, А.Н. Трайнин, В.С. Устинов, Т.Д.Устинова, И.Я. Фойницкий, Г.В. Хашимов, М.Д. Шаргородский, А.В. Шеслер и др.
Глава1. Исторический аспект1.1 Советскийпериод
Рассмотрим вопросы эволюции норм о бандитизме в российскомзаконодательстве. Следует отметить, что их основой является понятие «шайки»,которое встречается в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 923-926 Раздела V). Данное деяние относилось к преступлениям и проступкам противобщественного благоустройства и благочиния. В Уложении 1903 г. действия преступной шайки признавались преступлением, нарушающим общественное спокойствие, тоесть они признавались направленными против общественной безопасности[2].
В дореволюционный период понятие «бандитизм» не упоминалось.Вместе с тем признаки «шайки», отраженные в законодательстве того периода заложилиоснову для определения банды и бандитизма в уголовном праве.
В советский период первое упоминание о бандитизме встречаетсяв Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918 г. «О суде», однако его содержание нераскрывалось.
Дефиниция бандитизма появилась в Постановлении ВЦИК от 20июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных навоенном положении». Он определялся как «участие в шайке, составившейся дляубийств, разбоя и грабежей, пособничество им и укрывательство».
Согласно Декрету СНК РСФСР от 19 февраля 1920 г. «О передаче лиц, обвиняемых в бандитизме, суду Военно-Революционного Трибунала» лица,обвиняемые в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и налетах, должныпредаваться суду военно-революционного трибунала.
В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики» при губернских трибуналах былисозданы специальные отделения для рассмотрения дел о бандитизме.
Постановлением СНК от 19 февраля 1920 г. «О мерах борьбы с бандитизмом» ВЧК и Реввоентрибуналу предоставлялось право утверждатьвоенно-революционные трибуналы в местностях, лежащих вне фронтовой полосы, дляпредания суду лиц, обвиняемых «в вооруженных грабежах, в разбойных нападениях,в налетах». Признавалась «необходимость объединения военных методов борьбы сбандитизмом с методами подхода советских учреждений к крестьянским массам,сочувствующим бандитизму, в политической работе и организационной деятельности,в целях… привлечения населения этих местностей на сторону борьбы сбандитизмом».
Декрет ВЦИК от 2 февраля 1921 г. «О борьбе с дезертирством» к числу квалифицированных видов дезертирства относил участиедезертиров в вооруженных шайках (бандах).
В УК РСФСР 1922 г. бандитизм определялся как «организация иучастие в бандах (вооруженных шайках) и организуемых бандами разбойныхнападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельныхграждан, остановки поездов и разрушения железнодорожных путей, безразлично,сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или несопровождались». Законодатель значительно расширил понятие бандитизма, призналоконченным преступлением не только участие в банде и в совершаемых еюнападениях, но и сам факт организации банды[3].
Трактовка бандитизма в 1920-1930 гг. как «одной из острыхформ политической борьбы свергнутых господствующих классов» позволяла называтьего политическим и даже «кулацким». Другой разновидностью бандитизма являлсятак называемый «городской» бандитизм, для которого было характерно «отсутствиекаких-либо политических лозунгов и окраски».
В историческом развитии бандитизма после 1917 г. следует выделить три периода:
первый период (1920-1950 гг.) — политический бандитизм. Каккриминологический феномен, он стал порождением враждебной по отношению ксоветской власти идеологии, что обусловило его масштабную криминальную активность;
второй период (1960-1980 гг.) — уголовный бандитизм.Насильственные действия были обусловлены корыстными мотивами;
третий период (1996 гг. по настоящее время) — современныйбандитизм, представляющий собой новый качественный уровень деятельности вооруженныхпреступных групп.
УК РСФСР 1960 г. бандитизм («организация вооруженных банд сцелью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятиялибо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых иминападениях») относил к гл. «Государственные преступления» (разд. II «Иныегосударственные преступления»). Содержание ст. 77 УК РСФСР стала более удачной,в ней была четко обозначена цель создания банды. В 1994 г. редакция ст. 77 УК РСФСР была изменена. В связи с появлением новых форм собственности из нееисключено указание на нападения на государственные или общественные предприятияи учреждения. В результате ретроспективного анализа отечественного уголовногозаконодательства об ответственности за бандитизм можно прийти к выводу, чтобандитизм в нашей стране во все времена выделялся как специфическая формагрупповой преступной деятельности, относился к наиболее тяжким преступлениям ихарактеризовался корыстно-насильственной направленностью. За совершениебандитизма всегда предусматривалось наиболее строгое наказание, еще болееусиливающееся в переломные для нашей страны периоды. Бандитизм неоднократнообъектно перенацеливался, рассматриваясь и государственным преступлением противпорядка управления, и иным государственным преступлением, и преступлениемпротив общественной безопасности, при этом изменению подвергалась и конструкцияэтого состава преступления.1.2 Постсоветскийпериод
Высокий уровень преступности в нашей стране является одним из основных факторов, препятствующих осуществлению позитивных социально-экономических реформ. В настоящее время повышение эффективности противодействия преступности представляет собой важную общегосударственную задачу, от решения которой в значительной степени зависит выход России на качественно новый уровень построения демократического правового государства. Масштабы и тяжесть последствий преступности вызывают обоснованную тревогу граждан за безопасность жизни, здоровья, собственности, снижают доверие к государственным вообще и к правоохранительным органам в частности[4].
В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная безопасность.
Существенные изменения в новом УК претерпела и конструкция состава бандитизма. В прежнем УК диспозиция статьи о бандитизме охватывала ответственность и за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, и за участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях. В ст. 209 УК 1996 г. создание банды или руководство ею предусмотрены как самостоятельный состав преступления (ч. 1) и отделены от участия в банде или в совершаемых ею нападениях (ч. 2). Кроме того, и те и другие действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3), выделены в квалифицированный состав.
Наряду с негативными количественными изменениями в криминогенной обстановке в России (если в 1999 г. на уровне официальной статистики было зарегистрировано 3001748 преступлений[5], то в 2007 г. – уже 3582541[6]) в последнее десятилетие произошла и серьёзная качественная трансформация преступности, выразившаяся в активном продуцировании её организованных форм.
Организованность современной преступности повышает уязвимость населения от преступлений. Уровень защищенности личности и собственности остается недостаточным и существенно отстает от уровня организованности и профессионализма преступников, тщательно подготавливающих преступления.
Особую общественную опасность представляют собой преступления, совершаемые организованными устойчивыми вооруженными группами – бандами: убийства, разбойные нападения, захваты заложников, похищения людей, вымогательства.
Статистические данные показывают, что с начала 90-х годов XX века на всей территории России произошёл резкий скачок бандитизма – почти в 60 раз[7].
В Российской Федерации создание и развитие законодательной базы противодействия организованной преступности началось лишь в начале 90-х годов. Еще депутатами Верховного Совета РСФСР были впервые разработаны проекты Законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией», начата работа над проектами таких важных актов, как Закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов», Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству».
К сожалению, сложившаяся к тому времени политическая обстановка в стране не позволила первому российскому парламенту достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов в реализации намеченных целей. Эстафету у него приняла Государственная Дума первого созыва. За два года работы ей удалось продвинуться вперед. В частности, все четыре вышеназванных проекта Законов были существенно переработаны, приведены в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации и современными требованиями уголовной политики.
Следует отметить, что работа над ними была далеко не простая. Противодействие их принятию оказывалось как извне, так и внутри парламента. Какими силами и по какой причине — тема отдельного разговора. Отметим лишь, что обуздать организованную преступность может только сильное государство. В тот же период времени господствовало ошибочное мнение, что либеральный, демократический путь развития России несовместим с сильной, а при необходимости даже с жесткой государственной властью.
В сфере уголовной политики как бы столкнулись два диаметрально противоположных подхода: ультралиберальный и ультраконсервативный. Основной характерный признак первого подхода отмечен выше. Говоря о нем, можно указать на следующий явный перекос, наблюдавшийся у сторонников ультралиберального подхода. Суть их позиций: сострадание к лицу, совершившему преступление, и полное забвение прав и законных интересов жертвы преступления, государства и общества в целом.
Ничем не лучше был ультраконсервативный подход, суть которого состояла в переносе центра тяжести борьбы с преступностью и иными правонарушениями исключительно на репрессивные меры.
В Концепции национальной безопасности (документ утратил силу), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300[8], было сказано, что «национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально — политической основы этих противоправных явлений, разработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности». В это время уже была осознана и понята необходимость эффективной борьбы с преступностью в целом, особенно с организованной преступностью, как одной из угроз национальной безопасности России.
В то же время, в том же 1997 г. Специальной группой Центра стратегических и международных исследований США по поручению Конгресса США был подготовлен доклад о российской организованной преступности[9]. В нем прямо говорится о том, что «если не обуздать организованную преступность, то России грозит опасность превратиться в криминально — синдикалистское государство, т.е. тройку, состоящую из бандитов, коррумпированных правительственных бюрократов и определенного рода нечестных и иногда достаточно известных бизнесменов, продолжающих накапливать огромное богатство, поощряя и используя коррупцию и уязвимые места, характерные для общества, которое находится на переходном этапе развития».
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»[10] вполне обоснованно отмечается особая опасность современного бандитизма, представляющего серьезную угрозу как для личной безопасности граждан и их права собственности, так и для нормального функционирования государственных учреждений и органов, а также коммерческих и иных организаций. Если еще 15 лет тому назад количество банд в стране было немногочисленным, и они лишь иногда совершали нападения на граждан и организации, то в современный период проблемы изучения бандитизма для повышения эффективности противодействия ему актуализируются с особой остротой в связи с многократным увеличением банд и численности их участников, несопоставимым повышением уровня их технической оснащённости и вооружённости, а также в связи с тем, что бандитизм представляет собой в настоящее время основу организованной преступности.
Наряду с негативными количественными изменениямикриминогенной обстановки в России в постсоветский период произошла и серьезнаякачественная трансформация преступности, выразившаяся в активномраспространении ее организованных форм, поэтому все большую остроту приобретаетборьба с бандитизмом как одним из наиболее опасных и распространенныхпроявлений организованной преступности, характеризующимся повышеннойобщественной опасностью. При этом необходимо отметить, что широкоераспространение получил не только общеуголовный бандитизм. Сепаратистские,религиозно-националистические тенденции в Чечне возродили так называемыйполитический бандитизм, который сопряжен с другими тяжкими преступлениями(убийствами, терроризмом, захватом заложников и т.п.).
На особую опасность бандитизма, представляющего реальнуюугрозу как для личной безопасности граждан и их имущества, так и длянормального функционирования государственных, коммерческих и иных организаций,обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».
Кроме того, необходимо отметить, что в следственной исудебной практике встречаются различные подходы при определении основныхпризнаков состава при квалификации бандитизма, допускаются ошибки как приотграничении бандитизма от иных внешне сходных преступлений, так и приквалификации совершаемых бандой преступлений по совокупности с другимипреступлениями. Глава2. Анализпонятия и признаков бандитизма2.1 Понятие и признаки банды в действующем законодательстве
Согласност. 209 Уголовного Кодекса РФ, />создание устойчивойвооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, аравно руководство такой группой (бандой) -/> наказываютсялишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере доодного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы насрок от одного года до двух лет.
/>/>Участие вустойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях -/> наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцатилет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и сограничением свободы на срок до одного года.
/>/>Данные деяния,совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -/>наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафомв размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничениемсвободы на срок от одного года до двух лет.
/>В юридической литературе бандапризнается одной из форм соучастия (организованной группой или преступнымсообществом). По нашему мнению, говорить о соучастии, в частности при созданиибанды, возможно не всегда. Для его наличия необходимо, чтобы соучастникисначала определили непосредственного исполнителя конкретного преступления исовершили хотя бы приготовительные действия к конкретному преступлению,предусмотренному УК РФ. Такой состав преступления, как нападение, в УК РФотсутствует. Законодатель признает оконченным преступлением сам факт созданияустойчивой вооруженной группы, лишь поставившей перед собой цель нападения,даже при отсутствии признаков соучастия в конкретном преступлении. ПленумВерховного Суда РФ расширил легальное определение банды, данное в УК РФ, засчет включения в понятие двух дополнительных признаков — организованности испециальной цели.
Признак целенаправленности (в целях нападения) относится не кпонятию банды, а к такому составу преступления, как создание банды, являющемусялишь одной из четырех форм бандитизма. Понятия «банда» и «бандитизм» нетождественны: банда — устойчивая вооруженная группа; бандитизм — созданиебанды, руководство ею, участие в ней или участие в совершаемых ею нападениях.
Лица, составляющую группу, должны обладать признакамисубъекта преступления: достижение соответствующего возраста и вменяемость.
Группу, состоящую из двух физических лиц — взрослого инесовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, бандой считать нельзя. Аналогичнодолжен решаться вопрос и в том случае, если группу составляют психическиздоровый человек и невменяемый.
Действия лиц, не признаваемых субъектом бандитизма, носпособных нести ответственность за другие преступления, следует квалифицироватькак приготовление к совершению конкретного насильственного деяния, присовершении которого планируется нападение. В случае совершения вооруженногонападения, содержащего признаки конкретного насильственного преступления,действия участников группы подлежат квалификации за фактически совершенныепреступления против личности, собственности, общественной безопасности и т.п.по признакам вооруженности и организованной группы. В случае присоединения ктакой группе субъекта бандитизма, осознающего фактические обстоятельстванесубъектности такой группы как банды, который руководит конкретныминападениями устойчивой вооруженной группы, действия виновного надлежитквалифицировать как организацию конкретных насильственных преступлений противличности, собственности, общественной безопасности и т.п. по правилам ч. 5 ст.35 УК РФ и признакам вооруженности организованной группы.
Если же виновный лично совершает нападения совместно счленами устойчивой вооруженной группы, то его действия образуют соисполнениеконкретного насильственного преступления. Заблуждение виновного относительногруппы как банды (например, возраста членов устойчивой вооруженной группы),полагающего, что он является участником банды, свидетельствует о фактическойошибке. В этом случае имеет место покушение на руководство бандой или научастие в банде либо покушение на участие в совершаемых бандой нападениях.Фактически совершенные конкретные насильственные преступления требуютсамостоятельной квалификации.
Рассмотрим устойчивость как признака банды. Об устойчивостибанды могут свидетельствовать стабильность ее состава, тесная взаимосвязь междучленами банды, согласованность их действий, постоянство форм и методовпреступной деятельности и др. Длительность существования банды и количествосовершенных преступлений имеют факультативное значение и не могутрассматриваться в качестве сущностных признаков устойчивости.
Данный признак следует рассматривать в качествеконститутивного признака вооруженной группы, которая лишь после появленияустойчивости становится бандой. Сама же банда может и не стать устойчивой послеее создания. Бандитизм (создание банды) является оконченным преступлением послепоявления всех его конструктивных признаков (устойчивости группы, еевооруженности, наличие целей нападения на граждан или организации), поэтомуотсутствие признака устойчивости именно банды на квалификацию действий членовустойчивой вооруженной группы не влияет.
Таким образом, к сущностным признакам устойчивости в составебандитизма можно отнести лишь определенную стабильность основного составагруппы, относительно тесную взаимосвязь между отдельными ее членами, а такженеобходимую и достаточную согласованность их действий. Все остальные признакиустойчивости, называемые в литературе, следует относить к наиболее типичным ичасто встречающимся в судебной практике, но не к характерным признакам,необходимым для признания вооруженной группы устойчивой, то есть бандой[11].Проанализируем такой признак банды, как ее вооруженность, предполагающаяналичие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числеметательного, оружия, как заводского изготовления, так и самодельного,различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия.Использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружияили его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности.При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых членами бандыпри нападении, следует руководствоваться положениями Закона РоссийскойФедерации «Об оружии», а в необходимых случаях и заключением экспертов. Покасам законодатель не ограничит круг предметов, которые следует признаватьоружием применительно к признаку вооруженности банды (например, определив его впримечании к ст. 209 УК РФ), под оружием, наличие которого определяет признаквооруженности банды, следует понимать любые устройства или предметы любогопроизводства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Исходяиз буквального толкования начальной части текста ч. 1 ст. 209 УК РФ,законодатель признает бандой устойчивую вооруженную группу, а цель нападения награждан или организации относит к субъективной стороне такого составабандитизма, как создание банды. Судебная же практика и доктрина уголовногоправа вполне обоснованно относят специальную цель нападения на граждан иорганизации также к руководству бандой и участия в ней.2.2 Понятие и признаки бандитизма в действующем законодательстве
В ст. 209 УК РФ описаны четыре формы бандитизма: 1) созданиебанды; 2) руководство бандой; 3) участие в банде; 4) участие в совершаемыхбандой нападениях.
Создание банды предполагает совершение любых действий,результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженнойгруппы в целях нападения на граждан либо организации. Они могут выражаться всговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п.Определение момента окончания преступления зависит от способа создания банды.
Можно выделить два способа создания банды. Первый способпредполагает ее организацию путем изначального «формирования» всехосновополагающих (системообразующих) признаков банды; второй — создание бандыпутем преобразования уже существующей банды: выделение, разделение, объединение[12].
Суть руководства бандой заключается в том, что междуруководителем банды и ее членами возникают отношения властеподчинения (властеотношения).Руководитель банды имеет неформальные властные полномочия по отношению к членамбанды, которые осознаются и принимаются всеми, его указания являютсяобязательными для исполнения, их игнорирование предполагает применение кнарушителям определенных санкций. Реализация таких полномочий и естьруководство бандой, в какой бы форме она ни выражалась. Данное преступлениесчитается оконченным с момента начала выполнения лицом властных функций вбанде.
В качестве одной из форм проявления бандитизма выступаетучастие в банде. «Участие в банде» — довольно емкое по своему содержаниюпонятие. Наиболее типичные формы совершения рассматриваемого преступленияназваны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». В работепроанализированы и другие возможные формы участия в банде.
Непосредственно действия участников банды в интересахпоследней могут быть[13]:
— связаны с нападениями и содержать состав самостоятельногопреступления (кроме бандитизма), например разбоя, убийства, изнасилования,захвата заложников, похищения человека, вымогательства и т.п. Такие действиядолжны квалифицироваться по совокупности как бандитизм (участия в банде) иисполнение конкретного насильственного преступления;
— не связаны с нападениями, но содержать составсамостоятельного преступления (кроме бандитизма), например незаконноеприобретение оружия, наркотических средств, угон транспортного средства и пр.Такие действия должны квалифицироваться по совокупности как бандитизм (участиев банде) и исполнение конкретного ненасильственного преступления, а при наличиисоответствующих признаков и как пособничество в насильственном преступлении;
— не связаны с нападениями, но содержать признакипособничества в насильственном преступлении (кроме бандитизма), в частностифинансирование банды, предоставление транспортного средства, участие вобсуждении планов нападений, подыскание объектов для нападений. Такие действиявиновного следует квалифицировать по совокупности как бандитизм (участия вбанде) и пособничество в насильственном преступлении;
— не связаны с нападениями и не содержат ни составасамостоятельного преступления, ни пособничества в насильственном преступлении(кроме бандитизма), например обеспечение жизнедеятельности банды: обслуживаниеруководителя банды, непосредственных исполнителей нападений, содержание иподготовка средств и орудий нападений, содержание в порядке базы, логова членовбанды. Такие действия необходимо квалифицировать только как бандитизм (участиев банде).
Одна из форм бандитизма определена в ч. 2 ст. 209 УК РФ какучастие в совершаемых устойчивой вооруженной группой (бандой) нападениях. Поднападением понимаются любые действия, направленные на причинение вреда объектууголовно-правовой охраны, сопряженные с физическим или психическим насилиемлибо готовностью при необходимости применения такого насилия. Законодатель вданном случае предусмотрел ответственность за соисполнительство; исполнителямиэтого преступления являются лица, совершающие нападения совместно с бандой.Моментом окончания любого бандитского нападения следует признавать моментначала выполнения объективной стороны того конкретного насильственногопреступления, в форме которого совершается нападение, то есть покушение нанасильственное преступление уже следует рассматривать как оконченное бандитскоенападение.
При буквальном толковании ч. 1 ст. 209 УК РФ указанная взаконе цель является не признаком банды как таковой, а отнесена законодателем кпризнакам субъективной стороны такого состава бандитизма, как создание банды.Нападения сами по себе являются не целью деятельности банды, а выступаютспособом достижения конкретных преступных целей (завладения имуществом,уничтожения или повреждения имущества, убийства, изнасилования, захватазаложников, похищения человека, освобождения лиц, содержащихся под стражей, идр.). Подтверждением данного суждения могут служить положения упомянутогопостановления Пленума Верховного Суда РФ.
Создание любой организованной группы лиц, объединенных единойцелью, невозможно без предварительной договоренности между этими лицами (безпредварительного сговора). Сговор предполагает наличие как минимум двух лиц.Поэтому субъектами создания банды являются все первоначальные «учредители»группы, обладающей признаками банды, независимо от степени инициативности иактивности каждого из них.
Исходя из формулировки ч. 1 ст. 209 УК РФ, любое лицо, пустьдаже и не участвовавшее на первоначальном этапе формирования устойчивойвооруженной группы, имеющей целью нападения на граждан или организации, ноприсоединившееся к такой группе до появления всех признаков состава созданиябанды (вооруженности, устойчивости, целенаправленности), должно признаватьсясоздателем банды. В том случае, если имеется устойчивая вооруженная группа,совершающая нападения на граждан или организации, но ее участники не являютсясубъектами бандитизма в силу возраста или невменяемости, за исключением одного,а к ней присоединяется лицо — субъект бандитизма, осознающее это фактическоеобстоятельство, то создание банды будет окончено именно с момента присоединениявторого субъекта бандитизма. Следовательно, это присоединившееся к такой группелицо также необходимо признавать создателем банды[14].
Рассматривая вопрос о субъекте руководства бандой, надо иметьв виду, что в отличие от состава создания банды, когда для оконченного составапреступления необходимо наличие как минимум двух субъектов бандитизма,руководство бандой может осуществлять одно лицо. Вместе с тем нельзя исключитьслучаи, когда руководство бандой в целом осуществляется коллегиально (двумя илиболее лицами). При этом между руководителями могут быть распределены конкретныефункции.
В реальной жизни возможна ситуация, когда созданная бандаможет не иметь руководителя в юридическом смысле, а стало быть, не будет исостава руководства бандой. К примеру, бандой «руководит» лицо, признанноеневменяемым.
Понятие «служебное положение» тождественно понятию «служебныйстатус» и включает не только правомочия служащего как совокупность егосубъективных прав и обязанностей, но и ограничения, запреты, связанные сослужбой, требования к служебному поведению, его ответственность и гарантии.Служебное положение по своему содержанию более широкое понятие, чем понятие«полномочия».
В этой связи существуют проблемы квалификации действийвиновного, который участвует в создании банды, используя свое служебноеположение, а затем участвует в банде (руководит ею), будучи лишенным свогослужебного статуса, или наоборот. При таких обстоятельствах действия виновногонадлежит квалифицировать соответственно по совокупности преступлений,предусмотренных ч. 1 (ч. 2) и 3 ст. 209 УК РФ или ч. 3 и 1 (ч. 2) ст. 209 УК РФ.
При квалификации действий виновного по ч. 3 ст. 209 УК РФ необязательно, чтобы лицо каждый раз при совершении действий в интересах бандыиспользовало свое служебное положение. Достаточно одного факта использованиясвоего служебного положения при создании банды, во время руководства ею, атакже в процессе участия в банде[15]. Вместе с тем дляпризнания квалифицированного вида участия в совершаемых бандой нападенияхнеобходимо, чтобы лицо, не являющееся членом банды, каждый раз в процессенападения использовало свое служебное положение. В противном случае действиявиновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренныхч. 3 ст. 209 (при совершении нападения совместно с бандой с использованиемсвоего служебного положения) и по ч. 2 ст. 209 УК РФ (при совершении нападениясовместно с бандой без использования своего служебного положения).
Рассматриваемый квалифицирующий признак бандитизма носитличностный характер, относится исключительно к специальному субъектубандитизма, поэтому по ч. 3 ст. 209 УК РФ не могут быть квалифицированыдействия иных субъектов бандитизма даже в том случае, если они осознавалииспользование специальным субъектом своего служебного положения при совершениибандитизма. 2.3 Проблемные вопросы отграничениябандитизма от смежных составов преступлений
Особенность бандитизма, по действующему законодательству,заключается в схожести по объективной и субъективной сторонам со многимисоставами преступлений, что не способствует успешному противодействию этомуявлению.
Преступное сообщество (преступная организация), в действующемуголовном законодательстве, характеризуется более высокой степеньюорганизованности и сплочённости по сравнению с бандой.
Деятельность общественных и религиозных объединений,посягающих на личность и права граждан, направлена против общественнойнравственности и связана с насилием над гражданами, как внутри этихобъединений, так и вне их, с побуждением их к отказу от исполнения гражданскихобязанностей или к совершению иных противоправных деяний, в отличие от банд,деятельность которых направлена против общей безопасности и связана снападениями на граждан, не являющихся их членами. Кроме того, банда обязательновооружена, что не является обязательным для этих объединений.
Деятельность экстремистского сообщества и экстремистскойорганизации направлена против основ конституционного строя и безопасностигосударства, и связана с подготовкой или совершением преступлений по мотивамполитической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненавистиили вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либосоциальной группы, в отличие от банды, деятельность которой направлена на общуюбезопасность и связана с нападениями на граждан и организации, как правило, покорыстным мотивам. Кроме того, вооружённость не является обязательным признакомэкстремистского сообщества и экстремистской организации, в отличие от банды.
Незаконные вооружённые формирования являются военнымиформированиями, созданными с целью осуществления задач любого характера, вотличие от банды, которая создается только с целью совершение нападений наорганизации и граждан. Кроме того, банду могут образовать два и более человека,незаконное вооружённое формирование должно соответствовать минимум первичномузвену воинской части – отделению.
Бандитизм, по мнению некоторых исследователей, имеет рядсходных черт с терроризмом[16]. В частности, Д. В.Якушев подчеркивает что, в связи со складывающейся в последнее время ситуациейв мире, особое внимание следует уделить разграничению состава бандитизма ссоставом, предусмотренным ст. 205 УК РФ (терроризм)[17].Как верно подметил В. Емельянов[18], сегодня в РоссийскойФедерации на фоне роста преступлений террористического характера нередко одни ите же события оцениваются и как терроризм, и как бандитизм, а в средствахмассовой информации такие понятия, как «террорист» и «бандит» в основномупотребляются в качестве взаимозаменяемых слов-синонимов.
Причины этого кроются в истории развития уголовногозаконодательства России. Норма об уголовной ответственности за терроризмвпервые была введена в российское уголовное право в 1994 году (ст. 2133 УКРСФСР), поэтому при советской власти в средствах массовой информации отерроризме не упоминалось, а действия, схожие с сегодняшним терроризмом,трактовались как «бандитские». Соответственно понятие «террорист» неиспользовалось, зато широкое распространение не только в законодательстве, но ив бытовой сфере получило понятие «бандит». При разработке УК РФ норма отерроризме была воспринята в другой редакции (ст. 205 УК РФ), Федеральнымзаконом «О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекс РоссийскойФедерации» РФ № 26 от 9 февраля 1999 года ч.3 ст. 205 УК РФ была дополненановыми объективными признаками.
УК РФ 1996 года поместил составы терроризма и бандитизма водну главу (Глава 24 УК РФ), следовательно, установил и некоторые общие ихпризнаки.
Однако новый подход законодателя к определению понятиятерроризма не допускает отождествления, применяемого в советское время, ипредставляет собой серьезную юридическую ошибку. Хотя на практике могутвозникнуть проблемы при квалификации терроризма, совершенного организованнойгруппой с применением огнестрельного оружия (п. «в» ч. 2, ч. 3 ст. 205 УК РФ) иотграничения этого преступления от бандитизма (ст. 209 УК РФ).
Рассматривая данные составы преступлений в сравнении,необходимо проанализировать их объективные (объект и объективную сторонупосягательства) и субъективные признаки (субъект и субъективную сторонупосягательства).
В уголовно-правовой доктрине принята классификация объектовпосягательства на общий, родовой, видовой и непосредственный. Исходя из этого,можно говорить о родовом объекте терроризма и бандитизма как о кругеобщественных отношений и интересах, посягательства на которые определеныразделом IX УК РФ: общественная безопасность, общественный порядок, здоровьенаселения и общественная нравственность, экологическая, транспортная икомпьютерная безопасность. В то же время видовым объектом терроризма ибандитизма является круг общественных отношений и интересов, связанных собеспечением общественной безопасности (в узком смысле этого слова).
Представляется, что терроризм как единичное преступлениеявляется много объектным, то есть всегда имеет несколько непосредственнымобъектом терроризма являются общественные отношения и интересы по охране иподдержанию общественной безопасности. Дополнительным непосредственным объектомвыступают: нормальное функционирование органов власти, жизнь и здоровьеграждан, чужая собственность.
Непосредственный объект бандитизма – основы государственногоуправления в области обеспечения общественной безопасности для граждан,организаций и их ценностей. К числу дополнительных объектов бандитизма следуетотнести жизнь людей, государственную и личную собственность, здоровье и другиеценности, и интересы личности. Следовательно, оба преступления сходны пообъекту посягательства.
Терроризм (от лат. tеrror – страх, ужас) в Федеральном законе«О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. определяется как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а такжеуничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающиеопасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либонаступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целяхнарушения общественной безопасности, устрашения населения, иди оказаниявоздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, идиудовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательствона жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целяхпрекращения его государственной или иной политической деятельности либо измести за такую деятельность; нападение на представителя иностранногогосударства или сотрудника международной организации, пользующихся мировойзащитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц,пользующихся международной зашитой, если это деяние совершено в целяхпровокации войны или осложнения международных отношении» (ч. 1. ст. 3)[19].Таким образом, считаем возможным согласиться с И. Артамоновым в том, чтородовым признаком терроризма, является устрашение, насилие или угроза егоприменения, вызывающие страх, панику среди людей[20].
Терроризм – преступление со сложной объективной стороной,которая характеризуется несколькими актами поведения преступника: взрывом, поджогом,иными общественно опасными действиями, создающими опасность гибелинеопределенного круга людей, причинения значительного материального ущерба идругих тяжких последствий или угрозой совершения таких действий[21].При этом, по мнению О. Аксенова, конструкция объективной стороны юридическиставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасныхпоследствий и созданием лишь опасности их возникновения[22].Бандитизм же выражается в создании банды, руководстве бандой, участии в бандеили в совершаемых ею нападениях, а жертвами бандитизма становятся те, на когонепосредственно направлены акты насилия, их количество находится в прямойзависимости от конкретных насильственных действий банды, то есть в той или иноймере определены деятельностью самой банды. При совершении бандитизма виновныевступают в непосредственное соприкосновение с потерпевшими, тогда как при актахтерроризма потерпевшие дистанцированы от виновных[23].
С объективной стороны акты терроризма могут совершатьсяорганизованной группой. Этот признак полностью совпадает с признакоморганизованности в составе бандитизма, поэтому не может быть положен в основуразграничения данных составов.
Отличительным признаком бандитизма от терроризма является еговооруженность. Какое конкретно количество единиц оружия и какие его видынаходятся на вооружении у банды для квалификации значения не имеет. Длятерроризма лишь применение огнестрельного оружия выступает в качествеконститутивного признака квалифицированного состава преступления (п. «в» ч. 2ст. 205 УК). Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «Об оружии» от 13 декабря1996 года, под огнестрельным оружием понимается оружие, предназначенное длямеханического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленноедвижение за счет энергии порохового или иного заряда[24].
Необходимо заметить, что признак вооруженности при совершениитерроризма может иметь место только тогда, когда огнестрельное оружиедействительно было использовано «по функциональному назначению» и способнопричинить тяжкий вред здоровью потерпевшего. При использовании заведомо длявиновного негодного огнестрельного оружия, признак вооруженности при совершенииакта терроризма отсутствует.
Групповой терроризм должен признаваться вооруженным в томслучае, если огнестрельное имелось хотя бы у одного из преступников приосведомленности других исполнителей об этом. В противном случае речь может идтилишь об эксцессе того лица, которое использовало огнестрельное оружие присовершении акта терроризма. При бандитских нападениях огнестрельное оружиетакже может применяться, однако могут применяться и другие виды оружия, составже ст. 205 УК РФ не предусматривает его наличия и использования. Таким образом,можно провести разграничение через понимание сущности признака вооруженностиприменительно к бандитизму и к терроризму.
Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо,достигшее четырнадцатилетнего возраста. Субъектом же бандитизма может бытьлицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, также данный составпредусматривает наличие специального субъекта. Состав же терроризма этимпризнаком не обладает. Специфическим признаком состава терроризма, отличающегоего от бандитизма, можно считать количественный состав субъектов. Акттерроризма возможен в исполнении одного лица. В количественном отношении бандаможет завершиться созданием группы, насчитывающей от нескольких до десятковчеловек.
Субъективная сторона анализируемых составов характеризуетсявиной в форме прямого умысла и специальной целью. Цель бандитизма – нападенияна граждан и организации. При этом не обязательно корыстные мотивы внападениях. Насильственные действия при терроризме служат средством достиженияцелей устрашения населения и оказания воздействия на принятие решений. Еслиучастники банды достигают своих целей в ходе самих нападений за счетсобственных действий, то террористы достигают своих целей на фоне созданияобстановки страха за счет действий третьих лиц (органов государственной власти,управления и т. д.), на которых и призваны оказать воздействие устрашающиенаселение общеопасные действия.
Обстановка страха в том или ином населенном пункте можетвозникнуть и в результате действий какой-либо дерзкой банды, но это страх,возникающий постфактум, без намерений его создать и использовать в своих целях,тогда как действия террористов направлены именно на создание обстановки страхасреди населения и использование этого обстоятельства в достижении других,далеко идущих целей. Таким образом, если бандитизм завершается актом насилия,то терроризм с этого только начинается.
Именно эти цели как обязательные признаки составовпреступлений, предусмотренных ст. 205 и ст. 209 УК РФ, являются критериямиразграничения терроризма и бандитизма.
И последнее, в примечании к ст. 205 УК РФ имеется одна существеннаяновелла, предусматривающая освобождение от уголовной ответственноститеррориста, своевременно предупредившего органы власти или способствовавшегопредотвращению осуществления акта терроризма.
Ответственность виновного наступает только за другие действия,совершенные при терроризме, если они содержат состав преступления. Эта нормадает возможность виновному одуматься. Примечание с подобным содержанием в ст.209 УК РФ отсутствует.
Таким образом, проведя сопоставление терроризма (ст. 205 УКРФ) и бандитизма (ст. 209 УК РФ), мы считаем, что между указанными составамиразличий больше, чем сходства, как по объективным, так и субъективным признакамсостава. Поэтому бандитизм не только невозможно отождествлять с терроризмом, нои вообще нельзя отнести к преступлениям террористического характера. Каким бытяжким ни было преступление и какой бы общественный резонанс оно ни получило,действия участников банды не могут быть квалифицированы как террористические,если совершенные в ходе данного преступления насильственные действия быликонечной целью, а обстановка страха возникла независимо от намерений лиц, ихсовершивших.
Поэтому в случае совпадения признаков бандитизма и терроризмав действиях одних и тех же лиц, их деяние должно квалифицироваться по совокупностип. «в» ч.2, ч.3 ст. 205 УК РФ и ст. 209 УК РФ.
Бандитизм от организации преступного сообщества (преступнойорганизации) отличают три признака. Первым разграничительным признакомвыступает вооруженность, характерная для бандитизма. В составе организациипреступного сообщества (преступной организации) данный признак не являетсяобязательным. Цель в составе бандитизма — нападение на граждан или организации,которое может быть не только тяжким, особо тяжким, но и иным по степени тяжестипосягательством. Состав же организации преступного сообщества (преступнойорганизации) предполагает цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений,планирования их совершения, выражающуюся не только в нападениях, но и в другихдействиях.
В ст. 208 УК РФ говорится о таком вооруженном формировании,которое не предусмотрено федеральными законами, то есть оно представляет собойразновидность военного формирования и создается с целью осуществления задачвоенного характера. Эти цели могут быть и общественно полезны в представлениикакой-то определенной группы лиц. Вооруженная банда всегда создается только спротивоправной целью — совершение нападений на организации и граждан. В основуразграничения этих двух преступлений должна быть положена прежде всего цель ихсоздания. Отграничение указанных составов преступлений можно проводить и поколичественному составу банды и незаконного вооруженного формирования. Бандумогут организовать, как минимум, два человека, тогда как самое низовоевооруженное формирование объединяет более или менее значительное число лиц. Длябанды достаточно хотя бы одной единицы оружия, для незаконного вооруженногоформирования оружие должно быть у каждого ее члена. Незаконное вооруженноеформирование структурно воспроизводит одно из воинских подразделений, банда жестроится на произвольной структурной основе.
Проанализировав имеющиеся в юридической литературе точкизрения, касающиеся критериев разграничения бандитизма и организованноговооруженного разбоя, можно прийти к выводу о непреодолимом характере конкуренциимежду разбоем, совершенным вооруженной организованной группой, и бандитскомнападении в целях хищения чужого имущества.
Организованное вымогательство может перерасти в бандитизм припоявлении всех его конструктивных признаков, в то же время вымогательство можетвыступать одной из форм нападений, совершаемых бандой.
Заключение
Врезультате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Устойчивость следует рассматривать в качествеконститутивного признака вооруженной группы. Сущностными ее признаками всоставе бандитизма необходимо считать: определенную стабильность основногосостава группы (как минимум двух лиц, в том числе организатора), наличие теснойвзаимосвязи между отдельными ее членами, а также необходимой и достаточнойсогласованности их действий. Последнее предполагает наличие такого оценочногопризнака, как относительная длительность существования группы.
2. Окончание создания банды зависит от способа ее организациии момента появления последнего конструктивного признака (субъектного состава,устойчивости, вооруженности и целенаправленности — наличие цели нападения награждан или организации).
3. Суть руководства бандой заключается в том, что междуруководителем банды и ее членами возникают отношения властеподчинения(властеотношения). Они характеризуются тем, что руководитель банды имеетнеформальные властные полномочия по отношению к членам банды, которыеосознаются и принимаются последними. Его указания (распоряжения, решения)являются обязательными для исполнения, их игнорирование (неисполнение,уклонение от исполнения) членом банды предполагает применение к нарушителюопределенных санкций. Реализация таких полномочий и есть руководство бандой, вкакой бы форме она ни выражалась.
4. Момент окончания состава преступления — руководство бандой- по существу определяется началом выполнения лицом властных функций в банде,то есть временем начала реализации властных полномочий.
5. Участие в банде следует считать оконченным преступлением смомента, когда лицо дало согласие на участие в банде и подтвердило егопрактической деятельностью в любой форме, направленной на выполнение функцийчлена банды (участие в обсуждении планов, подбор объектов нападения,укрывательство и реализация похищенного, предоставление документов иливыполнение любых иных действий во исполнение планов банды). При этом совершенноне обязательно, чтобы это лицо знало всех или нескольких членов банды. Дляпризнания лица членом банды при наличии определенных субъективных моментовдостаточно взаимодействия хотя бы с одним членом банды или ее руководителем.
6. Под нападением следует понимать любые действия,направленные на причинение вреда объекту уголовно-правовой охраны, сопряженныес физическим или психическим воздействием на человека либо готовностью принеобходимости применения насилия к нему.
7. Такую форму бандитизма, как участие в совершаемых бандойнападениях, можно определить как умышленное совместное участие двух или болеелиц в совершении нападения (соучастие в нападении).
8. Бандитское нападение следует признавать оконченным смомента начала выполнения объективной стороны того конкретного насильственногодействия, в котором четко выражено нападение, то есть покушение нанасильственное преступление уже следует рассматривать как оконченное бандитскоенападение.
Списокиспользованной литературы
Нормативные акты
1. Уголовный кодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред.от 29.12.2009).// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25,ст. 2954
2. Федеральный закон«О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ
3. Федеральный законРоссийской Федерации «Об оружии» от 13 ноября 1996 // Справочная правоваясистема ГАРАНТ
4. Указ ПрезидентаРФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации».// «Собрание законодательства РФ», 10.01.2000, N 2,ст. 170
5. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 N 1 «О практике применения судамизаконодательства об ответственности за бандитизм»// «Российскаягазета», N 20, 30.01.1997
6. ДирективаСледственного комитета при МВД России «Об усилении контроля за расследованиемдел о бандитизме» // Информационный бюллетень ГСУ при ГУВД Свердловскойобласти. – 2004. – № 117
Специальная литература
7. Абдулатипов А. М.Проблемы борьбы с бандитизмом: дис. … канд. юрид. наук. – Махачкала, 1998
8. Аксенов О. В чьихинтересах совершается теракт? // Российская юстиция. – 2001. – № 1, с. 14
9. Артамонов И.«Терроризм»: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. – 2002. – №3, с. 5
10. Ачмиз Л. Г.Бандитизм: правовые, криминологические и правоприменительные аспекты: 12.00.08Ачмиз, Лилит Гургеновна Бандитизм: правовые, криминологические иправоприменительные аспекты (По материалам судебной практики Краснодарскогокрая): Дис.… канд. юрид. наук: 12.00.08 Краснодар, 2006
11. Багмет А.М.Элементы устойчивости как признак организованной преступной группы //Юридическая теория и практика. – 2008. –№ 1.
12. Бражников Д.А.Бандитизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты (по материаламУральского федерального округа): Монография. – Челябинск: Челябинский институт(филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007
13. Бычков В.В.,Багмет А.М. Банда как организованная группа: теория и судебная практика //Уголовное право. – 2007. – № 4. – 0,25 п.л./0,13 п.л.
14. Бычков, В.В.Проблемы квалификации бандитизма по признаку вооруженности // Адвокатскаяпрактика. – 2007. – № 1. – 0,25 п.л.
15. Горюнов В.Е.Уголовно-правовая характеристика бандитизма: Учебное пособие. – Челябинск:Челябинский институт ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2005.
16. Емельянов В.Терроризм, бандитизм, диверсия: вопросы разграничения // Законность. – 2000. –№1, C. 54
17. Ермакова Л. Целькак признак терроризма // Уголовное право. – 2002. – № 2, с. 23
18. Зуев С.В. Историяразвития бандитизма в России // История государства и права. – 2004. – № 5.
19. Комментарий к уголовномуКодексу Российской Федерации (постатейный) (издание 7-е, переработанное идополненное) (отв. ред. В.М. Лебедев).// Юрайт-Издат, 2007
20. Корецкий, Д.А.Современный бандитизм: Криминологическая характеристика и меры предупреждения /Д.А. Корецкий, Т.А. Пособина. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. –С. 111
21. Муркштис, М.И.Ответственность за бандитизм: Автореферат диссертации насоискание ученойстепени кандидата юридических наук. 12.00.08 — Уголовное право и криминология;Уголовно-исполнительное право /М. И. Муркштис; Науч. рук. Т. Ф. Минязева.-М.,2007. -24 с.
22. Муркштис, М.И.Создание банды как оконченный состав преступления / МИ. Муркштис // Уголовноеправо: стратегия развития в XXI веке: материалы Международной научно-практическойконференции. М., 2007
23. Муркштис, М.И.Участие в совершаемых бандой нападениях / М.И. Муркштис // Актуальные проблемыроссийского права. М., 2007. № 1 (4).
24. Состояниепреступности в России за 1999 г. – М.: ГИЦ МВД России, 2000. – С. 4
25. Состояниепреступности в России за 2007 г. – М.: ГИАЦ МВД России, 2008. – С. 6
26. Фредерик Т.Мартенс, Стивен Б. Руза. Внедрение РИКО в Восточной Европе: предусмотрительноили безответственно? // Изучение организованной преступности: российско — американский диалог. М., 1997. С. 195 — 223
27. Якушев Д. В.Уголовно-правовая борьба с бандитизмом: дис. … канд. юрид. наук. – Москва,2002, с. 179