Реферат по предмету "Макроэкономика"


Планирование и распределение прибыли

Министерство образования Российской Федерации Всероссийский Заочный Финансово-экономический институт Кафедра финансы организаций КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Планирование и распределение прибыли . Выполнила Аристархова М. Г. студентка 4 курса город Факультет финансы и кредит ФФБ 12902 Проверила ОМСК,


2005 г. План Глава 1. Теоретическая часть Введение 1.1 Понятие прибыли . 1.2 Функции прибыли 1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия 1.3 Методы планирования прибыли 3.1 Метод прямого счета . 3.2 Аналитический метод 1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии 1.5 Пути увеличения прибыли на предприятии 25 Заключение .31


Глава 2. Расчетная часть 32 Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.


Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности. Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического


анализа. Цель курсовой работы - рассмотреть значение прибыли в рыночной экономике. Для этого рассмотрены следующие вопросы 1. Понятие прибыли 2.Функции прибыли 3.Методы планирования прибыли 4. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия. В процессе выполнения работы анализировалась учебная периодическая и другая литература с целью сбора информации и обобщения ее с последующими выводами. 1.1


Понятие прибыли Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в Капитале определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор Капитала полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя,


буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности.


Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В - третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные


и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть координально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.


В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства - предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль. В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой


и общими издержками, разница между доходами и расходами. В российской практике употребляются определения валовая прибыль, балансовая прибыль, чистая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и ряд других. Эти определения нормативно не закреплены и могут употребляться в самых различных контекстах. 1.2 Функции прибыли Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой


коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным


элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия. В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а так же санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.


1.2 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия. На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства


соответствует общественно-необходимым затратам. Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую балансовую прибыль . Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции плюс внереализационные


доходы доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п. минус внереализационные расходы затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д. Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.


Таким образом, балансовая прибыль Пб может быть определена по формуле Пб Пр Пи Пв.о где Пр - прибыль убыток от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, Пи - прибыль убыток от реализации имущества предприятия, Пв.о доходы убытки от внереализационных операций. Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения


работ или оказания услуг. Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентноспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые независят от деятельности предприятия, относятся конъюктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.


Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле Пр Цi - Сi Vi , где Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции, Сi - себестоимость единицы i-ой продукции, Vi - объем реализации i-ой продукции.


Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.


Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли. Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение


постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.


Величина прибыли в данном случае зависит во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д. в-третьих, от объемов производства чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек


производства. От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к. 1 прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств 2 прибыль необходима для развития НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы , обеспечивающие НТП 3 за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды 4 прибыль необходима для выплаты дивидендов,


а следовательно от нее зависят инвестиции. Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства. 1.3 Методы планирование прибыли. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия организации .


Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено


текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период. Существует два метода планирования прибыли 1.Метод прямого счета. 2.Аналитический метод. 1.3.1. Планирование прибыли методом прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции объем продаж по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы.


Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом используют формулу П В - 3 или П П1 П2 - П3, где П - прибыль В - выручка от реализации продукции по оптовым ценам 3 - полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,


коммерческие и управленческие расходы П1, П2 - соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года П3 - прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов. Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль


по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности к себестоимости за 4 квартал соответственно отчетного и планового года. Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной


политики предприятия. При определении выручки по оплате остатки готовой продукции включают готовую продукцию и товары для перепродажи на складе товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении. Если учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе. Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом


количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует а определения ассортимента по всем позициям номенклатуры б составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции в исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам г установления цен реализации выпускаемой продукции. Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить


факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде. 1.3.2. Планирование прибыли аналитическим методом. Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность


отчетных показателей деятельности предприятия . С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции сравнимой и несравнимой . Рассчитывают по формуле П Т 100-З 100, где П - валовая прибыль от выпуска товарной продукции Т - товарная продукция в ценах реализации предприятия 3 - затраты, руб на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации. Для определения общей суммы валовой прибыли от продаж полученный результат


корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Аналитический метод применяют при укрупненном перспективном планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновидность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рентабельность - отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный


год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме тог, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства. При помощи показателя базовой рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой


продукции и прибыль от продаж в планируемом году. При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий. 1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции


планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения в . 2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница - сумма прибыли убытка от изменения себестоимости. 3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте.


Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента. 4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение


между ценами на отдельные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100 , цену 2 сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д. 5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен в процентах . 6. Исчисление прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.


7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыли в переходящих остатках готовой продукции и вычитают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет. 8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.


9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции. Для исчисления конечного финансового результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов. 1.4 Распределение и использование прибыли предприятия Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия.


Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.


На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.


В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования


резерва по сомнительным долгам. Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов,


финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения фонды накопления фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития и фонды потребления фонд материального поощрения . Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-


исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним.


Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие. Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства


объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п. К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на


пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью.


Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития. Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют


свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий. Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая


влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями 1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею - повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода


на капитал в форме дивидендов, процентов и т.п. и ростом этих доходов в предстоящем периоде за счет обеспечения возрастания вложенного капитала . При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени. 2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации


части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения. 3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.


4. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов или других форм инвестиционного дохода является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход


инвесторов. 5. Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда. 6. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников,


эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность. 7. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень


платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться. Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой ее основу составляет дивидендная политика , формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных


ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия акционеров, вкладчиков - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде. В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям.


Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости. Рисунок 3. Основные направления распределения прибыли предприятия. Исходя из этой основной цели в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются


следующие задачи а обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал б обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли в обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала г обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия. С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия.


Процесс этого распределения базируется на следующих принципах. 1. Связь политики распределения с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.


2. Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестированного капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли


- между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия. 3. Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки его политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях распыления собственности


, т.е. в процессе деятельности крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения . 4. Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом.


Информированность инвесторов в первую очередь акционеров является одним из важных условий обеспечения прозрачности фондового рынка, позволяющей формировать реальную стоимость обращающихся акций. 5. Оценка эффективности разработанной политики определения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих основных показателей коэффициента капитализации прибыли коэффициента дивидендных выплат или выплат прибыли собственникам коэффициента участия персонала


в прибыли и других, рассмотренных ранее. Рисунок 4. Система основных факторов, влияющих на распределение прибыли предприятия 1.5 Пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера 1 увеличение выпуска продукции 2 улучшение качества продукции 3 продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача


его в аренду 4 снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени 5 диверсификация производства расширение рынка продаж и др. Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства. Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает


управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли. Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием


и являются исходным материалом дня работы финансовых менеджеров. В задачи анализа финансовых результатов входят оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли изучение составных элементов формирования балансовой прибыли выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль анализ показателей рентабельности выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации. Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой


величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.


Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.


Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике. На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-


энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена. Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования,


освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции. Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое


также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение


предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения. В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет. В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие


постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции. Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.


При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая и др на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов.


В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20 , а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45 . Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования. В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин.


В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров. На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению


выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей


или не пользуется спросом по другой причине. Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые выпускают продукцию имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться


при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует


работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки. Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов


и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной


на накопление. Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный


для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке.


Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход. Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать


платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками.


Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг. В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности.


Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно. Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег


на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случае доходы облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором - по ставке 15 , так как сертификаты относятся к ценным бумагам. Заключение


Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.


Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции и как результат поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в конечном


итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда Покупная способность заработной платы падает. Последняя определяется индексом реальной оплаты по формуле


Индекс средняя зарплата дополнительные выплаты на одного работника Индекс потребительских цен Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или же увеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.


В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия, методика которого наиболее полно разработана. Для анализа используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу,


отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др. ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ Смета I затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс.руб. Таблица 1 N Вариант сметы строки Статья затрат Вариант II всего в т.ч. на на год IY квартал 1 2 5 6 1 Материальные затраты за вычетом возвратных отходов 33000 8250 2


Затраты на оплату труда 17440 4360 3 Амортизация основных фондов 1981 495 4 Прочие расходы - всего 7589 1897 в том числе 5 а уплата процентов за краткосрочный кредит 360 100 6 б налоги, включаемые в себестоимость 6969 1732 в том числе 7 социальный налог 35,6 6209 1552 прочие налоги 760 180 8 в арендные платежи и другие расходы 260 65 9 Итого затрат 60010 15002 10 Списано на непроизводственные счета 715 267 11


Затраты на валовую продукцию 59295 14735 12 Изменение остатков незавершенного производства 496 124 13 Изменение остатков по расходам будущих периодов 20 5 14 Производственная себестоимость товарной продукции 58779 14607 15 Внепроизводственные коммерческие расходы 5266 1413 16 Полная себестоимость товарной продукции 64045 16020 17


Товарная продукция в отпускных ценах без НДС и акцизов 88000 24000 определить Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды К смете I Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года - 15530 тыс.руб. 1 кв П кв Ш кв. IY кв. Плановый ввод в действие основных фондов, тыс.руб. 4100 3600 Плановое выбытие основных фондов, тыс.руб.


6360 1070 Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования в действующих ценах - 1030 тыс.руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений для варианта 1.2. 14 Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение Таблица 4 N строки Показатель Сумма, тыс.руб. 1 2 3 1 Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года 15530 2


Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов 3717 3 Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов 4067 4 Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования в действующих ценах 1030 5 Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов в действующих ценах - всего 14150 6 Средняя норма амортизации 14 7 Сумма амортизационных отчислений - всего 1981 8


Использование амортизационных отчислений на капитальные вложения 1981 Данные к расчету объема реализации и прибыли Таблица 5 Фактические остатки нереализованной продукции на начало года а в ценах базисного года без НДС и акцизов 2500 б по производственной себестоимости 1950 Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года а в днях запаса 7 б в действующих ценах


без НДС и акцизов 1867 в по производственной себестоимости 1138 Прочие доходы и расходы Операционные доходы Выручка от реализации выбывшего имущества 7600 Доходы, полученные по ценным бумагам облигациям 940 Прибыль от долевого участия в деятельности других предприятий 866 Операционные расходы Расходы по реализации выбывшего имущества 5340


Расходы на оплату услуг банков 70 Внереализационные доходы Доходы от прочих операций 10906 Внереализационные расходы Расходы по прочим операциям 9100 Налоги, относимые на финансовые результаты 1504 Содержание обьектов социальной сферы - всего 1220 в том числе а учреждения здравоохранения 200 б детские дошкольные учреждения 730 в содержание пансионата 290


Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 200 Расчет объема реализуемой продукции и прибыли Таблица 6 N строки Показатель Сумма тыс.руб 1 Фактические остатки нереализованной продукции на начало года 2 а в ценах базисного года без НДС и акцизов 2500 3 б по производственной себестоимости 1950 4 в прибыль 550 5 Выпуск товарной продукции выполнение работ, оказание услуг 6 а в действующих ценах без


НДС и акцизов 88000 7 б по полной себестоимости 64045 8 в прибыль 23955 9 Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года 10 а в днях запаса 7 12 в по производственной себестоимости 1136 11 б в действующ. ценах без НДС и акцизов 1867 13 г прибыль 731 14 Объем продаж продукции в планируемом году 15 а в действующих ценах без НДС и акцизов 88633 16 б по полной себестоимости 64859 17 в прибыль от продажи товарной продукции работ,


услуг 23774 Показатели по капитальному строительству, тыс.руб. Таблица 7 N N Вариант сметы п п Показатели I 1 Капитальные затраты производственного назначения 8100 в том числе 2 объем строительно-монтажных работ. выполняемых хозяйственным способом 3500 3 Капитальные затраты непроизводственного назначения 3120 4 Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом,


9,41 5 Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве 710 6 Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, 25 Плановые накопления 329 Данные к расчету потребности в оборотных средствах Таблица 8 N строки Показатели тыс. руб 1 Изменение расходов будущих периодов 20 2 Прирост устойчивых пассивов 230 3 Норматив на начало года 3.1.


Производственные запасы. 3935 3.2. Незавершенное производство 236 3.3. Расходы будущих периодов 15 3.4. Готовая продукция 501 4 Нормы запаса в днях 4.1. производственные запасы 45 4.2. незавершенное производство 4 4.3. готовые изделия 7 Расчет источников финансирования капитальных вложений Таблица 9 N строки Источник Капитальные вложения производственного назначения


Капитальные вложения непроизводственного назначения Итого 1 Ассигнования из бюджета 2 Прибыль, направляемая на капитальные вложения 2750 2250 3 Амортизационные отчисления на основные производственные фонды 1981 4 Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом 329 5 Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия 710 6


Прочие источники 7 Долгосрочный кредит банка 3040 160 3200 8 Итого 8100 3120 Проценты к уплате ставка 25 годовых 760 40 800 Расчет потребности предприятий в оборотных средствах Таблица 10 N N п п Статьи затрат Норматив на начало года, тыс.руб. Затраты IY кв. тыс.руб всего Затраты IY кв. тыс.руб в день


Нормы запасов, в днях Норматив на конец года, тыс.руб. Прирост , снижение - 1 2 3 4 5 6 7 8 1 Производственные запасы 3935 8250 92 45 4140 205 2 Незавершенное производство 236 14735 164 4 656 420 3 Расходы будущих периодов 15 35 20 4 Готовые изделия 501 14607 162 7 1134 633 5 Итого 4687 5965 1278 Источники прироста 6 Устойчивые пассивы 230 7


Прибыль 1048 Прирост собственных средств 1278 Данные к распределению прибыли, тыс.руб. Таблица 11 N N п п Показатель Вариант сметы 1,2 1 Отчисления в резервный фонд 3000 2 Реконструкция цеха 2750 3 Строительство жилого дома 2250 4 Отчисления в фонд потребления - всего 3020 в том числе 5 а на выплату материальной помощи работникам предприятия 1120 6 б удешевление питания в столовой 1000 7 в на выплату


вознаграждения по итогам года 900 13 Налоги из прибыли 980 14 Налог на прибыль 4131 15 Налог на прочие доходы 6 113 16 Погашение долгосрочных кредитов 1000 Сумма распределенной прибыли 16244 Данные к расчету источников финансирования социальной сферы и НИОКР Таблица 12 N N Вариант сметы п п Показатель I 1


Средства родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях 50 2 Средства целевого финансирования 100 3 Собственные средства, направляемые на содержание детских дошкольных учреждений 730 4 Средства заказчиков по договорам на НИОКР 200 5 Собственные средства, направляемые на НИОКР 200 Проект отчета о прибылях и убытках Таблица 13 N строки


Показатель Сумма тыс.руб 1 2 3 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности 1 Выручка нетто от продажи продукции в планируемом году 88633 2 Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году 64859 3 Прибыль убыток от продажи 23774 П. Операционные доходы и расходы 4 Проценты к получению 940 5 Проценты к уплате 70 6 Доходы от участия в других организациях 866 7


Прочие операционные доходы 7600 8 Прочие операционные расходы 5340 Итого доходы 9406 Итого расходы 5410 Итого 3996 Ш. Внереализационные доходы и расходы 9 Внереализационные доходы 10906 10 Внереализационные расходы - всего 12024 11 а содержание учреждений здровоохранения 200 11 б содержание детских дошкольных учреждений 730 12 в содержание пансионата 290 16 г расходы на проведение научно-исследовательских


и опытно-конструкторских работ 200 17 д налоги, выплачиваемые из прибыли 1504 е прочие 9100 Итого -1118 16 Прибыль убыток планируемого года 26652 Распределение прибыли планируемого года Таблица 14 N строки Показатель Сумма, тыс.руб. Прибыль планируемого года 26652 1 Отчисления в резервный фонд 3000 2 Реконструкция цеха 2750 3


Строительство жилого дома 2250 4 Отчисления в фонд потребления - всего 3020 в том числе 5 а на выплату материальной помощи работникам предприятия 1120 6 б удешевление питания в столовой 1000 7 в на выплату вознаграждения по итогам года 900 13 налоги , выплачиваемые из прибыли 980 14 налог на прибыль 4131 15 налог на прочие доходы 6 113 обслуживание долгосрочного кредита 800 16 Выплата дивидендов 8560 Прибыль планируемого года 26652


Прирост оборотных средств 1048 распределенная прибыль 16244 обслуживание долгосрочного кредита 800 Таблица15 Доходы Расходы Выручка от продажи средства целевого финансирования Поступлен. от родителей за содер детей в дошкол.учреждениях Прирост устойчивых пассивов Операционные доходы Доходы от внереализационных операций Накопления по смр выполняемым хозяйственным способом


Средствапоступающие от заказч. по дог-рам на НИОКР Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве Высвобождение средств из оборота мобилизация получение новых займов, кредитов Прибыль Итого расходов Затраты 55909 55909 Платежи в бюджет - всего 0 в том числе 0 Налоги, включаемые в себестоимость продукции 6969 6969


Налог на прибыль и прочие доходы 4244 4244 Налоги, уплачиваемые из прибыли 980 980 Налоги, относимые на финансовые результаты 1504 1504 Выплаты из фонда потребления материальная помощь и др. 3020 3020 Прирост собственных оборотных средств 230 1048 1278 Капитальные вложения производственного назначения 1981 329 3040 2750 8100


Капитальные вложения непроизводственного назначения 710 160 2250 3120 Затраты на проведение НИОКР 200 200 400 Операционные расходы 5340 5340 Расходы по внереализационным операциям 9100 9100 Содержание объектов социальной сферы 100 50 150 Погашение долгосрочных кредитов 800 800 Уплата процентов по долгосрочным кредитам 70 70 Выплата дивидендов 8560 8560 Отчисления в резервный фонд 3000 3000


Прибыль 23774 3996 -1118 26652 Итого доходов 88633 100 50 230 9406 9686 329 200 710 3200 26652 139196 52 Таблица 16. Баланс доходов и расходов финансовый план Таблица 16 Шифр строки Разделы и статьи баланса Сумма, тыс.руб. 001 I. Поступления приток денежных средств 002 А. От текущей деятельности 003 Выручка от реализации продукции, работ, услуг без


НДС, акцизов и таможенных пошлин 88633 004 Прочие поступления 005 средства целевого финансирования 100 006 поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях 50 007 Прирост устойчивых пассивов 230 008 Итого по разделу А 89013 009 Б. От инвестиционной деятельности 010 Выручка от прочей реализации без НДС 7600 Прочие операционные доходы 011 Доходы от внереализационных операций 10906 012


Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом 329 013 Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР 200 014 Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве 710 015 Высвобождение средств из оборота мобилизация 015 Итого по разделу Б 19745 016 В. От финансовой деятельности 017 Увеличение уставного капитала 018


Доходы от финансовых вложений 1806 019 Увеличение задолженности, в том числе 020 получение новых займов, кредитов 3200 021 выпуск облигаций 022 Итого по разделу В 5006 023 Итого доходов 113764 024 II. Расходы отток денежных средств 025 А. По текущей деятельности 026 Затраты на производство реализованной продукции без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость 55909 027 Платежи в бюджет - всего 13697 в том числе


Налоги, включаемые в себестоимость продукции 6969 028 Налог на прибыль и налог на прочие доходы 4244 029 Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 980 030 Налоги, относимые на финансовые результаты 1504 032 Выплаты из фонда потребления материальная помощь и др.


3020 033 Прирост собственных оборотных средств 1278 034 Итого по разделу А 73904 035 Б. По инвестиционной деятельности 036 Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего 11620 из них 037 Капитальные вложения производственного назначения 8100 038 Капитальные вложения непроизводственного назначения 3120 039


Затраты на проведение НИОКР 400 040 Платежи по лизинговым операциям 041 Долгосрочные финансовые вложения 042 Расходы по прочей реализации 5340 043 Расходы по внереализационным операциям 9100 044 Содержание объектов социальной сферы 1270 045 Прочие расходы целевое финансирование 100 046 Итого по разделу Б 27430 047 В. От финансовой деятельности 048 Погашение долгосрочных кредитов 800 049


Уплата процентов по долгосрочным кредитам 70 050 Краткосрочные финансовые вложения 051 Выплата дивидендов 8560 052 Отчисления в резервный фонд 3000 053 Прочие расходы 054 Итого по разделу В 12430 055 Итого расходов 113764 056 Превышение доходов над расходами 0 057 Превышение расходов над доходами - 0 058 Сальдо по текущей деятельности 15109 059 Сальдо по инвестиционной деятельности -7685 060


Сальдо по финансовой деятельности -7424 Пояснительная записка к расчетной части курсовой работы Пояснения к расчетам таблицы 1 1. Величина амортизационных отчислений определяется по данным т.4 2. Социальный налог определяется в количестве 35,6 от затрат на оплату труда, затем суммированием определяются прочие расходы. 3. Итог затрат на производство определяется суммированием всех экономических элементов затрат. 4. Затраты на валовую продукцию определяются как разница итоговой суммы затрат на производство


и суммы затрат, списанных на непроизводственные счета. 5. Для определения производственной себестоимости товарной продукции затраты на валовую продукцию корректируются на величину изменения остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. Увеличение этих остатков - уменьшает производственную себестоимость товарной продукции, а уменьшение увеличивает. 6. Полная себестоимость товарной продукции представляет собой сумму производственной себестоимости


и внепроизводственных коммерческих расходов. Пояснения к расчетам таблицы 4 1.Расчет среднегодовой стоимости вводимых основных фондов определяется по формуле где ОФ вв стоимость вводимых в эксплуатацию основных фондов в плановом периоде К1 - количество месяцев до конца года, в котором объект вводится в эксплуатацию. При поквартальном планировании исходят из того, что объект вводится или выбывает в среднем месяце квартала.


2. Расчет среднегодовой стоимости выбывающих из эксплуатации основных фондов в плановом периоде определяется по формуле где ОФ выб стоимость выбывающих из эксплуатации в плановом периоде основных фондов К2 - количество месяцев с начала года до месяца, в котором объект выбывает из эксплуатации. 3. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов определяется по формуле где ОФ н - стоимость основных фондов предприятия на начало планового периода


ОФ вв среднегодовая стоимость вводимых в эксплуатацию основных фондов в плановом периоде ОФ выб среднегодовая стоимость выбывающих из эксплуатации в плановом периоде основных фондов. ОФ п. ам среднегодовая стоимость полностью амортизируемых основных фондов. 4. Сумма амортизационных отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов на среднюю норму амортизации. 5. Амортизационные отчисления являются целевым источником


финансирования капитальных вложений, поэтому в полном объеме направляются на эти цели. Пояснения к расчетам таблицы 6 1. Прибыль в остатках нереализованной продукции на начало года определяется как разница между ценой этих остатков и их производственной себестоимостью. 2. Объем выпуска товарной продукции в действующих ценах и по полной себестоимости определяется по данным за год т.1. Прибыль по товарному выпуску равна разнице между его ценой и полной себестоимостью.


3. Для определения планируемых остатков нереализованной продукции на конец года используется методика расчета норматива оборотных средств по готовой продукции. где ОВ - однодневный выпуск товарной продукции N - норма запаса в днях. Для расчета однодневного выпуска продукции в действующих ценах берется выпуск товарной продукции за 4-й квартал т.1 и делится на число дней в квартале 90 Однодневный выпуск продукции по производственной себестоимости


определяется делением производственной себестоимости товарной продукции З за 4-й квартал т.1 на число дней в квартале 90 Прибыль в остатках определяется как разница их цены и себестоимости. 3. Объем реализуемой продукции в планируемом году РП определяется по формуле где Он.г остатки на начало года ТП - выпуск товарной продукции в планируемом году Ок.г остатки на конец года.


Методика для расчета объема реализованной продукции в действующих ценах, по полной себестоимости и по прибыли - единая. Пояснения к расчетам таблицы 9 1. Расчет источников финансирования капитальных вложений осуществляется на базе исходных данных, приведенных в таблице 7. 2. В планируемом году предусмотрено освоение капитальных вложений производственного назначения в объеме 81000тыс. руб. и непроизводственного назначения - в объеме 3120тыс. руб.


Именно столько источников финансирования необходимо привлечь для полного освоения планируемых капитальных вложений, поэтому фиксируем эти суммы в итоговой строке т.9. 3. Величина прибыли, предусмотренной на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, указана в т. 11 Данные к распределению прибыли . 4. Сумма амортизационных отчислений, направляемых на финансирование капитальных вложений производственного


назначения, определена нами в т. 4. 5. Сумма плановых накоплений по смете на стоительно-монтажные работы, выполняемые хозяйственным способом, определяется умножением объема строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом на норму плановых накоплений. 6. Сумма средств, планируемых к поступлению в порядке долевого участия в жилищном строительстве, указана в т.7. 7. Прочие источники финансирования по условиям задачи отсутствуют.


8. Величина планируемого долгосрочного кредита определяется как разница общей потребности в источниках финансирования капитальных вложений и суммы уже определенных в таблице 5собственных и привлеченных источников. 9. Сумма процентов за долгосрочный кредит определяется умножением планируемой величины долгосрочного кредита на установленную процентную ставку. Пояснения к расчетам таблицы 10 1. Данные для расчета показателей таблицы 10 представлены в т.7. 2.


Нормативы оборотных средств по всем нормируемым категориям указаны в т.8, п. 3 3. Базой для расчета нормативов оборотных средств являются затраты определенного периода чаще всего 4-го квартала , учтенные в смете затрат - по производственным запасам - материальные затраты - по незавершенному производству - затраты на валовую продукцию - по готовым изделиям - производственная себестоимость товарной продукции. т.1 4. Затраты в день определяются делением общей суммы затрат 4-го квартала на число дней


в квартале - 90. где ОЗ - однодневные затраты. 5. Нормы запаса в днях для всех нормируемых категорий указаны в таблице 8 п. 4 . 6. Нормативы на конец года по всем категориям оборотных средств определяются по формуле где Н - норматив на конец года N - норма запаса в днях. 7. Прирост или снижение норматива определяется как разница норматива на конец года и норматива на начало года. 8. Расчет норматива оборотных средств по расходам будущих периодов имеет свои особенности.


Он определяется путем корректировки норматива на начало года на величину планируемого изменения этого норматива - снижение увеличение . 9. После определения общего прироста потребности в оборотных средствах следует установить источники его финансирования. По условию задачи источниками финансирования прироста оборотных средств определены - прирост устойчивых пассивов и прибыль. Величина прироста устойчивых пассивов определена условиями задачи.


Величина прибыли, предусмотренной на финансирование прироста оборотных средств, определяется как разница общего прироста и суммы прироста устойчивых пассивов, уже учтенного в качестве источника финансирования. Пояснения к расчетам таблицы 13 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности определены в т. 6 п.14 2. Операционные доходы и расходы приведены в т. 5 3. Внереализационные доходы и расходы приведены так же в т.


5 4. Прибыль планируемого года определяется сложением всех доходов и вычитанием всех расходов себестоимости, операционных и внереализационных Пояснения к расчетам таблицы 14 1. Прибыль к распределению - это прибыль планируемого года т. 13, п.16 . 2. Налоги на прибыль и на прочие доходы даны в т.11. 3. Отчисления в резервный фонд, даны в т.11 4. Величина прибыли, предусматриваемая на финансирование прироста


оборотных средств, определена в таблице 10. п.7. 5. Остальные данные к распределению прибыли отражены так же в т. 11. 6. Обслуживание долгосрочного кредита берем из т.9 7. Сумму дивидендов определяем как остаток после вычитания из суммы прибыли к распределению всех планируемых отчислений. Пояснения к финансовому плану балансу доходов и расходов 1.


Баланс доходов и расходов - это сводный плановый документ, который составляется на материалах проведенных ранее расчетов. Он состоит из двух частей - доходной и расходной. Каждая часть разделена на три раздела, характеризующих результаты текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Перед составлением баланса следует заполнить шахматную ведомость, для проверки правильности расчетов. 2. После отражения всех планируемых доходов и расходов, подсчитываются итоги разделов доходной


и расходной частей, сальдо результатов текущей, инвестиционной и финансовой деятельности доходы - расходы . 3. Превышение доходов над расходами свидетельствует о наличии нераспределенной прибыли и должно соответствовать её значению. 4.Превышение расходов над доходами свидетельствует о недостатке источников финансирования планируемых расходов и необходимости корректировки расходной части или поиска дополнительных источников финансирования. Список использованной литературы.Бланк


И.А. Управление прибылью К. Ника-Центр , 1998 544 с Серия Библиотека финансового менеджера Вып. 2 . Экономика предприятия Пер. С нем М. ИНФРА-М, 1999 928 с. Экономика предприятия Учебник Под ред. проф. О.И. Волкова 2-е издание, переработано и дополнено М. ИНФРА 1999 520с. Экономика предприятия Учебник для вузов


Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и др. под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара 2-е изд перераб. И доп М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 742с. Планирование на предприятии. Учебник Горемыкин В.А Бугулов Э.Р Богоолов А.Ю М. Информационно-издательский дом Филинъ , 1999 328 с.


Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства М. СОФИТ, 1999. Экономика предприятия Учебник для вузов Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара 3-е изд перераб. и доп М. ЮНИТИ-ДАНА, 2001 718 с. Зайцев П.Л. Экономика промышленного предприятия М. ИНФРА - М, 1998. Экономическая стратегия фирмы под ред.


Градова А.П С-Пт. Специальная литература. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Учеб. Пособие - Мн. Новое издание, 2001 704 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.