Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ и обобщение действующего законодательства по вопросам заключения, изменения и прекращения договора контрактации сельскохозяйственной продукции

План
Введение
1. Правовые основы контрактации сельскохозяйственнойпродукции
1.1. Договор контрактации по гражданскомузаконодательству СССР
1.2. Договор контрактации по гражданскомузаконодательству
Российской Федерации
2. Юридические особенности договора контрактации
сельскохозяйственной продукции
2.1. Предмет и существенные условия договораконтрактации
2.2. Обязанности и ответственность участниковдоговора контрактации
2.3. Особенности контрактации сельскохозяйственнойпродукции
для государственных нужд
Заключение
Список нормативных правовыхактов и литературы

Введение
 
Договор контрактации, какправовое средство обеспечения нужд государства в сельскохозяйственной продукции,впервые появился в отечественной правовой системе в конце 20-х годов XX века. Существеннойдля права особенностью этой новой системы заготовок являлось то, что впервые в основунормативного регулирования был положен не правовой критерий субъектного составаотношений (обеспечение нужд государства (казны) как особого участника гражданско-правовыхотношений), а политико-экономический принцип построения социалистической системыхозяйствования, разделения огосударствленной экономики на отрасли промышленногои аграрного производства.
Другими словами, метод контрактациииспользовался только в отношениях с непосредственными производителями сельскохозяйственнойпродукции. Отношения, связанные с возмездной передачей продовольственных товароввсех категорий от заготовительных организаций потребителям или переработчикам, оформлялисьдоговором поставки. При этом, если продовольственные товары передавались в соответствиис планом, договор поставки заключался в обязательном порядке. Вне плана мог заключатьсякак договор поставки, так и договор купли-продажи.
Переходк рыночной экономике, отказ от монополии государства на закупку сельскохозяйственнойпродукции существенно изменили функцию договора контрактации. Сельскохозяйственныепроизводители получили возможность реализовать свою продукцию по различным договорам(розничной купли-продажи, поставки, контрактации, мены, комиссии). Договор контрактации,который раньше был специальным типом договора, теперь стал одним из видов договоракупли-продажи. Контрактация сельскохозяйственной продукции сблизилась с поставкойтоваров, так как общим для них является передача продавцом товаров покупателю дляиспользования их в предпринимательской деятельности.
Контрактацияслужит своего рода правовым мостом, через который продукция сельского хозяйствапопадает от того, кто ее произвел, к заготовителю, промежуточному звену, принимающемуна себя заботы по ее дальнейшему продвижению на рынок. Отсюда и возникает ее специфика,послужившая поводом для выделения контрактации в отдельный договорный вид.
Надо сказать, что заготовителисуществуют и в других сферах, однако контрактация выделяется из всех приведенныхотношений, во-первых, тем, что связана с обеспечением страны таким важнейшим ресурсом,как продовольствие, и, во-вторых, особым характером условий, в которых работаетпроизводитель, зависящий от капризов погоды, разного рода сельхозвредителей, болезнейсельхозживотных. Поэтому и потребовалось включение в Гражданский кодекс РФ (далееГК РФ) посвященных контрактации норм, хотя в целом ее законодательное регулированиекрайне скудно и ограничено четырьмя статьями ГК РФ и Федеральным Законом от 2 декабря1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия для государственных нужд». Этим и объясняется существующаясейчас актуальность изучение вопросов правового регулирования данного институтагражданского права.
Объектом данного исследованиявыступают общественные отношения, складывающиеся в настоящее время в России в сфереконтрактации сельскохозяйственной продукции. Предметом исследования являются правовыенормы, регулирующие данный вид отношений, и особенности их применения в современныхроссийских условиях.
Целью работы является анализи обобщение действующего законодательства по вопросам заключения, изменения и прекращениядоговора контрактации сельскохозяйственной продукции, а также выявление наиболееостро стоящих вопросов в данной сфере. При выполнении данной работы автор руководствовалсядействующим законодательством, комментариями к нормативно-правовым актам, учебнойи монографической литературой.
В качестве методологическойосновы исследования были использованы следующие методы: диалектический, структурный,системный, сравнительный, анализ и синтез.

1. Правовые основы контрактациисельскохозяйственной продукции
 
1.1 Договор контрактациипо гражданскому законодательству СССР
Основной причиной введенияв конце 20-х годов XX века системы контрактации была необходимость обеспечения коллективизациисельхозпроизводителей. И.В. Сталин, характеризуя в 1927 г. договор контрактации,отмечал, что этот путь есть прямой подход к коллективизации сельского хозяйства.
Нестабильность контрактационныхдоговоров, а также значительность государственных расходов, связанных с необходимостьюоплаты поставляемой продукции, привели к формированию в период с 1933 по 1961 г.системы обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству в сочетаниис использованием механизма государственных закупок. Однако обязательные поставкине могли использоваться слишком долго, поскольку носили, в большой степени, чрезвычайныйхарактер. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1961 г. «Оперестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственныхпродуктов» было положено начало новым принципам осуществления заготовок сельскохозяйственнойпродукции для государственных нужд исключительно на договорной, эквивалентной основе.Удовлетворение государственных нужд в товарах непосредственного сельскохозяйственногопроизводства вновь стало опосредоваться договором контрактации.
В Гражданском кодексе РСФСРот 11 июня 1964 г., первом систематизированном акте, содержащем нормы о договореконтрактации, последний рассматривался как самостоятельная разновидность договора,наряду, например, с куплей-продажей и поставкой, и регулировался отдельной главой25 «Государственная закупка сельскохозяйственной продукции у колхозов и совхозов».
В тот период контрактацияявлялась основной формой осуществления государственных закупок продовольствия исельскохозяйственного сырья.
Основы гражданского законодательстваСоюза ССР и республик, вступившие в действие с 1 января 1992 г., включили гл. 9«Купля-продажа», в состав которой, кроме положений о договоре купли-продажи,были включены нормы, посвященные и договору поставки, и договору контрактации.
1.2 Договор контрактациипо гражданскому законодательству Российской Федерации
 
Ныне действующий Гражданскийкодекс РФ включил нормы о договоре контрактации в главу, посвященную договору купли-продажи(гл. 30). При этом, как верно отмечается в литературе, в настоящее время можно сказать,что мы имеем дело с принципиально иным договором, унаследовавшем только прежнееназвание.
Ранее квалифицирующий характеримели плановость договора и организация долгосрочных связей, теперь главное — мягкийправовой режим для производителя и жесткие требования к заготовителю. Однако и вновом ГК РФ законодатель отграничил контрактацию от поставки, рассматривая их вкачестве двух равноправных и самостоятельных видов договора купли-продажи. Выделениедоговора контрактации в качестве отдельного вида договора купли-продажи обусловленоследующими обстоятельствами.
Производство сельскохозяйственнойпродукции обладает рядом специфических особенностей. Это сильная зависимость отпогодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат,а также сезонный характер процесса; причем качество и объем выращенной продукциине всегда зависят от воли производителя. Названные факторы делают производителясельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора. Есликонтрагентом сельскохозяйственного производителя, продающего выращенную им продукцию,выступает предприниматель, закупающий ее для переработки или продажи, то экономическоенеравенство достигает той степени, при которой требуется дополнительное юридическоерегулирование в виде специальных норм института контрактации. Из данного обстоятельствавытекает необходимость формулирования норм, которые позволили бы путем повышенияуровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя устранить экономическоенеравенство в его отношениях с заготовителем. Договор контрактации призван регулироватьотношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных организаций, крестьянскихи фермерских хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, остается вопросо том, насколько оправдано такое законодательное решение. Дело в том, что основныечерты договора контрактации и договора поставки близки, а по сути своей даже совпадают.Это позволяет большинству авторов, затрагивающих проблему существа и особенностейправового регулирования договора контрактации, признавать указанный договор в качествеподвида договора поставки.
У приведенной точки зрениябыли и остаются противники, рассматривающие договор контрактации как самостоятельныйинститут и, более того, иногда даже не гражданско-правовой.
Если согласиться с необходимостьюпризнавать договор контрактации в качестве самостоятельной разновидности договоракупли-продажи, существующей наряду, в том числе, с поставкой, принципиально важноопределить те критерии, которые лежат в основе разграничения различных видов договоракупли-продажи, и, прежде всего, признаки, позволяющие выделять договор контрактации.Необходимо согласиться с тем, что единого критерия разграничения отдельных видовдоговоров купли-продажи в действующем ГК РФ не существует. В данном случае, очевидно,прав В.В. Витрянский, отмечающий, что в основе разделения договоров на виды в рамкахгл. 30 ГК РФ лежит принцип установления определенного набора квалифицирующих признаковкаждого договора.
К признакам, позволяющим выделятьдоговор контрактации как разновидность договора купли-продажи, обычно, относят:состав сторон договора и особенности подлежащего передаче товара (сельскохозяйственнойпродукции). Представляется, что сегодня в качестве квалифицирующих признаков договораконтрактации необходимо выделить, во-первых, субъектный состав (участие в качествесторон договора непосредственного производителя сельскохозяйственной продукции изаготовителя), во-вторых, особенности товара, подлежащего передаче по договору (сельскохозяйственнаяпродукция), в-третьих, одновременное наличие обоих признаков.
Сторонами договора контрактациипо ГК РФ являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель(ст. 535 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 535 ГК РФзаготовитель – лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для переработкиили продажи, другими словами, для использования такой продукции в предпринимательскойдеятельности или в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобнымиспользованием. В этом смысле, характеристики заготовителя в качестве стороны договораконтрактации не составляют отличительных признаков рассматриваемого договора, отграничивающихего, например, от ординарной поставки (см.: ст. 506 ГК РФ).
Производители сельскохозяйственнойпродукции – сельскохозяйственные коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.
Действующее законодательствонепоследовательно в вопросе критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельностик производителям сельскохозяйственной продукции. Федеральный закон от 9 июля 2002г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»устанавливает, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации,крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручкикоторых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственнойпродукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг),составляет не менее 50% (ст. 2).
Принято считать, что по смыслуГК РФ, главная особенность производителя как стороны договора контрактации состоитв том, что последний обязуется передать заготовителю сельскохозяйственную продукциюим самим выращенную (произведенную). Однако указанная характеристика сама по себене позволяет расценивать договор контрактации как самостоятельный вид договора купли-продажи,отличный от договора поставки. Так, согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставкипокупателю могут передаваться товары как закупаемые, так и производимые самим поставщиком.Поэтому довод о том, что главным признаком применительно к квалификации договоракак договора контрактации является то, что продавец реализует сельскохозяйственнуюпродукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве, трудно признатьбесспорным. В этом отношении можно привести только один контраргумент: продавцомпо договору контрактации является производитель именно сельскохозяйственной продукции.Но эта особенность скорее относится к отличительным чертам товара, подлежащего передачепо договору, и не характеризует его субъектов.
Вместе с тем известно, чтосущественным, характеризующим поставщика по договору поставки признаком, являетсятребование ГК РФ об исключительно предпринимательском характере его деятельности(ст. 506 ГК РФ). Так, например, Е.В. Богданов отмечает, что в данном случае предпринимательскаядеятельность продавца является условием отнесения соглашения к договору поставки.Таким образом, прежде чем говорить о тождестве поставщика по договору поставки ипроизводителя сельскохозяйственной продукции по договору контрактации, необходимо,кроме уже отмеченного, решить вопрос о возможности характеризовать деятельностьпоследнего в качестве предпринимательской.
Предпринимательская – самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получениеприбыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказанияуслуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке(п. 1 ст. 2 ГК РФ). Сегодня большинство исследователей считают деятельность сельхозпроизводителейпо производству и реализации сельскохозяйственной продукции предпринимательской.
Специалистами выработаны следующиепризнаки предпринимательской деятельности: а) предпринимательство является деятельностью,то есть системой постоянно и целенаправленно осуществляемых действий по производствутоваров, выполнению работ или оказанию услуг; б) эта деятельность осуществляетсяна профессиональной основе; в) самостоятельность этой деятельности, то есть осуществлениеее своей волей и в своем интересе; г) это деятельность, осуществляемая на свой риск,т.е. с вероятностью неполучения запланированного или ожидаемого результата; д) этодеятельность, направленная на систематическое получение прибыли, т.е. на неоднократноеполучение выручки, позволяющей покрыть издержки и получить выгоду.
Необходимопризнать, что, исходя из перечисленных признаков, никаких видимых препятствий кпризнанию деятельности сельхозпроизводителя предпринимательской, нет. Единственноеисключение может составлять случай, при котором в качестве продавца-производителявыступают граждане, реализующие сельскохозяйственную продукцию, выращенную (произведенную)ими на приусадебных или дачных участках. По этому поводу В.В. Витрянский замечает,что сегодня нет законодательных препятствий для того, чтобы относить сделки, связанныес такой реализацией к договорам контрактации. Очевидно, если бы это было так, тодоговор контрактации трудно было бы признать разновидностью договора поставки, дляправовой конструкции которого предпринимательский характер деятельности поставщикаявляется обязательным условием. Однако с приведенным мнением В.В. Витрянского трудносогласиться. Гражданский кодекс РФ называет стороной договора контрактации «производителясельскохозяйственной продукции» (см., например, ст. 535, 537, 538 ГК РФ). Указанноепонятие, как уже было отмечено выше, имеет в действующем законодательстве легальноеопределение, позволяющее относить к производителям сельскохозяйственной продукциитолько субъектов предпринимательской деятельности: не считая организаций (юридическихлиц), ими могут быть только крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальныепредприниматели. Поэтому граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность,вправе реализовывать производимую ими сельскохозяйственную продукцию по договорукупли-продажи. Тем более, что основная особенность обязательств сторон по договоруконтрактации, в соответствии с действующим ГК РФ (ответственность производителясельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоратолько при наличии его вины), и без того применяется в отношении гражданина, неосуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК РФ).
Таким образом, оценка составасторон договора контрактации как черты, квалифицирующей последний и позволяющейотличать его от договора поставки, не основана на бесспорных аргументах. Безусловно,сущностные особенности субъектного состава договора необходимо относить к его квалифицирующимпризнакам. Однако в правовой конструкции договора контрактации производитель сельскохозяйственнойпродукции, с точки зрения его содержательных особенностей, безусловно, подпадаетпод правовую категорию поставщика. Более того, в данном случае необходимо согласитьсяс тем, что для определения природы договора необходимо исходить из характера самихотношений, а не из того, что его участником может быть определенный круг организаций.Следовательно, можно утверждать, что все различия между сторонами договоров поставкии контрактации сводятся исключительно к особенностям их наименования, что подтверждаетвозможность считать договор контрактации только частным случаем договора поставки.

2. Юридические особенностидоговора контрактации сельскохозяйственной продукции
 
2.1 Предмет и существенныеусловия договора контрактации
Договор контрактации можноохарактеризовать как возмездный, консенсуальный, взаимный, или синаллагматический.Договор контрактации направлен на передачу имущества в собственность покупателюв обмен на эквивалентное денежное вознаграждение, что определяет его как возмездный.Договор вступает в силу с момента достижения сторонами согласия. Данный момент рассматриваетсякак юридический факт, необходимый и достаточный для возникновения между сторонамидоговорных обязательств, поэтому договор является консенсуальным. Взаимным, илисиналлагматическим, признается договор, в котором каждая из сторон имеет и права,и обязанности.
Предметом договора контрактацииявляется сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйствеее производителя, а не закупленная у других производителей. Речь идет о такой продукции,которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты) или производится (живойскот, птица, молоко, овечья шерсть) в сельскохозяйственном производстве. По договоруконтрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработкивыращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции (масло, сыр, консервированныеовощи или фруктовые соки). Реализация таких товаров должна осуществляться по договорупоставки. Но в ряде случаев, если деятельность продавца имеет специфику сельскохозяйственногопроизводства, зависит от природных условий и существует некоторое экономическоенеравенство между производителем и заготовителем, контрактацией является и договорна реализацию переработанных продуктов сельскохозяйственной продукции, если переработчикомсельскохозяйственной продукции выступает ее производитель. Таким образом, нет принципиальнойразницы между продажей сельскохозяйственным производителем заготовителю молока ипродажей сыра, произведенного поставщиком из полученного им молока.
Наибольшие трудности вызываетвопрос, какая продукция может быть предметом договора контрактации — сельскохозяйственнаяпродукция, уже имеющаяся у товаропроизводителя в момент заключения договора, илипродукция, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем. Определение контрактации,приведенное в ст. 535 ГК РФ и указывающее на то, что ее предметом может быть толькопродукция, выращенная самим продавцом, не дает ответа на данный вопрос. Представляется,что здесь необходимо установить, при каких условиях возникает экономическое неравенствомежду сельскохозяйственным производителем и заготовителем, для устранения которогосозданы рассматриваемые нормы.
Если исходить из того, чтоэкономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителемсуществует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производствапорождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственнойпродукции, то следует признать, что предметом договора контрактации может быть лишьтакая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести). Если рассматривать,что сельскохозяйственный производитель в принципе находится в экономически зависимомположении, то нормы института контрактации должны применяться к отношениям по продажетоваропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо оттого, является ли предметом договора продукция, уже существующая на момент заключениядоговора, или продукция, которую предстоит вырастить (произвести) в будущем. Однаков настоящее время судебная практика свидетельствует, что если договор заключен нена продукцию, которую еще надлежит вырастить, а на уже имеющуюся продукцию, основаниядля квалификации договора как контрактации отсутствуют.
Предмет является существеннымусловием договора, равно как и обусловленное им количество продукции, определяемоев тоннах, литрах, штуках и т.п.
В ст. 537 ГК акцентировановнимание на обязанности производителя передать заготовителю выращенную (произведенную)продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором. Поскольку та жеобязанность определена в общих положениях о купле-продаже (ст. 467), это наводитна мысль о том, что законодатель придает ассортименту значение существенного условия.Но прежде чем согласиться с ней, следует уточнить понятие ассортимента сельхозпродукции.Она подразделяется на товарные группы, т.е. совокупности однородных видов товара,таких как зерновые культуры, овощи, скот и птица.
И если в договоре указано,что его предметом служат овощи, он не может считаться состоявшимся, потому что невозможнопредставить заготовителя, для которого было бы безразлично, что именно он получит:помидоры, морковь, капусту, чеснок или огурцы. В другом случае, когда договоромпредусмотрены не конкретизированные виды товара — например, пшеница, рожь, просо,категоричность приведенного вывода ослабляется, и сторона, настаивающая в суде напризнании договора незаключенным, не имеет безусловных шансов на выигрыш. Такихшансов тем более нет, когда в обязательстве точно определен сорт, скажем озимаяпшеница «Княжна», или озимый ячмень «Козырь», либо что-то, хотяи менее красочное, но не менее точное.
Качество сельхозпродукции,поскольку она предназначена главным образом для пищевых целей, строго подчиненотребованиям технико-юридических норм, в том числе технических регламентов, медико-биологическихи санитарных норм. Стороны могут предусмотреть в договоре тот или иной уровень качества,однако они прочно связаны в этом смысле нормативными установлениями публичной власти.
Срок передачи продукции, есливерить ст. 506 ГК, в которой дано определение договора поставки, служит существеннымусловием контрактации. ВАС РФ, правда, придерживается на этот счет иного мнения,допуская возникновение обязательства поставки без указания в нем срока, и предлагаетв подобных случаях придерживаться ст. 314 ГК, сводящей все дело к разумному срокуисполнения.
Реальное значение срока вконтрактации зависит от характера обязанности производителя, а именно: обязуетсяли он передать заготовителю продукцию, которую предстоит еще вырастить, либо ту,которая уже выращена и может быть вывезена в любое время. В первом случае определитьточный срок передачи невозможно, но если из смысла договора понятно, что он наступиттогда, когда, например, зерновые созреют и будут убраны с полей, то этого достаточнодля признания его возникшим.
Второй вариант предполагаетустановление срока с той степенью определенности, которая позволит вывезти продукциюв удобный для сторон момент. С позиций ВАС РФ отсутствие такой определенности неделает договор незаключенным, однако понятно и то, что заготовитель, если он действительнохочет приобрести продукцию, не пойдет на ее вывоз «в разумный срок».
Но поскольку ст. 535 ГК, определяющаяконтрактацию, дает повод для обоих толкований, можно предположить, что судебнаяпрактика не решится отдать предпочтение одному из них.
Цена договора, которую принятоименовать закупочной ценой, определяется сторонами по их усмотрению и, за отсутствиеминого соглашения, не должна меняться в зависимости от конъюнктуры на момент исполнения.Порядок расчетов часто предусматривает авансирование производителя за счет средствзаготовителя.
Интересы сторон договора могутрасходиться в вопросе о цене товара. Позиция производителя здесь уязвима, потомучто его продукция, если она не продана заранее, может так и остаться в хозяйствеи тогда потребует специальных хранилищ, да и время ее хранения ограничено. Можно,конечно, искать заготовителя, который предложит оптимальную цену, но надо взятьв расчет расходы на перевозку, способные взвинтить стоимость продукции до неконкурентоспособногоуровня. К тому же приходит время оплаты долгов за горюче-смазочные материалы, процентовза взятые в банке кредиты. Эти факторы, безусловно, учитываются заготовителем, которыйобычно находится в более выигрышном положении.
Порядок приемки продукцииустанавливается сторонами и включает проверку ее количества и качества
2.2 Обязанности и ответственностьучастников договора контрактации сельскохозяйственной продукции
договор контрактация сельскохозяйственный
Обязанности производителяи заготовителя по договору контрактации прописаны в Гражданском кодексе РФ. Следуетотметить, что договором контрактации могут быть установлены иные положения.
Обязанности заготовителя предусмотреныст. 536 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 536 ГК РФ заготовитель обязан принять сельскохозяйственнуюпродукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В соответствиис п. 2 ст. 536 ГК РФ в случае когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляетсяв месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправеотказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиямдоговора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.
Договором контрактации можетбыть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельхозпродукции,возвращать производителю по его требованию отходы от переработки данной продукциис оплатой по цене, определенной договором (п. 3 ст. 536 ГК РФ).
Статьей 537 ГК РФ предусмотренаобязанность производителя передать заготовителю выращенную (произведенную) сельхозпродукциюв количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.
Ответственность сторон договорав виде возмещения убытков законодательно не ограничена, однако ее объем может бытьуменьшен соглашением сторон до уровня реального ущерба. Исполнение сторонами обязанностейобеспечивается штрафными санкциями — пеней и неустойкой в ее узком смысле; однакоглавное здесь заключается в уже упоминавшейся ответственности производителя лишьпри наличии его вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства контрактации.
Основания и размеры для взысканиянеустойки могут быть определены в условиях договора контрактации или в соответствиис действующими нормами законодательства. До 1 сентября 2005 г. действовал ныне утратившийсилу Федеральный закон от 14.07.1997 г. «О государственном регулировании агропромышленногопроизводства», который предусматривал пени в размере 2% за каждый день просрочкиплатежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%. В настоящее времядействует Указ Президента Российской Федерации от 22.09.1993 г. «Об упорядочениирасчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, в соответствиис которым за несвоевременную оплату произведенной и переданной сельскохозяйственнойпродукции покупатель (заготовитель) обязан уплатить производителю пени в размере1% неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
Главная особенность договораконтрактации заключается в том, что производитель сельскохозяйственной продукциив случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств несетперед заготовителем ответственность лишь при наличии его вины. Данное положениеявляется исключением из общего правила, согласно которому лицо, не исполнившее илиненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательскойдеятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнениеоказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Отсутствие вины производителядоказывается самим производителем. Производитель признается невиновным если докажет,что причиной неисполнения его обязательств явились обстоятельства непреодолимойсилы (засуха, наводнение) или если это вызвано нарушением заготовителем своих обязанностей(например, невыплатой аванса, предусмотренного условиями договора). Однако еслисельхозпроизводителю до заключения договора контрактации было известно о неблагоприятныхфакторах развития выращиваемой сельхозкультуры и он как профессиональный производительсельскохозяйственной продукции предвидел или должен был предвидеть возможное снижениеурожайности пшеницы, то такое обстоятельство не может рассматриваться как непредвиденноеобстоятельство, вызванное непреодолимой силой. Так же если до заключения договорасельхозпроизводитель знал о гибели посевов пшеницы, ссылка на это обстоятельствоне может служить основанием для освобождения его от ответственности.
Среди оснований прекращениядоговора контрактации необходимо особо выделить невозможность исполнения, вызваннуюнеблагоприятными природными явлениями или актами государственных органов в связис эпизоотиями типа коровьего бешенства, птичьего гриппа и т.п.
 
2.3 Особенности контрактациисельскохозяйственной продукции для государственных нужд
 
Контрактация, если она подчиненаудовлетворению потребностей государства в сельхозпродуктах, регулируется, помимоспециально посвященных ей норм § 5 гл. 30 ГК, правилами ГК о поставке товаров длягосударственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) и, кроме того, Федеральными законами от 21июля 2005 г. № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и от 2 декабря1994 г. N 53-ФЗ „О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия для государственных нужд“.
Под государственными нуждамипонимаются потребности РФ и ее субъектов в сельхозпродукции, а под закупкой — формаее организованного приобретения государством у товаропроизводителей для последующейпереработки или реализации потребителям.
Госзакупка на федеральномуровне (федеральный фонд) необходима для удовлетворения потребностей в сельхозпродукции,сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасностии иных спецпотребителей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственныхпродовольственных резервов и оперативного резерва Правительства РФ, обеспеченияэкспортных поставок.
На уровне регионов (региональныефонды) удовлетворяются потребности субъектов РФ в указанной продукции для медицинскихучреждений, школ, снабжения населения и т.п.
Конкретных госзаказчиков определяетПравительство РФ или, соответственно, региональные органы исполнительной власти.В этой роли помимо государственных органов могут выступать частные коммерческиеструктуры, унитарные предприятия и потребительские кооперативы.
Государственные заказчики,преимущественно на конкурсной основе, проводят выбор производителей, определяютпотребителей и согласовывают с ними ассортимент, объемы и сроки поставок. Они жегарантируют производителям оплату продукции, которая должна быть поставлена по договорамконтрактации.
На более высоком уровне, нов том же русле Правительство РФ и исполнительная власть регионов гарантируют производителямпродукции растениеводства, поставляющим ее для госнужд, авансовую оплату в размерене менее 50% от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25%после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства- выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность еепроизводства.
В задачи Правительства РФвходит (по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителямиобщественных объединений, выражающих интересы производителей и потребителей) ежегодноеустановление на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие для государственных нуждгарантированного уровня закупочных цен, обеспечивающих возмещение материальных затрати получение товаропроизводителем дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.
Договор на закупку сельхозпродукциидля государственных нужд заключается до начала года и действует по тем ценам, которыебыли определены на момент его заключения. Он не может быть в последующем расторгнутодной из сторон на основании несогласия с установленной ценой, хотя предусмотренныев договоре на момент расчета цены на закупаемую продукцию индексируются с учетомуровня инфляции. Государственный заказчик вправе полностью или частично отказатьсяот товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, только вслучаях, прямо предусмотренных законом. Такой случай предусматривает, например,п. 4 ст. 8 ФЗ „О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия для государственных нужд“, устанавливающий возможность длягосударственного заказчика отказаться от сельскохозяйственной продукции в случае,когда необходимость в продукции данного вида отпала. Приведенное правило вполнеоправдано, поскольку договоры с производителями сельхозпродукции, в силу требованийзакона, заключаются до начала года (часть 4 п. 8 ст. 6 ФЗ „О закупках...“),и впоследствии (например, к началу периода сбора урожая) ситуация может сильно измениться
Сельхозпроизводители традиционнопользуются экономическими льготами. Их виды, размеры и порядок предоставления устанавливаютсяеще до заключения договоров законодательными и исполнительными властями РФ и еесубъектов в пределах их компетенции. Сюда относятся льготы по налогообложению, целевыедотации и субсидии, кредиты на льготных условиях и т.п.
В практике отношений по государственнымзакупкам сельскохозяйственной продукции государственный заказчик (покупатель), чащевсего, не обладает собственными, необходимыми для вывоза ресурсами, главным образомтранспортными, а хранение сельскохозяйственной продукции осуществляется, зачастую,не у государственного заказчика, а в специально предназначенных для этого хранилищах(например, на элеваторах, хлебоприемных предприятиях и др.). Как следствие этого,в договорах, опосредующих закупку для государственных нужд сельскохозяйственнойпродукции, обычно предусмотрено, что доставка сельхозпродукции к месту хранения(к месту, определяемому государственным заказчиком) осуществляется самим поставщиком.Это не противоречит требованиям п. 1 ст. 536, поскольку он сформулирован как диспозитивныйи вместе с тем нивелирует для практики отличия договора контрактации от договорапоставки.
Ответственностьв сфере госзакупок сельхозпродукции предполагает применение довольно жестких штрафныхсанкций на фоне полного возмещения убытков. Так, при неисполнении договора в частиобъема закупок и поставок продукции в установленный срок виновная сторона уплачиваетдругой стороне неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной или непринятойпродукции. За несвоевременную оплату закупленной продукции, а также за несвоевременноеавансирование продукции растениеводства покупатели уплачивают пеню в пользу производителейв размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочкиплатежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%.
Уплата штрафных санкций ивозмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства внатуре. Для производителя, нарушившего договор, может наступить такое негативноепоследствие, как лишение его права на получение льгот.
Правительство РФ и органыисполнительной власти субъектов РФ при несоблюдении принятых ими гарантий по выделениюгосударственным заказчикам финансовых средств возмещают вызванные этим штрафныесанкции и убытки из соответствующих бюджетов.

Заключение
 
Важнейшим признаком, характеризующимдоговоры с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, является то обстоятельство,что они в соответствии с установившимся правовым режимом в единстве и согласованнодолжны регулировать все стороны сельскохозяйственного производственного процесса(управление производством, собственно производство растениеводческой и животноводческойпродукции, сбыт сельхозпродукции). В ныне существующем аграрном законодательствесодержится большой массив нормативно-правовых актов, предназначенных специальнодля регулирования аграрных отношений. При этом качество нормативно-правового акта,его эффективность зависят от взаимной увязки и согласованности его норм с нормамиправа, содержащимися в других нормативных актах, которые относятся к различным отраслямзаконодательства.
Все те особенности договораконтрактации, которые предусматривает действующий ГК РФ, а их, в действительности,только две: 1) правило ст. 538 ГК РФ, согласно которому производитель сельхозпродукциинесет ответственность только при наличии вины; 2) диспозитивное правило п. 1 ст.536 ГК РФ, в соответствии с которым заготовитель обязан принять сельхозпродукциюу производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, не объясняют существованиеконтрактации как самостоятельного вида договора купли-продажи. Очевидно, что существованиедоговора контрактации в действующем ГК РФ — только дань традиции, сложившейся всоветском гражданском праве. Учитывая все сказанное, а также тот факт, что договорконтрактации складывался в истории гражданского права в качестве самостоятельногодоговорного типа, главным образом, в силу политических причин, сегодня неправильнорассматривать его как обособленную разновидность договора купли-продажи. Необходимопризнать, что сегодня отношения, связанные с оборотом сельхозпродукции (как переработанной,так и непереработанной), сырья и продовольствия во всех случаях должны опосредоватьсягражданско-правовым механизмом поставки.


Список нормативных правовыхактов и литературы
 
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
2. Федеральный закон от 02.12.1994 г.№ 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиядля государственных нужд» // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
3. Федеральный закон от 9 июля 2002 г.N 83-ФЗ „О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“// СПС «Гарант» – www.garant.ru.
4. Федеральный закон от 21.07.2005 г.№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услугдля государственных и муниципальных нужд» // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
5. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня1964 г. (ГК РСФСР) // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
6. Основы Гражданского ЗаконодательствоСоюза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
7. Указ Президента РФ от 22.09.1993 г.N 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственныетовары» // СПС «Гарант» – www.garant.ru
8. Постановление Пленума Высшего АрбитражногоСуда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 „О некоторых вопросах, связанных с применениемположений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки“ //СПС «Гарант» – www.garant.ru.
9. Постановление ФАС Северо-Кавказскогоокруга от 10.11.2004 года № Ф08-5360/04 // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
10. Постановление ФАС Северо-Кавказскогоокруга от 24.01.2007 года № Ф08-7234/06 // СПС «Гарант» – www.garant.ru.
Научная и учебная литература
1. Аграрное право: Учебник / Под ред.С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой – М.: Эксмо – 2007.
2. Аграрное право: Учебник для вузов /Под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. – М.: Юристъ – 1996.
3. Андреева Л.В. Существенные условиядоговора: споры, продиктованные теорией и практикой // Хозяйство и право. – 2000.– № 12.
4. Батяев А.А. Комментарий к Федеральномузакону от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». – СПС «Гарант». – 2009.
5. Беляева О.А. Коммерческое право России:курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: „ЗАО Юстицинформ“. – 2009.
6. Богданов Е.В. Специфика и социальноезначение предпринимательских договоров // Журнал российского права. – 2002. – №1.
7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорноеправо. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. – М.: Статут. – 2003.
8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий кчасти второй Гражданского кодекса РФ. – СПС «Гарант». – 2009.
9. Занковский С.С. Предпринимательскиедоговоры / Отв. ред. В.В. Лаптев. – М.: Волтерс Клувер. – 2004.
10. Каламанова Е. Договор контрактации:определение, права и обязанности сторон // Финансовая газета. – 2006. – № 2.
11. Кузнецова Л.В. Договор контрактации:история и современность // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирскогоокруга. – 2005. – № 6.
12. Курбатов А.Я. Обеспечение балансачастных и публичных интересов – основная задача права на современном этапе // Хозяйствои право. – 2001.
13. Семенихин В.         Закупка сельскохозяйственнойпродукции // Аудит и налогообложение. – 2007. – № 8.
азмещено на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.