Реферат по предмету "Государство и право"


Анализ нормативной базы РФ, регулирующей правовую процедуру приема товаров и экспертизы его качества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯКУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: «коммерческое право»
НА ТЕМУ:«АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВУЮ ПРОЦЕДУРУ ПРИЕМА ТОВАРОВ ИЭКСПЕРТИЗЫ ЕГО КАЧЕСТВА»
Выполнила студентка
заочной формы обучения
специальности: «юриспруденция»
специализации «гражданско-правовая»
6  курса ЮР6-05/1 группыМосква – 2011

Содержание
 
Введение
Глава 1. Общие положения приемкитоваров и экспертизы качества
1.1. Понятие изначение основных правовых категорий
1.2. Субъектыотношений
1.3. Источникиправового регулирования приемки товаров и экспертизы качества
Глава 2. Приемка товаров
2.1. Порядок приемкитоваров
2.2. Сроки приемкитоваров
Глава 3. Экспертиза качества товаров
3.1. Понятие и видыэкспертизы товаров
3.2. Порядокпроведения экспертизы качества товаров
Заключение
Библиография

Введение
правовойприемка товар экспертиза качество
В настоящее времядеятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющихпроизводство и сбыт товаров, иные виды бизнеса, развивается под воздействиемтребований рынка, составляющего экономическую среду предпринимательства. Этодовольно сложный механизм, требующий тщательного изучения и постоянногосовершенствования. Основу рыночной экономики составляет товарный рынок,посредством которого происходит постоянное обращение товаров. Чтобы дойти допотребителя, товары проходят довольно долгий путь, и на этом пути при сменевладельца проходят процедуру приемки.
Тема данной работывыбрана неслучайно. Дело в том, что процедура приемки товара до сих порнормально не отрегулирована. Отсутствует кодифицированный акт, устанавливающийправоотношения сторон в этой области. Существующее множество нормативныхправовых документов либо затрагивают данную тему частично, поверхностно, либовообще не отвечают современным реалиям и нуждаются в коренной переработке.Положение усугубляется тем, что и здесь действует принцип свободы договора, чемстороны нередко злоупотребляют, перегружая договор подчас абсолютно ненужнымиположениями. Что касается приемки товаров, данная процедура е носит чистоформальный характер. Это процесс трудоемкий, требующий затрат времени, сил,необходимых знаний. Оттого как проведена приемка, нередко зависит дальнейшееблагополучие сторон. Вовремя и грамотно выявленные недостача или несоответствиекачества товара помогут  в дальнейшем избежать сложных процедур доказывания.
Цель работы – выявлениенеобходимости принятия нормативного акта, максимально подробно регулирующегоданную правовую процедуру.
Задача работы — полное,детальное изучение нормативной базы, регулирующей этот правовой институт,изучение научной литературы и судебной практики.
Структурно данная работасостоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет разделы, посвященныетой или иной проблематике, заключения и библиографии. В первой главе предстоитрассмотреть основные правовые категории, касающиеся приемки товаров, такие кактовар, приемка, субъекты приемки, источники правового регулирования приемкитоваров и экспертизы качества. Вторая глава посвящена процедуре приемкитоваров, срокам и порядку проведения. В третьей главе необходимо детальноизучить такую правовую процедуру, как экспертиза, которая неразрывно связана сприемкой товаров и на практике довольно часто применяется. Также следуетрассмотреть виды экспертизы и ее порядок.
Данная работаосновывается на законодательстве Российской Федерации. Кроме того, при написанииработы использовалась теоретическая база, труды таких корифеев как ПугинскийБ.И., Андреева Л.В., Попондопуло В.Ф. Детально изучена судебная практика поданной тематике.

Глава 1. Общиеположения приемки товаров и экспертизы качества
 
1.1 Понятие и значениеосновных правовых категорий
В процессе деятельностилюбой коммерческой организации наряду с множеством проводимых операцийосуществляется постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов.Поэтому основной задачей на этом этапе является организация приемки получаемыхматериальных ценностей, проверки их количества и качественного состояния.Приемка товаров является видом правовой деятельности, согласующимся ссоответствующими правилами, и организуется руководством с привлечениемквалифицированных специалистов. Не последнее место среди них занимает юристфирмы, который может дать правовую оценку действиям, осуществлять контроль засоблюдением установленных требований, пресекать нарушения закона. Лицо, представляющееинтересы принимающей товар стороны, должно обладать существенным багажом знанийи умело использовать его в целях процветания организации, в том числе и приприемке товара.
Для начала необходиморазобраться с понятийным аппаратом рассматриваемой темы, дать определенияосновных терминов, определить значения данных правовых категорий. Еще Ф. Бэконсоветовал: перед началом спора (в широком смысле — любого обсуждения проблемы)нужно уточнить терминологию. Поэтому проблема для своего правильного пониманиятребует предварительного четкого пояснения основных применяемых терминов.
Товар является основнымобъектом коммерческого права. В научной литературе товар определяют как продукттрудовой деятельности, предназначенный для продажи. Однако не каждый объектимущественных отношений может быть товаром. Как отмечает Пугинский Б.И. «Длятого, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическимихарактеристиками: иметь потребительскую стоимость, то есть способностьудовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, то естьсвойство обмениваться на другие товары»[1].
Двоякое значение термина«товар» отмечал Шершеневич Г.Ф.: «В широком смысле под товаром понимается все,что только способно быть предметом торговых сделок, следовательно, не толькодвижимые вещи, но и ценные бумаги, труд. В узком смысле товаром называютсяматериальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам,особенно ценным бумагам»[2].Однако, Шершеневич Г.Ф. относит к объектам коммерческого права только товар,обозначенный в узком смысле.
Определения понятия«товар» содержится в ряде законов. В частности, в соответствии с п.1. ч.1 ст.4Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» товар – объектгражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу),предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Даннаятрактовка носит расширенное толкование объекта, относящегося более кпредпринимательскому праву, нежели к коммерческим отношениям. Гражданскийкодекс вообще не дает нам определение понятия «товар», однако по существуотождествляет это понятие с понятием «вещь». Согласно п.1 ст.455 ГК РФ товаромпо договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правилоборотоспособности. Статья 38 Налогового кодекса РФ для целей налогообложенияотносит к товарам любое имущество, реализуемое или предназначенное дляреализации. В Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1  «О защите прав потребителей» данныйтермин активно используется, однако здесь не дается его определение.
Множественность трактовокпонятия «товар» в зависимости от регулируемых отношений и отсутствиекодифицированного акта, регулирующего коммерческие отношения, порождаютпроблему определения одного из ключевых понятий в данной отрасли. Унифицироватьиспользование понятия призван Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99«Торговля. Термины и определения», принятый постановлением Госстандарта РФ от11.08.1999 №242-ст. согласно п.64 раздела 2.4 ГОСТа товар – это «любая вещь, неограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица кдругому по договору купли-продажи».
Анализируя нормативныеисточники, регулирующие торговые отношения, можно сделать вывод, что товар какобъект торгового оборота представляет собой имущество, обладающееоборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основевозмездных договоров.
Не все имущество можетбыть товаром в торговом обороте. Не является товаром в коммерческом правенедвижимое имущество, так как сделки с недвижимостью не относятся к сделкам,обычно совершаемым собственником, а носят разовый характер. Они характеризуютсяособой сложностью совершения: требуют заключения в квалифицированной письменнойформе, а также государственной регистрации. Коммерческие сделки требуютоперативного порядка оформления и заключаются в упрощенной форме. Кроме того,как указывает Андреева Л.В., «Коммерческое право изучает отношения, связанные спродвижением товаров на рынке, что не относится к недвижимости»[3].Также в соответствии с Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года не является товарами в коммерческомобороте товаров товары, приобретаемые для личного, семейного или домашнегоиспользования, суда водного и воздушного транспорта, фондовые бумаги, акции,обеспечительные бумаги, оборотные документы и деньги. Не являются объектомторгового права, следовательно, и товаром, оказание услуг и выполнение работ. Такойже точки зрения придерживаются такие теоретики, как Пугинский Б.И., Андреева Л.В.В частности Андреева Л.В. считает, что «…самостоятельными объектамикоммерческого права работы и услуги не являются, а изучаются коммерческимправом в связи с осуществлением коммерческой деятельности»[4].
Следующей правовойкатегорией, которую необходимо рассмотреть в работе, является понятие «приемкатовара». В отличие от предыдущего понятия процедура по проведению приемкитовара подробно регулируется.
Приемка – вид правовойдеятельности, целями которого являются проверка соответствия количества икачества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов дляоприходования товаров, выявление и фиксирование фактов недостачи илиненадлежащего качества для возмещения потерь за счет виновных лиц.
Принятие товара в силууказаний п.1 ст.454 ГК РФ относится к числу основных обязанностей покупателя подоговору купли-продажи. Пункт 2 ст.513 ГК РФ обязывает покупателя при принятиитовара проверить количество и качество принятых товаров в порядке,установленном законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота.Кроме того, в ряде случаев Гражданский кодекс устанавливает обязанностькоммерческих организаций провести приемку товаров. К примеру, на основаниист.909 и ст.911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и привозвращении товаров обязаны провести проверку и определить их количество ивнешнее состояние. В зависимости от того, кто производит передачу товара,принято различать:
1. приемку товарапокупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;
2. приемку товара оторганов транспорта (перевозчика).

1.2 Субъекты отношений
В зависимости от видаприемки различают субъектов по договору поставки либо субъектов транспортногообязательства. Когда мы говорим о субъектах приемки и экспертизы товаров,подразумеваем довольно обширный круг лиц, в который входят не только стороны подоговору купли-продажи, договору поставки, но и иные лица, участвующие в даннойпроцедуре. Таким образом, можно выделить:
1) стороны договоракупли-продажи, договора поставки;
2) других лиц,участвующих в приемке и в необходимых случаях в экспертизе товаров.
Стороны договора – это,как правило, продавец (поставщик) и покупатель (получатель), ведущиекоммерческую деятельность. В Гражданском Кодексе дан исчерпывающий переченьформ коммерческих организаций. Так в соответствии с п.2 ст.50 коммерческиеорганизации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарныхпредприятий. Таким образом, государство может выступать покупателем по договорупоставки (например, приобретая товары в государственный резерв), что чаще всегооформляется государственным контрактом на поставку товаров для государственныхнужд. Некоммерческие организации также могут участвовать в торговом обороте, ноограничено. Так организации могут приобретать необходимые ресурсы, продаватьпроизводимые ими изделия, следовательно, быть стороной приемки товаров, тольков соответствии с уставными целями деятельности. Некоммерческие организации неимеют право заключать договоры поставки в качестве поставщиков; при реализациитоваров могут заключать лишь договоры купли-продажи. Стороной по договору можетбыть и индивидуальный предприниматель, право которого закреплено Конституцией РФ.Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закономэкономической деятельности. В п. 1, 2 статьи 23 Гражданского кодексаустановлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица с момента государственной регистрации вкачестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельноститаких лиц применяются нормы Гражданского кодекса, которые регулируютдеятельность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
За рубежом распространенпорядок, когда физическое лицо, желающее вести коммерческую деятельность,обязано зарегистрироваться в торговом реестре. В большинстве случаев такоедействие требуется и от организаций на основании торговых кодексов. В Россиидля осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельностииндивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствамипредусмотрен общий порядок государственной регистрации. Организации же вправезаниматься коммерческой деятельностью после регистрации в Единомгосударственном реестре юридических лиц. Как утверждает Пугинский Б.И.«Имеющийся опыт не свидетельствует о имеющейся необходимости установления вРоссии специальной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей для занятия торговой деятельностью»[5].
Стороной по договорупоставки выступают органы транспорта (перевозчик), являющиеся коммерческойорганизацией или индивидуальным предпринимателем, которые в соответствии сдействующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную сперевозкой грузов. Перевозочная деятельность на всех видах транспорта подлежитлицензированию согласно нормам Федерального закона от 8 августа 2001 г. N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Для получения лицензиинеобходимо представить заявление и документы, подтверждающие юридическуюличность. Лицензия выдается на определенный срок (до пяти лет) с уплатойустановленного сбора, может продляться, но не может передаваться другим лицам.Предусмотрен перечень оснований, при наличии которых возможен отказ в выдачелицензии. Он может быть обжалован заявителем в арбитражный суд.
Иным является правовойстатус предприятий железнодорожного транспорта. В состав железных дорог входятсамостоятельные юридические лица: отделения железных дорог, крупныежелезнодорожные станции, другие линейные предприятия (локомотивные и вагонныедепо, дистанции пути, специальные транспортные службы).
Помимо сторон в приемке товаровучаствуют и другие лица, в частности, представители общественностиорганизации-получателя, представитель другого предприятия. В качествепредставителей общественности не могут выделяться руководители предприятий и ихзаместители, материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица,связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей.Инструкция №6-П устанавливает, что представитель общественности предприятия-получателяили представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции уданного предприятия-получателя не более двух раз в месяц. Представители другихпредприятий и организаций и представители общественности, выделенные дляучастия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия — получателявознаграждение за участие в приемке продукции.
Кроме этих лиц приприемке товаров по качеству в необходимых случаях участвует эксперт. Так п.20Инструкции №7-П устанавливает, что при неявке представителя изготовителя(отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и вслучаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) неявляется обязательным, проверка качества продукции производится представителемсоответствующей отраслевой инспекции по качеству продукции, а проверка качестватоваров — экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующейинспекции по качеству.
Лица, осуществляющие приемку, обязаны строгособлюдать правила приемки товаров и удостоверять своей подписью только тефакты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, неустановленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
За подписание акта о приемке, содержащего несоответствующие действительности данные, лица, подписавшие такой акт, несутустановленную законом ответственность.
1.3 Источникиправового регулирования приемки товаров и экспертизы качества
Ситуация, сложившаяся вотношении правового регулирования процедуры приемки товаров в России катастрофическая.До сих пор не принят кодифицированный нормативный акт, регулирующийкоммерческие отношения, в том числе и отношения по поводу приемки по качеству иколичеству. В данный момент данная процедура регламентируется большимколичеством нормативных правовых актов, среди которых Гражданский кодекс РФ,транспортные уставы и другие кодексы, правила выдачи груза на соответствующемвиде транспорта. Применение того или иного акта зависит от многих факторов. Какпишет Пугинский Б.И., «…надо различать случаи, когда проверка грузапроизводится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не долженучаствовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается сучастием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортнымзаконодательством»[6].
В связи с этим интереспредставляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от15.12.2009 №12367\09 по делу об иске страховой компании к авиакомпании.Президиум ВАС РФ постановил, что к отношениям, связанным с недостачей груза приавиаперевозке, надо применять нормы Воздушного кодекса РФ[7].
Порядок приемки товаровот органов транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997№60-ФЗ, Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ, Федеральногозакона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РоссийскойФедерации», Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от07.03.2001 №24-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовойсвязи». Кроме вышеперечисленных актов существуют также такие общие правовыеакты о приемке как Инструкция о порядке приемки продукциипроизводственно-технического назначения и товаров народного потребления поколичеству №6-П и Инструкция о порядке приемки продукциипроизводственно-технического назначения и товаров народного потребления покачеству №7-П, утвержденные Госарбитражем СССР в 1965 и 1966 годахсоответственно (далее по тексту – Инструкция о приемке по количеству иИнструкция по приемке по качеству). В настоящее время инструкции не носятобязательный характер, а применяются, если стороны указали об этом в договоре.Однако, как отмечает Пугинский Б.И., «…даже если такое условие не включено вдоговор, но получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями,то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащимдоказательством по делу, поскольку никакого иного общего характера приемки несуществует»[8].Таким образом судебная практика признает инструкции Госарбитража в качествеобычаев делового оборота.
Необходимо помнить осоотношении инструкций с другими нормативными актами. Так по общему правилуинструкции по отношению к стандарту выполняют субсидиарную роль и применяются втех случаях, когда стандартами, техническими условиями, основными и особымиусловиями поставки и иными обязательными правилами не установлен другой порядокприемки товара.
Главенствующую роль вустановлении порядка приемки товара играет договор, заключаемый междусторонами. Однако, в соответствии с ч.2 п.1 ст.474 ГК РФ, когда порядокпроверки устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательнымитребованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товара,определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. В настоящее времянаблюдается либерализация требований к порядку приемки товаров и определениякачества продукции. Как отмечает Попондопуло В.Ф., «Если раньше (в плановойэкономике) эти требования определялись главным образом в административномпорядке (в широком применении государственных стандартов, содержащихимперативные требования, административной аттестации продукции и еегосприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований ккачеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований ккачеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась»[9].Однако на договор ложится основная нагрузка регулирования вопросов, связанных сприемкой товаров по количеству и качеству, так как современные правовые акты вэтой сфере до сих пор не приняты. «Это создает проблемы для предпринимателей,поскольку детальное описание процедуры приемки в договорах ведет к чрезмерному«разбуханию» договора и сложности подробного регулирования всех возникающих приприемке вопросов»[10]
Помимо порядка приемкитоваров вышеперечисленные инструкции регулируют отношения по поводу проведенияэкспертизы в необходимых случаях.
Несмотря на якобыотлаженные отношения по поводу приемки товаров существуют проблемы в этойобласти, одна из которых отсутствие кодифицированного акта, регулирующегоприемку и экспертизу товаров и, вместе с тем, существование устаревшихнормативных актов. Это в свою очередь порождает ряд дискуссий, среди которыхспоры относительно предмета коммерческих отношений, увеличения количествасудебных дел, связанных с неправильной трактовкой нормативных актов.

Глава 2. Приемкатоваров
 
2.1. Порядок приемки товаров
В научной литературесуществует несколько классификаций приемки товаров[11].Во-первых, как указывалось ранее, выделяются с учетом вида обязательства,регулирующего передачу имущества:
1) приемка,непосредственно во взаимоотношениях с продавцом;
2) приемка товаровот органов транспорта.
Во-вторых, в зависимостиот того, в каком обороте находятся товары:
1) приемка товаров,находящихся во внутреннем обороте;
2) приемка импортныхтоваров.
В-третьих, в зависимостиот типа:
1) приемка товаровпо количеству;
2) приемка товаровпо качеству. Качество представляет собой совокупность характерных свойств,формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товарыдля соответствия своему назначению.
При осуществлении даннойправовой процедуры необходимо учитывать нюансы, связанные с тем или иным видомприемки. Приемка товаров по количеству отличается от приемки товаров покачеству. Также существуют свои особенности при приемке товаров, находящихся вобращении в России или за ее пределами (импортных товаров). Помимо этогоразличаются процедуры приемки товаров, передача которых осуществляетсянепосредственно продавцом либо через органы транспорта.
Как отмечалось ранее,законом установлена обязанность покупателя принять и осуществить проверкутовара. Так, в соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ покупатель обязан проверитьколичество и качество товаров в порядке и сроки, установленные правовымиактами, договором и обычаями делового оборота. Однако закон не устанавливаетпорядок приемки товаров, который регулируется инструкциями о приемке товара поколичеству и по качеству. Инструкции в свою очередь не отвечают потребностямсовременных коммерческих отношений. Многие нормы инструкций на практикеприводят к спорам и разногласиям сторон. Таким образом, существуетнеобходимость согласования проведения приемки товаров непосредственно вдоговоре.
Как правовая процедурафактическая приемка товаров подразделяется на несколько этапов. Андреева В.Л.выделяет: приемку товаров от органов транспорта; приемку товаров на складеполучателя; приемку товаров по количеству; приемку товаров по качеству; составлениеакта приемки.[12]
Однако с таким делениемпроцесса приемки на этапы трудно согласиться. Так сама Андреева Л.В. указываетна то, что такая последовательность применяется не во всех случаях. Нас жеинтересует непрерывный и лаконичный процесс, когда один этап сменяет другой.Этап представляет собой относительно самостоятельную часть конкретного процессаприемки, направленную на решение отдельных его задач. В предложенном АндреевойЛ.В. варианте деления, на мой взгляд, отражены виды приемки, но не этапы, кромепоследней процедуры, относящейся к составлению акта приемки. Если выделятьэтапы приемки товаров, следует руководствоваться делением, предложеннымПугинским Б.И., в соответствии с которым выделяются:
1)  приемка при выгрузке товара, когдаучастие перевозчика в проверке не предусмотрено. Автор детально разбираетпроцесс приемки, связанный с выгрузкой товара из транспортного средства.Однако, на мой взгляд, сюда же необходимо относить и приемку товара на складепоставщика, которая осуществляется материально ответственным лицом подоверенности.
В части количества наэтом этапе получатель в первую очередь должен проверить, обеспечена лисохранность груза при перевозке. В случае обнаружения повреждения груза или егопорчи, а также несоответствия наименования и веса груза или количества местданным, указанным в транспортном документе, необходимо составить коммерческийакт, либо отметку на товарно-транспортной накладной. Далее ответственным лицомполучателя проверяется вес брутто и количество мест. В случае перевозки грузабез тары или в открытой таре, а также когда товар поступил в поврежденной таре,проверяется вес нетто и количество единиц товара в каждом месте.
Когда товар получен покупателем на складе продавца, приемкаосуществляется там же. Однако эта процедура не исключает возможности покупателяпровести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад.Продавец не будет отвечать за такие недостатки и потери, которые возникли врезультате ненадлежащей погрузки или транспортировки. В связи с этим интереспредставляет постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерацииот 25.02.2010 года № 15082/09 о взыскании стоимости недостающего груза. В ходерассмотрения дела было выявлено следующее. В соответствии с условиямимеждународного контракта от 26.11.2007 N 47/2007, заключенного между обществом(продавцом) и компанией «АйПиСи Интерпетрохем Гонконг Лтд»(покупателем), на станции Чепецкая по международной железнодорожной накладной NЧ 855337 в вагон N 90620253 произведена отгрузка азофоски насыпью, с указаниемобщего веса — 60 000 килограммов. Станцией назначения в накладной указанаМаньчжурия КЖД (Китай), пограничной станцией перехода — ЗабайкальскЗабайкальской железной дороги (Россия). При контрольной перевеске груза навагонно-электронных весах на станции Маньчжурия выявлена его недостача противдокументов в количестве 25 940 килограммов. О факте недостачи составленкоммерческий акт от 06.01.2008 N 0000193. Решением Арбитражного суда Читинскойобласти от 29.01.2009 с перевозчика (ОАО «РЖД») взыскано 7 041,74доллара США в рублях по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на датуфактического платежа. Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил: решениеАрбитражного суда Читинской области от 29.01.2009 по названному делу оставитьбез изменения.[13]
В части качества напервом этапе проверяется соблюдение обеспечительных мер по сохранности груза(наличие на транспортном средстве или контейнере пломб отправителя, исправностьпломб, состояние транспортного средства, исправность тары); сверяетсянаименование груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным втранспортном документе. Кроме этого получатель должен проверить, были лисоблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие сохранность груза отповреждения и порчи, то есть, как осуществлялась укладка груза, поддерживалсяли температурный режим, осуществлялась ли в необходимых случаях льдоснабжение.
В научной литературекритике подвергаются положения Инструкции о приемке по количеству, касающиесяприемки товара без участия поставщика. Так как первый этап осуществляетсябесконтрольно, велика вероятность создания недостачи самой принимающейстороной. Происходит это так: кладовщик или иное лицо со стороны получателя,вскрыв транспортное средство, например, умышлено изъял часть товара, создав темсамым недостачу. Далее формируется комиссия уже с участием поставщика или иногонезаинтересованного лица для дальнейшей приемки. Чтобы избежать подобныхситуаций, необходимо предусматривать в договоре условие о том, что вскрытиетранспортного средства и приемка ценных грузов уже на первом этапеосуществляются комиссией с участием определенных лиц.
По результатам первогоэтапа приемки инструкции предписывают составлять акт приемки. В силу того, чтоданный акт носит, как правило, промежуточный характер, получатели обычно его несоставляют, а оформляют по итогам приемки в целом.
Свои особенности существуютпри приемке импортных товаров. Здесь действует Инструкция о порядке и срокахприемки импортных товаров по количеству и качеству, составлению и направлениюрекламационных актов, утвержденная Госарбитражем СССР 15.10.1990 г. ДаннаяИнструкция, как и выше указанные, применяется в качестве обычая деловогооборота. В соответствии с п.6 Инструкции на этой стадии приглашается экспертбюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. В случае невозможностиучастия эксперта, приемка импортных товаров осуществляется комиссией с участиемпредставителя иностранного поставщика. Акты приемки по количеству и качествудолжны составляться раздельно по каждой партии товара, отгружавшейся по одноймеждународной накладной. Данные акты называются рекламационными. Приемкаимпортных товаров должна производиться с участием эксперта бюро товарныхэкспертиз при торгово-промышленной палате. При невозможности приглашенияэксперта приемка производится комиссией с участием представителя иностранногопоставщика либо с участием представителя незаинтересованной организации.
2) Второй этап связан сдальнейшими действиями принимающей стороны при обнаружении недостач илиповреждений товара. В случае обнаружения недостачи или повреждения товарасобирается комиссия либо приглашается эксперт. При приемке по количеству вкомиссию входят представители покупателя и поставщика. Инструкция о приемке поколичеству обязывает получателя вызвать представителя поставщика только вслучае его нахождения в одной местности с покупателем. В случае расположенияпоставщика в другой местности, его вызов не требуется, если иное непредусмотрено договором. В случае неявки поставщика дальнейшая приемкапроизводится комиссией с участием незаинтересованного представителя, которымине могут быть юристы, бухгалтерские работники, материально ответственные лица.Представитель, как правило, приглашается из другой организации либонаправляется из профсоюзной организации получателя. В части проверки качестватоваров, если на первом этапе приемки обнаружены повреждения товара, условия овызове поставщика аналогичны выше указанным. В случае возникновения разногласиймежду поставщиком и получателем относительно природы повреждений, а также вслучае неявки представителя поставщика или если его вызов был не обязателен,вызывается эксперт. Приемка товара по качеству производится комиссией в техслучаях, когда в выделении эксперта было отказано. Комиссия проверяетколичество и качество товара и в случае обнаружения недостачи или каких-либодефектов составляет акт о выявленной недостаче или акт о ненадлежащем качестветовара соответственно. В случае, если при приемке помимо недостачи будутвыявлены и излишки, то в акте фиксируются точные данные об этих излишках.
Приказом Государственногокомитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998  №132 «Об утвержденииунифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»предусмотрено составление актов согласно формам №Торг-1, №Торг-2, №Торг-3. Реквизитыданных актов соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями о приемке по количеству и качеству, а также инструкцией о приемкеимпортных товаров. Таким образом, при составлении актов приемки следуетиспользовать выше указанные формы. В остальном же руководствоваться положениямиинструкций. В соответствии с этими положениями, акт о недостаче продукциидолжен содержать все реквизиты, перечисленные в п.25 Инструкции о приемке поколичеству, среди которых данные о месте проведения, наименовании получателя,часах начала и окончания приемки, фамилиях и должностях принимавших участие вприемке, данные о наименовании и адресе поставщика, дате и номеретелефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя(изготовителя), дате и номере счета-фактуры и транспортной накладной(коносамента), дате прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения,времени выдачи груза органом транспорта, времени вскрытия вагона, контейнера,автофургона и других опломбированных транспортных средств, времени доставкипродукции на склад получателя. Здесь же, как отмечает Пугинский Б.И., «…необходимо указывать, проверялось ли количество товаров при выгрузке изтранспортного средства либо на складе покупателя»[14].Если приемка осуществляется на складе покупателя, следует указать, какобеспечивалась сохранность товара до момента данной процедуры. Необходимоуказать также, каким способом определено количество недостающей продукции(счетом мест, обмером, взвешиванием и другими), точное количество недостающейпродукции. Кроме этого в акте указываются и иные сведения, которые, по мнениюлиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждениянедостачи. На основании поверки комиссия в акте дает заключение о причинах иместе образования недостачи.
Акт приемки утверждаетсяруководством предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после егосоставления. На основании данного акта с приложенными к нему документами,обозначенными в п.27 Инструкции  получатель имеет право предъявить претензиюотправителю (поставщику).
Составление акта приприемке товаров по качеству предусмотрено Инструкцией о приемке по качеству.Данная процедура проводится в строгом соответствии со стандартами, техническимиусловиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными длясторон правилами, а также сопроводительным документам, удостоверяемых качествотоваров. Проверка качества бывает выборочной и сплошной. Выборочная (частичная)- проверка качества продукции с распространением результатов проверкикакой-либо части на всю партию. Выборочная проверка менее затратная, занимаетменьше времени и сил. Поэтому она предпочтительна. Однако она может проводитьсятолько в случаях, установленных стандартом на товар или договором. В иныхслучаях проводится сплошная проверка всех изделий.
В случае обнаружениянесоответствия качества товара требованиям стандартов, технических условий,образцам (эталонам), договору, либо данным, указанным в маркировке исопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получательдолжен приостановить дальнейшую приемку и составить акт с указанием количестваосмотренной продукции и характера выявленных дефектов. Когда качествопроверялось по согласованному образцу или на соответствие условиям договора, тов акте приводится ссылка на показатели образца или на пункт договора,устанавливающий порядок такой проверки. Как указывалось ранее, акт оненадлежащем качестве товара заполняется по форме №Торг-2, реквизиты которогосоответствуют содержанию Инструкций о приемке товаров по количеству и покачеству. Помимо схожих положений, установленных в Инструкции №П-6, здесьсуществуют свои особенности. На основании п.29 Инструкции №П-7 в актеотображается порядок отбора товаров для выборочной проверки с указанием основанияпроверки, точное количество забракованного товара,  степень понижения качества.В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов,устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинахвозникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствияпорча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило,покупателя.
2.2 Сроки приемкитоваров
Особое внимание припроведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемкипредставляет собой время, в течение которого получатель товара обязанпроизвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества икачества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров.Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружениянедостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна бытьпроизведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом илидоговором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны встатье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании нормИнструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторонбудут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, чтоусловия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так наосновании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемкепо качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качествапродукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведеннойсвоевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечетвозникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.
В соответствии синструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные длявыгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:
1) в момент получениятовара от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытияопломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств иконтейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их – длятоваров, поступивших без тары, в открытой таре, в поврежденной таре, а такжедля товаров в исправной таре по весу брутто и количеству мест;
2) одновременно совскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара – для товаров,поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц вкаждом месте;
3) не позднее 24 часов смомента получения продукции – для скоропортящихся товаров;
4) не позднее 30 дней смомента поступления товара на склад получателя в районах Крайнего Севера,отдаленных районах и других районах досрочного завоза – для продукциипроизводственно-технического назначения;
5) не позднее 60 дней вуказанных районах – для промышленных товаров народного потребления;
6) не позднее 40 дней вуказанных районах – для продовольственных товаров, а для скоропортящихсятоваров – не позднее 48 часов с момента поступления товаров на склад получателя.
При приемке по качествудействуют следующие сроки:
1) не позднее 20 дней — при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 часовпосле выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на складполучателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукцииполучателем;
2) не позднее 10 дней — приодногородней поставке, а скоропортящейся продукции — 24 часов после поступленияпродукции на склад получателя;
3) не позднее 30 дней — врайонах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочногозавоза для продукции производственно — технического назначения, а дляскоропортящейся продукции — не позднее 48 часов после поступления продукции насклад получателя.
4) не позднее 60 дней — вуказанных районах  для промышленных товаров народного потребления,продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) — не позднее 40дней, а для скоропортящихся товаров — не позднее 48 часов после поступления ихна склад получателя.
5) проверка качества икомплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, ноне позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре всвязи с особенностями поставляемого товара;
6) при вскрытии тары, ноне позднее установленных гарантийных сроков – для машин, оборудования, приборови другой продукции, поступившей в таре и имеющей гарантийные сроки службы илихранения. В Российской Федерации на большинство товаров устанавливаютсягарантийные сроки продолжительностью один год.
Второй этап связан сдальнейшими действиями при обнаружении недостачи либо дефектов продукта.
При обнаружении недостачиполучатель одновременно с приостановлением приемки обязан вызвать дляпродолжения приемки одногороднего отправителя, а тот в свою очередь, обязанявиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем неуказан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции — в течение 4 часов послеполучения вызова. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя)должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24часов, а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружениянедостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиямипоставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
Завершается приемка актомо недостаче товара, который составляется в день выявления недостачи иутверждается руководителем предприятия-получателя не позднее, чем на следующийдень после составления акта.
На втором этапе приприемке товара по качеству установлены следующие сроки. Интерес представляетположение о праве покупателя независимо от проверки качества товаров,произведенной им в установленные сроки, актировать производственные недостатки,если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничнойпродаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получениятоваров.
В части количества послеобнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тарыили упаковки установленным требованиям получатель должен немедленноприостановить приемку и в срок не позднее чем через 24 часа уведомить об этомпоставщика, уведомление о несоответствии качества скоропортящегося товаранаправляется немедленно после его  обнаружения. Одногородний поставщик обязанявиться в срок по вызову получателя не позднее, чем на следующий день, а поскоропортящейся продукции — не позднее 4 часов после получения вызова, если внем не указан иной срок явки. Если уведомление направляется иногороднемуотправителю, то он должен не позднее, чем на следующий день после получениявызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направленпредставитель для участия в проверке качества продукции. Если представительнаправлен, то он должен явиться в трехдневный срок.
На практике не редкислучаи, когда недостатки товаров не были установлены во время процедурыприемки. Устанавливается, что в таких случаях акт о скрытых недостатках составляетсяв течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но не позднее четырехмесяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытыенедостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.Четырехмесячный срок применяется и тогда, когда скрытые недостатки могут бытьобнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя илинесколькими предприятиями. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срокна которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлентакже в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.
Товары, на которыеустановлены гарантийные сроки, могут проверяться в течение этих сроков. Всоответствии с ст. 477 ГК РФ, когда отсутствует гарантийный срок на товар, атакже когда установленные гарантийные сроки составляют менее двух лет продавецнесет ответственность за недостатки товара, если покупатель докажет, чтонедостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам,возникшим до этого момента. Таким образом, складывается такая ситуация, когдапроизводитель устанавливает гарантийный срок на товар менее двух лет (на это онимеет право и устанавливает, как правило, продолжительностью в один год), апокупатель на основании ст.477 ГК РФ имеет право вернуть товар до истечениядвух лет со дня получения товара, когда такие недостатки возникли по винепроизводителя. Бремя доказывания возникновения недостатков лежит на покупателе.В результате, как указывает Пугинский Б.И., «…гарантийные сроки, которыепризваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляютинтересы как организаций-покупателей, так и граждан»[15].Для предупреждения таких нарушений необходимо в заключаемых договорахпредусматривать  гарантийный срок не менее двух лет.
Для отдельных видовтоваров предусмотрены сроки использования, которые составляют 10 лет, если иноене установлено стандартом или договором. Акты о выявленнойнедоброкачественности составляются в этом случае в пределах срока использованиятаких товаров.

Глава 3. Экспертизакачества товаров
 
3.1 Понятие и видыэкспертизы товаров
При необходимостипроверки качества товара обычно проводят соответствующую экспертизу. Экспертизапредставляет собой исследование каких либо вопросов, решение которых требуетспециальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экспертиза всовременных рыночных условиях стала одним из ведущих направлений в деятельностисубъектов рынка по продвижению товара. Основное предназначение данного правовогоинститута – укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве.Это наиболее квалифицированная форма использования специальных знаний в сферерыночных отношений целого арсенала современных научно-технических средств.
Разумеется,как и все общественные отношения, экспертный процесс должен развиваться натвердой законодательной основе, то есть необходимо наличие правовых норм,регулирующих порядок назначения и проведения экспертизы. В зависимости отназначения и вида экспертизы процедура регулируется  тем или иным нормативнымактом. Так Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ  «О качестве ибезопасности пищевых продуктов» устанавливается обязанность изготовителяпищевых продуктов, материалов и изделий немедленно приостановить изготовлениенекачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок,необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление такихпищевых продуктов, материалов и изделий. Если устранить такие причиныневозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных иопасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота,обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов,материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение. Порядок проведенияэкспертизы таких товаров регулируется Постановлением Правительства РФ от29.09.1997 N 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизынекачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, ихиспользовании или уничтожении».
В зависимости от целей,преследуемых при проведении экспертизы, выделяются:
1. Экологическая –экспертиза, используемая для определения воздействия товара в процессепотребления на человека и окружающую среду. При применении данного видаисследования необходимо учитывать не только  непосредственное потребление, но ивсе сопутствующие ему операции (хранение, транспортировку, разгрузку, погрузкуи другие). Регулирование  отношений, связанных с проведением экологическойэкспертизы, осуществляется на основании  Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Экологические показатели качества товара включают две основные группыпоказателей, отражающих особенности воздействия товара на природную ипредметно-пространственную среду. К первой группе относятся, например,показатели содержания вредных примесей, выбрасываемых в воздушную средудвигателями автомобилей. Ко второй группе можно отнести показатели  загрязненияоборудования кухни продуктами сгорания (сажи), образующимися при приготовлениипищи.
2. Экономическая состоит в исследовании, проведенном экспертом на основеспециальных знаний в области экономики в целях установления фактическогосостояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильногорешения дела, возникшего в процессе правоотношений. Как правило, экспертиза,проводится в целях  проверки правильности установления цены на товар взависимости от величины транспортных, производственных, иных затрат. Частотакая экспертиза проводится при расследовании дел о фальсификации товаров.
3. Технологическая – исследование соответствия технологии обработкисырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции технологическим режимами нормативам по количественному и качественному состоянию. Кроме того, этаэкспертиза изучает использование сырья, последовательность технологическихпроцессов, методы их выполнения, определяет правильность выбора необходимогооборудования, приспособлений, моделей, инструмента, расположения производственныхмощностей и др. К этому виду принадлежит и экспертиза материалов, вещей,изделий, которые используются в процессе производства. Выводы технологическойэкспертизы часто используются в судебной практике при расследовании выпусканедоброкачественной продукции.
4. Товарная экспертиза – исследование, направленное на определениесоответствия товара стандартам и условиям договора, данным маркировки исопроводительных документов, фактической сортности, причин брака или снижениякачества.
В зависимости от объектов,которые подвергаются экспертному исследованию, товарная экспертиза делится наэкспертизу продовольственных и непродовольственных товаров. Объектамиэкспертизы служат продовольственные и непродовольственные товары, сырье,полуфабрикаты. Как указывалось ранее, порядок проведения экспертизыпродовольственных товаров регулируется Постановлением Правительства РФ от29.09.1997 N 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизынекачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использованииили уничтожении». В соответствии с п.8 и п.3  Постановления экспертизанекачественной и опасной пищевой продукции проводится органами государственногонадзора и контроля в соответствии с их компетенцией в целях определениявозможности ее дальнейшего использования или уничтожения. Такая экспертизадолжна включать в себя оценку соответствия сопроводительной документации напищевую продукцию требованиям нормативной и технической документации,результатов ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировкипродукции. Несоответствие  сопроводительной документации требованиямнормативной и технической документации влечет соответствующие последствия,подчас неблагоприятного характера для виновника. В связи с этим интереспредставляет Постановление ФАС Московского округа от 26.06.2008 NКА-А40/5033-08 по делу N А40-36493/07-2-234 о признании незаконным решенияРоссельхознадзора о временном приостановлении действия разрешенияРоссельхознадзора от 03 мая 2006 года N 13-8-02/5223[16].В ходе изучения дела выяснено, именно из-за несоответствия сопроводительнойдокументации (ветеринарных сертификатов) требованиям нормативной документацииРоссельхознадзором принято решение о временном приостановлении разрешения наввоз свиных туш из Бразилии. Экспертизой установлено, что бланки ветеринарныхсертификатов, предъявленные в порту отгрузки, являются поддельными. В связи сэтим Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил кассационнуюжалобу ЗАО «Балтийский хладокомбинат о признании незаконным решенияРоссельхознадзора оставить без удовлетворения.
В ходе экспертизы также должны быть выяснены условия производства,закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, принеобходимости проведены лабораторные исследования (испытания) качества ибезопасности, а также ее идентификация.
В зависимости от организационных признаков экспертизы бывают первичными,назначаемые впервые, и повторные, когда существуют основания.

3.2 Порядок проведения экспертизы качества товаров
Экспертиза качества товаров представляет собой оценку качества товаровэкспертами для подтверждения достоверности результатов проверки при приемке.Основанием для проведения такой экспертизы могут служить: разногласия междупоставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенногополучателем в отсутствии поставщика и невозможности его явки на повторнуюприемку; обнаруженное или предполагаемое несоответствие фактического качестватовара указанному в документах; нарушение упаковки (поломка, деформация и др.);наличие значительных качественных потерь в процессе транспортирования илихранения. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами,санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексамитранспортных организаций.
При проведении данноговида экспертизы эксперты руководствуются следующими правилами:
1. Перед началомэкспертизы необходимо ознакомиться со всеми нормативными документами(стандартами на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку, методыиспытаний).
2. Качество товаровнеобходимо определять в соответствии с требованиями действующих стандартов,договоров.
3. Должна бытьотобрана выборка или объединенная проба, размер которой должен быть не менееустановленных норм.
4.  Принеоднородности товарной партии, включающей товары разного качества, экспертдолжен выявить процентное содержание каждой фракции. При обнаружении дефектныхтоваров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характернымидефектами и установить причины их возникновения. В необходимых случаях образцыдефектной продукции направляются в испытательную лабораторию для выявления ихвида и причин возникновения. Процентное содержание продукции с различнымидефектами указывается в акте экспертизы.
5. При выявлениипричин несоответствия качества эксперт указывает в акте экспертизы состояниетары и упаковочных материалов (их целостность, надежность, достаточность).
6.  Эксперт недолжен проводить приемочную экспертизу, если нарушена целостность товарнойпартии или предъявлены обезличенные товары, а также распакованные или безтоварно-сопроводительных документов.
Это общие требования,предъявляемые к проведению экспертизы качества товаров. Однако в зависимости отклассификации товаров, а также от показателей, по которым происходит оценкакачества, применяются  определенные нормативные акты: федеральноезаконодательство, постановления Правительства РФ, разнообразные ГОСТы. Следуетотметить, что одними из главных показателей при проведении экспертизы качестватоваров должны быть безопасность и экологичность товаров. Основные положения,регулирующие условия проведения экспертизы содержит Федеральный закон от02.01.2000 N 29-ФЗ  „О качестве и безопасности пищевых продуктов“. Всоответствии со ст. 22 индивидуальные предприниматели и юридические лица,осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевыхпродуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать ипроводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и техническихдокументов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. Если есть какие-либо основанияполагать, что продукция некачественная и опасная, такие продукты изымаются изоборота, назначается немедленная экспертиза. Пищевые продукты, материалы иизделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеютявные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этимнепосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации илиуничтожению без проведения экспертизы.
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, в которомуказывается о всех несоответствиях товара требованиям нормативных документов.Экспертное заключение играет существенную роль при доказывании ненадлежащегокачества товара. Так как бремя доказывания несоответствия качества товараусловиям контракта возлагается на сторону, заявляющую о ненадлежащем качестветовара, заключение эксперта способствует быстрому и справедливому разрешениюспора.
Так в решении МКАС поодному из дел, в частности, отмечено, что ответчик (покупатель) „несопроводил претензии от 18 и 20 мая 2005 г. актом проведения экспертизыотносительно качества товара. В целях подтверждения ненадлежащего качестватовара в претензиях были сделаны ссылки лишь на письменные уведомленияпартнеров ответчика о невозможности использовать поставленный товар в связи сего плохим качеством. Иных подтверждений и доказательств ненадлежащего качестватовара ответчик на момент предъявления претензии истцу не представил“[17].В итоге дело разрешилось не в пользу ответчика: МКАС обязал его погаситьзадолженность по оплате товара.
При оценке качестватоваров экспертиза служит довольно эффективным способом установлениясущественных обстоятельств. Экспертиза постоянно развивается путем созданияновых и совершенствования имеющихся методик исследования и находит все большееприменение в практике.

Заключение
В ходе подготовки работыдетально изученный действующий нормативный материал позволяет прийти к выводу отом, что отношения по поводу приемки толком не урегулированы. Существующеемножество нормативных актов, отсутствие единого документа создают путаницу,неразбериху как при составлении договоров купли-продажи, договоров поставки  вчасти приемки товаров, так и при непосредственной процедуре приемки.Большинство положений Инструкций Госарбитража №6-П и №7-П давно устарели и несоответствуют реалиям жизни. Однако за неимением другого приходитсяруководствоваться ими. Таким образом, видится необходимость в скорейшемпринятии специального  нормативного акта.
Кроме всего в теорииправа существуют дискуссии на тему определения основных категорий по даннойтематике. Так о сих пор существуют множество трактовок понятия «товар». Однаконаиболее правильной следует считать определение, данное в ГОСТе Р 51303-99«Торговля. Термины и определения»: товар – это любая вещь, не ограниченная вобороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому подоговору купли-продажи.
В работе детально изученыправовые акты, регулирующие порядок и сроки приемки товаров. Выявлены устаревшиенормы, требующие замены.
Кроме этого рассмотреныосновные особенности экспертизы качества товаров, изучена теоретическая основаэтого процесса, рассмотрены основные ее виды. Установлено, что в настоящеевремя экспертиза является самым демократичным и, пожалуй, единственным способомопределения качества товара.

Библиография
 
Нормативные правовые акты РоссийскойФедерации
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации опоправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). „Российская газета“ от 21 января 2009 г.N 7.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФСРФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009).  „Собрание законодательства РФ“,29.01.1996, N 5, ст. 410
3. Федеральный законот 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008) „О качестве и безопасностипищевых продуктов“ (принят ГД ФС РФ 01.12.1999). „Российскаягазета“, N 5, 10.01.2000
4. Закон РФ от 07.02.1992N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) „О защите прав потребителей“ (с изменениямии дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2010).  „Российскаягазета“, N 8, 16.01.1996.
5. ПостановлениеПравительства РФ от 29.09.1997 N 1263 „Об утверждении Положения о проведенииэкспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевыхпродуктов, их использовании или уничтожении“. „Собраниезаконодательства РФ“, 06.10.1997, N 40, ст. 4610
6. ПриказГоскомстата РФ от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных формпервичной учетной документации по учету торговых операций». „Финансоваягазета“, 1999, N 5,
7. ГОСТ 15467-79 (СТСЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины иопределения. ( утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 26.01.1979 N 244).М.: Издательство стандартов, 1981.
8. ГОСТ Р 51303-99 Торговля.Термины и определения. (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N242-ст) М., ИПК Издательство стандартов, 1999
Международные правовые акты
1. Конвенция ОрганизацииОбъединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена вВене 11.04.1980) (по состоянию на 26 мая 2010 года). „Вестник ВАСРФ“, N 1, 1994
Судебная и арбитражная практика
2. ПостановлениеПленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 „О некоторых вопросах, связанных сприменением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договорепоставки“. „Вестник ВАС РФ“, N 3, 1998
3. Инструкция опорядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаровнародного потребления по количеству (Утв. Постановлением Госарбитража СССР от15.06.1965 N П-6). „Бюллетень нормативных актов министерств и ведомствСССР“, 1975, N 2
4. Инструкция опорядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаровнародного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от25.04.1966 N П-7. „Бюллетень нормативных актов министерств и ведомствСССР“, 1975, N2.
5. ИнструкцияГосарбитража СССР от 15.10.1990 „О порядке и сроках приемки импортныхтоваров по количеству и качеству, составления и направления рекламационныхактов“. „Бюллетень нормативных актов министерств и ведомствСССР“, N 4, 1991.
6. ПрактикаМеждународного коммерческого Арбитражного суда при ТПП РФ за 2005 г. / сост.М.Г. Розенберг. М., 2006.
Научные и учебныеиздания
1. Андреева Л.В. Коммерческоеправо России. Учебник. М.: Волтерс Клувер. 2009
2. Голышев В.Г.Коммерческое право. Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.
3. Горфинкель В.Я.,Швандер В.А. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентоввузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Попондопуло В.Ф. Коммерческоеправо. Учебник, Ч.2. С.-Петербург, 1998.
5. Пугинский Б.И.Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010
6. Шершеневич Г.Ф.Учебник торгового права. М., 1994


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дягилев. Великий вождь авангарда
Реферат Cистема неинвазивного хирургического лечения миомы матки ExAblate Производитель
Реферат Арка Дружбы народов Киев
Реферат Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования
Реферат "иерусалим" было подвижным и в разное время
Реферат Из истории десятичных дробей
Реферат Механизмы формирования региональной инвестиционной политики
Реферат 30 сентября 2011г в Центральной детской библиотеке прошла беседа для уч-ся Куйтунской средней школы №1 о вреде наркотиков «я против, а вы?» в форме беседы
Реферат 20 октября в Украине ежегодно проводиться День борьбы с раком молочной железы. Внашей стране, как и в мире, первое место среди злокачественных заболеваний у женщин занимает рак молочной железы
Реферат Расчет паровой турбины Т-100-130, расчет ступени
Реферат Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани
Реферат Расчет усилителя радиочастоты, предназначенного для усиления АМ сигнала
Реферат Андреев С. Н., Мельниченко Л. Н
Реферат Податок на прибуток підприємств у системі прямого оподаткування, зміни у оподаткуванні юридичних осіб
Реферат Українські землі у складі Російської Імперії в другій половині XIX ст